Донецкий Национальный университет
Исторический факультет
Отзывы и критику направлять по адресу: aleksey@skynet.dn.ua
Загадка смерти Клеопатры VII в античной литературной традиции
Публикуется по электронному варианту, предоставленному автором, 2009 г.
с.121 Личность египетской царицы Клеопатры VII занимает особое место в истории позднего эллинизма вообще и римско-египетских отношений в частности. О Клеопатре ещё в древности ходили легенды, её исторический образ был сознательно мифологизирован как прижизненными политическими противниками, так и последующей тенденциозной греко-римской историографией, придавшей царице Египта негативно-мистические черты. Уникальность политического положения Клеопатры состоит в том, что она выступила достойной преемницей своего отца — царя Птолемея XII Авлета, который, превратившись в римского сателлита, тем не менее, умело использовал силу Рима для абсолютизации своей власти в Египте. Опираясь сначала на Юлия Цезаря, а затем на Марка Антония, Клеопатра проявила себя как честолюбивая и властная личность, фанатично стремившаяся к реализации поставленных целей, неразборчивая в средствах (вплоть до убийства кровных родственников-конкурентов) и в то же время умевшая лавировать в сложных для неё ситуациях. В отношениях с Римом Клеопатра творчески сочетала внешнюю лояльность с прагматичной защитой своих политических интересов, пыталась превратить Египет из объекта римской экспансии в его соучастника, путём создания дуалистической римско-египетской империи на Востоке. Властная царица дерзнула выйти из положения римского сателлита и стать соправительницей Римской державы, обустроить страны Средиземноморья не по римскому, а по эллинистическому образцу. Но исторически эллинизм уже был обречен, перипетии римских гражданских войн оказались не в пользу Клеопатры и её союзника Антония. Грандиозные планы «новой Исиды» так и остались мечтой [13].
Итак, жизнь Клеопатры была яркой и динамичной, правление царицы пришлось на один из самых кульминационных периодов истории античного мира, полный трагических и в то же время эпохальных событий. И в этих процессах сама Клеопатра играла не последнюю роль. Смерть, можно даже сказать — гибель царицы — стала последним трагическим актом эпохи римских гражданских войн и римско-египетской конфронтации II—
В настоящей работе автор хотел бы глубже рассмотреть этот античный сюжет и установить его историческое значение, выделив при этом политический, социокультурный, персонально-психологический и собственно медицинский аспекты.
Прежде всего, отметим, что характер смерти многих царей из династии Птолемеев можно рассматривать как своеобразный итог их жизненного пути, некий логический конец, позволяющий характеризовать их как людей и политических деятелей. Во всяком случае, такой подход применим к тем царям, что стали править в Египте во II в. до н. э., когда в истории Птолемеев начался с.122 драматический период династических междоусобиц и даже внутренних войн. Эти поочередно сменявшиеся правители почти все умерли насильственной смертью, будучи убиты своими же родственниками. Так, Птолемей IX Александр в борьбе за власть убил свою мать Клеопатру III, после чего сам был изгнан из Египта; сменивший его брат Птолемей VIII Сотер II Латир, изгнанный ранее, послал против Александра своего флотоводца Херея, который разгромил силы Александра, и последний умер — возможно, от раны или же был убит (Just. XXXIX, 4—
Таким образом, смерть Клеопатры, покончившей самоубийством, выделяет её на фоне кончин других её родственников и династических предков. Приняв самое непосредственное участие в междоусобной борьбе, погубив двух своих братьев и сестру, Клеопатра всё же избежала насильственной смерти, сумела достойно — по тогдашним понятиям — уйти из жизни. А с учетом её политического поражения от Октавиана такая кончина была вдвойне успешной: оригинально завершала жизненный путь царицы и в то же время была протестом, определённой идеологической победой над римским завоевателем, демонстрировала стойкость духа. Недаром Гораций потом восхищался мужественной кончиной царицы Египта (Hor. Od. I. 37).
Прелюдией к драматическому концу Антония и Клеопатры стало поражение в морской битве при Акциуме 2 сентября 31 г. до н. э., когда флот Октавиана разгромил флот Антония, бежавшего за Клеопатрой и бросившего свои сухопутные войска. Отступление кораблей Клеопатры до сих пор остается загадкой истории, возможно, это был какой-то маневр, последствия которого оказались неудачными. Во всяком случае, легионы Антония, отчаявшись дождаться своего полководца, перешли на сторону Октавиана, к которому теперь перешла инициатива в гражданской войне [18]. Сторонники Антония были деморализованы и разобщены, зависимые общины и правители стали массово переходить на сторону Октавиана, на всем Востоке, ещё недавно подвластном Антонию, взяли верх пораженческие и соглашательские тенденции. Бегство в Александрию стало единственным уделом для Антония и Клеопатры, отныне Египет стал их последним убежищем и в то же время ловушкой, которую поставил Октавиан.
