Н. А. Машкин

Принципат Августа

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность.
Изд-во Академии Наук СССР, Москва—Ленинград, 1949.

с.549

ХАРАКТЕРИСТИКА АВГУСТА

В исто­рио­гра­фи­че­ском обзо­ре мы отме­ча­ли, что оцен­ка лич­но­сти Авгу­ста была раз­лич­на и в антич­ной лите­ра­ту­ре и в лите­ра­ту­ре ново­го вре­ме­ни.

Наряду с пане­ги­ри­ка­ми, кото­рые появ­ля­лись в честь Авгу­ста, и в древ­но­сти и в новое вре­мя выхо­ди­ли про­из­веде­ния, направ­лен­ные про­тив прин­цеп­са. Фран­цуз­ский исто­рик К. Жюльян заявил, что лич­ность Авгу­ста скры­та от нас, т. е. что те дан­ные, кото­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем, не дают нам воз­мож­но­сти оха­рак­те­ри­зо­вать Авгу­ста как чело­ве­ка и пра­ви­те­ля. У нас нет, одна­ко, осно­ва­ний для подоб­но­го рода скеп­ти­че­ских пред­по­ло­же­ний. Прав­да, в отно­ше­нии к Авгу­сту мы встре­ча­ем нема­ло про­ти­во­ре­чий, отра­жен­ных хотя бы в пер­вой кни­ге «Анна­лов» Таци­та, где исто­рик пере­да­ет раз­лич­ные суж­де­ния об Авгу­сте, выска­зан­ные после его смер­ти, но про­ти­во­ре­чи­вость мне­ний не может быть осно­ва­ни­ем для отка­за от реше­ния вопро­са. Нуж­но при этом отме­тить, что про­ти­во­ре­чи­вость суж­де­ний об Авгу­сте свой­ст­вен­на не толь­ко Таци­ту, но и тако­му писа­те­лю био­гра­фи­че­ско­го направ­ле­ния, как Све­то­ний.

Био­гра­фия, напи­сан­ная Све­то­ни­ем, на пер­вый взгляд про­из­во­дит впе­чат­ле­ние мно­го­обе­щаю­ще­го источ­ни­ка для осве­ще­ния постав­лен­но­го нами вопро­са. Авто­ра инте­ре­су­ет преж­де все­го лич­ность Авгу­ста. Он каса­ет­ся раз­лич­ных черт его харак­те­ра, дает его порт­рет, пора­жаю­щий сво­им деталь­ным опи­са­ни­ем: «Был он хорош собою и во все воз­рас­ты жиз­ни при­вле­ка­те­лен, хотя вовсе не зани­мал­ся сво­ею наруж­но­стью; в ухо­де за воло­са­ми был столь небре­жен, что давал их спеш­ным поряд­ком стричь сра­зу несколь­ким цирюль­ни­кам, а боро­ду то стриг, то брил и одно­вре­мен­но с этим делом либо читал что-нибудь, либо даже писал. Гово­рил он или мол­чал, лицо его сохра­ня­ло выра­же­ние тако­го спо­кой­ст­вия и ясно­сти, что один галль­ский маг­нат… под невы­ра­зи­мым впе­чат­ле­ни­ем это­го спо­кой­ст­вия отка­зал­ся от сво­его наме­ре­ния столк­нуть его в про­пасть. Гла­за у него были свет­лые и бле­стя­щие, и ему хоте­лось, чтобы в их выра­же­нии нахо­ди­ли какую-то сверхъ­есте­ствен­ную силу, так что он радо­вал­ся, когда кто-либо под его прон­зи­тель­ным взо­ром, слов­но под осле­пи­тель­ны­ми луча­ми солн­ца, опус­кал свой взгляд. Одна­ко в ста­ро­сти левый глаз его стал видеть хуже. Зубы у него были ред­кие, мел­кие и нечи­стые, воло­сы слег­ка вью­щи­е­ся и рыже­ва­тые, бро­ви срос­ши­е­ся, уши неболь­шие, нос гор­бин­кой и вни­зу доволь­но ост­рый. Ростом он был мал… но этот недо­ста­ток скры­ва­ла строй­ность и сораз­мер­ность его чле­нов»1 Несмот­ря на общую апо­ло­ге­ти­че­скую тен­ден­цию, с.550 опи­са­ние это реа­ли­стич­но, в чем убеж­да­ют нас сохра­нив­ши­е­ся изо­бра­же­ния Авгу­ста.

