Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.
СМЕРТЬ КЛОДИЯ
В конце 53 г. в связи с выборами магистратов на следующий год в Риме снова происходила ожесточенная борьба. Милон выставил свою кандидатуру в консулы, а Клодий — в преторы. Кандидатура Милона была неприемлема не только для Цезаря, но и для Помпея, поскольку это означало для него подчинение крайним оптиматам, нашедшим защиту в уличных отрядах Милона.
Клодий наметил программу мероприятий, которая должна была укрепить его положение среди низших слоев населения. Он широко вовлекал рабов в политическую борьбу. По словам Цицерона, Клодий хотел составить войско из рабов, при помощи которого он завладел бы государством и имуществом частных лиц120. Клодий обращался не только к городским, но и к сельским рабам. Цицерон говорит, что Клодий собирался привести с Апеннин сельских рабов и варваров, с которыми он опустошал до этого общественные леса и разорял Этрурию121. с.42 Не может быть сомнения в тенденциозности этих утверждений Цицерона, стремившегося во что бы то ни стало опорочить своего противника; но эти выражения определенно свидетельствуют о том, что городские рабы были в отрядах Клодия и что в случае надобности он предполагал использовать и сельских рабов. Обещание свободы было, несомненно, одним из главных методов вовлечения рабов в борьбу. Об этом Цицерон писал еще в 57 г.122 В связи с участием в борьбе рабов стоит, по нашему мнению, законопроект, касающийся триб. Законопроекты Клодия, содержание которых не сохранилось, Цицерон награждает далеко не лестными эпитетами: он называет их «факелами для поджога города» (faces urbis), «пагубой для государства» (pestes rei publicae)123. В другом месте Цицерон говорит: «Дома у него были уже вырезаны (на меди) законы, по которым мы отдавались нашим рабам» (incidebantur iam domi leges, quae nos seruis nostris addicerent)124. В комментариях к этим строкам Асконий пишет, что в числе законопроектов, какие хотел внести Клодий, было предложение, по которому вольноотпущенники могли голосовать не только в городских трибах, но и в сельских, состоящих исключительно из свободнорожденных граждан125. Своим слушателям (вернее, читателям) Цицерон хотел, видимо, внушить, что Клодий предполагал дать защищавшим его рабам свободу и распределить их по всем трибам, так что они могли оказывать влияние на законодательные мероприятия.
На улицах, как и до того, сражались между собой отряды Клодия и Милона. Во время выборных комиций сторонники Клодия пустили в ход камни, и оба консула оказались ранеными. Кровопролитное столкновение произошло на Священной дороге, стычки происходили и в других местах города. 52 г., как и предыдущий, начался с interregnum, предвыборная борьба продолжалась. 18 января на Аппиевой дороге произошла встреча Милона с Клодием. И тот и другой были окружены рабами, между которыми сначала началась перебранка, перешедшая потом в рукопашную схватку, во время которой был ранен Клодий. Рабы отнесли его в находящуюся поблизости таверну. Раненый Клодий был найден людьми Милона и убит, а труп его брошен на дороге. Тело Клодия перенесено было в Рим. «Множество простых плебеев и рабов окружили тело Клодия, с.43 положенное в атрии», — пишет Асконий. Наутро собралась еще большая толпа, в которой были и сенаторы, сторонники Клодия, и тело Клодия было перенесено на Форум. Народные трибуны Тит Мунаций Планк и Квинт Помпей Руф произносили речи, возбуждавшие ненависть к Милону. Затем труп Клодия был перенесен в Гостилиеву курию, где его положили на костер, устроенный из трибун, скамеек, столов и документов. После того толпа двинулась к дому интеррекса М. Эмилия Лепида и к дому отсутствовавшего в то время Милона. Лишь стрелами удалось отразить нападение и предотвратить возможность погромов. Толпа направилась тогда к домам соперников Милона — Квинта Метелла Сципиона и Публия Плавция Гипсея, а также к садам Помпея, называя его то консулом, то диктатором126.
