Государственная и правовая деятельность Марка Порция Катона Старшего
Глава 2
Вологодский государственный педагогический университет.
Вологда «Русь» 2004.
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором.
§ 4. Цензура 184 г. до н. э.: «очищение нравов» и борьба с римской олигархией.
В 184 г. до н. э. Катон Старший предпринимает вторую попытка получить цензуру. Будучи высшей ступенью лестницы должностей, институт цензоров являлся важной частью римской политической системы, позволяя оказывать большое влияние на жизнь римской гражданской общины176. На исключительное значение цензуры в сфере внутренней политики Рима указывали многие античные авторы177. За высшую должность Республики на выборах 184 г. до н. э. боролись патриции Луций Валерий Флакк, Публий Корнелий Сципион Назика, Луций Корнелий Сципион Азиатский, Гней Манлий Вольсон, Луций Фурий Пурпуреон и плебеи Марк Порций Катон, Марк Фульвий Нобилиор, Тиберий Семпроний Лонг, Марк Семпроний Тудитан (Liv. 39. 40. 2—
Среди кандидатов присутствовало четыре триумфатора (Марк Порций Катон, Луций Корнелий Сципион Азиатский, Марк Фульвий Нобилиор, Гней Манлий Вольсон), а трое уже участвовали в выборах 189 г. до н. э. (Луций Валерий Флакк, Марк Порций Катон, Публий Корнелий Сципион Назика). Определенные шансы на успех имели все соискатели, отмеченные громкими военными победами и знатным происхождением. Вместе с тем, как пишет Ливий, «всех кандидатов из самых знатных патрицианских и плебейских родов далеко опережал Марк Порций» (39. 40. 3). Несмотря на то, что его соперники были людьми с более «свежей» военной славой (со времени консулата и испанского триумфа прошло 10 лет), Катон имел явное преимущество благодаря своему участию в судебных процессах 187 и 184 гг. до н. э. Можно заметить, что большая часть кандидатов (Луций Корнелий Сципион, Публий Корнелий Сципион Назика, Гней Манлий Вольсон, Луций Фурий Пурпуреон) также в той или иной степени принимала участие в тех событиях. Кроме того, следует учесть, что со Сципионом Африканским, прямо или косвенно, были связаны четверо кандидатов: его брат Луций, двоюродный брат Публий Назика, Гней Манлий Вольсон, принадлежавший к его окружению, Тиберий Семпроний Лонг, коллега Публия по консулату 194 г. до н. э. Таким образом, цензура 184 г. до н. э. должна была стать завершающим этапом периода судебных процессов 187—
В связи с этим весьма правдоподобными выглядят сведения античных авторов о том, что соперники Катона вступили в сговор, образовав союз, своего рода предвыборную коалицию (coitio), направленный против него. В традиции отчетливо выделяются два мотива образования такой коалиции. На первый указывает Ливий, который пишет, что соперники Катона «опасались суровости его цензуры, которая задела бы интересы многих» (39. 41. 2). Плутарх сообщает о том, что избрания Катона цензором боялись те, «кто был повинен в грязных поступках и в отступлении от отеческих нравов» (Cat. Mai. 16). Источники ясно указывают на политические цели создания данного предвыборного союза, когда сложившаяся ситуация заставила объединиться людей, стоявших по разные стороны главного конфликта
Традиция, однако, указывает и на другую причину образования предвыборного союза против Катона. Как пишет Ливий, кандидатура Катона «подверглась ожесточенным нападкам со стороны знати, не желавшей видеть цензором “нового человека”» (39. 40. 1—
В сложившейся перед выборами ситуации Катон избрал наиболее выгодную для него тактику ведения агитации. Использовав недавние события, связанные с ниспровержением одного из самых влиятельных, родовитых и богатых римских политиков — Сципиона Африканского, Катон сделал ставку на акцентирование своей роли в судебных процессах. Ливий пишет: «Марк Порций, не скрывая своих намерений, громогласно обвинял своих противников в том, что они боятся независимой и строгой цензуры, и призывал избирателей отдать голоса ему и Луцию Валерию Флакку, говоря, что только с таким коллегой он сможет успешно бороться за чистоту нравов» (39. 41. 3—
При внешнем сходстве обоих сообщений следует отметить, что у Ливия в основе выступлений Катона лежат обвинения в адрес конкретных политических противников, и именно в этом контексте, видимо, следует понимать его призыв к борьбе за чистоту нравов. У Плутарха на первый план выходит борьба Катона с пороками вообще (в частности, с роскошью), в которых погрязла вся римская община. Хотя информация Ливия более аутентична, именно версия Плутарха обычно используется для реконструкции предвыборной кампании Катона184. Так,
Точно выбрав наиболее выгодную для себя тактику ведения предвыборной борьбы, Катон одновременно заставил своих оппонентов занять противоположную позицию, явно не сулившую им большого успеха. Его соперники «заискивали перед народом и прельщали его “добрыми” надеждами на кротость и снисходительность своей власти, полагая, что именно таких обещаний ждет от них народ» (Plut. Cat. Mai. 16). При этом определенный расчет, видимо, делался на опыт снисходительных цензур 199—
Первым публичным актом новых цензоров стало оглашение списка сената (senatus lectio) — процедура, тесно связанная с такой цензорской функцией, как cura morum (надзор за нравами)188.
