А. Ф. Лосев

[Преамбула к диалогу Платона «Пир»]

Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2 // Философское наследие, т. 116. РАН, Институт философии. М.: Мысль, 1993. С. 434—441.
Общая редакция А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи.

с.434

ПИР

УЧЕНИЕ О ПРЕДЕЛЕ

«Пир» и «Федр» Пла­то­на настоль­ко пол­ны вся­ко­го лите­ра­тур­но­го, рито­ри­че­ско­го, худо­же­ст­вен­но­го, фило­соф­ско­го (и, в част­но­сти, логи­че­ско­го) содер­жа­ния, что более или менее пол­ный ана­лиз этих диа­ло­гов тре­бу­ет цело­го боль­шо­го иссле­до­ва­ния. В свя­зи с харак­те­ром насто­я­ще­го изда­ния мы смо­жем кос­нуть­ся толь­ко фило­соф­ской сто­ро­ны этих диа­ло­гов, и при­том по пре­иму­ще­ству логи­че­ских кон­струк­ций. Общее мне­ние всех иссле­до­ва­те­лей отно­си­тель­но хро­но­ло­гии этих диа­ло­гов сво­дит­ся к тому, что здесь перед нами высту­па­ет зре­лый Пла­тон, совер­шив­ший уже свою первую сици­лий­скую поезд­ку, т. е. диа­ло­ги отно­сят­ся при­бли­зи­тель­но к середине 80-х годов IV в., когда Пла­то­ну уже за 40 лет. Эта зре­лость ска­зы­ва­ет­ся и на логи­че­ских мето­дах обо­их диа­ло­гов. Пла­тон, вооб­ще гово­ря, с боль­шой неохотой пус­кал­ся в чисто абстракт­ную логи­ку. Эта послед­няя все­гда таит­ся у него под густым покро­вом мифо­ло­го-поэ­ти­че­ских и сим­во­ли­че­ских обра­зов. Но, зада­вая себе вопрос, в чем же заклю­ча­ет­ся основ­ная логи­че­ская кон­струк­ция «Пира», и ста­ра­ясь извлечь ее из бога­тей­шей худо­же­ст­вен­ной тка­ни диа­ло­га, мы, кажет­ся, не оши­бем­ся, если обра­тим глав­ное свое вни­ма­ние на изо­бра­жае­мое здесь вос­хож­де­ние от мате­ри­аль­но­го мира к иде­аль­но­му.

То, что Пла­тон уже дав­но выдви­нул поня­тие идеи (или эйдо­са), — это мы зна­ем по преды­ду­щим диа­ло­гам. Одна­ко в самом содер­жа­тель­ном из них — «Федоне», если подой­ти к нему со всей логи­че­ской стро­го­стью, Пла­тон в кон­це кон­цов все еще огра­ни­чи­ва­ет­ся почти толь­ко ука­за­ни­ем на самый прин­цип необ­хо­ди­мо­сти при­знать для с.435 вся­кой вещи (в том чис­ле для души и жиз­ни) так­же и ее идею. Но для харак­те­ри­сти­ки души и жиз­ни, а осо­бен­но для уче­ния о бес­смер­тии души, это­го было, как мы виде­ли, мало­ва­то. Ведь и вся­кая ничтож­ная и суще­ст­ву­ю­щая лишь в тече­ние незна­чи­тель­но­го вре­ме­ни вещь тоже име­ет свою идею, тем не менее такие вещи вре­мен­ны и уни­что­жить их ниче­го не сто­ит. На ста­дии даже «Федо­на» Пла­тон дале­ко еще не исполь­зо­вал всех логи­че­ских воз­мож­но­стей, кото­рые воз­ни­ка­ют у фило­со­фа после того, как он раз­ли­чил вещь и идею вещи.

Что каса­ет­ся «Пира», то Пла­тон исполь­зу­ет здесь по край­ней мере одну очень важ­ную воз­мож­ность, а имен­но тол­ку­ет идею вещи как пре­дел ее ста­нов­ле­ния. Поня­тие пре­де­ла хоро­шо извест­но не толь­ко нашим тепе­реш­ним мате­ма­ти­кам. Оно хоро­шо было зна­ко­мо и Пла­то­ну. Он знал, что извест­ная после­до­ва­тель­ность вели­чин, воз­рас­таю­щая по опре­де­лен­но­му зако­ну, может быть про­дол­же­на в бес­ко­неч­ность и может как угод­но близ­ко под­хо­дить к основ­но­му пре­де­лу, тем не менее нико­гда его не дости­гая. Вот это тол­ко­ва­ние идеи вещи как ее бес­ко­неч­но­го пре­де­ла и состав­ля­ет фило­соф­ско-логи­че­ское содер­жа­ние «Пира».

