Г. Е. Кизерицкий

Музей древней скульптуры

Кизерицкий Г. Музей древней скульптуры. Изд. 4-е, испр. и доп. Типография А. Бенке, СПб, 1901.

с. VII

Пред­и­сло­вие к третье­му изда­нию.

Про­шло трид­цать лет с тех пор, как появи­лось пер­вое изда­ние ката­ло­га гал­ле­реи древ­ней скульп­ту­ры Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа. В тече­ние это­го дол­го­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни мно­го­чис­лен­ные рас­коп­ки доста­ви­ли исто­рии древ­ней скульп­ту­ры так мно­го новых дан­ных, отно­ся­щих­ся к более точ­но­му опре­де­ле­нию сти­ля и вре­ме­ни древне-клас­си­че­ских скульп­тур­ных про­из­веде­ний, что сама исто­рия древне-клас­си­че­ско­го искус­ства, мож­но ска­зать, при­ня­ла теперь совер­шен­но дру­гой, вполне изме­нив­ший­ся про­тив преж­не­го, вид. Конеч­но такой пере­во­рот в нау­ке не мог не повли­ять на новое изда­ние ката­ло­га: при немно­гих лишь пред­ме­тах мож­но было сохра­нить преж­нее опи­са­ние и оцен­ку.

Несколь­ко лет тому назад все древ­ние скульп­тур­ные пред­ме­ты наше­го музея были тща­тель­но вымы­ты водою и мылом, при чем они, меж­ду про­чим, осво­бо­ди­лись от густо­го слоя крас­ки, во мно­гих местах их покры­вав­шей и мешав­шей при опре­де­ле­нии того, какие части их сле­до­ва­ло счи­тать древни­ми и какие при­бав­лен­ны­ми позд­ней­ши­ми рестав­ра­то­ра­ми. Эта чист­ка ока­за­лась очень выгод­ной для наших пред­ме­тов, так как не толь­ко наши ста­туи сде­ла­лись досто­вер­ным мате­ри­а­лом для науч­ных иссле­до­ва­ний, но и во мно­гих слу­ча­ях они, после уда­ле­ния крас­ки, обна­ру­жи­лись очень важ­ны­ми в науч­ном и сти­ли­сти­че­ском отно­ше­ни­ях скульп­тур­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми. Хотя и при­хо­дит­ся при­знать­ся, что после очист­ки неко­то­рые, преж­де про­слав­лен­ные, ста­туи и голо­вы ока­за­лись чисты­ми совре­мен­ны­ми под­дел­ка­ми или копи­я­ми с пред­ме­тов дру­гих музеев; с. VIII но это­му мож­но лишь радо­вать­ся, пото­му что эти сомни­тель­ные древ­но­сти более не будут вво­дить в заблуж­де­ние архео­ло­ги­че­скую нау­ку.

Что же каса­ет­ся до про­ис­хож­де­ния наших пред­ме­тов, то для мно­гих вещей оно в пер­вом изда­нии ката­ло­га оста­ва­лось не выяс­нен­ным, так как соста­ви­тель того изда­ния, быв­ший дирек­тор Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа С. Гедео­нов, в 1866 году, к сожа­ле­нию еще ниче­го не знал о суще­ст­во­ва­нии ката­ло­гов кол­лек­ции Лай­да Бро­у­на, куп­лен­ной Импе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной Вто­рой и состав­ля­ю­щей, долж­но быть, зна­чи­тель­ную часть наше­го скульп­тур­но­го музея. Лишь в 1867 году Гедео­но­ву посчаст­ли­ви­лось най­ти в биб­лио­те­ке Бри­тан­ско­го Музея ката­ло­ги это­го собра­ния, один под загла­ви­ем: Ca­ta­lo­gus ve­te­ris aevi va­rii ge­ne­ris mo­nu­men­to­rum, quae Ci­me­liar­chio Ly­de Browne Arm. Ant. soc. soc. apud Wimble­don as­ser­van­tur. 1768, а дру­гой под загла­ви­ем: Ca­ta­lo­go dei più scel­ti e pre­zio­si mar­mi, che si con­ser­va­no nel­la Gal­le­ria del Sigr Ly­de Browne, Ca­va­lie­re Ingle­se a Wimble­don nel­la con­tea di Sur­ry; rac­col­ti con gran spe­sa nel cor­so di trent’an­ni, mol­ti dei qua­li si am­mi­ra­va­no pri­ma nel­le più ce­leb­ri gal­le­rie di Ro­ma. In Londra, 1799. Pres­so Car­lo Ri­vington. При помо­щи най­ден­ных ката­ло­гов быв­ше­му стар­ше­му хра­ни­те­лю I-го отде­ле­ния Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа, ака­де­ми­ку Л. Э. Сте­фа­ни, уда­лось опре­де­лить, откуда про­ис­хо­дят очень мно­гие пред­ме­ты; см. Bul­let, de l’Acad. des Scien­ces de St. Pé­tersbourg, T. XVII, p. 500—512 = Mé­lan­ges gré­co-ro­mains T. III, p. 345—362. Эти, им добы­тые дан­ные, за исклю­че­ни­ем толь­ко немно­гих не оправ­дав­ших­ся, теперь вклю­че­ны в насто­я­щее изда­ние ката­ло­га.