Следует признать, что цензоры имели исключительные возможности для реализации своих политических целей. Особенно эффективными были находившиеся в их руках рычаги прямого воздействия на политических оппонентов. По замечанию Т. Моммзена, цензоры имели «совершенно произвольный нравственный контроль над всей общиной»190. Формально они имели право налагать взыскание за любые действия, противоречившие mos maiorum191. О возможностях цензоров говорит уже тот факт, что подвергнутые цензорскому наказанию не имели права апеллировать к другим органам власти192. Для вынесения такого решения не существовало никакой процессуальной формы — для того, чтобы решение вступило в силу, достаточно было согласия обоих цензоров193. Однако, с другой стороны, публичный характер деятельности цензоров приводил к тому, что их власть в области наложения взысканий не была безграничной, поскольку им приходилось считаться и постоянно соизмерять свои действия с мнением сограждан194.
Как можно заметить, эффективно функционировать цензура могла лишь в условиях гражданского общества, неизбежно порождавшего такой порядок, когда общественный авторитет гражданина определялся его поведением не только в публичной, но и частной сфере жизни.
Отход от традиционных обязанностей цензоров в этой области с.91 наметился со 199 г. до н. э., совпав со временем господства в Риме группировки Сципиона. В 199 г. до н. э. при цензорах Публии Корнелии Сципионе и Публии Элии Пете сенат был переизбран без замечаний. В 194 г. до н. э. при цензорах Гае Корнелии Цетеге и Сексте Элии Пете из его состава было удалено три некурульных сенатора, а в 189 г. до н. э. — четыре сенатора. Стиль проведения цензуры Сципионом Африканским и его союзниками являлся прямым продолжением его политических установок на минимизирование контроля со стороны сената и гражданского коллектива по отношению к отдельным эмансипировавшимся нобилям и образующимся вокруг них политическим группам.
Катон сумел переломить эту тенденцию, восстановив «контрольно-предупредительную» и «репрессивно-принудительную» функции института цензоров. Приступив к формированию списка сенаторов, он вписал принцепсом сената Луция Валерия Флакка взамен покинувшего Рим Сципиона Африканского (Plut. Cat. Mai. 17). В литературе высказывалось мнение, что, вписав Луция Валерия Флакка принцепсом сената, Катон обошел старейшего цензория Тита Квинкция Фламинина, что должно было серьезно осложнить отношения между двумя политиками197. Однако, в целом эта акция играла в его пользу, поскольку он таким образом не только уплачивал долг благодарности своему покровителю и другу, но и получал возможность через контролируемого им принцепса (мнение которого звучало первым при голосовании в курии) влиять на принимаемые сенатом решения.