с.123 Несостоявшиеся властители Востока стали лихорадочно готовиться к обороне, но их попытки спасти своё положение больше напоминали агонию. Царица оказалась более сообразительной, чем бывший триумвир, и прибегла к хитрости, о чем подробно сообщает Кассий Дион: «Клеопатра тотчас же поспешила в Египет, опасаясь, как бы там, при вести о поражении, не совершился переворот; чтобы обеспечить себе безопасную высадку, она велела разукрасить венками носовую часть своих кораблей и играть на флейтах победные песни, как будто она возвращалась победительницей. Оказавшись вне опасности, она казнила многих видных людей, которые и прежде были настроены против неё и теперь радовались её неудаче. Потом она захватила себе огромные богатства из имущества казнённых и из других источников, а также из святилищ и храмов, не пощадив даже самых почитаемых. Она стала снаряжать войско и подыскивать союзников» (Cass. Dio. LI, 5). Клеопатра наверняка учла большой опыт дворцовых интриг и переворотов, полученный её предшественниками на троне, и постаралась не допустить возмущения внутри своего царства, получив при этом сразу две выгоды: физически уничтожив потенциальных противников и в то же время изъяв их средства, необходимые в критической ситуации. Дальновидная царица даже разработала планы отхода в случае захвата Египта римлянами: в районе Суэцкого перешейка были сосредоточены корабли и большие материальные средства для возможного бегства по Красному морю в Аравийский залив, а оттуда, видимо, в Индию, с которой Птолемеи традиционно поддерживали торговые отношения; однако обитавшие в этих местах арабы, вступив в контакт с октавиановским наместником Сирии, сожгли и разрушили корабли, так что путь был отрезан (Plut. Ant., 69; Cass. Dio. LI, 6—
Именно в этот момент, надо полагать, Антоний и Клеопатра серьёзно задумались о своей кончине, не видя другого выхода из критической ситуации, сложившейся после того, как власть Октавиана признал почти весь Восток. Антоний был особенно сломлен случившимся, у него наступил период отчаяния и апатии, так что он полностью забросил дела. Вот что пишет об этом Плутарх: «Антоний между тем покинул город, расстался с друзьями и устроил себе жилище среди волн, протянувши от Фароса в море длинную дамбу. Там он проводил свои дни, беглецом от людей, говоря, что избрал за образец жизнь Тимона, ибо судьбы их сходны: ведь и ему, Антонию, друзья отплатили несправедливостью и неблагодарностью, и ни единому человеку он больше не верит, но ко всем испытывает отвращение и ненависть» (Plut. Ant., 69). Это добровольное изгнание и отрешение от мира, наверное, должно было психологически подготовить Антония и к физическому концу, на который он, однако, в тот момент не решился. По рассказу Страбона (XVII, 1, 9), Тимониум — «последнее предприятие Антония, когда он, покинутый друзьями, отплыл в Александрию после неудачи при Акциуме». Серьёзность апокалипсических намерений Антония подтверждают современные исследования в Александрии, произведённые с.124 французским подводным археологом Франком Годдио. В апреле 2006 г. при исследовании затопленной ныне Большой Гавани команде Годдио удалось обнаружить описанный Плутархом Тимониум, сейчас это руины высокого здания площадью
Достаточно вспомнить, насколько тщательно Клеопатра старалась популяризовать свой совместный с Цезарионом египетский культ, используя образ сына Цезаря для дополнительного обоснования своей царской власти. Так, на территории древнего египетского города Ермонт (к юго-западу от Фив), при храме священного быка Бухиса, была построена Маммизи («комната рождения») Клеопатры, которая знаменовала рождение Цезариона; эта постройка была последним памятником Птолемеев в комплексе Ермонтского храма [20, с. 150]. В официальных документах Клеопатра также упоминала Цезариона, например, в декрете из Гераклеополя, что датируется 13 апреля 41 г. до н. э., начало звучит так: «Царица Клеопатра, богиня, любящая отца, и царь Птолемей, который также Цезарь, бог, любящий отца, любящий мать…» [1, p. 371]. После поражения при Акциуме, одновременно с учреждением «союза смертников» Клеопатра объявила Цезариона совершеннолетним, чтобы упрочить его статус сына Цезаря и официального наследника, однако в дальнейшем это стало причиной убийства юноши по приказу Октавиана (Plut. Ant., 71; Cass. Dio. LI, 6).
