О. Ф. Вальдгауер

Лисипп

Вальдгауер О. Ф. ЛИСИПП. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923.

с.7

ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРЕДАНИЕ О ЛИСИППЕ

Исто­рик антич­но­го искус­ства име­ет стран­ное «пре­иму­ще­ство» перед иссле­до­ва­те­лем раз­ви­тия худо­же­ст­вен­но­го твор­че­ства новей­ших вре­мен: он очень мало зна­ет о внеш­ней жиз­ни вели­ких дея­те­лей — худож­ни­ков инте­ре­су­ю­щей его эпо­хи. В самом деле слиш­ком лег­ко мы увле­ка­ем­ся теми или ины­ми част­но­стя­ми из жиз­ни выдаю­щих­ся носи­те­лей худо­же­ст­вен­ной мыс­ли, забы­вая при этом, что эта внеш­няя жизнь в сущ­но­сти име­ет мало обще­го с той жиз­нью, кото­рою худож­ник как тако­вой жил, и кото­рою он для нас ценен. Прав­да, утвер­жда­ют, что обсто­я­тель­ства внеш­не­го харак­те­ра вли­я­ли на худож­ни­ка в том или ином направ­ле­нии, ста­вя его перед опре­де­лен­ны­ми зада­ча­ми или лишая его воз­мож­но­сти даль­ней­ше­го раз­ви­тия. Но, дума­ет­ся, такие объ­яс­не­ния искус­ст­вен­ны, как буд­то бы соеди­не­ние этих обсто­я­тельств было в состо­я­нии оста­но­вить и изме­нить ход эво­лю­ции твор­че­ско­го гения. В дей­ст­ви­тель­но­сти внеш­ние обсто­я­тель­ства все­гда сла­га­лись так, как это было необ­хо­ди­мо для твор­че­ства худож­ни­ка, и толь­ко поверх­ност­ное отно­ше­ние к зада­ни­ям вели­ко­го гения может при­ве­сти к утвер­жде­нию, что его худо­же­ст­вен­ное раз­ви­тие при­ня­ло бы дру­гой обо­рот при дру­гих обсто­я­тель­ствах. Роко­вая необ­хо­ди­мость царит над гени­ем, и, как выс­шее свое тво­ре­ние, Нату­ра окру­жа­ет его всем тем, в чем он нуж­да­ет­ся, то спо­соб­ст­вуя его успе­ху, то обстав­ляя его путь труд­но­стя­ми для их пре­одо­ле­ния, то пере­се­кая уклон его в сто­ро­ну невоз­мож­но­го; неми­ло­серд­но она же обры­ва­ет его жиз­нен­ную нить тогда, когда он успел выска­зать все то, что имел ска­зать, не допус­кая пре­вра­ще­ния его в про­сто­го смерт­но­го, «создан­но­го, чтобы жить, пло­дить­ся и уми­рать». Сред­ства воздей­ст­вия, при­ме­ня­е­мые Нату­рою по отно­ше­нию к ее избран­ным, мало инте­рес­ны, с.8 важен резуль­тат, ход раз­ви­тия, кото­рый пред­на­ме­чен для гения Судь­бою, и кото­рый при­вел его к высотам худо­же­ст­вен­но­го миро­со­зер­ца­ния.

Для исто­ри­ка антич­но­го искус­ства соблазн увлечь­ся мело­ча­ми лич­ной жиз­ни худож­ни­ка отпа­да­ет, — у нас таких дан­ных нет. Спра­вед­ли­во эллин видел в худож­ни­ке, как чело­ве­ке, лишь ремес­лен­ни­ка, работав­ше­го в мало завид­ной обста­нов­ке, и инте­ре­со­вал­ся им толь­ко постоль­ку, посколь­ку он тво­рил. Имя худож­ни­ка для нас, таким обра­зом, мало свя­за­но с тем или иным гре­ком, жив­шим тогда-то при таких-то усло­ви­ях, — оно для нас явля­ет­ся лишь сим­во­лом твор­че­ской силы, дей­ст­во­вав­шей в опре­де­лен­ном направ­ле­нии и, смот­ря по объ­е­му при­су­щей ей энер­гии, являв­шей­ся выра­зи­те­лем духа сво­его вре­ме­ни в ося­за­тель­ных фор­мах или твор­цом веч­ных идей.

