Л. Г. Печатнова

Кризис спартанского полиса
(конец V — начало IV вв. до н. э.)


Часть II

ХРЕСТОМАТИЯ

Печатнова Л. Г. Кризис спартанского полиса. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999.
Публикуется по электронной версии, предоставленной Центром антиковедения СПбГУ, 2000 г.

Гла­ва 3

СПАРТАНСКАЯ ДЕРЖАВА ЛИСАНДРА

1. Декар­хи, гар­мо­сты, форос

Лисандр поло­жил нача­ло меж­по­лис­но­му объ­еди­не­нию всех оли­гар­хи­че­ских эле­мен­тов в гре­че­ских поли­сах. Как сооб­ща­ет Дио­дор (XIII, 70, 4) и Плу­тарх, впер­вые идею созда­ния тай­ных поли­ти­че­ских клу­бов (гете­рий) Лисандр осу­ще­ст­вил в Эфе­се в 407 г. Там меж­ду ним и пред­ста­ви­те­ля­ми оли­гар­хи­че­ских кру­гов состо­ял­ся сго­вор, целью кото­ро­го было повсе­мест­ное уни­что­же­ние демо­кра­тий афин­ско­го образ­ца и созда­ние в мало­азий­ских поли­сах кор­по­ра­тив­ных тира­ний, т. н. декар­хий.

  • Плу­тарх. Лисандр, 5, 5—6
…Лисандр, созвав в Эфе­се, в каче­стве пред­ста­ви­те­лей от горо­дов, людей, кото­рые по его мне­нию воз­вы­ша­лись над тол­пой умом и отва­гой, впер­вые вну­шил им мысль о пере­во­ротах и созда­нии вла­сти деся­ти, кото­рая впо­след­ст­вии при нем и уста­но­ви­лась. Он уго­ва­ри­вал и под­стре­кал этих людей к созда­нию тай­ных обществ и вни­ма­тель­но­му наблюде­нию за состо­я­ни­ем государ­ст­вен­ных дел, обе­щая им одно­вре­мен­но с кру­ше­ни­ем Афин уни­что­же­ние демо­кра­тии и неогра­ни­чен­ную власть в род­ном горо­де. Его дея­тель­ность вну­ша­ла дове­рие к его сло­вам: сво­их дру­зей и госте­при­им­цев он воз­во­дил на высо­кие и почет­ные долж­но­сти, пору­чал им коман­до­ва­ние вой­ска­ми; ради их коры­сти ста­но­вил­ся соучаст­ни­ком их неспра­вед­ли­во­стей и оши­бок. Взо­ры всех были устрем­ле­ны на него, все угож­да­ли ему и хоте­ли иметь его началь­ни­ком, рас­счи­ты­вая, что под его вла­стью им не будет отка­за ни в чем, даже в самом важ­ном…

Пере­вод М. Е. Сер­ге­ен­ко

Из отрыв­ка Дио­до­ра ясно вид­ны три основ­ных эле­мен­та спар­тан­ской дер­жа­вы: декар­хии, гар­мо­сты, форос.

  • Дио­дор, XIV, 10, 1—2
Поста­вив навар­хом42 Лисанд­ра, они при­ка­за­ли ему отпра­вить­ся по горо­дам назна­чить в каж­дом из них началь­ни­ка, кото­ро­го они назы­ва­ют гар­мо­стом43, ибо лакеде­мо­няне, уни­что­жая демо­кра­тии, хоте­ли управ­лять эти­ми горо­да­ми при помо­щи оли­гар­хии. Они застав­ля­ли поко­рен­ные горо­да пла­тить форос; преж­де в Лакеде­моне вовсе не име­ла хож­де­ние моне­та, теперь же к ним еже­год­но посту­па­ло со всех сто­рон боль­ше тыся­чи талан­тов форо­са44.

