О. Ф. Вальдгауер

Лисипп

Вальдгауер О. Ф. ЛИСИПП. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923.

с.40

ЛИСИПП, КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Пере­чис­лен­ные про­из­веде­ния само­го Лисип­па или создан­ные под непо­сред­ст­вен­ным его вли­я­ни­ем пока­зы­ва­ют уди­ви­тель­ное раз­но­об­ра­зие как в смыс­ле выбо­ра сюже­тов, так и их испол­не­ния. Эти памят­ни­ки, разу­ме­ет­ся, созда­ны в раз­лич­ные пери­о­ды твор­че­ства вели­ко­го масте­ра и для раз­лич­ных целей, и наша зада­ча будет состо­ять в попыт­ке хро­но­ло­ги­че­ско­го рас­пре­де­ле­ния их и в харак­те­ри­сти­ке каж­до­го эта­па раз­ви­тия, как тако­во­го. Но рань­ше чем при­сту­пить к состав­ле­нию свод­ки всех тех дан­ных, кото­ры­ми мы рас­по­ла­га­ем, необ­хо­ди­мо при­ве­сти те, прав­да, скуд­ные, суж­де­ния, кото­рые дают нам антич­ные писа­те­ли. Вот свиде­тель­ство Пли­ния: «Его боль­шая заслу­га для раз­ви­тия скульп­ту­ры состо­ит в том, что он пере­да­вал воло­сы есте­ствен­но, делал голо­вы мень­ше (по срав­не­нию с телом), чем древ­ние масте­ра, а тело подвиж­нее и суше, так что рост фигу­ры казал­ся выше. Нет латин­ско­го сло­ва для пере­во­да гре­че­ско­го поня­тия сим­мет­рия (про­пор­цио­наль­ная систе­ма), кото­рую он тща­тель­но наблюдал, изме­няя квад­рат­ные фор­мы древ­них ста­ту­ар­ных иде­а­лов путем новых, не при­ме­няв­ших­ся при­е­мов, и он сам часто гово­рил, что фигу­ры, сде­лан­ные ими (т. е. древ­ней­ши­ми масте­ра­ми), изо­бра­жа­ют людей тако­вы­ми, как они есть, его же ста­туи — каки­ми они кажут­ся. Осо­бен­но харак­тер­на его край­няя тща­тель­ность в испол­не­нии даже мело­чей. Он оста­вил после себя сыно­вей и уче­ни­ков — слав­ных худож­ни­ков Лаип­па (вер­нее Даип­па), Боеду, но, глав­ным обра­зом, Евти­кра­та. Послед­ний под­ра­жал более воз­дер­жан­но­сти отца, чем его утон­чен­но­сти, желая добить­ся успе­ха ско­рее стро­го­стью сти­ля, чем изящ­но­стью его».

Харак­те­ри­сти­ка Пли­ния ука­зы­ва­ет на неко­то­рые любо­пыт­ные чер­ты в твор­че­стве Лисип­па, осо­бен­но­сти, вполне под­твер­ждае­мые с.41 памят­ни­ка­ми. Лисипп дал новую про­пор­цио­наль­ную систе­му, сво­дя­щу­ю­ся к умень­ше­нию голо­вы и туло­ви­ща по срав­не­нию с рука­ми и нога­ми, и, таким обра­зом, достиг боль­шей есте­ствен­но­сти и подвиж­но­сти внеш­не­го вида фигу­ры; если древ­ние масте­ра стре­ми­лись к уста­нов­ле­нию кано­на на осно­ва­нии точ­ных вычис­ле­ний, созда­вая, так ска­зать, сред­ний иде­ал чело­ве­че­ской кра­соты, то Лисипп осно­вы­вал­ся на впе­чат­ле­нии фигу­ры, как она раз­ви­ва­ет­ся перед гла­зом чело­ве­ка в таком виде, «как она кажет­ся», а не «как она есть в дей­ст­ви­тель­но­сти». Стрем­ле­ние к пере­да­че форм имен­но с такой «импрес­си­о­ни­сти­че­ской» точ­ки зре­ния ска­зы­ва­ет­ся и в трак­тов­ке волос. Наряду с этим Пли­ний осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет тща­тель­ность испол­не­ния. Но зна­че­ние этих слов выяс­нит­ся в их реаль­ном смыс­ле лишь в свя­зи с раз­бо­ром самих памят­ни­ков, при­чем мы долж­ны при­ни­мать во вни­ма­ние поло­же­ние гре­че­ско­го искус­ства в то вре­мя, когда Лисипп, как худож­ник, начал высту­пать.