Имя Лисип­па окру­же­но сла­вой гения, твор­че­ство кото­ро­го име­ет миро­вое зна­че­ние. Это имя охва­ты­ва­ет целый мир явле­ний, эта жизнь созда­ла мир идей. Зна­че­ние его пони­ма­ли совре­мен­ни­ки, пони­ма­ли и эпи­го­ны; может быть, смут­но, но созна­ние о все­объ­ем­лю­щей силе его гения про­ник­ло глу­бо­ко в души луч­ших пред­ста­ви­те­лей позд­них эпох эллин­ской куль­ту­ры. Они окру­жа­ли его имя леген­да­ми, кото­рые долж­ны были объ­яс­нить те или иные осо­бен­но­сти его тво­ре­ний, они виде­ли в нем завер­ши­те­ля все­го того, к чему стре­ми­лась пла­сти­ка пред­ше­ст­ву­ю­щих веков, оце­ни­вая зна­че­ние тех или иных вели­ких вая­те­лей под углом зре­ния лисип­по­в­ско­го искус­ства, т. е. посколь­ку они пред­вос­хи­ща­ли худо­же­ст­вен­ные при­е­мы вели­ко­го масте­ра. Эти рас­ска­зы скуд­ны и жал­ки, это — суж­де­ния из уст худож­ни­ков, при­вык­ших не гово­рить и выра­жать­ся сло­ва­ми, а фор­ма­ми, пере­дан­ны­ми то люби­те­ля­ми пустых, но звон­ких фраз, сочи­ни­те­ля­ми мод­ных стиш­ков, или уче­ны­ми, не раз­би­рав­ши­ми­ся в вопро­сах чисто худо­же­ст­вен­но­го харак­те­ра и запи­сы­вав­ших более или менее доб­ро­со­вест­но услы­шан­ное или про­чи­тан­ное. Мы долж­ны поль­зо­вать­ся эти­ми леген­да­ми и рас­ска­за­ми, эти­ми суж­де­ни­я­ми и опре­де­ле­ни­я­ми, так как они все-таки про­ло­жат путь к уста­нов­ле­нию обра­зов, создан­ных Лисип­пом, к ото­жест­вле­нию сре­ди мас­сы копий позд­ней­ших вре­мен тех типов, кото­рые вос­хо­дят к рез­цу само­го вели­ко­го худож­ни­ка или воз­ник­ли под непо­сред­ст­вен­ным его вли­я­ни­ем. Воз­мож­но, даже веро­ят­но, что мы будем оши­бать­ся, вклю­чая в чис­ло про­из­веде­ний Лисип­па не при­над­ле­жа­щие ему лич­но скульп­ту­ры, воз­ник­шие лишь в кру­ге его бли­жай­ших сотруд­ни­ков. Такие ошиб­ки испра­вит нау­ка в буду­щем, но едва ли та кар­ти­на, кото­рую мы можем в насто­я­щее вре­мя набро­сать о худо­же­ст­вен­ном обли­ке вели­ко­го гения, дале­ка от исти­ны. Это — лич­ность слиш­ком яркая, чтобы оста­вать­ся в с.9 туман­ной неяс­но­сти, тень ее слиш­ком опре­де­лен­но рас­про­стра­ня­ет­ся по худо­же­ст­вен­но­му твор­че­ству позд­ней­ших эпох.

Дея­тель­ность Лисип­па охва­ты­ва­ет всю вто­рую поло­ви­ну IV в. до Р. Х. и свя­за­на, таким обра­зом, с эпо­хой вели­чай­ше­го исто­ри­че­ско­го зна­че­ния, с эпо­хой раз­ло­же­ния все­го древ­не­го куль­тур­но­го мира и созда­ния новой так назы­вае­мой элли­ни­сти­че­ской куль­ту­ры. Пело­пон­нес­ская вой­на, вырвав­шая руль из рук Афин, дове­ла всю Элла­ду до края гибе­ли. Ужас­ные раз­ру­ше­ния, про­из­веден­ные почти трид­ца­ти­лет­ней борь­бой Афин со Спар­тою, двух вели­ких сопер­ни­ков-пре­тен­ден­тов на геге­мо­нию над эллин­ским миром, рас­про­стра­ни­лись на все обла­сти эко­но­ми­че­ской жиз­ни, а даль­ней­шие, непре­кра­щаю­щи­е­ся спо­ры и вой­ны не дава­ли даже пере­дыш­ки несчаст­ным народ­но­стям Элла­ды. Ужас­ная борь­ба, совер­шен­но исто­щив­шая глав­ных носи­те­лей клас­си­че­ской эллин­ской куль­ту­ры, лиши­ла их спо­соб­но­сти к новой твор­че­ской рабо­те в обла­сти государ­ст­вен­но­го стро­и­тель­ства, какой-то мелоч­ный, жал­кий харак­тер носит все, что пред­при­ни­ма­лось раз­лич­ны­ми вою­ю­щи­ми друг с дру­гом гре­че­ски­ми народ­но­стя­ми. Прав­да, ино­гда всплы­ва­ют лич­но­сти, окры­лен­ные вели­ким иде­а­лиз­мом, меч­тав­шие о вос­ста­нов­ле­нии ста­ро­го блес­ка, но обрат­ная сто­ро­на меда­ли — серая дей­ст­ви­тель­ность — пока­зы­ва­ет пол­ную инерт­ность народ­ных масс, неспо­соб­ных под­ни­мать­ся над уров­нем самых узких лич­ных инте­ре­сов.

Такое поло­же­ние стра­ны не мог­ло содей­ст­во­вать раз­ви­тию мону­мен­таль­но­го искус­ства как это было в вели­кую эпо­ху V века; луч­шие эле­мен­ты ухо­ди­ли от поли­ти­ки и пред­по­чи­та­ли огра­ни­чи­вать­ся сво­и­ми лич­ны­ми дела­ми. На такой поч­ве во всех про­яв­ле­ни­ях духов­ной жиз­ни обще­ства раз­ви­ва­ет­ся инди­виду­а­лизм, кото­рый не мог не повли­ять и на раз­ви­тие изо­бра­зи­тель­ных искусств.

