с.68 Генеральное сражение
Описание Полибия достаточно подробно (прежде всего касательно «боевого расписания» обеих армий — V. 65. 1—
В историографии постепенно обозначились два основных комплекса проблем, связанных с этим сражением. Первый касается соотношения с.69 численности птолемеевской и селевкидской фаланг и участия в битве коренных египтян. Второй затрагивает вопросы, связанные с боевыми слонами — прежде всего их видовая принадлежность («индийские слоны против африканских») и потери в ходе и после сражения. При этом обычно учёные в целом следуют описанию Полибия — в частности, повторяют мысль о «неопытности и юности» селевкидского царя (ἄπειρος καὶ νέος — V. 84. 11), который увлёкся преследованием и фактически бросил свои войска4. Долгое время не предпринималось попыток реконструировать ход битвы и тактические планы сторон (в т. ч. и мотивацию Антиоха) с привлечением данных топографии — характер местности Полибий не учитывает, создавая впечатление, что битва шла на плоской равнине. Первыми на это обратили внимание израильские антиковеды Б. Бар-Кохва5 и Э. Галили6, чьи публикации вышли почти одновременно. Особо останавливается на этом и М. Парк, но его статью сложно назвать самостоятельным исследованием — по сути дела, в ней просто пересказываются работы обоих вышеназванных исследователей7. Рассмотрим этот аспект в первую очередь.
Согласно Полибию, битва состоялась на расстоянии около 50 стадиев от Рафии (πεντήκοντα σταδίους — V. 80. 3). Интересно, что оба историка, попытавшиеся установить точное место сражения, предложили собственный вариант и сошлись только в том, что в ширину это место должно было иметь ок. 6 км8. Если Э. Галили особо оговаривает, что за две с лишним тысячи лет оно осталось примерно тем же самым9, по версии Б. Бар-Кохвы, сейчас оно сильно занесено песками и сузилось до 3,4 км10; он не упоминает ни о колодцах, ни об известняковых холмах, вокруг которых строит свою модель Э. Галили. Возможно, кто-то из них ошибается, но, как представляется, обе версии допустимо признать равноценными, хотя и не взаимодополняющими.
с.70 Исходя из рассказа Полибия о движении обеих армий11, Б. Бар-Кохва считает местом битвы при Рафии12 проход в песках, ограниченный с обеих сторон дюнами; правый край птолемеевской линии упирался в холм Кефар-Шан13. По его мнению, птолемеевские стратеги выбрали это место специально, чтобы затруднить противнику возможность реализовать своё превосходство в коннице (и в этом они ошиблись, т. к. в связи с нестабильной ситуацией в восточных сатрапиях всадников у Антиоха оказалось куда меньше, чем ожидалось), элефантерии и лёгкой пехоте. Дюны должны были помешать селевкидскому царю выставить на поле боя все свои мобильные части и окружить птолемеевскую пехоту.
Антиох первоначально собирался дать бой на участке шириной ок. 6,2—
Описание Э. Галили гораздо более подробное, и он добавляет две важные детали, на которые опирается при реконструкции битвы. Это в первую очередь колодцы с западной (приморской) стороны, откуда обе армии брали воду, а также цепь известняковых холмов с юго-востока, ограничивающая обзор. Именно под их прикрытием Эхекрат и смог осуществить свой манёвр, атаковав левый фланг армии Антиоха.