Затем Катон исключил из состава сената семерых сенаторов (Liv. 39. 42. 5). Наибольшую известность среди них имел Луций Квинкций Фламинин, брат Тита, обвиненный Катоном в преступных деяниях. Существует несколько версий относительно предмета обвинения. Как сообщает Ливий, Луций, будучи консулом, в угоду своему любовнику, пунийцу Филиппу, во время пира собственноручно зарубил знатного перебежчика из галльского племени бойев (39. 42. 8—
По сообщению Плутарха, Катон изгнал из сената также некоего Манилия (Манлия) за то, что «тот среди бела дня, в присутствии дочери, поцеловал жену» (Cat. Mai. 17). Вина Манлия по контрасту с действиями Луция Квинкция Фламинина выглядит настолько смехотворной, что вызвала сомнение исследователей199. Судя по упоминанию о том, что Манлий в будущем должен был стать консулом, речь, видимо, идет об Авле Манлии Вольсоне, консуле 178 г. до н. э., начинавшем свою карьеру в окружении Сципиона (Liv. 35. 9. 7)200. Что конкретно стало причиной его изгнания из сената, неизвестно; можно лишь предположить, что это как-то было связано либо с деятельностью Манлия в кругу Сципиона, либо Гнея Манлия Вольсона.
Вероятно, к исключенным сенаторам принадлежал также Клавдий Нерон, против которого была направлена цензорская речь Катона «О нравах Клавдия Нерона» (De moribus Claudi Neronis). Исследователи видят в этом Клавдии Нероне претора 195 г. до н. э. Аппия Клавдия Нерона201. Сохранившиеся фрагменты речи не позволяют выявить мотивы решения Катона, воевавшего вместе с Аппием Клавдием в Испании, поэтому единственной зацепкой может служить связь последнего с Титом Квинкцием Фламинином (Liv. 32. 36. 10; Polyb. 18. 10. 8). Аппия Клавдия ряд исследователей относят к друзьям и ученикам Тита202. Если реконструкция персоналий исключенных сенаторов верна, то из семи сенаторов один был консуляром и, по крайней мере, двое были преториями, т. е. сенаторами высокого ранга. Это подтверждает наше предположение о том, что в цензорство Катона произошел разрыв с традицией «снисходительных» цензур, заложенной Сципионом Африканским.
Столь же строго Катон провел ревизию всаднического сословия (recognitio equitum). Из числа всадников был исключен Луций Сципион Азиатский (Liv. 39. 41. 1; Put. Cat. Mai. 18). Сохранилась речь Катона против Луция Ветурия по случаю лишения его коня (MF 72—
Основательность этого суждения можно проверить, обратившись к речам самого Катона. Во время войны в Испании он произносит «Речь к всадникам под Нуманцией» (Oratio quam habuit Numantiae apud equites). Как видно из названия, данная речь относится ко времени битвы, в которой римское конное войско показало себя с худшей стороны. Сохранилось высказывание Катона о том, что если обнаруживалось, что всадник имел тощего и понурого коня, он получал цензорское замечание (MF124 = Gell. 4. 12. 1). В речи против Луция Ветурия Катон говорит: «Какая польза может быть государству от тела, в котором все от ног до головы — сплошной живот?» (MF 79). Сохранившиеся мелкие фрагменты, видимо, являются продолжением той же мысли: «Не может усидеть на рысящем коне… Убил ли он хоть одного врага?» (MF 80—
Речи Катона против Луция Корнелия Сципиона (если они были записаны) не сохранились, поэтому о причинах его исключения можно судить, исходя лишь из косвенных свидетельств. Некоторые античные авторы упоминают, что поводом послужило бесчестие (ignominia) Луция Сципиона (Aur. Vic. De vir. ill. 53. 2). Однако, скорее как бесчестие было воспринято окружающими и самим Луцием лишение его государственного коня (Plut. Cat. Mai. 18)206.
Следующим шагом Катона и Валерия стало проведение ценза. «Проводя налоговую перепись, они также проявили суровость ко всем сословиям», — сообщает Ливий (39. 44. 1). Судя по Авлу Геллию, в эрарии были переведены нерадивые главы семейств, чье хозяйство пришло в упадок. «Если кто-нибудь позволял своему полю зарастать сорняками и не заботиться о нем, не пахал и не пропалывал, если кто-нибудь держал в запустении свой сад и виноградник, то это дело не оставалось безнаказанным, оно касалось цензоров и цензоры записывали такого человека в эрарии, о чем часто свидетельствует Катон», — пишет он (4. 12. 1). Из сообщения Цицерона можно предположить, что в эрарии Катоном был переведен Луций Сципион Назика (De orat. 2. 260). Наряду с лишением государственного коня и исключением из сената, перевод в эрарии был формой цензорского наказания, причем одной из самых строгих209. Упоминание Цицерона о том, что Назика пострадал из-за шутливого замечания в адрес жены, показывает, что, скорее всего, поводом к цензорскому взысканию послужили какие-то его семейные проблемы. Исследователи отмечают, что cura morum включала и контроль цензоров за соблюдением обязанностей, связанных с фамилией и домохозяйством, причем они имели право наказывать не только за небрежное управление семейным имуществом, но и за жестокое обращение с домочадцами и рабами, плохое воспитание детей, нарушение норм семейного права, что, возможно, в какой-то степени объясняет анекдотический рассказ о Манлии и Назике210.