Что такая пози­ция гораздо бога­че «Федо­на», это совер­шен­но ясно. И что Пла­тон сво­им «Пиром» сде­лал зна­чи­тель­ный вклад в исто­рию логи­ки, в этом не может быть ника­ко­го сомне­ния. Но, будучи поэтом и мифо­ло­гом, будучи рито­ром и дра­ма­тур­гом, Пла­тон облек это веч­ное стрем­ле­ние вещи к ее пре­де­лу в то, что́ из всех быто­вых обла­стей боль­ше все­го отли­ча­ет­ся бес­ко­неч­ным стрем­ле­ни­ем, и стрем­ле­ни­ем мак­си­маль­но напря­жен­ным, а имен­но отнес его к обла­сти любов­ных отно­ше­ний: любовь ведь тоже есть веч­ное стрем­ле­ние и тоже все­гда име­ет опре­де­лен­ную цель, хотя и дости­га­ет ее весь­ма ред­ко и нена­дол­го.

Попро­бу­ем пред­ста­вить себе в ясной фор­ме ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру «Пира», так, чтобы отдать долж­ное и худо­же­ст­вен­но-мифо­ло­ги­че­ско­му твор­че­ству Пла­то­на, и кро­ю­щей­ся здесь весь­ма интен­сив­ной логи­ке пре­де­ла.

КОМПОЗИЦИЯ ДИАЛОГА

В отли­чие от про­чих про­из­веде­ний Пла­то­на ком­по­зи­ция «Пира» весь­ма лег­ко под­да­ет­ся ана­ли­зу ввиду того, что меж­ду неболь­шим вступ­ле­ни­ем и таким же заклю­че­ни­ем в нем содер­жит­ся семь речей на одну и ту же тему.

I. Вступ­ле­ние (172a — 178a)

1. Встре­ча неко­е­го Апол­ло­до­ра из Фале­ра с неким Глав­ко­ном (не тем, кото­рый изо­бра­жен в «Государ­стве» в каче­стве бра­та Пла­то­на), прось­ба послед­не­го рас­ска­зать о пире в доме Ага­фо­на и согла­сие Апол­ло­до­ра сде­лать это, со слов неко­е­го Ари­сто­де­ма из Кида­фин, лич­но при­сут­ст­во­вав­ше­го на этом пире (172a — 173e).

2. Рас­сказ Ари­сто­де­ма об обсто­я­тель­ствах, пред­ше­ст­во­вав­ших пиру: встре­ча Ари­сто­де­ма с Сокра­том, при­гла­ше­ние его этим послед­ним на пир, опозда­ние Сокра­та на пир (Сократ, как извест­но, часто пре­ры­вал раз­го­вор ради мол­ча­ли­во­го разду­мья), любез­ная встре­ча Ари­сто­де­ма в доме Ага­фо­на и пред­ло­же­ние Пав­са­ния не про­сто зани­мать­ся пир­ше­ст­вом, но каж­до­му из его глав­ных участ­ни­ков про­из­не­сти похваль­ную речь Эроту (Эро­су), богу люб­ви (174a — 178a).

с.436

II. Речь Фед­ра (178a — 180b)

Древ­ней­шее про­ис­хож­де­ние Эрота (178bc); вели­чай­ший мораль­ный авто­ри­тет и ни с чем не срав­ни­мая жиз­нен­ная сила бога люб­ви (178c — 179b): «любя­щий боже­ст­вен­нее люби­мо­го, пото­му что вдох­нов­лен богом», а люби­мый бла­го­ро­ден сво­ей пре­дан­но­стью любя­ще­му (179c — 180b).

III. Речь Пав­са­ния (180c — 185c)

Так как ничто само по себе ни пре­крас­но, ни без­образ­но (181a, 183d), то кри­те­ри­ем пре­крас­но­го Эрота слу­жит про­ис­хож­де­ние его от Афро­ди­ты Небес­ной в отли­чие от вуль­гар­но­го Эрота, сына Афро­ди­ты Пош­лой (180d). Небес­ная любовь есть любовь к муж­чине, кото­рый пре­крас­нее, умнее жен­щи­ны (181cd), т. е. достой­ная и бла­го­род­ная любовь к юно­ше (181e — 182a). Влюб­лен­но­му все поз­во­ле­но (182d — 183c), но толь­ко в сфе­ре души и ума, бес­ко­рыст­но, ради муд­ро­сти и совер­шен­ства, а не ради тела (183e — 185c).

