С. Л. Утченко

ДРЕВНИЙ РИМ
События. Люди. Идеи.

Текст приводится по изданию: Утченко С. Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. Москва. Изд-во «Наука», 1969.

с.68

ЗАГОВОР КАТИЛИНЫ

Позд­ним вече­ром 5 декаб­ря 63 г. до н. э. кон­сул Цице­рон обра­тил­ся к тол­пе, запол­нив­шей форум и взвол­но­ван­ной слу­ха­ми о толь­ко что рас­кры­том государ­ст­вен­ном заго­во­ре, об аре­сте заго­вор­щи­ков. Кон­сул, извест­ный сво­им при­стра­сти­ем к рито­ри­че­ским и теат­раль­ным эффек­там, про­из­нес одно лишь сло­во «vi­xe­runt», что озна­ча­ет «они про­жи­ли» — обыч­ный для рим­лян спо­соб сооб­ще­ния о чьей-либо смер­ти в смяг­чен­ной, эвфе­ми­че­ской фор­ме. И дей­ст­ви­тель­но, несколь­ко минут назад пять заго­вор­щи­ков, пять рим­ских граж­дан были по его при­ка­за­нию удав­ле­ны рукой пала­ча. А еще через 150 лет дру­гой люби­тель теат­раль­ных эффек­тов — Плу­тарх — опи­сал после­дую­щие собы­тия это­го вече­ра, и в част­но­сти три­ум­фаль­ное воз­вра­ще­ние Цице­ро­на домой, в сле­дую­щих выра­же­ни­ях: «Было уже тем­но, когда он через форум дви­нул­ся домой. Граж­дане не про­во­жа­ли его в без­мол­вии и стро­гом поряд­ке, но на всем пути при­вет­ст­во­ва­ли кри­ка­ми, руко­плес­ка­ни­я­ми, назы­вая спа­си­те­лем и новым осно­ва­те­лем Рима. Ули­цы и пере­ул­ки осве­ща­лись огня­ми факе­лов, выстав­лен­ных чуть ли не в каж­дой две­ри. На кры­шах домов сто­я­ли жен­щи­ны со све­тиль­ни­ка­ми, чтобы почтить и увидеть кон­су­ла, кото­рый с тор­же­ст­вом воз­вра­щал­ся к себе в бли­ста­тель­ном сопро­вож­де­нии самых зна­ме­ни­тых людей горо­да. Едва ли не все это были вои­ны, кото­рые не раз со сла­вою завер­ша­ли даль­ние и труд­ные похо­ды, справ­ля­ли три­ум­фы и дале­ко раз­дви­ну­ли рубе­жи Рим­ской дер­жа­вы и на суше, и на море, а теперь они еди­но­душ­но гово­ри­ли о том, что мно­гим тогдаш­ним пол­ко­во­д­цам рим­ский народ был обя­зан богат­ст­вом, добы­чей и могу­ще­ст­вом, но спа­се­ни­ем сво­им и спо­кой­ст­ви­ем — одно­му лишь Цице­ро­ну, изба­вив­ше­му его от такой вели­кой и гроз­ной опас­но­сти»1. Вско­ре спе­ци­аль­ным реше­ни­ем народ­но­го с.69 собра­ния спа­си­те­лю-кон­су­лу была выне­се­на бла­го­дар­ность и при­сво­е­но почет­ное наиме­но­ва­ние pa­ter pat­riae, т. е. «отец оте­че­ства».

Тороп­ли­вая и про­ти­во­за­кон­ная казнь пяти вид­ных участ­ни­ков заго­во­ра была пред­по­след­ним актом разыг­рав­шей­ся дра­мы. Зна­чи­тель­ная часть сто­рон­ни­ков Кати­ли­ны поки­ну­ла его лагерь, как толь­ко ста­ла извест­на судь­ба Лен­ту­ла, Цете­га и дру­гих каз­нен­ных. Исход дви­же­ния был пред­ре­шен.

Кста­ти ска­зать, заго­вор Кати­ли­ны может слу­жить любо­пыт­ной и даже поучи­тель­ной иллю­ст­ра­ци­ей к вопро­су о зна­че­нии (и свое­об­раз­ной судь­бе) исто­ри­че­ско­го фак­та. Каза­лось бы, немно­гие собы­тия древ­ней исто­рии так хоро­шо и так пол­но осве­ще­ны в наших источ­ни­ках, как этот заго­вор. Более того, не гово­ря уже о доволь­но мно­го­чис­лен­ных, но все же позд­них сведе­ни­ях и вер­си­ях, мы рас­по­ла­га­ем в дан­ном слу­чае — что мож­но счи­тать исклю­чи­тель­ной уда­чей — подроб­ны­ми свиде­тель­ства­ми самих совре­мен­ни­ков и даже участ­ни­ков собы­тий. Один из таких совре­мен­ни­ков — исто­рик Сал­лю­стий — посвя­тил заго­во­ру Кати­ли­ны спе­ци­аль­ную моно­гра­фию под таким имен­но назва­ни­ем. Дру­гой совре­мен­ник — и не толь­ко совре­мен­ник, но одно из глав­ных дей­ст­ву­ю­щих лиц — кон­сул (и зна­ме­ни­тый ора­тор) Цице­рон, про­из­нес четы­ре боль­шие речи, в кото­рых кар­ти­на заго­во­ра обри­со­ва­на с раз­лич­ны­ми дета­ля­ми и подроб­но­стя­ми. Как извест­но, и исто­ри­че­ский труд Сал­лю­стия, и речи Цице­ро­на сохра­ни­лись до наше­го вре­ме­ни. Чего же еще желать исто­ри­ку? Оче­вид­но, ему сле­ду­ет лишь бла­го­да­рить судь­бу, что она созда­ла столь ред­кую и столь бла­го­при­ят­ную ситу­а­цию для изу­че­ния, ана­ли­за и оцен­ки того собы­тия, кото­рое вошло в исто­рию, как «заго­вор (или дви­же­ние) Кати­ли­ны».

Одна­ко на самом деле все не так про­сто и ясно. Ско­рее даже наобо­рот. Хотя в дан­ном слу­чае мы, как уже ска­за­но, рас­по­ла­га­ем свиде­тель­ства­ми совре­мен­ни­ков, эти совре­мен­ни­ки были одно­вре­мен­но злей­ши­ми вра­га­ми глав­ной фигу­ры дви­же­ния, т. е. Кати­ли­ны (кста­ти ока­зать, совре­мен­ни­ки, о кото­рых идет речь — Цице­рон и Сал­лю­стий, — столь же яро нена­виде­ли друг дру­га). Поэто­му не при­хо­дит­ся ожи­дать от них не толь­ко более или менее объ­ек­тив­ной харак­те­ри­сти­ки Кати­ли­ны и его спо­движ­ни­ков, но в целом ряде слу­ча­ев, когда речь идет с.70 о самом заго­во­ре, фак­ти­че­ская сто­ро­на собы­тий, а в еще боль­шей сте­пе­ни оцен­ка их зна­че­ния, не заслу­жи­ва­ют дове­рия. И так как враг, види­мо, все­гда име­ет ска­зать боль­ше и, как пра­ви­ло, убеди­тель­нее, чем любой доб­ро­же­ла­тель, то все после­дую­щие авто­ры, касав­ши­е­ся в какой-то мере заго­во­ра Кати­ли­ны (как, напри­мер, Плу­тарх, Аппи­ан, Дион Кас­сий), кла­дут те же густые, мрач­ные тени и на рас­сказ о дви­же­нии в целом, и на порт­рет его вдох­но­ви­те­ля. Оче­вид­но пре­уве­ли­че­ны — во вся­ком слу­чае, Цице­ро­ном — самые мас­шта­бы и «опас­ность» заго­во­ра. В ту бога­тую потря­се­ни­я­ми эпо­ху заго­вор Кати­ли­ны едва ли был более выдаю­щим­ся, более «мас­штаб­ным» явле­ни­ем, чем вос­ста­ние Лепида или дви­же­ние Целия Руфа, кото­рое ино­гда — и не без осно­ва­ния — срав­ни­ва­ют с собы­ти­я­ми 63 г.

Таким обра­зом, воз­ни­ка­ет свое­об­раз­ная исто­ри­че­ская аберра­ция, общая кар­ти­на ока­зы­ва­ет­ся если не иска­жен­ной, то, во вся­ком слу­чае, столь смут­ной и неяс­ной, что новые, совре­мен­ные нашим дням иссле­до­ва­те­ли почти с рав­ным успе­хом и с рав­ны­ми по силе аргу­мен­та­ми обос­но­вы­ва­ют диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ные оцен­ки дви­же­ния. Так, в совет­ской исто­рио­гра­фии суще­ст­ву­ет точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой заго­вор Кати­ли­ны — послед­нее дви­же­ние ради­каль­ных эле­мен­тов рим­ской демо­кра­тии (попу­ля­ров)2, но вме­сте с тем не менее реши­тель­но дока­зы­ва­ет­ся и тот тезис, что Кати­ли­на стре­мил­ся к «свер­же­нию рес­пуб­ли­ки и уста­нов­ле­нию режи­ма дик­та­ту­ры»3. Обе точ­ки зре­ния име­ют сво­их сто­рон­ни­ков и по сей день. Какую же из них все-таки мож­но счи­тать более под­креп­лен­ной мате­ри­а­лом источ­ни­ков, а пото­му и более пред­по­чти­тель­ной? Огра­ни­чи­ва­ет­ся ли реше­ние про­бле­мы толь­ко дву­мя выше­из­ло­жен­ны­ми выво­да­ми? Оче­вид­но, что ответ на подоб­ные вопро­сы может и дол­жен выте­кать из како­го-то соб­ст­вен­но­го — и по мере сил, наи­бо­лее объ­ек­тив­но­го — осмыс­ле­ния общей кар­ти­ны заго­во­ра.