Как бы то ни было, но образование «союза смертников» было логическим завершением идеологической и религиозной политики «Афродиты и Диониса», подготовкой божественной пары к концу. Антоний, как только стал триумвиром, активно эксплуатировал образ Диониса — Подателя радостей, Источника милосердия, действуя на Востоке под прикрытием этого популярного культа. Ассоциирование Антония с Дионисом могло приносить ему политические дивиденды не только на Востоке, но и в Италии. Антоний синхронизировал свой культ Диониса с культом Клеопатры — Афродиты — Исиды и особо отмечал это с.125 божественное единство при раздаче восточных земель своим детям от царицы Египта. Когда в карьере Антония наступил кризис, культ Диониса оказался дискредитирован: античная традиция (Плутарх) сохранила художественный сюжет о том, как божество Диониса покинуло Антония в Александрии, лишив его своего покровительства. Этот миф вполне отвечал пропагандистским целям Октавиана, логически обосновывал поражение Антония [22].
Итак, подготовка к достойной кончине была главной задачей идеологической и религиозной политики Антония и Клеопатры после их поражения: раз победу фактически одержал Октавиан, и великая мечта о восточной империи не состоялась, оставалось лишь гордо отойти в мир иной, максимально выдержав стиль, в котором божественная пара действовала до этого. Если для Антония, поверхностно воспринимавшего восточно-эллинистические традиции, религиозное обоснование своей деятельности имело чисто политический характер, то для Клеопатры, возможно, всё было гораздо сложнее. Во всяком случае, войдя в образ Исиды, царица должна была следовать определённой религиозной традиции, творчески сочетать египетский культ с собственно эллинистическими тенденциями. На Востоке издревле восприятие хода времени имело глубокое идейно-философское содержание, было направлено на постижение смысла бытия, раскрытие природных и исторических циклов, синхронизировалось с религиозной жизнью [14]. Понятно, что восприятие смерти и связанные с этим мистические ритуалы были неотъемлемой частью древней традиции, продолжая развиваться в условиях эллинистического синкретизма. О восприятии жизни и смерти во времена Клеопатры достаточно ярко сообщает высеченная на стеле надгробная надпись в честь мемфисского верховного жреца Пшерниптаха, что датируется
Автор осмелился предположить, что по своему мировосприятию Клеопатра склонялась к мыслям, содержавшимся в надписи Пшерниптаха. Доказательством является подробный рассказ Плутарха, который пишет, что после учреждения «союза смертников» Клеопатра занялась поиском средств для безболезненной формы самоубийства. Говоря про этот «союз», Плутарх сообщает: «В него записывались друзья, решившиеся умереть вместе с ними, а пока жизнь их обернулась чередой радостных празднеств, которые они задавали по очереди. Тем временем Клеопатра собирала всевозможные смертоносные зелья и, желая узнать, насколько безболезненно каждое из них, испытывала на преступниках, содержавшихся под стражей в ожидании казни. Убедившись, что сильные яды приносят смерть в муках, а более слабые не обладают желательной быстротой действия, она принялась за опыты над животными, которых стравливали или же напускали одно на другое в её присутствии. Этим она тоже занималась изо дня в день и, наконец, пришла к выводу, что, пожалуй, лишь укус аспида вызывает схожее с дремотой забытьё и оцепенение, без стонов и судорог: на лице выступает лёгкий пот, чувства притупляются, и человек мало-помалу слабеет, с недовольством отклоняя всякую попытку расшевелить его и поднять, словно бы спящий глубоким сном» (Plut. Ant., 71).
Автор специально привёл настоящую цитату полностью, чтобы лучше понять намерения Клеопатры. Что же получается? Царица, «новая Исида», в действительности не полагалась на свою божественность, хотела лёгкой смерти и с фанатичной целеустремлённостью «изо дня в день» искала оптимальное средство для удовлетворения своего желания. Подобное поведение, можно сказать, болезненная настойчивость, скорее свойственно не самоуверенной властительнице, а человеку, одержимому страхом, который предвидит опасность и лихорадочно пытается уйти от неё. Видимо, Клеопатра испытывала сильнейший стресс, боялась насильственной смерти, не желала испытать возможную боль, или же не имела решимости на самоубийство. Вот почему лучшим выходом она посчитала укус змеи, вводящий в некий транс, подобно тому, о каком говорится в надписи Пшерниптаха: «…страна сна, тягостного мрака… я не знаю, где я, с тех пор как, как прибыла в эту юдоль…». Подобный психологический настрой может быть свойственен личности, утратившей стабильное положение, не доверяющей своему окружению, а Клеопатра как раз казнила с.127 знатных людей, готовилась к бегству, т. е. обнаруживала своё внутреннее смятение. Если ещё немного пофантазировать, то, как знать, может быть, Клеопатра в это время вспоминала о своих братьях и сестре Арсиное, которых она так или иначе убила. Ведь в моменты падения люди всегда склонны к мистическим размышлениям, воспринимают свои неудачи как некое наказание свыше, а в эпоху эллинизма подобные верования были весьма распространены. К тому же Клеопатра, активно занимавшаяся разработкой своего культа, с учетом её известной образованности, определённо могла быть подвержена таким суевериям.
