Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.
с.468
ИЗ ЖИЗНИ РИМСКИХ ПРОВИНЦИЙ В ЭПОХУ АВГУСТА
Разделение провинций на сенатские и императорские было одним из первых актов, ознаменовавших установление принципата.
С начала I в., а особенно со времен первого триумвирата, политическое значение римских магнатов, претендующих на особое политическое влияние, зиждется на их связи с провинциями. Разделение провинций между правителями Рима мы встречаем и во времена первого триумвирата и во времена второго с.469 триумвирата. Этот же принцип остается и при Августе. 13 января 27 г. до н. э.1 произошло разделение всех провинций на императорские и сенатские. Пограничные провинции отошли к императору, а провинции старые, замиренные оставались в распоряжении сената.
И принцип разделения провинций и их разделение — все это восходило к первому договору о разделе власти, нанесшему удар Римской республике, — к первому триумвирату. К Августу отошли те провинции, которые были поделены в Луке между первыми триумвирами. Иное положение по сравнению с другими провинциями занимал Египет, присоединенный Августом к числу своих провинций. Он считался доменом императора и управлялся префектом из всаднического сословия.
Каково было положение проконсулов и пропреторов при Августе? Еще имелись такие сенаторы, которых по жестокости методов угнетения провинциалов можно сравнить с республиканскими промагистратами. О проконсуле Азии Валерии Мессале Волезе рассказывали, что он в течение одного дня казнил в своей провинции 300 человек и восхищался тем, что совершил поистине царственное дело2. Такие случаи во времена Августа были еще возможны, но это уже было не правилом, а лишь исключением.
Август перенес рассмотрение дел о злоупотреблениях в провинциях в сенат и тем самым показал провинциалам, что притеснения их управителями не остаются безнаказанными, даже если эти управители принадлежат к знатным римским родам. Система управления провинциями начинает при Августе изменяться; изменяется, в частности, система взимания налогов. Унаследованная от эллинистических государств откупная система, столь характерная для эпохи республики, остается при Августе, но в нее вводятся такие ограничения, которые не дают возможности публиканам наживать несметные богатства и пользоваться прежними исключительными привилегиями. При Августе по многим провинциям проводится перепись местного населения. Все жители провинций должны были быть вписаны в особый кадастр, соответственно которому определялись их повинности.
Таким образом, и центральному правительству и местным властям заранее было известно, сколько должна была внести та или иная провинция, и до известной степени положен предел вымогательствам, которые характерны были для республиканской эпохи. Прямые налоги (tributum soli — поземельный налог с.470 или в некоторых провинциях tributum capitis — подушный налог) в сенатских провинциях взимались откупщиками, в императорских — особыми императорскими чиновниками, прокураторами, при содействии наместника провинции. В иных случаях взимание налогов предоставлялось местным городским советам. Большое значение для публиканов имели косвенные налоги, но и здесь они были ограничены в своих возможностях.
Компании откупщиков остаются, но число участников их уменьшается, неизмеримо меньше и скромнее были и их доходы3.
Соответственно доходам и разделению провинций при Августе намечается и разделение императорской казны; наряду со старой государственной казной — aerarium Saturni создается постепенно императорская казна, получившая название fiscus.
Во времена Августа существовали fisci в отдельных провинциях, aerarium оставался еще общегосударственной казной, в которую император вносил иногда средства; впоследствии fiscus превращается в особое финансовое ведомство4.
Разделение провинций на сенатские и императорские существовало вплоть до поздней империи, хотя в III в. оно утратило какое бы то ни было значение. Границы отдельных провинций совпадали с историческими границами тех областей, которые существовали до того, как они вошли в состав Римской империи.
Императорскими провинциями были Испания, кроме Бэтики, Галлия, Иллирия, а впоследствии вновь завоеванные придунайские провинции: Реция, Норик, Паннония, Мезия, а также восточные провинции Сирия и Египет. В начале принципата императорскими провинциями считались Корсика и Сардиния, но впоследствии они были отнесены к сенатским провинциям. К сенату в 22 г. отошла Нарбонская Галлия, в состав сенатских провинций вошла также южная Испания. В связи с завоеванием придунайских провинций Иллирик был отделен от Македонии и превращен в императорскую провинцию.
Сенатскими провинциями к концу правления Августа, таким образом, были Африка, к которой впоследствии была присоединена Нумидия, южная часть Испании (Бэтика), с.471 Нарбонская Галлия, Македония, вновь образованная Августом провинция Ахайя, в которую вошли все старые греческие области, Вифиния и Понт, Азия, Крит и Киренаика. На восток к провинциям Азии и Вифинии примыкал ряд полузависимых государств, находившихся под протекторатом Рима.
В сенатских провинциях основы управления формально оставались прежними: провинции Азия и Африка управлялись проконсулами, в остальные провинции посылались пропреторы. Как правило, пропреторы назначались через пять лет после того, как они занимали должность претора в Риме, а проконсулы получали провинции через десять лет после того, как они отбывали магистратуру в Риме. Большей частью проконсулы и пропреторы оставались в своей должности год, но иногда полномочия их продлевались. Мы уже ссылались на надпись, свидетельствующую, что П. Паквий Сцева стал во второй раз проконсулом Кипра вне жребия, на основании auctoritas principis и сенатского решения5. Разделение провинций на сенатские и императорские не было полным и безусловным. У нас нет никаких оснований говорить, что Август совсем не имел права вмешательства в дела сенатских провинций. Эдикты Августа из Киренаики, опубликованные впервые в 1927 г., содержат распоряжения Августа, обращенные к проконсулу Крита и Киренаики. Крит и Киренаика составляли особую сенатскую провинцию. Но вместе с тем Август дает определенное распоряжение проконсулу. В первом эдикте говорится, каким образом должны быть организованы суды по преступлениям, наказуемым смертной казнью. В обращении к проконсулу мы встречаем такое выражение: δοκοῦσι μοι καλῶς καὶ προσηκόντως ποιῄσειν οἱ τὴν Κρητικὴν καὶ Κυρηναϊκὴν ἑπαρχίαν καθέξοντες… («Кажется мне, что хорошо и подобающим образом поступают те, кто будет управлять Критом и Киренаикой…»)6. В другом эдикте сказано прямо: κελεύω («приказываю»)7.
Очевидно, в силу той власти, которую получил Август в 23 г., когда ему был предоставлен imperium maius, а также в силу своей auctoritas Август имел право вмешательства и в дела сенатских провинций. На основании эдиктов из Киренаики мы можем заключить, что Август устанавливал формы управления отдельными провинциями, регулировал вопросы, касавшиеся местного самоуправления. Следовательно, в отношении всех провинций — сенатских и императорских — он имел фактически те же права, какие имели прежние республиканские промагистраты в отношении некоторых провинций. Подобно с.472 тому как суд в сицилийских городах был организован по lex Rupilia8, Август определяет основы судебного разбирательства по различным делам в Киренаике. Твердых конституционных норм не существовало: основные вопросы управления в сенатских провинциях могли устанавливаться и сенатом и императором. Устанавливая для Киренаики порядок судопроизводства по уголовным делам, караемым смертной казнью, Август указывает, что порядок этот должен оставаться до тех пор, пока сенат не вынесет определенного постановления или сам он не найдет чего-либо лучшего.
Из тех же эдиктов мы узнаем, что Август осуществлял суд над римскими гражданами по обвинению в серьезных уголовных преступлениях, для чего иногда римские граждане, закованные в цепи, доставлялись в Рим. Император, так же как и сенат, мог предоставлять права римского гражданства, что иногда сопровождалось освобождением провинциальных жителей от всех податей и повинностей.
Провинциалы могли направлять своих послов непосредственно к Августу для изложения своих жалоб и претензий к администрации. В первом эдикте из Киренаики говорится, что жители жаловались на проживающих в провинции римских граждан, угнетавших провинциалов несправедливыми судебными решениями. Наконец, провинциалы могли обращаться к принцепсу через жрецов богини Ромы и Августа. Во многих провинциях ежегодно в главном городе собирались жрецы из различных городов, чтобы принести жертвы в храме богини Ромы и Августа. На этих же собраниях (concilia) обсуждались и местные дела. Собравшиеся обращались непосредственно к Августу с почетным адресом и различными петициями9.
Фюстель де Куланж усматривает в этих собраниях начало представительного правления, приравнивает их к национальному собранию страны и видит в них «нечто вроде особого провинциального самоуправления»10. Это, конечно, преувеличение, но собрания могли играть известную роль и в ограничении произвола наместников и в усилении непосредственного влияния Августа на высшие слои провинциального населения.
Август вмешивается не только в дела областей, которые находились под властью сенатского управления. Он вмешивается и в распоряжения вольных городов. Любопытна в этом отношении одна надпись из Книда11. В этом городе произошла с.473 ссора между несколькими гражданами, трое из них стали осаждать дом своего противника. Осада продолжалась три дня, и во время столкновения раб осажденного бросил чашу в осаждавших, и один из них был убит. Общественное мнение города было настроено против Евбула, сына Хрисиппа, хозяина убийцы. Евбул был обвинен перед местным судом и осужден. Тогда он обратился к самому Августу, и тот поручил разбор этого дела Азинию Галлу не как проконсулу Азии, а как своему другу. В результате Евбул был признан невиновным. Таким образом, без каких-либо особых полномочий Август считал своим правом и своим долгом в силу своей auctoritas вмешиваться в дела, которые, по его мнению, решались несправедливо.
Все сказанное дает нам право заключить, что Август независимо от существовавшего разделения провинций наблюдал за ходом провинциальной жизни и вмешивался в провинциальные дела, когда считал это необходимым. Нечего и говорить о том, насколько была велика его власть в императорских провинциях.