О самой процедуре проведения ценза мы можем судить лишь по принятому в эпоху Цезаря закону (lex Julia Municipales), отразившему традиционную формулу ценза. Сохранившиеся фрагменты закона показывают, что глава цивильной фамилии был обязан лично явиться для прохождения ценза и под присягой сообщить сведения о себе, своих домочадцах, движимом и недвижимом имуществе211. Согласно Фесту, цензоры лично принимали сведения об имуществе, которые заносились в особые описи имущества граждан, на основании которых и формировались имущественные цензовые классы (P. 51L). Как можно видеть, в руках цензоров находился и контроль за имущественным положением граждан, что с учетом римской специфики означало, прежде всего, контроль за состоянием фамильной собственности и расходами фамильной казны.
Функция финансового контроля цензоров дополнялась имевшимися в их распоряжении средствами борьбы с такими с.95 нежелательными для жизни общины явлениями как роскошь, расточительство и бесхозяйственность через введение налогов на имущество212. Полибий отметил, что «Катон с негодованием открыто поносил тех граждан, которые ввели в Риме иноземную роскошь» (31. 24. 1). Корнелий Непот указывает, что Катон «внес в свой эдикт многие новые постановления, обуздывающие роскошь, которая начала уже проникать в общество» (Cat. 2. 2). Плутарх сообщает, что «больше всего врагов ему [Катону] доставила борьба с роскошью; покончить с нею открыто не представлялось возможным, поскольку слишком многие были уже заражены и развращены ею, и потому он… настоял на том, чтобы одежда, повозки, женские украшения и домашняя утварь, стоившие более полутора тысяч денариев, оценивались в десять раз выше своей настоящей стоимости, имея в виду, что с больших сумм будут взыскиваться и большие подати» (Cat. Mai. 18). Ливий также пишет о том, что «женские украшения, наряды и повозки стоимостью свыше пятнадцати тысяч ассов, а также рабов моложе двадцати лет, купленных за двенадцать и более тысяч ассов, цензоры приказали при составлении описи оценивать в десятикратном размере, с тем, чтобы эти предметы роскоши обложить налогом в три асса на тысячу» (39. 44. 2—
Судя по сообщениям источников, речь идет о введении цензорами чрезвычайного налога на предметы роскоши (к которым были отнесены женские украшения, одежда, повозки, домашняя утварь и молодые рабы) на основе десятикратной оценки их реальной стоимости. Верхней границей стоимости вещей, при превышении которой начинал действовать новый налог, было
Если, однако, как полагают некоторые исследователи, у Ливия и Плутарха речь идет о совокупном имуществе женщины в семье, то цифра в
Оценивая катоновские действия, исследователи видят в них борьбу за сохранение в жизни римской общины коллективистских начал, обеспечивавших экономическое равенство граждан и тем самым укреплявших civitas изнутри. Так,
Близость «духа» Оппиева закона 215 и цензорского эдикта 184 гг. до н. э. объясняется не только преемственностью Катоном определенных общественно-политических установок, вероятно, выработанных еще «партией» Квинта Фабия Максима. Между ними существует более глубинная связь, порожденная определенными закономерностями функционирования римской гражданской общины. Как отмечает
Помимо налога на предметы роскоши цензоры ввели
Судить о том, насколько введенный цензорами налог отличался от размеров обычного трибута, не представляется возможным, поскольку, как показал еще
с.98 В результате действий цензоров в эрарий были направлены огромные средства. По подсчетам Т. Франка, если обычный доход казны с пошлин составлял примерно
Столь же важным для жизнеобеспечения римлян был цензорский надзор за состоянием городского водопровода230. Отношение римлян к проблеме городского водоснабжения позволяет реконструировать трактат I в. н. э. «О водопроводах города Рима» (De aquis urbis Romae), принадлежащий Сексту Юлию Фронтину. Проведя тщательное исследование «древних» (начиная со II в. до н. э.) правовых норм, относящихся к праву проведения воды, Фронтин обнаружил некоторые различия в практике предоставления пользования водой между эпохой Республики и своим временем231. Как отмечает Фронтин, ранее водопроводная вода расходовалась лишь для общественных нужд, тогда как частным лицам разрешалось пользоваться лишь той водой, что переливалась за края уличного бассейна или фонтана, то есть оставшейся сверх неприкосновенного и постоянно возобновляемого водного запаса общины. Таким образом, господствующей была установка на то, что в идеале вся вода принадлежит всей общине и составляет существенное условие ее выживания232. В связи с сохранением архаической общинной традиции в области пользования воды самовольное отведение ее рассматривалось не только как кража собственности общины, но и покушением на ее жизненные интересы, то есть как преступление против государства233.