Ещё одним доказательством стрессового состояния Клеопатры являются её многочисленные попытки договориться Октавианом, о которых сообщают Плутарх и Дион Кассий. После своего поражения Антоний и Клеопатра обменялись с Октавианом несколькими посланниками, через которых добивались перемирия и компромисса. Клеопатра даже провела ряд тайных переговоров через посредников, передав Октавиану знаки царской власти и обещая ему чуть ли не предать Антония в обмен на гарантии для неё. Но эти интриги так и не привели к положительному результату, даже вызвали подозрения Антония, хотя Клеопатра имела некоторые надежды, что сумеет договориться с Октавианом. Когда Антоний выступил против вторгшихся в Египет октавиановских войск, Клеопатра тайно сдала пограничную крепость Пелузий и затем, когда римляне подошли к Александрии, фактически отложила от Антония египетский флот. Впрочем, это могут быть инсинуации тенденциозной римской историографии, так как сторонники Антония покидали его и без козней Клеопатры, Антоний был уже обречён. 1 августа 30 г. до н. э. флот и конница Антония отошли к Октавиану, а его пехота была разбита в бою. Сама же царица закрылась в своём мавзолее и послала Антонию ложную весть о самоубийстве, вынудив того в состоянии стресса заколоться мечом. Правда, затем Антония переместили в мавзолей Клеопатры, и он умер у неё на руках, в обстановке драматического прощания.
Взаимоотношения Антония и Клеопатры всегда были предметом внимания историографии, начиная с древности, а их характер вызывал постоянные споры. Античная традиция, исповедуя точку зрения победителя Октавиана, изображала Антония послушным орудием «роковой женщины» Клеопатры, которую представляли как едва ли не воплощением коварства и зла. Плутарх (Ant., 27) писал о её умении обхождения, Афиней (Deinosophist. IV, 147e—
Что же касается личных отношений Антония и Клеопатры, то в них, по всей видимости, тесно переплетались политический прагматизм и какие-то реальные чувства. Оба партнёра имели значительный опыт коммуникации, были великими людьми, а потому их симбиоз должен был преследовать конкретные интересы. Известный специалист по истории античности
Современный российский историк А. П. Беликов подробно исследовал психологический аспект отношений Антония с Клеопатрой и пришёл к выводу, что их партнёрство было противоречивым, их разделяли различные интересы, поэтому союз «Афродиты и Диониса» нельзя рассматривать в духе любовной интриги. Суммируя результаты своих изысканий, Беликов утверждает: «Пока дела шли успешно и они могли многое дать друг другу — все было прекрасно. После битвы при Акции ценность Антония, как политического партнера, резко упала. А поскольку любви не было, то как перспективный партнер он резко упал в глазах Клеопатры. Для Антония все начиналось с трезвого расчета, но затем он всерьез увлекся царицей, как натура привязчивая и слабая, легко подчиняющаяся чужой воле. Это не было любовью, вернее определить такое чувство как увлечение-подчинение с сильной степенью зависимости. Для Клеопатры же все как началось с необходимости, так ею и закончилось. Триумвир был нужен ей и ее государству. К тому же у нее уже был опыт подобных отношений с Юлием Цезарем, которого она, несомненно, уважала больше, чем Антония. Она была намного сильнее триумвира и рядом с ним не смогла стать слабой женщиной, а вынуждена была оставаться царицей» [6, с. 154]. С этими выводами хотел бы солидаризоваться и автор. Антоний и Клеопатра в продолжение своей совместной деятельности, безусловно, нуждались друг в друге, и не только в политической плоскости, однако их человеческие отношения не с.129 следует преувеличивать. Так или иначе, Клеопатра предала Антония, предприняв последнюю попытку ради спасения своей власти договориться с Октавианом.
Подготовка к смерти стала для неё главной задачей, хотя она ещё сохраняла слабую надежду на компромисс с победителем. Античные источники утверждают, что Клеопатра заранее разработала сценарий своего ухода, который задумывался как завершающей акт её религиозной политики и должен был напоследок подчеркнуть божественность «новой Исиды». Плутарх пишет, что как только Октавиан взял Пелузий, царица «приказала перенести всё наиболее ценное из царской сокровищницы — золото, серебро, смарагды, жемчуг, чёрное дерево, слоновую кость, корицу — к себе в усыпальницу, это было высокое и великолепное здание, которое она уже давно воздвигла близ храма Исиды. Там же навалили груду пакли и смолистой лучины…» (Plut. Ant., 74).
Плутарху вторит Дион Кассий, который подтверждает, что царица Египта намеревалась умереть, одновременно уничтожив свои сокровища: «Клеопатра собрала их все в гробнице, которую она велела выстроить при царском дворце, и угрожала сжечь их вместе с собой, если ей будет грозить какое бы то ни было несчастье» (Cass. Dio. LI, 8). Сожжение огромных богатств, наверное, не ограничивалось одним лишь желанием причинить ущерб победителю и унизить его достоинство — этот замысел должен был иметь какой-то мистический смысл: то ли это была грандиозная заупокойная жертва в честь божественной правительницы, то ли царица просто хотела уйти роскошно и со славой, чтобы запомниться как последней из Птолемеев.