Эти провинции управлялись особыми легатами с пропреторским званием. Каждый из них назывался legatus pro praetore. Этому легату были подчинены войска, которые находились в данной провинции. Легаты назначались Августом из лиц сенаторского сословия. Большей частью выбирались для этой цели те, кто прошел претуру или консулат. Это было одно из средств привлечения высшей знати к участию во вновь создаваемой императорской бюрократии.
Несколько провинций управлялись прокураторами из всаднического сословия. На западе таковыми были Реция и Норик, на востоке — Иудея (после 6 г. н. э.). Особое управление, как мы увидим ниже, имел Египет.
По форме для многих провинций оставалась прежняя система управления. Не надо забывать, что управление сенатскими провинциями составляло одну из выгодных статей доходов сенаторской знати, и поскольку Август не хотел вступать в конфликт с последней, он не мог отобрать этой важной привилегии. Но отдать в управление сената все провинции со всеми находившимися в них войсками было невозможно. Это означало бы лишение принципата основной его опоры — войска, и поэтому Август оставил за собой пограничные провинции, в которых находились его войска. Правда, были и отдельные сенатские провинции, где были расположены войска (Македония в начале принципата, Африка, Киренаика). Это являлось своего рода исключением, и кроме того, речь идет о сравнительно незначительных военных силах.
с.474
ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНЫХ ПРОВИНЦИЙ
Перейдем к рассмотрению жизни отдельных провинций.
Сицилия, Сардиния и Корсика12 были самыми старыми римскими провинциями. Сицилия продолжала оставаться житницей Италии. В Италию, преимущественно в Рим, кроме хлеба ввозились продукты животноводства, скот, шкуры, шерсть. Из Сицилии шел мед, а с Корсики — воск, кроме того, минеральные богатства этих островов позволяли вывозить в другие области драгоценные камни (изумруд), серу, мел и другие продукты горной промышленности. Обработка сырья в самой Сицилии находилась на недостаточно высоком уровне. Сицилийское сырье вывозилось в другие области, прежде всего в Италию.
После смерти Цезаря Антоний наделил жителей Сицилии правами римского гражданства, но это не привело еще к полной реорганизации городского управления. Однако при Августе в Сицилии всего было 6 колоний, 6 муниципиев и 3 города латинского права, другими словами, 15 привилегированных городов из 6813. О жизни Сицилии во времена Августа у нас сравнительно мало сведений. Оставаясь одной из важных производящих римских провинций, Сицилия не играла такой роли, как в республиканскую эпоху.
Провинция Африка14 управлялась проконсулом и имела большое значение для империи. Африка была житницей Рима, а в известном отношении и многих областей Италии. Это была страна крупных рабовладельческих поместий. При Августе там в полной силе оставалось крупное частное землевладение, и оно продолжает существовать вплоть до императора Нерона. Свидетельством этому служит одно замечание Плиния Старшего, который говорит: «Sex domini semissem Africae possidebant cum interfecit eos Nero princeps». («Шесть господ владели половиной Африки, пока не казнил их принцепс Нерон»)15. После этого крупнейшим владетелем в Африке сделался император, но латифундии сохраняли значение не только во времена ранней, но и в эпоху поздней империи.
с.475 Р. Ю. Виппер предполагает, что Африка потому была оставлена сенатской провинцией, что находилась на границе империи, поэтому здесь преобладало сенаторское землевладение16. Но скорее всего, по нашему мнению, имело значение историческое прошлое этой провинции, более чем столетняя давность господства в ней римлян. Африка была одной из старых римских провинций, на нее не распространялась власть первых триумвиров; к императорским же провинциям были отнесены те, которые были во власти триумвиров после 56 г. В экономическом отношении Африка имела большое значение. Из нее вывозился главным образом хлеб, а со времени Августа — и оливковое масло, правда, низкого сорта. В Африке возделывался виноград. Здесь была развита рыбная ловля и отсюда вывозился особый рыбный соус, носивший название «garum». Кроме того, в Африке была широко развита охота на диких зверей, предназначавшихся для римского цирка, а также для цирков других городов. Промысел этот имел особое значение и составлял особую статью дохода для управителей Африки. Африка принадлежала к числу провинций, характеризующихся интенсивной городской жизнью.
Главным источником для характеристики жизни римских городов в Африке являются надписи. Большинство их относится, правда, ко II и к началу III в. н. э. Но и на основании эпиграфических материалов, относящихся к началу принципата, мы можем сказать, что в Африке еще существовали свободные города (ciuitates liberae et immunes), управлявшиеся по своему праву (iure proprio). Особенность этого управления заключалась в том, что во главе города стояли два суфета и городской совет. Но города эти подверглись уже романизации. Официальные акты писались на латинском языке. Города, видимо, не столько хотели сохранить автономию и туземное городское право, сколько приобрести права латинского и римского гражданства, связанные с определенными преимуществами.
В истории романизации Африки эпоха Цезаря и Августа имеет исключительное значение. Во время и после войны с Помпеем Цезарь выводит в Африку ряд колоний; в период гражданских войн после смерти Цезаря во время переделов земель в Африку направляется много эмигрантов, и, наконец, Август выводит в Африку значительное число колоний из числа ветеранов и издает ряд распоряжений, касающихся положения городов.
В проконсульской Африке Плиний указывает 19 колоний, носящих cognomen Iulia; большая их часть основана Августом, с.476 остальные — Цезарем17. В пределы Нумидии и Мавретании Августом выведено было 12 колоний, из них восемь были расположены по морскому побережью, причем две (Tingi и Zilis) находились на побережье Атлантического океана, а четыре — в пределах материковой части Мавретании18. Изменяется юридическое положение ряда городов. Уже тогда, видимо, начинают терять значение свободные города, связанные формально на основании foedus. Так, Утика от Цезаря получает права латинского гражданства, а в 36 г. от Октавиана — статут муниципия. Права муниципиев даруются и ряду других городов. Вместе с тем в Африке, как и в других областях, Август стремится сделать города опорой римского господства. Некоторые населенные пункты, приписанные к другим городам, получают самоуправление, и к ним приписываются определенные округа с туземным населением; правда, при Августе этот своеобразный процесс урбанизации далеко еще не был завершен, и ряд областей с находящимися в их пределах племенами подчинялся префекту.
Римские колонии не всегда были новыми и обособленными поселениями. Со времени Августа появляются города с двойным устройством: наряду со свободным городом (ciuitas libera), управлявшимся по местному праву и избиравшим суфетов, существует colonia или oppidum ciuium Romanorum во главе с советом декурионов и городскими магистратами.
Таким городом двойного устройства был и Карфаген. Основанный по планам Юлия Цезаря между 44 и 42 гг. как колония ветеранов, Карфаген до конца гражданских войн был еще незначительным поселением. Август усилил колонию 3 тыс. поселенцев. Пуническое население, сохранявшее, несмотря на столетний перерыв, память о Карфагене, в течение короткого времени пополнило население нового города, и в 28 г. Август предоставил городу автономию. Пуническое население Карфагена избирало суфетов, приписанные к колонии римские граждане управлялись своей выборной администрацией. Карфаген стал административным центром, местом пребывания проконсула, а с течением времени превратился в один из крупнейших городов Средиземноморья.
Таким образом, при Августе был намечен путь развития городской жизни: римское господство должно было опираться на самоуправляющиеся города, терявшие черты пунической самобытности. Ciuitates liberae приобрели впоследствии права с.477 муниципиев и колоний. Романизации способствуют италийские иммигранты, к культуре приобщаются представители высшего слоя пунического населения. Данные ономастики свидетельствуют, что они писали свои имена латинскими буквами и даже переводили их на латинский язык. Их потомки предпочитали присваивать уже имена римские. Процесс этот, правда, развивался неравномерно, но эпоха Августа является, несомненно, одним из переломных моментов.
Одной из особенностей прежней провинциальной жизни был городской патронат. Количество городов, состоящих в клиентеле, увеличило в политическом отношении удельный вес того или иного магната. В то же время провинциальному городу выгодно было иметь в столице видного и влиятельного заступника. Пережитки этого явления наблюдаются и в изучаемую эпоху.
Формально городской патронат устанавливается по-прежнему не в результате избрания, а в результате договора. Образец такого договора сохранился на месте прежнего города Gurza; относится он к 12 г. до н. э.19 Содержание его следующее: «Senatus populusque ciuitatium stipendiariorum pago Gurzenses hospitium fecerunt cum Domitio Ahenobarbo proconsule».
Далее в надписи говорится, что жители города избирают Агенобарба и его наследников патронами и вступают в его клиентелу («in fidem clientellamque suam suorumque recepit»). Таким образом, между Домицием Агенобарбом и городом устанавливается hospitium. Понятие это употреблялось и тогда, когда шла речь об отношениях между патронами и клиентами и об отношениях между Римом и другим государством. Это был тесный союз, восходящий к обычаям «гостеприимства» родовой эпохи. Патронат остается и в последующий период, но претерпевает изменения. С начала II в. он устанавливается не в результате договора, а в результате избрания. Патронами избираются не видные представители римской аристократии, а представители администрации: проконсулы, легаты, прокураторы, местные землевладельцы и видные городские жители. Городской патронат, подобно личному, теряет политическое значение. Это почетный титул. Он уже не обязывает его носителя защищать интересы городской общины перед римским сенатом и народным собранием; избрание в патроны не говорит о том, что жители той или иной общины окажут данному лицу материальную и даже вооруженную поддержку, если он выступит с политическими притязаниями. В императорскую эпоху все дело сводилось к тому, что ради почета, которого удостоился с.478 избранный в патроны, он жертвовал в пользу города известные суммы денег, устраивал игры или угощения20.