Нач­нем с харак­те­ри­сти­ки глав­ных дей­ст­ву­ю­щих лиц. «Луций Кати­ли­на, про­ис­хо­див­ший из знат­но­го рода, при могу­чей духов­ной и физи­че­ской силе отли­чал­ся дур­ным и испор­чен­ным харак­те­ром. Уже с юных лет его с.71 пре­льща­ли меж­до­усоб­ные вой­ны, убий­ства, гра­бе­жи, граж­дан­ские рас­при, и в них он зака­лял себя смо­ло­ду. Физи­че­ски креп­кий, он неве­ро­ят­но лег­ко пере­но­сил голод, холод и недо­сы­па­ние. Мораль­но сме­лый, он был ковар­ным, непо­сто­ян­ным, лжи­вым, неис­крен­ним, жад­ным до чужо­го, рас­то­чи­тель­ным в сво­ем, пыл­ким в стра­стях; крас­но­ре­чия в нем было доста­точ­но, бла­го­ра­зу­мия мало. Нена­сыт­ная душа его все­гда жаж­да­ла чего-то бес­пре­дель­но­го, неве­ро­ят­но­го, недо­ся­гае­мо­го».

Тако­ва общая, а точ­нее гово­ря, пред­ва­ри­тель­ная, харак­те­ри­сти­ка Сал­лю­стия. Пред­ва­ри­тель­ная пото­му, что, обри­со­вав лич­ные свой­ства Кати­ли­ны, Сал­лю­стий пере­хо­дит затем к харак­те­ри­сти­ке поли­ти­че­ской. Он изо­бра­жа­ет Кати­ли­ну после­до­ва­те­лем Сул­лы, стре­мя­щим­ся захва­тить в свои руки еди­но­лич­ную власть (Сал­лю­стий гово­рит даже о цар­ской вла­сти!) и гото­вым добить­ся этой цели не брез­гуя ника­ки­ми сред­ства­ми4.

Более того, Сал­лю­стий изо­бра­жа­ет Кати­ли­ну как зако­но­мер­ное явле­ние, как про­дукт раз­ло­же­ния обще­ст­вен­ных нра­вов. Образ Кати­ли­ны вырас­та­ет до неко­е­го сим­во­ла, оли­це­тво­ре­ния. Поэто­му ему при­пи­сы­ва­ют­ся самые отвра­ти­тель­ные поро­ки, даже пре­ступ­ле­ния: совра­ще­ние жри­цы Весты, убий­ство соб­ст­вен­но­го сына5. Неслу­чай­но вокруг Кати­ли­ны груп­пи­ру­ют­ся все бес­стыд­ни­ки, сла­до­страст­ни­ки, кути­лы, клят­во­пре­ступ­ни­ки. Таким обра­зом, для Сал­лю­стия Кати­ли­на и его еди­но­мыш­лен­ни­ки, а сле­до­ва­тель­но, и весь заго­вор как тако­вой, — явный и ужа­саю­щий при­мер мораль­но-поли­ти­че­ской дегра­да­ции, рас­па­да рим­ско­го обще­ства.

Цице­рон в сво­их харак­те­ри­сти­ках Кати­ли­ны не дела­ет попыт­ки подоб­ных исто­ри­ко-фило­соф­ских обоб­ще­ний. Одна­ко небезын­те­рес­но отме­тить, что, высту­пая перед сена­то­ра­ми, он акцен­ти­ру­ет в первую оче­редь поли­ти­че­ские обви­не­ния, тогда как в речах, про­из­не­сен­ных перед наро­дом, под­чер­ки­ва­ют­ся лич­ные отри­ца­тель­ные каче­ства и чер­ты Кати­ли­ны. Так, в пер­вой кати­ли­на­рии — как извест­но, про­из­не­сен­ной в сена­те, — гово­рит­ся о том, что если Тибе­рий Гракх был убит за то, что он стре­мил­ся лишь незна­чи­тель­но изме­нить суще­ст­ву­ю­щий с.72 государ­ст­вен­ный строй, то как мож­но тер­петь Кати­ли­ну, жаж­ду­ще­го «весь мир зато­пить в кро­ви и истре­бить в огне?»6. Несколь­ко ниже выдви­га­ет­ся такое обви­не­ние: «Теперь ты уже откры­то пося­га­ешь на все государ­ство; обре­ка­ешь на гибель и опу­сто­ше­ние хра­мы бес­смерт­ных богов, город­ские жили­ща, жизнь всех нас, нако­нец, всю Ита­лию»7. Конеч­но, Цице­рон не упус­ка­ет воз­мож­но­сти кос­нуть­ся и лич­ных качеств сво­его вра­га, но в дан­ной речи это дела­ет­ся лишь попу­т­но, и ора­тор даже спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­ет­ся, что он не хочет задер­жи­вать­ся на обви­не­ни­ях подоб­но­го рода8.

В речах, обра­щен­ных к наро­ду, наобо­рот, центр тяже­сти пере­не­сен на пер­со­наль­ную харак­те­ри­сти­ку и обри­сов­ку мораль­но­го обли­ка. Ора­тор утвер­жда­ет, что во всей Ита­лии нет тако­го «отра­ви­те­ля, гла­ди­а­то­ра, бан­ди­та, раз­бой­ни­ка, убий­цы, под­де­лы­ва­те­ля заве­ща­ний, мошен­ни­ка, кути­лы, мота, пре­лю­бо­дея, пуб­лич­ной жен­щи­ны, совра­ти­те­ля моло­де­жи, раз­врат­ни­ка и отще­пен­ца», кото­рые не при­зна­лись бы в самых тес­ных дру­же­ских отно­ше­ни­ях с Кати­ли­ной. А он сам, т. е. Кати­ли­на, при­ни­мал уча­стие в позор­ней­ших пре­лю­бо­де­я­ни­ях, раз­вра­те и даже в убий­ствах9. Он зака­лил себя посто­ян­ной тре­ни­ров­кой в пре­ступ­ле­ни­ях и все свои физи­че­ские, а так­же нрав­ст­вен­ные силы тра­тил без огляд­ки на сла­до­стра­стие и на самые дерз­кие поступ­ки10.

Что каса­ет­ся харак­те­ри­сти­ки Кати­ли­ны у более позд­них авто­ров, то в сво­их общих чер­тах она сов­па­да­ет с порт­ре­том, столь ярко нари­со­ван­ным Сал­лю­сти­ем и Цице­ро­ном. Пожа­луй, наи­бо­лее сдер­жан­но харак­те­ри­зу­ет Кати­ли­ну Аппи­ан. Он отме­ча­ет его знат­ное про­ис­хож­де­ние, его пси­хи­че­скую неурав­но­ве­шен­ность, пере­да­ет, как слух, вер­сию об убий­стве Кати­ли­ной сво­его соб­ст­вен­но­го сына. Кро­ме того, Аппи­ан гово­рит, что Кати­ли­на был дру­гом Сул­лы и «рев­ност­ней­шим сто­рон­ни­ком его пар­тии»11. Харак­те­ри­сти­ка Плу­тар­ха изоби­лу­ет рядом весь­ма кра­соч­ных, но, види­мо, фан­та­сти­че­ских подроб­но­стей. Напри­мер, исто­рик уве­ря­ет, что Кати­ли­на с.73 жил со сво­ей неза­муж­ней доче­рью, убил род­но­го бра­та, кото­рый был в даль­ней­шем, по его же прось­бе, вклю­чен Сул­лой в спи­сок проскри­би­ро­ван­ных. Не менее фан­та­стич­на и такая деталь: заго­вор­щи­ки обме­ня­лись друг с дру­гом клят­ва­ми, а для закреп­ле­ния этих клятв яко­бы заре­за­ли чело­ве­ка и отведа­ли его мяса12. В рас­ска­зе о заго­во­ре еще более позд­не­го авто­ра — Дио­на Кас­сия — раз­вер­ну­той харак­те­ри­сти­ки Кати­ли­ны не содер­жит­ся, хотя и повто­ря­ет­ся мало­ве­ро­ят­ная вер­сия — прав­да, в более неопре­де­лен­ной фор­ме — о вза­им­ных клят­вах заго­вор­щи­ков и сопут­ст­ву­ю­щем им кро­ва­вом ритуа­ле13.

Таким обра­зом, сле­ду­ет при­знать, что порт­рет Кати­ли­ны создан еще его совре­мен­ни­ка­ми, но совре­мен­ни­ка­ми-вра­га­ми. Это весь­ма суще­ст­вен­но. Пото­му-то сохра­нив­ший­ся и дошед­ший даже до наше­го вре­ме­ни порт­рет, по суще­ству гово­ря, не обла­да­ет живы­ми и реа­ли­сти­че­ски­ми чер­та­ми, но ско­рее пред­став­ля­ет собой иде­аль­ный образ зло­дея, постро­ен­ный на осно­ве ходо­вых для того вре­ме­ни штам­пов и кано­нов. Это ста­но­вит­ся осо­бен­но ясным, если обра­тить­ся к совре­мен­ным же харак­те­ри­сти­кам Цице­ро­на.

Их сохра­ни­лось, стро­го гово­ря, совсем немно­го. Если исклю­чить доволь­но яркие, но вме­сте с тем весь­ма спе­ци­фич­ные «само­ха­рак­те­ри­сти­ки», содер­жа­щи­е­ся в речах, а глав­ным обра­зом в пере­пис­ке Цице­ро­на, то у нас оста­ет­ся такой сомни­тель­ный и при­ни­мае­мый мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми за зна­чи­тель­но более позд­нее рито­ри­че­ское упраж­не­ние источ­ник, как инвек­ти­ва Сал­лю­стия про­тив Цице­ро­на.