Работа Фронтина позволяет лучше понять смысл действий Катона. Как указывает Ливий, «воду из общественных водопроводов, расхищаемую частными лицами на свои нужды, цензоры вернули в систему общего водопользования» (39. 44. 4). Плутарх также упоминает с.99 о том, что Катон «приказал перекрыть желоба, по которым вода из общественного водопровода текла в частные дома и сады» (Cat. Mai. 19). Источники умалчивают о том, боролись ли цензоры с самовольным отведением воды как таковым, или же с привилегиями, имевшимися у некоторых частных лиц, и носившими не совсем законный характер с точки зрения архаической установки на исключительно общинно-коллективистский характер водопользования. Обращает на себя внимание, что действия цензоров не сопровождались санкциями по отношению к лицам, пользовавшимся общественной водой. Однако, как указывает Фронтин, в «древних» законах «те поля, которые, вопреки закону, орошались общественной водой, отбирались в пользу государства»234. Это указывает на то, что, скорее всего, цензоры отобрали «право домашней воды» у тех, кому оно ранее было предоставлено общиной. Фронтин упоминает о том, что некоторое количество воды с разрешения граждан могло отводиться в дома наиболее авторитетных и влиятельных людей — «первых лиц в государстве» (principium civitatis)235. Между тем, в общественном сознании такие привилегии расценивались зачастую как покушение на единство и целостность общины.
Очевидно, что действия Катона должны были встретить как понимание и одобрение со стороны основной массы граждан, так и сопротивление тех влиятельных лиц, чьи интересы они затрагивали. Подтверждением этого является цензорская речь Катона «Против Луция Фурия о воде» (In L. Furium de aqua). Сохранившиеся отрывки речи, несмотря на свою фрагментарность, позволяют судить о предмете нареканий Катона: «И вообще, он приказывал делать все, что угодно, и ни на кого не обращать внимания… Ах, какие дорогие поля он купил, собираясь провести на них воду!» (MF 101—
с.100 Наряду с совместной работой, каждый из цензоров взял на себя дополнительную работу. Ливий сообщает, что «действуя от своего имени, Флакк соорудил плотину у Нептуновых вод и вымостил дорогу, ведущую к Формиям» (39. 44. 6). Судя по всему, Нептуновы воды (Neptuniae aquae, fons Neptunis) — источник вблизи г. Таррацин, расположенный примерно в 75 км от Рима по Аппиевой дороге. Формии располагались на той же дороге, часть которой расширил и улучшил цензор. Катон «для государства купил Мениев и Тициев атрии вблизи тюрьмы, и четыре лавки, на месте которых воздвиг базилику, получившую имя Порциевой» (Liv. 39. 44. 7). Строительство Порциевой базилики объясняется исследователями либо острой необходимостью для Рима иметь крытые помещения для суда и торговли, либо как часть плана архитектурной модернизации города, чей облик и бедная архаическая застройка не соответствовали обретенному к исходу первой четверти II в. до н. э. статусу великой средиземноморской державы243.