Таким образом, связи с магнатами заменялись покровительством людей, зависящих всецело от императора. Данных, указывающих на то, что избирался патроном Август или члены его семьи, мы не находим; вполне возможно, что этого с самого начала не было в африканских обычаях. Не находим мы и следов императорского культа, но здесь, конечно, сказывается неполнота эпиграфического материала, относящегося ко времени Августа. В последующую эпоху императорский культ был развит и распространен. Исходя из этого, можно заключить, что начало его относится к эпохе Августа. Этот культ давал религиозную санкцию новым политическим порядкам. Он находил своих сторонников в высшем слое муниципальной аристократии, римской и пунической, различавшейся по языку и обычаям, но одинаково основывавшей свое благополучие на эксплуатации рабского труда, а также среди низших слоев туземного населения, заинтересованных в укреплении римского господства в Африке.
Несомненно, что римское правительство, стремившееся к «освоению» полусвободных территорий и расширению римской границы, находило среди высшего рабовладельческого слоя Африки определенную поддержку.
Иное дело было в отношении берберийского населения. Война с гетулами продолжалась почти 30 лет. Августу удалось продвинуть границу, и в целях ее защиты были основаны колонии, проложены дороги.
Оказывая поддержку городам, Август пытался одновременно в Африке, как и в некоторых восточных областях, опираться на зависимых от него династов.
В начале его правления территория Нумидийского царства, присоединенная Цезарем, была возвращена Юбе II, сыну Юбы I, противника Цезаря, но в 25 г. до н. э. Нумидия была присоединена к проконсульской Африке, а Юба был посажен царем Мавретании.
В Мавретании возник город Цезаря. Юба II, женившийся на Клеопатре Селене, дочери Марка Антония и Клеопатры, оказывал покровительство римским и восточным купцам и ремесленникам, и в скором времени эта столица полузависимого царства сделалась центром романизации. Тому же содействовали и римские колонии, основанные в пределах этого юридически самостоятельного царства.
с.479 Испания распадалась на несколько районов, отличавшихся друг от друга во времена Августа по хозяйственному быту, по культуре. В то время как южный район Испании — Бэтика, а также восточная часть — Тарраконская Испания — находились под италийским влиянием еще с республиканских времен, северо-западные племена — кантабры и астурийцы — в течение долгого времени героически отстаивали свою независимость и культуру. Сопротивление независимых племен ценой больших усилий сломлено было лишь в 19 г. (см. ниже).
История административного деления Испании во времена Августа недостаточно ясна, а изменения, происходившие в период 27 г. до н. э. — 14 г. н. э., невозможно точно датировать. При разделе провинций в 27 г. Бэтика отошла к сенату21, и в нее посылался пропретор вместе с легатом и квестором. Прочая часть Испании управлялась двумя легатами: один из них был консульского ранга, а другой — преторского. Легату консульского ранга были подчинены три императорских легата в качестве командующих легионами и в качестве судей22. Впоследствии легат консульского ранга (около 12 г. до н. э.) стал управлять Тарраконской Испанией, a legatus pro praetore — вновь образованной провинцией Лузитанией. Центром Бэтики был город Кордуба, Тарраконской Испании — Тарракон, а Лузитании — Эмерита. Особое значение приобретает Тарракон, бывший еще во время
Для укрепления римского могущества в Испанию был выведен ряд новых колоний. В 25 г. во время астурийских войн была основана колония Эмерита, куда были поселены ветераны. Колония получила права италийского гражданства. Агриппа соорудил в городе театр, и остатки надписи, помещенной на нем, сохранились до настоящего времени24. Некоторые колонии выводились как в сенатские, так и в императорские провинции. Выводились колонии и на месте старых городов. Барцина, например, основанная туземцами и карфагенянами, была колонией уже во времена Юлия Цезаря, а при Августе получила с.480 название Colonia Faventia Iulia Augusta Pia25. Покорение северо-западной части Испании сопровождалось основанием ряда колоний (Bracara Augusta, Lucus Asturum, Asturica Augusta)26. Вновь сооруженные дороги должны были облегчить сношения между различными частями провинций, а также соединить Испанию с Галлией и Италией.
И основание колоний и проведение дорог — все это должно было упрочить римское влияние в стране и содействовать ее романизации. Особенно больших успехов достигла романизация в Бэтике. Из 175 городов 46 занимали привилегированное положение. Плиний Старший указывает, что в пределах Бэтики Август распространяет права латинского гражданства27, а Страбон утверждает, что «турдетаны вообще, а в особенности живущие по берегам Бэтиса, совершенно усвоили римский образ жизни, забыв даже родной язык; большинство их сделалось латинскими гражданами, они приняли к себе римских колонистов, так что все легко могут совсем обратиться в римлян»28.
И в хозяйственном отношении Бэтика была самым развитым районом. Здесь большую роль играло сельское хозяйство. Особенно славилось испанское оливковое масло. Через несколько лет после смерти Августа испанское масло будет конкурировать с италийским, затмевая даже высшие сорта. Наконец, из Бэтики вывозилось вино, высокие сорта которого приобретали большую известность. Вывозилось также зерно, хотя испанский хлеб никогда не имел такого значения, как сицилийский, африканский или египетский.
Из Испании вывозились мед и воск, смола, но главную ценность для Рима представляли естественные богатства Испании. В Испании находились рудники. Ожесточенная борьба Августа с северными испанскими племенами объясняется не только желанием видеть весь Пиренейский полуостров умиротворенным, но и стремлением получить астурийские золотые россыпи. Издавна Испания славилась своим серебром. Наконец, здесь добывалась медь. Испанское олово вывозилось не только в Италию, но и в отдаленные восточные провинции Рима. Если главным административным центром Испании был Тарракон, то наиболее важным торговым центром страны был Гадес. Страбон называет его вторым городом в империи.
Романизация в Испании сделала бо́льшие успехи, чем в Африке, но никогда не достигла такого уровня, как в Галлии. с.481 В ряде районов, особенно в северо-западных, сохранялся родной язык и свои обычаи.
Особое значение для Рима имела Галлия29. Юго-западную часть Транзальпинской Галлии составляла Нарбонская Галлия, которая в 22 г. была отнесена к сенатским провинциям.
Два центра выделялись в этой провинции: Массилия и Нарбон. Массилия официально не входила в состав Нарбонской провинции, подобно тому как Афины не были частью провинции Ахайи. Утратив, особенно после Цезаря, прежнее политическое значение, Массилия продолжала оставаться центром греческой культуры на Западе. Те, кто не мог позволить себе роскоши отправить детей на обучение в Афины, посылали их в Массилию. Однако римский элемент в городе постепенно вытеснял греческий. Нарбон был центром управления, местом провинциальных собраний (concilia). Бронзовая таблица, найденная в Нарбоне, содержит установления, касающиеся провинциальных собраний, обязанностей верховного жреца, которому оказываются такие же почести, как фламину Юпитера (flamen Dialis) в Риме30. Особое значение имело основание в Нарбонской Галлии колоний. Цезарем было выведено шесть или семь колоний, Августом — около двенадцати, одна из них Немауз (совр. Ним) — colonia Augusta Nemausus была заселена легионерами Антония, продолжавшими исповедать египетские культы. У них был храм Изиды, корпорация анубиаков, встречались такие имена, как Озирин31. Город был украшен великолепными зданиями, из которых сохранился храм, построенный в коринфском стиле (так называемый Maison Carrée).
Цезарь внес мало изменений в строй свободной прежде «Косматой Галлии» (Gallia Comata). При Августе «Косматая Галлия» была разделена на три части: Аквитанию, Лугдунскую Галлию и Бельгию. Аквитания превратилась в значительную область. Кроме туземных, близких к иберийцам племен, в нее включены были четырнадцать кельтских народов. Дело, видимо, организовано было так, чтобы инициатива отделения исходила от местного населения. К Августу была направлена особая делегация, и принцепс удовлетворил эту просьбу. Один из участников делегации, Вер, рассказал об этом в надписи, помещенной на алтаре Ларам. «Фламин, затем дуумвир, квестор и магистр округа, я имел честь быть с.482 в посольстве к Августу, просившем об отделении девяти народов от Галлии. Вернувшись из Рима, посвятил жертвенник гению округа».
Verus, ad Augustum legati munere functus, Pro nouem optinuit populis seiungere Gallos; Vrbe redux, Genio pagi hanc dedicat aram32. |
Все эти провинции делились на ciuitates — округа с городом в центре каждого округа; всего было 64 таких ciuitates.
Города в Галлии существовали и ранее. Это были центры ремесленного производства и торговли. При Августе число старых городов пополняется колониями. Так возникли Augustobona Tricassium в области тройев, Augusta Treuerorum — в области тревов и Aquae Augustae Tarbellorum — в области тарбеллов. Не всегда процесс утверждения римского влияния в городах происходил мирно: население Бибракты и Герговии по полученному неожиданно приказу (12 г. до н. э.) должно было оставить место своего жительства и построить новые города. Расположенные в горных районах, оба города могли явиться центрами сопротивления. Новые центры получили и новые полукельтские наименования: вместо Бибракты появился Augustodunum (город Августа), а вместо Герговии — Augustonemetum (святилище Августа).
Выстроенный Мунацием Планком по римскому образцу и заселенный италийскими эмигрантами и ветеранами Лугдун стал главным городом провинции, центром романизации. В 12 г. до н. э. это получило и религиозную санкцию: пасынок Августа Друз освятил в Лугдуне алтарь богине Роме и Августу. С этого времени сюда ежегодно стали собираться представители (жрецы нового культа) изо всех галльских городов, для того чтобы совершать молебствие и обращаться к императору с просьбой. Первым жрецом был Гай Юлий Веркондаридубн, происходивший из эдуев.
Процесс романизации покоренных Цезарем кельтских областей протекал быстро. После присоединения Галлии усилился процесс иммиграции, а это содействовало романизации, которая затрагивает прежде всего высший слой кельтского населения. Римские обычаи и латинский язык внедрялись в быт кельтской аристократии легче и скорее, чем это было в Африке. Все это способствовало ликвидации пережитков первобытно-общинного строя и утверждению рабовладельческих основ.
