Н. А. Машкин

Принципат Августа

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.
Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.

с.307

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ПРИНЦИПАТ АВГУСТА

Поли­ти­че­ская фор­ма,
соци­аль­ная сущ­ность

с.308 с.309

НАЧАЛО ПРИНЦИПАТА

PRIN­CEPS — DI­VI FI­LIUS

Конец 29 и 28 гг. были посвя­ще­ны построй­ке, ремон­ту и освя­ще­нию хра­мов, в кото­рых, как гово­рит один из поэтов, «паук ткал свою пау­ти­ну и про­рас­та­ли сор­ные тра­вы»1. По изве­сти­ям, дати­ро­ван­ным 28-м годом, Окта­виа­ном было отре­мон­ти­ро­ва­но 82 хра­ма2.

На 28 г. Окта­виан был избран кон­су­лом вме­сте со сво­им спо­движ­ни­ком Мар­ком Агрип­пой и полу­чил цен­зор­ские пол­но­мо­чия. В 29 г. был состав­лен новый спи­сок сена­то­ров3, а в 28 г. был про­веден ценз, кото­ро­го не было уже в тече­ние 42 лет4.

В новом спис­ке сена­то­ров имя Окта­ви­а­на было постав­ле­но пер­вым. Таким обра­зом, он был при­знан «пер­во­при­сут­ст­ву­ю­щим» в сена­те и назы­вал­ся prin­ceps se­na­tus.

По ста­рин­но­му рим­ско­му обы­чаю прин­цепс не был маги­ст­ра­том и не имел осо­бых пол­но­мо­чий. Но в пери­од рес­пуб­ли­ки, осо­бен­но до кон­ца II в., прин­цепс зани­мал почет­ное поло­же­ние. Не суще­ст­во­ва­ло каких-либо зако­но­да­тель­ных уста­нов­ле­ний, касаю­щих­ся прин­ци­па­та, но это зва­ние было пожиз­нен­ным и дава­лось пред­ста­ви­те­лям стар­ших пат­ри­ци­ан­ских родов (Эми­ли­ев, Клав­ди­ев, Кор­не­ли­ев, Фаби­ев, Вале­ри­ев). Извест­ны слу­чаи, когда наи­бо­лее вли­я­тель­ные прин­цеп­сы соеди­ня­ли в сво­их руках прин­ци­пат в сена­те и зва­ние вер­хов­но­го жре­ца. Из вли­я­тель­ных прин­цеп­сов мож­но назвать дик­та­то­ра 217 г. Квин­та Фабия Мак­си­ма Кунк­та­то­ра, П. Кор­не­лия Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го Стар­ше­го, Эми­лия Скав­ра и др. При том исклю­чи­тель­ном вли­я­нии, кото­рым поль­зо­ва­лась знать, при еже­год­но с.310 сме­ня­е­мых маги­ст­ра­ту­рах чело­век, сто­я­щий во гла­ве сена­то­ров, мог играть боль­шую роль5.

Зна­че­ние прин­ци­па­та пало со вре­мен Сул­лы; у нас нет даже дан­ных для того, чтобы уста­но­вить, был ли с это­го вре­ме­ни prin­ceps se­na­tus одно какое-либо опре­де­лен­ное лицо, или же была груп­па пер­вых сена­то­ров — prin­ci­pes se­na­tus.

Сло­во «prin­ceps» во вре­ме­на Цице­ро­на полу­чи­ло широ­кое употреб­ле­ние. Это — пер­вые, луч­шие, знат­ные и вли­я­тель­ные люди в государ­стве. Такой смысл при­да­вал это­му тер­ми­ну и Окта­виан, но вме­сте с тем вос­ста­нав­ли­ва­лось и ста­рое его зна­че­ние, напо­ми­нав­шее об отда­лен­ных вре­ме­нах ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки. Неда­ром в над­пи­сях, каки­ми отме­че­на была при Авгу­сте дея­тель­ность выдаю­щих­ся рим­лян, все­гда под­чер­ки­ва­ет­ся, что тот или иной дея­тель в про­шлом был prin­ceps se­na­tus6. Титул «прин­цепс» не был свя­зан с опре­де­лен­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, и это дава­ло воз­мож­ность весь­ма широ­ко­го тол­ко­ва­ния свя­зан­ных с ним пре­иму­ществ.