В рассказе Плутарха о постройке базилики обращает на себя внимание указание на то, что Катон при осуществлении своего замысла «столкнулся с немалым сопротивлением» (Cat. Mai. 19). Это выглядит указанием на то, что постройка Порциевой базилики отразила не столько внешние, сколько внутренние проблемы римской общины. Произошедшая в 184 г. до н. э. смена типов зданий в центре общины — на Форуме, имела знаковое значение, отразив смену приоритетов в духовной и социальной сферах общества. Во внутренней организации Форума, являвшегося не только архитектурным «центром притяжения», но и сакральным и политическим центром города, как в зеркале отражалась социальная структура Рима. В IV—
Однако, III в. до н. э., и, особенно, период Первой и Второй Пунических войн стал тем временем, когда с окончательным затуханием борьбы патрициев и плебеев, составивших формально единое общегражданское сословие квиритов, завершилось и складывание гражданского коллектива в Риме. Произошедшие изменения в социальной структуре неизбежно должны были найти свое отражение в архитектуре, и, в частности, в организации пространства центра общины — с.101 Форума. Новая социальная ситуация требовала иной организации пространства Форума — в интересах всей общины, а не отдельных знатных родов. Уничтожая остатки архаической, «до-гражданской» застройки Рима, Катон тем самым облекал в зримые формы определенную общественную тенденцию, искавшую адекватного ей архитектурного выражения. Ливий пишет, что Катон «частные постройки, примыкающие к общественным зданиям или возведенные на общественной земле, в течение тридцати дней приказал снести» (39. 44. 4). Плутарх также сообщает, что Катон приказал «разрушить и снести здания, выступавшие за пределы частных владений на общественную землю» (Cat. Mai. 19). Следующим шагом Катона стала покупка частных домов знати и плебейских таберн на Форуме, разрушение их и возведение на их месте общественной базилики, олицетворявшей единство и равенство гражданского коллектива. Совершенно справедливым представляется вывод о том, что «ликвидация частных атриумов наглядно знаменовала победу общинно-коллективного начала в римской civitas, осознание рядовыми квиритами своего места и роли в обществе и фиксацию этой новой духовной атмосферы и системы ценностей в новых архитектурных формах на Форуме»246.
Бурная строительная программа цензоров требовала привлечения огромных средств. Так, только ремонт и перестройка городской канализации по сообщению Дионисия Галикарнасского, ссылающегося на Гая Ацилия (Dionys. 3. 67. 5), обошлась казне в
На действия Катона в отношении публиканов несомненно повлияло и то, что их роль в социальной, и, особенно, экономической жизни Рима значительно возросла в годы Второй Пунической войны. Ливий приводит красноречивый эпизод, когда в 215 г. до н. э. девятнадцать человек, объединенных в три коллегии публиканов, взяли на себя снабжение римской армии в Испании. с.102 Только военные поставки позволили откупщикам за годы войны сосредоточить в своих руках огромные средства. Уже тогда становится очевидной та опасность для civitas, которую несло с собой возрастающее могущество публиканов. В 213 г. до н. э. некий Тит Помпоний, префект союзников и в прошлом откупщик, набрал собственное войско из крестьян и рабов, уничтоженное Ганноном (Liv. 25. 1. 3—
Катон, столкнувшийся с откупщиками еще в Сардинии, помимо чисто практических целей пытался одновременно устранить недостаток контроля со стороны общины за их деятельностью в экономической сфере. Для этого в 184 г. до н. э. он навязал им такие условия, при которых они могли бы извлекать минимум прибыли, идущей не на благо Рима, а на личное потребление. Демонстративно жесткая и суровая позиция Катона отражала его обеспокоенность тем, что публиканы получали все большие возможности для усиления своего влияния в общине. То, что действия Катона нанесли ощутимый удар, показывает последовавшая незамедлительно реакция. «Следствием всего этого, — указывает Плутарх, — была лютая ненависть к нему» (Cat. Mai. 19). Ливий пишет, что «сенат, уступая мольбам откупщиков, распорядился расторгнуть эти сделки и назначить новые торги» (39. 44. 8). То, что публиканы смогли склонить на свою сторону сенат, указывает на то, что с откупщиками была связана деловыми интересами прямо либо через клиентелу значительная часть сенаторов, чья коммерческая деятельность была запрещена Клавдиевым законом 218 г. до н. э. Это заставляло сенаторов заниматься предпринимательской деятельностью через третьих лиц, в том числе и откупщиков, внешне оформляя такие отношения как патронат или гостеприимство. Главой оппозиции Катону в сенате стал Тит Квинкций Фламинин. Как пишет Плутарх, «Тит был настолько задет несчастьем брата, что примкнул к тем, кто издавна ненавидел Катона, и, склонив сенат на свою сторону, расторг и отменил все заключенные Катоном арендные договоры и сделки по откупам» (Flam. 19 = Cat. Mai. 19).
