Р. Грейвс

Мифы древней Греции

Грейвс Р. Мифы древней Греции. Москва. Изд-во «Прогресс», 1992 г. 624 с.
Перевод с англ. К. П. Лукьяненко, сделанный с первого издания книги Р. Грейвса (1955 г.).
Под редакцией и с послесловием А. А. Тахо-Годи.
Примечания И. И. Маханькова, обозначенные в книге звездочками, в эл. версии пронумерованы лат. цифрами.
Сверено с изданием Р. Грейвса 2005 г. (Екатеринбург, У-Фактория).

с.201

79. ЭРИГОНА


a. Хотя Ойней был пер­вым смерт­ным, кото­ро­му Дио­нис вру­чил вино­град­ную лозу, пер­вым, кто стал делать вино, ока­зал­ся Ика­рий. Он уго­стил пер­вым сво­им вином несколь­ких пас­ту­хов в Мара­фон­ских лесах у под­но­жия горы Пен­те­ли­кон, и те, сме­шав вино с водой, как позд­нее сове­то­вал Эно­пи­он, так опья­не­ли, что у них ста­ло дво­ить­ся в гла­зах. Думая, что их окол­до­ва­ли, они уби­ли Ика­рия. Соба­ка Ика­рия Мера виде­ла, как его погреб­ли под сос­ной, и при­ве­ла туда его дочь Эри­го­ну, ухва­тив зуба­ми за подол пла­тья. Эри­го­на выко­па­ла труп и с отча­я­ния пове­си­лась на той же сосне, помо­лясь богам о том, чтобы все афин­ские девуш­ки разде­ли­ли с ней эту участь, пока Ика­рий лежит неот­мщен­ным. Хотя слы­ша­ли ее толь­ко боги, а пас­ту­хи, убив­шие Ика­рия, бежа­ли за море, вско­ре моло­дых афи­ня­нок ста­ли одну за дру­гой нахо­дить пове­сив­ши­ми­ся на сосне. Это про­дол­жа­лось до тех пор, пока Дель­фий­ский ора­кул не ска­зал, что их жиз­ни тре­бу­ет Эри­го­на. Винов­ных в гибе­ли Ика­рия пас­ту­хов нашли и пове­си­ли, потом учреди­ли ныне отме­чаю­щий­ся празд­ник вина с жерт­вен­ны­ми воз­ли­я­ни­я­ми в честь Ика­рия и Эри­го­ны. Девуш­ки во вре­мя это­го празд­ни­ка пере­киды­ва­ли через вет­ви верев­ки и кре­пи­ли к ним неболь­шие дощеч­ки. Так были изо­бре­те­ны каче­ли. С вет­вей так­же сви­са­ли мас­ки, кото­рые вра­ща­лись на вет­ру.

b. Образ соба­ки Меры был поме­щен сре­ди звезд, и она ста­да звездой Малый Пес. Поэто­му неко­то­рые отож­дествля­ют Ика­рия с Боотом, а Эри­го­ну — с созвезди­ем Девы1.

с.202

* * *

1. Мерой зва­ли жену При­а­ма Гека­бу, или Геку­бу, после того, как она пре­вра­ти­лась в соба­ку (см. 168. 1), но посколь­ку Геку­ба была трех­го­ло­вой боги­ней смер­ти Гека­той (см. 31. 7), жерт­вен­ные воз­ли­я­ния в честь Эри­го­ны и Ика­рия, веро­ят­но, пред­на­зна­ча­лись ей. Доли­на, в кото­рой про­ис­хо­ди­ла эта цере­мо­ния, теперь назы­ва­ет­ся «Дио­нис». Сос­на Эри­го­ны мог­ла быть дере­вом, под кото­рым был оскоп­лен и умер от поте­ри кро­ви Аттис Фри­ги­ец (Овидий. Фасты IV. 221; Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Эне­иде» Вер­ги­лия IX. 116); поэто­му смысл мифа, веро­ят­но, заклю­ча­ет­ся в том, что когда звезда Малый Пес всхо­ди­ла на небо­склоне, мара­фон­ские пас­ту­хи еже­год­но при­но­си­ли кого-нибудь из сво­их рядов в жерт­ву богине по име­ни Эри­го­на.

2. Ика­рий озна­ча­ет «из Ика­рий­ско­го моря», т. е. с Киклад, откуда культ Атти­са при­шел в Атти­ку. Позд­нее к нему при­вил­ся культ Дио­ни­са, и исто­рию с само­убий­ства­ми афин­ских деву­шек мог­ли рас­ска­зы­вать, чтобы объ­яс­нить, поче­му на сос­ны посреди вино­град­ни­ков веша­ли мас­ки Дио­ни­са, кото­рые вра­ща­лись на вет­ру; счи­та­лось, что уро­жай вино­гра­да будет луч­ше в той сто­роне, куда повер­ну­та мас­ка. Дио­ни­са обыч­но изо­бра­жа­ли длин­но­во­ло­сым жено­по­доб­ным юно­шей, и его мас­ки мог­ли напо­ми­нать пове­шен­ных деву­шек. Не исклю­че­но, что пер­во­на­чаль­но на пло­до­вые дере­вья веша­ли кукол, изо­бра­жав­ших боги­ню пло­до­ро­дия Ари­ад­ну или Еле­ну (см. 88. 10 и 98. 4). Кача­ние деву­шек на каче­лях во вре­мя празд­ни­ка вина пер­во­на­чаль­но име­ло маги­че­ский смысл: воз­мож­но, полу­круг поле­та каче­лей сим­во­ли­зи­ро­вал вос­хож­де­ние и закат новой луны. Этот обы­чай мог быть зане­сен в Атти­ку с Кри­та, посколь­ку терра­ко­то­вая груп­па, най­ден­ная в Агиа-Три­а­да, изо­бра­жа­ет девуш­ку, качаю­щу­ю­ся меж двух дере­вьев, на кото­рых сидит по пти­це.

3. Имя Эри­го­на, как объ­яс­ня­ли мифо­гра­фы, озна­ча­ло «дитя враж­ды» из-за тех про­ис­ше­ст­вий, кото­рые с нею свя­зы­ва­ли. Одна­ко совер­шен­но оче­вид­но, что это имя озна­ча­ет «пло­до­ви­тая» и ука­зы­ва­ет на уро­жай­ность, кото­рая свя­зы­ва­лась с раз­ве­ши­ва­ни­ем кукол[1].

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Схо­лии к «Илиа­де» Гоме­ра XXII. 29; Нонн. Дея­ния Дио­ни­са XLVII. 34—245; Гигин. Мифы 130; Апол­ло­дор I. 8. 1 и III. 14. 7; Фест под сло­вом Os­cil­lan­tes; Ста­ций. Фива­ида XI. 644—647; Сер­вий. Ком­мен­та­рий к «Геор­ги­кам» Вер­ги­лия II. 388—389.


  • РЕДАКЦИОННЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ (И. И. Махань­ко­ва):

    с.557

  • [1]Эри­го­на — ско­рее уж «рож­ден­ная утром» (от греч. ēri — утро и gon — корень, ука­зы­ваю­щий на рож­де­ние); в гре­че­ской поэ­зии был попу­ля­рен близ­кий эпи­тет зари — Эри­ге­ния.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303322046 1341658575 1356780080 1356780081 1356780162