IV. Речь Эрик­си­ма­ха (185e — 188e)

После эпи­зо­да с икотой Ари­сто­фа­на (185c — e) Эрик­си­мах гово­рит о нали­чии Эрота не толь­ко в чело­ве­ке, но и во всей при­ро­де, во всем бытии (185e — 186d). Разде­ле­ние двух Эротов долж­но под­чи­нять­ся необ­хо­ди­мо­сти для них быть в посто­ян­ной вза­им­ной гар­мо­нии, и это каса­ет­ся не толь­ко меди­ци­ны (186e), но и гим­на­сти­ки и музы­ки (187a — e). Бла­го­де­тель­ность двух Эротов воз­мож­на толь­ко при усло­вии их гар­мо­нии так­же и в смыс­ле пра­виль­но­го чере­до­ва­ния вре­ме­ни года и полез­но­го для чело­ве­ка состо­я­ния атмо­сфе­ры (188ab). Нако­нец, жерт­во­при­но­ше­ния и гада­ния тоже явля­ют­ся акта­ми любов­но-гар­мо­ни­че­ско­го еди­не­ния людей и богов (188c — e).

V. Речь Ари­сто­фа­на (189c — 193d)

После шут­ли­во­го пре­ре­ка­ния с Эрик­си­ма­хом (189ab) Ари­сто­фан сочи­ня­ет миф о пер­во­быт­ном суще­ст­во­ва­нии людей одно­вре­мен­но в виде муж­чин и жен­щин, или в виде анд­ро­ги­нов (189d — 190b). Посколь­ку люди в этом виде были очень силь­ны и зло­умыш­ля­ли про­тив Зев­са, послед­ний рас­се­ка­ет каж­до­го анд­ро­ги­на на две поло­ви­ны, раз­бра­сы­ва­ет их по все­му миру и застав­ля­ет их веч­но искать друг дру­га для вос­ста­нов­ле­ния их преж­ней пол­ноты и могу­ще­ства (190c — 192e). Поэто­му Эрот есть стрем­ле­ние рас­се­чен­ных чело­ве­че­ских поло­вин одна к дру­гой ради вос­ста­нов­ле­ния целост­но­сти, что, одна­ко, воз­мож­но при усло­вии почи­та­ния богов, кото­рые в слу­чае наше­го нече­стия могут рас­сечь нас на еще более мел­кие части (193a — d).

VI. Речь Ага­фо­на (194e — 197e)

После неболь­шой интер­медии (193e — 194d) Ага­фон в отли­чие от преды­ду­щих ора­то­ров пере­чис­ля­ет отдель­ные суще­ст­вен­ные свой­ства Эрота: кра­соту, веч­ную моло­дость, неж­ность, гиб­кость тела (195a — 196a), совер­шен­ство, непри­зна­ние им ника­ко­го наси­лия, спра­вед­ли­вость, рас­суди­тель­ность и храб­рость (196b — d), муд­рость, как в с.437 муси­че­ских искус­ствах (196de), так и в порож­де­нии все­го живо­го (197a), во всех искус­ствах и ремес­лах (197ab) и в упо­рядо­че­нии всех дел богов (197b). Пере­чис­ля­ют­ся и раз­ные дру­гие пре­крас­ные и совер­шен­ные свой­ства Эрота (197c — e).

VII. Речь Сокра­та (199c — 212c)

1. Про­лог речи (199c — 201c). Посколь­ку вся­кое стрем­ле­ние есть стрем­ле­ние к чему-нибудь, чем не обла­да­ешь, а Эрот есть стрем­ле­ние к кра­со­те и бла­гу, то Эрот сам по себе еще не есть кра­сота или бла­го.

2. Сре­дин­ная при­ро­да Эрота как сына небес­но­го По́роса — Богат­ства и зем­ной Пени́и — Бед­но­сти (201d — 204d).

3. Выте­каю­щая отсюда цель Эрота: овла­де­ние бла­гом, но не каким-нибудь отдель­ным, а вся­ким бла­гом и веч­ное обла­да­ние им (204d — 206a).

4. А так как веч­но­стью нель­зя овла­деть сра­зу, то люди овла­де­ва­ют ею посте­пен­но, т. е. зачи­ная и порож­дая вме­сто себя дру­гое. Зна­чит, Эрот есть любовь к веч­но­му порож­де­нию в кра­со­те ради бес­смер­тия, к порож­де­нию как телес­но­му, так и духов­но­му (206b — 207a), вклю­чая любовь к поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству и обще­ст­вен­но-государ­ст­вен­но­му зако­но­да­тель­ству (207b — 209e).