За немно­ги­ми, прав­да, бле­стя­щи­ми, исклю­че­ни­я­ми гре­че­ское искус­ство V в. уде­ля­ло мало вни­ма­ния изо­бра­же­нию душев­ной жиз­ни чело­ве­ка в выра­же­нии лица. Фигу­ра, как тако­вая, сто­я­ла в цен­тре вни­ма­ния, и выра­зи­тель­ность в дви­же­нии изу­ча­лась все­сто­ронне. Но все­гда и везде иде­ал кра­соты, как тако­вой, и пред­ла­гае­мые им объ­ек­тив­ные тре­бо­ва­ния регу­ли­ро­ва­ли опы­ты, про­из­во­ди­мые атти­че­ски­ми масте­ра­ми, и ста­ви­ли им извест­ные пре­де­лы. Дви­же­ние фигу­ры и пере­да­ча его во всех ее частях явля­ют­ся не само­до­вле­ю­щи­ми зада­ча­ми, но лишь пово­дом к изо­бра­же­нию в раз­ных соче­та­ни­ях пре­крас­ных форм и линий.

Конец V в. озна­ча­ет вырож­де­ние тако­го фор­маль­но­го прин­ци­па, ска­зы­ваю­ще­е­ся в том, что мы бы по ана­ло­гии с XVII в. нашей эры назва­ли бы барок­ки­за­ци­ей форм и пре­вра­ще­ни­ем их в чисто деко­ра­тив­ный эле­мент. В то же вре­мя все с боль­шей силой нача­ли высту­пать про­яв­ляв­ши­е­ся уже рань­ше худо­же­ст­вен­ные направ­ле­ния инди­виду­а­ли­сти­че­ско­го харак­те­ра, ста­вив­шие себе зада­чей углуб­ле­ние выра­же­ния душев­ной жиз­ни чело­ве­ка. Но толь­ко нача­ло IV в. выста­ви­ло новый лозунг с доста­точ­ной энер­ги­ей, а носи­те­лем его явил­ся один из самых вели­ких худож­ни­ков миро­во­го искус­ства: Ско­пас. Толь­ко лич­ность с такой сверх­че­ло­ве­че­ской энер­ги­ей мог­ла про­из­ве­сти пере­во­рот, затра­ги­вав­ший самые кор­ни клас­си­че­ско­го худо­же­ст­вен­но­го миро­воз­зре­ния, и создать новую базу, на кото­рой мог­ло стро­ить новое поко­ле­ние. Лич­ность Ско­па­са горит стра­стью, глу­бо­кий пафос созда­ет основ­ной тон его твор­че­ству. Вид ста­туи уже не опре­де­лял­ся зако­на­ми внеш­ней кра­соты и архи­тек­тур­но­го постро­е­ния, чело­ве­че­ская фигу­ра в сво­их пла­сти­че­ских фор­мах явля­лась вопло­ще­ни­ем одно­го еди­но­го с.42 импуль­са пси­хи­че­ской жиз­ни. Такая ста­туя уже не есть объ­ек­тив­но вос­при­ни­мае­мый образ кра­соты, а самое субъ­ек­тив­ное про­яв­ле­ние внут­рен­ней жиз­ни вели­ко­го худо­же­ст­вен­но­го гения. Новое небы­ва­лое отно­ше­ние к худо­же­ст­вен­но­му про­из­веде­нию тре­бо­ва­ло новых форм для вопло­ще­ния этих новых мыс­лей. Оно не выдер­жи­ва­ло узких рамок тра­ди­ци­он­ной схе­мы и еди­ной плос­ко­сти, оно нуж­да­лось в сво­бод­ном про­стран­стве, чтобы ширить­ся и раз­ви­вать­ся, оно долж­но было взять­ся за изу­че­ние не толь­ко чело­ве­че­ско­го тела, но и голо­вы, для пони­ма­ния тех форм, кото­рые мог­ли бы выра­жать новые идеи. И вот мы видим, как Ско­пас дово­дит до выс­шей сте­пе­ни совер­шен­ства выра­зи­тель­ность чело­ве­че­ской фигу­ры в ее целом, как он осво­бож­да­ет фор­мы лица от послед­них остат­ков услов­ной сти­ли­за­ции, как каж­дая отдель­ная часть фигу­ры до послед­ней склад­ки одеж­ды под­чи­ня­ет­ся духу, вопло­щен­но­му в дан­ной ста­туе. От такой после­до­ва­тель­но­сти в харак­те­ри­сти­ке форм полу­ча­ет­ся впе­чат­ле­ние уди­ви­тель­но­го един­ства и цель­но­сти про­из­веде­ний Ско­па­са*. Этим сво­им тво­ре­ни­ям вели­кий парос­ский мастер дал не толь­ко внут­рен­нюю пси­хи­че­скую сво­бо­ду; он широ­ко раз­дви­нул фор­маль­ные рам­ки в смыс­ле сво­бо­ды рас­по­ло­же­ния фигу­ры в про­стран­стве; еди­ная плос­кость для него боль­ше не закон.

