Иллюстрации в электронной публикации для удобства размещены рядом с текстом, в котором упоминаются. В книжном варианте они находятся на отдельных вклейках в конце книги.
АНТИЧНЫЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СТАТУЙ ЛИСИППА
Рис. 1. Апоксиомен. Рим. Ватикан. |
В
Мотив фигуры самый обыкновенный, уже часто изображавшийся греческими скульпторами. Но, конечно, сюжет сам по себе играет лишь второстепенную роль, он служит только предлогом для изображения юношеской фигуры в позе, интересовавшей художника, давшей ему возможность воплощения своего художественного идеала в пластических формах. Тяжесть фигуры покоится на левой ноге, правая отставлена в сторону, опираясь почти всей ступней на землю, хотя пятка слегка приподнята. В связи с такой постановкой левое бедро довольно сильно выступает. Нижняя часть туловища наклонена, таким образом, в сторону левой ноги; верхняя часть его имеет особое движение: правая рука вытянута вперед, левое плечо отодвинуто назад, но левая рука, грандиозной дугообразной линией перерезая грудь, проведена в сторону правой руки. Шея, следуя общему наклону фигуры в сторону левой ноги, подчеркивает движение, противоположное направлению рук, а голова смотрит вправо с легким наклоном в сторону правого плеча, причем взор направлен прямо, а не вниз. Уже из этого краткого описания видно, что фигура задумана в очень сложных формах. Сама постановка фигуры не есть поза отдыха. Сравним, например, знаменитую статую «Идолино» во Флоренции, принадлежащую еще к концу V в. и изображающую также отдыхающего атлета (рис. 2).
Рис. 2. Фигура юноши (бронза), т. н. Идолино. Флоренция. Museo Archeologico. |
На этой статуе ступня отставленной в сторону ноги целиком упирается в землю, вся же нога приставлена близко к другой, поддерживающей тяжесть тела, в частности же колено имеет определенный наклон в ту же сторону. Таким образом получается впечатление полного спокойствия. Напротив, на Апоксиомене правая нога значительно отставлена в сторону и немного назад, колено выдвинуто вправо, ступня же слегка приподнята, как бы отталкиваясь от земли. Если, следовательно, левая нога стоит твердо, как столб, правая вносит элемент движения, придавая всей фигуре характер тела, держащегося в неустойчивом равновесии. На «Идолино» руки опущены и усиливают своими направленными вниз линиями впечатление тяжести верхней части тела, поддерживаемой с.19 ногами и нижней частью туловища; при этом плавные линии контура и переходящие друг в друга плоскости туловища связывают всю фигуру в одно гармоничное целое. На Апоксиомене под грудной клеткой глубокая горизонтальная впадина энергично отделяет верхнюю часть тела от нижней, поднятые руки придают груди определенное движение вверх, и как результат получается впечатление самостоятельности этой верхней группы линий. К тому же поворот груди другой, противоположный движению бедер, он энергичнее, разнообразнее и резче. Линия шеи, наоборот, как бы дает продолжение линии правой ноги, голова же намечает новое направление своим наклоном в сторону правого плеча, причем глаз как бы скользит по линии правой руки. Таким образом, единству композиции «Идолино» противопоставляется другой принцип: фигура разложена на несколько частей, причем каждая плоскость имеет свои особые самостоятельные функции; движению бедер противоречит движение плеч, наклон головы — движению рук, такой же характер имеют и обе руки и правая нога, определенно выступающая из плоскости общей массы, нарушая ее единство и разлагая ее на целый ряд сил, направленных в разные стороны и держащих друг друга в равновесии. Фигура, следовательно, отнюдь не задумана в позе полного отдыха; атлет остановился после упражнений, но все мышцы еще работают, энергия еще трепещет во всем теле.
Рис. 3. Голова Апоксиомена. Рим. Ватикан. |
Голова (рис. 3) не менее выразительна, чем тело; на энергично обрисованных формах ее чувствуется движение живой поверхности кожи. Глаза имеют круглые формы, но они не смотрят открыто и свободно, а слегка прищурены, чувствуется работа надбровных мышц, которые слегка сокращены, образуя глубокую горизонтальную складку на лбу; это движение передается на глазные мышцы, которые сокращены так, что линии век исчезают под выступающим мускулом около наружных углов глаз. Как результат получается выражение нервности, усталости, сопряженной с трепетом еще продолжающего свою напряженную работу мозга. Рот при этом слегка приоткрыт, как бы усиленно дыша. Волосы образуют мягко вьющиеся кудри; но они не расположены равномерно и «красиво»; из общей массы выделяются одни, нарушая правильный контур, другие неожиданно проведены по направлению, противоположному общим линиям массы. Характеристика головы, следовательно, всецело поддерживает, можно сказать, даже ближе определяет общий тон, данный движениям всей фигуры. Вся статуя весьма далека от классического спокойствия и уравновешенности. В ней не доминирует ясность и олимпийская самоуверенность Аполлона, в ней пробивается дух с.20 мистического Диониса, мечущийся в напрасных поисках за каким-то далеким трансцендентным идеалом, то томление, которое столь характерно для доживающего свой век классического мира, породившего новую, еще не изжитую нами культуру.
Новые проблемы, поставленные художником, требовали новых форм. Приземистые, крепко сложенные атлетические тела, выработанные великими классиками аргосо-сикионской школы, не могли дать того максимума подвижности, который требовался для передачи сложного механизма лисипповской фигуры: пришлось переменить всю систему пропорций, чтобы иметь возможность превратить сплошную массу поликлетовской фигуры в сочетание линий, способных действовать самостоятельно, каждая в отдельности. И вот Лисипп удлинил руки и ноги, уменьшил размеры головы, так что туловище уже по внешнему своему объему не могло играть доминирующей роли. К тому же он передал туловище не как одну сплошную массу, а разбивая ее на плоскости, которые в своем расположении противоречат друг другу и не могут сливаться воедино. Такое дробление поверхности лишает ее впечатления массы и тяжеловесности. Как готический зодчий превратил монументальные сплошные массы романского собора в искусное сочетание колонн, гуртов и арок, держащих друг друга в равновесии, как на этих храмах плоскость была заменена линиями, развивающимися в свободном пространстве, так Лисипп расчленил архитектурное построение поликлетовской монументальной статуи.
Но, кроме того, великие образцы аргосо-сикионской школы строго держались принципа плоскостности фигуры. Какое бы движение ни воспроизводилось в статуе, как бы выразительно ни было спокойное шагание вперед «Дорифора», вся фигура сливается в одну плоскость, параллельную фактическому или идеальному фону. Художественный идеал Лисиппа нуждался в свободе движения не в одной плоскости, а в пространстве; великий мастер должен был идти наперекор традициям. И вот он ставит плоскости тела — бедер и плеч — так, что они пересекают друг друга, а не совпадают, руки же выступают вперед, причем левая как бы охватывает пространство. Таким образом фигура уже не включена в одну плоскость, а в пространство со значительной глубиной, в котором все линии имеют возможность свободного развития.
