Н. А. Машкин

Принципат Августа

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.
Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.

с.212

ПОЛИТИКА АНТОНИЯ НА ВОСТОКЕ

В пер­вые годы вто­ро­го три­ум­ви­ра­та глав­ное место при­над­ле­жа­ло Анто­нию. Его поведе­ние, харак­тер и, нако­нец, его судь­ба вызы­ва­ли боль­шой инте­рес как у совре­мен­ни­ков, так и у после­дую­щих поко­ле­ний. Мы нахо­дим раз­лич­ные оцен­ки Анто­ния как чело­ве­ка и поли­ти­че­ско­го дея­те­ля и у антич­ных авто­ров, и у исто­ри­ков ново­го вре­ме­ни. Образ Анто­ния при­вле­кал вни­ма­ние не толь­ко исто­ри­ков, он инте­ре­со­вал так­же дра­ма­тур­гов и поэтов1.

На осно­ва­нии дан­ных, име­ю­щих­ся в нашем рас­по­ря­же­нии, мож­но заклю­чить, что Анто­ний был храб­рым сол­да­том, опыт­ным с.213 стра­те­гом, но его воен­ный талант нель­зя срав­ни­вать с воен­ным талан­том Цеза­ря. Очень часто пла­ны, кото­рые каза­лись бле­стя­щи­ми, не осу­ществля­лись из-за того, что Анто­ний не мог выпол­нить тех или иных дета­лей; неред­ко выгод­ная для него ситу­а­ция оста­ва­лась неис­поль­зо­ван­ной толь­ко пото­му, что Анто­ний рас­тра­чи­вал вре­мя на вся­ко­го рода бес­смыс­лен­ные при­клю­че­ния.

К 44—43 гг. Анто­ний при­об­рел боль­шой поли­ти­че­ский опыт, мог хоро­шо раз­би­рать­ся в поли­ти­че­ской обста­нов­ке и нахо­дить выхо­ды из создав­ших­ся затруд­не­ний, но тем не менее он не был доста­точ­но после­до­ва­те­лен и не обла­дал поли­ти­че­ской даль­но­вид­но­стью. Кро­ме того, Анто­ний под­па­дал под вли­я­ние окру­жав­ших его лиц. Так, напри­мер, в пер­вые дни после смер­ти Цеза­ря на него ока­зы­ва­ла вли­я­ние его жена Фуль­вия, после заклю­че­ния вто­ро­го три­ум­ви­ра­та на него одно вре­мя вли­ял Окта­виан, а в даль­ней­шем боль­шую роль в его судь­бе сыг­ра­ла Клео­пат­ра.

Спо­соб­ный на лише­ния и само­по­жерт­во­ва­ние, Анто­ний ради лич­ных целей мог забыть цели общие. Люби­мец сол­дат, он в пылу раз­дра­же­ния мог не толь­ко лишить­ся попу­ляр­но­сти, но необ­ду­ман­но совер­шить такие поступ­ки, кото­рые спо­соб­ст­во­ва­ли пере­хо­ду на сто­ро­ну про­тив­ни­ка целых леги­о­нов. Щед­рость Анто­ния пере­хо­ди­ла часто в ненуж­ную рас­то­чи­тель­ность. Мсти­тель­ность, как пока­зал при­мер с Цице­ро­ном, мог­ла при­ве­сти к изощ­рен­ной жесто­ко­сти.

Анто­ний был одним из немно­гих рим­ских ари­сто­кра­тов, спо­соб­ных ради увле­че­ния жен­щи­на­ми пре­не­бре­гать обще­ст­вен­ным мне­ни­ем. В пер­вый раз он женил­ся на воль­ноот­пу­щен­ни­це Фадии. Это был me­sal­lian­ce, но Анто­ний не обра­щал на это вни­ма­ния. Вско­ре Фадия, по-види­мо­му, умер­ла, и Анто­ний женил­ся сна­ча­ла на сво­ей двою­род­ной сест­ре Анто­нии, а потом на власт­ной и често­лю­би­вой Фуль­вии. Это, одна­ко, не меша­ло Анто­нию удив­лять Рим сво­и­ми экс­цен­три­че­ски­ми похож­де­ни­я­ми с бале­ри­ной Кифе­ридой. Какую роль в поли­ти­ке Анто­ния сыг­ра­ла Клео­пат­ра, будет вид­но из даль­ней­ше­го изло­же­ния.