Пере­вод М. Е. Сер­ге­ен­ко

2. Борь­ба Спар­ты с демо­кра­ти­че­ски­ми режи­ма­ми

Уста­нов­ле­ние декар­хий ста­ло непо­сред­ст­вен­ным пово­дом для насиль­ст­вен­ных дей­ст­вий. Оно сопро­вож­да­лось повсе­мест­ным терро­ром и изби­е­ни­ем демо­кра­тов. Сам Лисандр в поко­рен­ных общи­нах вел себя как чело­век, лич­но спо­соб­ст­ву­ю­щий резне и изгна­нию демо­кра­тов. Он про­сла­вил­ся орга­ни­за­ци­ей мас­со­вых репрес­сий демо­кра­тов в мас­шта­бах, кото­рые не зна­ла еще Гре­ция.

  • Плу­тарх. Лисандр, 13—14
…Уни­что­жив демо­кра­тию и дру­гие закон­ные фор­мы прав­ле­ния, Лисандр в каж­дом горо­де остав­лял по одно­му гар­мо­сту из лакеде­мо­нян и по десять чело­век пра­ви­те­лей из чле­нов тай­ных обществ, орга­ни­зо­ван­ных им наспех по горо­дам. В этом отно­ше­нии он дей­ст­во­вал оди­на­ко­во и во вра­же­ских и в союз­ни­че­ских горо­дах, под­готов­ляя себе в извест­ном смыс­ле гос­под­ство над Элла­дой. Он назна­чал пра­ви­те­ля­ми не по при­зна­ку знат­но­сти или богат­ства: чле­ны тай­ных обществ, свя­зан­ные с ним сою­за­ми госте­при­им­ства, были ему бли­же все­го, и он поз­во­лял им безот­вет­ст­вен­но рас­по­ря­жать­ся поче­стя­ми и нака­за­ни­я­ми. Лич­но при­сут­ст­вуя при мно­гих каз­нях, изго­няя вра­гов сво­их дру­зей, он дал элли­нам образ­чик лакеде­мон­ско­го прав­ле­ния, судя по кото­ро­му добра от Спар­ты ждать было нече­го. Коми­че­ский поэт Фео­помп45 обмол­вил­ся по это­му пово­ду срав­не­ни­ем лакеде­мо­нян с трак­тир­щи­ца­ми: в то вре­мя как элли­ны вку­ша­ли сла­дост­ней­ший напи­ток сво­бо­ды, они под­ли­ли туда уксу­су; питье ста­ло про­тив­ным и горь­ким, так как Лисандр не толь­ко не поз­во­лил наро­ду рас­по­ря­жать­ся сво­и­ми дела­ми, но и из оли­гар­хов вру­чил власть в горо­дах самым дерз­ким често­люб­цам.

14. …Тут он уже во всех горо­дах без исклю­че­ния уни­что­жил закон­ный государ­ст­вен­ный строй, поста­вил пра­ви­тель­ства из деся­ти чело­век и в каж­дом горо­де мно­гих граж­дан каз­нил, а мно­гих заста­вил бежать. Самос­цев он изгнал всех, а город пере­дал изгнан­ни­кам46. Отняв у афи­нян Сест, он не раз­ре­шил его жите­лям остать­ся в горо­де, а отдал его вме­сте с его зем­лей корм­чим и началь­ни­кам греб­цов, слу­жив­шим под его началь­ст­вом47. Это был пер­вый его посту­пок, кото­рый отка­за­лись при­знать в Лакеде­моне48: жите­ли Сеста были воз­вра­ще­ны обрат­но…

Пере­вод М. Е. Сер­ге­ен­ко

Фасос­ские собы­тия изло­же­ны у Поли­е­на (I, 45, 4) и К. Непота (Лис., 2, 2). При­ведем рас­сказ Поли­е­на, кото­рый пред­став­ля­ет­ся нам типич­ным для суж­де­ния о харак­те­ре дей­ст­вий Лисанд­ра за гра­ни­цей.

  • Поли­ен, I, 45, 4
Лисандр овла­дел Фасо­сом49. Сре­ди фасос­цев было мно­го сто­рон­ни­ков Афин, кото­рые в стра­хе перед лакон­цем скры­лись. А он, собрав фасос­цев в храм Герак­ла, обра­тил­ся к ним с весь­ма дру­же­ской речью, обе­щая пол­ное про­ще­ние всем скры­ваю­щим­ся и заве­ряя их, что с теми, кто дове­рит­ся ему, ниче­го страш­но­го не слу­чит­ся: пору­кой тому — этот вот свя­щен­ный уча­сток Герак­ла, где он про­из­но­сит речь. Те из фасос­цев, кто пря­тал­ся, пове­рив его любез­ным речам, вышли нару­жу. А Лисандр, выждав несколь­ко дней, чтобы те еще боль­ше осме­ле­ли, при­ка­зал схва­тить их всех и зако­лоть.