Когда Лисипп начал работать само­сто­я­тель­но, Ско­пас был уже зна­ме­ни­тым худож­ни­ком. Его допус­ка­ли в свои сте­ны даже сики­он­цы; ста­туя Герак­ла вели­ко­го масте­ра сто­я­ла на сики­он­ском рын­ке. Но Ско­пас был внут­ренне чужд прин­ци­пам ста­рой арго­со-сики­он­ской шко­лы и, тем более, бли­зок тому млад­ше­му пред­ста­ви­те­лю ее, кото­рый ста­рал­ся вырвать­ся на сво­бо­ду. Ста­туя Агия пер­вая свиде­тель­ст­ву­ет об отно­ше­нии Лисип­па к Ско­па­су и о посте­пен­ном осво­бож­де­нии его от цепей тра­ди­ций. В глу­бо­ко лежа­щих гла­зах мы узна­ем пафос Ско­па­са, наклон тела впе­ред, дви­же­ние рук свиде­тель­ст­ву­ют о внут­рен­ней жиз­ни героя, хотя в общих чер­тах моло­дой худож­ник еще не посмел вый­ти из рамок, пред­на­чер­тан­ных тра­ди­ци­ей. Эта ста­туя дает нам не толь­ко иллю­ст­ра­цию к при­веден­но­му нами сове­ту Евпом­па под­ра­жать нату­ре (а не образ­цам, в смыс­ле есте­ствен­но­сти дви­же­ний, что име­ли, веро­ят­но, в виду и позд­ней­шие писа­те­ли, про­слав­ляв­шие «ve­ri­tas» в про­из­веде­ни­ях Лисип­па), в ней уже есть «прав­ди­вость» в дру­гом смыс­ле: в смыс­ле внут­рен­ней обу­слов­лен­но­сти, в силу кото­рой каж­дое дви­же­ние каж­дой части фигу­ры про­дик­то­ва­но одним опре­де­лен­ным импуль­сом. Ста­туя Агия содер­жит в себе в зача­точ­ном виде и дру­гие эле­мен­ты зре­ло­го Лисип­по­в­ско­го с.43 искус­ства. Харак­те­ри­сти­ка Пли­ния нахо­дит себе в ней пол­ное под­твер­жде­ние. «Он сде­лал голо­вы мень­ше, тела строй­нее и сухо­ща­вее, чтобы они каза­лись выше ростом», «он инте­ре­со­вал­ся вопро­са­ми про­пор­ций фигу­ры и изме­нил квад­рат­ные фор­мы древ­них масте­ров», «он изо­бра­жал чело­ве­ка, каким он кажет­ся, Поли­клет же, — как он дей­ст­ви­тель­но постро­ен».