Агриппа соединил различные галльские центры дорогами, доходившими до самых отдаленных городов. Особый отряд с.483 следил за порядком на дорогах и вел борьбу с разбойниками. Прекращение войн в Галлии содействовало развитию сельского хозяйства. Галльский хлеб шел на снабжение армий, стоявших по Рейну, а некоторая часть его ввозилась и в Италию.
В Галлии начинает развиваться виноделие. Дешевое галльское вино вывозится даже в Италию. Оливковое масло вывозится в придунайские провинции; ветчина, различные мясные изделия, сыр обеспечивают не только местное городское население, но также экспортируются.
Развивается в Галлии и промышленность. До эпохи империи льняные ткани производились в Египте и в некоторых городах Малой Азии. Со времен Августа лен начинает разводиться и в галльских провинциях, особенно в Нарбонской Галлии, и отсюда льняные ткани начинают распространяться по другим районам. Археологические данные позволяют установить, что еще при Августе и в I в. империи различные керамические изделия ввозились в Галлию, главным образом из северной Италии. Но наряду с этим керамическое производство начинает развиваться и в самой Галлии, галльские изделия вывозятся в придунайские страны и Британию, в конце концов Галлия окончательно освобождается от импорта из других областей.
с.484 В Галлии была установлена особая
Август уделял Галлии большое внимание. Он был в ней четыре раза: в 27, 16 и 13 гг. до н. э. и в 8 г. н. э. Большое значение придавалось защите галльских границ от германцев, обращалось внимание и на экономическое состояние Галлии.
Галльские императорские провинции управлялись легатами, в ведении которых находились прокуратор и префект, направляемые императором. Дион Кассий рассказывает о прокураторе Ликине, управлявшем долгое время Галлией. Им были введены разнообразные налоги, что привело к недовольству местных жителей. Август стал упрекать его в том, что он несправедливо обращается с провинциалами, но в ответ на это Ликин показал ему груды серебра и золота, которые он собрал за годы своего правления, и обратил внимание, что все это собрано для самого Августа и Рима. Ликин, по его словам, не хотел, чтобы галлы с таким богатством отпали от Рима33. Развязка этого дела осталась неизвестной, но, по-видимому, налоговый гнет был в какой-то мере ослаблен.
Развитие придунайских провинций, завоеванных во времена Августа, относится главным образом к последующему периоду. Следует обратить внимание, что, захватывая Рецию и Норик, Август, с одной стороны, имел, несомненно, в виду безопасность северной Италии, а с другой — римлян привлекали, вероятно, естественные богатства, золотые россыпи и железные рудники. Впоследствии, уже после освоения этих провинций, здесь были найдены и оловянные руды, и серебро, и другие металлы.
На севере Балканского полуострова, в Иллирии, Октавиану пришлось вести войны еще в годы второго триумвирата, а незадолго до смерти Августа в пределах Паннонии вспыхнуло восстание, опасное даже для италийских областей. Романизация балканских провинций при Августе лишь начинается, и обзор их истории мы считаем более удобным дать в главе о внешней политике Августа.
Таким образом, если исключить области, только при Августе вошедшие в состав империи, романизация в западной части Римской империи сделала большие успехи. Одним из опорных пунктов романизации был римский город. Уже с начала императорской эпохи начинают исчезать местные особенности в устройстве отдельных городов, и в конце концов вся западная часть империи покрывается римскими городами, устроенными по определенному образцу, в известной степени напоминавшему устройство самого города Рима.
с.485
ИЗ ИСТОРИИ ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ
В восточной части империи были основаны колонии, управлявшиеся по римскому или латинскому праву. Но и общее число их и число выведенных в них граждан значительно уступало западным колониям34. Культурно-политическое влияние римских колоний на востоке империи также было неизмеримо меньшее, чем на западе. В иных случаях они представляли собой сторожевые пункты, иногда они оставались инородным телом среди эллинизированного населения. В результате новые римские поселенцы не только не распространяли западную культуру, а наоборот, сами ассимилировались с местными жителями.
И на Востоке римляне, главным образом со времен Помпея, стремились превратить города в опору их могущества и господства. Политика Антония, покровительствовавшего в последний период своей деятельности местным династам, особенного успеха не имела. Август показал себя решительным сторонником городов, в которых он стремился опереться на определенный социальный слой.
Во времена принципата Август на Востоке, как и на Западе, стремится поднять роль города35. В Галатии, например, территория трех племен получила городское устройство: селения, бывшие племенными центрами, были организованы по образцу греческих городов. В Вифинии и Понте мелкие династы потеряли свои владения, за счет их были расширены городские территории. Август основывает город Никополь против того места, где произошла морская битва при Акции. Город был организован путем синойкизма, практиковавшегося нередко в эллинистическую эпоху. В состав Никополя вошли прежние города: Амбракия, Амфиполь, Акарнания, Левкада. Во многих местах возникали новые города, носившие имя Августа: Кесареи и Себастеи. Они воздвигались нередко вассальными династами.
В устройстве городов на Востоке наблюдалась бо́льшая пестрота, чем на Западе. Продолжали существовать свободные и союзные греческие города, освобожденные от всякого рода податей и сохранившие свое старое управление. Формально они не входили даже в состав провинций, а считались свободными союзными городами. Большинство городов в восточной части империи находилось под контролем провинциальных с.486 наместников, платило соответствующие налоги, но сохраняло свое право и управлялось теми же органами, которые возникли в эллинистическую или даже классическую эпоху. Формально город Афины, например, не входил в состав Римской империи. Он имел свое старинное устройство и был освобожден от податей. Афины считались особым государством, они не имели только права вести самостоятельную внешнюю политику. Некоторые города получали от Августа даже особую территорию в знак милости. Спарта также считалась вольным городом. Другие же части Греции составили особую вновь образованную провинцию Ахайю, управлявшуюся сенатским наместником36.
Греция сохраняла и при Августе значение культурного центра. Афины, например, славились своими философскими школами. Здесь завершали свое образование римские аристократы. Для занятий в Академии съезжались молодые люди со всех концов обширной империи. Афины в сознании образованного человека той эпохи представляли собой своеобразный музей, посетить который стремились те, кто был знаком с классической литературой и историей. Это относилось в равной степени к тем, кто жил в центре Римской империи, и к живущим в самых отдаленных ее уголках. Но оставаясь культурным центром, Афины потеряли почти всякое экономическое значение. Тяжелые условия материальной жизни низших слоев населения нередко вызывали возмущения, поводом к которым служили обычно высокие цены на хлеб и другие продукты. Одно из таких возмущений потребовало вмешательства римского правительства во внутреннее управление вольного города37.
В экономическом отношении Греция переживала упадок, который начался еще до того, как она вошла в состав римской державы. Правда, Коринф после его восстановления сделался одним из видных торговых центров, но это не оказывало влияния на положение всей страны.
Из городов Эгейского архипелага особые преимущества даны были Самосу, служившему Августу резиденцией во время его пребывания на Востоке38.
Города Малой Азии39, пострадавшие во время второго триумвирата, не сразу оправились от потрясений и чрезмерных с.487 поборов того времени. Многие из них потеряли прежнее значение. Но в целом провинция Азии во времена Августа переживала начало нового подъема. Наряду с экономически развитыми самостоятельными греческими городами в провинциях Азии и Вифинии в течение веков сохраняется коренное население, сравнительно слабо подвергавшееся эллинизации, хотя Август, как говорилось, и стремился распространить всюду городскую организацию. Еще в эллинистическую эпоху в Азии существовали крупные поместья. Часть их сохраняется за местной аристократией и храмами, другие же переходят к римским магнатам, главным образом из сенаторского сословия. Города Малой Азии оправлялись от потрясений периода гражданских войн.
Илион, Стратоникея, Алабанда, Книд, Афродизия, Миласа, Астипалея и Баргилия сохранили свободу, дарованную в предшествующие периоды. Миласа получила особые преимущества как город, пострадавший во времена парфянского нашествия; но сам Август проявлял сдержанность в даровании прав. Известно, что из малоазийских городов получил свободу Кавн. Но лишились свободы Магнезия на Сипиле и Аполлония40. Обстоятельства, при которых отнята была автономия, недостаточно известны, но у нас есть данные, касающиеся Кизика. В Кизике происходило какое-то волнение, во время которого жители подвергли римлян бичеванию и убили их. Август продал жителей в рабство, а город был лишен свободы41. Но через пять лет свобода жителям Кизика была возвращена42. Кизик лежал в сенатской провинции, но у Диона Кассия указывается, что продавал жителей в рабство и возвращал свободу сам Август. События в Кизике проливают свет на отношения между римлянами и местными жителями. Вполне возможно, что вызывающее поведение римлян привело к стихийному движению, участники которого поплатились своей свободой. Нам уже приходилось упоминать о событиях в Книде, где между согражданами происходили настоящие сражения. Στάσις внутри отдельных городов был главной формой движения. Основная черта этих στάσεις — местный их характер. Нигде мы не слышим о совместном выступлении городов Азии или Греции или о движениях в целой провинции. Некоторые движения поражают своей «архаичностью». На Косе произошло движение против тирана Никия, который был свергнут и искал убежища в какой-то гробнице, распустив при этом слух о своей смерти. Но это не спасло Никия от гибели: он был убит повстанцами. Высший чиновник назывался после того προστάτης, позднее же — с.488 ἄρχων. Вполне возможно, что изменения произошли в 20 г. во время пребывания Августа на Востоке43.