Опираясь на Фламинина и его сторонников, публиканы побудили одного или нескольких плебейских трибунов привлечь Катона к суду народа и взыскать с него штраф в два таланта (Plut. Cat. Mai. 19). Судя по источникам, процесс не с.103 состоялся. Отзвуком этой борьбы является речь Катона «Если Марк Целий, плебейский трибун, будет апеллировать» (In M. Caelium, tribunum pl., si se appellasset). О том, что столкновение между Марком Целием и Катоном закончилось в пользу последнего, свидетельствует следующий фрагмент «Если я его поражал, а сам часто уходил невредимым, то, помимо прочего, это было очень полезно для государства, ваших спин и государственной казны»251. Цензоры своим эдиктом перезаключили арендные договоры на новых условиях. Ливий сообщает, что цензоры специальным указом отстранили тех, кто хотел уклониться от уже заключенных договоров, и провели новые торги на тех же условиях и даже дешевле (39. 44. 8). При этом Катон свел счеты с некоторыми откупщиками, на что указывает речь «Против Оппия» (MF 106). Содержание этой речи подтверждает сообщение Ливия о том, что часть публиканов была отстранена от участия в аукционе. Возможно, что Катон в данном случае выступил против Луция Оппия, плебейского трибуна 197 г. до н. э., входившего в круг Тита Квинкция Фламинина252.
Трудно сказать с определенностью, использовал ли Фламинин в своих интересах публиканов, или, напротив, он был своего рода «фигурой влияния» откупщиков в сенате. Куда более заслуживающим внимания представляется присутствие в обвинительных речах Катона-цензора целой группы лиц, объединенной своей связью с Фламинином. Как можно заметить, удар цензоров был нанесен по представителям двух группировок — Сципиона Африканского и Тита Фламинина. В речах Катона фигурируют Луций Квинкций Фламинин, Аппий Клавдий Нерон, Луций Оппий (?), Марк Фульвий Нобилиор. Если довершение разгрома окружения Сципиона не вызывает удивления, то открытая и последовательная борьба с группой Фламинина, долгое время бывшего союзником, или, по крайней мере, сохранявшего дружественный нейтралитет по отношению к Катону, кажется на первый взгляд необъяснимой. Однако, как представляется, союз между Катоном и Фламинином, если и имел место, то носил тактический, и, как следствие, временный характер. Г. Скаллард отметил, что несмотря на существовавшие между Сципионом и Фламинином противоречия, последний был близок Публию по стилю поведения, системе ценностей, отношению к согражданам и своему окружению253. В силу этого прочного союза между Катоном и Фламинином просто не могло возникнуть. Приступив к практической реализации своих политических установок, Катон неизбежно должен был вступить в конфронтацию с группировкой одного из самых влиятельных после устранения Сципиона политиков Рима.
Таким образом, во время цензуры Катон последовательно осуществляет политику противодействия чрезмерному влиянию внутри римской общины отдельных представителей знати. По-видимому, здесь мы сталкиваемся с одной из принципиальных установок Катона-политика, поддержанной не только значительной частью сената, но и большинством гражданского коллектива. Плутарх передает следующее его высказывание: «Он был недоволен, что граждане каждый год переизбирают одних и тех же лиц на государственные должности: с.104 “По-вашему, стало быть, — говорил он, — или власть немногого достойна, или власти достойны немногие”» (Reg. et imper. apophtegm. Cat. Mai. 20).
Действуя решительно и целеустремленно, Катон неизбежно задевал интересы многих сограждан, в том числе и наиболее влиятельной и знатной их части. «Это цензорство стало заметным событием, но оно же создало Катону много врагов на всю жизнь», — замечает Ливий (39. 44. 9). В то же время, указывает Плутарх, «народ, по-видимому, был доволен цензорством Катона, проявляя в этом удивительное единодушие. Поставив ему статую в храме богини Здоровья, римляне не упомянули ни о его походах, ни о триумфе, но вот какую сделали надпись: “За то, что, став цензором, он здравыми советами, разумными наставлениями и поучениями снова вывел на правильный путь уже клонившееся к упадку Римское государство”» (Cat. Mai. 19). Содержание надписи, приведенной Плутархом, заставило некоторых исследователей усомниться в том, что статуя Катона была поставлена в templum Salutis еще при жизни Порция. В то же время основная часть сообщения греческого биографа, как правило, не ставится под сомнение.
