Представления о факторах исторического процесса на примере биографий греческих полководцев в книге для «любителей» (‘De viris illustribus’ Корнелия Непота)
с.104 С середины XX в. объектом пристального внимания исследователей стали римские историописатели второго и третьего ряда, ранее находившиеся в тени великих имён Саллюстия, Ливия, Тацита. Между тем сохраняющиеся до настоящего времени представления о биографиях Корнелия Непота как о сочинениях, написанных литературной посредственностью, склонной в духе времени к нехитрому морализаторству, не обременённой багажом знаний1, привели к тому, что De viris illustribus обычно или кратко упоминаются или вовсе не учитываются в большинстве дискуссий о римском историописании. В специальной литературе последнего времени его произведения рассматриваются в рамках вопроса о жанре vitae в античной историографии и степени новаторства2, месте в политической пропаганде принципата3. Некоторые исследователи даже полагают, что главное значение Непота как писателя заключается а) в с.105 том, что его vitae — самые ранние из дошедших до нас латинских биографий и потому на их основе можно рассмотреть формирование самого жанра в латинской литературе4 и б) в его влиянии на античных биографов, которые следовали ему и в конечном итоге оставили его далеко позади, — на Плутарха, Светония и Тацита5. Ф. Титченер объясняет негативную характеристику Непота как историописателя именно этим обстоятельством6.
На наш взгляд, труд ‘De viris illustribus’ («О знаменитых мужах»), при всех недостатках, отмеченных исследователями, заслуживает более тщательного рассмотрения по нескольким причинам. Во-первых, изучение биографии Корнелия Непота показывает, что, хотя автор и относился к числу писателей «второго ряда», он тем не менее был весьма образован, а его друзья и собеседники принадлежали к интеллектуальной элите того времени7. Во-вторых, в творчестве Непота отразились многие распространённые в римском обществе I в. до н. э. воззрения8. О. Шёнбергер считает, что «собрание суждений… Непота вероятно, представляло бы собой набор основных представлений римлян об истории»9.
Насколько нам известно, есть только одна работа, где специально рассматривается вопрос о таком важном, по мнению древних, факторе исторического процесса, как fortuna, в жизнеописаниях Непота — статья с.106 Дж. Джеффриса, вышедшая в 1943 г.10 Анализируя те места в тексте, где употребляется слово fortuna, автор приходит к неутешительному выводу: Непот не отличался тщательностью в литературной работе, не интересовался религиозными изысканиями и, возможно, не имел ясного представления о том, что представляет собой fortuna. Проблема, по сути, остаётся открытой.
Обратимся к рассмотрению представлений Непота о движущих силах истории на примере биографий греческих полководцев, поставив перед собой следующие вопросы: какие силы определяют, по мнению Непота, ход истории? действительно ли у него не было ясных представлений о fortuna? что явилось побудительной причиной (помимо требований жанра) к исследованию Непотом систем ценностей его героев при рассказе об исторических событиях?
В биографиях знаменитых греков в силу специфики жанра на первый план выходит воздействие на ход событий самого человека: из 19 биографий в 4 (Аристида, Ификрата, Агесилая, Лисандра) на них влияют только замыслы, воля и положительные (доблесть, верность клятве, стойкость, великодушие, трудолюбие, терпеливость и т. д.) или отрицательные (властолюбие, своеволие, дерзость, жестокость, вероломство и т. д.) качества героя повествования; в 6 («Кимон», «Хабрий», «Тимофей», «Эпаминонд», «Дион», «Фокион») — кроме качеств самого героя, на ход событий воздействуют также качества народа, в основном отрицательного свойства (зависть, ревность, непостоянство, переменчивость, склонность прислушиваться к наветам, враждебность толпы).
Согласно представлениям римлян, для достижения успеха virtus даже в сочетании с consilium и другими достоинствами полководцу недостаточно: для этого необходимо наличие такого важнейшего с точки зрения римлян фактора, как счастье, удачливость — felicitas (fortuna), которая понималась как особое благорасположение богов к военачальнику. В биографии Фрасибула imperatores целиком разделяют военную славу со своими воинами и Фортуной, «поскольку в гуще боя дело решается не приказом начальника, а силой и храбростью бойцов (abit res a consilio ad vires utrimque pugnantium); поэтому у солдат есть правило полагаться не столько на вождя, сколько на судьбу» (Nep. Thras. 1. 4. Пер.
Таким образом, добродетели человека (virtutes) наряду с felicitas ведут к достижению желаемого результата. В жизнеописании Эпаминонда даже подчёркивается, что один человек больше значил для судеб Греции, чем целое государство15.