Рис. 4. Дорифор Поликлета. Неаполь. |
Но Лисипп называл себя учеником «Дорифора», последователем строгой схемы поликлетовского искусства. Совместимо ли такое его определение, с той характеристикой, которую нам навязывает Апоксиомен. с.21 Чтобы понять его, мы должны посмотреть на обе фигуры с другой точки зрения. Проблема, поставленная и решенная Поликлетом в его образцовой статуе (рис. 4), была задачей особого рода. Можно рассматривать изображение человеческой фигуры как вопрос архитектурный. Как в VI в. греческие зодчие боролись с задачей найти правильное соотношение между поддерживающими и давящими частями, колонны с архитравом с одной, антаблементом с другой стороны, и только в конце VI в. или начале V в. дошли до полной гармоничности форм, так в V в. аргосо-сикионские мастера добивались внутреннего равновесия форм. Не вопросы общего контура или плавности линий, не смелость мотивов занимали этих мастеров, а только проблема внутренней архитектуры человеческого тела. Поликлет решил эту задачу. Его Дорифор представляет собою свободное сочетание масс, причем главное внимание обращено на ясное разграничение функций этих масс и на правильное их соотношение. Верхняя часть тела до нижнего края грудной клетки соответствует антаблементу храма; они являются давящей, покоящейся на нижней части, спокойной массой; глубокая впадина отделяет ее от нижней части туловища, которая упруго связывает ее с поддерживающими тяжесть тела ногами. Внутреннее равновесие этих частей имеет результатом чрезвычайно гармоничное впечатление, производимое статуей. И вот в этом отношении Лисипп действительно является учеником Поликлета, вернее талантливейшим последователем великого аргосца. Как бы ни сложно было движение Апоксиомена, ясно чувствуется, как основной тон, архитектурная проблема. Апоксиомен есть произведение уже зрелого мастера, представляющее итоги долгих исканий и опытов. В нем не заметны колебания. Каждая форма, каждая линия продумана в связи с определенно выработанной схемой. Удачное открытие последнего времени дает нам возможность бросить взгляд на возникновение этого стиля, в начале творчества Лисиппа.
При французских раскопках в Дельфах был найден ряд статуй, стоявших на одной базе и представлявших собою памятник, посвященный знатным фессалийцем Даохом дельфийскому Аполлону. Эти статуи изображали предков Даоха и самого посвятителя, а позже были прибавлены еще две статуи — портреты его сына и внука, всего семь фигур. Надписи определяли каждую из этих статуй, сигнатуры мастера, однако, на базе нет. Вскоре после находки этой группы было обращено внимание на надпись, не дошедшую до нас в оригинале, но скопированную в
Рис. 5. Агий из Дельф. |
Как Апоксиомен, так и статуя Агия — не портрет. Агий жил в V в. и едва ли Лисипп имел в своем распоряжении какие-нибудь портретные изображения его. Сюжет был для Лисиппа лишь случаем изобразить человеческую фигуру в героической идеальной наготе. Статуя сохранилась превосходно, только части рук не могли быть найдены, и в немногих местах поверхность мрамора повреждена. Правда, в данном случае мы также имеем дело с копией, но она вероятно была исполнена еще под наблюдением самого мастера, создавшего оригинал.
Агий изображен спокойно стоящим, левая нога отставлена в сторону, отсутствующие ныне руки были опущены вниз, голова сильно повернута в сторону левого плеча и отличается патетическим выражением глаз. На первый взгляд в своей несравненно большей простоте она имеет мало общего с Апоксиоменом. Но если ближе всмотреться в характерные особенности ее, родственная связь между обеими статуями становится все более и более ощутительной. Правда, нога отставлена в сторону менее энергично, чем на Апоксиомене, она даже покоится на земле всей ступней, а не только передней частью ее, но — весьма характерно, как колено и нижняя часть левой ноги отодвинуты в сторону. Такой прием придает ноге значительную долю подвижности и приближает мотив постановки к мотиву Апоксиомена; любопытно отметить, что и контур правого бедра сильно напоминает ватиканскую статую. Родство между обеими фигурами становится еще очевиднее при сравнении трактовки груди. При данном движении нижняя часть туловища уходит в глубь пространства, равновесие легким наклоном груди вперед восстанавливается: такой мотив является прямым предшественником принципа расположения частей, примененного на Апоксиомене. Наблюдается также и легкое движение левого плеча вперед при отставленной в сторону и назад левой ноге, т. е. стремление к расположению под углом верхней плоскости груди к нижней плоскости, с.23 образуемой бедрами. Точно так же движение шеи в одну и наклон головы в другую сторону встречаются и на Агии. Наконец, стоит отметить положение левой руки: локоть не приближен к контуру туловища, но выдвинут в сторону, выдаваясь углом из общего контура фигуры. В этой черте мы усматриваем стремление отделить руку от туловища и придать ей больше самостоятельного движения. Одним словом, те элементы, которые на Апоксиомене являются в совершенно определившихся, развитых формах, уже наблюдаются в зачаточном виде на статуе Агия.
Такую же связь мы должны установить между головами обеих фигур. Мы отметили на Апоксиомене своеобразное утолщение мышц над наружными углами глаз; патетическое выражение, являющееся последствием такой трактовки, превращено в выражение нервности вследствие прищуренности глаз и под влиянием глубокой складки на лбу. Этого элемента нервности на Агии еще нет; круглый, глубоко лежащий глаз сохраняет свое патетическое выражение, и лоб, несмотря на сильно выступающую нижнюю часть его, остается гладким, в трактовке же волос не наблюдается той индивидуализации, которая в значительной мере характеризует Апоксиомена. Резюмируя, скажем, что художественный темперамент Лисиппа уже определенно сказывается в этом раннем его произведении, оно преисполнено пафосом. Сила же этого пафоса не требовала еще того разнообразия в движениях, которое нашло себе применение в Апоксиомене.