Из слов Диона (LI, 11) следует, что после смерти Антония Клеопатра находилась в стрессовом состоянии и готова была покончить с собой из страха перед Октавианом: «Даже в таком ужасном положении она настолько чувствовала себя царицей, что предпочитала умереть, нося это имя и сохраняя все знаки своего достоинства, только бы не остаться жить в качестве частного лица. Она всё время держала наготове огонь, чтобы в случае необходимости уничтожить свои богатства, а при себе имела аспидов и разных других змей; силу их смертельного яда она заранее испытала на других людях». Но покончить с собой вслед за Антонием Клеопатре не удалось: агенты Октавиана забрались в мавзолей и схватили царицу, вырвав из её рук кинжал, которым она хотела заколоться; Клеопатра была переведена в царский дворец, ей обеспечили обычное почётное содержание, но тщательно следили за ней, убрав все пригодные для самоубийства предметы (Plut. Ant., 79; Cass. Dio. LI, 11). Так завершился тот тяжёлый и драматический день 1 августа 30 г.
Октавиан позволил Клеопатре самолично похоронить Антония и даже встретился с ней, уговаривая её не накладывать на себя руки и довериться его милосердию. Эта встреча была последней попыткой царицы найти компромисс с победителем и отстоять себя, но переговоры завершились ничем. «Вступая в переговоры с Октавианом, в том числе и личные, Клеопатра надеялась добиться от него достижения своих целей, как сумела это сделать с Цезарем и Антонием. Но Октавиан был совершенно другим человеком. По своим качествам он был, пожалуй, подобен египетской царице, так что эти два одноимённых полюса решительно отталкивались друг от друга», — таково мнение с.130 российского историка
Клеопатра воочию убедилась в бессмысленности пребывания под покровительством Октавиана, реально осознала, что он не оставит ей царский титул. В то же время она понимала, что победитель не допустит её ухода из жизни, что она нужна ему в идеологических целях, дабы показать всему Риму величие Октавиана, который выходил не только триумфатором гражданской войны с Антонием, но и завоевателем Египта. Царице было ясно, что свершившееся вторжение римских войск окончательно поставило крест на государственности эллинистического Египта, означало конец династии Птолемеев. И Клеопатра, как последняя представительница этого великого рода, почти триста лет правившего Египтом, имевшего влияние на процессы в Восточном Средиземноморье, должна была теперь стать почётной пленницей властителя Рима, украсить его триумф. Безусловно, Клеопатра не могла с этим смириться.
Когда после похорон Антония у царицы началась лихорадка, она пыталась отказаться от пищи и таким способом умереть, в чём просила помощи у своего врача Олимпа; однако Октавиан раскрыл этот замысел (Plut. Ant., 82). Клеопатру усиленно стерегли, чтобы в целости отправить в Рим в качестве пленницы. Октавиан решил возвращаться домой через Сирию, а царицу с детьми отправить в Рим морем. «Она подозревала этот его замысел и предпочла бы тысячу раз умереть, чем стерпеть это, — рассказывает Кассий Дион (LI, 13). — Теперь она уже и на самом деле жаждала смерти и не раз обращалась с мольбой к Цезарю [Октавиану] чтобы он тем или иным способом убил её, да и сама пыталась предпринять разные шаги к этому». Тогда, чтобы обмануть бдительность римлян, Клеопатра притворилась, что согласна, передала по описи свои сокровища Октавиану, даже отобрала драгоценности для его жены Ливии, якобы для того, чтобы умилостивить победителя. Царицу стали охранять не так строго. В итоге 12 августа 30 г., за три дня до отплытия в Рим, Клеопатра покончила с собой, присоединившись к Антонию.
По Плутарху (Ant., 85), римляне узнали об этом так. Посетив могилу Антония, Клеопатра возвратилась во дворец, приняла купание и позавтракала, после чего к воротам дворца явился некий крестьянин с полной корзин олив, и, так как он не вызывал подозрений, караульные его пропустили. После этого к Октавиану поступила запечатанная табличка с письмом Клеопатры, в котором она просила похоронить её вместе с Антонием. Только тогда римляне поняли, что произошло, и бросились в покои царицы, где нашли её уже мертвой, лежавшей в золотом уборе на ложе. Рядом лежали две рабыни Клеопатры — Ирада и Хармион, тоже умиравшие. Кто-то из римлян в ярости крикнул: «Прекрасно, Хармион!». И рабыня ответила: «Да, поистине прекрасно и достойно преемницы стольких царей», после чего умерла. Конечно, последний факт может быть просто художественным вымыслом, сохранившимся в античной традиции для красоты сюжета.
