Введение
Исследование спартанского общества архаического и классического периодов дает важный материал для изучения общей картины греческого полиса эпохи его становления и расцвета, для понимания его социальной структуры и постижения сути, а также — в более общем плане — для исследования проблем социальной стратификации древнего общества.
Научная литература о Спарте насчитывает сотни солидных монографий, небольших брошюр, статей в изданиях самого разного характера. К исследованию спартанской истории обращались ученые с различными мировоззренческими позициями, политическими симпатиями, научно-методологическими подходами. Что же касается социальных отношений в Лакедемоне, то необходимо отметить сосредоточение внимания большинства исследователей на внутренних особенностях общины спартиатов и на отношениях между ними и илотами. Лишь отдельные работы посвящены таким категориям населения, как периэки, неодамоды, мофаки. Между тем без анализа этих социальных групп невозможно добиться взвешенного и адекватного понимания сущности спартанского общества. Лакедемонский полис предстает в несколько ином свете, если отрешиться от традиционного невнимания к неспартиатским категориям, и прежде всего — от невнимания к сословию периэков. В данном пособии не разделяется весьма распространенный в новейшей историографии подход к периэкам как к некой «прослойке» или промежуточному слою; здесь периэки рассматриваются как вполне сложившееся сословие, обладавшее достаточно четким статусом и исполнявшее хорошо зафиксированные общественные функции.
Источниковая база, на основе которой можно изучать спартанское общество архаической и классической эпох, представлена, главным образом, письменными материалами: нарративными с.5 (труды исторического и географического характера, философские трактаты, поэтические творения), документальными (спартанские ретры и тексты договоров, эпиграфические материалы), лексикографическими источниками. Также могут быть использованы и археологические материалы.
Вся масса письменных источников может быть разделена на несколько групп по степени их значимости.
К первой группе мы относим источники, происходящие из самой Спарты: творения поэтов века архаики; текст «Большой ретры», аутентичность которой сейчас не вызывает особых сомнений; тексты международных договоров, цитируемых Фукидидом; эпиграфический материал, датируемый в основной своей массе поздними периодами, но имеющий определенное значение и для реконструкции социальных отношений в Лаконике классического времени.
Во вторую группу источников мы выделяем произведения историков V в.1 — Геродота, Фукидида и Ксенофонта. Их сообщения составляют основную базу данных о социальных отношениях в Спарте.
В качестве третьей группы источников следует рассматривать данные, почерпнутые у Платона и Аристотеля. Одной из самых серьезных источниковых лакун для исследователя спартанского общества является утрата «Лакедемонской политии» Аристотеля. В этом смысле особое значение имеет труд
В четвертую группу выделяются фрагменты исторических произведений Эфора и Мирона Приенского. Хотя по поводу качества восходящей к этим авторам информации о ранней спартанской истории и Мессенских войнах в науке сложилось весьма скептическое мнение, справедливость требует отметить, что отдельные сообщения этих писателей по конкретным вопросам социальной структуры Спарты имеют неоценимое значение; реконструкция некоторых аспектов общественных отношений без них была бы просто невозможна (проблема происхождения трех сословий, институт илотии, мофаки и др.).
с.6 В пятую группу основных источников мы включаем произведения поздних авторов, в которых сохранились цельные и относительно пространные рассказы по истории и политии Лакедемона. Это «География» Страбона, «спартанские» биографии и «лакедемонские» трактаты Плутарха, III и IV книги в «Описании Эллады» Павсания.
К шестой группе основных источников относятся данные античных лексикографов, позволяющие уточнить определения тех или иных социальных групп, связи между ними, решить иные исследовательские задачи.
Источниковая база не исчерпывается этими основными группами. Для работы могут привлекаться сведения, содержащиеся у Гомера, лирических и трагических поэтов, Аристофана, аттических ораторов, Полибия и Диодора, Тита Ливия, а также и в других текстах. Применительно к нашим целям данные из этих источников носят уточняющий и дополняющий характер.
Античный полис можно рассматривать в аспекте исторически определенного типа социально-политической и социально-экономической организации общества, где всякая политическая активность сосредоточивалась в сравнительно небольшом гражданском коллективе, где само государство выступало в форме гражданского коллектива и где определяющим экономическим фактором являлось принципиальное совпадение гражданского коллектива и коллектива земельных собственников. Гражданский коллектив, в руках которого находились все рычаги политической, военной и экономической власти, самостоятельно осуществлял защиту территории государства (а значит, и своей земельной собственности), самостоятельно решал проблему относительного перенаселения и земельного голода, а также предлагал всему обществу (то есть его различным слоям) условия существования и добивался осуществления этих условий, давая взамен определенные гарантии как в отношении личности, так и в отношении имущества — большие для представителей гражданского коллектива, меньшие для тех, кто не принадлежал к гражданству. При этом сам гражданский коллектив нигде и никогда не выступал как реально цельная и монолитная с.7 община, но являл собой некоторую иерархию, в одних случаях менее строгую, более текучую и демократичную, в других — менее свободную, более замкнутую и олигархичную. Разные сословия — как гражданские, так и негражданские — обладали разным статусом (политико-правовым, административно-территориальным, военным, экономическим) и выполняли различные функции в обществе. Иногда, особенно в обществах с более развитым иерархическим началом, статус и функции разных социальных категорий были четко определены и зачастую сопровождались дополнительными нормами и правилами, имевшими отношение к сословной семантике.