Рис. 6. Кайрос. Эрмитаж. |
Статуя Кайроса, подробное описание которой сохранилось, до нас не дошла; по крайней мере до сих пор не удалось установить античных повторений этого типа. Но дальний отголосок его сохранился на двух рельефах, из которых один хранится в Туринском музее, второй в Эрмитаже. Этот последний экземпляр, к сожалению, совершенно переработан реставратором (рис. 6). Рельефы дают возможность составить себе приблизительное представление о композиции оригинала. Фигура изображена быстро идущей вперед. Движение ее чрезвычайно сложно, ибо художник старался передать беспрерывность движения посредством расположения рук и ног. Он удачно наблюдал движения человеческой фигуры. Идущий человек сначала выставляет одну ногу, выдвигая одновременно и соответственное плечо, затем происходит поворот другого плеча вперед, после чего только выставляется другая нога и делает следующий шаг. В промежутке между двумя шагами, следовательно, получается такая картина: выставленной вперед ноге соответствует по своему движению не плечо той же стороны, а другое плечо, с.24 подготовляющее движение другой ноги. Этот переходный момент выбран художником для достижения впечатления беспрерывного движения вперед. Плоскость, образуемая бедрами при такой постановке фигуры, не совпадает с плоскостью плеч, а пересекает ее.
Рис. 7. Эрот. |
Сложная комбинация линий контура сильно напоминает статую Эрота, сохранившуюся в нескольких экземплярах (рис. 7). Наряду с другими стилистическими особенностями такое сходство с типом Кайроса дает нам право предположить, что оригинал, к которому восходят все эти повторения, принадлежал Лисиппу и, может быть, тожествен со статуей Эрота, стоявшей в Феспиях, месте древнейшего культа этого бога. Эрот изображен надевающим тетиву на лук. Сильно упираясь обеими ступнями в землю, он прижимает один конец лука к выставленной в сторону правой ноге, а правой рукой сгибает другой конец его, надевая тетиву. На бронзовом оригинале не было надобности в подпоре, которая в данном случае получила вид пня. Мотив статуи вызывает чрезвычайно любопытное сочетание линий и действующих по ним сил. Левое бедро сильно выступает, в ту же сторону направлены силы нижней части фигуры, но левая рука энергично проведена в обратном направлении, и ее движение, под влиянием упругости лука, придает сильный изгиб нижней части туловища. Этому повороту противодействует движение плеч и груди, наклоненных вправо, между тем как поворот головы со своей стороны направлен в сторону лука. Через всю фигуру, таким образом, проходит зигзагообразная линия, обозначающая сочетание действующих друг против друга сил. Эти силы взаимно парализуют друг друга, чем и вызывается впечатление устойчивости статуи. В сущности такое сложное сочетание линий нам известно уже в статуе Апоксиомена, разница состоит лишь в том, что на Апоксиомене напряжение менее сильно, и поэтому фигура развивается свободнее в пространстве. Даже такие особенности, как постановка правой ноги, в сущности одинаковы на обеих фигурах. Сильное напряжение всех мышц Эрота привело к тому, что фигура, как таковая, как бы сплюснута, превращаясь в рельефную картину на фоне распростертых крыльев. Руки и голова, направленные на Апоксиомене вперед по направлению к зрителю, на Эроте проведены в сторону, причем голова появляется в полном профиле. Левая рука энергично прижата к телу и не дает ему возможности нагнуться вперед в той же степени, как на Апоксиомене. Следует еще отметить стремление художника к правдивой передаче юных форм фигуры. Особенности телосложения приблизительно тринадцатилетнего мальчика отлично с.25 переданы и обозначают значительный шаг вперед в истории развития отроческой фигуры.
Рис. 8. Танцующий Силен. Рим. Villa Borghese. |
Рис. 9. Посейдон. Рим. Латеран. |
Со статуей Сатира, стоявшей в Афинах, хотелось бы поставить в связь прекрасную фигуру, дошедшую до нас в хорошем экземпляре в Вилле Боргезе в Риме (рис. 8). К сожалению, руки реставрированы неверно: сатир был изображен играющим на двойной флейте. Лицо лесного демона охарактеризовано резкими штрихами: кудри волос и бороды разбросаны во все стороны, лоб испещрен складками, глаза прищурены, как от яркого солнечного света. Фигура поднимается на цыпочки и ритмическим движением идет вперед; это — вакхическая пляска, только в сдержанном виде. Для такого движения очень характерно, что отставленной назад правой ноге отвечает левое плечо, между тем как правое плечо выдвинуто вперед. Такое «хиастическое» расположение частей тела, как уже отмечено, особенно охотно применялось Лисиппом, так как расходящиеся плоскости характеризуют глубину пространства, а движение как таковое получает больше эластичности и легкости.
С большей определенностью мы можем указать на повторение статуи Посейдона, о которой упоминает Лукиан, как находившейся в святилище бога на Коринфском перешейке. Многочисленные воспроизведения этого типа на монетах и рельефах свидетельствуют о знаменитости статуи в древности. Лучшее повторение в мраморе, к сожалению, сильно реставрированное, находится в Латеранском музее в Риме (рис. 9). Властитель морей был изображен стоящим на берегу моря. Правая нога была поставлена на скалу, левая рука опиралась на трезубец, между тем как правая рука, покоясь на правой ноге, была опущена. Классическое искусство предыдущих эпох изображало Посейдона наподобие Зевса; разница состояла лишь в атрибуте — трезубце. Лисипп внес новый элемент в это изображение. Бог моря охарактеризован как таковой, он является не только господином элемента, но и олицетворением его. Торжественная поза заменена мотивом почти жанрового характера. Бог стоит на берегу моря и смотрит на бушующие волны. Какая-то особая тяжеловесность лежит во всем мотиве. Такое впечатление объясняется тем, что линия, проходящая через плечи, находит себе естественное продолжение в линии правой руки и, таким образом, мягко протекает вниз, сводясь на нет; с другой стороны левая рука поднята не выше плеча, как будто даже несколько ниже. И выражение лица своеобразно, индивидуально. Волосы не поднимаются вверх равномерными красивыми кудрями, как на одновременных изображениях Зевса, а как будто в беспорядке струятся вниз, обрамляя лоб плавными с.26 линиями. На лбу глубокая горизонтальная морщина, глаза слегка прищурены; в этих чертах лежит выражение скорби и тоски, того настроения, которое охватывает человека, когда он видит перед собою бесконечную даль. Лисипп внес в изображение бога человеческую черту, новый, личный элемент. С формальной точки зрения любопытно расположение фигуры в пространстве. Правая нога лежит в плоскости, образующей фон статуи; плоскость туловища и левой руки стоит под тупым углом с фоном, давая таким образом свободный ракурс и движение вглубь; правая рука, наоборот, проведена из глубины вперед к переднему идеальному плану статуи; наклон головы же в сторону фона весьма удачно придает заднему плану преимущество перед передним. Латеранский Посейдон, таким образом, является вполне законченным и во всех отношениях в высшей степени индивидуальным изображением. Еще более страстный характер бог морей получил в прекрасной голове Ватиканского музея. Испещренное складками лицо, разбросанные во все стороны кудри волос характеризуют море как таковое в еще более ярких формах, нежели латеранская статуя (рис. 10).