Сайм, как было ука­за­но, счи­та­ет Анто­ния лояль­ным рес­пуб­ли­кан­цем, всту­пив­шим в граж­дан­скую вой­ну не по сво­ей вине. По мне­нию Сай­ма, согла­ше­ние в Боно­нии вос­ста­нав­ли­ва­ло цеза­ри­ан­скую пар­тию, но Анто­ний про­дол­жал оста­вать­ся сто­рон­ни­ком рес­пуб­ли­кан­ских тра­ди­ций; боль­шин­ство рес­пуб­ли­кан­цев было на его сто­роне. Во внеш­ней поли­ти­ке Анто­ний так­же про­во­дил тра­ди­ци­он­ные прин­ци­пы рим­ской внеш­ней поли­ти­ки, идя по пути Пом­пея и Цеза­ря2.

с.214 Тези­сы Сай­ма нахо­дят­ся в про­ти­во­ре­чии с име­ю­щи­ми­ся у нас дан­ны­ми. Лич­ный момент сто­ял у Анто­ния на пере­д­нем плане. Это вид­но из его отве­та на первую филип­пи­ку Цице­ро­на. Пись­ма Анто­ния к Гир­цию и Окта­виа­ну свиде­тель­ст­ву­ют о его ясном и энер­гич­ном сти­ле, о мастер­ской иро­нии, пере­хо­дя­щей ино­гда в сар­казм, и о при­е­мах его аргу­мен­та­ции. В боль­шей сте­пе­ни гово­рят об этих при­е­мах обви­не­ния, выдви­ну­тые Анто­ни­ем про­тив Окта­ви­а­на в момен­ты их борь­бы. Они сохра­ни­лись отча­сти в филип­пи­ках Цице­ро­на, отча­сти у Све­то­ния3. Анто­ний упре­кал Окта­ви­а­на в низ­ком про­ис­хож­де­нии. Он рас­ска­зы­вал, что пра­дед Окта­ви­а­на был воль­ноот­пу­щен­ни­ком, по про­фес­сии канат­ным масте­ром, меня­лой и что усы­нов­ле­ние Цеза­ря куп­ле­но Окта­виа­ном ценой раз­вра­та.

Инвек­ти­ва была глав­ным мето­дом Анто­ния в борь­бе с поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми. Такой же при­ем поли­ти­че­ской про­па­ган­ды мы нахо­дим и у дру­гих дея­те­лей этой эпо­хи, преж­де все­го у Цице­ро­на. Но у послед­не­го мож­но заме­тить обос­но­ва­ние опре­де­лен­ных поли­ти­че­ских прин­ци­пов. У Анто­ния же лич­ные обви­не­ния состав­ля­ют почти един­ст­вен­ные дово­ды в защи­ту его пози­ции. Мы не можем ука­зать какие-либо дан­ные, касаю­щи­е­ся попы­ток Анто­ния логи­че­ски обос­но­вать ту или иную поли­ти­че­скую систе­му. Вызы­ва­ют, одна­ко, инте­рес раз­лич­ные сим­во­лы, изо­бра­жен­ные на моне­тах4. Сохра­ни­лось до 150 типов монет Анто­ния. На одних он изо­бра­жен с кол­ле­га­ми по три­ум­ви­ра­ту, на дру­гих — со сво­им бра­том. Но боль­шей частью на авер­се дано его изо­бра­же­ние, на ревер­се же пред­став­ле­ны раз­лич­ные пред­ме­ты жре­че­ско­го оби­хо­да или сим­во­лы, отно­ся­щи­е­ся к вла­сти Анто­ния. Необ­хо­ди­мо отме­тить, что на ревер­се одной серии монет, отче­ка­нен­ных еще в 42 г. в Гал­лии, изо­бра­же­но солн­це на фоне хра­ма (табл. III, 1). Этот мотив харак­те­рен и для после­дую­щих пери­о­дов. Мы встре­ча­ем на его моне­тах изо­бра­же­ние шара (сим­во­ла гос­под­ства над миром), на кото­ром поме­щен жезл Мер­ку­рия; харак­тер­ны­ми явля­ют­ся сим­во­лы, свя­зан­ные с дио­ни­сов­ским куль­том. Неко­то­рые из этих сим­во­лов нахо­дим мы и на моне­тах, отче­ка­нен­ных Юли­ем Цеза­рем (шар, рог изоби­лия). Они дают нам воз­мож­ность гово­рить о свя­зи меж­ду рели­ги­оз­ной сим­во­ли­кой Юлия Цеза­ря и Анто­ния. Эти сим­во­лы выра­жа­ют стрем­ле­ние к гос­под­ству над миром, управ­ля­е­мым Солн­цем, к гос­под­ству, обе­щаю­ще­му с.215 людям изоби­лие. Анто­ний ведет свой род от Гер­ку­ле­са, в то же вре­мя на Восто­ке его име­ну­ют Новым Дио­ни­сом. Все это гово­рит о монар­хи­че­ских устрем­ле­ни­ях Анто­ния, об этом же свиде­тель­ст­ву­ет и его восточ­ная поли­ти­ка. Анто­ний сле­до­вал за Юли­ем Цеза­рем и под­ра­жал ему, но в то вре­мя как тот высту­пал с опре­де­лен­ной про­грам­мой внут­рен­них и внеш­не­по­ли­ти­че­ских меро­при­я­тий, Анто­ний стре­мил­ся к вла­сти дей­ст­ви­ем, не выдви­гая какой-либо про­грам­мы, все­це­ло под­чи­няя свою поли­ти­ку обсто­я­тель­ствам момен­та.