5. Уче­ние об эро­ти­че­ской иерар­хии: от одно­го пре­крас­но­го тела ко всем пре­крас­ным телам, отсюда — к пре­крас­ным душам, от душ — к нау­кам и от отдель­ных наук — к пре­де­лу всех наук, к идее пре­крас­но­го, кото­рая уже не под­вер­же­на ника­ким изме­не­ни­ям, но суще­ст­ву­ет веч­но и неиз­мен­но (210a — 212a).

6. Заклю­че­ние. О необ­хо­ди­мо­сти почи­тать Эрота (212bc).

VIII. Речь Алки­ви­а­да (215a — 222b)

Инци­дент с Алки­ви­а­дом, кото­рый ворвал­ся на пир Ага­фо­на в пья­ном виде и в окру­же­нии буй­ной вата­ги (212d — 215a).

1. Срав­не­ние Сокра­та с силе­на­ми и сати­ром Мар­си­ем (215b). Сократ поль­зу­ет­ся для заво­ра­жи­ва­ния слу­ша­те­лей не флей­той, а реча­ми, застав­ляя жить людей по-ново­му и сты­дить­ся сво­их небла­го­вид­ных поступ­ков (215c — 216c).

2. Харак­те­ри­сти­ка иро­нии Сокра­та не толь­ко в его речах, но и в его лич­ных отно­ше­ни­ях с Алки­ви­а­дом (216d — 219e).

3. Небы­ва­лая физи­че­ская вынос­ли­вость Сокра­та и его геро­и­че­ское поведе­ние на войне (219e — 221c).

4. Заклю­че­ние. О ни с чем не срав­ни­мой инди­виду­аль­но­сти Сокра­та и сно­ва о его иро­нии (221c — 222b).

IX. Заклю­чи­тель­ная сце­на (222c — 223d)


КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ДИАЛОГУ

1) Преж­де все­го обра­ща­ет на себя вни­ма­ние необы­чай­ная логи­че­ская после­до­ва­тель­ность как в пре­де­лах каж­дой из семи речей, так и в соот­но­ше­нии всех речей. Но эта логи­че­ская после­до­ва­тель­ность лег­ко может пред­ста­вить­ся чита­те­лю «Пира» мни­мой, если он не учтет мно­же­ства раз­но­го рода недо­ка­зан­ных пред­по­сы­лок, мало­по­нят­ных в насто­я­щее вре­мя, но вполне оче­вид­ных во вре­ме­на Пла­то­на.

с.438 Пер­вая речь, а имен­но речь Фед­ра, пока еще лише­на ана­ли­ти­че­ской силы и выстав­ля­ет толь­ко самые общие свой­ства Эрота, о кото­рых все тогда гово­ри­ли, начи­ная со вре­мен без­раздель­но­го гос­под­ства мифо­ло­гии. Так как объ­ек­тив­ный мир пред­став­лял­ся в древ­но­сти мак­си­маль­но кон­крет­ным и мак­си­маль­но чув­ст­вен­ным, то нисколь­ко не уди­ви­тель­но, что все дви­же­ния в мире мыс­ли­лись в виде резуль­та­та любов­но­го вле­че­ния. Гово­рим же мы о все­мир­ном тяго­те­нии, кото­рое пред­став­ля­лось оче­вид­ным и в те вре­ме­на, но толь­ко как тяго­те­ние любов­ное. Поэто­му неуди­ви­тель­но, что Эрот трак­ту­ет­ся в речи Фед­ра как прин­цип и мак­си­маль­но древ­ний, и мак­си­маль­но могу­ще­ст­вен­ный. Сто­ит толь­ко учесть мифо­ло­ги­че­скую при­ро­ду древ­не­го мыш­ле­ния, как вся речь Фед­ра пред­став­ля­ет­ся нам и логич­ной, и после­до­ва­тель­ной, и само­оче­вид­ной.

