Вологодский педагогический институт
О соотношении политических лозунгов Цицерона и его практической деятельности
Пермский ун-т, 1994. С. 97—105.
с.97 В отечественной историографии существует множество оценок Цицерона как политика. Он предстает либо как идеалист, оторванный от жизни и борющийся за политические утопии1, либо как опытный политик-республиканец (и в силу этого обреченный на неудачу в условиях кризиса республики), беспринципный, поскольку таковы все политические деятели того времени2; либо как прожженный политикан, умело манипулирующий республиканскими лозунгами3.
При определенней истинности всех приведенных мнений, они все же отличаются излишней абсолютизацией и односторонностью. Призмой этого является отсутствие в историографии попыток сколько-нибудь подробного анализа политических лозунгов Цицерона в связи с его практической деятельностью. Именно такое исследование позволяет создать максимально объективный политический портрет великого оратора.
Рассматривая политические лозунги Цицерона, невозможно, однако, не коснуться его теоретических воззрений в целом, так как с любым из них неразрывно связан целый пласт общих идеологических представлений; вместе с тем невозможно понять тот или иной лозунг в отрыве от мировоззренческой или политической позиции Цицерона.
с.98 Основными лозунгами Цицерона в течение его политической карьеры были «согласие сословий» приоритет «тоги» перед «мечом» и «восстановление республики» (и связанная с ним фигура rector’а).
Концепция «меча и тоги» начинает складываться в период консульства Цицерона в речах против Катилины (Кат., 1, 11; 2, 28). А наиболее четко она сформулирована в речи в защиту Л. Мурены: «Человеку могут доставить наиболее высокое положение заслуги двух родов: великого императора и великого оратора» (30; 58). Для процветания же республики необходим союз «тоги» и «меча» (Кат., 3, 26; Близк., 5, 7). При этом уже изначально «тоге» отдается предпочтение перед «мечом» (Кат., 3, 15; 4, 5). Затем на долгие годы данный лозунг исчезает из речей, трактатов и писем Цицерона, что, казалось бы, говорит об отказе от него, но он с новой силой зазвучал в одном из последних трактатов Цицерона — «Об обязанностях». Причем доказательству приоритета «тоги» перед «мечом» здесь уделено еще больше места (1, 74—
Таким образом, Цицерон в теории не отказался от указанного лозунга, несмотря на ужасы пережитой гражданской войны и ниспровержения гражданской власти. Исходя из этого, ряд исследователей сделали вывод о полном неприятии Цицероном насильственных методов борьбы и, следовательно, невозможности для него политической деятельности вне сената, вне форума, вне закона4.
Однако это не совсем верно. Первоначально лозунг о преимуществе «тоги» перед «мечом» и необходимости их союза в борьбе за сохранение республики носил явно сиюминутный характер. Он возник не из иллюзий Цицерона о возможности такого соотношения законных и насильственных методов борьбы, а из его попыток возвеличить себя и обеспечить себе активную роль в политической борьбе по окончании консулата. Цицерон выступает, таким образом, как опытный политик. Союз «меча» и «тоги» есть не что иное, как предполагаемый (вернее, желаемый) союз Цицерона и Помпея. Последняя тема настойчиво звучит в письмах Цицерона 62—
Все сказанное относится к периоду жизни Цицерона после возвращения из изгнания. Поэтому если последнее и нанесло удар Цицерону, то он быстро «излечился» и извлек из него определенные уроки. И если до изгнания (сентябрь 59 г.) насилие вызывает у Цицерона отвращение к жизни (Атт., 2, 24), то после возвращения оно уже перестает его шокировать. Однако, чтобы как-то оправдаться в глазах современников (и прежде всего в своих глазах), он в речи «В защиту Милона» выдвигает тезис о возможности применения насилия для блага Республики (8—
Точно такую же эволюцию претерпело и отношение Цицерона к гражданским войнам. В 56—
Панический страх перед угрозой гражданской войны заставляет его метаться, «изменять» самому себе в надежде примирить противников (Брату Кв., 2, 11; 3, 1; Близк., 1, 9). Однако в итоге Цицерон примыкает к Помпею, не исключая возможности активного своего участия в военных действиях и даже рассчитывая на командование легионом (Близк., 16, 12; Атт., 7, 3). Только недостаток личного мужества и полководческого таланта, а также недоверие Помпея, которое могло быть следствием двусмысленного поведения Цицерона в это время (встречи с Цезарем и пр.), коренным образом изменяют его настроение. Он, до этого признававший, что без войны отечество не может быть спасено (Атт., 8, 11), теперь рвет на себе волосы и проклинает и Цезаря, и Помпея за ее развязывание (Атт., 9, 7). Оправдываясь (опять-таки в первую очередь перед собой), он пишет Аттику (9, 6): «…(полагая), что Помпей с.100 предпринимает жестокую и губительную войну… я считал, что долг лучшего гражданина … не только не возглавлять той жестокости, но даже не участвовать в ней» (!). Цицерон, таким образом, занимает позицию постороннего наблюдателя, разгуливая при этом по лагерю Помпея (Плут., Циц., 38). После поражения последнего он достаточно легко «раскаивается» в участии в войне, упрекая своих бывших сторонников в жестокости и алчности (Атт., 9, 6; Близк., 7, 3).