Само поле битвы при Рафии, как отмечает Э. Галили, было во многом уникальным — условно его можно себе представить как длинное и узкое с.71 «бутылочное горло». Расстояние между птолемеевским и селевкидским лагерями (которые в данном случае были смещены к западу, ближе к колодцам и главной дороге на Египет), первоначально составляло всего ок. 1 км (затем ещё сократилось), а ширина фронта — ок. 6 км. При такой протяжённости сохранить управление боем и избежать его распада на ряд практически самостоятельных эпизодов было невозможно. Вряд ли даже такие искусные тактики, как Ганнибал или Эвмен из Кардии, справились бы здесь лучше — ширина пехотного центра в битвах при Паретакене и Каннах составляла всего ок. 1 км, когда как при Рафии как минимум вдвое больше. С другой стороны, «бутылочное горло» было слишком узким, чтобы мобильные части Антиоха (как, впрочем, и Эхекрата на его фланге) смогли разбить своего непосредственного противника, развернуться и атаковать неприятельский центр. Победивший фланг невозможно было быстро остановить, перестроить и изменить направление удара, тем более что дюны на западе и холмы на востоке лишали Антиоха и Эхекрата свободы манёвра15. При этом селевкидский царь должен был учитывать и близость неприятельского лагеря — если бы он и смог выделить часть войск для бокового удара, то сделал бы их уязвимыми для фланговой атаки. Следовательно, как предполагает Э. Галили, направление удара было одно — вперёд.
Но как тогда объяснить действия на флангах обеих армий? По мысли Э. Галили, ни одна из противоборствующих сторон в битве при Рафии не пыталась полностью разгромить или уничтожить другую. Первоочередная задача заключалась в том, чтобы завладеть всеми источниками воды и тем самым заставить противника уйти из Келесирии. Именно этим Э. Галили объясняет диспозицию сторон: оба «царских» фланга с отборными войсками были обращены к западу, к западу же были смещены и оба лагеря. О важности контроля над колодцами в условиях войны в пустыне говорить не приходится, тем более что сам Полибий сообщает о стычках между отрядами водоносов (V. 80. 7). По-видимому, планы обоих царей сводились примерно к следующему: оба фланга одновременно наступают, разбивают противостоящие им войска и соединяются глубоко в тылу противника, тем самым вынуждая его центр вместе с разгромленными частями признать своё поражение16. Э. Галили апеллирует к истории войн диадохов, когда Эвмен из Кардии в битве с армией Кратера сходным образом разгромил конницу противника и заставил его фалангу капитулировать без боя (Diod. XVIII. 30—
с.72 Но, как оказалось, осуществить эти планы не удалось ни Птолемею, ни Антиоху: ударное крыло Птолемея было разбито (т. е. его атака была сорвана и захлебнулась в самом начале), а Антиоху помешала развить успех неожиданная атака Эхекратом его левого крыла. Для Э. Галили битва при Рафии, как и вся кампания 217 г., является частью сложной шахматной игры «на внутренних линиях»: не желая воевать на два фронта против Египта и против узурпатора Ахея в Малой Азии18, Антиох хотел таким образом завершить одну войну и сосредоточиться на второй (и в известном смысле этого добился). Вторгаться в Египет он не собирался19. Птолемей, со своей с.73 стороны, тоже преследовал в этой войне ограниченные цели, стремясь лишь отстоять Келесирию (что на данном этапе Египту опять-таки удалось)20.
Интересно отметить, что оба израильских историка, предложив две различных реконструкции битвы, считают единственно правильной только свою собственную. Так, Э. Галили подверг критике сообщение Полибия о специфическом построении ударной конницы Антиоха21 — оно не вписывается в его схему (конница увязла бы в песке), а значит, ошибочно. По его мнению, на самом деле этот отряд выстроился колонной и укрылся в близлежащем овраге, чтобы послужить своего рода «клинком в трости» и нанести внезапный стремительный удар в нужный момент22.
Со своей стороны Б. Бар-Кохва впоследствии обвинил коллегу в том, что он неверно определил расстояние и, следовательно, ошибся в выборе места битвы23. Однако Э. Галили исходит из тех же указанных Полибием 50 стадиев24. Т. к. больше никаких сведений о месте битвы источник не даёт, вполне можно допустить, что потенциально удобных локаций к югу/юго-западу от Рафии могло быть несколько. К тому же в данном случае позицию Бар-Кохвы сложно назвать беспристрастной: поскольку Э. Галили являлся его давним оппонентом, в настоящей работе Бар-Кохва оспорил все его реконструкции (кроме Рафии, и другие операции Антиоха III — на перевале Порфирион и в горах Эльбурс)25.
