Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.
с.212
ПОЛИТИКА АНТОНИЯ НА ВОСТОКЕ
В первые годы второго триумвирата главное место принадлежало Антонию. Его поведение, характер и, наконец, его судьба вызывали большой интерес как у современников, так и у последующих поколений. Мы находим различные оценки Антония как человека и политического деятеля и у античных авторов, и у историков нового времени. Образ Антония привлекал внимание не только историков, он интересовал также драматургов и поэтов1.
На основании данных, имеющихся в нашем распоряжении, можно заключить, что Антоний был храбрым солдатом, опытным с.213 стратегом, но его военный талант нельзя сравнивать с военным талантом Цезаря. Очень часто планы, которые казались блестящими, не осуществлялись из-за того, что Антоний не мог выполнить тех или иных деталей; нередко выгодная для него ситуация оставалась неиспользованной только потому, что Антоний растрачивал время на всякого рода бессмысленные приключения.
К 44—
Способный на лишения и самопожертвование, Антоний ради личных целей мог забыть цели общие. Любимец солдат, он в пылу раздражения мог не только лишиться популярности, но необдуманно совершить такие поступки, которые способствовали переходу на сторону противника целых легионов. Щедрость Антония переходила часто в ненужную расточительность. Мстительность, как показал пример с Цицероном, могла привести к изощренной жестокости.
Антоний был одним из немногих римских аристократов, способных ради увлечения женщинами пренебрегать общественным мнением. В первый раз он женился на вольноотпущеннице Фадии. Это был mesalliance, но Антоний не обращал на это внимания. Вскоре Фадия, по-видимому, умерла, и Антоний женился сначала на своей двоюродной сестре Антонии, а потом на властной и честолюбивой Фульвии. Это, однако, не мешало Антонию удивлять Рим своими эксцентрическими похождениями с балериной Киферидой. Какую роль в политике Антония сыграла Клеопатра, будет видно из дальнейшего изложения.
Сайм, как было указано, считает Антония лояльным республиканцем, вступившим в гражданскую войну не по своей вине. По мнению Сайма, соглашение в Бононии восстанавливало цезарианскую партию, но Антоний продолжал оставаться сторонником республиканских традиций; большинство республиканцев было на его стороне. Во внешней политике Антоний также проводил традиционные принципы римской внешней политики, идя по пути Помпея и Цезаря2.
с.214 Тезисы Сайма находятся в противоречии с имеющимися у нас данными. Личный момент стоял у Антония на переднем плане. Это видно из его ответа на первую филиппику Цицерона. Письма Антония к Гирцию и Октавиану свидетельствуют о его ясном и энергичном стиле, о мастерской иронии, переходящей иногда в сарказм, и о приемах его аргументации. В большей степени говорят об этих приемах обвинения, выдвинутые Антонием против Октавиана в моменты их борьбы. Они сохранились отчасти в филиппиках Цицерона, отчасти у Светония3. Антоний упрекал Октавиана в низком происхождении. Он рассказывал, что прадед Октавиана был вольноотпущенником, по профессии канатным мастером, менялой и что усыновление Цезаря куплено Октавианом ценой разврата.
Инвектива была главным методом Антония в борьбе с политическими противниками. Такой же прием политической пропаганды мы находим и у других деятелей этой эпохи, прежде всего у Цицерона. Но у последнего можно заметить обоснование определенных политических принципов. У Антония же личные обвинения составляют почти единственные доводы в защиту его позиции. Мы не можем указать какие-либо данные, касающиеся попыток Антония логически обосновать ту или иную политическую систему. Вызывают, однако, интерес различные символы, изображенные на монетах4. Сохранилось до 150 типов монет Антония. На одних он изображен с коллегами по триумвирату, на других — со своим братом. Но большей частью на аверсе дано его изображение, на реверсе же представлены различные предметы жреческого обихода или символы, относящиеся к власти Антония. Необходимо отметить, что на реверсе одной серии монет, отчеканенных еще в 42 г. в Галлии, изображено солнце на фоне храма (табл. III, 1). Этот мотив характерен и для последующих периодов. Мы встречаем на его монетах изображение шара (символа господства над миром), на котором помещен жезл Меркурия; характерными являются символы, связанные с дионисовским культом. Некоторые из этих символов находим мы и на монетах, отчеканенных Юлием Цезарем (шар, рог изобилия). Они дают нам возможность говорить о связи между религиозной символикой Юлия Цезаря и Антония. Эти символы выражают стремление к господству над миром, управляемым Солнцем, к господству, обещающему с.215 людям изобилие. Антоний ведет свой род от Геркулеса, в то же время на Востоке его именуют Новым Дионисом. Все это говорит о монархических устремлениях Антония, об этом же свидетельствует и его восточная политика. Антоний следовал за Юлием Цезарем и подражал ему, но в то время как тот выступал с определенной программой внутренних и внешнеполитических мероприятий, Антоний стремился к власти действием, не выдвигая какой-либо программы, всецело подчиняя свою политику обстоятельствам момента.