Рис. 10. Голова Посейдона. Рим. Ватикан. |
Рис. 11. Голова Зевса Отриколийского. Рим. Ватикан. |
Рис. 12. Гермес (бронза). Неаполь. Museo Nazionale. |
О типе Зевса, созданном под влиянием Лисиппа, мы можем судить по великолепной голове в Ватикане, известной под названием отриколийской (рис. 11). Она не может быть поставлена в связь с одним из упомянутых древними авторами изображений Зевса, но безусловно носит черты лисипповского характера, хотя она не восходит к оригиналу его руки, а к произведению мастера, стоявшего под влиянием Лисиппа, вероятно афинянина Бриаксиса. Опять перед нами индивидуальность, не менее выразительная, чем Посейдон. На Посейдоне лоб представляет собою довольно широкую плоскость, которая расплывается в стороны; и волосы, мягко спускаясь сверху, постепенно переходят в плоскость лба. Таким образом достигается некоторая мягкость, задумчивость выражения. На отриколийской голове вся энергия сосредоточена по средней вертикали лица. Высокий лоб в середине энергично выступает, причем эта выпуклость отделена от боковых частей глубоко врезанными впадинами, доведенными до бровей. Над висками волосы, поднимающиеся сплошной массой, образуют глубокие тени и таким образом еще более сжимают лоб по направлению к середине. Глаза расположены глубоко, а верхние веки проведены вверх к линии переносицы, круто поворачивая вниз у самого глазного угла. Таким образом, Олимпиец является живым олицетворением силы воли. Но с другой стороны художник внес новые своеобразные черты. Нет на этой мощной голове ни одной спокойной плоскости. Все лицо разложено на многочисленные выступающие и с.27 понижающиеся части, оживляющие лицо богатой светотенью. В энергично выступающий лоб врезана глубокая нервная морщина, у висков неожиданно выступают части надбровных костей. Художник как будто избегал цельности, простоты выражения, внеся в образ бога элементы, на первый взгляд нарушающие общий характер головы. Как на лбу складка перебивает общий тон могучих форм, так мощная масса волос над лбом не разделяется равномерными линиями, а выступающие короткие кудри в беспорядке врезываются слева направо в общую массу. Глаз как будто должен был бы смотреть спокойно и величаво, но, слегка прищуренный, отражает странный нервный трепет в линиях век и в своеобразной неравномерной светотени по всей плоскости вокруг его. Это — совершенно новый образ Зевса, образ не только великого властителя мира, но страдающего, трагического существа. Олимпийская ясность и спокойствие чуждо ему, как образу Александра Великого, созданному Лисиппом.
По стилистическим соображениям приписывается Лисиппу и тип сидящего Гермеса, сохранившийся в прекрасном бронзовом экземпляре Неаполитанского музея, найденном в Геркулануме (рис. 12). Гермес задуман отдыхающим; он, прервав свой быстрый полет, сел на скалу, но только на мгновение: в сильном движении ног, в игре пальцев лежит скрытая энергия, не дающая фигуре покоя. Но это мгновение отдыха юный бог использует: грудь сильно наклонена вперед, опираясь на руки, спина дугообразно изогнута; это — поза полного бездействия мышц: в самом мотиве, таким образом, связаны два на первый взгляд противоречащих друг другу элемента. Формально же все части слиты в удивительно цельную композицию: поворот туловища в сторону левого плеча прямо переносит линию движения его в левую руку, вытянутую вперед и непосредственно связывающую его с движением правой ноги, а правая рука, опирающаяся на скалу, соответствует левой, отставленной назад ноге. Эти две линии дают нам те две плоскости, в которые заключена фигура; в них лежит момент устойчивости фигуры. Но между этими плоскостями свободно проведены линии руки, державшей жезл вестника, и правой ноги, в которых нет определенных функций; действующие силы не встречают противодействующих и, сводясь на нет, исчезают в пространстве. Подобная игра линий показывает, как художник освободился от плоскости, создавая вокруг своей статуи пространство, в котором все отдельные части могли бы развиваться свободно и непринужденно. Ракурсы рук, ног, туловища рассчитаны на чрезвычайно легкое и удобное для глаза соединение с.28 плоскостей. Таким образом, несмотря на единство общей концепции, стало возможным то богатство мотивов и разнообразие действующих сил, которое характеризует статую. Общая легкость впечатления достигается тем, что движения рук и ног расположены хиастически, т. е. накрест, так что движению левого плеча соответствует поворот правого бедра и наоборот, но кроме того, в особенности руки, так отделены от туловища, что они не могут слиться с ним в одну массу; между ними оставлено достаточное количество свободного пространства, чтобы придать им самодовлеющее значение. Каждая часть тела имеет свои особые функции и свою особую жизнь. Эластично упирающаяся в землю левая нога другого характера, чем твердая угловатость правой руки, а мягкие линии левой руки иные, чем капризно ломаные правой ноги.
Такие формальные особенности в значительной мере характеризуют также индивидуальность изображаемого божества; ибо этот Гермес индивидуален в высшей степени. Необычайно тонкие, худощавые, длинные ноги характеризуют вестника богов, который, по выражению Гомера, мчится по поверхности моря наподобие чайки; «тренированные» формы туловища подходят к образу бога-покровителя спортивных игр; а, наконец, выражение головы с его оттопыренными ушами как будто намекает на особую черту в характеристике бога, на силу и ловкость, которую он обнаружил еще лежа в пеленках, когда ему удалось обмануть Аполлона и похитить у него стадо быков, — на те его способности, сделавшие его покровителем воров. Личность Гермеса многогранна, и формы, которыми великий сикионский мастер охарактеризовал его, соответствуют такой многогранности его облика. Но несмотря на сложность замысла, все формы сливаются в одно единое целое и дают поразительно жизненную картину одной из наиболее интересных личностей богатого ярко-обрисованными личностями Олимпа.