По мнению большинства древних историков, Клеопатра умерла от укуса ядовитой змеи, который причинил ей быструю и безболезненную кончину (Vell. Pat. II, 87, 1; Flor. IV, 11, 11; Eutrop. VII, 6, 7; Aurel. Victor. 86, 3). Но это с.131 объяснение не считалось окончательным. Современник Октавиана Августа географ Страбон писал, что есть две версии смерти Клеопатры: от укусов змеи и от ядовитой мази для притираний (Strab. XVII, 1, 10). Самые подробные сведения об этом оставили Кассий Дион и Плутарх, их рассказы несколько различаются, но в целом содержат все те основные толкования смерти царицы, что имелись у римлян и затем сохранились в исторической традиции.
Версия Плутарха: «Говорят, что аспида принесли вместе со смоквами, спрятанным под ягодами и листьями, чтобы он ужалил царицу неожиданно для нее, — так распорядилась она сама. Но, вынувши часть ягод, Клеопатра заметила змею и сказала: “Так вот она где была…” — обнажила руку и подставила под укус. Другие сообщают, что змею держали в закрытом сосуде для воды и Клеопатра долго выманивала и дразнила ее золотым веретеном, покуда она не выползла и не впилась ей в руку повыше локтя. Впрочем, истины не знает никто — есть даже сообщение, будто она прятала яд в полой головной шпильке, которая постоянно была у нее в волосах. Однако ж ни единого пятна на теле не выступило, и вообще никаких признаков отравления не обнаружили. Впрочем, и змеи в комнате не нашли, но некоторые утверждали, будто видели змеиный след на морском берегу, куда выходили окна. Наконец, по словам нескольких писателей, на руке Клеопатры виднелись два легких, чуть заметных укола. Это, вероятно, убедило и Цезаря [Октавиана], потому что в триумфальном шествии несли изображение Клеопатры с прильнувшим к ее руке аспидом. Таковы обстоятельства ее кончины» (Plut. Ant., 86).
Версия Диона Кассия: «Никто не знает достоверно, какой способ смерти она избрала: на руке её были видны только еле заметные уколы. Одни говорят, что она приложила к своему телу того аспида, которого ей принесли либо в сосуде для воды, либо в букете цветов. Другие — что гребень, которым она обычно расчёсывала волосы, был смазан ядом, причём этот яд обладал особым свойством: при прикосновении к телу он не приносил никакого вреда, но если хотя бы капля его попадала в кровь, он немедленно отравлял её и причинял мгновенную и безболезненную смерть. Этот гребень, смазанный ядом, Клеопатра до этого времени обычно носила в волосах, а в этот миг, слегка оцарапав себе руку, впустила яд в кровь.
Таким ли или каким-либо подобным способом Клеопатра погибла, и вместе с нею две её прислужницы. А евнух — как только Клеопатра была взята под стражу — добровольно подверг себя укусам ядовитых змей и, ужаленный ими, бросился в гробницу, которую заранее себе приготовил» (Cass. Dio. LI, 14).
Итак, смерть Клеопатры была довольно загадочной. С учётом психологического настроя царицы, а также идеологической выгоды такого ухода, поступок Клеопатры вполне объясним. Однако медицинский или, вернее, фармакологический аспект этой истории вызывает много вопросов. Во-первых, античные авторы однозначно не утверждают, что царица умерла от укуса змеи или от принятия яда каким-либо иным способом. Можно не сомневаться лишь в том, что причиной смерти Клеопатры и правда был сильно действующий яд — скорее всего, змеиный, ибо перед этим, как говорилось выше, царица испытывала на заключенных смертоносные свойства множества змей. Каким образом она с.132 приняла этот яд, неизвестно, может быть, её отравили собственные служанки, исполняя приказ своей повелительницы. Во всяком случае, царица всё-таки нашла какое-то эффективное ядовитое вещество, позволившее ей быстро и, судя по всему, безболезненно отойти в мир иной.