Но если на осно­ва­нии этой био­гра­фии мы можем пред­ста­вить себе внеш­ний облик Авгу­ста, то все же дан­ная в ней харак­те­ри­сти­ка прин­цеп­са удо­вле­тво­рить нас не может. Нам уже при­шлось отме­чать, что Све­то­ний дает не еди­ный, а, ско­рее, раз­дво­ен­ный образ Авгу­ста. Вна­ча­ле Окта­виан высту­па­ет у Све­то­ния как чело­век, наде­лен­ный все­ми отри­ца­тель­ны­ми чер­та­ми харак­те­ра, а когда Све­то­ний в кон­це био­гра­фии пыта­ет­ся уста­но­вить основ­ные чер­ты Авгу­ста как пра­ви­те­ля, его выво­ды напо­ми­на­ют гла­ву 34-ю «Res ges­tae», где гово­рит­ся, что сенат и рим­ский народ награ­ди­ли Авгу­ста за его муже­ство, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость и бла­го­че­стие.

Сведе­ния Нико­лая Дамас­ско­го пред­став­ля­ют зна­чи­тель­ный инте­рес, но Нико­лай Дамас­ский руко­вод­ст­во­вал­ся преж­де все­го мыс­лью, что Август — боже­ство, кото­ро­му покло­ня­ют­ся по всей импе­рии. Уже в дет­стве Окта­вий пора­жал всех сво­им умом, в юно­сти он воз­вы­шал­ся над все­ми нрав­ст­вен­ным пре­вос­ход­ством. Выступ­ле­ние Авгу­ста на поли­ти­че­скую аре­ну пред­став­ля­ет­ся Нико­ла­ем Дамас­ским как акт само­по­жерт­во­ва­ния и спра­вед­ли­во­сти. В таком же пане­ги­ри­че­ском тоне рису­ет образ Авгу­ста и Вел­лей Патер­кул.

У Дио­на Кас­сия мы так­же не най­дем ясно выра­жен­но­го взгляда на лич­ность Авгу­ста. У него Август — колеб­лю­щий­ся, нахо­дя­щий­ся под раз­лич­ны­ми вли­я­ни­я­ми чело­век, самой судь­бой пред­на­зна­чен­ный для уста­нов­ле­ния ново­го поли­ти­че­ско­го поряд­ка. Посколь­ку Дион Кас­сий оправ­ды­ва­ет эти поряд­ки, он и об Авгу­сте отзы­ва­ет­ся с сим­па­ти­ей. Био­гра­фы Авгу­ста стре­мят­ся неред­ко уста­но­вить такие чер­ты харак­те­ра Авгу­ста, кото­рые оста­ва­лись неиз­мен­ны­ми в про­дол­же­ние всей его жиз­ни. Вряд ли такой метод харак­те­ри­сти­ки мож­но счи­тать пра­виль­ным и успеш­ным. За 58 лет дея­тель­но­сти Авгу­ста харак­тер его изме­нял­ся, изме­ня­лось отно­ше­ние его к людям, по-раз­но­му он реа­ги­ро­вал на собы­тия. Харак­те­ри­сти­ка Авгу­ста может быть дана при уче­те тех собы­тий, участ­ни­ком кото­рых он являл­ся, и тех целей, какие он ста­вил в раз­ные пери­о­ды сво­ей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти.

Окта­виан нахо­дил­ся при дво­ре Юлия Цеза­ря в тот пери­од, когда опре­де­ли­лись монар­хи­че­ские устрем­ле­ния послед­не­го. Начи­ная свою поли­ти­че­скую карье­ру, Окта­виан имел перед собой опре­де­лен­ную цель, и, может быть, монар­хи­че­ские тен­ден­ции в пер­вые годы поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти ока­зы­ва­лись даже силь­нее и рез­че, неже­ли в после­дую­щие годы. Союз Окта­ви­а­на с Цице­ро­ном и дру­ги­ми рес­пуб­ли­кан­ца­ми, союз с Мар­ком Анто­ни­ем и Лепидом — все это были лишь эта­пы, под­готов­ля­ю­щие монар­хи­че­скую власть наслед­ни­ка Цеза­ря. Во вре­ме­на с.551 про­скрип­ций он про­яв­лял ничем не вызы­вае­мую жесто­кость, осуж­дая людей из низ­ких, корыст­ных целей. Так, напри­мер, один чело­век был осуж­ден, пото­му что Окта­виа­ну понра­ви­лась его брон­зо­вая коринф­ская посуда2. Но бли­жай­шее зна­ком­ство с поли­ти­че­ским поло­же­ни­ем, со сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми и вли­я­ние дру­зей вос­пи­та­ли в Окта­виане осто­рож­ность, кото­рая сде­ла­лась одним из основ­ных прин­ци­пов его дея­тель­но­сти.