2) Ясно, одна­ко, что даже с тогдаш­ней точ­ки зре­ния подоб­ная тео­рия Эрота пред­став­ля­лась слиш­ком уж общей и чуж­дой вся­ко­го ана­ли­за. Есте­ствен­нее все­го было раз­ли­чить в Эро­те выс­шее и низ­шее нача­ло. Мифо­ло­гия под­ска­зы­ва­ла, что выс­шее есть нечто про­стран­ст­вен­но выс­шее, т. е. небес­ное; а тра­ди­ци­он­ное для антич­но­го мира уче­ние о пре­вос­ход­стве муж­ско­го над жен­ским (для нас это сей­час толь­ко оста­ток эпо­хи пат­ри­ар­ха­та) под­ска­зы­ва­ло, что выс­шее — это обя­за­тель­но муж­ское. Зна­чит, ясно, что выс­ший Эрот — это любовь меж­ду муж­чи­на­ми. А так как ко вре­ме­ни Пла­то­на уже дав­но научи­лись отли­чать пси­хи­че­ское от телес­но­го и ценить пер­вое выше вто­ро­го, то муж­ская любовь и ока­за­лась в речи Пав­са­ния любо­вью мак­си­маль­но духов­ной. Исто­рик фило­со­фии пре­крас­но пони­ма­ет всю неиз­беж­ную логич­ность речи Пав­са­ния, фор­му­ли­ру­ю­щей нам непо­нят­ное уже теперь тож­де­ство небес­но­го, муж­ско­го и духов­но­го.

3) Даль­ней­шее будет толь­ко углуб­лять ска­зан­ное Пав­са­ни­ем. Во-пер­вых, нуж­но было уточ­нить поло­же­ние о про­ти­во­по­лож­но­стях у Эрота, пере­во­дя его с язы­ка мифо­ло­гии на язык гораздо более раз­ви­то­го мыш­ле­ния, а имен­но на язык натур­фи­ло­со­фии, по при­ме­ру про­ти­во­по­лож­но­стей холод­но­го и теп­ло­го, влаж­но­го и сухо­го и др. Тем самым Эрот с харак­тер­ны­ми для него про­ти­во­по­лож­но­стя­ми полу­чал уже кос­ми­че­ское зна­че­ние, чему и посвя­ще­на речь Эрик­си­ма­ха. Во-вто­рых, наме­чен­ные здесь кос­ми­че­ские про­ти­во­по­лож­но­сти нель­зя было мыс­лить дуа­ли­сти­че­ски, а нуж­но было урав­но­ве­сить их при помо­щи тео­рии гар­мо­ни­че­ско­го един­ства выс­ше­го и низ­ше­го, пока­зав к тому же всю неиз­беж­ность это­го гар­мо­ни­че­ско­го прин­ци­па Эрота и страст­ную устрем­лен­ность к нему тех, кто ока­зал­ся во вла­сти Эрота. Обе мыс­ли талант­ли­во выра­же­ны в речи Ари­сто­фа­на с его уче­ни­ем о пер­во­быт­ных анд­ро­ги­нах, об их рас­се­че­нии попо­лам и о страст­ном стрем­ле­нии людей най­ти при­над­ле­жа­щую им иско­ни поло­ви­ну.

Таким обра­зом, общий итог пер­вых четы­рех речей сво­дит­ся к тому, что Эрот есть искон­ная миро­вая цель­ность, зову­щая к еди­не­нию любя­щие пары на осно­ве их неодо­ли­мо­го вза­им­но­го вле­че­ния и иска­ния все­об­щей и бла­жен­ной без­мя­теж­но­сти.

4) Даль­ней­шее раз­ви­тие этой пози­ции, достиг­ну­той пер­вы­ми четырь­мя реча­ми, тре­бо­ва­ло преж­де все­го кон­кре­ти­за­ции Эрота как чисто жиз­нен­но­го чело­ве­че­ско­го стрем­ле­ния, а во-вто­рых, тол­ко­ва­ния его при помо­щи обще­фи­ло­соф­ско­го мето­да, не огра­ни­чен­но­го даже и натур­фи­ло­со­фи­ей. Речь Ага­фо­на, пятая по поряд­ку, с боль­шим блес­ком рису­ет нам все отдель­ные свой­ства Эрота как с эсте­ти­че­ской, так и с эти­че­ской точ­ки зре­ния. Но чем более дроб­но рас­смат­ри­ва­лись такие дико­вин­ные свой­ства Эрота, тем боль­ше воз­ни­ка­ла потреб­ность дать их в син­те­ти­че­ском виде, так, чтобы все они выте­ка­ли из еди­но­го и непре­лож­но­го прин­ци­па. Этим как раз и зани­ма­ет­ся Сократ, речь с.439 кото­ро­го воору­же­на гораздо более слож­ным мето­дом, чем натур­фи­ло­со­фия, а имен­но мето­дом транс­цен­ден­таль­ной диа­лек­ти­ки.