Вначале Цицерон пытается заниматься политикой, давая советы Цезарю, но затем, убедившись в тщетности своих усилий, объявляет о гибели государства (Близк., 9, 17; 6, 11) и посвящает себя философии. Обращение к философии и политической теории не являлось просто результатом его вынужденного бездействия (О дивинац., 4—
Однако Цицерон остается прежде всего политиком и, когда после смерти Цезаря представляется возможность участвовать в управлении республикой, он не преминул ею воспользоваться. И опять-таки Цицерон не строит иллюзий относительно возможности мирной победы, а обращается к «непарламентскому» пути: будучи частным лицом, командует сенатскими легионами (Плут., Циц., 45) и с упорством, удивительным для человека, пережившего гражданскую войну, требует от Брута развязывания новой, уверяя, что мир и согласие в Республике невозможно установить без помощи войны и оружия (Бруту, 1, 2; 2, 5). Все это поразительно расходится с тем, что он писал в трактатах, но может быть объяснено установкой Цицерона на то, что это последний для него шанс спасти республику и в таком деле нельзя ограничивать себя в средствах (Близк., 10, 19; 12, 22).
Столь разительная перемена тем более удивительна, что Цицерон никогда не был человеком мужественным и решительным (Брату Кв., 2, 3; Близк., 13, 68). Но, очевидно, он уже перешагнул тот жизненный порог, с.101 за которым смерть перестает казаться высшим злом, и его страх перед насилием уступает место философскому отношению к жизни (О старости, 5, 66; Тускул. бес., 1).
Следующий лозунг, на котором хотелось бы остановиться, — «восстановление республики», с ним связан образ rector rei publicae. Этот лозунг в различных вариантах: «опека» и «охрана» (О зем. зак., 25; О госуд., 6, 13), «спасение» (Кат., 3, 26; Атт., 8, 2), «восстановление» республики (Атт., 8, 3; 14, 4) — рожден представлением о Римской республике как идеально устроенном государстве (О госуд., 1, 70), которое стало менее совершенным вследствие упадка нравов и забвения обычаев предков (О госуд., 5, 2; О зак., 1, 29; Об обяз., 2, 67). Поскольку Цицерон ко времени написания диалога «О государстве» (54—
«Правитель» для выполнения своей задачи наделяется неограниченной («царской») властью, что подтверждается оценкой, данной Цицероном правлению Суллы; порицая последнего за метод достижения власти (Кат., 3, 24—
с.102 Деятельность rector’а носит почти божественный характер (О госуд., 1, 12; 6, 13), так как цель его — восстановление и сохранение rei publicae, которая была высшей ценностью для римского гражданина.
Рассмотрим, как на практике реализовывался лозунг «восстановления» и «охраны» республики, и в связи с этим проблему персонификации «ректора».
В роли «спасителя» отечества (а позже — rector) Цицерон в разные периоды политической карьеры видел разных граждан. В годы своего консулата Цицерон в упоении славой мнит себя таким «спасителем» (Кат., 3, 26; Плут., Циц., 22—
Однако уже тогда Цицерон понимал, что для того, чтобы оказывать влияние на ход дел в государстве, необходимо заручиться поддержкой могущественных людей. И тогда возникает идея союза с Помпеем. Его иллюзии быстро рассеиваются в связи с изгнанием (при бездействии Помпея), и по возвращении он уже не претендует на особое положение (Брату Кв., 3, 1; Близк., 1, 8).
Зато образ бывшего «союзника» Цицерона — Помпея — выходит на первый план. И это неслучайно. На наш взгляд, именно Помпея Цицерон видит в роли своего rector’а, ибо в его глазах Гней Помпей обладает всеми необходимыми качествами: он справедлив (За Мил., 2), доблестен (О Ман. зак., 29; За Бальбу, 10; За Мил., 73), бескорыстен, гуманен, воздержан (О Ман. зак., 36), красноречив (За Бальбу, 3), благочестив, неподкупен, храбр, мудр (За Бальбу, 9, 13) и т. п. В упомянутой речи в защиту Милона Помпей наделяется всеми остальными качествами rector’а, причем в тех же выражениях, что и в трактате «О государстве»: «Гней Помпей — искушеннейший муж в государственном праве, в обычаях предков, в правлении республикой…» (70; ср.: О госуд., 5, 2; 5).
