Римские цензоры и градостроительство в Италии
с.147 Как известно, к началу
У Полибия есть одно примечательное утверждение, относящееся к деятельности римских цензоров в указанной сфере. Характеризуя эту обязанность цензоров, он признается, что ему «затруднительно» было бы перечислить все виды работ, которыми они ведают на территории Италии «по управлению и сооружению общественных зданий» (VI. 17. 2). В литературе нового времени утверждение Полибия отчасти было поддержано, например, с.148 Т. Моммзеном, который подчеркивал исключительно энергичную заботу цензоров об «италийских шоссе»1. На наш взгляд, восходящая к Полибию точка зрения на масштабы строительной деятельности цензоров на территории Италии, нуждается в корректировке, поскольку представляется преувеличенной. Тема градостроительной практики римлян за пределами столицы присутствует и в сочинениях других античных авторов. В первую очередь заслуживают сообщения Тита Ливия о градостроительстве цензоров в Италии. Приходится констатировать, что таких случаев не так уж и много. Сообщаемая им и достаточно обширная информация об этой сфере деятельности цензоров относится, большей частью, к самому Риму. Если о градостроительстве цензоров в Риме он говорит в восьми случаях, то об обустройстве италийских городов упоминает лишь четыре раза. Самую общую характеристику цензорской деятельности в этом направлении мы находим у Цицерона и Диона Кассия.
Участие цензоров в градостроительстве связано с возведением самых разнообразных сооружений, но особенно они были активны в прокладывании и обустройстве дорог. Первый, кто осознал значение сооружения этого вида коммуникаций, был цензор Аппий Клавдий Цек. В 312 г. (здесь и далее — до нашей эры) им было начато строительство дороги, выходившей из Рима в районе Порта Капена и пролегавшей через долину Эгерии вплоть до Альбанского озера и древнего храма и рощи богини Дианы в Ариции. Затем, пересекая Помптинские болота, она выходила к морю у Таррацины и дальше пролегала через богатые поля Кампании вплоть до Капуи2. Помимо чисто практической пользы, которую via Appia принесла Риму, следует отметить, что ее строительство положило начало еще одной важной функции цензоров — заботе о благоустройстве италийских дорог. Примеру Аппия Клавдия последовали цензоры классической Республики. О дорожном строительстве, начатом в 220 г. в северном направлении, сообщает Ливий: «Цензор Гай Фламиний мостит Фламиниеву дорогу» (Epit. XX). Скорее всего, она была проложена после присоединения Нарнии с.149 в 299 г. на южной границе Умбрии, которая стала латинской колонией, а впоследствии получила название Фламиниевой после ее обустройства цензором. Заметим попутно, что в это же время была сооружена и Валериева дорога в восточном направлении к Альбе и землям эквов. Появление имени консула в связи с дорожным строительством не случайно, а скорее закономерно, и подчеркивает важность этого направления строительной деятельности цензоров3. В 184 г., коллега Марка Порция Катона по цензорству, Луций Валерий Флакк вымостил дорогу, ведущую к Формиям (Liv. XXXIX. 44. 6). Валерий Флакк лишь продолжил обустройство Аппиевой дороги, поскольку Формии располагались на ней. Этот факт свидетельствует о том, что дорогам южного направления по-прежнему придавалось большое значение. Скорее всего, в традиции нашли отражение далеко не все случаи дорожного строительства в указанный период. Но, судя по топографическим данным, оно набирало обороты именно в это время и причины столь пристального внимания к италийским дорогам вполне объяснимы. Начиная с
Деятельность цензоров в хозяйственной сфере не сводилась только к прокладыванию дорог. Распространение римских принципов хозяйствования и управления, а по большому счету и градостроительной с.150 культуры, потребовало возведения в городах Италии типичных для римского зодчества зданий культовой и гражданской архитектуры. Цицерон, характеризуя эту обязанность цензоров в пределах Рима, говорит, что они ведают «городскими храмами, дорогами, водопроводами» (О законах. III. 7. Здесь и далее перевод
Пожалуй, это все, зафиксированные в традиции, случаи цензорского строительства на территории Италии в период классической республики. Несмотря на то, что они немногочисленны, все же, следует отметить, что они не менее масштабны, а по своему содержанию и характеру цензорское строительство за пределами Рима не отличалось от столичного. Делая такое заключение, все же следует учитывать, что наша информация детерминирована состоянием источников. Вместе с тем, необходимо принять во внимание и наблюдаемый в это время упадок в финансовом с.152 хозяйстве Рима10. Т. Моммзен правильно заметил, что по этой причине «в деле общественных сооружений этот период отстал от конца ему предшествовавшего»11.