Рис. 13. Гермес, надевающий сандалии, т. н. Иасон. Париж. Лувр. |
Рис. 14. Фарнезский Геракл. Неаполь. Museo Nazionale. |
Весьма определенно говорит стиль за принадлежность к кругу Лисиппа знаменитого типа, известного под именем Иасона (рис. 13). В действительности изображен Гермес в позе, вполне соответствующей описанию эпоса: вестник богов спешит надеть сандалии, чтобы отправиться в путь; движение головы в сторону мы должны понимать в том смысле, что он прислушивается к словам верховного бога. Композиция отличается простотой, но при этом большою выразительностью. Стройное тело нагнулось вперед, все линии сходятся к ступне правой ноги. Движение головы в противоположность этому мотиву направлено к зрителю. Если, следовательно, все формы расположены в одной плоскости и так, что они, так сказать, скользят влево по фону заднего с.29 плана, то голова как бы противоречит такому движению. Сочетание линий резче, чем это наблюдалось на разобранных нами типах, но стиль Лисиппа ясно сказывается в стройных формах тела и в выразительности движения его. Голова также отличается несколько от головы Апоксиомена; она проще и лишена экспрессии ватиканской статуи, хотя основные формы одинаковы. Как статуя Агия дает элементы Апоксиомена в зачаточном виде, так Гермес, надевающий сандалию, не достиг еще сложности и богатства форм сидящего Гермеса в Неаполе.
Изображения Геракла занимают среди перечисленных древними авторами произведений Лисиппа особое место не только по своему количеству. Лисипп, по-видимому, смотрел на Геракла, как на своего героя-покровителя, остановив на нем выбор сюжета для своего подарка великому Александру. Статуя, поставленная в Сикионе, дошла до нас, вероятно, в типе так называемого фарнезского Геракла (рис. 14). Этот последний экземпляр находился в собрании Фарнезе, а ныне хранится в Национальном музее в Неаполе. На базе его врезана надпись «Гликон, афинянин, сделал (статую)», из надписи на другом экземпляре, во Флоренции, мы узнаем, однако, что этот тип действительно восходит к Лисиппу. Гликон, следовательно, является лишь копиистом, обращавшимся довольно свободно с оригиналом. Чрезмерно преувеличенную мускулатуру следует, по всей вероятности, отнести за счет копииста, ибо по стилю такая работа не мыслима ранее I в. до Р. Х., и другие экземпляры выказывают большую умеренность в передаче атлетических форм героя. Лучшим воспроизведением всей фигуры можно считать статуэтку в Лувре в Париже (рис. 15), голова же воспроизведена в отлично сохранившемся бронзовом экземпляре Эрмитажного собрания (рис. 16).
Рис. 15. Геракл. Париж. Лувр. |
Рис. 16. Голова Геракла. Эрмитаж. |
Герой изображен отдыхающим; он тяжело опирается на палицу, покрытую львиной шкурой. Впечатление полного бездействия сил вызвано, главным образом, тем, что левая нога выставлена вперед и свободна от тяжести; таким образом, вся грузная масса облокотилась на палицу, по которой и проходит линия тяжести. Это впечатление усиливается еще наклоном головы в сторону палицы и положением левой руки, которая дугой охватывает дубину, причем мышцы плотно прилегают к львиной шкуре и рука как бы прижата к ней. Наконец, весьма характерна и постановка правого плеча: оно выдвинуто вперед и дает толчок движению всей массы вправо, которое отчасти передается груди; благодаря такому повороту плеча вызывается впечатление медленного вращательного движения колосса вокруг оси, представленной с.30 палицей. Пропорции фигуры очень короткие; грузные формы туловища доминируют, а короткие, мало подвижные ноги своими крупными формами, не играя самостоятельной роли, вполне соответствуют общему грузному характеру масс, маленькая же голова на мускулистой шее всецело сливается с формами туловища.
Эрмитажная бронза прекрасно передает несколько тупое выражение лица. Лоб энергично промоделирован, но нет в нем того трепещущего движения в поверхности кожи, как на отриколийском Зевсе. Лисипп дает картину не идеала героя с теми прекрасными формами, которые присущи статуям победителей на спортивных играх. Лисипповский Геракл не представитель знатной молодежи, которая видела в этих играх высшее проявление человеческой красоты. Геракл фарнезский скорее напоминает тех атлетов-профессионалов, которые в это время уже кочевали от одного состязания на другое и весьма далеко ушли от культурной жизни Эллады. Лисипп не стеснялся в своей характеристике олицетворить один лишь физический труд; его Гераклу чужды какие бы то ни было душевные переживания.
Рис. 17. Голова Геракла. Лондон. Британский музей. |
Рис. 18. Геракл, борящийся с Немейским львом. |
Похожа на фарнезский тип, но отнюдь не повторение его — голова Британского музея; она также принадлежала к статуе колоссальных размеров (рис. 17), но проработана еще энергичнее фарнезской. Глаза смотрят страстно, лоб испещрен складками и впадинами, волосы еще более всклокочены и своими разбросанными кудрями более напоминают Апоксиомена. Вероятно, мы имеем дело с дальнейшим развитием той же темы со стороны Лисиппа, который таким образом показал путь, по которому пошло искусство эпохи после Александра Великого. Голова в Британском музее изображает Геракла трагическим героем, страдальцем, жизнь которого протекала в борьбе и страданиях и должна была найти страшный конец.
Из серии статуй, изображавших подвиги Геракла и перевезенных из Ализии в Акарнании в Рим, дошло до нас несколько воспроизведений. Очень выразительна группа Геракла в борьбе с немейским львом (рис. 18). Герой, твердо упершись ногами в землю, охватил шею льва сильной рукой и душит его, сжимая горло правой рукой. Лев в судорогах, высовывая язык, последними усилиями старается освободиться из железных рук Геракла. Фигура героя чрезвычайно ярко охарактеризована: все тело энергично выпадает вправо, но сильным поворотом правого плеча изменяется направление движения в верхней части фигуры. В данном случае применен, следовательно, принцип действующих друг против друга сил, которые приводят, несмотря на сильное движение, с.31 к впечатлению спокойствия. Как и на других рассмотренных нами фигурах, и на Геракле со львом, плоскости тела пересекают друг друга, усиливая впечатление энергии движения. Наконец, эта композиция заслуживает особого внимания, как первый опыт группы пирамидального типа. Такая форма композиции господствует в эпоху после Александра Великого: в широкую базу приблизительно треугольной формы упираются главные линии композиции; по направлению кверху конвергирующие линии сходятся в одной точке. В данном случае ноги Геракла определяют две грани пирамиды, а туловище льва — третью; все эти линии сходятся в голове героя, являющейся естественной вершиной пирамиды. Такая композиция имеет преимущество разнообразия видов. Со всех сторон получаются плоскости приблизительно треугольной формы с любопытными сочетаниями линий.
Рис. 19. Отдыхающий Геракл. Эрмитаж. |
Рис. 20. Геракл с оленем. Палермо. |
К той же серии статуй принадлежал, может быть, оригинал Эрмитажной статуэтки, изображающей отдыхающего Геракла (рис. 19). Герой изображен сидящим и опирающимся левой рукой на скалу, правой на палицу. По своей композиции фигура немного напоминает сидящего Гермеса. Как там, так и здесь применено хиастическое расположение частей тела: выставленной вперед левой ноге соответствует отодвинутое назад левое плечо и наоборот. Но расхождение плоскостей едва чувствуется, и этот прием вносит лишь незначительное оживление в грузные формы фигуры.