Хотя для утвер­жде­ния монар­хи­че­ской вла­сти Август сде­лал гораздо боль­ше, неже­ли его при­ем­ный отец, все же мы не можем срав­нить его с Юли­ем Цеза­рем. По спо­соб­но­стям он усту­пал не толь­ко Цеза­рю, но и мно­гим сво­им спо­движ­ни­кам. Он выдви­нул­ся не бла­го­да­ря сво­им спо­соб­но­стям, а пото­му, что при­нял имя Цеза­ря и вме­сте со сво­и­ми окру­жаю­щи­ми пра­виль­но оце­нил обста­нов­ку и наме­тил пути пре­одо­ле­ния труд­но­стей. Август умел видеть свои недо­стат­ки и умел выби­рать и при­вле­кать людей.

В пер­вые годы сво­ей поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти Окта­виан не раз при­ни­мал на себя коман­до­ва­ние вой­ском, но после неудач, пока­зав­ших его явную неспо­соб­ность, он пере­да­вал коман­до­ва­ние людям опыт­ным и талант­ли­вым. Август доста­точ­но хоро­шо раз­би­рал­ся и во всей слож­но­сти поли­ти­че­ской обста­нов­ки и в людях, с кото­ры­ми ему при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся. Про­ни­ца­тель­ность была свой­ст­вен­на ему боль­ше, неже­ли любо­му дру­го­му рим­ско­му поли­ти­че­ско­му дея­те­лю. Но вме­сте с тем она соче­та­лась со скрыт­но­стью.

Эта чер­та про­яви­лась уже в самом нача­ле его поли­ти­че­ской карье­ры. Ему при­шлось стал­ки­вать­ся с таки­ми людь­ми, как Цице­рон. И все же Окта­виан, про­па­ган­ди­руя сре­ди плеб­са мысль, что един­ст­вен­ной целью его жиз­ни явля­ет­ся месть за отца, сумел вну­шить Цице­ро­ну уве­рен­ность, что сена­тор­ская знать может ему дове­рять. Впо­след­ст­вии, когда того потре­бо­ва­ли обсто­я­тель­ства, он сумел сбли­зить­ся и с Анто­ни­ем.

Таким обра­зом, про­ни­ца­тель­ность, уме­ние рас­по­зна­вать людей, сдер­жан­ность, скрыт­ность и осто­рож­ность объ­яс­ня­ют мно­гое в поступ­ках Авгу­ста.

Но Август не был чело­ве­ком, кото­рый на осно­ва­нии опре­де­лен­ной поли­ти­че­ской ситу­а­ции мог пред­видеть буду­щее и выдви­гать новые поли­ти­че­ские идеи. Наобо­рот, это был чело­век, спо­соб­ный усва­и­вать чужие мыс­ли и под­хва­ты­вать идеи и лозун­ги, создан­ные дру­ги­ми. Для эпо­хи про­скрип­ций и граж­дан­ских войн харак­тер­ны реак­ци­он­ные настро­е­ния. Необ­хо­ди­мо было вос­кре­сить минув­шие вре­ме­на, чтобы избе­жать в даль­ней­шем граж­дан­ских войн. О воз­вра­ще­нии к ста­ро­му гово­ри­ли юри­сты, об этом писа­ли поэты того вре­ме­ни. Это была реак­ция с.552 про­тив цеза­риз­ма. Август при­нял эти лозун­ги, почти не изме­няя их, и в каче­стве сво­ей цели поста­вил вос­ста­нов­ле­ние про­шло­го, кото­рое вме­сте с тем долж­но было озна­чать нача­ло ново­го золо­то­го века.