После победы при Филип­пах Анто­ний отпра­вил­ся на Восток, чтобы най­ти сред­ства для рас­пла­ты с сол­да­та­ми и осу­ще­ст­вить в кон­це кон­цов завет­ную меч­ту стар­ше­го Цеза­ря — орга­ни­зо­вать пар­фян­ский поход. Это меро­при­я­тие долж­но было про­сла­вить Анто­ния и поста­вить его выше дру­гих кол­лег по три­ум­ви­ра­ту. Пре­бы­ва­ние Анто­ния на Восто­ке после победы его над защит­ни­ка­ми ста­ро­рим­ских поли­ти­че­ских взглядов долж­но было в еще боль­шей сте­пе­ни при­об­щить его к тем рели­ги­оз­ным пред­став­ле­ни­ям, кото­ры­ми элли­ни­сти­че­ские монар­хи оправ­ды­ва­ли гос­под­ство над сво­и­ми под­дан­ны­ми.

В Эфе­се Анто­ния встре­ти­ли как ново­го Дио­ни­са. Он появ­лял­ся в горо­де, пред­ше­ст­ву­е­мый жен­щи­на­ми в костю­мах вак­ха­нок и муж­чи­на­ми, кото­рые были оде­ты сати­ра­ми5. В горо­де собра­лись сто­рон­ни­ки Бру­та и Кас­сия, искав­шие убе­жи­ща в хра­ме Арте­ми­ды. Анто­ний про­стил всех, кро­ме убийц Цеза­ря6.

Поло­же­ние на Восто­ке было слож­ным. Горо­да постра­да­ли от граж­дан­ской вой­ны, про­ис­хо­див­шей неза­дол­го до того. Отдель­ные горо­да враж­до­ва­ли друг с дру­гом. Нема­ло воз­ник­ло труд­но­стей в зави­си­мых от Рима цар­ствах.

