Л. Фридлендер

Картины из бытовой истории Рима
в эпоху от Августа до конца династии Антонинов.
Часть I.

Общая история европейской культуры. Том IV. Фридлендер Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. Часть I. Санкт-Петербург. Издание «Брокгауз-Ефрон», 1914.
Перевод под редакцией Ф. Зелинского, заслуженного профессора Санкт-Петербургского Университета и С. Меликовой, преподавательницы Санкт-Петербургских Высших Женских Курсов.
Примечания приводятся по 9-му немецкому изданию 1919 г. в переводе С. И. Сосновского, 2015.
Постраничная нумерация примечаний в электронной публикации заменена на сквозную.

с.323

2. Быст­ро­та путе­ше­ст­вия по суше и по морю.

С государ­ст­вен­ной поч­той мож­но было при дале­ких путе­ше­ст­ви­ях делать 5 миль (1 геогр. м.[1]) в час[2], вклю­чая сюда оста­нов­ки: из Антио­хии в Кон­стан­ти­но­поль доез­жа­ли менее, чем в 6 дней (747 м.1 = 150 геогр. м.[3])2. При путе­ше­ст­ви­ях в наем­ных эки­па­жах эта ско­рость счи­та­лась очень боль­шой, и вполне спра­вед­ли­во, так как здесь наем новых лоша­дей и людей тре­бо­вал более дол­гих оста­но­вок. Цезарь, путе­ше­ст­вия кото­ро­го вызы­ва­ли все­об­щее удив­ле­ние сво­ей быст­ро­той, совер­шал путь от Рима до Роны менее, чем в 8 дней3. Судя по рас­пи­са­нию стан­ций, рас­сто­я­ние от Рима до Арля, по доро­ге через Тос­ка­ну и при­мор­ские Аль­пы, рав­ня­лось 796 милям[4]4; Све­то­ний, гово­ря, что Цезарь про­ез­жал вели­чай­шие рас­сто­я­ния с неве­ро­ят­ной быст­ро­той и что он без бага­жа в наем­ном эки­па­же про­ехал рас­сто­я­ние в 100 м. (20 геогр. м.[5])[6], — по-види­мо­му, име­ет в виду это путе­ше­ст­вие5. Путь в Обуль­ко (в Бэти­ке) Цезарь совер­шил в 27 дней6, — меж­ду тем как изве­стие о сра­же­нии при Мун­де (тоже в Бэти­ке) дошло в Рим толь­ко через 35 дней7. Еще быст­рее, чем Цезарь, ехал вест­ник, при­вез­ший весть об убий­стве С. Рос­ция в с.324 Аме­рию — 56 миль[7] в 10 ч. — на двух­ко­лес­ном эки­па­же, ночью; но это было неболь­шое рас­сто­я­ние, кото­рое тре­бо­ва­ло не боль­ше двух пере­пря­жек8. Так­же и путе­ше­ст­вие Ице­ла, при­вез­ше­го изве­стие о смер­ти Неро­на Галь­бе в Испа­нию, счи­та­лось исклю­чи­тель­но быст­рым: он про­ехал в июне 68 г. из Рима в Клу­нию мень­ше чем в семь дней9. Мор­ское путе­ше­ст­вие от Остии до Тарра­ко­на тре­бо­ва­ло в луч­шем слу­чае не менее пяти дней, так как Пли­ний Стар­ший счи­та­ет очень быст­рым четы­рех­днев­ное путе­ше­ст­вие из ближ­ней Испа­нии — веро­ят­но из Тарра­ко­на в Остию10; сюда надо при­ба­вить еще рас­сто­я­ние от Остии до Рима. Так как Ицел при­был на седь­мой день еще до зака­та солн­ца, то он не употре­бил на путе­ше­ст­вие от Тарра­ко­на до Клу­нии даже и 36 часов — это было 332 мили[8]11. Сер­ван­тес назы­вал уже две­на­дца­ти­днев­ное путе­ше­ст­вие из Неа­по­ля в Бар­се­ло­ну счаст­ли­вым. Доро­га оттуда в Толе­до совер­ша­лась на поч­то­вых в 6 дней[9]12. Еще быст­рее, чем Ицел, ехал курьер, при­вез­ший из Акви­леи в Рим изве­стие об убий­стве Мак­си­ми­на: он при­был туда «на пере­клад­ных» на чет­вер­тый день13; он дол­жен был (если он все вре­мя ехал сушею — через Боло­нью) про­ез­жать 130—140 м. в день[10]14. Вител­лий полу­чил в Кёльне в ночь с 1 на 2 янва­ря 69 г. изве­стие о вос­ста­нии 4 и 22-го леги­о­нов про­тив Галь­бы, про­ис­шед­шем в Майн­це в пер­вый из этих дней15; таким обра­зом, посла­нец про­ехал 21,6 геогр. миль (108 рим­ских)[11] самое боль­шее в 24 часа[12]16, т. е. одну гео­гра­фи­че­скую милю в 35—38 минут (?)[13]. Отчет про­ку­ра­то­ра Бель­ги­ки об этом вос­ста­нии при­шел в Рим еще до 10 янва­ря17; курье­ры, при­нес­шие его, употре­би­ли на доро­гу из Майн­ца в Рим (через Реймс, рези­ден­цию намест­ни­ка), все­го 1440 м.[14] — менее 9 дней, т. е. еха­ли со ско­ро­стью более 160 м. в 24 часа[15]18. Быть может (не при­ни­мая во вни­ма­ние осо­бен­но труд­ных для путе­ше­ст­вия мест­но­стей), нор­маль­ной быст­ро­тою дви­же­ния государ­ст­вен­ной служ­бы было тогда 12 часа для 5 римск. — 1 геогр. мили[16]19. Самое быст­рое из извест­ных путе­ше­ст­вий — путе­ше­ст­вие Тибе­рия к заболев­ше­му Дру­зу из Тици­на (Павии) в Гер­ма­нию, «через толь­ко что поко­рен­ную вар­вар­скую стра­ну» (стра­ну хат­тов)20, при­чем он в 24 часа, часто меняя лоша­дей и имея толь­ко одно­го про­вод­ни­ка, про­ехал 200 миль (3912 геогр. м.)[17]. Так­же, если Ста­ций гово­рит, что по доро­ге, про­веден­ной Доми­ци­а­ном в 95 г. через Сину­ес­су, мож­но было в один день при­ехать из Рима в Баи, то под этим надо под­ра­зу­ме­вать курьер­скую езду, ибо толь­ко при тако­вой мож­но про­ехать 141 милю в 14 часов[18]21. Обык­но­вен­ные путе­ше­ст­вен­ни­ки, кото­рые, конеч­но, не еха­ли ночью, употреб­ля­ли на езду в эки­па­же вчет­ве­ро боль­ше вре­ме­ни. Пере­дат­чик одно­го пись­ма к Цице­ро­ну был в доро­ге из Дирра­хия в Рим 10 дней, сле­до­ва­тель­но от Брун­ди­зия (360 м.[19]) 8—9 дней22. При покой­ной езде обык­но­вен­но при­бы­ва­ли из это­го послед­не­го места менее, чем в 10 дней23; из Тарра­ко­на в Биль­би­лис (224 м.[20]) — все­гда на пятый день24. Друг Цице­ро­на, Рути­лий Луп, при­ехал из Мути­ны в с.325 Рим на шестой день25. Рас­сто­я­ние — 317 м.[21]. Изве­стие о бит­ве при Fo­rum Gal­lo­rum (меж­ду Мути­ной и Боно­ни­ей), решив­шей­ся вече­ром 15 апр. 43 г. до Р. Хр., при­шло в Рим 21-го26. Отсюда мож­но заклю­чить, что ездив­шие с воз­чи­ка­ми дела­ли еже­днев­но 40—50 м. (8—10 геогр. м.)[22] или немно­го более. Пеше­ход, по Про­ко­пию, про­хо­дил в день 210 ста­дий (26—27 р. м. = 512 геогр. м.)[23] — столь­ко вре­ме­ни тре­бо­ва­ла, напр., доро­га из Афин в Мега­ру27; на осно­ва­нии это­го таким обра­зом мож­но высчи­тать дли­ну мно­гих рас­сто­я­ний, поль­зу­ясь дан­ны­ми Про­ко­пия о чис­ле дней, употреб­лен­ных на них пеше­хо­да­ми28. Так, напр., он счи­та­ет рас­сто­я­ние от Рима до Капуи пяти­днев­ным (124 или 135 м.)[24]29. Конеч­но, слу­ча­лось, что и бо́льшие рас­сто­я­ния про­хо­ди­лись в мень­шее коли­че­ство вре­ме­ни: так, у Фило­стра­та, Дамид идет из Рима в Путе­о­лы (141 м.[25]) все­го 3 дня30. Цице­рон в сво­ем име­нии воз­ле Пом­пей полу­чал пись­ма из Рима чаще на чет­вер­тый, на пятый день, изред­ка на тре­тий; по-види­мо­му, пись­мо­нос­цы ходи­ли туда пеш­ком31. Для тех, кото­рые долж­ны были явить­ся к сро­ку в суд, для при­е­ма опе­ки и т. д., — были назна­че­ны неболь­шие днев­ные пере­хо­ды 20 м.[26]32 Веро­ят­но, путе­ше­ст­вия пеш­ком были таки­ми же часты­ми, как и вер­хом33. Еще в 16 в. в Ита­лии мало путе­ше­ст­во­ва­ли в эки­па­жах, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные новые доро­ги «в шири­ну одной упря­жи», про­ло­жен­ные Гри­го­ри­ем XIII, Кози­мо и Эмма­ну­и­лом Фили­бер­том; лишь в самом кон­це это­го сто­ле­тия этот род пере­дви­же­ния рас­про­стра­нил­ся повсюду34. Неко­то­рые рас­сто­я­ния в древ­ней Ита­лии мож­но было про­ез­жать по воде. Из Пья­чен­цы[27] еха­ли на кораб­ле до Равен­ны 48 часов35.