5) Речь Сокра­та об Эро­те так­же удив­ля­ет нас сво­ей неопро­вер­жи­мой логич­но­стью. Но здесь необ­хо­ди­мо еще боль­ше, чем в дру­гих слу­ча­ях, уяс­нить себе точ­ку зре­ния Пла­то­на, чтобы отчет­ли­во пред­ста­вить себе все недо­ка­зан­ные для нас, но для тогдаш­них вре­мен оче­вид­ней­шие пред­по­сыл­ки, при нали­чии кото­рых толь­ко и мож­но уло­вить всю логи­че­скую после­до­ва­тель­ность кон­цеп­ции Сокра­та. Эти пред­по­сыл­ки сво­дят­ся в основ­ном к антич­но­му созер­ца­тель­но­му, но в то же самое вре­мя и веще­ст­вен­но­му онто­ло­гиз­му, кото­рый, будучи при­ме­ня­ем к самым невин­ным логи­че­ским кон­струк­ци­ям, тот­час же пре­вра­ща­ет их в мифо­ло­гию, какая бы стро­гая логи­че­ская после­до­ва­тель­ность ни была свой­ст­вен­на им как тако­вым.

Пер­вый шаг этой диа­лек­ти­ки заклю­ча­ет­ся в том, что вся­кое стрем­ле­ние (а зна­чит, и Эрот) име­ет свой пред­мет. И далее, если что-нибудь к чему-нибудь стре­мит­ся, то оно его отча­сти уже име­ет (а имен­но в виде цели), отча­сти еще не име­ет. Без это­го обла­да­ния и необ­ла­да­ния не может суще­ст­во­вать вооб­ще ника­ко­го стрем­ле­ния. Зна­чит, Эрот еще не есть сама кра­сота, но есть нечто про­ме­жу­точ­ное меж­ду кра­сотой и без­обра­зи­ем, меж­ду бла­жен­ной пол­нотой и веч­но ищу­щей бед­но­стью. Тут у Пла­то­на, прав­да, сра­зу же рож­да­ет­ся миф о Поро­се и Пении. Миф этот бес­ко­неч­но далек от наив­но­сти пер­во­быт­но­го мыш­ле­ния и, с нашей точ­ки зре­ния, явля­ет­ся толь­ко поэ­ти­че­ской иллю­ст­ра­ци­ей того диа­лек­ти­че­ско­го един­ства про­ти­во­по­лож­но­стей, без кото­ро­го невоз­мо­жен сам Эрот как стрем­ле­ние. Одна­ко, несо­мнен­но, миф о Поро­се и Пении свиде­тель­ст­ву­ет о созер­ца­тель­но-веще­ст­вен­ном онто­ло­гиз­ме.

Далее у Пла­то­на сле­ду­ет самая про­стая кон­цеп­ция. Все живое, пока оно живо, стре­мит­ся порож­дать, так как оно смерт­но, а ему хочет­ся утвер­дить себя навсе­гда. Но Пла­тон, конеч­но, не может остать­ся на поч­ве тако­го про­сто­го и абстракт­но­го умо­за­клю­че­ния. Если любовь все­гда стре­мит­ся порож­дать, зна­чит, рас­суж­да­ет он, суще­ст­ву­ет веч­ность, ради вопло­ще­ния кото­рой толь­ко и суще­ст­ву­ют все порож­де­ния люб­ви, физи­че­ские и нефи­зи­ческне. Здесь опять в самой нагляд­ной фор­ме про­яв­ля­ет себя антич­ный созер­ца­тель­но-веще­ст­вен­ный онто­ло­гизм.