Общественное одобрение и поддержка не были единственным итогом катоновской цензуры. Как показал в своей работе Д. Кинаст, Катону удалось заложить определенную традицию проведения цензуры (отражавшую основные направления и принципы его внутренней политики), продолженную цензорами 179—
В возрасте пятидесяти лет Катон достиг вершины карьеры римского политика. Судя по источникам, скупо освещающим его деятельность после исполнения цензуры, жизнь Катона становится менее драматичной и напряженной. В это время его авторитет высок как никогда. Добившись победы над своими политическими оппонентами, Катон обладает огромным влиянием в сенате. Плутарх упоминает о том, что сенат в отсутствие Катона избегал обсуждения важных вопросов (Cat. Mai. 19). Сам он во второй половине своей жизни был занят написанием многочисленных трудов, разнообразных по своей тематике. При этом нельзя говорить о том, что Катон отходит от активной общественно-политической деятельности. Следует обратить внимание на его «литературное» наследие: сочинения по сельскому хозяйству, военному делу, праву, истории Рима и Италии. Катон редактирует и издает около 150 произнесенных им судебных речей. В прозаической «Песни о нравах» в оформленном виде предстают его взгляды на те нормы и ценности, которые должны быть присущи гражданину и общине в целом, а также на явления, искажающие по его мнению суть римского образа жизни.
И после 184 г. до н. э. Катон по-прежнему полон энергии и желания работать на благо общины. В 181 г. до н. э. он выступает против отмены закона Бебия, запрещавшего чрезмерные траты кандидатов на организацию общественных зрелищ накануне выборов (MF 137—
По-прежнему активно в этот период жизни Катон участвует в судебных поединках. В 183 г. до н. э. он судится с представителями семейства Термов. Около 178 г. до н. э. Катон выступает против Марка Фульвия Нобилиора. В 171 г. до н. э. он участвует в первом процессе о вымогательствах в провинции в качестве обвинителя испанского претора Публия Фурия. В 164 г. до н. э. Катон защищается от некоего Марка Корнелия, а около 154 г. до н. э. — от Гая Кассия. Даже на последнем с.106 году жизни, в 149 г. до н. э., он выступает с речью против Сервия Гальбы, грабившего, будучи наместником, племена Лузитании.
Столь же деятелен Катон и в выработке внешнеполитического курса. Судя по сохранившимся фрагментам, он выступает против неоправданных войн, затеваемых ради должностей и грабежа257. Он защищает македонян, родосцев, много внимания уделяет племенам Испании. Катон внимательно следит за положением дел на Балканах, в Малой Азии, Египте. Посетив в конце
Как можно видеть из беглого очерка деятельности Катона в период с 184 по 149 гг. до н. э., он до конца жизни оставался активным политиком и общественным деятелем. В центре его внимания постоянно находятся как интересы гражданской общины, так и судьбы отдельных граждан. В 149 г. до н. э., на процессе против Гальбы, Катон скажет: «Многое мешало мне прийти сюда: возраст, голос, силы, старость, но поистине, когда я думаю, что должно обсуждаться такое важное дело…» (MF 196). В другой речи, «Против Корнелия к народу», Катон перечисляет отрицательные, с его точки зрения, качества гражданина, создавая своего рода «шкалу антиценностей»: «Есть ли человек более неряшливый, суеверный, пропащий, далекий от общественных дел»258. По образному выражению современного историка, Катон «умер на боевом посту: с обвинительной речью против Гальбы и с хвалой новому Сципиону на устах»259. Действительно, Публий Корнелий Сципион Эмилиан, наставником которого античная традиция считала Катона, был римским политиком нового типа, не похожим на братьев Сципионов или Фламининов, против которых он так долго боролся. Возможно, для самого Катона это было лучшим доказательством того, что его многолетняя деятельность, ставшая своеобразной эпохой в эпохе, не была напрасной тратой сил и энергии.
ПРИМЕЧАНИЯ