Без­вы­ход­ность поло­же­ния заста­ви­ла взо­ры государ­ст­вен­ных дея­те­лей обра­тить­ся на Восток, и пер­сид­ский царь дик­то­вал усло­вия мира эллин­ским государ­ствам, кото­рые одним сто­ле­ти­ем рань­ше вышли победи­те­ля­ми из борь­бы с Ази­ей. В обра­зо­вав­шем­ся хао­се ази­ат­ская дер­жа­ва каза­лась един­ст­вен­ной силой, спо­соб­ной управ­лять миром. На Восток воз­ла­га­ли свои надеж­ды и луч­шие гре­че­ские худож­ни­ки, здесь откры­ва­лась новая аре­на для их дея­тель­но­сти. На служ­бе полу­вар­вар­ско­го царя Мав­со­ла в Гали­кар­нассе состо­я­ли наи­бо­лее выдаю­щи­е­ся гре­че­ские архи­тек­то­ры и вая­те­ли, работая над соору­же­ни­ем его рос­кош­но­го «Мав­со­лея».

Но и Восток раз­ла­гал­ся; древ­не­пер­сид­ское государ­ство отжи­ва­ло свой век, и толь­ко бла­го­да­ря пол­но­му бес­си­лию Гре­ции оно сохра­ня­ло пер­вен­ст­ву­ю­щую роль. Древ­ний мир нуж­дал­ся в силь­ной вла­сти, поч­ва с.10 была под­готов­ле­на к воз­ник­но­ве­нию новой, мощ­ной государ­ст­вен­ной еди­ни­цы, для созда­ния на раз­ва­ли­нах ста­ро­го мира новой куль­ту­ры.

Зада­ча объ­еди­не­ния антич­ных куль­тур­ных стран выпа­ла на долю Македо­нии и была бле­стя­ще выпол­не­на вели­ким Алек­сан­дром. Так новый «элли­ни­сти­че­ский» мир сме­нил ста­рый эллин­ский, так созда­лась новая куль­ту­ра, в кото­рой все жиз­не­спо­соб­ные эле­мен­ты про­шлых вре­мен мог­ли раз­ви­вать­ся с новой силой, и два про­ти­во­по­лож­ных кру­га — Восток и Запад — вза­им­но опло­до­тво­ряя друг дру­га, при­ве­ли чело­ве­че­ство к ново­му рас­цве­ту.

Новый мир, родив­ший­ся из соче­та­ния слиш­ком утон­чен­но­го, вырож­даю­ще­го­ся элли­низ­ма с отпрыс­ка­ми древ­не­во­сточ­ной куль­ту­ры, несрав­нен­но бли­же совре­мен­но­му чело­ве­че­ству, чем клас­си­че­ская Элла­да. Он раз­ви­вал в себе те эле­мен­ты, кото­рые при­ве­ли к тор­же­ству хри­сти­ан­ства, кото­рые выдви­ну­ли на пер­вый план пси­хи­че­ские силы чело­ве­ка, не успев­шие созреть в ясном, све­жем возду­хе эллин­ско­го мира и сло­жив­ши­е­ся впо­след­ст­вии в мисти­че­ский полу­мрак сред­не­ве­ко­вой церк­ви.

Вели­чай­ший гений, вопло­тив­ший в сво­их про­из­веде­ни­ях неустан­ную внут­рен­нюю борь­бу совре­мен­но­го чело­ве­ка-мисти­ка, стре­мя­ще­го­ся к све­ту, Микель Андже­ло чув­ст­во­вал это внут­рен­нее род­ство с элли­низ­мом. Если Лао­ко­он вызы­вал его вос­торг, если антич­ный элли­ни­сти­че­ский торс был пере­во­пло­щен им в ста­тую Св. Мат­вея, если целый ряд его про­из­веде­ний бли­жай­шим обра­зом свя­зан с элли­ни­сти­че­ским искус­ст­вом, то это не слу­чай­ность. В элли­низ­ме родил­ся совре­мен­ный чело­век, в лице Микель Андже­ло он дошел до пол­но­го раз­ви­тия сво­их твор­че­ских сил; и вот он смут­но, но опре­де­лен­но вспо­ми­на­ет о сво­ей родине на даль­них бере­гах Эгей­ско­го моря.

Лисипп пере­жил эту эпо­ху, но не толь­ко внеш­няя жизнь его свя­за­на с ней. Как Микель Андже­ло, он вопло­щал ее внут­рен­нюю сущ­ность; он нам дорог не толь­ко как послед­ний носи­тель эллин­ско­го искус­ства, но и как созида­тель ново­го элли­ни­сти­че­ско­го худо­же­ст­вен­но­го миро­воз­зре­ния. А пото­му его имя явля­ет­ся толь­ко сим­во­лом «как море, кото­рое име­ет свое назва­ние у людей и на кар­тах, в дей­ст­ви­тель­но­сти же есть толь­ко даль, дви­же­ние и глу­би­на» (Риль­ке. «Роден»).