Так и воз­ник­ла в пла­то­нов­ском «Пире» зна­ме­ни­тая иерар­хия кра­соты, став­шая попу­ляр­ной на целые тыся­че­ле­тия. Сна­ча­ла нам нра­вят­ся физи­че­ские тела. Одна­ко гово­рить о дан­ном теле мож­но толь­ко тогда, когда име­ет­ся пред­став­ле­ние о теле вооб­ще. Физи­че­ское тело, взя­тое само по себе, с точ­ки зре­ния Пла­то­на, инерт­но и непо­движ­но, но, посколь­ку все тела актив­ны и подвиж­ны, долж­но суще­ст­во­вать то нача­ло, кото­рое ими дви­жет; и нача­ло это уже нете­лес­ное, нефи­зи­че­ское. Для Пла­то­на, как и для всей антич­но­сти, таким само­дви­жу­щим нача­лом было то, что́ назы­ва­лось душой. Без этой пред­по­сыл­ки тогдаш­ние мыс­ли­те­ли вооб­ще не допус­ка­ли жиз­ни и бытия, хотя сущ­ность души пони­ма­ет­ся по-раз­но­му. Зна­чит, пере­ход от одно­го пре­крас­но­го тела к дру­гим пре­крас­ным телам и к пре­крас­но­му телу вооб­ще, а отсюда пере­ход от пре­крас­ных тел к пре­крас­ным душам и пре­крас­ной душе вооб­ще, — этот пере­ход для Пла­то­на вполне необ­хо­дим и вполне логи­чен. Но ведь душа дви­жет­ся и дви­жет все дру­гое. Суще­ст­ву­ет и нечто непо­движ­ное, подоб­но тому (доба­вим от себя) как белый цвет пред­по­ла­га­ет чер­ный, верх пред­по­ла­га­ет низ и т. д. Но вот ока­зы­ва­ет­ся, что это непо­движ­ное в душе есть не что иное, как нау­ки, а все нау­ки тоже пред­по­ла­га­ют для себя такой же веч­ный и непо­движ­ный пред­мет, кото­рый они и при­зва­ны осо­зна­вать. Все это, по край­ней с.440 мере в извест­ном отно­ше­нии, может пред­став­лять­ся вполне логич­ным. Одна­ко созер­ца­тель­но-веще­ст­вен­ный онто­ло­гизм застав­ля­ет Пла­то­на и здесь учить о пре­де­ле всех наук как о веч­ной и непо­движ­ной идее кра­соты. Этим самым Пла­тон сно­ва соскаль­зы­ва­ет с чисто логи­че­ско­го пути на путь мифо­ло­гии, и его пре­дель­ная идея кра­соты, дока­зан­ная им с пол­ной логи­че­ской без­упреч­но­стью, вдруг пред­ста­ет перед нами в таком виде, на кото­рый нас одно лишь логи­че­ское умо­за­клю­че­ние вовсе не упол­но­мо­чи­ва­ло. Появ­ля­ет­ся уче­ние о веч­ном и иде­аль­ном цар­стве кра­соты, с кото­рым согла­сит­ся не вся­кий логик и кото­рое не может обой­тись без пусть недо­ка­зан­ной, но зато для Пла­то­на акси­о­ма­ти­че­ской мифо­ло­гии кра­соты, воз­ни­каю­щей на поч­ве без­удерж­но­го созер­ца­тель­но-суб­стан­ци­аль­но­го онто­ло­гиз­ма.

Так при­хо­дит­ся отде­лять у Пла­то­на логи­че­ски без­упреч­ное дока­за­тель­ство от вне­ло­ги­че­ской мифо­ло­гии, хотя в этом уче­нии Пла­то­на о веч­ной идее кра­соты вовсе нет тако­го разде­ле­ния логи­ки и мифо­ло­гии. Да и на самом деле здесь, конеч­но, не про­сто мифо­ло­гия. Это такая мифо­ло­гия, кото­рая не явля­ет­ся наив­ной и доре­флек­тив­ной, но кото­рая уже кон­струи­ро­ва­на логи­че­ски, диа­лек­ти­че­ски, транс­цен­ден­таль­но. Ведь кан­тов­ский транс­цен­ден­та­лизм ста­вил сво­ей целью фор­му­ли­ро­вать усло­вия воз­мож­но­сти мыс­лить те или иные пред­ме­ты. У Пла­то­на так и полу­ча­ет­ся: чтобы мыс­лить тело, надо уже иметь поня­тие тела, чтобы мыс­лить поня­тие тела, уже надо иметь поня­тие души; чтобы мыс­лить душу, уже надо иметь идею души, и чтобы мыс­лить идею души, необ­хо­ди­мо мыс­лить идею самое по себе. Это есть самый насто­я­щий транс­цен­ден­та­лизм, и, если угод­но, диа­лек­ти­че­ский транс­цен­ден­та­лизм, но толь­ко у Кан­та пре­дель­ные идеи суть порож­де­ния субъ­ек­тив­но­го разу­ма, а у Пла­то­на они объ­ек­тив­ны. У Кан­та — субъ­ек­тив­ный апри­о­ризм идей разу­ма, у Пла­то­на же — объ­ек­тив­ный апри­о­ризм идей разу­ма в самом бытии, в при­ро­де. Пла­тон отли­ча­ет­ся от Кан­та тем, что у него мыс­лит­ся неко­то­рая апри­ор­ная иде­аль­ная при­ро­да, делаю­щая у него впер­вые воз­мож­ной и апо­сте­ри­ор­ную чув­ст­вен­ную при­ро­ду. На то мы и гово­рим, что пла­то­низм — это объ­ек­тив­ный иде­а­лизм.