Может быть, под влиянием Лисипповского оригинала возникла превосходная бронзовая статуэтка в Палермитанском музее, изображающая Геракла с оленем (рис. 20). В данной группе герой изображен юным, но с мускулистыми формами тела; атлетический характер их значительно смягчен по сравнению с изображением героя в группе с немейским львом. Так как кроме того палермитанская бронза отличается от этой последней группы также и по своей композиции, то едва ли возможно считать ее воспроизведением части той же серии групп. Герой схватил оленя за рога и, повергнув его наземь, прижимает его к земле левой ногой. Мотив схвачен чрезвычайно удачно, момент острого перехода от одного действия к другому. В передних ногах оленя, в его груди и шее как бы чувствуется еще сильное движение вперед, между тем как задняя его часть уже беспомощно сжата под давлением колена героя. Соответственно с этим распределены силы в фигуре героя. Ноги Геракла изображены еще в стремительном движении вправо, между тем как грудь откинута назад, останавливая сильный порыв вперед. Таким образом, внутренняя устойчивость группы является результатом с.32 действующих друг против друга сил. В проведении линий контуров дугообразные линии правой руки героя и шеи оленя отвечают друг другу, соединяя группу линеарно в одно целое, и левая передняя нога оленя и правая, отставленная назад нога Геракла как-то выступают из общего контура, нарушая плавность линий и придавая им некоторую напряженность. С чисто формальной точки зрения мы должны обратить внимание и на композицию группы в пространстве. Левый локоть героя далеко вдается вглубь пространства; из глубины же легким ракурсом выдвигается вперед и направо, где линия руки героя находит себе продолжение в левом роге оленя; обрываясь на голове оленя эта линия переходит по правому рогу на передний фон группы, куда плавно спускается и поставленное наклонно туловище животного. Совершенно одинаково на левой стороне проведена линия от левого локтя по груди героя вперед к правой руке, которая, выходя на передний план, сгибается и проведена вправо. Линии смыкаются на переднем плане таким же образом, как они образуют одну сплошную кривую на заднем, т. е., дугообразный контур, наблюдаемый в вертикальном направлении, применен здесь в ракурсе в наклонном. Художник достиг этими простыми на первый взгляд приемами удивительной сосредоточенности и единства композиции.
Рис. 21. Фигура пирующего Геракла. Эрмитаж. |
Знаменитая статуэтка пирующего Геракла, дар Лисиппа Александру, дошла до нас в нескольких повторениях, из которых одно находится в Эрмитаже (рис. 21). Геракл, далеко откинувшись, сидит на скале; правая рука была поднята вверх и держала чашу, левая была опущена вниз. В формах тела, носящих определенно характер атлетической силы, не чувствуется напряжения, но нет в них и той грузности, как на отдыхающем Геракле фарнезском. Художнику удалось вызвать такое впечатление легким поворотом правого плеча вперед, причем руки подняты вверх; левая нога же выставлена вперед. Плоскости бедер и плеч, следовательно, расходятся, и грудь получила большую свободу движения. В смысле расположения фигуры данная статуэтка немного напоминает сидящего Гермеса; но сравнение этих типов показывает, как гениально обрисованы характерные черты обеих фигур как индивидуальностей. Между тем как на статуе ловкого вестника богов впечатление массы туловища почти сведено на нет, и пространство пестрит разнообразием пересекающихся, выходящих вглубь и вырывающихся вперед линий, то на изображении атлетического героя массы нагруженных друг на друга мышц дают основной тон, а руки и ноги как будто медленно и с трудом отделяются и развиваются до некоторой свободы действий.
Рис. 22. Силен с младенцем Дионисом. Париж. Лувр. |
с.33 По стилистическим соображениям ставится в связь с искусством Лисиппа группа, дошедшая до нас в нескольких повторениях. Изображен старик Силен с младенцем Дионисом на руках, сценка идиллического характера (рис. 22). Но подобные композиции возникали уже раньше, — вспомним хотя бы о знаменитой группе Праксителя, Гермеса с Дионисом, отдыхающего на пути к нисейским нимфам. Лисипповская группа придает сцене еще более интимный характер. Силен прижимает младенца к своей груди и нежно смотрит ему в глаза. Контраст между суховатой фигурой лесного демона и нежными формами младенца увеличивает впечатление, производимое группой, как таковой. Мотив фигуры Силена сильно напоминает фарнезского Геракла, но он имеет несравненно более легкий характер. Формы тела более упруги и лишены грузности масс Геракла. Большая эластичность сказывается и в расположении туловища; нет того резкого изгиба, который отделяет верхнюю часть от нижней, одна главная линия проходит снизу до верха. В значительной мере впечатлению легкости содействует и движение поднятых вверх рук, уменьшающих давление груди на нижнюю часть фигуры, наконец, и свободное пространство между ногами фигуры и подпорой в виде пня. Легкая игра линий ребенка отвлекает глаз и заставляет его сосредоточиться на верхней части композиции.
Рис. 23. Статуя борца. Неаполь. Museo Nazionale. |
Со статуей сидящего Гермеса ближайшим образом связаны две бронзовых статуи борцов в Неаполитанском музее (рис. 23). Они изображены в выжидательных позах, внимательно смотрят друг другу в глаза, следя за каждым движением противника, и осторожно движутся вперед. Фигуры расположены так, что они со всех сторон представляют красивую игру линий. Удивительно длинные пропорции фигуры, которые бросаются в глаза также и на сидящем Гермесе, в выбранном художником мотиве становятся еще более очевидными. Длинные сухощавые ноги, короткое туловище, тонкие руки, изображенные в состоянии отдыха на статуе Гермеса, здесь находятся в полном движении. Грудь наклонена вперед, но левая рука отведена назад и в сторону, также как и правая нога; наоборот, правая рука и левая нога выдвинуты вперед. В данном случае, следовательно, художник также старался передать переход от одного движения к другому, который нам не раз приходилось отмечать. Но широко расставленные ноги, отодвинутые от тела руки придают фигуре еще более легкий характер, чем на всех других статуях этого круга памятников. Линии проведены так, что они разнообразными кривыми поднимаются вверх, все более и более сосредоточиваясь и определяясь в направлении своих движений, пока с.34 они не вливаются в одну мощную массу, данную формами головы. Поэтому выражение головы и является столь интенсивным, оно дает, так сказать всю сумму движений, сходящихся из всех частей тела. Формы головы в противоположность к расчлененности плоскостей тела просты и обрисованы очень ясно, группируясь вокруг глаз. Таким образом, мы видим в статуях борцов одно из наиболее удачных решений сложной задачи создать впечатление единства из суммирования самых разнообразных элементов.