Она постро­е­на в общем по тому же кано­ну, что и «образ­цо­вый порт­рет» Кати­ли­ны. Сна­ча­ла пере­чис­ля­ют­ся лич­ные каче­ства и свой­ства Цице­ро­на, вер­нее ска­зать, его поро­ки, — т. е. дает­ся мораль­ная харак­те­ри­сти­ка. Цице­рон ока­зы­ва­ет­ся чело­ве­ком, взяв­шим­ся бог весть откуда, обрек­шим с дет­ства свое тело на удо­вле­тво­ре­ние жела­ний пер­во­го встреч­но­го и даже крас­но­ре­чие свое купив­шим у Пизо­на ценою поте­ри цело­муд­рия. Тако­ва вся семья: жена — свя­тотат­ка, нару­ши­тель­ни­ца прав боже­ст­вен­ных и чело­ве­че­ских, дочь — раз­врат­ни­ца. с.74 Состо­я­ние он нажил гра­бе­жом и наси­ли­ем, ибо откуда ина­че у него были бы сред­ства так рос­кош­но отде­лать свои Туску­лан­ское и Пом­пе­ян­ское поме­стья?14. Общий вывод о мораль­ном обли­ке таков: ни одна часть тела это­го чело­ве­ка не может счи­тать­ся неопо­зо­рен­ной — язык полон пусто­сло­вия, руки не насы­тят­ся гра­бе­жом, чре­во — невоз­держ­но­стью, а ноги при­спо­соб­ле­ны лишь к трус­ли­во­му бег­ству; наи­бо­лее же постыд­но то, о чем даже и гово­рить непри­лич­но15.

Затем идут обви­не­ния поли­ти­че­ско­го харак­те­ра. Сно­ва под­чер­ки­ва­ет­ся, что Цице­рон — чужак, выскоч­ка (ho­mo no­vus), его кон­суль­ство ока­зы­ва­ет­ся уже чуть ли не при­чи­ной заго­во­ра и всех потря­се­ний в государ­стве. Он обви­ня­ет­ся в лихо­им­стве; более того, утвер­жда­ет­ся, что тот, кто не желал дать ему взят­ку, тот имен­но и счи­тал­ся участ­ни­ком заго­во­ра и зло­умыш­лен­ни­ком про­тив сена­та16. Далее гово­рит­ся, что Цице­рон — пере­беж­чик от одной пар­тии к дру­гой, при­чем в любом слу­чае веро­ло­мен, да и ныне он слу­жит опо­рою тем, кого сам ранее име­но­вал тира­на­ми, а тех, перед кем пре­кло­нял­ся и рабо­леп­ст­во­вал, назы­ва­ет теперь безум­ны­ми. Во вре­мя его кон­суль­ства гос­под­ст­во­вал про­из­вол, от кото­ро­го зави­се­ли и жизнь и смерть граж­дан, пра­ва воль­но­сти были попра­ны. В заклю­че­ние кон­суль­ство Цице­ро­на — по суще­ству, а не по назва­нию — срав­ни­ва­ет­ся даже с дик­та­ту­рой Сул­лы17.

Подоб­ные пре­уве­ли­че­ния не долж­ны нас удив­лять. Они отно­сят­ся к тем же кано­нам и при­е­мам созда­ния порт­ре­тов «образ­цо­во­го зло­дея» (или, наобо­рот, «образ­цо­во­го героя») и харак­тер­ны для рито­ри­че­ских упраж­не­ний на задан­ную тему. Поэто­му в дан­ном слу­чае нам дей­ст­ви­тель­но неваж­но, насколь­ко «облик» Цице­ро­на, набро­сан­ный в инвек­ти­ве, бли­зок к под­лин­но­му, как неваж­но и то, в какой мере мож­но счи­тать под­лин­ной самую инвек­ти­ву, т. е. при­над­ле­жит ли она, как гово­рит тра­ди­ция, Сал­лю­стию или пред­став­ля­ет собой зна­чи­тель­но более позд­нее упраж­не­ние в рито­ри­че­ском крас­но­ре­чии.

с.75 Харак­те­ри­сти­ки Цице­ро­на, встре­чаю­щи­е­ся у Аппи­а­на или Плу­тар­ха, выдер­жа­ны в гораздо более спо­кой­ных тонах. Гово­ря о незнат­но­сти про­ис­хож­де­ния Цице­ро­на, Аппи­ан под­чер­ки­ва­ет, напри­мер, что этим обсто­я­тель­ст­вом поль­зо­вал­ся Кати­ли­на для изде­ва­тельств над сво­им вра­гом18. Сам же Аппи­ан отзы­ва­ет­ся о Цице­роне поло­жи­тель­но, счи­тая его не толь­ко выдаю­щим­ся ора­то­ром, но и государ­ст­вен­ным дея­те­лем, ока­зав­шим во вре­мя сво­его кон­суль­ства вели­чай­шие услу­ги род­но­му горо­ду19. Прав­да, он не одоб­ря­ет его уни­жен­но­го, рас­те­рян­но­го и даже трус­ли­во­го поведе­ния во вре­мя борь­бы с Кло­ди­ем, но и здесь он несколь­ко смяг­ча­ет свое иро­ни­че­ское отно­ше­ние ссыл­кой на ана­ло­гич­ный слу­чай с Демо­сфе­ном20.

Плу­тарх в био­гра­фии Цице­ро­на не дает где-либо в одном месте раз­вер­ну­той харак­те­ри­сти­ки сво­его героя, одна­ко по всей био­гра­фии рас­сы­па­ны отдель­ные, ино­гда, мел­кие, но все же доста­точ­но харак­тер­ные чер­ты. В общем Плу­тарх поло­жи­тель­но­го мне­ния о Цице­роне как о государ­ст­вен­ном дея­те­ле: ему при­над­ле­жит при­во­див­ше­е­ся выше опи­са­ние «три­ум­фаль­но­го шест­вия» Цице­ро­на после каз­ни заго­вор­щи­ков, в чрез­вы­чай­но сочув­ст­вен­ном тоне опи­сы­ва­ет­ся и намест­ни­че­ство в Кили­кии, и вза­и­моот­но­ше­ния с насе­ле­ни­ем21. Доста­точ­но высо­ко­го мне­ния автор о Цице­роне как об ора­то­ре и о фило­со­фе. Кри­ти­че­ские же заме­ча­ния и оцен­ки идут, пожа­луй, по сле­дую­щим двум направ­ле­ни­ям: Цице­ро­ну ста­вит­ся в вину отсут­ст­вие муже­ства (защи­та Рос­ция, коле­ба­ния по пово­ду при­го­во­ра кати­ли­на­ри­ям, поведе­ние перед и во вре­мя изгна­ния, рас­те­рян­ность при защи­те Мило­на и т. п.)22, а так­же чрез­мер­ное често­лю­бие и само­вос­хва­ле­ние (начи­ная с его управ­ле­ния Сици­ли­ей после кве­сту­ры и вплоть до послед­них дней борь­бы с Анто­ни­ем)23. Эти же чер­ты, кста­ти ска­зать, под­чер­ки­ва­ют­ся Плу­тар­хом в заклю­чи­тель­ных гла­вах био­гра­фии (т. е. при сопо­став­ле­нии с Демо­сфе­ном).

с.76 Тако­вы отзы­вы совре­мен­ни­ков или исто­ри­ков, жив­ших несколь­ко позд­нее, но быв­ших все же пред­ста­ви­те­ля­ми антич­ной исто­рио­гра­фии, о двух инте­ре­су­ю­щих нас глав­ных геро­ях раз­вер­нув­шей­ся в это вре­мя напря­жен­ной поли­ти­че­ской борь­бы. Не будем торо­пить­ся с окон­ча­тель­ны­ми выво­да­ми и оцен­ка­ми, озна­ко­мим­ся преж­де — хотя бы в самых общих чер­тах — с ходом заго­во­ра.

Преж­де все­го сле­ду­ет отме­тить, что гла­ва дви­же­ния — Кати­ли­на был вынуж­ден перей­ти к «анти­кон­сти­ту­ци­он­ным» дей­ст­ви­ям в силу сте­че­ния ряда небла­го­при­ят­ных обсто­я­тельств. Его поли­ти­че­ская карье­ра была бы вполне обыч­ной и даже стан­дарт­ной карье­рой моло­до­го знат­но­го рим­ля­ни­на, если бы не целая цепь неудач, исклю­чи­тель­ное «неве­зе­ние». Сна­ча­ла все шло более или менее бла­го­по­луч­но. Моло­дой, но уже вид­ный сул­ла­нец, ари­сто­крат, он не был даже осо­бен­но ском­про­ме­ти­ро­ван судеб­ным делом, воз­буж­ден­ным про­тив него по обви­не­нию в, кощун­ст­вен­ной свя­зи с вестал­кой Фаби­ей (кото­рая, кста­ти гово­ря, была сест­рой жены Цице­ро­на) — обсто­я­тель­ство, про­ли­ваю­щее неко­то­рый допол­ни­тель­ный свет на вза­и­моот­но­ше­ния меж­ду самим Цице­ро­ном и Кати­ли­ной), ибо бла­го­да­ря защи­те вид­но­го дея­те­ля сенат­ской пар­тии Кв. Лута­ция Кату­ла он был оправ­дан. В 68 г. Кати­ли­на — пре­тор, после чего он полу­ча­ет в управ­ле­ние про­вин­цию Афри­ку. Вер­нув­шись в 66 г. в Рим, он выстав­ля­ет свою кан­дида­ту­ру на заня­тие кон­суль­ской долж­но­сти (на пред­сто­я­щий 65-й год) и тут впер­вые тер­пит неуда­чу. Спе­ци­аль­ная деле­га­ция из Афри­ки яви­лась в сенат с жало­бой на быв­ше­го намест­ни­ка, обви­няя его в при­тес­не­нии и лихо­им­стве. В этой ситу­а­ции кан­дида­ту­ра Кати­ли­ны не мог­ла оста­вать­ся в спис­ке пре­тен­ден­тов.