Про­следим путь его внеш­ней жиз­ни, насколь­ко это воз­мож­но, хотя это, конеч­но, не суще­ст­вен­но. Рас­ска­зы­ва­ют, что он родил­ся в Сики­оне, в малень­ком горо­де по сосед­ству с Арго­сом и работал там, в Сики­оне, как скром­ный ремес­лен­ник-под­ма­сте­рье в одной из боль­ших худо­же­ст­вен­ных мастер­ских слав­но­го горо­да. Сики­он и Аргос мог­ли гор­дить­ся сво­им худо­же­ст­вен­ным про­шлым. Там тво­ри­ли еще в кон­це с.11 VI в. вели­кие масте­ра Ари­стокл и Аге­лад, к Аргос­ской шко­ле при­над­ле­жит Поли­клет, тво­рец иде­а­ла чело­ве­че­ской фигу­ры вто­рой поло­ви­ны V в. Шко­ла этих вели­ких худож­ни­ков пред­став­ля­ла собою стро­гую худо­же­ст­вен­ную тра­ди­цию, из кото­рой вышла не одна «клас­си­че­ская» ста­туя. Дра­го­цен­ная брон­за была излюб­лен­ным мате­ри­а­лом этой шко­лы, обра­бот­ка ее, чув­ство мате­ри­а­ла вошли в плоть и кровь юно­го масте­ра. Гнет вели­ко­го про­шло­го смог бы уни­что­жить инди­виду­аль­ное твор­че­ство менее яркой лич­но­сти, чем та, кото­рую пред­став­лял собою Лисипп. Прав­да, он учил­ся, учил­ся не хуже дру­гих и, может быть, изре­че­ние его, что он — уче­ник «Дори­фо­ра» Поли­кле­та, даже прав­до­по­доб­но; но он не мог удо­вле­тво­рить­ся теми зада­ча­ми, кото­рые ему ста­ви­лись. Вре­мя иде­аль­ных спо­кой­ных форм, куль­та чело­ве­че­ской кра­соты, как тако­вой, про­шло, и тот нерв­ный тре­пет, кото­рый явил­ся резуль­та­том высо­кой диф­фе­рен­ци­а­ции куль­тур­но­го чело­ве­ка, искал новых обра­зов, в кото­рых он нахо­дил бы отго­ло­сок сво­его ново­го «я». Объ­ек­тив­но пре­крас­ное не отве­ча­ло субъ­ек­тив­но­му мыш­ле­нию того слож­но­го пси­хи­че­ско­го меха­низ­ма, кото­рым был новый чело­век. А Лисипп все­це­ло был чело­ве­ком ново­го вре­ме­ни, соеди­няв­ше­го в себе эле­мен­ты вырож­де­ния и воз­рож­де­ния.

Изда­ле­ка разда­вал­ся голос, зву­чав­ший, веро­ят­но, стран­но в тихой клас­си­че­ской атмо­сфе­ре Сики­о­на; то был голос гени­аль­но­го парос­ца Ско­па­са, уже тво­рив­ше­го свои новые обра­зы, пре­ис­пол­нен­ные стра­стью и стра­да­ни­ем. Юный мастер, по-види­мо­му, при­слу­ши­вал­ся к это­му голо­су. Одна­жды, повест­ву­ет леген­да, моло­дой Лисипп обра­тил­ся к масти­то­му живо­пис­цу Евпом­пу с вопро­сом, кому из вели­ких масте­ров сле­до­ва­ло бы под­ра­жать. Ука­зы­вая на тол­пу наро­да, Евпомп отве­тил: «Не про­из­веде­ни­ям искус­ства, а самой при­ро­де». Леген­да обыч­но­го типа и, может быть, она и содер­жит зер­но исти­ны. Что побуди­ло в таком слу­чае Лисип­па поста­вить подоб­ный вопрос, когда вся­ко­му из его това­ри­щей было ясно, каких образ­цов сле­ду­ет дер­жать­ся? В этой леген­де как буд­то чув­ст­ву­ет­ся, что в душу раз­ви­вав­ше­го­ся гения вкра­ды­ва­лись сомне­ния уже тогда, когда твер­дая рука тра­ди­ции ста­ра­лась вести его к опре­де­лен­ной цели.

Мы не зна­ем, что про­ис­хо­ди­ло даль­ше, как Лисипп ушел в мир, как он весь про­ник­ся духом новой эпо­хи. Воз­мож­но, что бли­жай­шее вре­мя было пре­ис­пол­не­но стра­да­ний и разо­ча­ро­ва­ний, что чере­до­ва­лись момен­ты отча­я­ния с момен­та­ми вели­кой радо­сти. Но реши­тель­ный момент насту­пил для Лисип­па. Как Микель Андже­ло дол­жен был встре­тить на сво­ем пути Юлия II, так Лисипп не мог уйти от с.12 Алек­сандра Вели­ко­го. Судь­ба их свя­за­ла. Лисипп стал «при­двор­ным худож­ни­ком», прав­да, не в том смыс­ле сло­ва, как оно обык­но­вен­но пони­ма­ет­ся. Порт­рет Алек­сандра пока­жет нам, чем был Лисипп для Алек­сандра.