Только Э. Галили попытался объяснить «странное» поведение Антиоха III и его отсутствие на поле боя тем, что осуществить фланговый удар в тех условиях было просто невозможно. Даже Б. Бар-Кохва, не скрывающий своих симпатий к Антиоху, не нашёл другого объяснения, кроме попытки царя устранить лично Птолемея IV, что позволило бы окончить битву без с.74 лишних потерь и сохранить людей для продолжения кампании. Историк ссылается на то, что, согласно Полибию, Антиох сам выразил такое желание26, а перед битвой его приближённый Теодот27 прокрался во вражеский лагерь и попытался (правда, неудачно) убить Птолемея (V. 81). Сходным образом в 160 г. до н. э. поступил селевкидский военачальник Бакхид — он выиграл битву с иудейскими повстанцами при Эласе, отрезав и уничтожив отряд их предводителя Иуды Маккавея. Однако исполнить задуманное Антиоху не удалось — Птолемей ускользнул и неожиданно появился в рядах своей фаланги, что подняло боевой дух египтян и, напротив, оказало деморализующее воздействие на их противников (V. 85. 7—
В научно-популярной работе М. Парка обе эти версии объединены. У Э. Галили Парк заимствует описание местности и планы сторон — как тактические (захват источников воды), так и стратегические (локальная война), а у Б. Бар-Кохвы — идею с устранением Птолемея29.
Проблема численности птолемеевской фаланги в битве при Рафии проистекает из ряда неоднозначных моментов в тексте Полибия. Общую численность пехоты в армии Птолемея IV перед битвой источник определяет в 70 тыс. чел. (V. 79. 2) против 62 тыс. у Антиоха III (V. 79. 13). Выше упоминается фаланга численностью в 25 тыс. чел.30 под началом Андромаха и Птолемея (V. 65. 4) и 20-тысячная фаланга из этнических египтян под началом Сосибия (V. 65. 9). Фаланга Антиоха III также насчитывала
Первым попытался внести сюда ясность Дж. Магаффи, который в 1899 г. посвятил этому сюжету специальную статью31. Из пассажей о «неожиданности» победы для Птолемея и её важности для коренных египтян он заключил, что именно египтянам Птолемей и был обязан своей победой — следовательно, только их фаланга и участвовала в битве. В результате Дж. Магаффи «уменьшил» общую численность птолемеевской армии на 20 тыс. чел. (до 55 тыс. воинов), а численность египетской фаланги определил в 25 тыс. Таким образом, он приписал Полибию (точнее, некоему «недалёкому переписчику») сразу две ошибки32.
с.76 Аргументация Дж. Магаффи сводится к следующему. Селевкидская фаланга просто не смогла бы «некоторое время выдерживать натиск» (Polyb. V. 85. 10) фаланги противника, имей та в действительности более чем двукратное численное превосходство (25+20 тыс. чел. против 20 тыс.). К тому же две фаланги в одной армии — вещь неслыханная в эллинистическом мире33, а значит, имеет место грубая ошибка, а то и сознательная фальсификация оригинального текста. Кто-то из древних «редакторов» перепутал числа, получил 70 тыс. чел. (ἑπτὰ μυριάδας) вместо 50 тыс. и впоследствии сам вставил в V. 65. 9 упоминание о 20 тыс. египтян исключительно для того, чтобы в итоге вышло 70 тыс. чел.34 25-тысячная фаланга (V. 65. 4) на самом деле состояла из египтян; Сосибий не участвовал в её тренировке (этим занимались Андромах и Птолемей, сын Трасея35) и лишь вместе с Андромахом вёл её в бой36. При этом небольшое численное превосходство над селевкидской фалангой она всё равно имела; общее превосходство (68 тыс. чел. против 55 тыс.) оставалось за Антиохом, но оно нивелировалось за счёт того, что его армия была хуже в качественном отношении и состояла из воинов разных национальностей37. Как видим, заканчивает Дж. Магаффи, Полибий часто обвинял других историков в недобросовестности, но и его текст не лишён серьёзных неточностей — скорректировать которые и призвана его статья. Основные выводы Дж. Магаффи повторил и в своей монографии об истории царства Лагидов38.