Анто­ний пытал­ся уре­гу­ли­ро­вать отно­ше­ния на Восто­ке, одна­ко во всех его рас­по­ря­же­ни­ях труд­но най­ти какую-либо после­до­ва­тель­ность и систе­ма­тич­ность. Извест­но, напри­мер, что Ирод, сын Анти­па­тра, один из пра­ви­те­лей Иудей­ско­го цар­ства при мало­зна­чи­тель­ном и маловли­я­тель­ном царе Гир­кане, под­ку­пил его боль­шой сум­мой денег, и Анто­ний при­ка­зал горо­ду Тиру воз­вра­тить заво­е­ван­ные им обла­сти7. Ликий­цы были осво­бож­де­ны от пода­тей, им было пред­ло­же­но засе­лить терри­то­рию горо­да Ксан­фа, кото­рый был раз­ру­шен Бру­том8. Родос за то, что он ока­зал про­ти­во­дей­ст­вие Кас­сию, полу­чил сво­бо­ду, к нему был при­со­еди­нен город Минд в Карии, ост­ро­ва Анд­рос, Нак­сос и Тенос. Лаоди­кия и Тарс за помощь с.216 Дола­бел­ле были воз­на­граж­де­ны: горо­да полу­чи­ли сво­бо­ду, осво­бож­де­ние от пода­тей, жите­ли Тар­са, про­дан­ные в раб­ство, были осво­бож­де­ны осо­бым эдик­том9. Опуб­ли­ко­ван­ный в 1893 г. Кени­о­ном папи­рус гово­рит о при­ви­ле­ги­ях чле­нов про­вин­ци­аль­но­го собра­ния10. Впо­след­ст­вии по отъ­езде из Азии (в 39 г. или несколь­ко позд­нее) Анто­ний при­нял послов горо­дов Афро­ди­зии и Пла­ра­сы и пре­про­во­дил с ними декрет Цеза­ря, по кото­ро­му объ­еди­не­нию Афро­ди­зии и Пла­ры гаран­ти­ро­ва­лись сво­бо­да, осво­бож­де­ние от пода­тей, за горо­да­ми закреп­ля­лись дохо­ды от при­пи­сан­ной к ним терри­то­рии. Храм Афро­ди­ты полу­чал пра­ва убе­жи­ща11.

Но мно­гие горо­да, несмот­ря на то, что они запла­ти­ли боль­шие сум­мы рес­пуб­ли­кан­цам, были обло­же­ны пода­тью в раз­ме­ре 10-лет­них взно­сов. Эта подать долж­на была быть упла­че­на в тече­ние двух лет. Азия долж­на была упла­тить 200 тыс. талан­тов12. День­ги тра­ти­лись без поль­зы. Окру­жав­шие Анто­ния полу­ча­ли круп­ные сум­мы и неогра­ни­чен­ные пра­ва. За искус­ную игру на кифа­ре один музы­кант полу­чил отряд сол­дат, чтобы собрать с горо­дов подать. За искус­ный обед повар Анто­ния полу­чил иму­ще­ство одно­го маг­не­зий­ско­го жите­ля. В Кап­па­до­кии Анто­ний сде­лал царем Архе­лая Сисин­ну, пре­льстив­шись кра­сотой его мате­ри Гла­фи­ры13.

Анто­ний нахо­дил­ся в горо­де Тар­се в Кили­кии, когда к нему при­бы­ла Клео­пат­ра. До это­го Анто­ний отпра­вил к ней послов, кото­рые долж­ны были вызвать ее для раз­бо­ра в воз­во­ди­мых на нее обви­не­ни­ях в под­держ­ке Кас­сия. Клео­пат­ра отпра­ви­лась в Кили­кию, чтобы оправ­дать­ся: она посла­ла леги­о­ны Дола­бел­ле, доста­вить же кораб­ли три­ум­ви­рам не мог­ла, так как флот потер­пел кру­ше­ние у афри­кан­ских бере­гов. Если Анто­ний назы­вал себя в гре­че­ских горо­дах Малой Азии Новым Дио­ни­сом, то и Клео­пат­ра пред­ста­ла перед ним как новая Афро­ди­та.

В опи­са­нии встре­чи Анто­ния и Клео­пат­ры нема­ло искус­ст­вен­ной и сен­ти­мен­таль­ной роман­ти­ки. Осо­бен­но увле­ка­ет­ся ею Плу­тарх14, рас­ска­зы­ваю­щий о том, как Клео­пат­ра при­плы­ла с.217 в лод­ке с вызо­ло­чен­ной кор­мой, под пару­са­ми пур­пур­но­го цве­та; он подроб­но опи­сы­ва­ет первую встре­чу Анто­ния и Клео­пат­ры, пред­став­шей перед ним в обра­зе Афро­ди­ты. В дей­ст­ви­тель­но­сти уже в пер­вой встре­че Анто­ния и Клео­пат­ры не было той теат­раль­но­сти, кото­рую виде­ли в ней антич­ные исто­ри­ки эпо­хи импе­рии, а за ними и мно­гие исто­ри­ки ново­го вре­ме­ни. Обряд­ность име­ла опре­де­лен­ный смысл в гла­зах элли­ни­зи­ро­ван­но­го насе­ле­ния восточ­ных про­вин­ций. Она импо­ни­ро­ва­ла насе­ле­нию боль­ше, чем про­дви­же­ние Бру­та и Кас­сия, про­по­ве­до­вав­ших сво­бо­ду и разо­ряв­ших горо­да.