Алек­сандр доро­жил друж­бой с вели­ким худож­ни­ком, как Юлий II не мог рас­стать­ся с Микель Андже­ло. Рас­ска­зы­ва­ют, что царь раз­ре­шил толь­ко одно­му скуль­п­то­ру — Лисип­пу, делать его порт­рет; пере­да­ют, что Лисипп пре­под­нес ему ста­ту­эт­ку, изо­бра­жав­шую Герак­ла пиру­ю­щим в кру­гу олим­пий­ских богов, и что эта ста­ту­эт­ка сопро­вож­да­ла заво­е­ва­те­ля мира во всех его похо­дах, что даже взо­ры уми­раю­ще­го царя были устрем­ле­ны на это изва­я­ние.

Неуди­ви­тель­но, что и пре­ем­ни­ки вели­ко­го македон­ца чти­ли так же высо­ко Лисип­па, как пре­ем­ни­ки Юлия II — Микель Андже­ло. Он работал для Кас­сандра, сына Анти­па­тра, и для Селев­ка, царя Сирии. Но подроб­но­стей мы не зна­ем. Харак­тер­но толь­ко, что Кас­сандр зака­зал у Лисип­па образ­цы сосудов для вина, вырос­ше­го в его вла­де­ни­ях. Быть может, в этом сле­ду­ет видеть, как мало пони­ма­ли вели­ко­го гения выскоч­ки-цари того вре­ме­ни, и неволь­но вспо­ми­на­ет­ся роль Лео­нар­до при милан­ском дво­ре.

Лисипп умер в глу­бо­кой ста­ро­сти от голо­да, как гла­сит леген­да, ибо он не мог ото­рвать­ся от работы над послед­ней сво­ей ста­ту­ей. Ито­гом его жиз­ни было огром­ное чис­ло про­из­веде­ний, из кото­рых каж­дое по утвер­жде­нию Пли­ния мог­ло сде­лать его зна­ме­ни­тым худож­ни­ком.

Вот все, что мы зна­ем о внеш­ней жиз­ни гени­аль­но­го худож­ни­ка. Одна­ко, чисто худо­же­ст­вен­но-твор­че­скую био­гра­фию масте­ра нам дадут про­из­веде­ния его. Как один ост­ро­ум­ный совре­мен­ный писа­тель в ответ на при­гла­ше­ние соста­вить свою авто­био­гра­фию напи­сал несколь­ко строк и при­ло­жил спи­сок сво­их сочи­не­ний, отме­чая, что его истин­ная био­гра­фия может быть про­чи­та­на толь­ко по ним, так худо­же­ст­вен­ное раз­ви­тие Лисип­па про­следи­мо для нас толь­ко на пла­сти­че­ских фор­мах, создан­ных им, оно понят­но лишь на том язы­ке, на кото­ром вели­кий гений сам выра­жал свои внут­рен­ние пере­жи­ва­ния.

Око­ло 1500 ста­туй масте­ра было извест­но в древ­но­сти; о таком чис­ле мы узна­ем из анек­дота, буд­то Лисипп от пла­ты за каж­дую ста­тую откла­ды­вал один чер­во­нец, а после его смер­ти их нашли при нем 1500. Но толь­ко незна­чи­тель­ное, срав­ни­тель­но, чис­ло его про­из­веде­ний дошло до нас в упо­ми­на­ни­ях или опи­са­ни­ях древ­них авто­ров, и веро­ят­но нико­гда мы не постиг­нем лич­но­сти масте­ра во всей ее пол­но­те.

Пере­хо­дя к отдель­ным про­из­веде­ни­ям, мы, во-пер­вых, встре­ча­ем упо­ми­на­ние в древ­них источ­ни­ках о несколь­ких изо­бра­же­ни­ях Зев­са с.13 его руки. Самое сре­ди них зна­ме­ни­тое — была колос­саль­ная ста­туя из брон­зы в Тарен­те, вто­рая по вели­чине ста­туя, извест­ная в антич­но­сти. «Достой­но удив­ле­ния, — пишет Пли­ний, — что его [т. е. Зев­са] мож­но, как гово­рят, тро­нуть с места одной рукой; устой­чи­вость фигу­ры так рас­счи­та­на, что ника­кая буря ее не может сва­лить. С этим мастер осо­бен­но счи­тал­ся, ибо на неко­то­ром рас­сто­я­нии, на том месте, где сила вет­ра долж­на была быть слом­ле­на, он поста­вил колон­ну. По этой при­чине, а так­же из за ее вели­чи­ны и труд­но­сти пере­воз­ки не тро­гал ее Фабий Верру­коз, когда он оттуда же взял ста­тую Герак­ла, сто­я­щую ныне на Капи­то­лии». Из это­го рас­ска­за явст­ву­ет, что Лисипп вла­дел все­ми дости­же­ни­я­ми тех­ни­ки сво­его вре­ме­ни, так что даже рим­ские полу­вар­ва­ры-заво­е­ва­те­ли, не стес­няв­ши­е­ся ограб­лять ста­рин­ные куль­тур­ные цен­тры, не мог­ли решить­ся на пере­воз­ку фигу­ры, поста­нов­ка кото­рой все­це­ло сто­я­ла в свя­зи с соору­же­ни­я­ми вокруг нее. Дру­гие ста­туи Зев­са сто­я­ли в Сики­оне, в Арго­се и Мега­ре. Ста­туя Посей­до­на из брон­зы работы Лисип­па сто­я­ла в Корин­фе. Боль­шой извест­но­стью поль­зо­ва­лось изо­бра­же­ние бога-солн­ца на колес­ни­це. Древ­ние писа­те­ли упо­ми­на­ют еще о ста­ту­ях Дио­ни­са, Сати­ра и Эрота; эта послед­няя фигу­ра сто­я­ла в Фес­пи­ях в Бео­тии, в ста­рин­ном хра­ме бога люб­ви, в кото­ром уже нахо­ди­лась ста­туя зна­ме­ни­то­го Пра­к­си­те­ля.