Однако наряду с человеком действуют и неподвластные ему силы. К таковым относится судьба — fortuna (6 биографий из 19), которая может одарить человека благими качествами (Алкивиад), счастьем, удачей, но может также перемениться (Тимофей)16 и даже преследовать человека вне зависимости от его качеств (Пелопид)17. Повороты судьбы являются испытанием для человека, даже если они к счастью (Тимолеонт)18. Человек не властен над судьбой и должен с.108 выполнять её волю (Эвмен)19; герой может только полагаться на судьбу (Фрасибул)20; в случае же если он решит, что судьба в его руках, дело его потерпит крах (Харес в биографии Тимофея)21. Присутствие и влияние богов прослеживается только в последней, завершающей греческую серию биографии Тимолеонта, но в «снятом» виде — в передаваемом мнении героя, которое никак не комментируется22.
Корнелий Непот разделяет сложившееся в римском общественном мнении представление о том, что народ менее затронут пороками того времени — avaritia, iniuria, libido, superbia (жадностью, жаждой роскоши и наслаждений, высокомерием), эти пороки скорее присущи отдельным людям, особенно высокого положения. Если во главе народа становятся носители перечисленных качеств, последние переносятся на народ через largitio (подкуп) лидеров (Nep. Ham. 3. 2; Them. 2. 1—
С точки зрения Непота, проявления чрезмерного индивидуализма опасны для государства, что особенно хорошо видно на примере биографий Алкивиада и Павсания. Нежелание отказаться от своих амбиций приводит к нарушению закона и катастрофе и является отличительным признаком осуждаемых в традиции Павсания, Лисандра, Фокиона. Своеволие вождей приводит к распущенности и своеволию с.109 солдат, сокрушающих всех подряд — и врагов, и союзников (Nep. Eum. 8. 1—
Однако, как уже говорилось, не свободен от недостатков также и народ: он переменчив (Dio. 10. 2), непостоянен и подозрителен (Timoth. 3. 5), враждебен к вышестоящим, зависть и легковерие народа позволяет противникам ввергнуть недавних героев в немилость (Epam. 7), сместить их; неблагодарность соотечественников настигает даже таких выдающихся деятелей, как Кимон и Эпаминонд (Cim. 3. 2)23. Народ не переносит независимого поведения, иного образа жизни (Chabr. 3. 2—
Время, когда были написаны «De viris illustribus», требовало от живших тогда писателей постоянного выбора, основанного не только на соображениях личного самосохранения, но и на признанных моральных принципах и вере в благое начало в человеке. Не случайно в биографии Фрасибула Непот подчёркивает его запрещение избивать отступающих, мотивированное тем, что гражданам одного государства следует щадить друг друга (Nep. Thras. 2. 4)24, в биографии Эпаминонда — то, что он не пожелал в условиях гражданской войны запятнать свои руки кровью сограждан (Nep. Epam. 10. 3), а в биографии Агесилая — верность полководца долгу перед родиной даже ценой отказа от славы завоевателя персов и милосердие по отношению к побеждённым при Коронее афинянам, беотийцам и их союзникам (Nep. Ages. 4. 6). Как верно отмечает А. Дионисотти, в морализаторстве Корнелия Непота отразились размышления о поведении политиков и поисках выхода из современной ему исторической ситуации25.
Страх перед гражданской войной преследовал римлян последнего века Республики даже в периоды относительного затишья, и неудивительно, что в жизнеописаниях появляется фигура Аттика, сумевшего сохранить нейтралитет и не принимавшего активного участия в политических столкновениях своего времени. По мнению М. Гранта, именно в биографии Аттика более всего проявилось стремление дать образцовую фигуру, пример добродетели26
с.110 В греческой части «Жизнеописаний знаменитых мужей» нет развёрнутых суждений автора о факторах исторического процесса, но те или иные авторские реплики встречаются в первую очередь в биографиях тех героев, чья жизнь вызывала аллюзии с периодом гражданских войн в Риме. На исход событий влияет капризная и своенравная сила — fortuna, но в конечном счёте судьба человека определяется его собственными поступками, а поступки — его добродетелями и пороками. Таким образом, главными творцами истории в греческой части жизнеописаний Корнелия Непота являются люди. Непот уделяет особое внимание не только роли доблестей и пороков полководцев в исходе событий, но также качествам и поведению народа.
«Нехитрые моралистические размышления Непота, с прикрасами, похвалами и поощрениями» не столь просты, как кажется на первый взгляд его критикам27: для более полного понимания мотивов автора следует учитывать исторический контекст — столетие гражданских войн поставило перед каждым римлянином, осознавал он это или нет, важнейшую задачу — возвращения единства разорванному смутой обществу, которую нельзя было решить, не имея представлений о движущих силах происходящего.
Таким образом, для Корнелия Непота ход истории определяют доблести и пороки государственных деятелей и народа, а также fortuna, которая вступает чаще всего как сила своенравная. Однако факторы исторического процесса привлекают Непота не сами по себе, а в контексте проблем, встающих в равной степени и перед обычными людьми и перед политическими деятелями в условиях ожесточённой гражданской войны28. Перечень virtutes в «Жизнеописаниях» Непота — не только дань традиции, но и способ сохранения римской идентичности в условиях ослабления традиционных регуляторов.
ПРИМЕЧАНИЯ