Основной формой, в которой, согласно Полибию, эта деятельность осуществлялась, являлась сдача строительных подрядов на откуп. Полибий утверждает: «все, что находится во власти римлян, отдается цензорам на откуп» (Polyb. VI. 17. 2). Слова Полибия о всем, «что находится во власти римлян» позволяют предполагать, что цензоры участвовали в финансово-хозяйственной деятельности на территории всей Италии. Согласно Т. Моммзену, это выражение надо понимать как «все, находящееся в собственности римлян». Земельная собственность вне Рима, указывал он, как бы обширна она ни была, становилась, в ходе завоеваний, римской общинной собственностью12. Поэтому любой город на территории Италии предоставлял цензорам возможность для общественного строительства так же, как столица13. Свою экономическую деятельность цензоры осуществляли во всех муниципальных хозяйствах независимо от их положения. Условия сдачи на откуп, а также все права и обязанности откупщиков определялись указом, который издавался на каждое пятилетие вступившими в должность цензорами. О времени проведения этой процедуры можно говорить только предположительно, используя указание Макробия. Автор, повествуя о формировании древнеримского календаря, отмечает, что «подати откупали»14 в марте (Макробий. Сатурналии. I. 12. 7. Перевод
Важнейшим аспектом рассматриваемого направления деятельности цензоров является ее финансовая сторона. Расходы, связанные со строительством, требовали самых больших капиталовложений, о чем говорит Полибий: «Да и самый большой расход, превосходящий все прочие, тот, который употребляют цензоры каждые пять лет на исправление и сооружение общественных зданий» (VI. 13. 3). При вступлении в должность цензоры обращались к сенату с просьбой о выделении им денег на «общественные работы» (Liv. XL. 46. 16; XL. 51), поскольку именно сенату принадлежало последнее слово в вопросе расходования государственных средств. Формируя пятилетний бюджет, сенат назначал цензорам кредит на общественные работы. Он выделял требуемую сумму, и деньги распределялись между цензорами (ibid. XL. 51. 2). Кроме того, у цензоров были и общие средства (ibid. XL. 51. 7). В то же время, как подчеркивает Т. Моммзен15, предполагаемый объем средств на строительные нужды определяли цензоры, но не сенат. Что же касается источников финансирования, то сенат передавал в распоряжение цензоров доходы от налогов на текущий год (ibid. XL. 46. 16). Характер и цели работ при этом не конкретизировались. Решение о том, употребят ли они денежные средства на содержание или на расширение общественных сооружений и какое именно строительство сдадут на подряд, передавалось на усмотрение цензоров16. Т. Моммзен уточняет, что это относилось к собственно общинному (гражданскому) строительству: с.154 речь не шла о постройках в культовой сфере. В остальных случаях цензоры могли любое строительство сдать на подряд, независимо от того, была ли это объективная необходимость или «расточительное строительство» (Luxusbau)17. До какой степени цензоры были свободны в выборе объектов строительства, по крайней мере, в пределах Рима, отчетливо показывает, случай с сооружением театра, строительство которого цензор Гай Кассий Лонгин в 154 г. сдал на подряд. Сенат, спустя два года, заставил его разрушить: «театр в Риме, выстроенный по распоряжению цензоров, разрушен по настоянию Публия Корнелия Назики как предмет бесполезный и пагубный для общественной нравственности; после этого народ некоторое время смотрит зрелища стоя» (Liv. Epit. 48). То есть сенат все же был вынужден вмешаться в предпринятое цензором строительство, апеллируя к нравственной стороне вопроса. Несмотря на то, что решение было принято post factum и с точки зрения материальных затрат было, мягко говоря, не совсем рациональным, оно все же было исполнено.