Мор­ские путе­ше­ст­вия, разу­ме­ет­ся, совер­ша­лись лишь вес­ной, летом и ран­ней осе­нью. С наступ­ле­ни­ем позд­ней осе­ни кораб­ли воз­вра­ща­лись со всех сто­рон в род­ные гава­ни36, если они не оста­ва­лись в чужих стра­нах на зиму37. Нави­га­ция не дей­ст­во­ва­ла от 11 нояб­ря до 5 мар­та[28]38: в этот день по позд­ней­ше­му кален­да­рю празд­но­вал­ся «корабль Иси­ды» (как покро­ви­тель­ни­цы судо­ход­ства), по-види­мо­му, на всех бере­гах Сре­ди­зем­но­го моря, при­чем к морю отправ­ля­лись про­цес­сии, тор­же­ст­вен­но освя­ща­ли один корабль и дожи­да­лись его выхо­да в откры­тое море39. Теперь-то «маши­ны влек­ли высох­шие кораб­ли в море»40. Без насто­я­тель­ной необ­хо­ди­мо­сти никто не под­вер­гал себя опас­но­стям зим­не­го путе­ше­ст­вия; все же, как гово­рит Пли­ний, ярость штор­мов не совсем закры­ва­ла море: ибо теперь алч­ность побеж­да­ет опас­но­сти зим­ней езды по морю, на кото­рую реша­лись рань­ше толь­ко из бояз­ни пира­тов41. Но вклю­чая даже дви­же­ния тор­го­вых судов, чис­ло кораб­лей, отво­зив­ших депе­ши и чинов­ни­ков, или транс­пор­ти­ро­вав­ших плен­ных и изгнан­ни­ков, даже и в зим­ние меся­цы не было малым. Овидий был при­нуж­ден в нача­ле декаб­ря отпра­вить­ся в ссыл­ку в Томы и пере­нес шторм42. Пре­фект Егип­та, Ави­лий Флакк был в нача­ле зимы 37 г. при­ве­зен плен­ни­ком из с.326 Алек­сан­дрии в Рим; путе­ше­ст­вие его было чрез­вы­чай­но затруд­ни­тель­ным43. Но так­же и Цице­рон ездил в 50 г. меж­ду 9 и 25 нояб­ря из Анция в Брун­ди­зий; он оста­вал­ся из-за штор­ма до 23-го в Кор­ки­ре; мно­гие, кото­рые выеха­ли рань­ше, потер­пе­ли кораб­ле­кру­ше­ние44.

Бере­го­вые жите­ли часто прак­ти­ко­ва­ли по отно­ше­нию к потер­пев­шим кораб­ле­кру­ше­ние «бере­го­вое пра­во», несмот­ря на все про­ти­во­дей­ст­вия импе­ра­то­ров — Адри­а­на, Анто­ни­на Бла­го­че­сти­во­го и Мар­ка Авре­лия (осо­бен­но дур­ной сла­вой поль­зо­ва­лись в этом отно­ше­нии жите­ли Цик­лад)45. Они даже про­да­ва­ли в раб­ство несчаст­ных, попав­ших­ся им в руки; так, один сче­то­вод (dis­pen­sa­tor) Каль­ви­ния Саби­на (конс. 26 г., ум. 39 г.[29]), потер­пев­ший кораб­ле­кру­ше­ние, был про­дан в раб­ские казар­мы и там заклей­мен46. Мани­лий упо­ми­на­ет о водо­ла­зах, кото­рые жад­но обыс­ки­ва­ли мор­ское дно и при­но­си­ли все цен­ное с пото­нув­ших кораб­лей47. По-види­мо­му, так­же неред­ко слу­ча­лось, что рыба­ки, зажи­гая огни, вызы­ва­ли этим кораб­ле­кру­ше­ния48. Осо­бен­но в этом подо­зре­ва­ли жите­лей опас­ных бере­гов — как, напр., у так наз. лощин Евбеи, на ее восточ­ном бере­гу, на пред­го­рьях Кафе­рея49. Потер­пев­шие кораб­ле­кру­ше­ние постав­ля­ли посто­ян­ный кон­тин­гент в чис­ло нищих, осо­бен­но в Риме. Они так­же обра­зо­ва­ли класс, посто­ян­но покро­ви­тель­ст­ву­е­мый хри­сти­ан­ски­ми общи­на­ми50.

Со вре­ме­ни вос­ста­нов­ле­ния мира пира­ты не были опас­ны­ми в Сре­ди­зем­ном море51, и толь­ко в виде исклю­че­ния слу­ча­лось, осо­бен­но как послед­ст­вие войн, что без­опас­ность море­пла­ва­ния нару­ша­лась; так, во вре­мя иудей­ской вой­ны бег­лые и изгнан­ные евреи в боль­шом коли­че­стве укре­пи­лись в Иоп­пе и, зани­ма­ясь гра­бе­жом и раз­бо­ем на море, дол­гое вре­мя пре­пят­ст­во­ва­ли спо­кой­но­му дви­же­нию судов меж­ду Сири­ей, Фини­ки­ей и Егип­том52. Разу­ме­ет­ся, на отда­лен­ных морях рим­ское могу­ще­ство было бес­силь­но про­тив пира­тов, как, напр., в Индий­ском оке­ане53 и в севе­ро-восточ­ной части Чер­но­го моря54. В третьем сто­ле­тии гос­под­ство над морем было окон­ча­тель­но утра­че­но55.