Пере­вод Л. Г. Печат­но­вой

О поведе­нии Лисанд­ра в Миле­те в 405 г. мы узна­ем глав­ным обра­зом от Плу­тар­ха и Поли­е­на (I, 45, 1). Оба авто­ра при­во­дят эту исто­рию в каче­стве при­ме­ра исклю­чи­тель­но­го веро­лом­ства и бес­прин­цип­но­сти Лисанд­ра. Общим их источ­ни­ком ско­рее все­го был Эфор. При­ведем более подроб­ный рас­сказ Плу­тар­ха.

  • Плу­тарх. Лисандр, 8
Исто­рия с Миле­том под­твер­жда­ет эти его каче­ства. Когда его дру­зья и госте­при­им­цы, кото­рым он обе­щал уни­что­жить демо­кра­тию и изгнать их про­тив­ни­ков, изме­ни­ли свой образ мыс­лей и при­ми­ри­лись с вра­га­ми, он при­тво­рил­ся на людях, что раду­ет­ся это­му и сам при­ни­ма­ет уча­стие в при­ми­ре­нии, но с гла­зу на глаз бра­нил и поно­сил сво­их дру­зей, под­стре­кая к напа­де­нию на народ. Когда он увидел, что начи­на­ет­ся вос­ста­ние, он устре­мил­ся в город на помощь, но на пер­вых же встре­тив­ших­ся ему мятеж­ни­ков гроз­но при­крик­нул и посу­лил нака­зать их. Дру­гим же он велел обо­д­рить­ся и не ждать ниче­го пло­хо­го в его при­сут­ст­вии. Так лице­ме­рил он, появ­ля­ясь в раз­ных личи­нах, пото­му что хотел, чтобы наи­бо­лее силь­ные и пре­дан­ные наро­ду люди не бежа­ли, а оста­лись в горо­де и были уби­ты. Так и слу­чи­лось. Поло­жив­ши­е­ся на него были все пере­ре­за­ны. Анд­ро­клид вспо­ми­на­ет его сло­ва, изоб­ли­чаю­щие лег­кость, с какой Лисандр отно­сил­ся к клят­вам50. Он сове­то­вал, по его рас­ска­зу, обма­ны­вать взрос­лых людей клят­ва­ми, как детей костяш­ка­ми в игре в кости, сле­дуя в этом Поли­кра­ту Самос­ско­му51. Это было непра­виль­но. Вое­на­чаль­ник не дол­жен был брать при­мер с тира­на; не по-лакон­ски было отно­сить­ся к богам, как к непри­я­те­лю, и даже с еще боль­шей дер­зо­стью, пото­му что клят­ву, дан­ную вра­гу, нару­ша­ют из стра­ха перед ним, а дан­ную богу — из пре­не­бре­же­ния к нему.