Как уже ска­за­но, эти отры­воч­ные фра­зы разъ­яс­ня­ют­ся памят­ни­ка­ми, и мы видим Лисип­па уже в нача­ле его худо­же­ст­вен­но­го раз­ви­тия в борь­бе с тра­ди­ци­ей. Такая борь­ба была внут­рен­ней необ­хо­ди­мо­стью, про­ис­те­каю­щей из основ­ных начал Лисип­по­в­ско­го твор­че­ства. Толь­ко новая про­пор­цио­наль­ная систе­ма, при­даю­щая фигу­ре боль­ше гиб­ко­сти и эла­стич­но­сти, обес­пе­чи­ла худож­ни­ку сво­бо­ду рас­пре­де­ле­ния сил по отдель­ны­ми частям. «Квад­рат­ная» струк­ту­ра клас­си­че­ских образ­цов дава­ла лишь воз­мож­ность архи­тек­тур­но­го рас­пре­де­ле­ния масс. Сред­ний иде­ал муж­ской фигу­ры необ­хо­ди­мо было заме­нить инди­виду­аль­ным: «каким чело­век кажет­ся». На Агии, прав­да, сде­лан толь­ко пер­вый шаг, и голо­ва как буд­то еще вели­ка для тоще­го тела; Лисипп дошел лишь до той про­пор­цио­наль­ной систе­мы, кото­рую про­во­дил коринф­ский скуль­п­тор Евфра­нор; но путь к даль­ней­ше­му был открыт.

Еще в рам­ках плос­кост­но­го сти­ля дер­жит­ся ста­туя Эрота, сде­лан­ная, веро­ят­но, для горо­да Фес­пий в Бео­тии; но прин­цип про­ти­во­дей­ст­ву­ю­щих друг дру­гу сил наме­чен уже и здесь опре­де­лен­но; сле­ду­ет толь­ко отме­тить, что дви­же­ние во всей его слож­но­сти явля­ет­ся резуль­та­том одно­го опре­де­лен­но­го моти­ва, и пото­му ста­туя про­из­во­дит впе­чат­ле­ние пол­но­го един­ства. Такое же един­ство и спло­чен­ность ком­по­зи­ции харак­те­ри­зу­ют палер­ми­тан­скую груп­пу Герак­ла с оле­нем. Могу­чий порыв впе­ред и силь­ная про­ти­во­дей­ст­ву­ю­щая сила явля­ют­ся резуль­та­та­ми одно­го основ­но­го моти­ва, раз­ветв­ля­ю­ще­го­ся, так ска­зать, в две сто­ро­ны. Но на этой груп­пе отме­тим новый эле­мент: углуб­ле­ние фигу­ры в про­стран­стве; прав­да, линии еще везде смы­ка­ют­ся, как на пере­д­нем, так и на зад­нем плане, но основ­ной прин­цип уже про­веден с гени­аль­ной уве­рен­но­стью. Страсть и сила еди­но­го импуль­са уже все­це­ло в духе вели­ко­го Ско­па­са.

Несколь­ко ина­че, свое­об­раз­нее, постав­лен вопрос на ста­туе Гер­ме­са, завя­зы­ваю­ще­го сан­да­лию. Дви­же­ние фигу­ры вле­во чрез­вы­чай­но сосре­дото­чен­но, но пово­рот голо­вы в сто­ро­ну, пря­мо про­ти­во­ре­ча­щий направ­ле­нию линий, сте­каю­щих­ся в кистях рук, вно­сит новый эле­мент. Такой пово­рот не вызван пря­мо дей­ст­ви­ем фигу­ры, а общий ход линий пере­би­ва­ет­ся новой мыс­лью, веду­щей к ново­му моти­ву. Пово­рот голо­вы еще несколь­ко кру­той и мало свя­зан с дви­же­ни­ем тела, но тут наме­чен новый путь, постав­ле­на новая про­бле­ма, кото­рая не мог­ла быть с.44 реше­на с пер­во­го раза. Ибо ста­туя Гер­ме­са без­услов­но при­над­ле­жит к самым ран­ним про­из­веде­ни­ям вели­ко­го масте­ра. Еще чув­ст­ву­ет­ся власть еди­ной плос­ко­сти, но мастер­ски рас­по­ло­же­ны живот и грудь, соеди­ня­ю­щие пере­д­ний план фигу­ры с зад­ним, а дви­же­ние левой руки, пре­сле­дую­щее в лине­ар­ном виде ту же цель, уже ука­зы­ва­ет на воз­мож­но­сти более сво­бод­ной ком­по­зи­ции фигу­ры. Дей­ст­ви­тель­но, даль­ней­шее раз­ви­тие наблюда­ет­ся и в мело­чах: голо­ва уже зна­чи­тель­но мень­ше по срав­не­нию к телу, хотя еще не достиг­ну­та про­пор­цио­наль­ная систе­ма Апок­сио­ме­на; в гла­зах же мы видим сосре­дото­чен­ный страст­ный взгляд, близ­кий к Ско­па­сов­ским типам. Ста­туя Гер­ме­са дает нам кар­ти­ну мучи­тель­ной борь­бы за новые фор­мы, в кото­рые долж­ны были облечь­ся новые мыс­ли.