Можно предположить, что Клеопатра могла использовать опыт другого великого правителя эллинизма — понтийского царя Митридата VI Евпатора, который был известен своими познаниями в области ядов и противоядий. Последний тоже проводил опыты со скорпионами и другими ядовитыми животными, смешивая их смертоносные выделения и составив из них противоядие, известное как «митридатовское»; об этом подробно сообщает в своих сочинениях Клавдий Гален [12, с. 448—
Истинную причину смерти Клеопатры уже никогда не узнают. Но само количество версий и оригинальность объяснений свидетельствуют, что римлян весьма беспокоил этот вопрос. Источники прямо сообщают, что Октавиан был изумлён и раздражён поступком Клеопатры, даже пытался возвратить её к жизни при помощи неких целителей — псиллов, которым поручил высосать яд (Suet. Aug. 17, 4; Oros. VI, 19, 18). Об этом также сохранил подробный рассказ Дион Кассий (LI, 14): «Когда Цезарь узнал о смерти Клеопатры, он был потрясён: он осмотрел её тело и велел попытаться вернуть её к жизни с помощью разных противоядий и псиллов. Псиллами называются мужчины (женщины псиллами не бывают), которые могут высасывать змеиный яд из ран людей, только что укушенных змеёй, но ещё не умерших; если их самих укусит любая змея, им это никакого вреда не принесёт. Это свойство передаётся по наследству в одних и тех же семьях: новорожденных детей либо кладут вместе со змеями, либо бросают змеям их пелёнки; змеи не могут укусить новорожденного ребёнка, а, соприкасаясь с его пелёнками, впадают в оцепенение. Вот как это происходит». Судя по изложению Диона, упомянутые псиллы были какой-то египетской религиозной сектой или сословием, их врачебная деятельность была связана с культом змей и имела мистический характер. Принцип наследования целебных свойств, отправление ритуала при рождении ребёнка-псилла (посвящение?) позволят сделать вывод, что эта группа была традиционным объединением, а её истоки восходят к суевериям, может быть, ещё до эллинистической эпохи.
с.133 Отчаявшись «реанимировать» Клеопатру, Октавиан всё же воспринял её уход с уважением и приказал с почётом похоронить её набальзамированное тело вместе с Антонием, поместив их в усыпальнице царицы, которую велел завершить; служанки Клеопатры тоже были удостоены почетного захоронения (Plut. Ant., 86; Cass. Dio. LI, 15; Suet. Aug. 17, 4). Октавиан осмотрел также тело Александра Великого, но посетить усыпальницу Птолемеев отказался, заявив, что хотел видеть царя, а не мертвецов (Suet. Aug. 18, 1). Так новый властелин Рима ясно дал понять, что эпоха Птолемеев прошла. Цезарион, отправленный в Эфиопию, был захвачен и убит, как опасный соперник. Дети Антония и Клеопатры были взяты на воспитание его римской женой Октавией, из них Клеопатра Селена, дочь царицы и триумвира, потом стала женой нумидийского царя Юбы II; таким образом, боковая ветвь Птолемеев вошла в род африканских царей (Plut. Ant., 87; Cass. Dio. LI, 15; Strab. XVII, 3, 7).
В истории с гибелью Клеопатры VII остаётся прояснить лишь один момент — политическое значение этого акта, связь его с идеологической и религиозной деятельностью царицы, которая при жизни презентовала себя в качестве Афродиты и «новой Исиды». Как отмечено выше, Клеопатра не могла поступиться своим царским и божественным статусом, после поражения и крушения всех надежд ей как правительнице и как личности оставалось одно — достойно уйти, завершить династию. Сделать это можно было только с помощью добровольного принятия смерти, отказа от милостей победителя, посмертного торжества над вторгшимся в Египет могучим римским завоевателем. Клеопатра могла осуществить свой царский уход в мир иной только в рамках своей прежней религиозной политики, чтобы ещё раз закрепить в умах людей понятие о себе как о божественной избраннице, необыкновенной царице. В этом случае вполне понятной становится просьба Клеопатры к Октавиану похоронить её вместе с Антонием: этот жест, на первый взгляд простое выражение человеческих чувств, не в последнюю очередь должен был стать эпилогом дуалистического культа «Афродиты и Диониса», логическим концом «союза смертников».
Источники свидетельствуют, что, готовясь к самоубийству, Клеопатра оделась в роскошное царское одеяние, взяла в руки знаки царской власти (Cass. Dio. LI, 13; Flor. IV, 11, 11). Эти приготовления подтверждают, что кончина была для Клеопатры особым ритуалом, даже на пороге смерти она хотела оставаться царицей, для чего оделась соответствующе и даже взяла знаки власти. Авторитетный британский историк Эдвин Бивен ещё в первой половине XX века заметил, что конец Клеопатры превратился в мистерию, а царский наряд, в котором она встретила смерть, наверное, был одеянием «новой Исиды» [1, pp. 381—
Античная литературная традиция сохранила противоречивый и в то же время притягательный своей скандальностью образ царицы Египта. Пожалуй, из всех древних историков наиболее яркую (и в то же время — тенденциозную) характеристику побеждённых «Афродиты и Диониса» оставил Кассий Дион (L, 15), который писал:
«Антоний всегда хорошо понимал, как следует поступать, и в этом не имел себе равных, но совершил много неразумных поступков; порой он был необычайно храбр и в то же время не раз терпел неудачи по своей трусости, он был то велик душою, то ничтожен; чужое добро захватывал, своё расточал, иных без всяких причин прощал, а многих карал не по справедливости. Поэтому, хотя он стал из ничтожного всемогущим, из бедняка — богачом, ни то, ни другое не пошло ему на пользу, и он, надеявшийся стать единовластным повелителем римлян, кончил жизнь самоубийством.