Рис. 24. Голова девушки, т. н. Methe. Мюнхен. Глиптотека. |
Рис. 25. Пляшущая менада. Берлинский музей. |
Древние писатели мало сообщают о женских статуях Лисиппа. Как будто проблема женской фигуры, в противоположность Праксителю, мало интересовала великого сикионского мастера. Действительно, поиски за женскими статуями лисипповского характера оказались тщетными. Лишь одну голову мюнхенского музея мы могли бы привести здесь, как близкую к сопоставленным фигурам (рис. 24). Эта голова, украшенная чепчиком своеобразной формы, отличается странным выражением лица, весьма далеким от чувства Праксителя. Она производит впечатление портрета и передает тип женщины с весьма определенным характером, лишенную мягкости и нежности форм, которыми отличались статуи Праксителя. Лисипп внес и в этот тип мужской элемент.
Из изображений идеального характера мы должны привести, наконец, статую пляшущей менады Берлинского музея, вероятно, тожественную с типом «флейтщицы» Лисиппа, упомянутой выше (рис. 25). Эта статуя поражает своей выразительностью. Вакханка в дикой пляске поднимается на цыпочки, левая рука, вероятно, держала тимпан, правая — флейты, грудь далеко откинута назад. Свобода движений рук и ног стоит на высоте Апоксиомена или Неаполитанских борцов; впечатление еще усиливается богатыми линиями складок, отражающих движение тела.
В творчестве Лисиппа образ Александра Великого играл видную роль. Но судьба не дала нам возможности судить об этих его шедеврах с определенностью. Одна из самых знаменитых статуй, так называемый «Александр с копьем», дошел до нас в двух экземплярах, из которых один находится в Эрмитаже; но эти повторения — статуэтки в несколько сантиметров вышины, которые, конечно, не могут дать больше самого общего представления о мотиве фигуры. Александр был изображен стоящим и опирающимся левой рукой на копье, правая рука опиралась в бок, голова была повернута в сторону левого плеча. Этой знаменитой статуе подражали позднейшие художники, изображавшие эллинистических полководцев и царей, ибо быть похожим на Александра было желанием всех.
с.35 Но нас интересует преимущественно отношение Лисиппа к портрету, как таковому, и в особенности такой личности, как Александр. Описание Плутарха весьма интересно, хотя и не совсем ясно: Лисипп сумел передать и странный наклон головы и «влажное выражение глаз» (ὑγρότης τῶν ὀμμάτων), но при этом и смелость, и львиный вид царя. Наклон головы в сторону левого плеча — привычка Александра, о которой говорят и другие писатели; исследователи объясняли эту привычку патологическим сокращением мышц. Может быть, и не следовало бы прибегать к такому толкованию, если вдуматься в значение этой особенности — «влажного выражения» глаз. «Влажными» называются глаза Праксителевской Афродиты. По-видимому, писатели имели в виду несколько расплывчатое, томное выражение глаз богини, смотрящей вдаль. Но, разумеется, Плутарх не хотел приписать Александру чувственно-томные глаза богини любви. Объяснение дают нам памятники: глаза Апоксиомена, отриколийского Зевса действительно как бы похожи на праксителевские типы. Сходство лежит в прищуренной глазной щели, в глубоких тенях, которые появляются над глазными яблоками. Но в данном случае «влажное» выражение глаз получает особый оттенок вследствие того, что верхнее веко сильно поднимается вверх по направлению к переносице, а около наружных углов утолщение мускулов прикрывает свободное развитие верхнего века, и глаз получает почти патетическое выражение. Смешение выражения тоски с пафосом — вот характерные черты лисипповского глаза; к такому характеру его и применимо выражение «влажного глаза».
Использование этой особенности трактовки глаза для портрета Александра весьма любопытно, если принять во внимание характер великого македонца. Не только о герое, завоевателе мира, повествуют античные писатели; встречаются места, заставляющие призадуматься над характером Александра. Не будем забывать, что мать его была близка к мистическим фракийским культам, и что Александр всегда обнаруживал особую привязанность к ней. История спора между Олимпиадой и ее супругом Филиппом бросает свет на отношение сына к матери: он определенно переходит на ее сторону, отрекаясь от отца, холодный расчетливый характер которого был слишком чужд его темпераменту. История далее показывает, как сочувственно Александр относился к египетским и восточным культам, что объясняется отнюдь не исключительно политическими соображениями. Представление о царе, воплощающем в себе божество, о «помазаннике божием», по-видимому, сильно повлияло на Александра. Герой-полководец таил в себе корни с.36 мистической тоски; может быть этим и объясняется то таинственное гипнотическое влияние, которое он имел на всякого, с кем он имел дело. Только нервность, являющаяся последствием подобных внутренних переживаний, объясняет нам те дикие выходки, жертвами которых пали его ближайшие друзья. Царем, опьяненным славой и вином, овладевало это таинственное второе, мистическое, смешанное с дикостью, «я», которое жило в нем, но не показывало себя при свете солнца. Аполлон, Гелиос, Ахиллес, Дионис, владыка мира с одной, мистик, кипящий внутренними волнениями, с другой стороны, — так рисуется нам личность Александра; и слова Плутарха следует понимать именно в таком смысле. Та плеяда скульпторов, которая, наверно, старалась угодить вкусам поклонников царя, не могла вникнуть в сущность его характера. Только близкий к Александру Лисипп сумел прочувствовать всю сложную психическую жизнь царя, видеть в нем внутреннюю борьбу, жар которой подрывал силы великого человека.
Рис. 26. Голова Александра Великого. Константинополь. |
Только один портрет мы можем с достоверностью приписать Лисиппу; это прекрасная голова, найденная недавно в Пергаме и хранящаяся в Константинополе (рис. 26). Царь изображен уже не юношей; выражение лица свидетельствует о том, что многое пережито, что самые разнообразные страсти пробушевали в этом человеке. Длинные волосы поднимаются над лбом и распадаются в середине; это характерная прическа Александра, которая подходит к выражению «львиной наружности», но странно, как эти кудри не вьются подобно другим красивым классическим кудрям, они так будто прилипают к голове мягкими, усталыми линиями. Глаз широко открыт, верхнее веко, надбровные дуги поднимаются по направлению к переносице, выражение близко к пафосу; оно напоминает «львиный» взор царя, но нижнее веко как-то странно вздернуто, а лоб не гладок и ясен, а покрыт глубокими складками, свидетельствующими о внутренних страданиях. К пафосу глаз примешан, таким образом, также оттенок нервности, далеко отводящий нас от облика всеславного, всемогущего повелителя мира и заставляющий нас ощущать трепет борющегося с самим собой смертного. И вот наклон головы всецело сходится с нотою, прозвучавшей в линиях нервных век, в складках лба, которые указывают на тернистый путь, пройденный великим человеком. Лисиппа не ослеплял блеск величия Александра, он не увлекался «новым Ахиллесом». Не тень классического героя, а глубоко человеческие переживания в душе великого гения, — вот, что он хотел передать потомству; такая картина воплощена им в общечеловеческих, вечных формах.