Очень попу­ляр­на была до послед­них эпох антич­но­го мира ста­туя Кай­ро­са, «бла­го­при­ят­но­го слу­чая», кото­рая нахо­ди­лась в одном хра­ме в Сики­оне, а впо­след­ст­вии была пере­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль. Это боже­ство было изо­бра­же­но в виде юно­ши с кры­лья­ми на ногах. В одной эпи­грам­ме дан диа­лог меж­ду ста­ту­ей и зри­те­лем: «Поче­му у тебя кры­лья на ногах». — «Я летаю с быст­ро­тою вет­ра». — «Поче­му у тебя брит­ва в руке». — «Чтобы пока­зать людям, что бла­го­при­ят­ный слу­чай ост­рее лез­вия ножа». — «Поче­му у тебя воло­сы заче­са­ны на лоб». — «Для того, чтобы тот, кто под­хо­дит ко мне, мог бы ухва­тить­ся за них». — «Пре­крас­но, кля­нусь Зев­сом; но поче­му ты лысый на затыл­ке». — «Чтобы никто не мог ухва­тить­ся за меня, раз мой быст­рый полет унес меня». Подоб­ные опи­са­ния — их сохра­ни­лось еще несколь­ко — дают нам неко­то­рое пред­став­ле­ние о ста­туе Лисип­па. Фигу­ра сто­я­ла на шаре, в руках она дер­жа­ла брит­ву и весы, длин­ные воло­сы обрам­ля­ли лоб, на затыл­ке они при­ле­га­ли плос­ко к голо­ве или были корот­ко остри­же­ны. Любо­пыт­но отме­тить алле­го­ри­че­ский эле­мент, высту­паю­щий в дан­ном слу­чае на пер­вый план.

Из изо­бра­же­ний богов упо­мя­нем еще о ста­ту­ях Апол­ло­на и Гер­ме­са, состав­ляв­ших одну груп­пу. Она иллю­ст­ри­ро­ва­ла рас­про­стра­нен­ный миф с.14 об изо­бре­те­нии лиры Гер­ме­сом, кото­рую он, нако­нец, усту­пил Апол­ло­ну. Эта груп­па сто­я­ла на Гели­коне.

Из мифи­че­ских геро­ев Геракл был изо­бра­жен Лисип­пом в целом ряде ста­туй. Колос­саль­ная фигу­ра изо­бра­жа­ла героя отды­хаю­щим после чист­ки стойл Авгия. Опи­са­ние визан­тий­ских писа­те­лей позд­ней­ших вре­мен и вос­про­из­веде­ние на релье­фе так­же визан­тий­ской работы дают нам воз­мож­ность соста­вить себе толь­ко общее пред­став­ле­ние об этой ста­туе. Уста­лый после работы герой сел на бли­жай­шую кор­зи­ну, покрыв ее льви­ной шку­рой; левая рука лок­тем упер­лась в ногу, согну­тую в колене, и под­дер­жи­ва­ла голо­ву, глу­бо­ко опу­щен­ную в знак созна­ния сво­ей тяже­лой уча­сти. Раз­ме­ры ста­туи были огром­ны: голень име­ла вели­чи­ну взрос­ло­го чело­ве­ка. Пер­во­на­чаль­но эта колос­саль­ная ста­туя была постав­ле­на в Тарен­те; одна­ко, рим­ский пол­ко­во­дец Фабий Мак­сим после заво­е­ва­ния горо­да пере­вез ее в Рим, где она была поме­ще­на на Капи­то­лии. Впо­след­ст­вии, когда после пере­не­се­ния сто­ли­цы импе­рии в Кон­стан­ти­но­поль мно­гие горо­да долж­ны были лишить­ся сво­их худо­же­ст­вен­ных сокро­вищ для укра­ше­ния новой сто­ли­цы, и Геракл Лисип­па был пере­ве­зен в Кон­стан­ти­но­поль и поме­щен на Гип­по­дро­ме; здесь он сто­ял до 1202-го года, когда латин­ские кре­сто­нос­цы раз­ру­ши­ли его. Этих вар­ва­ров соблаз­ня­ла боль­ше мас­са метал­ла, неже­ли худо­же­ст­вен­ная цен­ность ста­туи.