Нет сомне­ний, что Клео­пат­ра VII, послед­няя пред­ста­ви­тель­ни­ца Пто­ле­ме­ев, одна из послед­них пре­ем­ниц Алек­сандра Македон­ско­го, пре­сле­до­ва­ла опре­де­лен­ную поли­ти­че­скую цель и тогда, когда про­изо­шло ее сбли­же­ние с Цеза­рем, и тогда, когда она встре­ти­лась с Анто­ни­ем.

Суще­ст­ву­ют осно­ва­ния пола­гать, что мест­ное еги­пет­ское насе­ле­ние отно­си­лось к Клео­пат­ре по-раз­но­му15. Она не поль­зо­ва­лась попу­ляр­но­стью в Алек­сан­дрии. В част­но­сти, она не была попу­ляр­на сре­ди иудей­ско­го насе­ле­ния Алек­сан­дрии, может быть, пото­му, что иудеи были обой­де­ны во вре­мя раздач, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в голод­ные годы. Есть целый ряд дан­ных, поз­во­ля­ю­щих судить о том, что Клео­пат­ра поль­зо­ва­лась под­держ­кой ста­рых еги­пет­ских жре­цов и мест­но­го насе­ле­ния, осо­бен­но в Верх­нем Егип­те. Она вос­ста­но­ви­ла обряд коро­но­ва­ния в Мем­фи­се. В Гер­мон­ти­се она постро­и­ла храм; ста­туя ее в виде боги­ни Хатор была поме­ще­на в хра­ме в Ден­де­ре. Дошед­шие до нас рас­по­ря­же­ния Клео­пат­ры гово­рят о попыт­ках огра­дить насе­ле­ние от неза­кон­ных побо­ров и тре­бо­ва­ний чинов­ни­ков. Сель­ско­му хозяй­ству уде­ля­лось боль­шое вни­ма­ние. Как пока­зы­ва­ет при­мер 32 и 31 гг., избы­ток хле­ба давал воз­мож­ность не толь­ко снаб­жать хле­бом боль­шую армию, но и выво­зить его в гре­че­ские горо­да.

Клео­пат­ра полу­чи­ла хоро­шее обра­зо­ва­ние. Она зна­ла мно­го язы­ков, была зна­ко­ма с гре­че­ской лите­ра­ту­рой и фило­со­фи­ей. Рим­ские и гре­че­ские исто­ри­ки, харак­те­ри­зуя Клео­пат­ру, гово­рят глав­ным обра­зом о ее ковар­стве. Име­ю­щи­е­ся в нашем рас­по­ря­же­нии дан­ные ука­зы­ва­ют, что на пер­вом плане у Клео­пат­ры все­гда были поли­ти­че­ские цели. Она стре­ми­лась создать силь­ную и мощ­ную дер­жа­ву, гра­ни­цы кото­рой пре­вос­хо­ди­ли бы гра­ни­цы государ­ства пер­вых Пто­ле­ме­ев. Для этой цели Клео­пат­ра счи­та­ла воз­мож­ным при­ме­нить все сред­ства, начи­ная с при­зна­ния боже­ст­вен­но­сти сво­его про­ис­хож­де­ния и кон­чая любов­ны­ми при­клю­че­ни­я­ми с рим­ски­ми пол­ко­во­д­ца­ми.

с.218 Ока­зы­вая исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние Цеза­рю и Анто­нию, Клео­пат­ра стре­ми­лась не толь­ко сохра­нить свою власть над Егип­том, но и рас­ши­рить свое цар­ство, опи­ра­ясь на рим­ское вой­ско.