13 янва­ря 27 г. на сенат­ском заседа­нии Окта­виан заявил о сло­же­нии сво­их чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий. Дион Кас­сий вла­га­ет в уста Окта­ви­а­на боль­шую речь7. Одна­ко эта речь у Дио­на явля­ет­ся не чем иным, как сво­бод­ной ком­по­зи­ци­ей, и мы не можем ска­зать, в какой сте­пе­ни соот­вет­ст­ву­ет она под­лин­ной речи сына Цеза­ря. По сло­вам Дио­на, прось­бы сена­то­ров, из кото­рых одни искренне, дру­гие из стра­ха умо­ля­ли его не отка­зы­вать­ся от выс­ших пол­но­мо­чий, при­нуди­ли Окта­ви­а­на вновь при­нять власть. В эти дни наме­ти­лись кон­ту­ры прин­ци­па­та, про­су­ще­ст­во­вав­ше­го, несмот­ря на юриди­че­скую неопре­де­лен­ность, свы­ше трех сто­ле­тий.

16 янва­ря того же года извест­ный уже нам Муна­ций Планк пред­ло­жил назвать Окта­ви­а­на Авгу­стом8, и с это­го вре­ме­ни Окта­виан меня­ет свое имя на «Im­pe­ra­tor Cae­sar Augus­tus di­vi fi­lius». С это­го вре­ме­ни и при­ня­то начи­нать исто­рию прин­ци­па­та.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Prop., II, 6, 35.
  • 2RgdA, c. 20.
  • 3Эта дата уста­нов­ле­на Abe­le («Der Se­nat un­ter Augus­tus», Pa­der­born, 1907). Ее при­ни­ма­ют Pre­merstein («Vom Wer­den und Wesen des Prin­zi­pats», S. 162) и R. Sy­me («Rom. Rev.», p. 306). Момм­зен ука­зы­вал 28 г. (Mom­msen, RgdA, 1883, S. 35).
  • 4RgdA, c. 8.
  • 5Роль прин­цеп­са в эпо­ху клас­си­че­ской рес­пуб­ли­ки уста­нав­ли­ва­ет Mün­zer («Die Adelspar­teien und Adelsfa­mi­lien», II, S. 409 ff.). См. так­же Th. Mom­msen, Rö­mi­sche Forschun­gen, I, S. 258 ff.; Staatsrecht, III, S. 266 ff.
  • 6В бур­жу­аз­ной исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре послед­них деся­ти­ле­тий под­чер­ки­ва­ют­ся монар­хи­че­ские устрем­ле­ния Цице­ро­на, в таком смыс­ле тол­ку­ет­ся и тер­мин «prin­ceps ci­vi­ta­tis» в его пони­ма­нии. Ср. R. Reit­zenstein, Die Idee des Prin­ci­pats bei Ci­ce­ro und Augus­tus, «Gött. Nachr. Phil.-Hist. Kl.», 1917, S. 499 ff., 481 ff.; W. Schur, Sal­lust als His­to­ri­ker, Stuttg. 1934 и отча­сти Ed. Meyer, Caes. Mon. Воз­ра­же­ния про­тив это­го поло­же­ния см. в рабо­те H. Wagen-Voort, Prin­ceps, «Phi­lo­lo­gus», 91, 1936, S. 206 ff., 323 ff.; Mag­de­lain A., Auct. prin.; в совет­ской исто­рио­гра­фии эти вопро­сы раз­би­ра­ет С. Л. Утчен­ко в моно­гра­фии «Идей­но-поли­ти­че­ская борь­ба» (рук.).
  • 7Cass. Dio, 53, 3.
  • 8Vell. Pat., II, 91; Suet., Aug., 7; Cass. Dio, 53, 16.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1405475025 1405475026 1405475027