Мор­ские путе­ше­ст­вия совер­ша­лись боль­шею частью звезд­ны­ми ноча­ми56. Руле­вой опре­де­лял направ­ле­ние дви­же­ния по поло­же­нию созвездий57, кото­рым и путе­ше­ст­вен­ни­ки покло­ня­лись перед отъ­ездом58. Ноч­ные путе­ше­ст­вия упо­ми­на­ют­ся часто59. Фило­страт гово­рит, что кораб­ли, отправ­ляв­ши­е­ся из Путе­ол в Остию, все­гда сни­ма­лись с яко­ря вече­ром60; они дости­га­ли устья Тиб­ра на тре­тий день61; веро­ят­но, в бли­жай­шее утро они оста­нав­ли­ва­лись в Кай­е­те[30], во вто­рое — в Анции (во вре­мя Цице­ро­на эта гавань была загро­мож­де­на кораб­ля­ми)62. В Ста­бии при­ез­жа­ли из Рима по морю на чет­вер­тый день63. Из Брун­ди­зия в Кор­ки­ру или Дирра­хий пере­прав­ля­лись в хоро­шую пого­ду и при попу­т­ном вет­ре в один день64, с.327 в бурю путе­ше­ст­вие про­дол­жа­лось доль­ше65. Столь­ко же вре­ме­ни тре­бо­вал пере­езд из Брун­ди­зия или Гид­рун­та (Ot­ran­to) в Авло­ну (Va­lo­na) в южной Илли­рии66. В нояб­ре 50 года[31] Цице­рон отпра­вил­ся из гава­ни Кас­си­о­пы[32] на Кор­ки­ре в Гид­рунт67. Апо­стол Павел в один день пере­ехал из Регия в Путе­о­лы при южном вет­ре68; но у Фило­стра­та Апол­ло­ний и Дамид, выехав тоже из Путе­ол, достиг­ли при попу­т­ном вет­ре Тав­ро­ме­ния лишь на тре­тий день69. Посто­ян­ный рейс кораб­лей совер­шал­ся из Сици­лии по откры­то­му морю в гавань Кил­ле­ну в Элиде70; из Сира­куз туда при­ез­жа­ли на шестой день71; при осо­бен­но бла­го­при­ят­ном вет­ре пере­прав­ля­лись из Корин­фа в Путе­о­лы даже на шестой день72.

При поезд­ках из Ита­лии в Эгей­ское море, Атти­ку и Малую Азию обык­но­вен­но при­ста­ва­ли в Лехее, пере­хо­ди­ли Истм пеш­ком или пере­ез­жа­ли в эки­па­же и в Кен­хре­ях сно­ва сади­лись на корабль. Часто пере­во­зи­ли так­же через Истм и кораб­ли (веро­ят­но, по доща­тым мост­кам)73. Пред­при­ня­тое Неро­ном про­ры­тие Ист­ма (при­чем была выбра­на луч­шая линия, исполь­зо­ван­ная и теперь) было пре­рва­но до завер­ше­ния, хотя и успе­ло подви­нуть­ся доволь­но дале­ко74. Позд­нее этот же план был у Геро­да Атти­че­ско­го75.

О сухо­пут­ной пере­пра­ве через Истм меч­та­ет и Про­пер­ций76; так же путе­ше­ст­во­вал и Овидий, купив­ший или наняв­ший в Кен­хре­ях новый корабль «Минерву» на пути в Томы77. По этой же доро­ге отпра­ви­ли так­же Авил­лия Флак­ка[33] на ост­ров Анд­рос, назна­чен­ный ему местом изгна­ния78; Гален воз­вра­щал­ся со сво­им дру­гом из Рима в Малую Азию через Коринф; он отпра­вил свой багаж и сво­их луч­ших рабов на кораб­ле в Афи­ны; сам же нанял эки­паж для того, чтобы в сопро­вож­де­нии несколь­ких рабов про­ехать туда сухим путем через Мега­ру79. В сен­тяб­ре 145 г. Ари­стид воз­вра­щал­ся из Рима по морю. После того как корабль с само­го нача­ла при­нуж­ден был бороть­ся со штор­мом, был при­гнан к Пело­ру на севе­ро-восточ­ном бере­гу Сици­лии и дол­го метал­ся по Мес­син­ско­му про­ли­ву, после­до­вал пере­езд через Ионий­ское море, про­дол­жав­ший­ся две ночи и один день при тихой пого­де; все же при­стать к Кефа­ло­нии было труд­но. Затем моря­ки, несмот­ря на насто­я­тель­ные сове­ты Ари­сти­да, выеха­ли из Патр, еха­ли тоже две ночи и день, и поезд­ка была тоже такой же труд­ной. После того как Истм был перей­ден по суше, поезд­ка в Милет потре­бо­ва­ла еще 4 дня, так что все мор­ское путе­ше­ст­вие про­дол­жа­лось четыр­на­дцать дней80. Часто слу­ча­лось, что объ­ез­жа­ли на кораб­ле вокруг Пело­пон­не­са: в этом нас убеж­да­ет над­пись одно­го куп­ца или фаб­ри­кан­та Фла­вия Зевк­сида из Гиера­по­ля во Фри­гии, кото­рый 72 раза пере­ехал мимо Малеи (вошед­шей в пого­вор­ку сво­ей опас­но­стью) в Ита­лию81. Тот же самый путь в обрат­ном направ­ле­нии счаст­ли­во совер­шил Пли­ний Млад­ший (ок. 111 г.) вме­сте со сво­ей сви­той, как он сооб­ща­ет об этом из Эфе­са Тра­я­ну. Оттуда он хотел ехать с.328 в Вифи­нию, отча­сти морем вдоль бере­га во избе­жа­ние жары, отча­сти в повоз­ке из бояз­ни дув­ших тогда пас­са­тов82.

Кто, направ­ля­ясь из Ита­лии в Азию, хотел воз­мож­но более сокра­тить мор­ское путе­ше­ст­вие, мог ехать сушею через Македо­нию и Фра­кию (по Эгна­ти­е­вой доро­ге, шед­шей из Апол­ло­нии в гре­че­ской Илли­рии до реки Геб­ра во Фра­кии), и это, по-види­мо­му, слу­ча­лось неред­ко. Когда Гален во вто­рой раз отпра­вил­ся в Рим, он и туда и обрат­но ехал по это­му пути. Он хотел посе­тить ост­ров Лем­нос и вос­поль­зо­вал­ся для это­го кораб­лем, кото­рый шел из Алек­сан­дрии Тро­ад­ской в Фес­са­ло­ни­ку; но так как он думал, что на Лем­но­се, как на дру­гих ост­ро­вах Эгей­ско­го моря, все­го один город, — он при­ча­лил к Мирине на запад­ном бере­гу вме­сто Гефе­сти­а­ды на восточ­ном, где он хотел изу­чить при­готов­ле­ние печат­ной гли­ны. Так как кора­бель­щик не хотел его дожи­дать­ся, он отло­жил испол­не­ние сво­его наме­ре­ния на обрат­ный путь; тогда он отпра­вил­ся из Филипп в Македо­нии на мор­ской берег, отсто­яв­ший на рас­сто­я­нии 120 ста­дий[34], пере­пра­вил­ся в Фасос, оттуда в Лем­нос (700 ст.[35]), нако­нец сно­ва в Алек­сан­дрию в Тро­аде (тоже 700 стад.)83. Ари­стид начал свое путе­ше­ст­вие в Рим по Эгна­ти­е­вой доро­ге в середине зимы 144 года. Про­лив­ные дожди, измо­ро­зи, моро­зы и бури сме­ня­ли друг дру­га. Гебр был весь покрыт льдом, и его про­би­ва­ли для того, чтобы про­ло­жить путь лод­кам; поля были затоп­ле­ны, насколь­ко мож­но было охва­тить гла­зом; в гости­ни­цах был недо­ста­ток, и в них с крыш домов и потол­ков тек­ло боль­ше воды, чем с неба. При этом Ари­стид ехал так быст­ро, что его не обго­ня­ли курье­ры импе­ра­тор­ской почты84. Боль­шей части рабов он велел сле­до­вать за собой более мед­лен­ным ходом. Там, где было необ­хо­ди­мо, он сам разыс­ки­вал про­вод­ни­ков, и это было нелег­ко; ибо вар­ва­ры повсюду обра­ща­лись в бег­ство и с ними надо было вести дол­гие пере­го­во­ры или даже захва­ты­вать их силою. В Эдес­се Ари­стид доволь­но дол­го про­ле­жал боль­ной и при­ехал в Рим на сотый день после выезда. Часть его вьюч­ных живот­ных погиб­ла в пути, осталь­ных он про­дал85. Рас­ска­зы о муче­ни­че­стве св. Игна­тия повест­ву­ют, что он позд­нею осе­нью или зимою отпра­вил­ся из Селев­кии по морю через Смир­ну в Тро­аду, затем сушею через Македо­нию до Эпидам­на, сно­ва морем до Остии86; если в его житии и есть пре­уве­ли­че­ния, то все же такой путь вполне воз­мо­жен. Овидий ехал из Корин­фа через Имброс в Само­фра­кию, откуда, как он гово­рит в напи­сан­ной там эле­гии, был лишь неболь­шой пры­жок в Тем­пи­ру[36] (вбли­зи Тра­я­но­по­ля). Отсюда он хотел ехать сушею через Фра­кию и Мэзию в Томы, меж­ду тем как его «Минер­ва» долж­на была ехать через Гел­лес­понт вдоль бере­га Чер­но­го моря87. Про­дол­жи­тель­ность его путе­ше­ст­вия неиз­вест­на: если он и гово­рит в одном из сво­их посла­ний с Пон­та, что ответ на пись­мо, послан­ное из Том в Рим, при­хо­дит через год88, то это, конеч­но, не дает мас­шта­ба. Изве­стие о смер­ти Г. Цеза­ря в Лими­ре, в Ликии[37], 21 февр. 4 г. по Р. Хр. при­шло в Пизу 2 апре­ля89.