К опи­са­нию пред­ме­тов при­бав­ле­ны так­же, насколь­ко воз­мож­но по нынеш­не­му состо­я­нию нау­ки, ука­за­ния на вре­мя их про­ис­хож­де­ния и на шко­лы, к кото­рым они при­над­ле­жат. Заме­ча­ния же преж­не­го ката­ло­га отно­си­тель­но рестав­ра­ций при­шлось почти все зано­во пере­де­лать, вслед­ст­вие выше­упо­мя­ну­той очист­ки древ­но­стей. В кон­це ката­ло­га, кро­ме того, при­бав­ле­ны сле­дую­щие три пере­ч­ня, кото­рые, без сомне­ния, упро­стят поль­зо­ва­ние им при науч­ных работах:

1) пере­чень назва­ний пред­ме­тов;

2) пере­чень мест­но­стей, из кото­рых про­ис­хо­дят Эрми­таж­ные памят­ни­ки, и

с. IX 3) пере­чень памят­ни­ков, разде­лен­ных по пери­о­дам исто­рии искус­ства.

В цар­ст­во­ва­ние в Бозе почив­ше­го Импе­ра­то­ра Алек­сандра III при­об­ре­те­ны сле­дую­щие пред­ме­ты:

В 1884 году ста­ту­эт­ка Аскле­пия (№ 277A).

В 1887 году из быв­ше­го музея Кня­зей Голи­цы­ных в Москве ста­туи отды­хаю­ще­го Сати­ра (№ 1A), Умо­ля­ю­щей (№ 166A) и сидя­ще­го поэта (№ 166B); голо­вы Арте­ми­ды (№ 188B), жен­щи­ны (№ 192B), юно­ши (№ 355A), Меле­а­г­ра (№ 355B), импе­ра­то­ра Ком­мо­да (№ 222), Гале­рия Анто­ни­на (№ 227) и голов­ка рим­ско­го вои­на в шле­ме (№ 288A); вак­хи­че­ский баре­льеф (№ 295A); рука с пате­рою (№ 287A); два кан­де­лаб­ра (№№ 190A, 190B); над­гроб­ная над­пись (№ 96C) и погре­баль­ная урна (№ 301A).

В 1888 году из собран­ной в Гре­ции кол­лек­ции Гра­фа Блудо­ва ста­ту­эт­ки Пер­се­фо­ны (№ 151A) и Харит (№ 152A); а так­же заме­ча­тель­ней­шая голо­ва Дио­ни­са (№ 188A).

В 1893 году гре­че­ский сар­ко­фаг (№ 192A).

В 1894 году из быв­ше­го музея клас­си­че­ской архео­ло­гии Импе­ра­тор­ской Ака­де­мии Наук все древ­ние мра­мор­ные пред­ме­ты, в чис­ле кото­рых нахо­дят­ся рим­ский сар­ко­фаг (№ 105A), раз­ные бюсты и баре­лье­фы.

Все­го опи­сан­ных в этом ката­ло­ге древ­них пред­ме­тов 416 штук.


Г. Кизе­риц­кий,

Стар­ший Хра­ни­тель Импе­ра­тор­ско­го Эрми­та­жа по Отде­ле­нию клас­си­че­ской архео­ло­гии и древ­но­стей.


С.-Петер­бург,
6 Мая 1896 года
.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1389418940 1407695008 1407695019 1407960003 1407960004 1408110383