Все гово­ри­ли о мире, и, учи­ты­вая настро­е­ние сена­тор­ских и ита­лий­ских рабо­вла­дель­че­ских кру­гов, Август выдви­нул этот лозунг, полу­чив­ший назва­ние Авгу­сто­ва мира (pax Augus­ta), что встре­ча­ло сочув­ст­вие сре­ди раз­лич­ных групп рим­ско­го и ита­лий­ско­го обще­ства. Таким обра­зом, лозунг, попу­ляр­ный сре­ди широ­ких кру­гов ита­лий­ско­го насе­ле­ния и в извест­ных отно­ше­ни­ях оппо­зи­ци­он­ный, посколь­ку он был направ­лен про­тив гос­под­ства воен­щи­ны, пре­вра­тил­ся в часть офи­ци­аль­ной про­грам­мы Авгу­ста. То же мож­но ска­зать и отно­си­тель­но попы­ток вос­ста­нов­ле­ния ста­рых нра­вов. Мысль эта воз­ник­ла у рим­ской ари­сто­кра­тии. Ни Август, ни его близ­кие отнюдь к это­му воз­вра­ту не стре­ми­лись, но это под­ни­ма­ло его пре­стиж в гла­зах кон­сер­ва­тив­ной сена­тор­ской ари­сто­кра­тии, а глав­ное, дела­ло попу­ляр­ным его меро­при­я­тия сре­ди ита­лий­ской муни­ци­паль­ной зна­ти. Поли­ти­че­ская осто­рож­ность и стрем­ле­ния соче­тать свои монар­хи­че­ские цели с реак­ци­он­ны­ми иде­а­ла­ми извест­ных кру­гов рим­ско­го и ита­лий­ско­го обще­ства объ­яс­ня­ют отча­сти те про­ти­во­ре­чия, кото­рые при­су­щи прин­ци­па­ту как опре­де­лен­ной поли­ти­че­ской фор­ме.

Но эта ори­ен­та­ция на сохра­не­ние доб­рых отно­ше­ний с сена­том и на под­держ­ку ита­лий­ской зна­ти появи­лась не сра­зу. В пер­вые годы Окта­виан боль­ше все­го наде­ял­ся на леги­о­ны. Ради них пред­при­ня­ты были кон­фис­ка­ции ита­лий­ских земель; у Аппи­а­на мы нахо­дим нема­ло при­ме­ров того, как Окта­виан отно­сил­ся к сол­да­там, посто­ян­но боясь чем-нибудь подо­рвать сре­ди них дове­рие к себе.

Но собы­тия 41 и после­дую­щих годов пока­за­ли, какое зна­че­ние име­ет враж­деб­ное настро­е­ние граж­дан­ско­го насе­ле­ния.

Дви­же­ние сол­дат, неод­но­крат­ные вос­ста­ния в Риме и в Ита­лии, необ­хо­ди­мость сдер­жи­вать при­тя­за­ния вете­ра­нов — все это заста­ви­ло Окта­ви­а­на быть еще более осто­рож­ным в сво­их поступ­ках, и с победой над Секс­том Пом­пе­ем начи­на­ет про­яв­лять­ся его внеш­ний рес­пуб­ли­ка­низм.