с.37 Портрет Александра был, насколько мы знаем, объектом повторных опытов великого ваятеля. Описанная пергамская голова, пока единственная, в которой рука Лисиппа сказывается совершенно ясно, выдвигает его в ряд первых портретистов мировой истории искусства. В античной литературе упоминается еще об изображениях Сократа и семи мудрецов, а из одной надписи мы узнаем о портрете царя Селевка. Из них первые принадлежат к типу «идеальных портретов», ибо Лисипп не мог уже знать в лицо ни семи мудрецов, ни Сократа; последний — мог быть реальным изображением сирийского царя.
Рис. 27. Голова Сократа. Рим. Национальный музей. |
Из дошедших до нас изображений Сократа выделяются три главные группы; первая воспроизводит, по-видимому, один оригинал, принадлежавший еще ко времени жизни философа, т. е. к V в. до Р. Х., вторая обнимает довольно значительное количество памятников, передающих также один тип второй половины IV в., третья носит отпечаток позднейших эпох греческой скульптуры. Второй тип безусловно пользовался наибольшей известностью в древности, — значительное число повторений свидетельствует о его популярности, — а так как он принадлежит по стилю ко времени деятельности Лисиппа, то мы вправе считать его восходящим к оригиналу именно этого мастера. Один экземпляр, немного суховатый по своему исполнению, находится в Эрмитаже; безусловно лучше передает оригинал экземпляр очень хорошей работы в Национальном музее в Риме (рис. 27). Мы вправе приписать этот тип Лисиппу тем более потому, что стилистическая связь с головой Апоксиомена не может быть отрицаема; трактовка лба, глаза и бровей совершенно одинакова на обоих типах. Лисипп работал на основании портретов, сделанных при жизни философа, может быть того же типа, воспроизведения которого дошли до нас. Он заимствовал характерные для Сократа широкие формы лица с плоским носом, расположение усов и бороды, но в эти формы влил новое содержание. Глаз слегка прищурен с тем же выражением нервной напряженности, как на Апоксиомене; такое впечатление усиливается морщинами на лбу, придающими коже особый характер подвижности, способности реагировать движением, трепетом на каждый душевный аффект. Эти части уже вносят характерную черту — доминирования душевной жизни над физической — подчеркнутую моделировкой впалых щек. Линии волос и бороды проведены с удивительной энергией по этой расчлененной на множество плоскостей поверхности, отчасти обрамляя ее; то выступающие кудри, то мелкие линии образуют в своем чередовании удивительную игру света и тени. Как бы проще выдержаны формы с.38 около рта, на который падает густая тень; только нижняя губа выступает сплошной светлой полоской. Все эти формы рассчитаны на одно впечатление: выражение усиленной духовной жизни, интенсивной умственной работы философа, причем глаза как будто не замечают окружающих его явлений, а взор всецело обращен вовнутрь. Ближайшая аналогия к такому пониманию мыслителя — голова статуэтки Иоанна Крестителя Донателло в Сиене.
Из изображений семи мудрецов мы можем отожествить с портретом работы Лисиппа голову Биаса (рис. 28). Она сильно отличается от изображения Сократа. Если для этого последнего особенно характерна легкая дрожь, пробегающая по всем подкожным мышцам, моделировка лица Биаса энергична и в своем роде проста. Она дает выражение сосредоточенного мышления: брови сдвинуты так, что они образуют почти одну прямую; энергично проведенные и глубоко врезывающиеся складки на лбу дают прямоугольный рисунок. Соответственно с этим прищуренные глаза обрисованы проще, и с большой силой и простотой очерчены крепко сжатые губы и густые пряди волос и бороды.
Рис. 28. Голова Биаса. |
Рис. 29. Голова Эврипида. Копенгаген. |
По стилистическим причинам мы приписываем Лисиппу великолепный портрет Эврипида в Копенгагене (рис. 29). Он сделан также много лет после смерти великого трагика и на основании более древних портретов. Как на голове Биаса, сосредоточенное выражение достигается глубоко врезанными горизонтальными линиями на лбу, параллельными прямолинейным бровям. Но глаза лежат еще глубже и покрыты густыми тенями от нависших бровей. Если принять во внимание, как формы волос, спадающих на лоб, и бороды, моделировка щек и все другие части лица согласованы с выражением глаз, нам придется признать, что голова является скорее изображением типа характера или темперамента как такового, чем портретом какого-нибудь определенного лица.
Рис. 30 a, b. Голова бойца-атлета. |
Наконец, мы не можем закончить разбора портретов Лисипповского характера, не указав на превосходный бронзовый оригинал, найденный в Олимпии и во многих отношениях очень близкий к стилю великого мастера (рис. 30). Мы считаем весьма возможным, что эта голова является оригиналом самого Лисиппа. Названная бронза изображает бойца-атлета, но атлета-профессионала, покровителем которого мог бы быть Геракл фарнезский. На лице видны следы многочисленных боев. Уши раздавлены, нос разбит, на лице шрамы, особенно резко выступающие благодаря вложенным в бронзу пластинкам красной меди. В волосах победная повязка. Тип — дикий, варварский, грубый. Лицо с.39 обрамлено самыми простыми линиями: лоб образует прямоугольник, от висков ко рту проведены прямые линии, ограничивающие бороду. В эти простые угловатые формы врезываются прямые горизонтали надбровных костей и рта с незначительными изгибами, совершенно прямо поставлены глаза. Как сильные акценты выступают скулы, усы грубыми линиями вдаются в бороду. Крепко сжатым губам соответствуют прищуренные глаза, лоб гладкий, не обнаруживающий внутреннего волнения, и формы глаза, таким образом, не получают характера нервности; они полузакрыты по причине чисто физической усталости. Волосы и борода охарактеризованы выразительными штрихами. Отдельно выступающие кудри нарушают равномерность контура, но они не являются контрастом к мягким окружающим их формам, как на Апоксиомене, а всецело подходят по своему характеру к типу других разбросанных в беспорядке локонов. В этой голове нет высшей идеи; это — простая действительность со всей ее удручающей грубостью.