Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего
Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
с.107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Победа Рима в Ганнибаловой войне способствовала укреплению его полисной структуры и расцвету гражданской общины. Как известно, становление civitas и развитие гражданских институтов были следствием завершения в III в. до н. э. конфликта патрициев и плебеев, что обусловило формирование новой социальной структуры Рима. Плебс, получивший благоприятные условия для увеличения своей роли в жизни общины, тем не менее, не мог полностью воспользоваться ими, что было связно с неспособностью широких слоев квиритов осознать свое новое место и новую роль в civitas, внятно выразив их в общественной и духовной жизни. По-прежнему, в военно-политической области и сфере управления доминирующее положение занимают патрицианские семьи, а также влившаяся в ряды нобилитета плебейская знать. В связи с этим можно говорить о том, что к концу III в. до н. э. римская социальная структура сохраняет неустойчивое равновесие, предполагающее возможность нескольких различных путей дальнейшего развития1.
Большую роль в дальнейшем развитии гражданских институтов в римской общине сыграли Первая, и, особенно, Вторая Пунические войны, в ходе которых общественная структура Рима прошла радикальную проверку на жизнеспособность. Военная угроза, а также вызов, брошенный самостоятельному существованию Рима, привели к возрастанию общинно-коллективистского начала в общественной и духовной жизни общины, а также резкому повышению роли рядовых квиритов в ней. С другой стороны, сокрушительные поражения первых лет войны и изнурительные боевые действия на нескольких фронтах привели к образованию значительной бреши в рядах нобилитета. Сочетание разнообразных социальных факторов привело к появлению на политической арене Рима первой волны «новых людей», представлявших, как правило, италийскую муниципальную знать. Одним из «новичков», начало политической деятельности которого приходится на заключительный этап Ганнибаловой войны, был с.108 Марк Порций Катон. Как и другие «новые» политики он был связан отношениями клиентелы с определенной группой нобилитета. Однако, в отличие от большинства из них, стремившихся к удовлетворению личных амбиций и обогащению, что делало особенно привлекательной для «новичков» группировку, сложившуюся вокруг влиятельного римского семейства Корнелиев Сципионов, Катон примкнул к сенатской «группе» Фабия. Вероятно, его первоначальный выбор во многом был обусловлен семейными и региональными связями, однако, к концу Второй Пунической войны Катон осознанно выбрал наиболее соответствовавшую его убеждениям и системе ценностей римскую политическую группировку, идеологом и лидером которой был Квинт Фабий Максим.
Становление гражданского общества в Риме было тесно связано с утверждением античной формы собственности и расцветом фамильной организации, вытеснившей гентильную организацию. Новый социально-экономический порядок, поставивший на место прежних gentes фамилию и конституировавший фамильную собственность на землю, во многом нивелировал различия между патрицианскими и плебейскими семьями. Со II в. до н. э. civitas и familia становятся основными социально-экономическими организмами Рима2. Многочисленные войны и богатая добыча, стекавшаяся в Рим со всего Средиземноморья, привели к обогащению сенатских и всаднических семей и, как следствие, к перегруппировке правящего класса, все более отчетливо выступающего как класс крупных земельных собственников. Уже к началу II в. до н. э. наблюдается вычленение из общины группы экономически выделившихся знатных фамилий, функционировавших как самостоятельные хозяйственные единицы.
Развитие ее пошло по двум направлениям. Первая группа фамилий обнаружила тенденции к полной самостоятельности, освобождению от контроля со стороны общины, удовлетворению своих потребностей и интересов за счет остальных членов гражданского коллектива. По сути, этот тип фамилии воплощал в себе тенденцию к автаркии, заложенную в самом полисном устройстве. Другая часть фамилий, напротив, ориентировалась на гармоничное, непротиворечивое сосуществование с общиной, опираясь при этом на традиционную мораль и систему ценностей. Ее идеологические установки, поддерживавшие и возобновлявшие традиционные представления и ценности, встретили поддержку и понимание наиболее массовой социальной группы — мелких и средних землевладельцев, составлявших «костяк» римской общины. Таким образом, хотя римское общество вышло из Ганнибаловой войны обновленным, уже прочно осознавшим свое гражданское качество, новая общественная тенденция на усиление гражданского начала в общине требовала закрепления. В литературе было очень точно подмечено, что в данном случае «завершение политического процесса не означало автоматически синхронного и адекватного с.109 формирования единых коллективных представлений и выражения их в экономической и духовной сферах жизни»3.
Деятельность Катона Старшего в качестве магистрата протекала на фоне отмеченных тенденций общественного развития. Примкнув к группе, политически и идеологически тяготевшей к курсу, выработанному в конце III в. до н. э. Фабием и его союзниками, Катон столкнулся с деятельность представителей «эмансипировавшейся» от общины части фамилий. В политическом плане они были представлены как группировка Сципиона Африканского. Противоречия между двумя влиятельными политическими силами, опиравшимися на определенные общественные группы и прослойки, определили ход политической истории Рима первой четверти II в. до н. э. Их противостояние обозначило лидеров, ставших знаковыми фигурами своей эпохи — Сципиона Африканского и Катона Старшего. Будучи людьми выдающихся дарований и качеств, Катон и Сципион всю свою жизнь посвятили деятельности во благо Рима. В то же время, являясь участниками политических процессов, протекавших внутри римской civitas, они демонстрировали принципиально отличающиеся модели взаимоотношений «гражданин — община». В основе действий Сципиона на политической арене лежала, прежде всего, борьба за интересы собственной фамильно-клановой организации, конкретной группы знатных семей, но не общины в целом. Возможно, главной причиной поражения Сципиона стало то, что он так и не стал настоящим политиком, то есть человеком, реализующим в своей деятельности общественный интерес. Провал практически всех политических мероприятий Сципиона подтверждает эту мысль. Напротив, Катон предстает прежде всего публичным политиком, постоянно находящимся в гуще событий. Вся деятельность Катона, в сущности, была подчинена одной цели: пресечению любых действий либо общественных тенденций, подрывавших гражданские устои общества, направленных не на удовлетворение интересов коллектива, а на личные потребности, часто вступавшие в противоречие с общественными.