В экономическом отношении малоазийские города играли большую роль в жизни империи. Из Малой Азии в различные страны, прежде всего в соседние полузависимые царства и в греческие области, вывозились различные продукты сельского хозяйства: виноград, сушеная маслина, сыр. Из многих городов вывозилась рыба, а из Эфеса — устрицы. В Малой Азии и на близких к ней островах добывалась медь; с острова Кипра медь отправлялась даже в Индию. В различных районах малоазийских провинций добывались серебро, железо, олово, драгоценные и полудрагоценные камни.
Милетские ткани с успехом могли конкурировать с сирийскими. Милет, Эфес и другие города славились ювелирным производством, а также производством различных вещей из драгоценных металлов.
Эпиграфические документы приводят нас к заключению, что в Малой Азии создавался значительный и влиятельный слой, оказывавший поддержку Августу. Выражением этого явился императорский культ. В дни празднеств в честь императоров в Пергаме и Никомедии, где построены были еще в 29 г. до н. э. храмы, посвященные богине Роме и Августу, созывались провинциальные собрания, возникшие еще в доримскую эпоху. Азиархи и вифиниархи были ревностными защитниками религиозного почитания императора (они-то впоследствии и были главными противниками и одними из первых гонителей христианства)44.
Сирия принадлежала к числу императорских провинций45. Здесь стояло несколько легионов, находившихся под властью сирийского легата. И в экономическом и в политическом отношениях Сирия не была чем-то однородным. Она была подчинена легату, но в состав ее входили, кроме городов, территории зависимых царств, границы которых постоянно менялись. Одним из значительных было Иудейское царство. Часть его после смерти Архелая, сына Ирода, превращена была в провинцию, во главе которой поставлен был прокуратор, находившийся в подчинении сирийского легата. Зависимые царства находились на севере и на юге Сирии. Больше, чем в Малой Азии, сказывалось в Сирии различие между эллинизированными городами и деревнями с туземным населением. Особую остроту принимала эта борьба в городах, включенных в состав Иудеи. Через с.489 полстолетия после смерти Августа, в 66 г., из-за событий в Кесарии вспыхнула кровопролитная Иудейская война.
На побережье Средиземного моря считались свободными города Аскалон, Тир и Сидон. В 20 г. Тир и Сидон лишены были свободы вследствие того, что в городах были восстания (στάσεις). Судя по контексту рассказа Диона, Август предпринял здесь то же, что и в Кизике: виновники возмущения были проданы в рабство (τούς τε Κυζικηνούς… ἐδουλώσατο. καὶ τοῦτο καὶ τοὺς Τυρίους τούς τε Σιδωνίους διὰ τὰς στάσεις ἐποίησεν, ἐν τῇ Συρίᾳ γενόμενος)46. Тир и Сидон отданы были в подчинение сирийскому наместнику. Города внутри страны еще со времени Помпея объединены были в лигу Δεκάπολις. Сюда относились города Скифополь, Пелла, Годара, Гипп и Дий. Местопребыванием сирийского легата был город Антиохия на Орбите, пользовавшийся автономией, выпускавший монеты, на которых в знак зависимости города чеканилось SC. Антиохия являлась одним из главных культурных центров Сирии, оплотом эллинистической образованности в Сирии. Из колоний, выведенных Августом в Сирию, известен Берит.
Транзитная торговля являлась характерной для многих областей и городов Сирии. Сюда шли пути и на юг — через Аравию в Индию и на восток — через Месопотамию в Парфянское царство, откуда шла дорога до Индии и Китая. Благодаря транзитной торговле здесь выросли некоторые города. В интересующую нас эпоху имел большое значение город Дамаск, впоследствии расцветает город Пальмира, и, наконец, как показывают раскопки, важную роль играл город Дура Европос, который не принадлежал в это время римлянам.
Из Сирии вывозились в различные страны продукты сельского хозяйства, особенно садоводства. Сушеные сливы и винные ягоды распространялись по всей империи и даже в самой Италии считались деликатесом. Прибрежные города Тир, Сидон, Библ, Лаодикия славились своим текстильным производством. Отсюда вывозились пурпурные ткани, сирийский шелк, который мог конкурировать даже с индийским и китайским шелком. Наконец, в некоторых городах было развито парфюмерное производство. Из Сирии вывозились кипарисовое масло и другие благовония, имевшие широкое распространение. И Азия и Сирия не могли довольствоваться только своим сырьем. Оно ввозилось из других стран. В частности, сюда ввозились металлы.
В социальном и экономическом отношениях Сирия не являлась чем-либо однородным. Наряду с крупными городами и промышленными центрами в античном смысле этого слова существовали территории с чисто земледельческим населением, с.490 свободным, бедным, иногда зависящим от местных крупных землевладельцев.
Значительно больше известно нам о Египте47. В «Res gestae» Август говорит: «Aegyptum imperio populi Romani adieci» («Египет я подчинил власти римского народа»). Подобная же формулировка встречается на обелиске, доставленном из Египта в Рим: «Aegyptus in potestatem populi Romani redacta»48. Официально, таким образом, верховным властителем Египта считался римский народ, но управление этой страной было отдано принцепсу.
Август по многим причинам не желал ставить Египет в условия, аналогичные другим императорским провинциям, и в управлении Египтом мы наблюдаем ряд особенностей.
В отличие от других провинций, управлявшихся легатами из сенаторского сословия, Египет управлялся префектом из числа всадников. В Египте находилось в начале принципата три, а к 9 г. н. э. два легиона, девять когорт и три кавалерийские части (alae). Высшие командные должности в войсках занимались также не сенаторами, а всадниками.
Лица, принадлежавшие к сенаторскому сословию, не только не служили в войсках, но без разрешения принцепса не могли даже посещать Египет. Это объясняется особым значением Египта, наиболее важной продовольственной базы Рима. Ежегодно из Египта в Италию вывозилось 200 тыс. модиев хлеба (модий равен 8,65 л.). Этот хлеб поступал в раздачу римскому населению. Поэтому тот, кто владел Египтом, мог оказывать влияние и на политические события. Недаром во время гражданских войн 68—
Первым префектом Египта был приближенный Августа Корнелий Галл, которому пришлось прежде всего столкнуться с сопротивлением местного населения чужеземному господству49.
В Героонополе и в районе Фив, где среди богатого жречества было, видимо, немало сторонников Клеопатры, вспыхнуло восстание, вызванное в первую очередь усилением налогового гнета. Восстание было подавлено Галлом, отметившим в надписи, что он в 15 дней усмирил Фиваиду, страшную для всех царей50. Вскоре после этого вспыхнуло восстание в с.491 Александрии. По словам Страбона, находившийся в Александрии небольшой отряд под командой Гая Петрония выдержал напор огромной толпы в несколько десятков тысяч человек, вооруженных камнями. Римскому отряду удалось подавить сопротивление: часть инсургентов была убита, остальные разогнаны51. Обстоятельства восстания в Александрии остаются для нас недостаточно ясными. По-видимому, этим восстанием начинается серия сравнительно частых возмущений александрийцев по самым разнообразным поводам, которые характерны для истории римского Египта.
Свою деятельность в Египте Корнелий Галл решил ознаменовать внешнеполитическими мероприятиями. Им совершен был поход в область первого катаракта. Это была своего рода военная демонстрация, в результате которой в город Филы к Галлу прибыли послы от эфиопского царя, признавшего римский протекторат. В той же надписи, где говорилось об усмирении Фиваиды в выражениях, не похожих на скромные римские gesta, Галл утверждал, что он совершил поход в страны, куда не доходили ни египтяне, ни римляне. Самостоятельная политика Галла, переоценившего свои силы, принимавшего божеские почести и забывавшего упоминать об Августе, вызвала в Риме недовольство. Представители аристократии не могли простить ему ни скромного происхождения, ни поистине царственных доходов и поступков, далеко выходивших за рамки деятельности римских магистратов. Август также недоволен был тем, что Галл превысил свою власть. Галл был осужден и покончил самоубийством52.
После Корнелия Галла Египтом управлял Элий Галл, который с согласия, по-видимому, Августа совершил нападение на Счастливую Аравию. Но экспедиция закончилась полной неудачей, чем воспользовалась эфиопская царица Кандака и напала на Египет. Но управлявший вместо Элия Галла Петроний отбросил эфиопов, а часть их владений присоединил к Египту.
Префект Египта имел большую власть, он даже мог объявлять войну. В его распоряжении находились начальники отдельных номов, и он ведал высшей уголовной юрисдикцией. Для разбора гражданских дел из числа всадников назначалось особое лицо, называвшееся по-гречески ἀρχιδικαστής, по-латински iuridicus. Большой властью пользовался особый чиновник, носивший название ἴδιος λόγος. Он действовал на основании особой инструкции, Γνώμων τοῦ ἰδίου λόγου, поздний вариант которой содержит указание, что первоначально документ был с.492 издан Августом53. Идиологу было поручено управление конфискованными имуществами, сбор налогов и пошлин и т. п.; в его же ведении находились особые категории императорских поместий. У него же был ряд функций, связанных с жизнью египетских храмов. Религиозная жизнь в Египте всегда оставалась исключительно интенсивной, и египетское жречество имело больший авторитет, чем жрецы других провинций. Август должен был считаться с влиятельным жречеством в Египте. Назначенный императором Ἀρχιερεὺς Ἀλεξανδρείας καὶ Αἰγύπου πάσης не был ни верховным жрецом, ни священником; это был чиновник, ведавший всякого рода религиозными делами и учитывавший прежде всего доходы различных храмов.