В Рим была пере­ве­зе­на и серия ста­туй, изо­бра­жав­шая подви­ги Герак­ла; пер­во­на­чаль­но они были сде­ла­ны для горо­да Али­зии в Акар­на­нии. Из дру­гих изо­бра­же­ний героя упо­мя­нем лишь о зна­ме­ни­той ста­ту­эт­ке, о кото­рой вкрат­це была уже речь. Поэт Ноний Вин­декс, люби­тель искус­ства, жив­ший в кон­це I века по Р. Х., с гор­до­стью пока­зы­вал как одну из луч­ших вещей сво­его собра­ния ста­ту­эт­ку Герак­ла из брон­зы, выши­ною не боль­ше одно­го фута, с над­пи­сью Лисип­па. Ноний Вин­декс рас­ска­зы­вал, что Лисипп пода­рил ее Алек­сан­дру Вели­ко­му как настоль­ное укра­ше­ние; поэто­му она полу­чи­ла назва­ние «Герак­ла эпит­ра­пезия». Алек­сандр, как уже ска­за­но, осо­бен­но ценил эту фигур­ку и нико­гда с ней не рас­ста­вал­ся. Эта ста­ту­эт­ка, буд­то бы, впо­след­ст­вии нахо­ди­лась во вла­де­нии сна­ча­ла Ган­ни­ба­ла, а потом Сул­лы. Герой был изо­бра­жен сидя­щим на ска­ле, покры­той льви­ной шку­рой; опи­ра­ясь левой рукой на пали­цу и дер­жа в пра­вой руке чашу, он смот­рел вверх; по-види­мо­му, сле­до­ва­тель­но, изо­бра­же­ние Герак­ла сре­ди богов, отды­хаю­ще­го после тяже­лых подви­гов зем­ной жиз­ни. Хотя ста­ту­эт­ка собра­ния Нония Вин­дек­са была, может быть, копи­ей, а не ори­ги­на­лом, подроб­ное опи­са­ние ее для нас осо­бен­но цен­но пото­му что, как мы с.15 увидим, на осно­ва­нии его уда­лось уста­но­вить повто­ре­ния того же типа сре­ди дошед­ших до нас мра­мор­ных скульп­тур.

Как у мно­гих выдаю­щих­ся гре­че­ских масте­ров, так и у Лисип­па ста­туи победо­нос­ных атле­тов зани­ма­ют вид­ное место. Такое явле­ние объ­яс­ня­ет­ся не толь­ко тем, что нацио­наль­ные игры в дей­ст­ви­тель­но­сти мож­но счи­тать объ­еди­ня­ю­щи­ми цен­тра­ми эллин­ства, но и осо­бы­ми зада­ча­ми, предъ­яв­ляв­ши­ми­ся худож­ни­кам. Не порт­рет дан­но­го лица инте­ре­со­вал в боль­шин­стве слу­ча­ев, а воз­мож­ность дать лич­ный иде­ал юно­ше­ской кра­соты и ста­вить новые про­бле­мы в изо­бра­же­нии спо­кой­но сто­я­щей или нахо­дя­щей­ся в дви­же­нии фигу­ры.

В свя­зи с име­нем Лисип­па упо­ми­на­ет­ся целый ряд имен победи­те­лей на играх, а кро­ме того, его про­из­веде­ни­ем слы­вет безы­мен­ная ста­туя атле­та, кото­рая и долж­на слу­жить исход­ной точ­кой для пони­ма­ния твор­че­ства Лисип­па. Пли­ний назы­ва­ет эту ста­тую про­сто «Апок­сио­ме­ном», т. е. юно­шей, очи­щаю­щим себя от пыли пале­ст­ры посред­ст­вом скреб­ни­цы. Ясно, что лич­ность изо­бра­жен­но­го лица мало инте­ре­со­ва­ла как Пли­ния, так и его источ­ни­ка; они смот­ре­ли на дан­ную фигу­ру толь­ко с худо­же­ст­вен­ной точ­ки зре­ния. Как мно­гие дру­гие про­из­веде­ния Лисип­па, так и эта ста­туя была пере­ве­зе­на в Рим и постав­ле­на пол­ко­вод­цем импе­ра­то­ра Авгу­ста Агрип­пой перед вновь выстро­ен­ны­ми им рос­кош­ны­ми баня­ми. Тибе­рий, увле­ка­ясь кра­сотой фигу­ры, велел пере­не­сти ее в свои покои во дво­рец; но когда об этом ста­ло извест­но в теат­ре, пере­пол­нен­ном наро­дом, под­нял­ся нево­об­ра­зи­мый шум. Народ тре­бо­вал воз­вра­ще­ния ста­туи на ее преж­нее место, где она дав­но сто­я­ла на виду у всех. Импе­ра­то­ру при­шлось усту­пить, и ста­туя была воз­вра­ще­на на свое ста­рое место перед тер­ма­ми Агрип­пы. Этот рас­сказ, в прав­ди­во­сти кото­ро­го сомне­вать­ся не при­хо­дит­ся, в зна­чи­тель­ной мере рису­ет кар­ти­ну попу­ляр­но­сти худож­ни­ка и его клас­си­че­ско­го про­из­веде­ния в позд­ней­шие вре­ме­на. Нако­нец, Лисипп пока­зал себя одним из наи­бо­лее выдаю­щих­ся порт­ре­ти­стов сво­его вре­ме­ни. Мы уже упо­мя­ну­ли об его порт­ре­те Алек­сандра Вели­ко­го. Толь­ко Лисипп, по сло­вам Плу­тар­ха, мог пере­дать в сво­ем порт­ре­те вели­ко­го македон­ца не толь­ко как героя, но и как чело­ве­ка; толь­ко на изо­бра­же­ни­ях Лисип­па нахо­ди­ло себе выра­же­ние то соче­та­ние раз­лич­ных эле­мен­тов, кото­рое было столь харак­тер­но для Алек­сандра: стран­ный наклон голо­вы, «влаж­ность» глаз, но и при этом муже­ст­вен­ный, «льви­ный» харак­тер царя. Лисипп изо­бра­жал Алек­сандра не толь­ко в отдель­ных ста­ту­ях, но и в груп­пах. Одна из них состо­я­ла из 25 фигур; Алек­сандр являл­ся здесь сре­ди сво­их всад­ни­ков в бит­ве на реке Гра­ни­ке. Из Дио­на в Македо­нии, где эта груп­па с.16 пер­во­на­чаль­но нахо­ди­лась, она была пере­не­се­на пол­ко­вод­цем Метел­лом, победив­шим македон­ско­го царя Пер­сея, в Рим. В дру­гой груп­пе Алек­сандр был изо­бра­жен на охо­те, во вре­мя кото­рой пол­ко­во­дец Кра­тер спас его от льва. Из близ­ких Алек­сан­дру лиц Лисипп изо­бра­зил Селев­ка, но ника­ких более подроб­ных сведе­ний об этом порт­ре­те до нас не дошло. Далее древ­ние писа­те­ли сооб­ща­ют о порт­ре­тах ско­рее иде­аль­но­го харак­те­ра лиц, дав­но умер­ших: семи муд­ре­цов, бас­но­пис­ца Эзопа, Сокра­та и сики­он­ской поэтес­сы Пра­к­сил­лы.