Как представляется, именно под таким углом зрения следует рассматривать борьбу Катона с публиканами и ростовщиками, паразитировавшими на римской общине. Схожий мотив лежит в основе войны в Испании 195 г. до н. э., когда им была разрушена разветвленная сеть клиентел на Пиренейском полуострове, созданная Сципионом Африканским и обслуживавшая интересы его клана. Установление на территории Испании провинциальной системы, напротив, отвечало потребностям общины, поскольку теперь она, а не клика отдельного «олигарха» получала возможность эксплуатировать иберийские земли. В основе сципионовских процессов была борьба с порочной практикой обогащения знати за счет военной добычи. Быстро утвердившаяся в среде нобилитета привычка к комфорту и роскоши, необходимость значительных трат на исполнение магистратур, организацию общественных празднеств и поддержание своего окружения привели к тому, что римская знать, составлявшая с.110 основу командного состава римской армии, стала использовать войны, которое вело Римское государство, для захвата богатой военной добычи. Такой формой обогащения, в частности, охотно пользовалось окружение Сципиона Африканского. Расхищение Сципионами денег, предназначавшихся для уплаты Селевкидами контрибуции Римскому государству, привело к нескольким громким судебным процессам и устранению их с политической арены. Как свидетельствует античная традиция, главная заслуга в этом принадлежала Катону Старшему.
Другим важным направлением деятельности Катона была борьба за реформирование порядка прохождения магистратур. Несмотря на то, что в годы Второй Пунической войны монополия нобилитета на высшие магистратуры пошатнулась, и после ее завершения избрание должностных лиц в Риме по-прежнему определялось не законом, а неписаным правом знатных фамилий и незримой сетью иерархических отношений, существовавших внутри нобилитета. После того, как судебные процессы
Пиком политической деятельности Катона Старшего стала проведенная им в 184 г. до н. э. совместно с Луцием Валерием Флакком цензура. Меры, предпринятые цензорами, целенаправленно разрушали остатки общественной «архаики», не соответствовавшей гражданскому характеру римской жизни. Немногим более чем за год Катону удалось провести чистку сената и всаднического сословия, удалив из них наиболее одиозные фигуры, разрушить незаконные постройки на общественной земле и пресечь использование общинной воды частными лицами, организовать водоочистные и ремонтные работы, предпринятые не для поддержания комфорта отдельных знатных домов, а в интересах основной массы граждан. Апофеозом цензуры 184 г. до н. э. стал снос частных домов знати на Форуме и сооружение на их месте первой общественной базилики, наглядно демонстрировавшей победу общинно-коллективного начала в римской civitas, осознание рядовыми квиритами своего места и роли в обществе и фиксацию этой новой духовной атмосферы в новых архитектурных формах4.
В последующей традиции Катон Старший остался образцом идеального гражданина. Явно не случайно античные авторы наиболее часто употребляли в качестве приставки к личному и родовому имени агномен Censorius (Цензор)5. Плутарх в этой связи приводит выразительный эпизод из его биографии: «Поставив с.111 ему [Катону] статуи в храме богини Здоровья, римляне не упомянули ни о его походах, ни о триумфе, но вот какую сделали надпись: “За то, что став цензором, он здравыми советами, разумными наставлениями и поучениями снова вывел на правильный путь уже клонившиеся к упадку Римское государство”» (Cat. Mai. 19). В то же время распространенным в научной литературе является мнение о временности, эфемерности успехов Катона Старшего, добившегося лишь краткосрочного — в исторической перспективе — оздоровления римского общества. По всей видимости, на такую оценку итогов деятельности Катона повлиял период смуты и кризиса Римской республики, хронологически довольно близкого ко времени «золотого века». В связи с этим необходимо отметить, что общественный успех и блестящая карьера Катона Старшего были связаны не только с тем, что он наиболее адекватно и полно сумел уловить требования времени, воплотив в своей деятельности объективно существовавшую общественную тенденцию, связанную с укреплением гражданских институтов в Риме, хотя именно этот фактор, в конечном счете, обеспечил его победу. Катону удалось еще и наиболее четко выразить потребности и интересы рядового большинства римского общества. Прямым следствием процессов, имевших место в Риме в III—
Деятельность Катона Старшего совпала с первой фазой расцвета римской гражданской общины, политически оформленной как сенатская Республика. Время «золотого века» Римской республики предстает как эпоха трансформации социальной структуры Рима, подготовившей новую политическую ситуацию, вылившуюся в серию гражданских войн. Кризис полиса в Риме I в. до н. э. предстает, таким образом, кризисом его внутреннего роста и совершенствования. Фигура Катона в первую очередь интересна тем, что она непосредственно связана с процессом завершения формирования римского социального организма — гражданской общины, определившей не только дальнейшее развитие истории Рима, но и облик римской цивилизации. В свете этого деятельность Катона Старшего представляется крайне важной и требующей дальнейшего осмысления в исторической науке.
ПРИМЕЧАНИЯ