Не все антиковеды сочли эти выводы достаточно убедительными. Так, О. Буше-Леклерк в своих классических работах по истории Лагидов и Селевкидов продолжил использовать оригинальные цифры, подчеркнув, что не считает себя вправе вносить в текст Полибия такие коррективы39. То же сделал и Э. Бивен40. Тем не менее у Дж. Магаффи среди антиковедов нашлись и последователи, в т. ч. и такие известные, как В. Тарн41, М. Кэри, с.77 Г. Гриффит, Ф. Уолбанк,
По предположению М. Кэри, греко-македонские военные поселенцы в битве всё же участвовали, но их было мало; принимая вывод Дж. Магаффи об одной фаланге численностью в 25 тыс. воинов, он разделил её на 20 тыс. коренных египтян и 5 тыс. греков42. В целом М. Кэри весьма осторожен в суждениях, говоря только о том, что присутствие на поле боя одних египтян «представляется более вероятным»; правда, он делает несколько странное заявление о том, что вдвое сильнейшая египетская фаланга (наполовину состоявшая из новобранцев) непременно должна была опрокинуть селевкидскую «с первого удара». Г. Гриффит пошёл дальше, определив число греческих пехотинцев и всадников в 5000 и 700 человек соответственно и констатировав деградацию птолемеевской системы клерухий к началу
М. Кэри и Г. Гриффит несколько сгладили противоречия между цифрами Полибия и Дж. Магаффи; из указанных последним двух «ошибок» в тексте источника они оставили только одну. Возможно, именно благодаря этому точка зрения Дж. Магаффи обрела новых сторонников45. Вместе с тем, например,
Первым, кто выступил с решительной критикой теории Дж. Магаффи (при этом не отстаивая «неприкасаемость» источника, а указывая на с.78 изъяны в самой теории), стал бельгийский египтолог В. Переманс48. Он оспорил все главные тезисы Дж. Магаффи — о битве при Рафии как победе египтян, о невозможности существования двух фаланг в одной армии и о якобы двукратном (по Полибию) превосходстве птолемеевской фаланги над селевкидской. В частности, В. Переманс указал, что Дж. Магаффи и его последователи в своих подсчётах проигнорировали упомянутый Полибием 10-тысячный корпус аргираспидов — «отборные воины из всего царства, вооружённые по-македонски» (Polyb. V. 79. 4), т. е. ту самую вторую фалангу, само существование которой Дж. Магаффи так уверенно отрицал49. Именно они, согласно Полибию, некоторое время сдерживали натиск пехоты неприятеля, когда как стоявшая рядом 20-тысячная фаланга не выдержала и отступила (V. 85. 10). Превосходство лагидской армии в тяжёлой пехоте сразу перестаёт быть таким подавляющим (45 тыс. чел. против 30 тыс.), особенно учитывая тот факт, что аргираспиды были ветеранами, а коренные египтяне — новобранцами50. Что касается якобы решающего вклада египтян в победу (V. 107. 3), Полибий, подчёркивает В. Переманс, нигде не говорит о том, что египтяне приписывали его себе. Безусловно, у египтян имелись все основания гордиться своим неожиданным локальным успехом, а равно и предоставленной возможностью проявить себя в армии, где ранее господствовали чужеземцы, македоняне и греки. Массовое участие египтян в сражении само по себе было выдающимся событием; ранее Лагиды на такой эксперимент не решались. Вместе с тем Полибий не называет египтян главными творцами победы. Птолемей IV мог радоваться неожиданному успеху (V. 87. 3) просто потому, что сражение казалось проигранным, его левый фланг был разбит, и переломить ситуацию удалось в буквальном смысле чудом. Поэтому аргументов Дж. Магаффи и его сторонников для корректировки текста Полибия недостаточно, и его рассказ представляется вполне ясным и логичным, резюмирует автор51.