Кон­су­ла­ми на 65 г. были избра­ны Пуб­лий Автро­ний Пет и Пуб­лий Кор­не­лий Сул­ла (раз­бо­га­тев­ший во вре­мя про­скрип­ций род­ст­вен­ник дик­та­то­ра). Одна­ко вско­ре после сво­его избра­ния они были обви­не­ны в под­ку­пе изби­ра­те­лей и осуж­де­ны по соот­вет­ст­ву­ю­ще­му зако­ну Каль­пур­ния. Выбо­ры были кас­си­ро­ва­ны, а на вновь назна­чен­ных в кон­су­лы про­шли кон­ку­рен­ты осуж­ден­ных Луций Ман­лий Торк­ват и Луций Авре­лий Кот­та.

Эти собы­тия послу­жи­ли, види­мо, при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния так назы­вае­мо­го «пер­во­го заго­во­ра» Кати­ли­ны. с.77 В нем при­ни­ма­ли уча­стие, поми­мо само­го Кати­ли­ны, Автро­ний, Сул­ла, Каль­пур­ний Пизон, а по неко­то­рым сведе­ни­ям даже Красс и Цезарь. По пла­ну заго­вор­щи­ков новые кон­су­лы в день вступ­ле­ния в долж­ность (т. е. 1. I. 65 г.), долж­ны были быть умерщ­вле­ны, Автро­ний и Сул­ла вос­ста­нов­ле­ны в сво­их пра­вах, а Красс наме­чал­ся чуть ли не в дик­та­то­ры. Одна­ко он же и под­вел всех осталь­ных заго­вор­щи­ков, не явив­шись в услов­лен­ный день на заседа­ние сена­та. Выступ­ле­ние было пере­не­се­но на дру­гой срок, но и на сей раз оно ока­за­лось сорван­ным, так как Кати­ли­на яко­бы подал знак соби­рав­шим­ся воз­ле курии заго­вор­щи­кам слиш­ком рано, не дождав­шись пол­но­го сбо­ра.

Про­тив заго­вор­щи­ков не после­до­ва­ло ника­ких репрес­сий. Часто это объ­яс­ня­ют тем, что в их среде нахо­ди­лись такие вли­я­тель­ные и вид­ные поли­ти­че­ские дея­те­ли, как Красс и Цезарь. Это — явная натяж­ка. Во-пер­вых, Цезарь в то вре­мя еще не был ни вид­ным, ни вли­я­тель­ным дея­те­лем. Да и Красс не пред­став­лял столь уж гроз­ной силы, тем более что он был в доволь­но натя­ну­тых отно­ше­ни­ях с Пом­пе­ем (в даль­ней­шем эти отно­ше­ния еще более ухуд­ши­лись) и пото­му сто­рон­ни­ки послед­не­го его не под­дер­жи­ва­ли. Ско­рее все­го, заго­во­ру не было при­да­но серь­ез­но­го зна­че­ния по самой про­стой и есте­ствен­ной при­чине: он это­го и не заслу­жи­вал. Сомни­те­лен даже самый факт «заго­во­ра». Весь­ма веро­ят­но, что раз­вер­ну­тая вер­сия о «пер­вом заго­во­ре» (с уча­сти­ем Крас­са, Цеза­ря и т. п.) воз­ник­ла доволь­но позд­но, т. е. после подав­ле­ния под­лин­но­го заго­во­ра, и то не сра­зу; неда­ром она впер­вые встре­ча­ет­ся у Све­то­ния и ее не исполь­зу­ют более ран­ние авто­ры.

В 65 г. Кати­ли­на был при­вле­чен к суду по жало­бе афри­кан­ских деле­га­ций, и хотя в конеч­ном сче­те ока­зал­ся сно­ва оправ­дан­ным, судеб­ная про­цеду­ра затя­ну­лась настоль­ко, что он лишил­ся воз­мож­но­сти участ­во­вать в кон­суль­ских выбо­рах и на 64 г. Что же каса­ет­ся его оправ­да­ния, то Цице­рон, кото­рый соби­рал­ся высту­пать на про­цес­се в каче­стве защит­ни­ка, вме­сте с тем гово­рил, что при­знать Кати­ли­ну неви­нов­ным рав­но­силь­но при­зна­нию того, что в пол­день не свет­ло.

Как бы то ни было, Кати­ли­на уже вто­рич­но потер­пел неуда­чу с выбо­ра­ми. Одна­ко это обсто­я­тель­ство его не обес­ку­ра­жи­ло, и он, ведя под­готов­ку к выбо­рам на с.78 63 г., выдви­нул свой зна­ме­ни­тый лозунг: отме­на всех дол­гов (ta­bu­lae no­vae). Это был сме­лый шаг. Он при­вле­ка­ет к Кати­лине, имя кото­ро­го при­об­ре­ло теперь широ­кую попу­ляр­ность, при­вер­жен­цев из самых раз­лич­ных сло­ев рим­ско­го обще­ства: про­мотав­ших­ся ари­сто­кра­тов, обре­ме­нен­ную дол­га­ми «золотую моло­дежь», разо­рив­ших­ся вете­ра­нов Сул­лы, обез­зе­ме­лен­ных кре­стьян, деклас­си­ро­ван­ное насе­ле­ние горо­да.

В раз­гар пред­вы­бор­ной кам­па­нии, летом 64 г. Кати­ли­на соби­ра­ет в доме Мар­ка Леки сво­их наи­бо­лее вид­ных сто­рон­ни­ков. По сло­вам Сал­лю­стия, здесь при­сут­ст­во­ва­ли пред­ста­ви­те­ли как выс­ше­го, сена­тор­ско­го, так и всад­ни­че­ско­го сосло­вия, кро­ме того — мно­го­чис­лен­ные пред­ста­ви­те­ли муни­ци­пи­ев и коло­ний. В Риме рас­про­стра­нил­ся слух о бла­го­склон­ном отно­ше­нии Крас­са к это­му ново­му заго­во­ру24.

Кати­ли­на, обра­тив­шись с речью к собрав­шим­ся, пытал­ся вся­че­ски их вооду­ше­вить, вновь обе­щая кас­са­цию дол­гов, про­скрип­ции бога­чей, маги­ст­рат­ские и жре­че­ские долж­но­сти. В заклю­че­ние он заявил, что Пизон, нахо­дя­щий­ся с вой­ском в ближ­ней Испа­нии, и Пуб­лий Сит­тий Нуце­рин в Мавре­та­нии разде­ля­ют все толь­ко что пере­чис­лен­ные пунк­ты про­грам­мы, как и его друг Гай Анто­ний, кото­рый, судя по все­му, будет вме­сте с ним, Кати­ли­ной, избран кон­су­лом25.

На кон­суль­ских выбо­рах (на 63 г.) сорев­но­ва­лись меж­ду собой семь пре­тен­ден­тов. Одна­ко наи­боль­шие шан­сы были у Кати­ли­ны и Анто­ния. Более или менее серь­ез­ным пре­тен­ден­том был еще Марк Тул­лий Цице­рон, но как чело­век незнат­но­го про­ис­хож­де­ния, даже не уро­же­нец Рима, т. е., дру­ги­ми сло­ва­ми, «выскоч­ка» (ho­mo no­vus), он не поль­зо­вал­ся креди­том у сенат­ской пар­тии да и вооб­ще у мно­гих «корен­ных рим­лян».

Одна­ко неожи­дан­ное собы­тие ради­каль­но изме­ни­ло общую ситу­а­цию в его поль­зу. Один из участ­ни­ков заго­во­ра, про­мотав­ший­ся ари­сто­крат Квинт Курий, желая про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на свою любов­ни­цу, посвя­тил ее в подроб­но­сти наме­чав­ше­го­ся заго­во­ра, а от нее слух о наме­ре­ни­ях Кати­ли­ны быст­ро рас­про­стра­нил­ся по все­му горо­ду. Это и было, как счи­та­ет Сал­лю­стий, с.79 глав­ной при­чи­ной, изме­нив­шей отно­ше­ние зна­ти и всех «бла­го­на­ме­рен­ных» к Цице­ро­ну. В резуль­та­те Кати­ли­на ока­зал­ся забал­ло­ти­ро­ван­ным; кон­су­ла­ми же на 63 г. были избра­ны Марк Тул­лий Цице­рон и Гай Анто­ний.

Соб­ст­вен­но гово­ря, толь­ко после этой новой неуда­чи начи­на­ет­ся широ­кая и энер­гич­ная под­готов­ка заго­во­ра как тако­во­го. Но Кати­ли­на и в этом слу­чае еще не хочет пре­не­бречь легаль­ным, «кон­сти­ту­ци­он­ным» путем. Он ори­ен­ти­ру­ет­ся на кон­суль­ские выбо­ры на 62 г. Прав­да, парал­лель­но с этим он вер­бу­ет новых участ­ни­ков заго­во­ра, заготов­ля­ет ору­жие, снаб­жа­ет день­га­ми Ман­лия, кото­рый дол­жен был собрать вой­ско в Этру­рии. Одна­ко ни к каким откры­тым дей­ст­ви­ям он пока еще не при­сту­па­ет, что застав­ля­ет про­тив­ную сто­ро­ну, т. е. Цице­ро­на, поне­во­ле зани­мать тоже выжида­тель­ную пози­цию.

Чем бли­же под­хо­дил срок новых выбо­ров, тем напря­жен­нее ста­но­ви­лось поло­же­ние в Риме. На сей раз речь шла о сорев­но­ва­нии четы­рех пре­тен­ден­тов: Кати­ли­ны, юри­ста Суль­пи­ция Руфа, вид­но­го вое­на­чаль­ни­ка Л. Лици­ния Муре­ны и Деци­ма Юния Сила­на. В ходе пред­вы­бор­ной кам­па­нии Суль­пи­ций Руф неожи­дан­но заявил о том, что он сни­ма­ет свою кан­дида­ту­ру в свя­зи с реше­ни­ем воз­будить дело про­тив Муре­ны по обви­не­нию его в под­ку­пе изби­ра­те­лей.