Пере­вод М. Е. Сер­ге­ен­ко

3. Кри­ти­ка спар­тан­ской дер­жав­ной поли­ти­ка

Ксе­но­фонт в 14-й гла­ве «Лакеде­мон­ской поли­тии» дает оцен­ку совре­мен­ной ему Спар­те. Она тем более объ­ек­тив­на, что при­над­ле­жит авто­ру, ско­рее склон­но­му пре­уве­ли­чи­вать, чем пре­умень­шать досто­ин­ства Спар­ты. Одна­ко несмот­ря на свое бес­спор­ное лако­но­филь­ство, Ксе­но­фонт не мог не видеть, что в 70-е годы IV в. Спар­та уже дале­ко ушла от той иде­аль­ной моде­ли, что нари­со­ва­на им в основ­ной части «Лакеде­мон­ской поли­тии». Глав­ную при­чи­ну деваль­ва­ции эти­че­ских цен­но­стей в спар­тан­ском обще­стве Ксе­но­фонт усмат­ри­ва­ет в том, что после Пело­пон­нес­ской вой­ны здесь про­изо­шли каче­ст­вен­ные изме­не­ния, несов­ме­сти­мые с прин­ци­па­ми Ликур­го­ва кос­мо­са. Для Ксе­но­фон­та совре­мен­ная ему Спар­та име­ет уже мало обще­го с той кар­ти­ной, кото­рая нари­со­ва­на им в пер­вых три­на­дца­ти гла­вах «Поли­тии», кар­ти­ной, испол­нен­ной глу­бо­ко­го вос­хи­ще­ния Спар­той и ее людь­ми. По всей види­мо­сти, 14-я гла­ва, заняв­шая место эпи­ло­га, была напи­са­на Ксе­но­фон­том поз­же основ­но­го тек­ста «Лакеде­мон­ской поли­тии», где-нибудь меж­ду 378 и 369 гг., когда даже при­страст­ный наблюда­тель не мог не увидеть всех нега­тив­ных сто­рон спар­тан­ской дер­жав­ной поли­ти­ки.

  • Ксе­но­фонт. Лакеде­мон­ская поли­тия, 14
Если бы меня спро­си­ли, сохра­ня­ют­ся ли зако­ны Ликур­га без изме­не­ний до насто­я­ще­го вре­ме­ни, я, кля­нусь Зев­сом, не осме­лил­ся бы утвер­ждать это с уве­рен­но­стью. Мне извест­но, что преж­де спар­тан­цы пред­по­чи­та­ли жить в сво­ем оте­че­стве и нахо­дить­ся сре­ди сво­их, обла­дая скром­ным достат­ком, вме­сто того, чтобы быть гар­мо­ста­ми в чужих горо­дах, где льсте­цы раз­вра­ща­ют их52. Я знаю так­же, что рань­ше, если у кого было золо­то, они боя­лись пока­зать это. Теперь же есть такие, кото­рые этим гор­дят­ся. Мне так­же извест­но, что рань­ше чуже­стран­цев изго­ня­ли из Лакеде­мо­на, а спар­тан­цам, чтобы граж­дане не под­па­ли под дур­ное вли­я­ние и не ста­ли бы лег­ко­мыс­лен­ны­ми, запре­ща­ли селить­ся вне государ­ства. Я знаю так­же, что теперь те, кто счи­та­ют­ся пер­вы­ми людь­ми в горо­де, при­ла­га­ют все уси­лия, чтобы стать гар­мо­ста­ми в чужих зем­лях. Было вре­мя, когда спар­тан­цы стре­ми­лись к тому, чтобы достой­но пред­во­ди­тель­ст­во­вать: теперь же они домо­га­ют­ся коман­до­ва­ния, но не ста­ра­ют­ся быть достой­ны­ми его. Преж­де гре­ки при­хо­ди­ли в Лакеде­мон, чтобы про­сить спар­тан­цев воз­гла­вить их в борь­бе про­тив тех, кого они счи­та­ли сво­и­ми обид­чи­ка­ми; теперь, напро­тив, уже не раз элли­ны при­зы­ва­ли друг дру­га вос­пре­пят­ст­во­вать спар­тан­цам вос­ста­но­вить их геге­мо­нию. Не сле­ду­ет удив­лять­ся, что поведе­ние спар­тан­цев вызы­ва­ет упре­ки, ибо они откры­то пере­ста­ли пови­но­вать­ся богу и зако­нам Ликур­га.