Стре­мясь к монар­хи­че­ской вла­сти, Август не при­да­вал зна­че­ния внеш­ней и фор­маль­ной сто­роне, что было свой­ст­вен­но, напри­мер, Цеза­рю. Он учел, что ари­сто­кра­тия ценит глав­ным обра­зом не сущ­ность рес­пуб­ли­кан­ско­го режи­ма, а преж­де все­го внеш­ние его фор­мы; поэто­му Окта­виан счи­тал, что он может, фор­маль­но вос­ста­но­вив рес­пуб­ли­ку, сохра­нить вме­сте с тем свою власть. Этим же объ­яс­ня­ют­ся и неод­но­крат­ные отка­зы Авгу­ста от вла­сти. В пер­вый раз это про­изо­шло в 27 г., затем это повто­ря­лось несколь­ко раз, когда исте­ка­ли сро­ки с.553 пол­но­мо­чий Авгу­ста. Вряд ли кто-нибудь из окру­жаю­щих Авгу­ста верил в искрен­ность и серь­ез­ность этих отка­зов, но они под­хо­ди­ли к «рес­пуб­ли­кан­ской внеш­но­сти» авгу­сто­ва режи­ма. Скром­ность прин­цеп­са долж­на была напо­ми­нать о его ста­ро­рес­пуб­ли­кан­ских доб­ро­де­те­лях и слу­жить при­ме­ром. В «Res ges­tae» он гово­рит, что не при­нял мно­гих три­ум­фов, воти­ро­ван­ных ему сена­том3. «Я реста­ври­ро­вал, — гово­рит Август в дру­гом месте, — капи­то­лий­ский храм и театр Пом­пея, затра­тив боль­шие сред­ства и не напи­сав при этом сво­его име­ни»4. Послед­ние стро­ки гово­рят о том, что скром­ность Авгу­ста была наро­чи­той, показ­ной. Сдер­жан­ность и показ­ная скром­ность ска­за­лись и в его отно­ше­нии к обо­жест­вле­нию его лич­но­сти. Апо­фе­оз не нахо­дил сочув­ст­вия сре­ди рим­ской зна­ти, но это было мощ­ное ору­жие под­ня­тия пре­сти­жа в Ита­лии и про­вин­ци­ях, и Август, запре­щая воз­дви­гать себе хра­мы в про­вин­ци­ях, не гово­ря уже об Ита­лии, допус­кал стро­ить хра­мы и жерт­вен­ни­ки, посвя­щен­ные ему вме­сте с боги­ней Ромой. Вме­сте с тем, Август, по-види­мо­му, дела­ет все для того, чтобы культ его и боги­ни Ромы рас­про­стра­нил­ся по всей импе­рии; не без вли­я­ния само­го Авгу­ста поэты гово­рят посто­ян­но о его боже­ст­вен­но­сти. Август ценил внеш­ность и фор­му, когда это име­ло поли­ти­че­ское зна­че­ние. Но он созна­тель­но оста­вал­ся ино­гда в тени для того, чтобы не воз­буж­дать излиш­не­го раз­дра­же­ния про­тив­ни­ков.

Сдер­жан­ность в оцен­ке сво­его поло­же­ния вид­на из пись­ма Авгу­ста к Гаю Цеза­рю. В нем Август гово­рит, что он про­сит богов про­длить ему жизнь, чтобы при­ве­сти государ­ство в счаст­ли­вое состо­я­ние. Август опре­де­ля­ет свое поло­же­ние как sta­tio, употреб­ляя тер­мин, при­ня­тый в вой­сках и озна­чаю­щий поло­же­ние того или ино­го воен­но­го. Август гово­рит о сво­ей ἀνδρα­γαθία, т. е. о муже­стве и чест­но­сти, в том же смыс­ле, в каком употреб­ле­ны были наиме­но­ва­ния луч­ших его качеств на щите, под­не­сен­ном ему сена­том5.

Сдер­жан­ность и осто­рож­ность про­яв­ля­лись Авгу­стом не толь­ко в его поли­ти­че­ских меро­при­я­ти­ях, но и в част­ной жиз­ни. Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет, что даже с Ливи­ей Август гово­рил по зара­нее под­готов­лен­но­му кон­спек­ту. И тем не менее мы счи­та­ем, что эта сдер­жан­ность и осто­рож­ность раз­ви­лись в Авгу­сте под вли­я­ни­ем глав­ным обра­зом внеш­них обсто­я­тельств, а не были выра­же­ни­ем холод­но­го тем­пе­ра­мен­та. У Све­то­ния мы нахо­дим нема­ло при­ме­ров, как дур­но про­яв­ля­лись ино­гда пороч­ные стра­сти Авгу­ста в пер­вые годы граж­дан­ских войн. с.554 Это ска­зы­ва­лось и в рас­пра­ве со сво­и­ми поли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми и в отно­ше­ни­ях к жен­щи­нам. «Даже дру­зья его, гово­рит Све­то­ний, не отри­ца­ют, что он соблаз­нял чужих жен, хотя и оправ­ды­ва­ют его тем, что он делал это не из сла­сто­лю­бия, а из поли­ти­че­ско­го рас­че­та, желая через жен лег­че узна­вать о замыс­лах мужей… Марк Анто­ний упре­кал его еще в том, что он одна­жды увел жену кон­су­ля­ра из сто­ло­вой ее мужа и в его при­сут­ст­вии в спаль­ню, а затем сно­ва при­вел ее на тор­же­ство, крас­ную до ушей и с рас­тре­пан­ной при­чес­кой»6.