Это непред­виден­ное собы­тие зна­чи­тель­но повы­си­ло шан­сы Кати­ли­ны на успех. Он раз­ви­ва­ет энер­гич­ную дея­тель­ность. Вме­сте с тем по горо­ду сно­ва рас­про­стра­ня­ют­ся будо­ра­жа­щие обще­ство слу­хи: гово­рят о том, что Кати­ли­на наме­рен вызвать на пред­сто­я­щие выбо­ры сул­лан­ских вете­ра­нов из Этру­рии, что он под­готав­ли­ва­ет убий­ство Цице­ро­на, что он сно­ва про­во­дит тай­ные сове­ща­ния заго­вор­щи­ков. Но все это тоже не выхо­ди­ло еще из обла­сти слу­хов и раз­го­во­ров, пока на заседа­нии сена­та Катон вдруг не заявил о сво­ем наме­ре­нии при­влечь Кати­ли­ну к суду, а тот в свою оче­редь не отве­тил, что если попы­та­ют­ся раз­жечь пожар, кото­рый будет угро­жать его бла­го­по­лу­чию, то он поту­шит пла­мя не водой, а раз­ва­ли­на­ми.

Это уже про­зву­ча­ло, как откры­тый выпад. Во вся­ком слу­чае, это был вполне при­ем­ле­мый и вполне доста­точ­ный пред­лог для Цице­ро­на, дабы перей­ти к реши­тель­ным дей­ст­ви­ям. 20 октяб­ря 63 г. он на заседа­нии сена­та ста­вит вопрос об опас­но­сти, угро­жаю­щей с.80 государ­ству, и о необ­хо­ди­мо­сти в этой свя­зи отло­жить изби­ра­тель­ные коми­ции. На сле­дую­щий день сенат заслу­ши­ва­ет спе­ци­аль­ный доклад Цице­ро­на о создав­шем­ся поло­же­нии, в заклю­че­ние кото­ро­го кон­сул тре­бу­ет Кати­ли­ну к отве­ту. Одна­ко послед­ний, к удив­ле­нию и воз­му­ще­нию сена­то­ров, даже не пыта­ет­ся оправ­ды­вать­ся или отри­цать воз­во­ди­мые про­тив него обви­не­ния. Напро­тив, он гор­до заяв­ля­ет, что в государ­стве есть два тела: одно — сла­бое и со сла­бой голо­вой, дру­гое же — креп­кое, но без голо­вы; это послед­нее может най­ти свою голо­ву в нем, пока он еще жив26. После это­го заяв­ле­ния Кати­ли­на демон­стра­тив­но покида­ет заседа­ние. Тогда сенат при­ни­ма­ет реше­ние о чрез­вы­чай­ном поло­же­нии и вру­ча­ет кон­су­лам неогра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия по руко­вод­ству государ­ст­вом.

Через несколь­ко дней в этой слож­ной обста­нов­ке были созва­ны изби­ра­тель­ные коми­ции. Цице­рон поста­рал­ся сде­лать все, чтобы оправ­дать декрет сена­та о чрез­вы­чай­ном поло­же­нии. Мар­со­во поле, где про­ис­хо­ди­ло собра­ние, было заня­то воору­жен­ной стра­жей, сам кон­сул, вопре­ки обы­чаю и желая под­черк­нуть гро­зив­шую лич­но ему смер­тель­ную опас­ность, явил­ся на выбо­ры в пан­ци­ре и латах. Кати­ли­на сно­ва был забал­ло­ти­ро­ван; кон­су­ла­ми на 62 г. избра­ны Децим Юний Силан и Луций Лици­ний Муре­на. Таким обра­зом, уже чет­вер­тая по сче­ту попыт­ка Кати­ли­ны добить­ся кон­суль­ства легаль­ным путем окон­чи­лась кра­хом.

Толь­ко после этой новой неуда­чи он пере­хо­дит к более реши­тель­ным дей­ст­ви­ям. На сроч­но созван­ном сове­ща­ний заго­вор­щи­ков Кати­ли­на сооб­ща­ет о сво­ем наме­ре­нии лич­но воз­гла­вить вой­ска, собран­ные одним из его наи­бо­лее ярых при­вер­жен­цев — Ман­ли­ем — в Этру­рии, а два дру­гих вид­ных заго­вор­щи­ка (сена­тор Луций Вар­гун­тей и всад­ник Гай Кор­не­лий) заяв­ля­ют о сво­ей готов­но­сти зав­тра же покон­чить с Цице­ро­ном. Одна­ко поку­ше­ние не уда­ет­ся: Цице­рон, инфор­ми­ро­ван­ный осве­до­ми­те­ля­ми (т. е. Кури­ем и Фуль­ви­ей), окру­жил свой дом стра­жей, а явив­шим­ся к нему заго­вор­щи­кам было отка­за­но в при­е­ме.

8 нояб­ря кон­сул сно­ва собрал экс­трен­ное заседа­ние сена­та, в кото­ром он и высту­пил со зна­ме­ни­той речью с.81 (так назы­вае­мая пер­вая речь) про­тив Кати­ли­ны. Речь, постро­ен­ная по всем пра­ви­лам ора­тор­ско­го искус­ства, име­ла боль­шой успех. Цице­рон, в част­но­сти, наста­и­вал на том, чтобы Кати­ли­на поки­нул город, пото­му что меж­ду ним, желаю­щим опе­реть­ся на силу ору­жия, и кон­су­лом (т. е. самим Цице­ро­ном), опи­раю­щим­ся лишь на силу сло­ва, долж­на нахо­дить­ся сте­на27. Видя, что огром­ное боль­шин­ство сена­та настро­е­но по отно­ше­нию к нему крайне враж­деб­но, Кати­ли­на почел за бла­го внять сове­ту и в тот же вечер поки­нул Рим, напра­вив­шись в Этру­рию. Вско­ре ста­ло извест­но, что, при­быв в лагерь Ман­лия, он при­сво­ил себе зна­ки кон­суль­ской вла­сти. Сенат объ­явил его и Ман­лия вра­га­ми оте­че­ства и одно­вре­мен­но пору­чил кон­су­лам про­из­ве­сти набор войск.

Все эти собы­тия, завер­шаю­щие как бы пер­вый этап дви­же­ния, дают осно­ва­ния Сал­лю­стию с горе­чью отме­тить, что не толь­ко те, кто непо­сред­ст­вен­но при­ни­мал уча­стие в заго­во­ре, но и «весь плебс в целом, стре­мясь к государ­ст­вен­но­му пере­во­роту, сочув­ст­вен­но отно­сил­ся к начи­на­ни­ям Кати­ли­ны». При­чем Сал­лю­стий подроб­но объ­яс­ня­ет, что он име­ет в виду и город­ское насе­ле­ние, и сель­скую моло­дежь, и всех тех, чьи роди­те­ли постра­да­ли во вре­мя про­скрип­ций Сул­лы, и, нако­нец, даже тех, кто про­сто не при­над­ле­жит «к сенат­ской пар­тии»28. Кста­ти ска­зать, не лишен свое­об­раз­но­го инте­ре­са тот неболь­шой экс­курс, неболь­шое отступ­ле­ние, кото­рое спе­ци­аль­но дела­ет Сал­лю­стий, дабы изло­жить свой­ст­вен­ную ему точ­ку зре­ния на роль и харак­тер «пар­тий­ной борь­бы» того вре­ме­ни. Речь идет о таких поли­ти­че­ских силах: плебс, руко­во­ди­мый народ­ны­ми три­бу­на­ми (глав­ным обра­зом моло­ды­ми!), и ноби­ли­тет. Имен­но меж­ду эти­ми дву­мя обще­ст­вен­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми (и их вождя­ми) раз­вер­ты­ва­ет­ся борь­ба. Она, как все­гда, при­кры­ва­ет­ся «самы­ми бла­го­вид­ны­ми пред­ло­га­ми». Каков же ее истин­ный харак­тер? Здесь Сал­лю­стий дает сле­дую­щую муд­рую и скеп­ти­че­скую фор­му­лу: одни уве­ря­ли, что защи­ща­ют пра­ва наро­да, дру­гие — что стре­мят­ся под­нять авто­ри­тет сена­та, все вме­сте — что они отста­и­ва­ют с.82 обще­ст­вен­ное бла­го; на самом же деле каж­дый борол­ся толь­ко за соб­ст­вен­ное могу­ще­ство29.

Како­во было даль­ней­шее тече­ние собы­тий, как раз­вер­ты­вал­ся далее заго­вор после отъ­езда Кати­ли­ны из Рима? Руко­во­дя­щую груп­пу заго­вор­щи­ков воз­глав­лял теперь Пуб­лий Кор­не­лий Лен­тул. Был раз­ра­ботан сле­дую­щий план: народ­ный три­бун Луций Бес­тия высту­па­ет в коми­ци­ях с рез­кой кри­ти­кой дея­тель­но­сти Цице­ро­на, воз­ла­гая на него ответ­ст­вен­ность за фак­ти­че­ски уже вспых­нув­шую граж­дан­скую вой­ну. Это выступ­ле­ние долж­но послу­жить сиг­на­лом к реши­тель­ным дей­ст­ви­ям: боль­шой отряд заго­вор­щи­ков во гла­ве со Ста­ти­ли­ем и Габи­ни­ем был обя­зан одно­вре­мен­но под­жечь город в 12 раз­ных пунк­тах, Цете­гу пору­ча­лось убий­ство Цице­ро­на, ряду моло­дых участ­ни­ков заго­во­ра из ари­сто­кра­ти­че­ских семейств — истреб­ле­ние соб­ст­вен­ных роди­те­лей.