с.329 С Мэо­тий­ско­го (Азов­ско­го) моря гру­зо­вые кораб­ли часто при­хо­ди­ли в Родос при попу­т­ном вет­ре на деся­тый день, оттуда на чет­вер­тый день в Алек­сан­дрию, оттуда по Нилу на деся­тый день в Эфи­о­пию; так что, как заме­ча­ет Дио­дор, путе­ше­ст­вие из холод­но­го поя­са зем­ли в самые ее жар­кие стра­ны мог­ло быть совер­ше­но в 24 дня90. Пре­фект Гале­рий при­был из Сици­лий­ско­го про­ли­ва в Алек­сан­дрию на седь­мой день, пре­фект Баль­билл на шестой, Вале­рий Мари­ан[38], сена­тор пре­тор­ско­го ран­га, даже из Путе­ол при­был туда на девя­тый день при очень сла­бом вет­ре91. Во вре­мя мон­су­нов охот­нее езди­ли из Ита­лии в Сирию через Алек­сан­дрию, чем пря­мо из Брун­ди­зия (что было дол­гим и труд­ным путе­ше­ст­ви­ем) осо­бен­но пото­му, что алек­сан­дрий­ские кораб­ли счи­та­лись самы­ми быст­ро­ход­ны­ми и име­ю­щи­ми луч­ших руле­вых (так ехал иудей­ский царь Агрип­па по сове­ту Кали­гу­лы92). Наобо­рот, тот, кто хотел по воз­мож­но­сти избе­жать путе­ше­ст­вия по морю, — мог достиг­нуть Алек­сан­дрии кру­го­вой доро­гой через Гре­цию, Малую Азию и Сирию (так, по-види­мо­му, ехал сам Кали­гу­ла)93. Впро­чем, если для путе­ше­ст­вия из Бери­та в Брун­ди­зий и обрат­но бра­ли день­ги в долг на 200 дней94, то само собою понят­но, что при этом при­ни­ма­лись в рас­чет все воз­мож­ные и пред­по­ла­гае­мые задерж­ки тако­го дело­во­го путе­ше­ст­вия, и при­том очень щед­ро. Пись­мо, отправ­лен­ное Кас­си­ем из мест­но­сти вбли­зи Апа­меи к Цице­ро­ну в Рим, шло немно­го долее пяти­де­ся­ти дней95; наобо­рот, пись­мо Анти­стия Вета[39] из Сирии шло к Баль­бу в Рим более 100 дней96. Пись­мо, отправ­лен­ное в Тир из одной Тир­ской фак­то­рии в Путе­о­лах 23 июля 174 г.[40], при­шло туда 8 декаб­ря, т. е. через 107 дней97. Цице­рон Млад­ший полу­чил в Афи­нах пись­мо сво­его отца через 46 дней после отправ­ле­ния, дру­гое было пере­да­но на 21 день, что счи­та­лось очень быст­рой достав­кой98. Пись­мо Тиро­на к Цице­ро­ну при­шло из Патр в Брун­ди­зий на 15-й день99, пись­ма из Бри­та­нии при­хо­ди­ли в Рим на 23, 27 и 29 день[41]100, пись­мо из Афри­ки на 22-й101, хотя извест­но, что еще Катон Стар­ший пока­зы­вал в сена­те смок­ву, сорван­ную в Кар­фа­гене три дня назад102. Изве­стие о сра­же­нии при Мун­де (к севе­ро-восто­ку от Мала­ги), про­ис­шед­шем 17 мар­та 45 г. до Р. Хр., при­шло в Рим толь­ко 20 апре­ля103. Пли­ний дает так­же неко­то­рые сведе­ния отно­си­тель­но быст­рей­ших путе­ше­ст­вий к неко­то­рым запад­ным гава­ням Сре­ди­зем­но­го моря. Судя по ним, из Остии при­бы­ва­ли в Гадес на седь­мой день, в ближ­нюю Испа­нию (веро­ят­но Тарра­кон) на чет­вер­тый, в Нар­бон­скую Гал­лию (может быть, Fo­rum Julii) на тре­тий, в Афри­ку на вто­рой — послед­нее даже при очень сла­бом вет­ре104. Трид­ца­ти­днев­ное путе­ше­ст­вие от Алек­сан­дрии до Мас­си­лии на тор­го­вом кораб­ле счи­та­лось счаст­ли­вым105. Так­же счи­та­лось быст­рым, если из Нар­бон­ны при­ез­жа­ли на пятый день в Афри­ку (веро­ят­но, в Ути­ку), а оттуда на седь­мой в Алек­сан­дрию106.