6) Одна­ко тот, кто хотел бы све­сти уче­ние Пла­то­на к абстракт­но-поня­тий­но­му объ­ек­тив­но­му иде­а­лиз­му, будет весь­ма разо­ча­ро­ван после про­чте­ния седь­мой речи в «Пире», а имен­но речи Алки­ви­а­да. Фило­соф­ская кон­цеп­ция Алки­ви­а­да заклю­ча­ет­ся в том, что кро­ме обыч­но­го сов­па­де­ния внут­рен­не­го и внеш­не­го, субъ­ек­тив­но­го и объ­ек­тив­но­го, иде­аль­но­го и реаль­но­го жизнь застав­ля­ет при­знать еще и их необы­чай­но раз­но­об­раз­ную и жиз­нен­но-кра­соч­ную про­ти­во­ре­чи­вость. Сократ, каза­лось бы, есть иде­аль­ный муд­рец, кото­рый толь­ко и зна­ет, что кон­стру­и­ру­ет раз­но­го рода логи­че­ские кате­го­рии объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма. В зна­чи­тель­ной мере Сократ тако­вым и явля­ет­ся как исто­ри­че­ски, так и в изо­бра­же­нии Алки­ви­а­да. И тем не менее вся эта сокра­то-пла­то­нов­ская транс­цен­ден­таль­ная диа­лек­ти­ка и мифо­ло­гия дана в фор­ме чрез­вы­чай­но глу­бо­кой и ост­рой обще­жиз­нен­ной иро­нии, пре­крас­но дока­зы­ваю­щей нам, что Пла­тон не про­сто объ­ек­тив­ный иде­а­лист в логи­че­ском смыс­ле это­го сло­ва, но и очень страст­ная, про­ти­во­ре­чи­вая, веч­но ищу­щая нату­ра. Объ­ек­тив­ный иде­а­лизм, как он дан в «Пире», кро­ме транс­цен­ден­таль­но-диа­лек­ти­че­ско­го уче­ния об иде­ях про­ни­зан от нача­ла до кон­ца мучи­тель­но сла­дост­ным ощу­ще­ни­ем жиз­ни, в кото­рой иде­аль­ное и мате­ри­аль­ное без­на­деж­но спу­та­но и пере­ме­ша­но — иной раз даже до пол­ной нераз­ли­чи­мо­сти. Это под­твер­жда­ет­ся еще и тем как бы слу­чай­но бро­шен­ным заме­ча­ни­ем Сокра­та о том, что истин­ный созда­тель тра­гедии дол­жен быть созда­те­лем так­же истин­ной комедии (223d), что, с нашей точ­ки зре­ния, с.441 пред­став­ля­ет собой не про­сто слу­чай­ный афо­ризм Пла­то­на, но явля­ет­ся под­лин­ным ито­гом всей фило­со­фии идей в «Пире».

7) Все же с логи­че­ской точ­ки зре­ния наи­бо­лее ори­ги­на­лен текст об иерар­хии Эрота, кото­рая кон­ча­ет­ся веч­ной иде­ей кра­соты (210a — 212a). Отвле­ка­ясь от пла­то­нов­ской поэ­зии, мифо­ло­гии, рито­ри­ки и дра­ма­тур­гии, чтобы фор­му­ли­ро­вать основ­ное логи­че­ское содер­жа­ние «Пира», мы обна­ру­жи­ва­ем то, чего не име­ли в преды­ду­щих диа­ло­гах или что име­ли в зача­точ­ной фор­ме. Имен­но идея вещи пред­став­ле­на здесь как пре­дел ста­нов­ле­ния вещи. А про­тив поня­тия пре­де­ла уже не смо­жет воз­ра­зить ника­кой совре­мен­ный нам мате­ма­тик и ника­кой фило­соф. Сле­до­ва­тель­но, здесь одно из огром­ных дости­же­ний Пла­то­на, кото­рое не умрет нико­гда, в какие бы мифо­ло­го-поэ­ти­че­ские, сим­во­ли­че­ские и рито­ри­ко-дра­ма­тур­ги­че­ские оде­я­ния оно ни было фак­ти­че­ски обле­че­но в кон­крет­ном тек­сте пла­то­нов­ских диа­ло­гов.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1303242327 1303312492 1303322046 1405374016 1405376377 1405377993