Не огра­ни­чи­ва­ясь под­готов­кой этих мер, Лен­тул дает одно­му из сво­их дове­рен­ных людей пору­че­ние позон­ди­ро­вать поч­ву у алло­брог­ских послов и скло­нить их к под­держ­ке заго­во­ра. Это были послы галль­ско­го пле­ме­ни, при­быв­шие в Рим с жало­бой на при­тес­не­ния маги­ст­ра­тов и на дей­ст­вия пуб­ли­ка­нов, довед­ших алло­брог­скую общи­ну почти до пол­но­го разо­ре­ния.

Сна­ча­ла пред­ста­ви­те­лю Лен­ту­ла как буд­то бы уда­лось соблаз­нить послов алло­бро­гов вся­ки­ми заман­чи­вы­ми обе­ща­ни­я­ми. Но, пораз­мыс­лив, они пред­по­чли надеж­дам на радуж­ное буду­щее более проч­ные и реа­ли­сти­че­ские пози­ции в насто­я­щем. Поэто­му о всех пред­ло­же­ни­ях заго­вор­щи­ков они сооб­щи­ли сво­е­му патро­ну, неко­е­му Кв. Фабию Сан­ге, кото­рый в свою оче­редь немед­лен­но доло­жил обо всем Цице­ро­ну. Послед­ний посо­ве­то­вал алло­бро­гам полу­чить от гла­ва­рей заго­во­ра пись­ма, адре­со­ван­ные вождям их пле­ме­ни. Лен­тул, Цетег, Ста­ти­лий и Габи­ний ока­за­лись настоль­ко наив­ны­ми людь­ми и неопыт­ны­ми кон­спи­ра­то­ра­ми, что вру­чи­ли алло­бро­гам ком­про­ме­ти­ру­ю­щие их доку­мен­ты за все­ми под­пи­ся­ми и печа­тя­ми.

Когда в ночь со 2 на 3 декаб­ря алло­брог­ские послы с сопро­вож­дав­шим их пред­ста­ви­те­лем заго­вор­щи­ков Титом Воль­тур­ци­ем пыта­лись выехать из Рима, они, по рас­по­ря­же­нию Цице­ро­на, были задер­жа­ны на с.83 Муль­вий­ском мосту и достав­ле­ны в город. Имея теперь на руках доку­мен­таль­ные дока­за­тель­ства анти­го­судар­ст­вен­ной дея­тель­но­сти заго­вор­щи­ков, Цице­рон рас­по­рядил­ся об их аре­сте. На утрен­нем заседа­нии сена­та заго­вор­щи­кам был устро­ен допрос. Тит Воль­тур­ций, допра­ши­вае­мый пер­вым, сна­ча­ла запи­рал­ся, но, когда сенат гаран­ти­ро­вал ему лич­ную без­опас­ность, чисто­сер­деч­но пока­ял­ся. Алло­бро­ги под­твер­ди­ли его пока­за­ния; с это­го момен­та аре­сто­ван­ные гла­ва­ри заго­во­ра ока­за­лись в без­вы­ход­ном поло­же­нии. Сна­ча­ла речь шла о четы­рех людях: Лен­ту­ле, Цете­ге, Габи­нии и Ста­ти­лии; затем к ним был при­со­еди­нен некто Цепа­рий, кото­рый, по пла­нам заго­вор­щи­ков, дол­жен был под­нять вос­ста­ние в Апу­лии.

Слух об окон­ча­тель­ном рас­кры­тии заго­во­ра и об аре­сте его вождей рас­про­стра­нил­ся по все­му горо­ду. К хра­му боги­ни Согла­сия, в кото­ром и про­ис­хо­ди­ло заседа­ние сена­та, собра­лись огром­ные тол­пы наро­да. Цице­ро­ну была устро­е­на ова­ция, и он обра­тил­ся к наро­ду с новой речью про­тив Кати­ли­ны. Сал­лю­стий по это­му пово­ду иро­ни­че­ски заме­ча­ет: «Пле­беи, кото­рые сна­ча­ла вслед­ст­вие сво­ей склон­но­сти к государ­ст­вен­ным пере­во­ротам отно­си­лись к войне весь­ма сочув­ст­вен­но, после рас­кры­тия заго­во­ра быст­ро пере­ме­ни­ли свое мне­ние и, осы­пая про­кля­тья­ми замыс­лы Кати­ли­ны, ста­ли до небес пре­воз­но­сить Цице­ро­на — они радо­ва­лись и лико­ва­ли так, как буд­то им уда­лось стрях­нуть с себя цепи раб­ства»30.

Одна­ко дело еще не было доведе­но до сво­его логи­че­ско­го кон­ца. Сле­до­ва­ло решить судь­бу заго­вор­щи­ков, тем более что воль­ноот­пу­щен­ни­ки Лен­ту­ла и Цете­га как буд­то замыш­ля­ли осво­бо­дить аре­сто­ван­ных при помо­щи воору­жен­ной силы. Цице­рон сно­ва созы­ва­ет — 5 декаб­ря — в хра­ме Согла­сия заседа­ние сена­та, на кото­ром он и ста­вит вопрос о даль­ней­шей судь­бе и мере нака­за­ния для аре­сто­ван­ных. Кста­ти ска­зать, обсуж­де­ние подоб­но­го рода вопро­сов по суще­ст­ву­ю­щей тра­ди­ции или по непи­са­ной рим­ской кон­сти­ту­ции отнюдь не вхо­ди­ло в сфе­ру ком­пе­тен­ции сена­та.

Зна­ме­ни­тое заседа­ние от 5 декаб­ря более или менее подроб­но опи­са­но все­ми авто­ра­ми, кото­рые повест­ву­ют о заго­во­ре (наи­бо­лее подроб­но, конеч­но, Сал­лю­сти­ем). с.84 При обсуж­де­нии вопро­са пер­вым полу­чил сло­во избран­ный кон­су­лом на 62 г. Децим Юний Силан. Он выска­зал­ся за выс­шую меру нака­за­ния. К нему при­со­еди­ни­лись дру­гой кон­сул буду­ще­го года Луций Лици­ний Муре­на и ряд сена­то­ров. Одна­ко, когда оче­редь дошла до Гая Юлия Цеза­ря, пре­ния при­ня­ли несколь­ко неожи­дан­ный обо­рот. Цезарь, отнюдь не обе­ляя заго­вор­щи­ков, выска­зал­ся, тем не менее, про­тив смерт­ной каз­ни — не толь­ко как про­ти­во­за­кон­ной меры, но и как крайне опас­но­го пре­цеден­та. Он пред­ло­жил дер­жать аре­сто­ван­ных в заклю­че­нии, рас­пре­де­лив их по муни­ци­пи­ям, иму­ще­ство же их кон­фис­ко­вать в поль­зу каз­ны.

Пред­ло­же­ние Цеза­ря про­из­ве­ло пере­лом в настро­е­нии сена­то­ров. Не помог­ло даже и то, что Цице­рон, пре­рвав на вре­мя голо­со­ва­ние, высту­пил с оче­ред­ной речью про­тив Кати­ли­ны. Было вне­се­но пред­ло­же­ние отло­жить вопрос о судь­бе заго­вор­щи­ков до победы над Кати­ли­ной и его вой­ском. Сам Децим Силан ска­зал, что под выс­шей мерой нака­за­ния он под­ра­зу­ме­вал лишь заклю­че­ние в тюрь­му. Неяс­но, како­во было бы реше­ние сена­та в подоб­ной ситу­а­ции, если бы не крайне рез­кая и убеж­ден­ная речь Мар­ка Пор­ция Като­на, кото­рый обру­шил­ся на заго­вор­щи­ков, на всех колеб­лю­щих­ся, а Цеза­ря весь­ма про­зрач­ным наме­ком выста­вил чуть ли не в каче­стве соучаст­ни­ка заго­во­ра. Его выступ­ле­ние реши­ло дело. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство сена­то­ров про­го­ло­со­ва­ло за смерт­ную казнь.

Позд­ним вече­ром 5 декаб­ря Цице­рон лич­но пре­про­во­дил Лен­ту­ла в под­зе­ме­лье Мамер­тин­ской тюрь­мы; туда же пре­то­ры доста­ви­ли осталь­ных четы­рех аре­сто­ван­ных. Все они были уду­ше­ны. Имен­но после этих собы­тий кон­сул про­из­нес свое зна­ме­ни­тое «vi­xe­runt», а вос­тор­жен­ные тол­пы наро­да при­вет­ст­во­ва­ли и сопро­вож­да­ли его на пути домой. Таким обра­зом, в нашем рас­ска­зе о заго­во­ре Кати­ли­ны мы воз­вра­ти­лись к исход­но­му пунк­ту. Как было уже отме­че­но, он зна­ме­но­вал собой завер­ше­ние пред­по­след­не­го акта тра­гедии.