Из сопо­став­ле­ния всех отно­ся­щих­ся сюда изве­стий мож­но доволь­но точ­но опре­де­лить сред­нюю быст­ро­ту тогдаш­них кораб­лей (они, впро­чем, ино­гда были снаб­же­ны при­бо­ра­ми для изме­ре­ния прой­ден­ных рас­сто­я­ний, кото­рые опи­сы­ва­ет Вит­ру­вий)107. Прав­да, гео­граф Мар­ци­ан из Герак­леи с.330 заме­ча­ет, что дан­ные о рас­сто­я­ни­ях (в греч. ста­ди­ях) на море очень укло­ня­ют­ся одно от дру­го­го, поэто­му он сопо­став­ля­ет наи­боль­шие и наи­мень­шие108. Он гово­рит, что извест­но, что корабль при попу­т­ном вет­ре может прой­ти в день 700 ста­дий[42], хоро­шо постро­ен­ное быст­ро­ход­ное суд­но даже 900; пло­хо же постро­ен­ный корабль едва про­хо­дит 500 ста­дий[43]109. У Ски­ла­ка из Кари­ан­ды при­ня­та за сред­нюю днев­ную ско­рость при дол­гих путе­ше­ст­ви­ях все­го 500 ста­дий110. Что в обо­их слу­ча­ях ночи не при­ни­ма­ют­ся в рас­чет, вид­но из дру­гих дан­ных: меж­ду про­чим Геро­дот гово­рит, что корабль (во вре­мя самых дол­гих дней) может прой­ти днем самое боль­шее 70000 сажен (700 ста­дий) и ночью 60000 (600 ста­дий[44]). От устья Фази­са до запад­но­го бере­га Чер­но­го моря путе­ше­ст­вие по пря­мой линии про­дол­жа­лось 9 дней и 8 ночей, таким обра­зом рас­сто­я­ние было 11000 ста­дий[45]111. По Ари­сти­ду, корабль при силь­ном попу­т­ном вет­ре мог прой­ти в целый день (в 24 часа) 1200 ста­дий[46]; он сам часто заме­чал это при бла­го­при­ят­ных путе­ше­ст­ви­ях, разде­ляя потом чис­ло прой­ден­ных ста­дий на чис­ло дней, про­веден­ных в пути112. Сле­до­ва­тель­но, сред­няя быст­ро­та дви­же­ния судов оста­ва­лась в древ­но­сти все вре­мя одной и той же. Она коле­ба­лась меж­ду 1000 и 1500 стад. (26—3712 геогр. миль или 100—150 морск. миль) в 24 часа, т. е. 112411324 геогр. миль или 416614 мор­ских миль в час[47]113. С этим соглас­ны все дан­ные о быст­ро­те мор­ских путе­ше­ст­вий как в нача­ле, так и в кон­це древ­не­го мира. По Дио­до­ру, путе­ше­ст­вие от Пити­ус­ских ост­ро­вов до Гибрал­тар­ско­го про­ли­ва про­дол­жа­лось 3 дня и 3 ночи, до афри­кан­ско­го бере­га 24 часа, до испан­ско­го один день; так­же и Маи­ор­ка была на рас­сто­я­нии одно­го дня пути от Испа­нии114. Стра­бон опре­де­ля­ет рас­сто­я­ние от крит­ско­го мыса Криу Мето­пон по Эра­то­сфе­ну в 2000 ста­дий, на него употреб­ля­ли 2 дня и 2 ночи. Поезд­ка с севе­ро-восточ­но­го мыса Кри­та Само­ния в Еги­пет про­дол­жа­лась 3 или 4 дня и ночи: рас­сто­я­ние — 80 м. (Стра­бон дает 5000 ста­дий)115. Поезд­ка от Кале­тий­цев на устье Сены в Бри­та­нию, по его мне­нию, тре­бо­ва­ла один день116. То, что при путе­ше­ст­ви­ях вдоль восточ­но­го бере­га Афри­ки к югу от мыса Гвар­да­фуи про­хо­ди­ли в 24 часа все­го 400—500 ста­дий117, зави­се­ло от частой пере­ме­ны вет­ров в обла­сти эква­то­ра. На осно­ва­нии все­го это­го вполне веро­ят­но, что Арри­ан про­ехал вдоль южно­го бере­га Чер­но­го моря с рас­све­та до полу­дня более 500 ста­дий (1212 геогр. м. = 50 морск. м.), т. е. око­ло 7—8 морск. миль в час[48]118. В упо­мя­ну­тых Пли­ни­ем быст­рей­ших путе­ше­ст­ви­ях при­хо­дит­ся на 24 часа один раз 140, два раза 160, чаще же все­го 175—185 морск. миль[49]118. «Таким обра­зом, наи­мень­шая быст­ро­та 6—7 морск. миль в час, наи­боль­шая немно­го боль­ше 8; и сред­няя 7 миль была бы вполне при­лич­ной и для море­хо­да наше­го вре­ме­ни[50]. «Нова­ра» на сво­ем пути от Валь­па­рай­зо до атлан­ти­че­ско­го эква­то­ра с.331 про­хо­ди­ла сред­ним чис­лом 612 морск. миль в час»119. «Наши быст­рей­шие поч­то­вые паро­хо­ды про­хо­дят теперь сред­ним чис­лом 14 мор­ских миль в час, при более дол­гих путе­ше­ст­ви­ях от 10—12 м. м.» (Сте­фан)120.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Соглас­но Itin. Ant. p. 139, 1 — 736 рим­ских миль; одна­ко сум­ми­ро­ва­ние рас­сто­я­ний по отдель­но­сти дает 747 миль.
  • 2Li­ban. or. 21, 15 (II 457 F.), см. так­же H. F. Stob­be, Phi­lol. XXX, 1870 с. 381 ff.
  • 3Plu­tarch. Caes. 17.
  • 4Itin. An­ton. p. 289, 3.
  • 5Sue­ton. Caes. 57.
  • 6Ap­pian. b. c. II, 103. Stra­bo III, 160; Sue­ton. Caes. 56, 5 гово­рит все­го о 24 днях. Ср. Riepl, Das Nach­rich­tenwe­sen des Al­ter­tums (1913) с. 198 f.
  • 7Riepl, ук. соч. с. 205.
  • 8Cic. pro Rosc. Am. 19.
  • 9Plu­tarch. Gal­ba 7. Riepl. с. 207 сл.
  • 10Plin. H. N. XIX, 4. Испан­ские кораб­ли при­ча­ли­ва­ли так­же в Пир­гах, пор­то­вом горо­де Цере (Mar­tial. XII, 2, 1).
  • 11От Тарра­ко­на до Цеза­рь­ав­гу­сты 163 мили (Itin. An­ton. p. 451 f.), оттуда до Клу­нии 169 (p. 441 ff.).
  • 12Cer­van­tes, Die Macht des Blu­tes (рома­ны и новел­лы на нем. яз. Kel­ler u. Not­ter IX, 121). Сооб­ще­ние о собы­ти­ях Вар­фо­ло­ме­ев­ской ночи (24 авгу­ста 1572 г.) при­шло в Мад­рид 7 сен­тяб­ря (Mot­ley, Ab­fall der Nie­der­lan­de (нем. 1858) II, 334). Даву в 1811—1813 гг. полу­чал в Гам­бур­ге пись­ма и газе­ты из Пари­жа «в неве­ро­ят­но корот­кий срок» за 312 дня с помо­щью еже­днев­но­го пра­ви­тель­ст­вен­но­го курье­ра, отправ­ля­е­мо­го спе­ци­аль­но для этой цели (Rist, Le­ben­se­rin­ne­run­gen II, 115).
  • 13Hist. Aug. Ma­xi­min, duo 25, 2.
  • 14От Рима до Ари­ми­на (Itin. An­ton. p. 124 ff.) 216; оттуда от Боно­ньи (p. 126) 78, оттуда до Акви­леи (p. 281) 217, в целом 511 миль = 766 км. Если сле­до­вать от Ари­ми­на до Равен­ны (33 мили), затем оттуда до Аль­ти­на (Al­ti­num) по воде и затем опять по суше до Акви­леи (62 мили), то путе­ше­ст­вие по стране состав­ля­ло уже 311 миль. То, что Мак­си­ми­ну для его бег­ства от Герак­леи до Нико­медии на рас­сто­я­ние дли­ной 160 миль = 240 км потре­бо­ва­лось лишь 24 часа, не сле­ду­ет из повреж­ден­но­го сооб­ще­ния Лак­тан­ция (Lact. De mor­tib. per­se­cu­tor. 47, 5): una noc­te at­que una die . . . Ni­co­me­diam alia noc­te per­ve­nit, cum lo­cus proe­lii abes­set mi­lia CLX («спу­стя ночь и день <достиг моря>, а на сле­дую­щую ночь — Нико­медии, пре­одолев от места сра­же­ния сто шесть­де­сят миль» (пер. В. М. Тюле­не­ва)).
  • 15Tac. Hist. I, 56, ср. 55.