О неко­то­рых ста­ту­ях неиз­вест­но, какой цели они слу­жи­ли и не при­над­ле­жа­ли ли они к более круп­ным ком­по­зи­ци­ям; так, напри­мер, упо­ми­на­ет­ся фигу­ра флейт­щи­цы, веро­ят­но мена­ды, изо­бра­же­ния живот­ных и квад­риг. Боль­шой сла­вой поль­зо­ва­лись фигу­ры собак, пре­крас­ная лошадь, впо­след­ст­вии, при Кон­стан­тине Вели­ком, пере­ве­зен­ная в Кон­стан­ти­но­поль и уни­что­жен­ная латин­ски­ми рыца­ря­ми в 1202 г., и фигу­ра льва, пере­не­сен­ная Агрип­пой из Ламп­са­ка в Рим.

Мы долж­ны, нако­нец, упо­мя­нуть об одной фигу­ре, погиб­шей толь­ко в XV в. Вели­кий фло­рен­тий­ский скуль­п­тор Гибер­ти повест­ву­ет, что в его вре­мя была най­де­на в Сиене ста­туя с над­пи­сью Лисип­па, но тол­па уни­что­жи­ла ее, как тво­ре­ние дья­во­ла. Даже сюжет оста­ет­ся неиз­вест­ным, Тибер­ти упо­ми­на­ет толь­ко о дель­фине у ног ее.

Ука­за­ния древ­них писа­те­лей свиде­тель­ст­ву­ют о чрез­вы­чай­ном раз­но­об­ра­зии про­из­веде­ний сики­он­ско­го масте­ра. Толь­ко в одном отно­ше­нии он повто­ря­ет­ся: все извест­ные нам ста­туи сде­ла­ны из брон­зы. Лисипп, сле­до­ва­тель­но, остал­ся вер­ным тра­ди­ции арго­со-сики­он­ской шко­лы. Но что каса­ет­ся сюже­тов, то мож­но ска­зать, что Лисипп пока­зал себя на всех попри­щах, начи­ная с тор­же­ст­вен­ных изо­бра­же­ний богов вплоть до порт­ре­та, не отка­зы­ва­ясь и от при­клад­но­го искус­ства, ибо рас­ска­зы­ва­ют о сосудах для вина, кото­рые Лисипп сде­лал для Кас­сандра. Сре­ди пере­чис­лен­ных про­из­веде­ний име­ют­ся при этом и сюже­ты, до тех пор не трак­то­вав­ши­е­ся в гре­че­ском искус­стве. Алле­го­рия в том виде, в каком она появ­ля­ет­ся в ста­туе Кай­ро­са с атри­бу­та­ми, осно­ван­ны­ми на ост­ро­ум­ных срав­не­ни­ях и сим­во­лах, рань­ше в гре­че­ском искус­стве не при­ме­ня­лась. В подоб­ных фигу­рах про­яв­ля­ет­ся дух новой эпо­хи, кото­рая начи­на­ет­ся с Алек­сандра и Лисип­па. Но о воз­ни­каю­щих в свя­зи с эти­ми ста­ту­я­ми вопро­сах мы будем в состо­я­нии судить лишь, разо­брав те памят­ни­ки, кото­рые мог­ли бы дать нам реаль­ное пред­став­ле­ние о твор­че­стве Лисип­па. В свя­зи с ними мы будем в состо­я­нии и исполь­зо­вать над­ле­жа­щим обра­зом ту худо­же­ст­вен­ную харак­те­ри­сти­ку, кото­рую нам дают антич­ные писа­те­ли.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695021 1389418940 1407695008 1409175203 1409175204 1409175205