Обращает на себя внимание известная свобода цензоров в получении и реализации выделяемых средств. Объяснить такое положение можно, видимо, тем, что цензоры имели непосредственное отношение к финансовой сфере. На это указывает Цицерон: «…да ведают они… эрарием, поступлением дани» (О законах. III. 7). Подтверждение этому факту мы находим у Ливия. Так, по поводу привезенной после войны с Антиохом дани он говорит следующее: «Дань приняли городские квесторы, а золотые сосуды — цензоры, и им было поручено поместить их в том храме, в каком они найдут наиболее удобным» (XLII. 6. 11). В принятии дани фигурируют две категории должностных лиц — квесторы и цензоры. Официально установленную дань принимают первые, а вторые — то, что передается сверх нее — в качестве подарка или «пени» за промедление с выплатой дани — не ясно. Как бы то ни было, это достаточно весомая часть поступившего, поскольку золотые сосуды, о которых идет речь, весили около 164 кг18. Отмеченный нюанс оспаривает выше приведенное утверждение Цицерона о значимости цензоров в этой сфере деятельности, но все же подтверждает их причастность к делу пополнения государственной с.155 казны. В качестве аргументации тезиса об известной свободе цензоров в реализации выделяемых средств можно привести пример их расходования цензорами 174 г. (Liv. XLI. 27. 11—
Цензорами могли допускаться нарушения финансовой дисциплины. Обвинения такого рода звучали уже в адрес Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. Ливий, рассказывая о деятельности цензоров 184 г., утверждает, что «государственные сборы они сдали на откуп за необычайно высокую сумму, а подряд на строительные работы для государства оплатили, наоборот, по самым низким расценкам» (XXXIX. 44. 7). Сенат вынужден был вмешаться в этот конфликт, но окончательное решение все же было принято цензорами.
Со временем меняется сам характер нарушений: в строительных заботах цензоров начинает проявляться личная заинтересованность. В 179 г. цензор Марк Эмилий Лепид (бывший великим понтификом и враждовавший с коллегой по цензорству Марком Фульвием Нобилиором) «соорудил дамбу у города Таррацины, чем с.157 не снискал благодарности, потому что у него там было имение и общественные средства оказались потраченными на частные нужды» (Liv. XL. 51. 2). В отношении цензоров это единственный, зафиксированный в традиции, случай такого рода, но весьма симптоматичный. Тем самым могло быть положено начало формированию пагубной практики, позволявшей за счет государственных средств устраивать личные дела. Косвенным образом это заключение подтверждается аналогичным случаем с претором 171 г. Гаем Лукрецием, который на вырученные от продажи военной добычи деньги провел воду из реки Лорацины в город Анций, где находилось его собственное поместье (Liv. XLIII. 4. 6).
Крайне неблаговидный случай описывает Тит Ливий в рассказе о том, как цензор 173 г. Квинт Фульвий Флакк для сооружения храма Всаднической Фортуны приказал «ободрать крышу храма Юноны Лацинийской в Бруттии» и о реакции римской общины на эту акцию (XLII. 3. 1—
Справедливости ради следует отметить, что подобных случаев в традиции зафиксировано немного. Как правило, цензоры на протяжении всего периода республики исправно исполняли возложенную на них обязанность. Об их отношении к делу говорит Ливий. Приводя конкретные факты из хозяйственной практики цензоров, он очень часто начинает изложение словами: «Цензоры неукоснительно и добросовестно следили за состоянием зданий» (XXIX. 37. 2). Добросовестность цензоров не является ни образцом, с.158 ни исключением в магистратской практике римлян эпохи республики, особенно ранней. Подобное отношение к порученным обязанностям было весьма характерно практически для всех римских руководителей этого периода. Таким образом, приведенные, пусть и не столь многочисленные, как хотелось бы, примеры градостроительной практики римских цензоров на территории Италии позволяют сделать вывод том, что они внесли определенный вклад в дело урбанизации Италии. Цели и характер строительства определялись задачами, которые стояли перед римской civitas, вышедшей в это время на новую орбиту своей истории. Римское влияние и образ жизни начинает распространяться по Апеннинам благодаря также и цензорской деятельности в области строительства.
The Roman censors in town-planning practice of Italy
The Roman censors town-planning practice in the territory of Italy shows that they have brought the certain contribution to urbanization of Italy. The purposes and character of building were defined by the problems which faced Roman civitas, who have left into the new orbit of its history at this time. The Roman influence and its way of life start to extend in the Apennines also due censors’ activity in the field of building. In this field activity of censors was rather various and versatile. In majority it had utilitarian character and was reduced to building of bridges and aqueducts, roads, arrangement of the markets, a construction of public buildings. In such various censors’ build creativity the fortification and temple building was practically absent. Censors had freedom in reception and realisation of allocated means because of their participation in financial sphere of Roman civitas. Censors were more conscientious in the carrying out their duties, however the cases of infringement of financial discipline and moral standards took place.
ПРИМЕЧАНИЯ