  • 16Ср. Bergk, Zur Ge­sch. u. To­pogr. der Rhein­lan­de (1882) S. 79; рас­сто­я­ние от Кёль­на до Майн­ца соглас­но миле­во­му стол­бу из Тон­ге­ре­на CIL XIII, 9158.
  • 17Tac. Hist. I, 12, 18.
  • 18Riepl, ук. соч., c. 222 ff.
  • 19Zan­ge­meis­ter, Westd. Zeitschr. VI, 1887 с. 240, 17; ср. в общем о соот­но­ше­нии ско­ро­сти путе­ше­ст­вий и ско­ро­сти депеш: Riepl, с. 209 ff.
  • 20Va­ler. Ma­xim. V, 5, 3. Ука­за­ние Пли­ния (Plin. H. N. VII, 84), что рас­сто­я­ние было про­де­ла­но в повоз­ке, совер­шен­но неправ­до­по­доб­но. «Если изме­рить Майнц-Кастель по древ­ней­шим дорож­ным рас­сто­я­ни­ям через Хофхайм, Филь­бель, Фрид­берг, Буц­бах, Фран­кен­берг, Штадт­бер­ге (Мар­с­берг), Харен, Ной­ха­ус (Эль­зен) через Дёрен­шлюхт на Везер, то полу­чим 202, до Фарен­холь­ца 203, до Рэме 207 рим. миль» (Zan­ge­meis­ter, ук. соч., с. 238, 13).
  • 21Stat. Silv. IV, 3, 111 ff.
  • 22Cic. ad Brut. II, 4, 1, где уже Сиго­ни­ем вме­сто a. d. VI Id. пра­виль­но постав­ле­но a. d. III Id.
  • 23Ovid. Ep. ex Pont. IV, 5, 15 ff. cum ge­li­dam Thra­cen et oper­tum nu­bi­bus Hae­mum et ma­ris Ionii tran­sie­ri­tis aquas, lu­ce mi­nus de­ci­ma do­mi­nam ve­nie­tis in Ur­bem, ut fes­ti­na­tum non fa­cia­tis iter. (Фра­кию вам пере­сечь студе­ную, в тучи ушед­ший / Гем, да еще одо­леть вод иони­че­ских ширь. / Все ж на деся­тый день, не позд­ней, вы в Город дер­жав­ный / Всту­пи­те, даже когда б стран­ст­во­ва­ли не спе­ша. — Овидий. Пись­ма с Пон­та, IV, 5, 5—8, пер. Н. Д. Воль­пин). Ити­не­ра­рии насчи­ты­ва­ют от Рима до Капуи 124 мили (p. 106 ff., не сов­па­да­ет с этой циф­рой p. 612, где ука­за­ны 136 миль; соглас­но CIL X, p. 684 ff. — 132 мили), оттуда до Бене­вен­та 33 мили (p. 111), оттуда до Тарен­та 157 миль (p. 120), оттуда до Брун­ди­зия 44 мили (p. 119) — все­го 358 миль. Стра­бон (VI, 283) ука­зы­ва­ет 360 миль; столь­ко же — Пли­ний (H. N. II, 244). Опи­сан­ная Гора­ци­ем (Sat. I, 5) очень нето­роп­ли­вая поезд­ка из Рима в Брун­ди­зий про­дол­жа­ет­ся 15 дней (ср. Kießling-Hein­ze), где мак­си­маль­ное прой­ден­ное за сут­ки рас­сто­я­ние (ст. 86) — 24 мили (= 36 км).
  • 24Mar­tial. X, 104, 5 il­linc (Tar­ra­co­ne) te ro­ta tol­let et ci­ta­tus al­tam Bil­bi­lin et tuum Sa­lo­nem quin­to for­si­tan es­se­do vi­de­bis (На коле­сах (в Тарра­кон) ты там поедешь быст­ро / И Салон свой, и Биль­би­лы высоты, / Пять упря­жек сме­нив, увидеть смо­жешь. — Пер. Ф. А. Пет­ров­ско­го) — пожа­луй, будет луч­ше под­ра­зу­ме­вать пяти­днев­ную поезд­ку, чем пяти­крат­ную сме­ну повоз­ки, посколь­ку для рас­сто­я­ния в 224 мили это­го было бы очень мало.
  • 25Cic. ad Fam. XI, 6, 1.
  • 26Dru­mann, Ge­sch. Roms I2 219 f.
  • 27Pro­cop. Bell. Vand. I, 1, 17.
  • 28Pro­cop. B. Goth. I, 15, 19. II, 7, 38.
  • 29Там же. I, 14, 6.
  • 30Phi­lostrat. Apol­lon. VII, 41.
  • 31Bardt, Quaes­tio­nes Tul­lia­nae (Be­rol. 1866) с. 8 f.; ср. Riepl с. 140 ff.
  • 32Dig. II, 11, 1: vi­ce­na mi­lia pas­suum in sin­gu­los dies di­nu­me­ra­ri prae­tor iubet. (Пре­тор при­ка­зы­ва­ет (ответ­чи­ку) еже­днев­но (про­хо­дить) 20 миль. — Пер. А. В. Щеголе­ва). XXVII, 1, 13 § 2: τῷ γὰρ ἐν αὐτῇ τῇ πό­λει ὄντι, ἐν ᾗ κε­χειρο­τόνη­ται, ἤ ἐντὸς ἑκα­τὸν μι­λίων, πεν­τή­κον­τα ἡμε­ρῶν ἔδω­κεν ὁ νο­μοθέ­της προ­θεσ­μίαν· τῷ δὲ ὑπὲρ ἑκα­τὸν μί­λια διατ­ρί­βον­τι καθ’ ἑκάσ­την ἡμέ­ραν δεῖν ἀριθ­μεῖσ­θαι εἴκο­σι μί­λια ἐκέ­λευσε, καὶ ἔξω­θεν κ. τ. λ. Если путе­ше­ст­ву­ю­щий налег­ке чело­век (ἀνὴρ εὔζω­νος) путь от Антио­хии до моря (120 ста­ди­ев = 21,5 км) мог про­де­лать туда и обрат­но от вос­хо­да солн­ца до нача­ла вто­рой поло­ви­ны дня (ἅμα ἡλίῳ κι­νηθεὶς ἐνθέν­δε, κο­μιεῖ τι τῶν ἐκεῖ­θεν ἔτι με­σημβρίας ἑστώ­σης Li­ban. or. 11, 41, I, 450 F.), то это счи­та­лось неве­ро­ят­ным резуль­та­том.
  • 33Спи­сок цен на паром­ную пере­пра­ву в окрест­но­стях Туни­са (CIL VIII, 24512 = Des­sau 9457) ста­вит на пер­вое место сбор за пере­воз­ку людей вер­хом на лоша­ди или пеш­ком, затем сле­ду­ют мул, вер­блюд, осел, нагру­жен­ные или нена­гру­жен­ные, ино­гда вме­сте с про­во­жа­тым; суще­ст­во­ва­ли ли рас­цен­ки на транс­пор­ти­ров­ку пово­зок, неиз­вест­но, посколь­ку камень повреж­ден.
  • 34Hüb­ner, Six­te-Quint I, 97. В середине XVI в. для поезд­ки из Пари­жа в Вене­цию тре­бо­ва­лось от 9 до 15 дней; одна­ко в 1509 г. депе­ша из Блуа во Дво­рец дожей в Вене­ции дохо­ди­ла за 7 дней (Yriar­te, Vie d’un pat­ri­cien de Ve­ni­se au XVIme sièc­le, с. 104), а соглас­но Каз­о­бо­ну (к Hist. aug. Ma­xim. duo 25, 2) даже доро­гу из Рима в Париж курье­ры про­ез­жа­ли за 6—7 дней. Вет­ту­ри­нам от Рима до Мила­на обыч­но тре­бо­ва­лось 20 дней (Mon­taig­ne, Journ. d’un voy. en Ita­lie III, 179); в XVIII в. они про­де­лы­ва­ли еже­днев­но лишь 30 итал. миль (Volkmann, Nachr. von Ita­lien I, 87).
  • 35Stra­bo V, 217. Раз­ре­ше­ние Тео­де­ри­ха выдать путе­ше­ст­ву­ю­щим послан­ни­кам геру­лов про­до­воль­ст­вие на 5 дней для кораб­ля из Тици­на в Равен­ну (Cas­sio­dor. Var. IV, 45) было щед­рым и поэто­му нель­зя согла­сить­ся с Нис­се­ном (Nis­sen, Ital. Lan­desk. I, 213) отно­си­тель­но сро­ков поезд­ки.
  • 36Phi­lo Leg. ad Gaj. 15.
  • 37Act. Apost. 28, 11.
  • 38Ve­get. IV, 39. Nis­sen, ук. соч. I, 130.
  • 39Опи­са­ние празд­ни­ка в Кен­хре­ях у Апу­лея (Apul. met. XI, 8—17); назва­ние Πλοιαφέ­σια (Apul. met. XI, 17. Lyd. de mens. IV, 45) так­же на над­пи­си из Кон­стан­ти­но­по­ля (Wie­gand, At­hen. Mit­teil. XXXVI, 1911, 287; Deub­ner ebd. XXXVII, 1912 с. 180 ff.); ср. Mom­msen CIL I2 311. Wis­sowa, Re­lig. u. Kul­tus d. Rö­mer2 с. 354.
  • 40Ho­rat. Carm. I, 4, 2.
  • 41Plin. H. N. II, 125.
  • 42Ovid. Trist. I, 11, 3 ff.
  • 43Phi­lo in Flacc. 125.
  • 44Cic. epist. XVI, 9.
  • 45Pet­ron. 114, 14: pro­cur­re­re pis­ca­to­res par­vu­lis ex­pe­di­ti na­vi­giis ad prae­dam ra­pien­dam. Ср. Dig. XIV, 2 § 9. XLVII, 9, 1 § 5; 3 § 8; 4 § 1; 7. Julian. or. 7 p. 210 A: διαφέ­ρουσι γὰρ οὗτοι τί — τῶν ἐπ’ ἐρη­μίας λῃστευόν­των καὶ κα­τειλη­φότων τὰς ἀκτὰς ἐπὶ τῷ λυ­μαίνεσ­θαι τοῖς κα­ταπ­λέουσι.
  • 46Scri­bon. Lar­gus 231.
  • 47Ma­nil. Astr. V, 402 f. 435 f.
  • 48Ul­pian. Dig. XLVII, 9, 10.