Теория В. Переманса быстро нашла сторонников, которые внесли в неё собственные уточнения. Так, Б. Бар-Кохва дополняет мысль Переманса в том, что селевкидская фаланга развалилась отнюдь не из-за успешных действий египтян, а из-за угрозы окружения с фланга. К тому же он оспаривает вывод Г. Гриффита о сокращении численности птолемеевских с.79 клерухов, считая, что здесь можно говорить лишь о качественном, а не количественном ухудшении52. Этот тезис впоследствии получил дальнейшее развитие в докторской диссертации К. Фишер-Бове, с опорой на папирологические источники доказывающей, что количество клерухов к последней четверти III в. не только не уменьшилось (это как раз источниками не подтверждается), но, напротив, даже увеличилось53. Таким образом, по мысли автора, клерухи смогли обеспечить птолемеевской фаланге необходимое превосходство над селевкидской, благодаря чему (а также паритету в числе конницы) Птолемей IV и выиграл сражение54.
Э. Галили обращает внимание на то, что в действительности Полибий и не «выбрасывал» фалангу клерухов из описания битвы: Птолемей и Антиох «выстроили свои фаланги лицом к лицу и отборные отряды, вооружённые по-македонски» (V. 82. 2). Таким образом, клерухи, египтяне и 3-тысячный ливийский контингент (V. 65. 8 — к слову, опять-таки «забытый» Дж. Магаффи) стояли против селевкидской фаланги и аргираспидов55.
В настоящее время можно констатировать, что в современном антиковедении точка зрения В. Переманса является преобладающей, и цифры Полибия (
Само присутствие египтян в фаланге в историографии обычно увязывается с некой масштабной реформой вооружённых сил, осуществлённой фактическими правителями Египта Агафоклом и Сосибием при участии наёмных командиров из Греции (Polyb. V. 63—
Вторая основная проблема, связанная с изучением битвы при Рафии, касается боевых слонов и, в частности, их видовой принадлежности. Благодаря Полибию в античной литературе утвердилась мысль о слабости африканских слонов Птолемея в сравнении с индийскими слонами Антиоха: «Птолемеевы слоны большею частью страшились битвы, что бывает обыкновенно с ливийскими слонами. Дело в том, что они не выносят запаха и рёва индийских слонов, пугаются, как я полагаю, роста их и силы и убегают тотчас ещё издалека» (V. 84. 4—
Долгое время это не вызывало вопросов ни у историков, ни у зоологов. Как указывал ещё П. Арманди, самцы индийских слонов имеют рост до 9—
Положение изменилось во второй половине XIX в. в связи с активизацией освоения Африки и открытием ранее неизвестных саванновых слонов. Новые данные резко отличались от сведений древних авторов, поскольку эти животные были не меньше, а гораздо больше индийских. Завязалась оживлённая полемика между сторонниками традиционной точки зрения и теми, кто счёл её устаревшей и ошибочной.