Подавление движения против римского господства сопровождалось конфискацией имущества жрецов и храмов. Однако, несмотря на широкие размеры секуляризации храмовых имуществ, Август считал необходимым сохранить значение храмов в Египте, поставив их под свой контроль. Здесь Август выступает в качестве преемника Птолемеев, и подобно последним он был обожествлен при жизни. Ему воздвигались особые храмы, титул его не был таким скромным, как в других провинциях. В храмовой надписи, начертанной вскоре после завоевания Египта, он именуется: «Прекрасный мальчик, милый своей любезностью, князь князей, избранник Пта и отца богов Нуна, царь Верхнего Египта и царь Нижнего Египта, властитель обеих стран, автократор, сын солнца, владелец диадемы, император, вечно живущий любимец Пта и Изиды».
В честь Августа ежегодно совершались особые торжества, в его отсутствие во всех церемониях участвовал префект Египта, которому оказывались особые почести.
В отличие от других провинций большая часть египетских городов не имела самоуправления; городами-полисами в греческом смысле этого слова считались лишь три города: Александрия, Навкратис и Птолемаида. В Александрии во главе управления стояли экзегеты, за экзегетами шли особые городские магистраты — косметы, которые при Августе оттесняются на задний план гимназиархом. Делами продовольствия ведали особые должностные лица, носившие название агораномов. Они избирались на особом собрании, в котором принимали участие те, кто имел александрийское гражданство.
Александрийским гражданством пользовалась определенная часть эллинизированных жителей. «Старые поселенцы» и «александрийские граждане» (Ἀλεξανδρεῖς) отличались в правовом отношении от других групп: от «македонян», которые при с.493 Птолемеях занимали привилегированное положение, греков (не александрийцев), не пользовавшихся правами, вольноотпущенников, иудеев, египтян и других54. Александрийское гражданство давало известные преимущества: оно занимало третье место после гражданства римского и латинского. В отличие от большинства других греческих городов в Александрии не было городского совета. В бытность свою в Египте Октавиан принял депутацию от видных александрийских граждан, которые просили его о восстановлении совета (Βουλή), но Август в этой просьбе отказал55. Народное собрание не имело значения и собиралось только для избрания местных магистратов.
Имели самоуправление и два других греческих города: старинный греческий город Навкратис и основанный Птолемеями город Птолемаида. В каждом из этих городов были герусия, народное собрание и выборные магистраты.
Египетские города назывались метрополиями. Они были административными центрами номов. Бо́льшая часть населения страны находилась под властью назначенной администрации. Египет по-прежнему разделялся на номы. Во главе номов стояли стратеги, при которых находились эпиграмматевсы, распоряжавшиеся всеми делами. В ведении же эпиграмматевсов были комаграмматевсы, т. е. сельские старосты (или сельские писари), стоявшие над местным сельским населением. Несколько номов были соединены вместе, и во главе них были поставлены эпистратеги. Раньше эпистратег имел военную власть. В римскую эпоху эпистратеги и стратеги номов имели только гражданскую власть. Власть военная находилась в руках префекта Египта и префектов легионов.
Начало римского господства в Египте было связано с массовой конфискацией земель. Наряду с государственным и императорским землевладением в римскую эпоху развивается частное землевладение. Значительное количество лучших земель, прежде принадлежавших царю, и при Августе составляет категорию царских земель (γῆ βασιλική), увеличенную вследствие конфискаций; наряду с этим образуется особая значительная категория земель, объединенных общим названием δημοσία γῆ (ager publicus), управление которых отличалось от управления царскими землями.
Известная часть земель оставляется за храмами, приобретают большое значение частные поместья (οὐσίαι), с.494 находившиеся в руках членов императорских фамилий, римских всадников, граждан Египта, вольноотпущенников. Несмотря на всевозможные преграды, в Египет проникает и крупное сенаторское землевладение56.
Фискальная политика римского правительства напоминает во многом политику Птолемеев. Последняя остается в сущности без особых изменений. Римляне стремятся лишь упорядочить взимание налогов. Проводится перепись, так называемая лаография, и пересматриваются налоги с земель. Большинство налогов в Египте вносилось в натуральной форме. Наряду с теми налогами, которые поступают в пользу государства, при Августе взимаются особые нерегулярные налоги, например frumentum emptum для содержания местных войск. Впоследствии же взимание продуктов для содержания местных властей делается систематическим и образуется так называемая annona militaris.
Август принимает меры к тому, чтобы расчистить каналы, и мы узнаем, что во время разливов Нил поднимается на два локтя больше, чем в предыдущую пору.
Тем не менее общее положение сельского населения вряд ли значительно улучшилось после перехода страны под власть римлян. Крестьяне и при римлянах продолжали проявлять свое недовольство. И для римской эпохи, как и для птолемеевской, характерна та форма сопротивления, которая носила название ἀναχώρησις: жители деревень убегали в пустыню или же в заболоченные районы.
В египетских городах продолжало развиваться ремесло. Местные мастерские находились в ведении государства. Система монополий, существовавшая в эпоху Птолемеев, сохранилась и при Августе. По производству и по вывозу продуктов Египет занимал одно из первых мест в империи. Египет поставлял хлеб и масло в Италию и другие страны. Из Египта вывозились и промышленные изделия — папирус, стекло, льняные ткани, металлические и ювелирные изделия.
Александрия и некоторые другие египетские города являлись центрами транзитной торговли. По Красному морю регулярно отправлялись экспедиции в Индию, торговля с которой, так же как и с Китаем, начинает укрепляться как раз во времена Августа, который говорит: «Ad me ex India regum legationes saepe missae sunt, non uisae ante id tempus apud quemquam Romanorum ducem» («Ко мне из Индии направляются часто делегации царей, ранее невиданных кем-либо из римских вождей»)57.
с.495 Общая стоимость товаров, которые вывозились из восточных стран через Египет и Сирию, достигала 150 млн. сестерциев. В страны, отдаленные от Рима, вывозились римские товары, примерно на 100 млн. сестерциев, таким образом, баланс внешней торговли оставался пассивным.
Власть над Египтом с его неисчерпаемыми ресурсами способствовала укреплению императорского режима.
Соседней с Египтом областью была Киренаика, славившаяся своим плодородием58, а также коневодством. Центром области был город Кирена, пользовавшийся самоуправлением. Неоднократно упоминавшиеся нами эдикты знакомят нас с различными сторонами жизни Киренаики.
По словам Страбона, приводимым Иосифом Флавием59, население Киренаики делилось на граждан, землевладельцев, метеков и иудеев. Эдикты называют только эллинов. По-видимому, имеется в виду та категория населения, которая у Страбона отнесена к гражданам (πολῖται).
Киренаика делилась на городские округа, города пользовались известными правами. Они направляют посольства непосредственно к Августу. Первый эдикт упоминает о посольствах из городов Киренаики60, о послах (οἱ πρέσβεις) упоминает и второй эдикт61. Как и в других греческих городах, полноправные граждане несут повинности в пользу города62, и, очевидно, в этих целях эллины организуют особую корпорацию τὸ τῶν Ἑλλήνων σῶμα — выражение, которым, по-видимому, дословно переводилось латинское corpus Graecorum.
Термин Ἕλλην не означает грека по рождению. По-видимому, в Киренаике, как и в Египте, так называлось привилегированное эллинизированное население, которое могло воспитываться в гимназиях и принадлежать к эфебиям. Другие категории населения, упоминаемые Страбоном, в эдиктах не названы. Таким образом, известные преимущества и льготы не распространялись на землевладельцев (γεωργοί, aratores), к которым относилось исконное туземное население, арендовавшее, по-видимому, государственные и городские земли. Льготы не распространялись на метеков, бывших, вероятно, ремесленниками, а также на иудеев, которые, как это видно из других памятников, имели свою организацию с архонтом во главе. Наши источники не упоминают рабов, поскольку они не имели никаких прав; второй эдикт хотя и упоминает вольноотпущенника, но не дает с.496 права сделать какое-либо заключение о положении этой категории населения.
Надписи проливают свет на взаимоотношения между римлянами и эллинами63. В провинции Киренаике проживало всего 215 римлян, имевших ценз не ниже 2500 денариев. Они назначались в суды по разбору тех дел эллинов, по которым выносились смертные приговоры. Аналогичные дела в Риме разбирали quaestiones perpetuae. Это позволяет говорить лишь о весьма и весьма скромном достатке многих римлян и италиков, направившихся самостоятельно или в качестве клиентов римских предпринимателей искать счастья в отдаленные провинции.
Отношения между римлянами и эллинами были далеко не дружелюбны. Первые эдикты указывают одну из форм угнетения местного населения римлянами. Последние, используя свое исключительное право заседать в судах, составляли особые тайные сообщества (τινὰς συνωμοσίας), члены которых выступали в качестве то свидетелей, то обвинителей; в результате этого многие ни в чем не повинные эллины приговаривались к смертной казни.
Первый и четвертый эдикты изменяют порядок судопроизводства. Первый эдикт устанавливает новый порядок рассмотрения дел, по которым выносятся смертные приговоры. Если подсудимый — эллин, дело должна разбирать смешанная коллегия судей, состоявшая из римлян и эллинов. Ценз, дающий право участвовать в судах, увеличивается в три раза: с
По первому эдикту в Киренаике Августом был учрежден суд, разбиравший те же дела, что и некоторые секции с.497 quaestiones perpetuae и по тому же принципу, по какому были организованы эти суды. Напомним, однако, что это преимущество касалось только эллинов и не распространялось на прочие категории населения. Кроме того, это распоряжение относилось только к Киренаике и не касалось других провинций. По сравнению с римскими quaestiones perpetuae новым было то, что обвиняемому предоставлялось право выбирать, желает ли он, чтобы его дело слушалось в смешанной коллегии из эллинов и римлян или состоящей только из римлян.
Четвертый эдикт говорит о составе коллегии судей для разбора гражданских дел и уголовных преступлений, но караемых смертью. Август устанавливает, что судьями должны назначаться греки, если только одна из сторон — обвиняемый или ответчик — сама не пожелает иметь судьями римских граждан. Устанавливается также общее правило, что судьи не могут назначаться из тех городов, из которых происходят обвинитель, или истец, или же обвиняемый, или ответчик.