Клеопатра же не знала пределов ни в любовной страсти, ни в стяжательстве, была честолюбива и властолюбива, и к тому же надменна и дерзка. Царской власти в Египте она добилась любовными чарами, но, надеясь тем же путём достигнуть господства над римлянами, ошиблась в своих расчётах и потеряла и то, что имела. Двух величайших римлян своего времени она подчинила своей власти, а из-за третьего сама покончила с собой. Вот каковы были Антоний и Клеопатра и вот как кончили они свою жизнь».
Таким образом, Клеопатра VII в продолжение всей жизни была верна своим главным идеям и целям: укреплению собственного царского и божественного статуса, созданию дуалистической римско-египетской империи на Востоке в союзе с властелинами Рима — сначала с Цезарем, а после его смерти с Антонием. Потерпев поражение, Клеопатра осознала крах своих амбициозных имперских проектов и утратила смысл своей жизни, ибо она могла жить лишь как божественная правительница, преемница великих Птолемеев, преемников Александра, и «новая Исида» в одном лице. Поэтому логическим концом Клеопатры могла быть только смерть — причём не просто умирание, как у обычного человека, а триумфальный уход, достойный женщины-фараона, а главное, полностью выдержанный в стиле её идеологической и религиозной политики. Самоубийство царицы должно было символизировать добровольный отказ от утратившей ценность жизни и в то же время — посмертное торжество над римским завоевателем, который сумел захватить Египет, но оказался бессилен покорить его божественную правительницу. Конечно, Клеопатра боялась смерти и испытала сильнейший стресс, но честолюбие вынудило её остаться в том образе, какой она представляла подданным и всему миру в течение жизни. Если даже сама она утратила все надежды, то своим уходом пыталась заставить других поверить в свою исключительность и божественность, восхититься её мужественной кончиной, признать, что она выделяется из числа других завоёванных Римом царей. Только такой исход мог устроить честолюбивую Клеопатру, в натуре которой гордая царица одержала верх над женщиной, подверженной слабостям простых смертных.
с.135
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Bevan E. R. The House of Ptolemy. — London, 1927.
2. Mission Report 2006 — Franck Goddio Society. — Available from: http://www.franckgoddio.org/Sitemap/Project/ProjectArticel.aspx?ProjectName=Alexandria&Layout=B&XmlDocument=0012.xml
3. Аврелий Виктор. История Рима // Вестник древней истории, 1963, № 4. — С. 214—
4. Аппиан Александрийский. Римская история. — М., 2002.
5. Афиней. Пир мудрецов. — М., 2004.
6. Беликов А. П. Марк Антоний и Клеопатра: горячая любовь или холодный расчёт? // Исседон. Том II. — Екатеринбург, 2003. — С. 143—
7. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. — М., 1993.
9. Дион Кассий. Римская история. Конец Антония и Клеопатры // Памятники поздней античной научно-художественной литературы. — М., 1964. — С. 126—
10. Евсевий. Хроника. Список Птолемеев / Пер. А. Мартынова. — Доступно: http://ancientrome.ru/antlitr/eusebius/chronicle/ptolemaios.htm
11. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Том 2. — М., 2002.
12. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе (Клавдий Гален) // Вестник древней истории, 1948, № 2. — С. 447—
13. Мартынов А. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Части 1—
14. Мартынов А. Система мер времени в древних странах Ближнего Востока. // Наука и Техника (Харьков), № 6, июнь 2007. — С. 12—
15. Немировский А. И., Дашкова М. Ф. Луций Анней Флор — историк Древнего Рима. — Воронеж, 1977.
16. Немировский А. И., Дашкова М. Ф. «Римская история» Веллея Патеркула. — Воронеж, 1985.
17. Орозий Павел. История против язычников. — СПб., 2004.
18. Парфенов В. Н. Битва при Акции: легенда и действительность // Античный мир и археология. Вып. 6. Саратов, 1986. С. 57—
19. Плутарх. Антоний // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. Том 3. — СПб., 2001.
20. Редер Д. Г. Из истории одного древнеегипетского города // ВДИ, 1948, № 2. — С. 141—
21. Ростовцев М. И. Рождение Римской империи. — М., 2003.
22. Смыков Е. В. Антоний и Дионис (из истории религиозной политики триумвира М. Антония) // Античный мир и археология. Вып. 11. — Саратов, 2002. — С. 80—
с.136
23. Страбон. География в 17 книгах. — Л., 1964.
24. Тураев Б. А. История Древнего Востока. — Минск, 2004.
25. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме. Побеждённые. — СПб., 2006.
26. Чернышов Ю. Г. Социально — утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Часть 1. До установления принципата. — Новосибирск, 1994.
27. Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae». — СПб., 2005.