Послед­ний же акт заклю­чал­ся в сле­дую­щем. Пока в Риме раз­вер­ты­ва­лись опи­сан­ные собы­тия, Кати­ли­на в Этру­рии дея­тель­но фор­ми­ро­вал леги­о­ны. К нему сте­ка­лось боль­шое чис­ло доб­ро­воль­цев, одна­ко он, что спе­ци­аль­но отме­ча­ет Сал­лю­стий, кате­го­ри­че­ски отка­зы­вал­ся при­ни­мать рабов, не желая даже «созда­вать с.85 впе­чат­ле­ние, что он допу­стил в деле, касаю­щем­ся рим­ских граж­дан, уча­стие бег­лых рабов»31. Так про­дол­жа­лось до тех пор, пока в лагерь не посту­пи­ли изве­стия о про­ва­ле заго­во­ра в Риме и о каз­ни заго­вор­щи­ков. Ситу­а­ция в лаге­ре рез­ко изме­ни­лась. Вме­сто при­то­ка доб­ро­воль­цев начи­на­ет­ся все раз­рас­таю­ще­е­ся бег­ство, и Кати­ли­на вынуж­ден отве­сти свое вой­ско в рай­он Писто­рии, чтобы оттуда по околь­ным доро­гам и тро­пин­кам про­брать­ся в Гал­лию. Но это­му пла­ну вос­пре­пят­ст­во­вал Кв. Метелл Целер, нахо­див­ший­ся со сво­ей арми­ей в Пицен­ской обла­сти. Узнав от пере­беж­чи­ков о наме­ре­ни­ях и марш­ру­те Кати­ли­ны, он дви­нул леги­о­ны к гор­ной подош­ве Апен­нин. Кати­ли­на ока­зал­ся окру­жен­ным: с севе­ра и севе­ро-восто­ка — Апен­нин­ский хре­бет, за кото­рым нахо­дил­ся Целер, с юга — кон­суль­ское вой­ско во гла­ве с его быв­шим това­ри­щем Гаем Анто­ни­ем, с запа­да — Тиррен­ское море. Оста­вал­ся един­ст­вен­ный выход — испы­тать судь­бу и воен­ное сча­стье, при­няв бой с арми­ей Анто­ния.

Решаю­щее сра­же­ние про­изо­шло в самом нача­ле 62 г. при Писто­рии. Гай Анто­ний, види­мо не желая лич­но высту­пать про­тив быв­ше­го дру­га, пору­чил веде­ние боя сво­е­му лега­ту, опыт­но­му коман­ди­ру Мар­ку Пет­рею. Обе сто­ро­ны дра­лись с край­ним оже­сто­че­ни­ем. Вой­ско Кати­ли­ны было раз­би­то. Сам он погиб, ринув­шись, как про­стой воин, в гущу боя. Его тело нашли дале­ко от сво­их, сре­ди вра­же­ских тру­пов, и, по сло­вам Сал­лю­стия, «на лице его выра­жа­лась все та же непре­клон­ность харак­те­ра, кото­рой он отли­чал­ся при жиз­ни»32. Таков был исход, тра­ги­че­ская раз­вяз­ка собы­тий, извест­ных в исто­рии как «заго­вор Кати­ли­ны».

В чем же долж­на заклю­чать­ся наша оцен­ка это­го дви­же­ния? Можем ли мы на осно­ва­нии все­го выше­из­ло­жен­но­го ква­ли­фи­ци­ро­вать его как дви­же­ние демо­кра­ти­че­ское или, наобо­рот, как стрем­ле­ние вождя (или вождей) заго­во­ра уста­но­вить лич­ную дик­та­ту­ру? На наш взгляд, мы не име­ем доста­точ­ных осно­ва­ний ни для того, ни для дру­го­го выво­да. Основ­ной лозунг, под кото­рым раз­вер­ты­ва­лось все дви­же­ние, — кас­са­ция дол­гов — сам по себе как бы вполне демо­кра­тич­ный, фак­ти­че­ски при­вле­кал, как уже гово­ри­лось, и разо­рив­ших­ся с.86 ари­сто­кра­тов, и «золотую моло­дежь», и вся­кие деклас­си­ро­ван­ные эле­мен­ты обще­ства. С дру­гой сто­ро­ны, очень труд­но гадать об обра­зе дей­ст­вий Кати­ли­ны или дру­гих гла­ва­рей заго­во­ра в слу­чае успе­ха их пред­при­я­тия. Тут воз­мож­ны самые раз­лич­ные вари­ан­ты. Поэто­му наи­бо­лее объ­ек­тив­ной и вме­сте с тем осто­рож­ной оцен­кой дви­же­ния в целом будет сле­дую­щий вывод: заго­вор Кати­ли­ны — типич­ное дви­же­ние эпо­хи раз­ло­же­ния и дегра­да­ции полис­ной демо­кра­тии, в кото­ром при­ни­ма­ли уча­стие раз­лич­ные соци­аль­ные груп­пи­ров­ки, вплоть до деклас­си­ро­ван­ных сло­ев насе­ле­ния, и в кото­ром демо­кра­ти­че­ские лозун­ги и тен­ден­ции были при­прав­ле­ны зна­чи­тель­ной долей поли­ти­че­ско­го аван­тю­риз­ма, дема­го­гии. Без­усло­вен меже­умоч­ный харак­тер дви­же­ния, при­чем он может быть опре­де­лен так: меж коми­ци­я­ми и арми­ей!

Но если заго­вор был доста­точ­но ярким про­яв­ле­ни­ем дегра­да­ции полис­ной демо­кра­тии, то в не мень­шей сте­пе­ни он был так­же ее порож­де­ни­ем, ее дети­щем. Об этом свиде­тель­ст­ву­ет не толь­ко общая кар­ти­на дви­же­ния, но и самая его «атмо­сфе­ра», кото­рую мы можем ощу­тить преж­де все­го в кон­крет­ных дей­ст­ви­ях и поступ­ках кон­крет­ных лиц — руко­во­ди­те­лей заго­во­ра. Так, оба глав­ных дей­ст­ву­ю­щих лица — Цице­рон и Кати­ли­на, несмот­ря на то, что они сто­я­ли по раз­ные сто­ро­ны барри­кад, или, употреб­ляя более совре­мен­ное собы­ти­ям выра­же­ние само­го Цице­ро­на, долж­ны были быть разде­ле­ны город­ской сте­ной, тем не менее в извест­ном смыс­ле дей­ст­во­ва­ли и мыс­ли­ли оди­на­ко­во, т. е. оди­на­ко­во нахо­ди­лись в пле­ну полис­ных норм, тра­ди­ций, иллю­зий.

О чем гово­рят дей­ст­вия Кати­ли­ны? Что он пред­став­лял собою, если отвлечь­ся от тех страш­ных, но все же мало­прав­до­по­доб­ных обви­не­ний мораль­но-эти­че­ско­го поряд­ка, кото­рые так для нас затем­ня­ют (если не иска­жа­ют) его образ? Мы видим, что он четы­ре­жды пытал­ся добить­ся кон­суль­ско­го зва­ния, т. е. дей­ст­во­вал все­це­ло в рам­ках полис­ных тра­ди­ций и норм. Толь­ко после чет­вер­той неуда­чи, уве­рен­ный в том, что все они объ­яс­ня­ют­ся коз­ня­ми его вра­гов, про­во­ци­ру­е­мый Цице­ро­ном, он решил­ся сой­ти с «кон­сти­ту­ци­он­ной» плат­фор­мы. Его отъ­езд к армии — ско­рее акт отча­я­ния, чем зара­нее под­готов­лен­ный и про­ду­ман­ный шаг. Но и в воин­ском лаге­ре он оза­бо­чен тем, чтобы при­дать хотя бы какую-то види­мость закон­но­сти и «легаль­но­сти» сво­ей вла­сти: он с.87 появ­ля­ет­ся всюду с отли­чи­тель­ны­ми зна­ка­ми кон­суль­ско­го зва­ния. Ничто, ни один факт кон­крет­но не свиде­тель­ст­ву­ет о том, что он стре­мил­ся к лич­ной дик­та­ту­ре, хотя, разу­ме­ет­ся, нет ника­ких осно­ва­ний утвер­ждать — в осо­бен­но­сти после того пре­цеден­та, кото­рым была дик­та­ту­ра Сул­лы, — что он наот­рез отка­зал­ся бы от такой воз­мож­но­сти, если бы она была под­ска­за­на реаль­ной ситу­а­ци­ей. Но тут мы долж­ны оста­но­вить­ся, дабы не всту­пать на зыб­кую поч­ву дога­док и пред­по­ло­же­ний.

Что пред­став­ля­ет собой фигу­ра Цице­ро­на? Кто он? Бес­прин­цип­ный поли­тик, «лег­ко­мыс­лен­ней­ший пере­беж­чик», как назы­ва­ли его еще в древ­но­сти33, или один из послед­них вели­ких рес­пуб­ли­кан­цев, чье имя «тира­но­убий­цы» (т. е. убий­цы Цеза­ря!) выкри­ки­ва­ли как сино­ним сво­бо­ды34, а в даль­ней­шем вспо­ми­на­ли с ува­же­ни­ем даже такие могу­ще­ст­вен­ные про­тив­ни­ки, как, напри­мер, Окта­виан Август?35

Цице­рон, несо­мнен­но, лич­ность крайне про­ти­во­ре­чи­вая. Он как буд­то и доста­точ­но умен и остер, и «все пони­ма­ет»; он учи­ты­ва­ет раз­лич­ные «за» и «про­тив», он — «тер­тый» поли­тик, ино­гда даже цинич­ный (см. его наме­ре­ние защи­щать Кати­ли­ну в судеб­ном про­цес­се, несмот­ря на уве­рен­ность в том, что тот вино­вен!), не гово­ря уже о его обра­зо­ван­но­сти, наход­чи­во­сти, ост­ро­умии. Но все это — каче­ства, при­год­ные ско­рее для лов­ко­го адво­ка­та, а отнюдь не для государ­ст­вен­но­го дея­те­ля. В душе тако­го адво­ка­та-интел­ли­ген­та, несмот­ря на весь его опыт и даже «про­жжен­ность», таит­ся самая наив­ная уве­рен­ность в том, что разум, убеж­де­ние, сила сло­ва могут и долж­ны быть про­ти­во­по­став­ле­ны гру­бой силе, что «ору­жие усту­па­ет тоге» (ar­ma ce­dant to­gae)36 и что осно­вой поли­ти­че­ско­го руко­вод­ства явля­ет­ся извест­ный набор мораль­ных и пра­во­вых норм (кото­рые по «пра­ви­лам игры» непре­лож­ны и непри­кос­но­вен­ны), допол­ня­е­мых ино­гда, по тре­бо­ва­нию обста­нов­ки, дипло­ма­ти­ей интриг. В этом и заклю­ча­ет­ся выс­шая муд­рость поли­ти­че­ско­го дея­те­ля, сфе­рой дея­тель­но­сти кото­ро­го до сих пор были форум (коми­ции), сенат и т. п., т. е. орга­ны той с.88 же полис­ной демо­кра­тии. И наряду с этим — пол­ное непо­ни­ма­ние такой про­стой исти­ны, что глав­ным и един­ст­вен­но реаль­ным фак­то­ром в борь­бе за власть, за поли­ти­че­ское руко­вод­ство явля­ет­ся орга­ни­за­ция масс, т. е., при­ме­ни­тель­но к рим­ским усло­ви­ям того вре­ме­ни, сло­жив­ша­я­ся в наи­бо­лее мощ­ную и наи­бо­лее спа­ян­ную кор­по­ра­цию рим­ская армия.