  • 49Dio Chrys. Or. 13, 32. 51 (I, 195. 199 Arn.).
  • 50Ter­tul­lian. Apo­log. 39.
  • 51Stra­bo III, 144: ἡ νῦν εἰρή­νη τῶν λῃστη­ρίων κα­ταλυ­θέν­των. Ср. Plin. H. N. II, 117.
  • 52Joseph. B. J. III, 416.
  • 53Plin. H. N. VI, 101.
  • 54Stra­bo XI, 495.
  • 55v. Do­maszew­ski, Rh. Mus. LVIII, 1903, с. 382 ff.; ср. Cass. Dio XXXVI, 20, 1: οὐ γάρ ἐστιν, ὅτε ταῦτ’ οὐκ ἐγέ­νετο, οὐδ’ ἂν παύ­σαιτό πο­τέ, ἕως ἂν ἡ αὐτὴ φύ­σις ἀνθρώ­πων ᾖ.
  • 56Ze­nob. Pro­verb. V, 32: οὐ νυκ­τιπλοεῖς· ἐπὶ τῶν μὴ ἀκρι­βῶς τι ποιούν­των· ἡ γὰρ νὺξ ἀκρι­βεσ­τέ­ρα τοῖς πε­λαγοδ­ρο­μοῦσι διὰ τὰς τῶν ἄστρων ση­μειώσεις.
  • 57Pet­ron. 102, 3.
  • 58Pet­ron. 99, 6.
  • 59Gell. II, 21, 2. Phi­lostrat Apoll. Tyan. VII, 10.
  • 60Phi­lostrat. Apol­lon. VII, 15; отправ­ле­ние из Путе­ол утром: VIII, 14.
  • 61Phi­lostrat. Apol­lon. VII, 16.
  • 62Cic. de imp. Cn. Pomp. 33.
  • 63Ga­len. X, 363.
  • 64Эми­лий Павел рас­ска­зы­ва­ет у Аппи­а­на (Ap­pian. Ma­ced. 19): ἐς μὲν Κερ­κύ­ραν ἐκ Βρεν­τε­σίου διαπ­λεῦσαι μιᾶς ἡμέ­ρας. Cic. ad Att. IV, 1, 4: Pri­die no­nas Sex­ti­les Dyrrha­chio sum pro­fec­tus — Brun­di­sium ve­ni no­nis Sex­ti­li­bus.
  • 65Пере­пра­ва в бурю у Гел­лия (Gell. XIX, 1, 2 f.).
  • 66Itin. ma­rit. p. 497.
  • 67Cic. epist. Fam. XVI, 9, 1 f.
  • 68Ac­ta Apost. 28, 13.
  • 69Phi­lostrat. Apoll. VIII, 15.
  • 70Pau­san. VI, 26, 4: κεῖ­ται δὲ τετ­ραμμέ­νη τε πρὸς Σι­κελίαν καὶ ὅρ­μον πα­ρεχο­μένη ναυ­σίν ἐπι­τή­δειον, ἐπί­νειον δὲ οὖσα Ἠλείων, ἀπὸ ἀνδρὸς Ἀρκά­δος τὸ ὄνο­μα εἴλη­φε.
  • 71Phi­lostrat. в указ. месте: έπὶ τὰς τοῦ Ἀλφειοῦ ἐκβο­λάς.
  • 72Там же. VII, 10.
  • 73Götz, Die Ver­kehrswe­ge, с. 456. О воло­че­нии судов через isthmus Leu­ca­dien­sium (ср. Neu­mann-Partsch, Geogr. v. Grie­chen­land, с. 130) упо­ми­нал Юлий Гигин в сво­ем Ком­мен­та­рии к «Pro­pempti­con Pol­lio­nis» Гель­вия Цин­ны (Cha­ris, p. 134 K.).
  • 74Mom­msen RG. V, 270, ср. B. Gerster, Bull. de cor­resp. Hel­lén. VIII (1884) 225 ff.
  • 75Phi­lostrat. Vit. soph. II, 1, 6.
  • 76Pro­pert. III, 21, 19 ff.
  • 77Ovid. Trist. I, 11, 5 f., ср. 10, 9.
  • 78Phi­lo in Flacc. 155.
  • 79Ga­len. V, 18.
  • 80Arist. or. 48, 65—68 II 409 f. K); о хро­но­ло­гии см.: E. Schwärt, Christl. u. jüdi­sche Os­ter­ta­feln (Abhdl. d. Göt­ting. Ge­sellsch. d. Wiss. N. F. VIII 6, 1905), с. 131 ff.
  • 81Judeich, Al­ter­tü­mer v. Hie­ra­po­lis, с. 92, № 51 (ср. Ci­cho­rius, там же, с. 53 f.): Φλάουιος Ζεῦξις ἐργαστὴς (ne­go­tia­tor) πλεύσας ὑπὲρ Μα­λέαν εἰς Ἰτα­λίαν πλόας ἑβδο­μήκον­τα δύο.
  • 82Plin. ad Tr. 15.
  • 83Ga­len. XII, 171 f.
  • 84Об их ско­ро­сти ср.: Riepl, указ. соч., с. 193 f.
  • 85Aris­tid. or. 48, 60—64 (II, 408 f. K).
  • 86Mar­tyr. Ig­nat. c. 3. 5 p. 303 ff. Zahn.
  • 87Ovid. Trist. I, 10, 15 ff.
  • 88Ovid. Ep. ex P. IV, 11, 15 f.
  • 89CIL XI, 1421 = Des­sau 140 Z. 7. 25.
  • 90Dio­dor. III, 34, 7.
  • 91Plin. H. N. XIX, 3. Riepl, с. 167.
  • 92Phi­lo in Flacc. 26. Поезд­ка из Алек­сан­дрии в Кеса­рию Стра­то­но­ву (Cae­sa­ria Stra­to­nis) за 15 дней, Cle­mens Rom. Ho­mil. I, 15.
  • 93Phi­lo­leg. ad Gai. 250. Путе­ше­ст­вие Иеро­ни­ма из Рима в Иеру­са­лим через Порт, Регий, Малею, Кикла­ды, Кипр, Антио­хию про­дол­жа­лось с авгу­ста до зимы; оттуда он напра­вил­ся в Еги­пет, мона­сты­ри Нит­рии и Виф­ле­ем. Hie­ro­nym. c. Ru­fin. III, 22.
  • 94Dig. XLV, 1, 122 § 1: Cal­li­ma­chus mu­tuam pe­cu­niam nau­ti­cam ac­ce­pit a Sti­cho ser­vo Seii in pro­vin­cia Sy­ria ci­vi­ta­te Be­ry­to, us­que Bren­te­sium, id­que cre­di­tum es­se in om­nes na­vi­gii dies du­cen­tos sub pig­no­ri­bus et hy­po­the­cis, mer­ci­bus a Be­ry­to com­pa­ra­tis et Bren­te­sium per­fe­ren­dis et quas Bren­te­sio em­tu­rus es­set et per na­vem Be­ry­to (l. -um) in­vec­tu­rus. (Кал­ли­мах полу­чил мор­ской заем у Сти­ха, раба Сея, в горо­де Бери­те про­вин­ции Сирии (на пла­ва­ние) до Брен­те­зия. Эти день­ги были даны в кредит в раз­ме­ре 200 на все дни пла­ва­ния с тем, чтобы он, при­об­ре­тя под залог и ипо­те­ку това­ры в Бери­те, отвез их в Брен­те­зий, а те, кото­рые купил бы в Брен­те­зии, пере­вез на кораб­ле в Берит. — Пер. Д. А. Лит­ви­но­ва).
  • 95Cic. epist. XII, 10, 12. Bardt, Quaest. Tull. с. 30. Подроб­нее у Рип­ля, с. 205 f.
  • 96Cic. ad Att. XIV, 9.
  • 97Mom­msen, Ges. Schrift. VIII, 13.
  • 98Cic. epist. XVI, 21, 1. XIV, 5, 1. Bardt, Quaest. Tull. с. 23.
  • 99Cic. epist. XVI, 9, 2.
  • 100Cic. ad Qu. fr. III, 1, 13. 17. 25; ad Att. IV, 18, 5. Bardt, с. 33. Riepl, с. 204.
  • 101Cic. epist. XII, 25, 1. Bardt, с. 22.
  • 102Plin. H. N. XV, 74 f.
  • 103Dru­mann, Ge­sch. Roms, III2, 580, ср. 573.
  • 104Plin. H. N. XIX, 4.
  • 105Sulp. Se­ver. Dial. I, 1, 3.
  • 106Там же. I, 3, 1 f. (guin­to die por­tum Af­ri­cae intra­vi­mus — li­buit ani­mo adi­re Car­tha­gi­nem). 6, 1. Поезд­ка из Алек­сан­дрии на Бри­тан­ские ост­ро­ва за 20 дней у Леон­тия (Leon­tius. Vi­ta S. Joan­nis elee­mo­sy­na­rii, c. 13, 15 (Ac­ta SS. Jan. II, 501)) обо­зна­че­на как неве­ро­ят­но быст­рая.
  • 107Vit­ruv. X, 9, 7; см. ниже, с.333.
  • 108Mar­cian. Pe­ripl. mar. ex­ter. II, 5.
  • 109Mar­cian. Epi­to­me pe­ripl. Me­nipp. 5.
  • 110Scy­lax Pe­ripl. 69.
  • 111He­ro­dot. IV, 86; ср. II, 11.
  • 112Aris­tid. or. 36, 111 (II, 298 K).
  • 113Брой­зинг (Breu­sing, Nau­tik der Al­ten, 1886, с. 11) при­ни­ма­ет в сред­нем для пла­ва­ния под пару­сом в тече­ние 24 часов дистан­цию в 1200 ста­ди­ев или 120 мор­ских миль как нор­маль­ное днев­ное рас­сто­я­ние, Гётц (Götz, Die Ver­kehrswe­ge, с. 470) толь­ко 22—24 мили (с. 514: 21—22 мили), т. е. менее 100 мор­ских миль.
  • 114Dio­dor. V, 16, 1. 17, 1.
  • 115Stra­bo X, 475.
  • 116Stra­bo IV, 189.
  • 117Pto­lem. Geo­graph. I, 17, 5.
  • 118Ar­rian. Pe­ripl. Pont Eux. 7 (но ср. прим. Мюл­ле­ра: C. Mül­ler, Geogr. gr. min. I, 372).
  • 119O. Pe­schel, Ge­sch. d. Erdkun­de, с. 18, 3.
  • 120Ste­phan, ук. соч. с. 51 A. О марш­ру­те и про­дол­жи­тель­но­сти пути палом­ни­че­ских кораб­лей во вре­ме­на Кре­сто­вых похо­дов см.: Prutz, Kul­tur­ge­sch. d. Kreuz­zü­ge, с. 102 f.; ср. 356.

