М. Л. Гаспаров

Эпикур

Текст приводится по изданию: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 377—378.

с.377 Эпи­кур (342—270 до н. э.) родил­ся в семье афин­ско­го посе­лен­ца на Само­се, с 310 года вел фило­соф­ские заня­тия в Мити­лене на Лес­бо­се, а с 306 года и до смер­ти — в Афи­нах, в сво­ем «Саду», став­шем для эпи­ку­рей­цев свя­щен­ным местом. Из его очень мно­го­чис­лен­ных сочи­не­ний пол­но­стью сохра­ни­лись лишь крат­кие резю­ме соб­ст­вен­но­го уче­ния — пись­мо к Геро­до­ту о стро­е­нии мира, пись­мо к Пифо­клу о при­чи­нах небес­ных явле­ний, пись­мо к Мене­кею о наи­луч­шем обра­зе жиз­ни (все адре­са­ты — уче­ни­ки Эпи­ку­ра, бли­же не извест­ные) и «Глав­ные мыс­ли» в фор­ме афо­риз­мов, самое попу­ляр­ное из его про­из­веде­ний. Все они сохра­ни­лись в соста­ве жиз­не­опи­са­ния Эпи­ку­ра, состав­ля­ю­ще­го X кни­гу сочи­не­ния Дио­ге­на Лаэрт­ско­го (III в. н. э) «О жиз­ни, уче­ни­ях и изре­че­ни­ях зна­ме­ни­тых фило­со­фов»; нуме­ра­ция пара­гра­фов Дио­ге­на Лаэрт­ско­го дает­ся на полях, а встав­ки Дио­ге­на в эпи­ку­ров­ский текст выде­ле­ны двой­ны­ми скоб­ка­ми. Пере­вод сде­лан по изда­нию Дио­ге­на Лаэрт­ско­го, под­готов­лен­но­му X.—С. Лон­гом (Окс­форд, 1958); места­ми исполь­зо­ва­ны обо­роты, най­ден­ные в пол­ном пере­во­де фраг­мен­тов Эпи­ку­ра у С. И. Соболев­ско­го (при изд.: Лукре­ций. О при­ро­де вещей, т. 2. М.—Л., 1947). Эпи­кур делил свое уче­ние на две части — физи­ку и эти­ку. В физи­ке он вслед за Демо­кри­том пред­став­лял мир состо­я­щим из ато­мов и пустоты; в отли­чие от Демо­кри­та он, одна­ко, допус­кал для ато­мов воз­мож­ность мини­маль­но­го бес­при­чин­но­го откло­не­ния от пути их поле­та («паде­ния») в пусто­те — нечто вро­де сво­бо­ды воли. Позна­ние мира опи­ра­ет­ся на пока­за­ния чувств: от всех пред­ме­тов отде­ля­ют­ся тон­чай­шие плен­ки-«вид­но­сти», кото­рые вза­и­мо­дей­ст­ву­ют с орга­на­ми чувств, а «ощу­ще­ния» этих вза­и­мо­дей­ст­вий и «внут­рен­ние чув­ства» («пре­тер­пе­ва­ния»), т. е. удо­воль­ст­вие и неудо­воль­ст­вие, сла­га­ют­ся в кар­ти­ну мира. Это облег­ча­ет­ся, во-пер­вых, тем, что повтор­ные впе­чат­ле­ния от «вид­но­стей» сла­га­ют­ся в «пред­вос­хи­ще­ния» новых ощу­ще­ний, а во-вто­рых, тем, что умст­вен­ные опе­ра­ции с с.378 пред­ме­та­ми, непо­сред­ст­вен­но не ощу­ти­мы­ми, тоже воз­мож­ны и дости­га­ют­ся «образ­ным брос­ком мыс­ли», при­ро­ду кото­ро­го Эпи­кур не опре­де­ля­ет. В эти­ке выс­шей цен­но­стью Эпи­кур счи­тал удо­воль­ст­вие, а его пред­став­лял как сво­бо­ду от неудо­воль­ст­вия — «бес­тре­вож­ность»; глав­ной же частью «бес­тре­вож­но­сти» была сво­бо­да от стра­ха перед бога­ми, дости­гае­мая разу­мом.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303312492 1341515196 1341658575 1358410209 1359100367 1359103622