Лич­ная карье­ра Цице­ро­на до опре­де­лен­но­го момен­та раз­ви­ва­лась имен­но так, чтобы под­дер­жи­вать его в подоб­но­го рода заблуж­де­ни­ях. Ему вскру­жи­ли голо­ву непре­рыв­ные успе­хи: дело Верре­са, лег­кое полу­че­ние город­ской пре­ту­ры, пер­вая поли­ти­че­ская речь за Мани­ли­ев закон, по кото­ро­му вер­хов­ное коман­до­ва­ние в послед­ней войне с Мит­ри­да­том пере­да­ва­лось Пом­пею, эффект­ный лозунг «согла­сие сосло­вий» (con­cor­dia or­di­num) и, нако­нец, самым роко­вым обра­зом — кон­суль­ство и шум­ная победа над Кати­ли­ной. Послед­няя была осо­бен­но опас­на, вну­шив иллю­зию — прав­да, весь­ма крат­ковре­мен­ную, — что дей­ст­ви­тель­но ar­ma ce­dant to­gae и что имен­но таким путем уже достиг­ну­то пре­сло­ву­тое согла­сие сосло­вий.

Таким обра­зом, и Кати­ли­на и Цице­рон дей­ст­ви­тель­но нахо­ди­лись еще во вла­сти полис­ных тра­ди­ций и обы­ча­ев. Но это в зна­чи­тель­ной мере их лич­ные осо­бен­но­сти. Чем же они раз­ли­ча­лись, при­чем не как лич­но­сти, но как пред­ста­ви­те­ли (или выра­зи­те­ли) опре­де­лен­ных соци­аль­но-поли­ти­че­ских сил и груп­пи­ро­вок?

Кати­ли­на, по суще­ству в зна­чи­тель­ной мере деклас­си­ро­ван­ный пред­ста­ви­тель ста­ро­рим­ско­го пат­ри­ци­а­та, пытал­ся объ­еди­нить вокруг себя раз­лич­ные слои рим­ско­го обще­ства. Эти слои насе­ле­ния были раз­но­род­ны в соци­аль­ном отно­ше­нии, но на дан­ный момент их объ­еди­ня­ло то, что они ока­за­лись в поло­же­нии неиму­щих — разо­рен­ных, задол­жав­ших, про­мотав­ших­ся и т. п. В общем это была доволь­но широ­кая и пест­рая мас­са, не имев­шая, конеч­но, доста­точ­ной внут­рен­ней спа­ян­но­сти. В усло­ви­ях раз­ло­же­ния рим­ско­го поли­са она может быть опре­де­ле­на как демо­кра­ти­че­ские эле­мен­ты насе­ле­ния, учи­ты­вая то обсто­я­тель­ство, что основ­ное ее ядро состав­лял (чис­лен­но) город­ской и сель­ский плебс.

Цице­рон, наобо­рот, высту­пал преж­де все­го как пред­ста­ви­тель иму­щих. Его основ­ной лозунг — согла­сие сосло­вий — озна­чал блок меж­ду сена­то­ра­ми и с.89 всад­ни­ка­ми, т. е. меж­ду дву­мя выс­ши­ми и наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ны­ми сосло­ви­я­ми Рима. И хотя, как пока­за­ли собы­тия неда­ле­ко­го буду­ще­го, всад­ни­кам ско­рее было по пути с муни­ци­паль­ной ари­сто­кра­ти­ей и даже с опре­де­лен­ны­ми кру­га­ми армии, чем со ста­ро­рим­ской зна­тью, Цице­рон был прав в том отно­ше­нии, что напор и угро­за, исхо­див­шие из ста­на неиму­щих, были общей опас­но­стью для обо­их при­ви­ле­ги­ро­ван­ных сосло­вий. Но Цице­рон, конеч­но, пере­оце­ни­вал проч­ность и дол­говре­мен­ность воз­ник­ше­го в тот момент бло­ка, тем более что честь его фор­ми­ро­ва­ния он при­пи­сы­вал себе и сво­ей энер­гии.

Итак, заго­вор Кати­ли­ны воз­ник и раз­ви­вал­ся в обста­нов­ке край­не­го раз­ло­же­ния ста­рин­ной полис­ной демо­кра­тии: коррум­пи­ро­ван­ный сенат дав­но уже уте­рял свой преж­ний непре­ре­кае­мый авто­ри­тет, зна­че­ние рес­пуб­ли­кан­ских маги­ст­ра­тур было подо­рва­но «анти­кон­сти­ту­ци­он­ным» образ­цом не огра­ни­чен­ной опре­де­лен­ным сро­ком дик­та­ту­ры (прав­ле­ние Сул­лы), и, нако­нец, коми­ции, осно­ван­ные на систе­ме народ­но­го опол­че­ния, после заме­ны послед­не­го про­фес­сио­наль­ной (и кор­по­ра­тив­ной) арми­ей нахо­ди­лись в состо­я­нии глу­бо­ко­го кри­зи­са.

При подав­ле­нии заго­во­ра был без­за­стен­чи­во попран послед­ний, почти сим­во­ли­че­ский пере­жи­ток полис­ной демо­кра­тии — пра­во осуж­ден­но­го обра­тить­ся к народ­но­му собра­нию (pro­vo­ca­tio ad po­pu­lum), кото­рое Момм­зен назы­вал пал­ла­ди­у­мом древ­ней рим­ской сво­бо­ды. Это — допол­ни­тель­ный симп­том, харак­те­ри­зу­ю­щий сла­бость, обвет­ша­лость, «пере­жи­точ­ность» не толь­ко полис­ных инсти­ту­тов, но и самой полис­ной идео­ло­гии.

И, нако­нец, подав­ле­ние заго­во­ра пока­за­ло край­нюю сла­бость так назы­вае­мой рим­ской «демо­кра­тии»: рас­пы­лен­ность ее сил, ее соци­аль­ную раз­но­род­ность, отсут­ст­вие орга­ни­за­ции. Ста­но­ви­лась доста­точ­но ясной без­на­деж­ность попы­ток захва­та вла­сти при опо­ре на эти рас­пы­лен­ные, неустой­чи­вые, бес­фор­мен­ные груп­пи­ров­ки насе­ле­ния. Сле­до­ва­тель­но, через два деся­ти­ле­тия после сул­лан­ско­го пере­во­рота сно­ва напра­ши­вал­ся вывод о замене этих бес­фор­мен­ных сил какой-то более опре­де­лен­ной, более чет­кой орга­ни­за­ци­ей. Если к тому же она ока­зы­ва­лась еще и воору­жен­ной, то в дан­ных усло­ви­ях это мож­но было рас­смат­ри­вать как лиш­ний — и, кста­ти ска­зать, решаю­щий — козырь. Итак, сно­ва вста­вал вопрос об армии. Дело было за вождем!

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Plut., Cic., 22 (пере­вод С. П. Мар­ки­ша).
  • 2«Исто­рия древ­не­го мира», под редак­ци­ей В. Н. Дья­ко­ва и С. И. Ковале­ва. М., 1956, стр. 566 слл.
  • 3А. В. Мишу­лин. Исто­рия древ­не­го Рима М., 1946, стр. 109.
  • Sall., Cat., 5 (пере­вод С. П. Гвозде­ва).
  • 4Ibi­dem.
  • 5Ibid., 15.
  • 6Cic., In Cat., I, 1.
  • 7Ibid., I, 5; ср. I, 10.
  • 8Ibid., I, 6.
  • 9Ibid., II, 4.
  • 10Ibid., II, 5.
  • 11App., B. c., 2, 2.
  • 12Plut., Cic., 10; ср. Sall., Cat., 22.
  • 13Dio Cass., 30.
  • 14Sall., Dec­lam. in Cic., 1—2.
  • 15Ibid., 3.
  • 16Ibid., 2.
  • 17Ibid., 3—4.
  • 18App., B. c., 2, 2.
  • 19Ibid., 2, 7; ср. 4, 20.
  • 20Ibid., 2, 15.
  • 21Plut., Cic., 36.
  • 22Ibid., 3; 19; 30—32; 35; 42.
  • 23Ibid., 6; 24—25; 33; 46.
  • 24Sall., Cat., 17.
  • 25Ibid., 21.
  • 26Cic., Pro Mur., 51
  • 27Cic., In Cat., 1, 5; ср. Plut., Cic., 16.
  • 28Sall., Cat., 37.
  • 29Sall., Cat., 38.
  • 30Ibid., 48.
  • 31Sall., Cat., 56.
  • 32Ibid., 61.
  • 33Sall., Dec­lam. in Cic., 4, 7.
  • 34Dio Cass., 44, 20.
  • 35Plut., Cic., 49.
  • 36Cic., De off., I, 22, 77; ср. idem. In Cat., II, 13.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1405384006 1405384007 1405384008