Текст приводится по изданию: Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983. С. 377—378.
с.377 Эпикур (342—270 до н. э.) родился в семье афинского поселенца на Самосе, с 310 года вел философские занятия в Митилене на Лесбосе, а с 306 года и до смерти — в Афинах, в своем «Саду», ставшем для эпикурейцев священным местом. Из его очень многочисленных сочинений полностью сохранились лишь краткие резюме собственного учения — письмо к Геродоту о строении мира, письмо к Пифоклу о причинах небесных явлений, письмо к Менекею о наилучшем образе жизни (все адресаты — ученики Эпикура, ближе не известные) и «Главные мысли» в форме афоризмов, самое популярное из его произведений. Все они сохранились в составе жизнеописания Эпикура, составляющего X книгу сочинения Диогена Лаэртского (III в. н. э) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»; нумерация параграфов Диогена Лаэртского дается на полях, а вставки Диогена в эпикуровский текст выделены двойными скобками. Перевод сделан по изданию Диогена Лаэртского, подготовленному X.—С. Лонгом (Оксфорд, 1958); местами использованы обороты, найденные в полном переводе фрагментов Эпикура у С. И. Соболевского (при изд.: Лукреций. О природе вещей, т. 2. М.—Л., 1947). Эпикур делил свое учение на две части — физику и этику. В физике он вслед за Демокритом представлял мир состоящим из атомов и пустоты; в отличие от Демокрита он, однако, допускал для атомов возможность минимального беспричинного отклонения от пути их полета («падения») в пустоте — нечто вроде свободы воли. Познание мира опирается на показания чувств: от всех предметов отделяются тончайшие пленки-«видности», которые взаимодействуют с органами чувств, а «ощущения» этих взаимодействий и «внутренние чувства» («претерпевания»), т. е. удовольствие и неудовольствие, слагаются в картину мира. Это облегчается, во-первых, тем, что повторные впечатления от «видностей» слагаются в «предвосхищения» новых ощущений, а во-вторых, тем, что умственные операции с с.378 предметами, непосредственно не ощутимыми, тоже возможны и достигаются «образным броском мысли», природу которого Эпикур не определяет. В этике высшей ценностью Эпикур считал удовольствие, а его представлял как свободу от неудовольствия — «бестревожность»; главной же частью «бестревожности» была свобода от страха перед богами, достигаемая разумом.