К более ран­ним про­из­веде­ни­ям Лисип­па мож­но было бы при­чис­лить и тип фар­нез­ско­го Герак­ла. Герой как покро­ви­тель атле­ти­ки сам атлет — эта мысль нашла себе вопло­ще­ние уже в кру­ге Ско­па­са. Харак­тер­но, что Лисипп ухва­тил­ся за такую идею и впо­след­ст­вии раз­ви­вал и варьи­ро­вал ее в самых раз­но­об­раз­ных фор­мах. Харак­те­ри­сти­ка бога еще не доведе­на до кон­ца, еще в кудрях волос лежит увле­че­ние изя­ще­ст­вом клас­си­че­ских линий, еще срав­ни­тель­но спо­кой­ны плос­ко­сти лба. Но Лисипп пошел уже даль­ше Ско­па­са, его Геракл уже бли­же к чело­ве­ку. Не нов и мотив сам по себе; пере­не­се­ние цен­тра тяже­сти в пред­мет, сто­я­щий вне фигу­ры, уже при­ме­ня­лось. Но дан­ный мотив с осо­бой после­до­ва­тель­но­стью согла­со­ван с харак­те­ром всей фигу­ры: как мыш­цы груз­но опус­ка­ют­ся, как рука тяже­ло сви­са­ет, так гру­бы­ми тяже­лы­ми фор­ма­ми спус­ка­ет­ся льви­ная шку­ра по пали­це и под­по­ра сли­ва­ет­ся со ста­ту­ей в одно нераз­рыв­ное целое.

Эти­ми ста­ту­я­ми вели­кий мастер нащу­пы­ва­ет поч­ву; то здесь, то там он про­из­во­дит свои опы­ты в раз­лич­ных обла­стях. При дво­ре Алек­сандра, веро­ят­но, Лисипп мог раз­вить­ся до пол­но­го блес­ка сво­его твор­че­ства, и вели­кий мастер ста­но­вит­ся не толь­ко завер­ши­те­лем всех тех стрем­ле­ний, кото­рые всплы­ва­ли в IV в., но и наи­бо­лее бле­стя­щим выра­зи­те­лем духа сво­его вре­ме­ни. Фор­маль­ное обра­зо­ва­ние в сики­он­ской шко­ле с ее стро­ги­ми тра­ди­ци­я­ми, пафос Ско­па­са, открыв­ше­го для скульп­ту­ры глу­би­ны пси­хи­че­ской жиз­ни чело­ве­ка, слу­жи­ли оруди­я­ми в руках его твор­че­ско­го гения.

