Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.

с.152

57. ФОРОНЕЙ

a. Пер­вым чело­ве­ком, кото­рый осно­вал и насе­лил тор­го­вый город, был брат Ио — Форо­ней, сын реч­но­го бога Ина­ха и ним­фы Мелии. Позд­нее этот город, назван­ный Форо­ний, был пере­име­но­ван в Аргос. Форо­ней был так­же пер­вым, кто научил­ся при­ме­нять огонь, укра­ден­ный Про­ме­те­ем. Он женил­ся на ним­фе Кер­до, пра­вил всем Пело­пон­не­сом и стал покло­нять­ся Гере. Когда он умер, его сыно­вья Пеласг, Иас и Аге­нор разде­ли­ли Пело­пон­нес меж­ду собой, а его сын Кар осно­вал город Мега­ру1.

* * *

1. В каче­стве духа оль­хи, сим­во­ли­зи­ро­вав­шей чет­вер­тый месяц свя­щен­но­го года (см. 28. 4; 52. 3 и 170. 8), во вре­мя кото­ро­го отме­чал­ся празд­ник весен­них кост­ров, Форо­ней счи­тал­ся сыном Ина­ха пото­му, что оль­ха рас­тет по бере­гам рек. с.153 Его мате­рью была ним­фа-ясень Мелия, посколь­ку ясень пред­ше­ст­во­вал оль­хе в кален­да­ре дере­вьев и счи­тал­ся «при­тя­ги­ваю­щим огонь», так как зажжен­ные мол­нией дере­вья были для пер­во­быт­но­го чело­ве­ка пер­вым источ­ни­ком огня. Будучи одно­вре­мен­но геро­ем-ора­ку­лом, он ассо­ции­ро­вал­ся с воро­ной (см. 50. 1). То, что Форо­ней стал пер­вым поль­зо­вать­ся огнем, мож­но объ­яс­нить тем, что древ­ние куз­не­цы и гон­ча­ры отда­ва­ли пред­по­чте­ние углю из оль­хи, посколь­ку тот дает боль­ше жару, чем любой дру­гой. Кер­до («поль­за» или «ремес­ло») — один из эпи­те­тов Демет­ры, при­ни­мав­шей образ лас­ки или лисы, кото­рые счи­та­лись живот­ны­ми-ора­ку­ла­ми. «Форо­ней», воз­мож­но, был эпи­те­том Кро­на, с кото­рым отож­дествля­лись воро­на и оль­ха (см. 6. 2), и поэто­му эпи­те­том тита­на седь­мо­го дня свя­щен­ной неде­ли. Раздел цар­ства Форо­нея меж­ду его сыно­вья­ми Пеласгом, Иасом и Аге­но­ром напо­ми­на­ет раздел цар­ства Кро­на меж­ду Зев­сом, Посей­до­ном и Гаде­сом, одна­ко не исклю­че­но, что он соот­вет­ст­ву­ет разде­лу Пело­пон­не­са до при­хо­да ахей­цев.

2. Кар — это К’ре, или Карий, или Вели­кий бог Кер. Веро­ят­но, свое имя он полу­чил от сво­ей луны-мате­ри Арте­ми­ды Карии, или Кари­а­ти­ды.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Гигин. Мифы 143 и 274; Апол­ло­дор II. 1. 1; Пав­са­ний I. 39. 4—6; II. 15. 5.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1341658575 1303312492 1303242327 1356780058 1356780059 1356780060