После победы при Филиппах Антоний отправился на Восток, чтобы найти средства для расплаты с солдатами и осуществить в конце концов заветную мечту старшего Цезаря — организовать парфянский поход. Это мероприятие должно было прославить Антония и поставить его выше других коллег по триумвирату. Пребывание Антония на Востоке после победы его над защитниками староримских политических взглядов должно было в еще большей степени приобщить его к тем религиозным представлениям, которыми эллинистические монархи оправдывали господство над своими подданными.
В Эфесе Антония встретили как нового Диониса. Он появлялся в городе, предшествуемый женщинами в костюмах вакханок и мужчинами, которые были одеты сатирами5. В городе собрались сторонники Брута и Кассия, искавшие убежища в храме Артемиды. Антоний простил всех, кроме убийц Цезаря6.
Положение на Востоке было сложным. Города пострадали от гражданской войны, происходившей незадолго до того. Отдельные города враждовали друг с другом. Немало возникло трудностей в зависимых от Рима царствах.
Антоний пытался урегулировать отношения на Востоке, однако во всех его распоряжениях трудно найти какую-либо последовательность и систематичность. Известно, например, что Ирод, сын Антипатра, один из правителей Иудейского царства при малозначительном и маловлиятельном царе Гиркане, подкупил его большой суммой денег, и Антоний приказал городу Тиру возвратить завоеванные им области7. Ликийцы были освобождены от податей, им было предложено заселить территорию города Ксанфа, который был разрушен Брутом8. Родос за то, что он оказал противодействие Кассию, получил свободу, к нему был присоединен город Минд в Карии, острова Андрос, Наксос и Тенос. Лаодикия и Тарс за помощь с.216 Долабелле были вознаграждены: города получили свободу, освобождение от податей, жители Тарса, проданные в рабство, были освобождены особым эдиктом9. Опубликованный в 1893 г. Кенионом папирус говорит о привилегиях членов провинциального собрания10. Впоследствии по отъезде из Азии (в 39 г. или несколько позднее) Антоний принял послов городов Афродизии и Пларасы и препроводил с ними декрет Цезаря, по которому объединению Афродизии и Плары гарантировались свобода, освобождение от податей, за городами закреплялись доходы от приписанной к ним территории. Храм Афродиты получал права убежища11.
Но многие города, несмотря на то, что они заплатили большие суммы республиканцам, были обложены податью в размере
Антоний находился в городе Тарсе в Киликии, когда к нему прибыла Клеопатра. До этого Антоний отправил к ней послов, которые должны были вызвать ее для разбора в возводимых на нее обвинениях в поддержке Кассия. Клеопатра отправилась в Киликию, чтобы оправдаться: она послала легионы Долабелле, доставить же корабли триумвирам не могла, так как флот потерпел крушение у африканских берегов. Если Антоний называл себя в греческих городах Малой Азии Новым Дионисом, то и Клеопатра предстала перед ним как новая Афродита.
В описании встречи Антония и Клеопатры немало искусственной и сентиментальной романтики. Особенно увлекается ею Плутарх14, рассказывающий о том, как Клеопатра приплыла с.217 в лодке с вызолоченной кормой, под парусами пурпурного цвета; он подробно описывает первую встречу Антония и Клеопатры, представшей перед ним в образе Афродиты. В действительности уже в первой встрече Антония и Клеопатры не было той театральности, которую видели в ней античные историки эпохи империи, а за ними и многие историки нового времени. Обрядность имела определенный смысл в глазах эллинизированного населения восточных провинций. Она импонировала населению больше, чем продвижение Брута и Кассия, проповедовавших свободу и разорявших города.