Клас­си­че­ская Элла­да отжи­ла свой век; уже не было воз­вра­та к свет­лым боже­ствам Олим­па. Интен­сив­ная обще­ст­вен­ная жизнь, создав­шая в тече­ние полу­то­ра­ста лет новые осно­вы чело­ве­че­ской куль­ту­ры, пред­вос­хи­щав­шие худо­же­ст­вен­ные пере­жи­ва­ния, не раз воз­ни­кав­шие в с.45 послед­ние сто­ле­тия, — эта высо­чай­шая куль­ту­ра успе­ла про­ник­нуть во все жилы антич­но­го чело­ве­ка, успе­ла пре­вра­тить его пси­хи­ку в бога­тей­шее поле с самы­ми раз­но­цвет­ны­ми аспек­та­ми, раз­вить всю нерв­ную систе­му его до выс­шей сте­пе­ни вос­при­им­чи­во­сти. Этот новый чело­век — Апок­сио­мен. Он — эллин, как изо­бра­же­ние иде­аль­ной кра­соты тела, как вопло­ще­ние атле­ти­че­ско­го иде­а­ла гре­че­ской пале­ст­ры, но он не эллин клас­си­че­ской эпо­хи, от него отле­тел дух спо­кой­но­го само­об­ла­да­ния, он ищет чего-то ново­го, он углуб­лен в ана­лиз сво­его соб­ст­вен­но­го «я». Такой чело­век сто­ит на рубе­же новой эпо­хи; он с любо­пыт­ст­вом вни­ка­ет в мисти­че­скую атмо­сфе­ру восточ­ных куль­тов, он с вос­тор­гом вос­при­мет фор­мы, создан­ные в иера­ти­че­ской тор­же­ст­вен­но­сти мно­го­ве­ко­вых куль­тур; но он и спо­со­бен с вос­тор­гом пре­кло­нить­ся перед столь чуж­дой ему гру­бой силой, перед энер­ги­ей выскоч­ки аван­тю­ри­ста, перед сол­дат­чи­ной полу­вар­вар­ских орд. Он увле­чет­ся ана­ли­зом инди­виду­аль­ных тон­чай­ших пере­жи­ва­ний души, он рас­чле­нит сво­ей бес­по­щад­ной кри­ти­кой боже­ст­вен­ные обра­зы Олим­па, но он с вос­тор­гом и с «роман­ти­че­ской» тос­кой повернет взо­ры в вели­кие эпо­хи про­шло­го и окру­жит орео­лом роман­ти­че­ско­го вос­тор­га про­из­веде­ния тех масте­ров, кото­рые уже ста­ли клас­си­че­ски­ми. И этот чело­век созда­ет себе новые обра­зы богов. Перед ним — Гомер и его боги, столь свет­лые и мощ­ные, но и столь чело­веч­ные, и инди­виду­аль­ные. Вопло­щая эти обра­зы в пла­сти­че­ские фор­мы, он вно­сит, есте­ствен­но, части­цы сво­его слож­но­го «я». Лик царя богов и людей он соглас­но с Гоме­ром окру­жа­ет вью­щи­ми­ся куд­ря­ми, дви­же­ни­ем кото­рых он потря­са­ет Олимп, но в гла­зах отра­жа­ет­ся внут­рен­няя тре­во­га, тот страх перед кон­цом мира, перед той про­па­стью, в кото­рой про­ва­лят­ся и оби­та­те­ли бело­снеж­но­го Олим­па; и глу­бо­кие склад­ки обра­зу­ют­ся на челе Олим­пий­ца, и нерв­но сдви­ну­ты бро­ви. Вла­сти­тель морей, Посей­дон, окиды­ва­ет взо­ром под­власт­ный ему эле­мент, но он не сто­ит высо­ко над жиз­нью, как абсо­лют­ный вла­сти­тель, сознаю­щий свою мощь. Худож­ник вло­жил в него тос­ку сво­ей соб­ст­вен­ной души, мечу­щей­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну; та тос­ка, кото­рая овла­де­ва­ла им при виде без­бреж­но­го моря, пере­да­ет­ся боже­ству, и Посей­дон сли­ва­ет­ся со сво­им эле­мен­том; он пре­вра­ща­ет­ся в сим­вол стрем­ле­ния чело­ве­ка к объ­еди­не­нию с духом все­лен­ной. Это стрем­ле­ние — страст­но в голо­ве Вати­ка­на, — спо­кой­но и покор­но в ста­туе Лате­ра­на.