Насколько известно, начало спору положил Г. Дельбрюк, который, сославшись на «современных естествоиспытателей», оспорил вывод Полибия, а победу индийских слонов над более крупными африканскими объяснил искусством корнаков Антиоха65. Э. Бивен предположил, что испугавшиеся слоны Птолемея были молодыми животными, не до конца прошедшими дрессировку. Это, по его мнению, и объясняет их малый рост в сравнении с селевкидскими66. В. Тарн охарактеризовал пассаж Полибия о слонах как «повторение глупой ремарки Ктесия», которую древние авторы бездумно копировали друг у друга67. Это позволило М. Кэри поставить точку в споре: «Традиционная точка зрения о том, что индийские слоны больше африканских, оспорена Г. Дельбрюком и, мы надеемся, окончательно развенчана Тарном»68. Р. Гловер объяснил поражение лагидского корпуса при Рафии весьма оригинально: у африканского слона за счёт его роста и длинных ног центр тяжести выше, а значит, более низкий и плотный индийский легко может вывести его из равновесия69.
Таким образом, в первой половине XX в. критики древних авторов заняли позицию, прямо противоположную традиционной. Отчасти это коснулось и отечественных авторов: как заключают
Однако спустя некоторое время «традиционалисты» смогли взять убедительный реванш, опираясь на новейшие достижения зоологии. Наиболее полно их аргументация была изложена в статье «Африканские слоны и древние авторы» У. Гоуэрса, опубликованной в 1948 г. в журнале «African Affairs»71. Автор статьи опирался и на личный опыт, поскольку в 1925—
Можно констатировать, что статья У. Гоуэрса в целом закрыла дискуссию. Тезис о двух видах африканских слонов никто не оспаривает; современные исследователи соглашаются, что Полибий и другие античные авторы описывали именно тех животных, которых имели возможность наблюдать они или их информаторы. Отсылки к точке зрения первой половины XX в. в современной литературе иногда встречаются — так, натуралист Р. Сукумар допускает, что птолемеевский корпус мог формироваться из саванновых слонов-подростков (мнение Э. Бивена) или из какой-либо редкой популяции этого вида73. Некоторые учёные (например, У. Энселл) предполагают, что это мог быть ныне вымерший вид африканского слона74. Однако бо́льшая часть антиковедов в настоящее время соглашается с тем, что боевые слоны Лагидов относились именно к лесному виду (Loxodonta cyclotis).
с.83 Правда, если более мелкие слоны действительно боялись более крупных, остаётся неясным, как трактовать фразу Полибия о том, что «некоторые слоны Птолемея бросились на врагов; помещавшиеся на слонах воины доблестно сражались с башен» (V. 84. 2). По предположению Г. Скалларда, это могли быть индийские слоны, захваченные Птолемеем III Эвергетом у Селевкидов в
Как сообщает Полибий, Антиох III в битве при Рафии потерял трёх слонов убитыми и двух умершими от ран; в корпусе Птолемея IV было убито 16 слонов, а «бо́льшая часть захвачена неприятелем» (V. 86. 6). Эти цифры часто приводятся в исторической литературе, однако, в частности, Ф. Уолбанк и Г. Скаллард считают их ошибочными. По их мнению, воины Антиоха просто не могли захватить почти 60 египетских слонов, поскольку сражение в целом они проиграли; скорее всего, в данном случае либо сам Полибий, либо переписчик перепутали цифры. В качестве дополнительного аргумента они апеллируют к Питомской надписи (т. н. Рафийский декрет от 17 сентября 217 г.)80, согласно которой все селевкидские слоны после сражения достались Птолемею. По мнению
С другой стороны, Э. Галили полагает, что сведения Полибия достоверны в обоих случаях. Антиох мог захватить всех уцелевших слонов из числа тех, что прикрывали разбитый им левый фланг Птолемея (и впоследствии беспрепятственно вывести их из боя). Поскольку о бое слонов на правом фланге Полибий не сообщает, эскорт из лёгкой пехоты и конницы (каковой явно был многочисленнее птолемеевского хотя бы в силу того, что у Антиоха было больше слонов) мог не только защитить собственных животных, но и отбить вражеских. Таким образом, «один из парадоксов битвы при Рафии заключается в том, что если Птолемею досталась победа, Антиоху достались слоны»; Рафийский декрет Э. Галили считает откровенно пропагандистским82. Слоны и конница могли обеспечить отступавшей селевкидской армии надёжное прикрытие — превосходство в мобильных войсках Антиох сохранил, тогда как преимущество Птолемея в тяжёлой пехоте в данном случае не работало83. Мнение о том, что сообщение Полибия о потерях в слоновых корпусах не содержит противоречий, разделяют, в частности, Дж. Грэйнджер84 и К. Фишер-Бове85.