Пере­вод М. Н. Бот­вин­ни­ка

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 42Наварх — адми­рал, руко­во­ди­тель союз­но­го флота. В кон­це Пело­пон­нес­ской вой­ны сосре­дото­че­ние в руках навар­ха одно­вре­мен­но воен­ной и поли­ти­че­ской вла­сти, их тес­ный син­тез, при­ве­ли к тому, что власть навар­ха ста­ла почти рав­ной цар­ской вла­сти (ср. Ари­сто­тель. Пол., II, 6, 22, p. 1271a).
  • 43В пери­од арха­и­ки так назы­ва­лись долж­ност­ные лица, еже­год­но посы­лае­мые в горо­да перие­ков для под­дер­жа­ния в них поряд­ка. В кон­це V — н. IV вв. гар­мо­ста­ми ста­ли назы­вать спар­тан­ских офи­це­ров, кото­рые посы­ла­лись в осво­бож­ден­ные от Афин горо­да и оста­ва­лись там на дли­тель­ный срок. Гар­мо­сты с гар­ни­зо­на­ми ста­ли глав­ным сред­ст­вом, объ­еди­ня­ю­щим горо­да в спар­тан­скую дер­жа­ву.
  • 44При­нуди­тель­ный денеж­ный взнос, соби­рае­мый не толь­ко в воен­ное, но и в мир­ное вре­мя. По окон­ча­нии Пело­пон­нес­ской вой­ны Спар­та, исполь­зуя опыт Афин­ско­го мор­ско­го сою­за, учреди­ла союз­ную кас­су и обя­за­ла всех чле­нов сво­ей дер­жа­вы вно­сить тужа еже­год­но опре­де­лен­ную сум­му денег. Она состав­ля­ла более тыся­чи талан­тов в год.
  • 45Фео­помп — совре­мен­ник Ари­сто­фа­на. В сво­их комеди­ях напа­дал на Еври­пида.
  • 46Под изгнан­ни­ка­ми име­ют­ся в виду 400 ари­сто­кра­тов, изгнан­ных в 412 г. при помо­щи афи­нян в резуль­та­те демо­кра­ти­че­ско­го пере­во­рота на Само­се (Фук., VIII, 21).
  • 47Кро­ме орга­ни­за­ции декар­хий Лисандр по образ­цу афин­ских кле­ру­хий сде­лал попыт­ку создать воен­но-зем­ледель­че­скую коло­нию в Сесте, где он посе­лил сво­их вете­ра­нов (осе­нью 405 г.).
  • 48Созда­вая подоб­ную коло­нию, Лисандр пре­сле­до­вал чисто поли­ти­че­ские цели — укреп­ле­ние лич­ных свя­зей с вой­ском и созда­ние опор­но­го пунк­та не столь­ко спар­тан­ско­го, сколь­ко сво­его соб­ст­вен­но­го гос­под­ства над Элла­дой. Послед­нее его наме­ре­ние, по-види­мо­му, и вызва­ло про­ти­во­дей­ст­вие в Спар­те.
  • 49На Фасо­се Лисандр ока­зал­ся в 405 г. Зная о стой­ких демо­кра­ти­че­ских тра­ди­ци­ях Фасо­са и о при­вер­жен­но­сти его граж­дан к Афи­нам, он при­бег к физи­че­ско­му уни­что­же­нию всех сво­их поли­ти­че­ских про­тив­ни­ков. То же самое он про­де­лы­вал и в дру­гих горо­дах, дей­ст­вуя, как пра­ви­ло, хит­ро­стью и обма­ном. Так, в Миле­те по его при­ка­зу было уни­что­же­но 800 граж­дан, про­тив­ни­ков оли­гар­хии (Плут. Лис., 19, 3; Поли­ен, I, 45, 1).
  • 50Цинич­ное отно­ше­ние к клят­вам и жерт­во­при­но­ше­ни­ям — харак­тер­ная чер­та не одно­го толь­ко Лисанд­ра. К нача­лу IV в. гре­ки вполне уже усво­и­ли тех­ни­ку жерт­во­при­но­ше­ний и все­гда мог­ли добить­ся нуж­но­го им резуль­та­та. Харак­те­рен в этом отно­ше­нии эпи­зод с Аге­си­ла­ем, кото­рый в опас­ный для Спар­ты момент про­дол­жал совер­шать жерт­во­при­но­ше­ния до тех пор, пока не добил­ся нуж­но­го резуль­та­та (Ксен. Гр. ист., III, 3, 4). И это, по-види­мо­му, было обыч­ной прак­ти­кой.
  • 51Тиран Само­са в середине VI в.
  • 52При­мер Кле­ар­ха, гар­мо­ста Визан­тия 409—408 гг., пожа­луй, самый яркий для суж­де­ния о тех тен­ден­ци­ях, кото­рые вели к транс­фор­ма­ции вла­сти гар­мо­ста в тира­ни­че­скую власть (Диод., XIII, 66, 6; XIV, 12).
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1387643698 1303242327 1303312492 1406845016 1406846000 1406846001