Но душа худож­ни­ка стре­мит­ся к осво­бож­де­нию. Рели­гия Дио­ни­са ука­за­ла выход из мра­ка мисти­че­ско­го углуб­ле­ния в само­го себя, она дала дикую вак­хи­че­скую пляс­ку, кото­рая рас­се­и­ва­ла туман и соеди­ня­ла с.46 смерт­но­го с боже­ст­вом. Пля­шу­щая мена­да — такой дикий крик из глу­би­ны чело­ве­че­ской души; она в бешен­стве мечет­ся в ноч­ном мра­ке по леси­стым горам при таин­ст­вен­ном све­те факе­лов, под неж­ные зву­ки флейт. Все тело ее рас­пус­ка­ет­ся, как бы стре­мясь объ­ять необъ­ят­ное, все силы раз­ви­ва­ют­ся и в голо­во­кру­жи­тель­ном дви­же­нии ищут осво­бож­де­ния. Но вот дру­гой образ — быст­ро­но­гий вест­ник богов, лов­кий обман­щик Гер­мес. Он зани­ма­ет худож­ни­ка воздуш­но­стью сво­его обли­ка, лег­ко­стью сво­их форм. И, нако­нец, Геракл. Худож­ник увле­кал­ся изо­бра­же­ни­ем гру­бой силы, тяже­ло работаю­щих или же груз­но отды­хаю­щих мышц. Но в голо­ве Бри­тан­ско­го музея и герой-силач пре­вра­ща­ет­ся в тра­ги­че­скую фигу­ру, впи­тав в себя мисти­че­скую тре­во­гу худож­ни­ка.

Порт­рет Алек­сандра Вели­ко­го дол­жен был быть выс­шим вопло­ще­ни­ем иде­а­ла Лисип­па. В его лице соеди­ня­лись все кажу­щи­е­ся про­ти­во­ре­чия его эпо­хи, в нем соче­та­лись мисти­ка с внеш­ним блес­ком, физи­че­ская сила с нерв­ным раз­дра­же­ни­ем. «Высо­ко­худо­же­ст­вен­ный порт­рет есть изо­бра­же­ние не дан­но­го лица, но само­го худож­ни­ка», гово­рит Уайльд. Дума­ет­ся, толь­ко глу­бо­кое внут­рен­нее род­ство пси­хи­ки вели­ко­го худож­ни­ка и вели­ко­го царя мог­ло при­ве­сти к созда­нию тако­го гени­аль­но­го про­из­веде­ния, каким явля­ет­ся порт­рет из Пер­га­ма.

Для вопло­ще­ния новых иде­а­лов худож­ник дол­жен был овла­деть пол­ной сво­бо­дой как в изо­бра­же­нии чело­ве­че­ской фигу­ры, как тако­вой, так и в рас­по­ло­же­нии ее в про­стран­стве. Путь Лисип­пу был открыт Ско­па­сом, осво­бо­див­шем чело­ве­че­скую фигу­ру от плос­кост­но­сти и пре­вра­тив­шем ее в выра­зи­те­ля внут­рен­них пере­жи­ва­ний. Но тем­пе­ра­мент Ско­па­са иной, он цель­нее, силь­нее Лисип­па. В нем нет еще того рас­чле­не­ния пси­хи­че­ских пере­жи­ва­ний, нет той раз­бро­сан­но­сти дей­ст­ву­ю­щих сил. Мас­са, как тако­вая, не мог­ла суще­ст­во­вать в мире худо­же­ст­вен­ных форм Лисип­па. Он дол­жен был рас­чле­нить ее на линии, чтобы полу­чить выра­зи­те­лей всех тех дви­же­ний, кото­рые он пере­да­вал. Здесь начи­на­ет­ся ори­ги­наль­ная работа Лисип­па. Пре­вра­тив мощ­ные фор­мы клас­си­че­ской эпо­хи в более строй­ные тон­кие линии, изме­нив систе­му про­пор­ций, худож­ник всюду избе­га­ет сли­ва­ния плос­ко­стей, реду­ци­руя объ­ем каж­дой до мини­му­ма; каж­дую линию он по воз­мож­но­сти отде­ля­ет от дру­гой пустым про­стран­ст­вом, при­да­вая каж­дой воз­мож­но боль­ше само­сто­я­тель­но­сти. Эти линии и плос­ко­сти он сво­бод­но рас­по­ла­га­ет в про­стран­стве, при­да­вая каж­дой осо­бые функ­ции. Раз­ви­ва­ясь в раз­но­об­раз­ных соче­та­ни­ях, смы­ка­ясь или рас­хо­дясь, дей­ст­вуя в одном направ­ле­нии или друг про­тив дру­га, они явля­ют­ся носи­те­ля­ми все­го того, что вол­ну­ет худож­ни­ка, всех тех мыс­лей, кото­рые он вкла­ды­ва­ет с.47 в свои про­из­веде­ния. Таким обра­зом, не мог­ло быть про­ти­во­ре­чий меж­ду стрем­ле­ни­ем к иде­а­лу и вопло­ще­ни­ем его; худо­же­ст­вен­ные фор­мы раз­ви­ва­лись одно­вре­мен­но с пси­хо­ло­ги­че­ски­ми зада­ча­ми, в этом един­стве кро­ет­ся тай­на впе­чат­ле­ния уди­ви­тель­ной цель­но­сти и закон­чен­но­сти лисип­пов­ских тво­ре­ний, из кото­рых каж­дое явля­ет­ся как бы един­ст­вен­но воз­мож­ным реше­ни­ем постав­лен­ной про­бле­мы.