Было ли поражение селевкидской армии при Рафии катастрофическим? Как сообщает Полибий, Антиох III потерял убитыми около
с.86 Таким образом, оба главных дискуссионных вопроса, связанных с битвой при Рафии, касаются прежде всего армии Птолемея IV. Они были сформулированы в конце XIX в., что обусловливалось желанием ряда учёных внести коррективы в текст Полибия, содержащий, по их мнению, ошибки. «Ревизионистские» теории пользовались известным влиянием в первой половине XX в., но сами оказались уязвимы для критики, и постепенно интерес к ним оказался утрачен. В настоящее время обе проблемы в целом можно считать закрытыми, поскольку большая часть исследователей взгляды «ревизионистов» уже не разделяет. Вместе с тем остаётся сожалеть, что серьёзные попытки реконструировать ход одного из самых масштабных сражений древности с конца
Arkady A. Abakumov
Battle of Raphia: Main Historiographical Problems
The battle of Raphia (June 22, 217 BC) ending the 4th Syrian War between the Lagid Egypt and the Seleucid Kingdom is considered to be one of the largest ancient battles. It is seemingly well-known thanks to Polybius’ account which is quite extensive and detailed but nevertheless leaves enough room for discussions and interpretations (for example, regarding the exact size of Ptolemaic phalanx or the elephantry role in the battle). Two available general reconstructions of the battle (that of Dr. Bar-Kochva and Dr. Galili) differ completely since Polybius defines the battlefield only vaguely and so both historians localize it differently. This article aims to cast some light on the main historiographical problems concerning the battle of Raphia.
ПРИМЕЧАНИЯ
Антиох миновал Рафию и сначала остановился в 10 стадиях от лагеря Птолемея, затем через несколько дней, «желая занять более выгодное положение», перенёс его ещё на 5 стадий (V. 80. 4; 6). Здесь и далее все цитаты из Полибия в пер.
Краткий обзор имеющихся версий см.: Grabowski T. Achaeus, the Ptolemies and the 4th Syrian War // Electrum. Vol. 18. New Studies on the Seleucids. Kraków, 2010. P. 115—
Вместе с тем у Полибия есть упоминание о том, что Антиох в 219 г. планировал атаку на Пелусий (V. 62. 4—
При этом Полибий упоминает ещё одного военачальника по имени Теодот (Теодот Гемиолий) — он прибывает в Келесирию в 219 г. (V. 59. 2), при Рафии является одним из командиров селевкидской фаланги (V. 79. 5), а затем договаривается с Птолемеем о мире (V. 87. 1). В ходе кампании 218 г. один из двух Теодотов отличился в битве при Порфирионе и во время осады Раббат-Амманы. Полибий не уточняет, был ли это Этолиец или Гемиолий, и возникает путаница — так, Б. Бар-Кохва называет героем первого сражения то Гемиолия, то Этолийца (Bar-Kochva B. The Seleucid Army… P. 88, 126; см. также: Bennett B., Roberts M. Twilight of the Hellenistic World. Barnsley, 2012. P. 84, 86). Дж. Грэйнджер приписывает подвиги 218 г. именно Этолийцу, а Гемиолию — только то, где он упомянут Полибием непосредственно (Grainger
Однако это мнение ничем не подкреплено. Среди прочего, после отвоевания города Антиохом никаких репрессий там не было (Polyb. V. 61. 1—