Вскоре после этих событий Милон вернулся в город. Подкупленный им народный трибун Целий предполагал добиться оправдания Милона случайной толпой и избавить его тем самым от другого суда, но сторонники Клодия с вооруженной толпой явились на Форум, и начались массовые убийства. «Убивали, — говорит Аппиан, — тех, кто находился случайно, граждан и иностранцев, особенно тех, кто выделялся одеждой или золотыми перстнями…». «Как бывает, — продолжает Аппиан, — во время государственных беспорядков, с ожесточением и под предлогом происходящего смятения, рабы, которые были многочисленны и вооружены, нападали на безоружных с целью грабежа. Ничем они не пренебрегали, но бросались в дома и на словах разыскивали друзей Милона, на деле же — что легко было взять. В течение многих дней Милон был предлогом для поджогов, избиений камнями и других дел»127. Свидетельство Аппиана находится в соответствии с данными Аскония и Диона Кассия128. Но оно опускается обычно буржуазными историками. Эд. Мейер, подчеркивающий чрезвычайную выразительность известия Аппиана и соответствие его другим источникам, все же не останавливается на нем и не указывает его значительности. Чачери говорит о рабах и плебеях как участниках событий начала 52 г., но замечает это мимоходом129. Между тем мы имеем основание утверждать, что стихийное массовое движение плебеев и рабов, угрожавшее безопасности всех рабовладельцев, заставили сенат пойти на крайние меры. Решено было прибегнуть к испытанному средству: был объявлен с.44 senatusconsultum ultimum, по которому интеррексу, народным трибунам и проконсулу Помпею вменялось в обязанность заботиться о том, чтобы государство не потерпело ущерба. Но Помпей действовал нерешительно, находя, видимо, недостаточными полномочия, определенные сенатом. Снова стала распространяться молва, что следует назначить Гнея Помпея диктатором, ибо иным путем невозможно прекратить бедствия, переживаемые государством. Мы не можем установить, какие круги, кроме явных сторонников Помпея, настаивали на его диктатуре. По всей вероятности, это были средние слои римского населения, напуганные движением плебеев и рабов в Риме. Но оптиматы упорствовали. Было ясно, что senatusconsultum ultimum, предоставляющий чрезвычайные права не только Помпею, но и народным трибунам (никогда не имевшим исполнительной власти), а также интеррексу, который сменялся каждые пять дней, не мог гарантировать безопасности рабовладельцам. Перед господствующими слоями римского общества встал вопрос о необходимости сильной власти, которая подавила бы в корне опасные социальные движения. Отряды Милона не могли этого сделать. Уже около двух лет ближайшие сторонники Помпея пропагандировали мысль о его диктатуре, но больше всего сопротивлялись этому крайние оптиматы. «Антитиранические положения» служили темами для политических памфлетов и использованы были потом как материалы для риторических упражнений. Из Квинтилиана и Сенеки известно, что около того времени появилась брошюра Марка Юния Брута, племянника Катона Младшего. «Лучше никому не властвовать, — писал Брут, — чем служить кому-либо». При единовластии, считает Брут, нет условий для честной жизни130.
Предвзятое отношение к диктатуре мешало установлению сильной власти, но выход был найден; помогла чисто римская юридическая изобретательность, умение находить компромиссные формулировки и наименования. Инициатива исходила на этот раз от человека, далеко не инициативного и известного больше всего своим консерватизмом. Бывший коллега Цезаря по консульству Марк Кальпурний Бибул предложил назначить Помпея консулом без коллеги (consul sine collega), с тем чтобы сам он назначил другого консула. Это «казалось оптиматам спокойнее», чем назначать Помпея диктатором («nisum est optimatibus tutius esse, cum consulem sine collega creari»), так мотивирует назначение Помпея Асконий. 28 февраля сенатское предложение было утверждено комициями131.
ПРИМЕЧАНИЯ