Впер­вые, может быть, при­шлось Авгу­сту про­явить свою сдер­жан­ность по отно­ше­нию к сол­да­там, как гово­рят об этом упо­мя­ну­тые нами слу­чаи, при­веден­ные Аппи­а­ном. Хлад­но­кро­вие было про­яв­ле­но Авгу­стом и по отно­ше­нию к плеб­су, когда в 40 г. про­изо­шло воз­му­ще­ние про­тив него и Анто­ния. Впо­след­ст­вии прин­цип «fes­ti­na len­te» («спе­ши мед­лен­но») стал лейт­мо­ти­вом жиз­нен­но­го поведе­ния Авгу­ста. Его отно­ше­ния к людям ста­ли опре­де­лять­ся поли­ти­че­ски­ми моти­ва­ми. Если люди были цен­ны, он про­щал им их про­ступ­ки. Само­воль­ный отъ­езд Агрип­пы на Лес­бос, рав­но как и пре­бы­ва­ние Тибе­рия на Родо­се, оста­ва­лись без­на­ка­зан­ны­ми. Без­на­ка­зан­ность цело­го ряда сена­то­ров, винов­ных в раз­лич­ных про­ступ­ках про­тив Авгу­ста, гово­рит о жела­нии пора­жать про­тив­ни­ков мило­сер­ди­ем. Но так Август посту­пал в те годы, когда власть его была проч­ной.

По сво­е­му умст­вен­но­му кру­го­зо­ру Август не воз­вы­шал­ся над уров­нем сред­не­го чело­ве­ка, при­над­ле­жав­ше­го к выс­шим кру­гам рим­ско­го обще­ства. Он полу­чил хоро­шее вос­пи­та­ние. С ора­тор­ски­ми при­е­ма­ми он озна­ко­мил­ся уже к 12 годам и тогда уже мог про­из­не­сти речь на похо­ро­нах сво­ей баб­ки Юлии. Он был зна­ком с рим­ской лите­ра­ту­рой, знал фило­со­фию, но не при­мы­кал к какой-либо шко­ле. Он не был глу­бо­ким зна­то­ком фило­со­фии, но хоро­шо усво­ил стои­че­скую фра­зео­ло­гию, кото­рая была рас­про­стра­не­на сре­ди рим­ской ари­сто­кра­тии. Дошед­шие до нас отрыв­ки про­из­веде­ний Авгу­ста свиде­тель­ст­ву­ют о его про­стом и ясном сти­ле. Если мы и встре­ча­ем неопре­де­лен­ные выра­же­ния, то они наро­чи­то при­ду­ма­ны, чтобы зату­ше­вать тот или иной факт. Пись­ма к близ­ким отли­ча­лись ино­гда гру­бо­ва­тым ост­ро­уми­ем, ино­гда же неж­но­стью (как, напри­мер, пись­мо к Гаю, при­во­ди­мое Авлом Гел­ли­ем). Август вос­пи­ты­вал­ся в ту эпо­ху, когда скеп­ти­цизм и неве­рие были обыч­ны сре­ди рим­ской ари­сто­кра­тии. В пер­вые годы сво­ей дея­тель­но­сти в Риме все гово­ри­ли о его кощун­стве. Све­то­ний рас­ска­зы­ва­ет, что им был устро­ен ужин, участ­ни­ки кото­ро­го были костю­ми­ро­ва­ны олим­пий­ски­ми бога­ми. Мол­ва об этом с.555 рас­про­стра­ни­лась в Риме, и на сле­дую­щий день в Риме разда­ва­лись кри­ки: «Весь хлеб съе­ли боги»7. Воз­мож­но, что такое отно­ше­ние к рели­гии сохра­ни­лось у Авгу­ста и позд­нее, но тем не менее он пони­мал ее зна­че­ние, и поэто­му им вос­ста­нав­ли­ва­лись хра­мы, вво­ди­лись ста­рин­ные рели­ги­оз­ные обы­чаи и по образ­цу этих рели­ги­оз­ных обы­ча­ев уста­нав­ли­ва­лись новые. Он соблюдал и тре­бо­вал соблюде­ния вся­ко­го рода обрядов. Изо­бра­же­ния на Алта­ре Мира долж­ны были под­черк­нуть бла­го­че­стие само­го Авгу­ста и вме­сте с тем пока­зать при­мер дру­гим.