Тарн при­вел ряд сооб­ра­же­ний, дока­зы­ваю­щих, что с име­нем Клео­пат­ры на гре­че­ском Восто­ке свя­зы­ва­лись надеж­ды на осво­бож­де­ние от рим­ско­го вла­ды­че­ства16. Нена­висть, кото­рую пита­ли к ней в Риме, нель­зя объ­яс­нить толь­ко тем, что она обо­льща­ла сна­ча­ла Цеза­ря, а потом Анто­ния. Дошед­шие до нас изо­бра­же­ния Клео­пат­ры дают воз­мож­ность заклю­чить, что в опи­сы­вае­мый пери­од она не отли­ча­лась ни юно­стью, ни кра­сотой. Образ жен­щи­ны, обо­льсти­тель­ни­цы и интри­ган­ки, кото­рый дает­ся рим­ски­ми писа­те­ля­ми и поэта­ми, не что иное, как та же инвек­ти­ва, исполь­зо­ван­ная для поли­ти­че­ской про­па­ган­ды, ста­вя­щей целью све­сти анти­рим­ское дви­же­ние к чисто лич­ным отно­ше­ни­ям. Клео­пат­ра стре­ми­лась утвер­дить свою власть, опи­ра­ясь на анти­рим­ские настро­е­ния жите­лей восточ­ных про­вин­ций и вас­саль­ных государств и поль­зу­ясь сво­им вли­я­ни­ем на рим­ских пол­ко­вод­цев.

При­ехав в Тарс, Клео­пат­ра доби­лась смерт­ной каз­ни ее сест­ры Арси­нои, нахо­див­шей­ся в Миле­те в хра­ме Арте­ми­ды Лев­коф­ри­е­ны в каче­стве умо­ля­ю­щей, и жесто­ко­го нака­за­ния всех сво­их про­тив­ни­ков, кото­рые нахо­ди­лись в рим­ских вла­де­ни­ях17.

Вме­сто того, чтобы при­сту­пить к осу­щест­вле­нию пла­нов Цеза­ря, Анто­ний напра­вил­ся в Алек­сан­дрию, где про­во­дил зиму 41/40 г., и если Цезарь в 47 г. дей­ст­во­вал в Егип­те в каче­стве про­кон­су­ла и коман­дую­ще­го рим­ски­ми вой­ска­ми, то Анто­ний жил в сто­ли­це Егип­та как част­ное лицо. В гре­че­ской одеж­де он появ­лял­ся в люд­ных местах Алек­сан­дрии; в ноч­ных стран­ст­во­ва­ни­ях по ули­цам Анто­ния неред­ко сопро­вож­да­ла Клео­пат­ра, пере­оде­тая юно­шей18.

Но у Анто­ния были и поли­ти­че­ские цели. Он не отка­зал­ся от пар­фян­ско­го похо­да. Одна­ко для похо­да нуж­ны были сред­ства, а их мож­но было най­ти в еги­пет­ском цар­стве. Поход дол­жен был быть обес­пе­чен надеж­ным тылом, и в этой свя­зи, может быть, Анто­ний пред­по­чел появить­ся в Алек­сан­дрии не в каче­стве заво­е­ва­те­ля, а гостя и союз­ни­ка цари­цы. Одна­ко и здесь ска­зал­ся харак­тер Анто­ния: увле­че­ние еги­пет­ской цари­цей при­ве­ло к тому, что рас­че­ты рим­ско­го пол­ко­во­д­ца с.219 на еги­пет­ские сред­ства для орга­ни­за­ции пар­фян­ско­го похо­да ото­шли на зад­ний план, и он жил в Алек­сан­дрии как любов­ник Клео­пат­ры. К реаль­ной дей­ст­ви­тель­но­сти Анто­ний воз­вра­тил­ся лишь тогда, когда про­изо­шли важ­ные собы­тия — втор­же­ние пар­фян и новая граж­дан­ская вой­на в Ита­лии.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Основ­ным источ­ни­ком явля­ет­ся био­гра­фия Анто­ния, напи­сан­ная Плу­тар­хом (Plut., Ant.). Мно­го сведе­ний содер­жит­ся у Цице­ро­на как в пись­мах, так и в филип­пи­ках. Боль­ше все­го сведе­ний о жиз­ни Анто­ния до 44 г. Цице­рон дает во вто­рой филип­пи­ке. Из исто­ри­ков ново­го вре­ме­ни см. Dru­mann, An­to­nius, B. I; Gardthau­sen, Augus­tus u. s. Zeit, I, II, S. 430; И. Бабст, Анто­ний и Клео­пат­ра. «Про­пи­леи», I, IV, 1854. Спра­воч­ный мате­ри­ал дает­ся в ста­тье Groe­be, An­to­nius, PWRE.