Таким образом, Август стремился оградить местных граждан от произвола наместника. Чем было вызвано это мероприятие? Первые четыре эдикта Августа находятся, по нашему мнению, в определенной связи, и чтобы понять причину появления первого эдикта, следует принять во внимание то, о чем рассказывается во втором эдикте.
Римские граждане Авл Стлакций Максим и Луций Стлакций Македонянин вместе с вольноотпущенником Филеротом были закованы и отправлены к Августу в Рим проконсулом Киренаики и Крита Публием Секстием Сцевой, так как они сообщили ему, что знают нечто, касающееся «благополучия (σωτηρία) Августа и государства (δημοσία πράγματα)». Август выяснил, что присланные под стражей в действительности ничего не знают и то, что говорили в провинции, они выдумали и показали ложно. Оставлен был в заключении лишь некий Авл Стлакций, убравший, как показали послы из Киренаики, из общественных мест статуи, на одной из которых было написано имя Августа. Неизвестно, что имеется в виду под «благополучием Августа и государства». Речь шла, видимо, о раскрытии какого-нибудь заговора. В провинции Стлакций и Филерот объявили себя, очевидно, причастными к этому заговору, ибо иначе не было оснований посылать их в Рим закованными. Август оставил в Риме Авла Стлакция. Проступок его был направлен не только против местного городского совета, но и против Августа, имя которого было написано на одной из статуй. Все это свидетельствует о том, что римляне, жившие в Киренаике, не представляли собой людей, которых Август мог бы считать надежными в политическом отношении. Не забудем при этом, с.498 что Киренаика издавна была связана с Египтом и входила в ту часть римской державы, которая управлялась Антонием.
Август прежде всего обратил внимание на недопустимость тайных обществ (συνωμοσίαι). Поведение римлян в Киренаике и вызвало опубликование эдиктов относительно судов. Ненадежным в политическом отношении римлянам Август стремился противопоставить лояльных граждан Киренаики. Римляне, во-первых, должны были поступиться в пользу эллинов половиной мест в судах, с другой стороны, очевидно, число римлян, которые могли принимать участие в судах, выносящих смертные приговоры, уменьшилось, так как ценз был увеличен в три раза. Из жителей Киренаики к участию в такого рода судах допускались эллины, обладавшие цензом в
Присмотримся поближе к этому слою. Эллины в Киренаике, как и в Александрии, не были однородной по своему правовому положению группой. Из всей эллинской корпорации, τὸ τῶν Ἑλλήνων σῶμα, выделяются эллины, имеющие права римского гражданства (Ῥωμαιότητι τετειμημένοι65, πολειτήαι τετείμηνται66). Обратим внимание на то, что всем римским гражданам из эллинов, за исключением особо привилегированных, Август приказывает нести повинности по очереди с членами эллинской корпорации. Очевидно, они, несмотря на приобретение римского гражданства, все еще состояли членами этой корпорации. На двойное гражданство указывает и то, что если римлянам запрещалось возбуждать в суде дело по поводу убийства эллинов, то это разрешалось делать римским гражданам из эллинов, поскольку они мстили за своих родственников или сограждан. Из этого вытекает, что эллин, получивший права римского гражданства, оставался все же гражданином родного города.
Но дарование прав римского гражданства не должно было отразиться на благосостоянии города, оно не должно было повести к сокращению повинностей и налогов в пользу государства. Специальный эдикт, как мы уже сказали, предписывал нести эти повинности и эллинам, получившим права римского гражданства. Однако и здесь было сделано исключение: создана с.499 новая категория лиц — эллины, получившие права римского гражданства и вместе с тем освобожденные от литургий. Но полного уравнения с римлянами все же нет, так как это освобождение касалось только того имущества, какое было в момент получения прав гражданства; с того же, какое было приобретено после, следовало платить в обычном для всех эллинов порядке.
Показательным для политики Августа можно назвать последний, пятый, эдикт. В нем от лица принцепса опубликовано постановление сената, касающееся вымогательства денег в провинциях. Устанавливается состав специальных судов, которые должны заниматься разбором этих дел, и порядок судебных заседаний.
Характерным для разбираемого нами сенатского постановления является упрощение самого хода разбирательства. Магистрат, к которому обращались частные лица из провинций или послы городских общин, должен немедленно представить их сенату и образовать комиссию из сенаторов различных рангов. Разбор дела следует начинать тотчас же после того, как поступит жалоба; избранные по жребию судьи должны разрешить его в 30 дней, свидетели вызываются только из Италии.
Комиссия может присудить к возвращению полученных путем вымогательств денег. В тех случаях, когда возбуждалось обвинение в уголовных преступлениях, дело разбиралось в особых судах. Упрощение процедуры проведено в интересах провинциалов. Говоря о прежних судах по делам о вымогательствах в провинциях, сенатское постановление утверждает, что «суды эти иногда обременительны и тяжелы для тех, для кого был написан закон, поскольку из дальних провинций привлекаются в качестве свидетелей люди бедные или же немощные вследствие болезни или старости»67.
Постановление сената от 4 г. до н. э. Август публикует в качестве эдикта, и эта публикация мотивируется желанием показать заботу о провинциях68. Хотя в эдикте и есть ссылки на людей бедных, но в сущности он ориентировался на ту же категорию провинциального населения, что и первые эдикты, поскольку возбудить процесс могли лишь люди, которые обладали во всяком случае средствами, позволявшими совершить путешествие в Рим.
Порядок подачи жалоб на вымогателей и разбор этих дел был определен сенатом, но по существу этот порядок направлен против сенаторского сословия. Республиканские законы против с.500 вымогательства отличались строгостью, но вместе с тем процесс был необычайно сложен; поэтому процессы подобного рода оказывали недостаточную помощь провинциалам, являясь скорее средством политической борьбы. Обогащение за счет провинций было обычным явлением для последних столетий Римской республики. Senatusconsultum 4 г. до н. э., создавая условия для быстрого разбора дела, в большей степени, чем законы предшествующей эпохи, гарантировал если не наказание за вымогательство, то возвращение сумм, полученных путем вымогательства.
* * *
Политика императорского правительства по отношению к провинциям является одним из существенных вопросов истории ранней Римской империи. Если эта политика может быть сравнительно отчетливо освещена в отношении династии Флавиев и Антонинов, то в отношении системы Августа у нас остается еще целый ряд неясных вопросов. В «Res gestae diui Augusti» о провинциях идет речь в четырех случаях. Август говорит о том, что в провинциях он платил за те земли, которые отводились ветеранам69, о том, что он оказал материальную помощь провинциям в 18 г. до н. э.70, о том, что в храмы провинции Азии были возвращены украшения, изъятые оттуда его противниками71, и, наконец, о том, что перед Актийской войной ему присягнули провинции: Галлия, Испания, Африка, Сардиния и Сицилия72. Однако все эти упоминания не дают еще права сделать те или иные заключения о провинциальной политике Августа. Но значит ли это, что у Августа не было тех или иных принципов в этой политике? Такого заключения мы сделать не можем, так как «Res gestae» обращены были к римлянам и говорили, как показывает и само заглавие памятника, только о том, что сделано для римского народа.
Между тем политика по отношению к провинциям не всегда могла встретить сочувствие и у привилегированных сословий и у рядовых римлян. Тацит говорит, что установленный Августом порядок не был противен провинциям (neque provinciae illum rerum statum abnuebant)73. Он отмечает, что соперничество сильных, корыстолюбие должностных лиц подорвали авторитет сената и римского народа, а законы не могли оказать защиты, так как нарушались вследствие насилия, происков и подкупов.
с.501 Как в Риме и Италии, так и в провинциях Август проявлял осторожность. Не уничтожая традиций, сложившихся в предшествующую эпоху, он вносит коррективы, которые кладут основание новой системе управления. Выделяя те или иные привилегированные группы, Август пытался найти в них социальную опору. Эти привилегированные группы привлекались к эксплуатации провинций и должны были поддерживать новые политические отношения. Августу не удалось довести до конца эту систему, более последовательно ее разовьют лишь императоры из династии Антонинов.
Но если в старых замиренных провинциях Август искал поддержки у привилегированных рабовладельческих групп, то иное было отношение к вновь покоренным провинциям. Почти всюду (в Испании, Галлии, Германии, Паннонии) злоупотребления римской администрации вызывали частые восстания, подавление которых означало окончательное покорение провинций. Восстания в новых провинциях мы считаем более удобным рассмотреть в связи с внешней политикой Августа, ибо восстания и следовавшие за ними репрессии являются звеном в истории подчинения провинций.
Но существовала ли вполне определенная, строго продуманная программа провинциальной политики Августа? Эдикты из Киренаики дали нам возможность если не всесторонне осветить этот вопрос, то во всяком случае высказать по этому поводу некоторые соображения. Каким образом возникли все эдикты? Посольство привилегированных слоев населения провинции Киренаики принесло Августу жалобу на римлян, живших в провинции. Август, опасаясь тайных сообществ, решил противопоставить римлянам лояльных эллинов и реорганизовал судопроизводство по разбору дел, наказуемых смертной казнью. Но это вызвало изменения в гражданском судопроизводстве, реорганизованном в пользу эллинов. Среди последних особенное значение приобретают лица, имеющие права гражданства, но Август спешит в особом эдикте оговорить, что от этого не должны страдать интересы казны. Эллины, получившие права римского гражданства, не должны уклоняться от литургий и нести их по очереди с другими свободными жителями. Жалобы провинциалов на притеснения и вымогательства наместников вызывают особое сенатское постановление, облегчающее возвращение сумм и вносящее коррективы в существовавшую систему преследования вымогателей. За исключением последнего случая эдикты касались только провинции Киренаики и не распространялись на другие области. Следовательно, и в вопросах провинциальной политики правительство Августа руководствовалось не какой-либо строго продуманной программой, а нередко шло от случая к случаю, с.502 обобщая иногда частные принципы и распространяя их на все провинции.
