Г. Е. Кизерицкий

Музей древней скульптуры

Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901.

с. III

Пред­и­сло­вие к пер­во­му изда­нию.

Петр Вели­кий поло­жил нача­ло нахо­дя­ще­му­ся ныне в Импе­ра­тор­ском Эрми­та­же собра­нию гре­ко-рим­ской скульп­ту­ры сде­лан­ны­ми, по его пове­ле­нию, в 1718 году в Риме, при­об­ре­те­ни­я­ми ста­туй: Вене­ры Таври­че­ской (№ 347), Вене­ры, вне­сен­ной в ката­лог под № 20, и Пас­ту­ха, запи­сан­но­го под № 158. Г. Леон­тьев собрал в издан­ных им в 1851 году Про­пи­ле­ях (I, стр. 133, 134) дра­го­цен­ные сведе­ния о пере­го­во­рах, веден­ных, по это­му пред­ме­ту, с рим­ским дво­ром, сна­ча­ла капи­та­ном Юри­ем Коло­гри­во­вым, а потом гра­фом Рагу­зин­ским и быв­шим тогда аген­том в Вене­ции Бекле­ми­ше­вым.

От Пет­ра Вели­ко­го до Ека­те­ри­ны II мы не име­ем изве­стий о при­об­ре­те­ни­ях по части древ­ней скульп­ту­ры.

На при­ра­ще­ние каби­не­та анти­ков при Ека­те­рине II ука­зы­ва­ют, за недо­стат­ком офи­ци­аль­ных доку­мен­тов, три сле­дую­щие сочи­не­ния:

1. Ca­va­cep­pi, Rac­col­ta d’an­ti­che sta­tue etc. Ro­ma 1778. 3 vol. fol. — В этом сбор­ни­ке пока­за­ны нахо­дя­щи­ми­ся в С.-Петер­бур­ге четы­ре антич­ных бюста, реста­ври­ро­ван­ных скуль­п­то­ром Кава­чеп­пи:

a) Tes­ta in­cog­ni­ta, II, 9. — Это бюст Филип­па ара­ви­тя­ни­на, № 214;

b) Ales­sandro Se­ve­ro, ibid., 26. — Голо­ва эта при­зна­на порт­ре­том Дру­за Цеза­ря, № 238;

c) Mar­cel­lo, ibid., 32 и

d) In­cog­ni­ta, ibid., 351. Сверх того (I, 50), под­но­жие кан­де­лаб­ра, № ката­ло­га 298.

с. IV 2. J. Ber­noul­li’s Rei­sen durch Bran­den­burg, Pom­mern, Pre­us­sen, Cur­land, Russland und Poh­len, in den Jah­ren 1777 und 1778. Leip­zig. 1780. VI vols. — Сверх виден­ных им в Лет­нем двор­це Импе­ра­три­цы анти­ков и меж­ду про­чи­ми Таври­че­ской Вене­ры (V, с. 71), уче­ный путе­ше­ст­вен­ник упо­ми­на­ет о кол­лек­ции скульп­тур­ных древ­но­стей, при­ве­зен­ных в 1777 году из Рима обер-камер­ге­ром И. И. Шува­ло­вым, как кажет­ся, по пору­че­нию Импе­ра­три­цы. Из анти­ков, кото­рые Бер­ну­льи видел в доме Шува­ло­ва, в Эрми­та­же нахо­дят­ся:

a) пре­крас­ная колос­саль­ная голо­ва Юно­ны (№ 44), при кото­рой най­де­на, по сло­вам Бер­ну­льи (V, с. 63), и нога от той же ста­туи;

b) голо­ва Ахил­ле­са (№ 171); тако­вою при­зна­вал ее и Рафа­эль Менгс (там же);

c) четыр­на­дцать ваз из восточ­но­го але­баст­ра (см. залы II, VI и VIII), о кото­рых Бер­ну­льи гово­рит толь­ко, что они очень кра­си­вы и хоро­шо сохра­ни­лись (там же, с. 64).

3. James Dal­laway, Anec­do­tes of the arts in England. Lon­don. 1800. 1 vol. — В чис­ле анти­ков, най­ден­ных в 1769 году Гави­ном Гамиль­то­ном в вил­ле Адри­а­на (Пан­та­нел­ло), близ Тиво­ли, автор (с. 369, 370) упо­ми­на­ет о куп­лен­ных гене­ра­лом Schwal­loff (то есть обер-камер­ге­ром Шува­ло­вым, и веро­ят­но по пору­че­нию Импе­ра­три­цы) голо­вах:

a) Анти­ноя, см. №№ 66, 74;

b) Саби­ны (?);

c) неиз­вест­но­го юно­ши (?). Он гово­рит, сверх того (с. 389), что некто Лайд Бро­ун (Ly­de Browne) про­дал в 1787 г., за 23.000 ливр. стерл., аген­ту Рос­сий­ской Импе­ра­три­цы собран­ную им в Уйм­бле­доне (Wimble­don) кол­лек­цию древ­них скульп­тур­ных про­из­веде­ний. В чис­ле их осо­бен­но заме­ча­тель­ным счи­тал­ся бюст Люция Вера2.