    Из новей­ших иссле­до­ва­ний сле­ду­ет отме­тить работу Линдсея (Lindsay, Mark An­to­ny, his world and his con­tem­po­ra­ries, Lon­don, 1936). Био­гра­фия Анто­ния дает­ся в этой кни­ге на широ­ком фоне рим­ско­го обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия; в сво­их харак­те­ри­сти­ках рим­ской обще­ст­вен­ной жиз­ни автор ссы­ла­ет­ся на сочи­не­ния Марк­са и Энгель­са. Анто­ний берет­ся не как инди­виду­аль­ность, а как соци­аль­ный тип, выра­жав­ший про­ти­во­ре­чия сво­его вре­ме­ни.

  • 2R. Sy­me, Rom. Rev., p. 105, 106, 108, 122.
  • 3Cic., Phil., III, 6, 15; Suet., Aug., 2, 68. Ана­лиз этих писем как при­мер рим­ской поли­ти­че­ской про­па­ган­ды дает Скотт (K. Scott, The po­li­ti­cal pro­pa­gan­da of 44—30 B. C., «Mem. Am. Ac. R.», XI, 1933, 1 sq.).
  • 4Grue­ber, Coins, II, p. 398, 486, 60; A. Al­föl­di, Der neue Wel­therrscher der vier­ten Ek­lo­ge Ver­gils, «Her­mes», 1930, LXV, S. 369; Tarn, Ale­xan­der He­lios and the Gol­den Age, JRS, XXII, 1932, p. 148.
  • 5Plut., Ant., 23.
  • 6App., B. C., V, 4, 7.
  • 7Ios., Ant. Iud., XIV, 12; B. Iud., I, 12.
  • 8Gardthau­sen, Augus­tus u. s. Zeit, I, S. 184; II, 86; CAH, X, 33.
  • 9App., B. C., V, 7.
  • 10Вопре­ки мне­нию Бран­ди­са (Bran­dis, Ein Schrei­ben des Tri­um­virs Mar­cus An­to­nius, «Her­mes», XXXII, 1897, S. 518) мы отно­сим посла­ние Анто­ния к 41 г. Дока­за­тель­ст­вом тому слу­жит и титул Анто­ния, и то, что доку­мент сто­ит в пол­ном соот­вет­ст­вии с дан­ны­ми Плу­тар­ха о пре­бы­ва­нии Анто­ния в Азии.
  • 11Dit­ten­ber­ger, Orient. gr. inscr. sel., n. 453—455. Bruns, Fon­tes7, 43; Ab­bot and Johnson, Mun. Adm., n. 29, p. 324, ком­мент., p. 326.
  • 12Plut., Ant., 24.
  • 13App., B. C., V, 7.
  • 14Plut., Ant., 26.
  • 15Ср. CAH, X (ста­тья Тар­на), р. 35; Tarn, Ale­xan­der He­lios and the Gol­den Age, JRS, XXII, 1932, p. 135 sq.
  • 16Tarn, Ale­xan­der He­lios and the Gol­den Age, p. 135 sq.; раз­бор их см. Н. А. Маш­кин, Эсха­то­ло­гия и мес­си­а­низм в послед­ний пери­од Рим­ской рес­пуб­ли­ки, «Изв. АН СССР, сер. ист. и фил.», т. III, 1946, № 5.
  • 17App., B. C., V, 9; Cass. Dio, 48, 24.
  • 18App., B. C., V, 11; Plut., Ant., 29.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1303242327 1303312492 1303322046 1405475021 1405475022 1405475023