Но если Август не был чело­ве­ком искренне рели­ги­оз­ным, то во вся­ком слу­чае он был чело­ве­ком в доста­точ­ной сте­пе­ни суе­вер­ным. Он верил в сны, при­ме­ты и пред­ска­за­ния. Так, напри­мер, про него рас­ска­зы­ва­ют, что он еже­год­но в опре­де­лен­ный день про­сил мило­сты­ню под вли­я­ни­ем како­го-то сно­виде­ния8. Чем же мог победить этот чело­век, по сво­им спо­соб­но­стям, вос­пи­та­нию и умст­вен­но­му кру­го­зо­ру не воз­вы­шав­ший­ся над совре­мен­ны­ми ему сена­то­ра­ми? Он победил преж­де все­го как сын Цеза­ря, посколь­ку цеза­ризм нахо­дил сто­рон­ни­ков сре­ди раз­лич­ных групп и с ним свя­зы­ва­лись самые раз­но­об­раз­ные чая­ния и надеж­ды.

Может быть, зало­гом успе­ха Авгу­ста было то, что он не выде­лял­ся сре­ди людей так, как Юлий Цезарь, ему чуж­ды были широ­кие пла­ны его при­ем­но­го отца. Авгу­сту при­хо­ди­лось в тече­ние сво­ей поли­ти­че­ской карье­ры стал­ки­вать­ся с раз­лич­ны­ми груп­па­ми.

Труд­но ука­зать все те сред­ства, к каким он при­бе­гал, чтобы захва­тить и удер­жать свою власть. После ряда оши­бок Август вошел в свою роль. Мы не можем ска­зать, в какой сте­пе­ни досто­вер­ным явля­ет­ся рас­сказ Све­то­ния о послед­них мину­тах жиз­ни Авгу­ста, но он вер­но пере­да­ет одну из основ­ных черт его поведе­ния в тече­ние мно­гих лет жиз­ни. «В день сво­ей кон­чи­ны он неод­но­крат­но спра­ши­вал, замет­на ли уже тре­во­га за него в наро­де… Затем он спро­сил при­шед­ших к нему дру­зей, как дума­ют они, хоро­шо ли он про­вел свою роль в комедии жиз­ни, и при­ба­вил тут же заклю­чи­тель­ные сти­хи:


Коль пье­са вам понра­ви­лась, руко­пле­щи­те
И все с весе­льем про­во­ди­те нас»9.

Август не отли­чал­ся здо­ро­вьем. Он часто болел, и за жизнь его не раз опа­са­лись. Август неод­но­крат­но был при смер­ти и состав­лял заве­ща­ния. Тем не менее он про­жил до 76 лет…

с.556 Дион Кас­сий рас­ска­зы­ва­ет, что Ливию обви­ня­ли в отрав­ле­нии Авгу­ста, но вряд ли это досто­вер­но: в этом не было надоб­но­сти, посколь­ку Август и без того был чело­ве­ком ста­рым и дрях­лым. Боль­шее зна­че­ние име­ет ука­за­ние Дио­на Кас­сия на то, что о смер­ти Авгу­ста сооб­щи­ли не сра­зу, так как боя­лись вол­не­ний10. Несмот­ря на то, что про­шло 50 лет со дня смер­ти Цеза­ря, все же ожи­да­лись новые вспыш­ки, подоб­ные сти­хий­но­му дви­же­нию 44 г.

Август умер в г. Ноле 19 авгу­ста 14 г. н. э. Тело его по доро­ге в Рим нес­ли вид­ные пред­ста­ви­те­ли тех муни­ци­пи­ев, через кото­рые дви­га­лась про­цес­сия, а око­ло сто­ли­цы его при­ня­ли на свои руки всад­ни­ки. Сенат без осо­бых коле­ба­ний при­знал прин­цеп­сом Тибе­рия, кото­рый был наме­чен Авгу­стом еще в 4 г. После тор­же­ст­вен­ных похо­рон осо­бым сенат­ским поста­нов­ле­ни­ем, при­ня­тым 17 сен­тяб­ря, Август был при­знан боже­ст­вен­ным и в честь его был учреж­ден осо­бый культ. Народ был спо­ко­ен. Воз­ник­ло вол­не­ние лишь в празд­ник авгу­ста­лий, пото­му что актер… не хотел высту­пать за ту цену, какую назна­чи­ла пер­во­на­чаль­но Ливия…

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Suet., Aug., 79.
  • 2Suet., Aug., 70.
  • 3RgdA, c. 4.
  • 4Ibid., c. 20.
  • 5Aul. Gell., N. Att., XV, 7.
  • 6Suet., Aug., 69.
  • 7Suet., Aug., 70.
  • 8Ibid., 91.
  • 9Ibid., 99.
  • 10Cass. Dio, 56, 31.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1405475035 1405475036 1406002598