Эти изве­стия очень важ­ны; они дока­зы­ва­ют, что, за немно­ги­ми исклю­че­ни­я­ми, все памят­ни­ки древ­ней скульп­ту­ры, пере­шед­шие в 1850 году с. V из Цар­ско­сель­ско­го, Таври­че­ско­го и дру­гих двор­цов в Импе­ра­тор­ский Эрми­таж, про­ис­хо­дят от кол­лек­ции, собран­ной в Риме, в кон­це XVIII века, г. Лайд Бро­уном. К это­му-то нача­лу, за неиме­ни­ем более поло­жи­тель­ных дан­ных, и сле­ду­ет отне­сти все те анти­ки Импе­ра­тор­ско­го музея, про­ис­хож­де­ние кото­рых не опре­де­ле­но спе­ци­аль­ным обра­зом в насто­я­щем ката­ло­ге.

При Импе­ра­то­ре Пав­ле I (если толь­ко сло­во Em­pe­ror постав­ле­но не по ошиб­ке вме­сто Empress, см. Dal­laway, p. 370), некто г. Кох (Mr de Coch) при­об­рел для рус­ско­го госуда­ря:

a) ста­тую Купидо­на, см. № 6 и

b) голо­ву Юно­ны, см. №№ 41, 186. И та и дру­гая при­над­ле­жа­ли к анти­кам, най­ден­ным Гамиль­то­ном в Пан­та­нел­ло, в 1769 году.

При Импе­ра­то­ре Алек­сан­дре I, кажет­ся, вовсе не при­об­ре­те­но памят­ни­ков древ­ней скульп­ту­ры.

При Импе­ра­то­ре Нико­лае I при­об­ре­те­ны:

В 1851 году a) собра­ние Деми­до­ва, состо­яв­шее из 24 пред­ме­тов древ­ней скульп­ту­ры, меж­ду кото­ры­ми 16 ста­туй. Из них одна часть добы­та рас­коп­ка­ми, про­из­веден­ны­ми г. Деми­до­вым в Ита­лии в 1818—1825 гг.; дру­гая куп­ле­на в Риме у анти­ква­рия Вес­ко­ва­ли.

b) четы­ре ста­туи из собра­ния Нани в Вене­ции; ныне остат­ки это­го собра­ния пере­не­се­ны в Ленья­ро, близ Падуи.

c) ста­туя дорий­ско­го юно­ши (№ 153), куп­лен­ная у г. Сан­кви­ри­ко, в Вене­ции.

d) ста­туя арха­и­че­ской музы, бюст Гер­ма­ни­ка и два баре­лье­фа (№№ 303, 203, 332, 333), куп­лен­ные так­же в Вене­ции, у гг. Рикет­ти и Рот­та.

e) две ста­туи (№№ 316, 342), четы­ре бюста (№№ 45, 168, 255, 357) и один баре­льеф (№ 293), при­слан­ные Папою Пием IX вза­мен при­об­ре­тен­ной Импе­ра­то­ром Нико­ла­ем I зем­ли, на горе Пала­тин­ской, для про­из­веде­ния рас­ко­пок.

В 1852 году пять­де­сят четы­ре анти­ка из кол­лек­ции Лаваль в С.-Петер­бур­ге. Ката­ло­ги этой кол­лек­ции, состав­лен­ной в нача­ле XIX сто­ле­тия в Ита­лии, — не опре­де­ля­ют про­ис­хож­де­ния пред­ме­тов, вошед­ших в состав ее.

с. VI В 1853 году моза­ич­ный пол (№ 212).

Сверх того, в раз­ные вре­ме­на, несколь­ко отдель­ных пьес из собра­ний Тати­ще­ва, Нес­сель­ро­де и т. д.

При Импе­ра­то­ре Алек­сан­дре II:

В 1859 году Вене­ра Эрми­та­жа (№ 343).

В 1861 году заме­ча­тель­ней­шие 78 пьес (в чис­ле их 43 ста­туи) из антич­ной гал­ле­реи Мар­ки­за Кам­па­на в Риме.

В 1863 году ста­туя жри­цы, най­ден­ная в 1823 году на ост­ро­ве Ана­фе (Нане­фи).


С. Гедео­нов.

С.-Петер­бург,
17 Авгу­ста 1866 года
.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Меж­ду бюста­ми Эрми­та­жа мы не нашли доста­точ­но под­хо­дя­щих к гра­ви­ро­ван­ным в сочи­не­нии Кава­чеп­пи изо­бра­же­ни­ям двух послед­них нуме­ров.
  • 2Ката­лог кол­лек­ции Бро­у­на, в Уйм­бле­доне, напе­ча­тан в 1787 году; к сожа­ле­нию, ни в С.-Петер­бур­ге, ни в Лон­доне, ни в Пари­же, не ока­за­лось до сих пор ни одно­го экзем­пля­ра этой кни­ги.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1389418940 1407695008 1407695019 1407960002 1407960003 1407960004