Вокруг этих типов груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные про­из­веде­ния Лисип­по­в­ско­го сти­ля, кото­рые мы при­ве­ли. Агий, Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию, Эрот, Геракл фар­нез­ский, Геракл с оле­нем — озна­ча­ют пер­вые мону­мен­таль­ные про­из­веде­ния Лисип­па; Апок­сио­мен, сидя­щий Гер­мес, неа­по­ли­тан­ский борец, Силен с Дио­ни­сом на руках, пиру­ю­щий Геракл, жен­ская голо­ва в Мюн­хене, Алек­сандр с копьем, пля­шу­щий сатир, Посей­дон, голо­ва Зев­са — пери­од пол­но­го рас­цве­та; голо­ва Герак­ла в Бри­тан­ском музее, порт­рет Алек­сандра — про­из­веде­ния стар­че­ских лет. Лисипп исхо­дит из пафо­са и кон­ча­ет пафо­сом. Но пафос Агия — резуль­тат юно­ше­ской страст­но­сти, пол­ной сил, пафос Герак­ла в Бри­тан­ском музее и Алек­сандра — резуль­тат стра­да­ний и глу­бо­ких разо­ча­ро­ва­ний; к тако­му пафо­су ведет путь через нерв­ный тре­пет Апок­сио­ме­на, через тос­ку в лике Посей­до­на. Как образ Иоан­на Кре­сти­те­ля Дона­тел­ло в Сиене мыс­лим лишь как конеч­ный итог мно­го­лет­ней борь­бы за позна­ние пси­хи­ки чело­ве­ка, эта­па­ми кото­рой были Св. Марк в Ор-сан-Мике­ле, так назы­вае­мый Давид, и Мадон­на в Падуе, так Лисипп в послед­них сво­их скульп­ту­рах создал обра­зы вели­чай­ше­го чело­ве­че­ско­го стра­да­ния, не спо­соб­но­го к гром­ко­му выра­же­нию.

В порт­рет­ной скульп­ту­ре мы видим как мастер от гру­бо­го реа­лиз­ма в порт­ре­те бой­ца пере­хо­дит к нерв­но­му порт­ре­ту Сокра­та и, нако­нец, созда­ет вели­кие типы мыс­ли­те­лей, как тако­вых, в голо­вах Биа­са и Эври­пида. Судь­ба поста­ви­ла Лисип­па перед вели­кой зада­чей под­ве­сти ито­ги эллин­ской скульп­ту­ре и создать осно­ву для буду­ще­го. Дол­гая жизнь в тени вели­ких собы­тий дала гени­аль­но­му масте­ру воз­мож­ность решить про­бле­му во всей ее широ­те. Мы пре­кло­ня­ем­ся перед вели­ким твор­че­ским гени­ем, таин­ст­вен­ная сила кото­ро­го не мог­ла погиб­нуть ни в бурях позд­не­го анти­ка, ни в полу­мра­ке хри­сти­ан­ских мисте­рий, а воз­ро­ди­лась с новой силой тогда, когда чело­ве­ку было суж­де­но вос­крес­нуть к новой жиз­ни.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • * См. «Мена­ду» Дрезден­ско­го музея, «Меле­а­г­ра» Вати­ка­на и др.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695021 1389418940 1407695008 1409175205 1409175206 1409189532