Поддерживая привилегированную группу провинциальных рабовладельцев тех провинций, которые были замирены и в течение долгого времени находились под господством Рима, правительство Августа было недостаточно решительно и не склонно к радикальным мероприятиям. Оно не декларирует привилегий всему провинциальному населению, будучи далеко от того, чтобы поставить его в равные условия с римлянами и италиками. Влияние последних было огромно, и утвердив свою власть, Август ограничивает распространение прав римского гражданства. Светоний утверждает, что Август давал его чрезвычайно скупо (parcissime), стремясь тем самым поддержать чистоту римского народа и предохранить его кровь от смешения с кровью рабов и чужестранцев74. Правда, придавать особенное значение этому месту Светония, пользующегося большой популярностью в современной буржуазной литературе, не приходится. Цензы указывают, что число римских граждан растет. Так, например, если с 28 по 8 г. до н. э. число граждан увеличилось на 4 %, то последующие 22 года увеличение равно 11 %. Этот рост числа граждан мы не можем объяснить естественным приростом. Повторение законов против безбрачия и бездетных браков показывает, что и во вторую половину правления Августа рождаемость не возросла. Остается допустить, что прирост новых граждан шел за счет предоставления прав гражданства провинциалам. Возможно, что Август в даровании прав римского гражданства и проявлял бо́льшую сдержанность, чем Цезарь, но его политика в этом отношении принципиально не отличается от политики Цезаря.
Римское гражданство не было единым. Наряду с полноправными гражданами из римских и италийских уроженцев создаются римские и латинские граждане из провинциалов. На Западе происходит ассимиляция римских и туземных элементов, новое гражданство содействует романизации, что же касается восточных областей, то новые граждане принадлежат здесь к эллинизированному населению, сохраняющему и греческий язык и весь уклад жизни, сложившийся в эпоху эллинизма.
За римскими гражданами из местных жителей следовали латинские граждане, далее союзники (socii), перегрины, peregrini — dediticii и т. д. Среди последних категорий были вольноотпущенники и сельские жители, пользовавшиеся различными правами. В восточных провинциях они составляли особые разряды населения, начиная от свободных сельских жителей и кончая лицами полусвободного и зависимого состояния. с.503 К этому следует прибавить, что варварские народы сохраняли свое племенное устройство, находились в ведении особых префектов или же управлялись князьями, носившими название principes. Не отменяя этих «внегородских» территорий, Август стремился все же ограничить их роль и насколько возможно шире распространить городской строй. Такую политику Августа мы наблюдаем и в Африке, и в Галлии, и в восточных провинциях, где римское правительство идет в этом отношении по пути эллинистических династов, прежде всего Селевкидов.
Многообразие форм городского управления, создавшееся в предшествующую эпоху, сохраняется и при Августе. Римские колонии, муниципии, ciuitates liberae, ciuitates liberae et immunes, ciuitates iure peregrino — все эти категории находим мы и в западных провинциях и на Востоке. Август оставляет эту систему, но он очень строг в смысле дарования и сохранения полной автономии (включая и освобождение от налогов); вместе с тем и местные жители тяготились нередко «своими чужеземными правами» и стремились приобрести для своего города права муниципия. Таким образом, если при Августе и не было уничтожено многообразие отношений, то все же именно при нем отчетливее, чем ранее, сказалась нивелирующая тенденция.
Нужно заметить, что источники, касающиеся политики Августа по отношению к провинциальным городам, ограничены. Надписи его времени по своему числу значительно уступают эпиграфическому материалу эпохи Антонинов. Тем большее значение приобретают данные нумизматики. Медные монеты, чеканившиеся при жизни Августа и после его смерти, позволяют нам судить, что покровительство городам играло большую роль в общей политической системе Августа75. На основании легенд мы можем сказать, что Август выступает официально как conditor, создатель всей империи и даже вселенной: κτίστης τῆς οἰκουμένης; Август — основатель (conditor), патрон и восстановитель (restitutor) колоний; он основатель (constitutor) городов с латинским правом или податных городов (civitates stipendiarae), он освободитель (liberator, ἐλευθέριος) городов. Города отмечают на монетах свою свободу, употребляя в качестве эпитета libera, ἀρχιερεῦς. Свобода городов является одним из лозунгов официальной пропаганды. Впоследствии к ней присоединяются эпитеты Publica и Augusta. Изображение Августа чеканится на монетах как свободных, так и зависимых городов. Август выступает не только как магистрат, в силу особых полномочий ведающий городами; он — священноначальник (ἀρχιερεῦς) и даже явленное божество (θεὸς ἐπιφανής). с.504 Как и в Италии, западные провинциальные города называют его патроном, но если даже и нет этого обозначения, отношения нередко создаются по типу патрональных. Гораций, называющий Августа pater urbium76, передавал официальную точку зрения. Каждый город стоит в определенных отношениях к Августу, и эти отношения могли устанавливаться не в силу магистратских полномочий Августа, а в силу его auctoritas. Недаром с Caesaris auctoritas чеканятся монеты в свободных городах и городах, находящихся на территории сенатских провинций (табл. VI, 1).
Городское самоуправление во времена Августа и в последующие столетия, а в некоторых местах вплоть до середины III в., не было фикцией, а реальностью. Жители провинциальных городов, даже если они были и римскими гражданами, считали себя в первую очередь гражданами своего родного города. Насаждение городской системы не было лишь административным мероприятием. Это было распространение рабовладельческой системы, внедрение ее в тех областях, где существовали еще элементы первобытно-общинных отношений.
Различия между провинциями при Августе сохранялись. Границы провинций совпадали с историческими границами областей, подпавших в различное время под римское господство.
Но политическая роль и политическое значение провинций постепенно изменяются: из придатка к городу-государству, из «поместий римского народа» (praedia populi Romani) они превращаются в части единого политического целого. Хотя Римская империя не превратилась при нем еще в централизованное государство, а представляла собой в известном отношении конгломерат самоуправляющихся городов и территорий, различия между отдельными областями империи постепенно стираются. Этому способствует фискальная политика империи, распространяющееся всюду римское право, а на Западе — латинский язык.
Мы неоднократно говорили о романизации западных провинций. Но мы считаем, что о романизации в смысле определенной политической системы говорить применительно к эпохе Августа не приходится. Правительство заботилось о том, чтобы поступали налоги, чтобы население не волновалось и чтобы высшие круги активно его поддерживали. Правительство не вводило латинского языка, оно просто считало его языком официальным. Проводниками романизации были римские колонисты, ветераны и солдаты, купцы, ремесленники, нахлынувшие в провинции и занявшие там привилегированное с.505 положение. Не внедрение римской культуры путем особых правительственных приказов, а постепенное вытеснение местных культур, а еще чаще слияние с ними означало романизацию — длительный процесс, закончившийся созданием романских культурных традиций.
Мы говорили о начале хозяйственного подъема провинций во времена Августа. Но общий обзор их экономического состояния свидетельствует о неравномерности хозяйственного развития отдельных областей империи. Несомненно, что во всех частях империи преобладало хозяйство рабовладельческое, но мы не должны забывать их местных особенностей и специфики. Развиваются торговля и промышленность, отдельные области специализируются на производстве определенных товаров. Основа хозяйства остается натуральной. Ремесленные и торговые центры — это островки среди огромных пространств, где преобладало натуральное хозяйство. Обмен охватывал преимущественно прибрежные области, проникал на периферию, но он не мог объединить все народы, входившие в состав империи. Орудия труда оставались примитивными, уровень производства был крайне низок, и рабский труд ограничивал рост производительных сил.
Можем ли мы говорить о какой-то экономической политике Августа? Эртель считает, что Август придерживался системы laissez faire, laissez passer77. Однако оснований для того, чтобы видеть в Августе «предшественника фритреда», мало. Римское государство той эпохи не могло еще иметь какой-то вполне определенной экономической политики, а фритред и протекционизм нельзя считать извечными принципами. Конечно, Август заботился об охране частной собственности и рабовладельческого строя в целом. Характерно, что в Египте крупные владения перестают считаться собственностью государства, хотя и сохраняется система монополий. К известному хозяйственному подъему провинций ведут не сознательно проводимая система экономической политики, а объективные условия, прекращение гражданских войн и некоторое упорядочение налоговой системы. Этому же содействовало и упорядочение денежной системы78. За время гражданских войн было выпущено много монет, отдельные области и города чеканили свою монету. И в этом отношении, как и в иных областях политики, наблюдаются колебания. За сенатом сохранилось право чеканки медной монеты; золотую и серебряную монету выпускал с.506 принцепс. Впрочем, иногда, например в период 19—
На Западе римские монеты вытесняли постепенно местные (галльские, испанские) золотые и серебряные монеты. Иное положение было на Востоке. Здесь еще находились в обращении монеты, выпущенные в эпоху эллинизма, начиная с Филиппа; ряд городов выпускал по-прежнему свою монету, продолжая давние традиции: Стратоникея, например, чеканила дидрахмы, Лаодикея и Селевкия — тетрадрахмы. Соотношение между римской и местной монетой трудно установить, последняя на Востоке не теряла значения.
Эмиссия золотой и серебряной полноценной монеты единого образца способствовала, несомненно, развитию обмена как между различными частями империи, так и с областями за ее пределами. Исследование
Таким образом, переход от республики к империи особенно заметно сказался в провинциях, и это зависело не столько от воли императора, сколько от объективных условий, ибо превращение провинций из придатка к городу Риму, из «доходных статей» римского народа в части единого политического целого было подготовлено ходом исторического развития.
ПРИМЕЧАНИЯ