Нет сомнений, что Клеопатра VII, последняя представительница Птолемеев, одна из последних преемниц Александра Македонского, преследовала определенную политическую цель и тогда, когда произошло ее сближение с Цезарем, и тогда, когда она встретилась с Антонием.
Существуют основания полагать, что местное египетское население относилось к Клеопатре по-разному15. Она не пользовалась популярностью в Александрии. В частности, она не была популярна среди иудейского населения Александрии, может быть, потому, что иудеи были обойдены во время раздач, которые происходили в голодные годы. Есть целый ряд данных, позволяющих судить о том, что Клеопатра пользовалась поддержкой старых египетских жрецов и местного населения, особенно в Верхнем Египте. Она восстановила обряд коронования в Мемфисе. В Гермонтисе она построила храм; статуя ее в виде богини Хатор была помещена в храме в Дендере. Дошедшие до нас распоряжения Клеопатры говорят о попытках оградить население от незаконных поборов и требований чиновников. Сельскому хозяйству уделялось большое внимание. Как показывает пример 32 и 31 гг., избыток хлеба давал возможность не только снабжать хлебом большую армию, но и вывозить его в греческие города.
Клеопатра получила хорошее образование. Она знала много языков, была знакома с греческой литературой и философией. Римские и греческие историки, характеризуя Клеопатру, говорят главным образом о ее коварстве. Имеющиеся в нашем распоряжении данные указывают, что на первом плане у Клеопатры всегда были политические цели. Она стремилась создать сильную и мощную державу, границы которой превосходили бы границы государства первых Птолемеев. Для этой цели Клеопатра считала возможным применить все средства, начиная с признания божественности своего происхождения и кончая любовными приключениями с римскими полководцами.
с.218 Оказывая исключительное внимание Цезарю и Антонию, Клеопатра стремилась не только сохранить свою власть над Египтом, но и расширить свое царство, опираясь на римское войско.
Тарн привел ряд соображений, доказывающих, что с именем Клеопатры на греческом Востоке связывались надежды на освобождение от римского владычества16. Ненависть, которую питали к ней в Риме, нельзя объяснить только тем, что она обольщала сначала Цезаря, а потом Антония. Дошедшие до нас изображения Клеопатры дают возможность заключить, что в описываемый период она не отличалась ни юностью, ни красотой. Образ женщины, обольстительницы и интриганки, который дается римскими писателями и поэтами, не что иное, как та же инвектива, использованная для политической пропаганды, ставящей целью свести антиримское движение к чисто личным отношениям. Клеопатра стремилась утвердить свою власть, опираясь на антиримские настроения жителей восточных провинций и вассальных государств и пользуясь своим влиянием на римских полководцев.
Приехав в Тарс, Клеопатра добилась смертной казни ее сестры Арсинои, находившейся в Милете в храме Артемиды Левкофриены в качестве умоляющей, и жестокого наказания всех своих противников, которые находились в римских владениях17.
Вместо того, чтобы приступить к осуществлению планов Цезаря, Антоний направился в Александрию, где проводил зиму 41/40 г., и если Цезарь в 47 г. действовал в Египте в качестве проконсула и командующего римскими войсками, то Антоний жил в столице Египта как частное лицо. В греческой одежде он появлялся в людных местах Александрии; в ночных странствованиях по улицам Антония нередко сопровождала Клеопатра, переодетая юношей18.
Но у Антония были и политические цели. Он не отказался от парфянского похода. Однако для похода нужны были средства, а их можно было найти в египетском царстве. Поход должен был быть обеспечен надежным тылом, и в этой связи, может быть, Антоний предпочел появиться в Александрии не в качестве завоевателя, а гостя и союзника царицы. Однако и здесь сказался характер Антония: увлечение египетской царицей привело к тому, что расчеты римского полководца с.219 на египетские средства для организации парфянского похода отошли на задний план, и он жил в Александрии как любовник Клеопатры. К реальной действительности Антоний возвратился лишь тогда, когда произошли важные события — вторжение парфян и новая гражданская война в Италии.
ПРИМЕЧАНИЯ
Из новейших исследований следует отметить работу Линдсея (Lindsay, Mark Antony, his world and his contemporaries, London, 1936). Биография Антония дается в этой книге на широком фоне римского общественного развития; в своих характеристиках римской общественной жизни автор ссылается на сочинения Маркса и Энгельса. Антоний берется не как индивидуальность, а как социальный тип, выражавший противоречия своего времени.