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]В 8-м изд. — «1 геогр. миля», в 9-м — «7,5 км».
  • [2]В 9-м изд. добав­ле­но: «таким обра­зом, 120 миль (180 км) в день».
  • [3]В 8-м изд. — «747 миль = 150 геогр. миль», в 9-м — «740 миль = 1110 км. Прим. 2: соглас­но Itin. Ant. p. 139, 1 — 736 миль».
  • [4]В 9-м изд.: «796 миль (= 1194 км)».
  • [5]В 9-м изд.: «100 миль = 150 км».
  • [6]В 9-м изд. добав­ле­но: «за 24 часа».
  • [7]В 9-м изд.: «56 миль (84 км)».
  • [8]В 9-м изд.: «332 мили (498 км)».
  • [9]В 9-м изд.: 7 дней.
  • [10]В 8-м изд. — «130—140 миль», в 9-м изд.: «140 миль = 210 км».
  • [11]В 9-м изд.: «108 миль (154 км)».
  • [12]В 9-м изд.: 14 часов.
  • [13]В 9-м изд.: «1 км за 512 минут».
  • [14]В 9-м изд.: «1440 миль (2160 км)».
  • [15]В 9-м изд.: «160 миль (240 км)».
  • [16]В 9-м изд.: «5 миль (= 7,5 км)».
  • [17]В 9-м изд.: «200 миль (300 км)».
  • [18]В 8-м изд.: «141 милю при­бли­зи­тель­но за 14 часов», в 9-м изд.: «141 милю (210 км) при­бли­зи­тель­но за 24 часа».
  • [19]В 9-м изд.: «360 миль = 540 км».
  • [20]В 9-м изд.: «224 мили = 336 км».
  • [21]469 км.
  • [22]В 9-м изд.: «40—50 миль (ок. 60—75 км)».
  • [23]В 9-м изд.: «ок. 25 миль = 37,5 км)».
  • [24]В 9-м изд.: «124 мили» [= 184 км].
  • [25]В 9-м изд.: «141 милю = 210 км».
  • [26]В 9-м изд.: «20 миль = 30 км».
  • [27]В 9-м изд.: «из Пла­цен­ции».
  • [28]В 9-м изд.: «с 11 нояб­ря по 10 мар­та».
  • [29]В 9-м изд.: «ум. 38 г.»
  • [30]В рус. изд.: «в Каи­е­те». В нем. изд.: «Caje­ta». ИСПРАВЛЕНО.
  • [31]В рус. изд.: «В нояб­ре 56 года». В 9-м изд.: «В нояб­ре 704 = 50 года». ИСПРАВЛЕНО.
  • [32]В рус. изд.: «Кас­си­о­пеи». В нем. изд.: «Cas­sio­pe». ИСПРАВЛЕНО.
  • [33]В рус. изд.: «Ави­лия Флак­ка». В нем. изд.: «Avil­lius Flac­cus». ИСПРАВЛЕНО.
  • [34]В 9-м изд.: «120 ста­дий (21,5 км)».
  • [35]В 9-м изд.: «700 ста­дий = 125 км».
  • [36]В рус. изд.: «в Тен­ти­ру». В 8-м изд.: «Ten­ty­ra», в 9-м изд.: «Tem­py­ra». ИСПРАВЛЕНО.
  • [37]В рус. изд.: «в Лакии» (в нем. изд.: Ly­cien). ИСПРАВЛЕНО.
  • [38]В рус. изд.: «Вале­рий Мак­сим». В 8-м изд.: «Va­le­rius Ma­xi­mus», в 9-м изд.: «Va­le­rius Ma­ria­nus». ИСПРАВЛЕНО.
  • [39]В рус. изд.: «Анти­стия Вете­ра». В нем. изд.: «An­tis­tius Ve­tus». ИСПРАВЛЕНО.
  • [40]В рус. изд.: «в июле». В нем. изд.: «23 июля». ИСПРАВЛЕНО.
  • [41]В 9-м изд.: «как пра­ви­ло, на 27-й, один раз на 34-й день».
  • [42]В 9-м изд.: «700 ста­дий (70 мор­ских миль)» [125 км].
  • [43]В 9-м изд.: «500 ста­дий (50 мор­ских миль)» [ок. 90 км].
  • [44]В 9-м изд.: «600 ста­дий (60 мор­ских миль)» [ок. 107 км].
  • [45]В 9-м изд.: «11100 ста­дий (1110 мор­ских миль)» [ок. 1982 км].
  • [46]В 9-м изд.: «1200 ста­дий (120 мор­ских миль)» [ок. 214 км].
  • [47]В 9-м изд.: «ок. 180—270 км за 24 ч., или 7,5—11,25 км в час».
  • [48]Ок. 93 км, или ок. 13—15 км/ч.
  • [49]Ок. 250 км, ок. 286 км, ок. 313—330 км.
  • [50]Ок. 11—12,5 км/ч, ок. 14,3 км/ч, ок. 12,5 км/ч.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303322046 1341515196 1341658575 1383517582 1383517890 1383518202