Помпей — популярный полководец, а следовательно, он обладает реальной властью. Уже в 63 г. Помпей стоял на страже свободы римских граждан и «опекал» их интересы, был оплотом республики (О зем. зак., 25). А в 57 г. Цицерон заявляет, что «…если следует поручить что-либо одному человеку, то… скорее всего Гнею Помпею…» (О доме, 19). Помпей обладает необходимым авторитетом, причем он — первый среди граждан в этом плане, по мнению Цицерона (О Ман. зак., 43; За Бальбу, 10). Он даже оправдывает восстановление Помпеем трибуната (О зак., 3, 22—
с.103 Таким образом, именно Помпей является, как постоянно доказывает Цицерон, претендентом номер один (если не единственным) на роль «ректора». А в речи «В защиту Милона» его положение в государстве прямо отождествляется с положением rector’а: Помпей — тот, «…чьей власти наш сенат вверил и республику, и юношество всей Италии…»; «тот, кому … все государственные дела были доверены в … расстроенном… состоянии, дабы … оздоровил и укрепил их…»; тот, «…в чьей жизни — спасение государства…», кто облечен сенатом следить, чтобы республике не было нанесено вреда (61; 68; 18—
Со смертью Помпея Цицерон не прекращает поисков «ректора» среди римских граждан. Привлеченный милосердием Цезаря, он призывает диктатора «восстановить государственный строй» и «выплатить отчизне то, что должен» (Марц., 27). Но письма этого времени полны сожалений по поводу гибели республики и враждебности к Цезарю (Близк., 9, 7; 13, 68; 4, 9), поэтому и призывы не выглядят искренними.
После убийства Цезаря начинаются поиски граждан, способных «восстановить республику», среди тираноубийц (Атт., 14, 4; Близк., 6, 17; 11, 8; Бруту, 1, 2). Но отношения между ними и Цицероном становятся все более прохладными вследствие сближения последнего с молодым Цезарем Октавианом, который и стал последним претендентом на роль «ректора». Но Цицерон был уже слишком умудрен опытом и стар, чтобы безоглядно доверять юноше, несмотря на все попытки последнего добиться его расположения (Атт., 14, 11; 15, 12). В письме от начала декабря 44 г. Цицерон отмечает, что не сможет «…присоединиться к Октавиану, если … не будет несомненным, что он не станет недругом тираноубийцам…» (Атт., 16, 15). Но, вероятно, какие-то гарантии от молодого Цезаря Цицерон получил, так как уже с конца декабря в его письмах начинают звучать иные мотивы (Близк., 11, 8) и 1 января 43 г. Цицерон предлагает в сенате предоставить Октавиану (в нарушение традиции) право домогаться преторства, как если бы он был квестором в истекшем году (Филипп., 5, 46). Цицерон явно входит в привычную для себя роль советника при будущем «ректоре» (Бруту, 1, 10; 1, 15), поступая вполне в духе своих последних произведений (О старости, 17; Об обяз., 1, 122). Их личные отношения становятся столь близкими, что Октавиан с.104 начинает звать Цицерона «отцом» (Бруту, 1, 17).
Однако и в этот период Цицерон проявляет качества опытного политика, рассчитывая использовать Октавиана в борьбе с Антонием (Близк., 12, 25). Но он не учел личных качеств молодого Цезаря и его популярности в армии, и, когда в июле 43 г. войска потребовали провозглашения Октавиана консулом, Цицерон растерялся. В письмах он пытается оправдаться за такой поворот событий, но недостаточно убедительно (Бруту, 1, 15; 1, 18). В последние три месяца жизни Цицерон отлучен от активной политики и предстает сломленным неудачами стариком (Фрагм. писем, 5, 15; Плут., Циц., 46—
Таким образом, все попытки Цицерона найти гражданина, способного реализовать лозунг «восстановления республики», окончились провалом при его жизни.
И, наконец, лозунг «согласие сословий» — пожалуй, единственный, верность которому Цицерон сохранил в течение всей политической карьеры. Этот лозунг появился в годы борьбы с Катилиной, приобретя значение единения всех сословий для защиты республики (Кат., 4, 18—
Причины такой последовательности Цицерона уже частично разбирались в историографии5, поэтому хотелось бы остановиться лишь на одном моменте, обычно упускаемом из вида: идея «согласия» является стержнем мировоззрения Цицерона. В диалоге «О государстве» она приобретает поистине космическое звучание — согласие в республике сравнивается с согласием (гармонией) во Вселенной (2, 68—
Личность Цицерона, таким образом, оказывается крайне противоречивой: провозглашая приоритет «тоги» перед «мечом», он не исключает, в том числе и для себя, путь вооруженной борьбы; утверждая о необходимости верховенства закона, он неоднократно нарушает сам и допускает нарушения со стороны других неписаной римской «конституции». Поэтому и в историографии Цицерон предстает то как беспринципный политик, то как интеллигент-мечтатель.
с.105 На наш взгляд, оценку Цицерона нельзя все же сводить ни к первому, ни ко второму. Цицерон опытен, быстро оправляется после неудач и умеет извлекать из них уроки; способен отказываться от несоответствующих моменту лозунгов, успешно разрешая внутренние противоречия (Близк., 1, 9); может использовать любые средства для достижения цели. Но он политик с идеалом. Власть ему нужна не сама по себе, а для исполнения своего долга перед отечеством. Он — «республиканец», но не в смысле сторонника сенатской республики. Для него республика не равнозначна какой-то конкретной политической форме, а, скорее, является некоей нравственной, социоэтической категорией. «Республиканизм» Цицерона столь широк, что позволяет ему примириться и с ущемлением прав политических республиканских институтов, и с нарушениями республиканской «конституции» во имя более высокого и общего идеала.
ПРИМЕЧАНИЯ