Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки
с.161
Чтоб я вселенную изведал
И, что в себе и в ней познал,
В науку б поздним внукам предал;
Послал он ввстречу злобу мне,
Разврат чудовищный и гнусный,
Чтоб я, как дуб на вышине,
Средь бурь окреп в борьбе искусной,
Чтоб в массе подвигов и дел
Я образ свой напечатлел…
Я всё свершил. Мой образ вылит.
Ещё резца последний взмах —
И гордо встанет он в веках».
«Следует спрятать своё достояние в укромном месте, чтобы молнии попада́ли в пустоту…».
В трактате «О безмятежности духа» Сенека в сжатой форме изложил основные положения своей обширной стоической теории. Трактат невелик по объёму, но настолько плотен по своему философскому содержанию, что заключает как главные идеи стоического учения, так и его многочисленные, но не менее важные, разъяснения.
Трактат представляет интерес ещё и потому, что его философские интонации являются отражением пути Сенеки как государственного деятеля: вначале — руководителя и наставника молодого императора Нерона, затем — фактического управителя делами государства и, наконец, отверженного и ненавидимого Нероном человека, только и ждущего роковой развязки. Эти этапы жизненного пути Сенеки отразились в тональности трактата, где среди смелых и решительных призывов и побуждений нередко сквозит грусть безнадёжности и покорности судьбе. Однако в целом настрой трактата всё же бодрый — это исповедь не сдающегося и твёрдо знающего свою цель человека: одновременно учителя и борца; и этот боевой дух, зовущий к преодолению горестей, с.162 одиночества и уныния, к борьбе и практической деятельности, должен быть не чужд и современному читателю.
Как уже сказано, композиция трактата весьма сжата, но насыщена разнообразными темами, которые во множестве звучат в последнем произведении Сенеки «Письма к Луцилию». Для сравнения в комментариях приводятся соответствующие места из «Писем к Луцилию».
Жизнь Луция Аннея Сенеки была богата взлётами и падениями.
Он родился в испанском городе Кордубе (Кордове), столице провинции Бетики, в 4 г. до н. э., в богатой и культурной семье. О своём отце Марке (или Луции) Аннее Сенеке Старшем сын пишет, что он был самым выдающимся ритором своего времени (Ad Helv. m. XVII, 3, 4). Мать Сенеки Гельвия и его тётка, сестра Гельвии, сыграли большую роль в воспитании Сенеки.
При Августе семья Сенеки переселилась в Рим. К двадцати годам Сенека получил солидные знания греческого языка, грамматики, поэтики, музыки, истории и математики. Философией Сенека увлёкся с юности, став последователем греческого стоика Посидония. Кроме того, Сенека изучал также философию Эпикура.
Сначала молодой философ обращается к адвокатской деятельности, соединённой с административной. При императоре Калигуле (37—
Первый из дошедших до нас философских трактатов Сенеки «О гневе» посвящён его брату Новату. Это сочинение, в котором примером гневного человека служит Сенеке император Клавдий, полемизирует с мнением Аристотеля о том, что гнев бывает иногда полезен и даже необходим. Сенека считает, что гнев как особое состояние души вполне может подчиняться разуму.
В 41 г., при императоре Клавдии, Сенека путём доноса был обвинён Мессалиной, женой Клавдия, в прелюбодеянии с опальной сестрой Калигулы Юлией Ливиллой. Сенека, отличавшийся слабым здоровьем, был сослан на пустынную Корсику с её неблагоприятным климатом и подвергался всяческим лишениям. Если учесть, что незадолго до ссылки Сенека потерял своего единственного сына, а ещё раньше — жену, то можно составить представление о моральном состоянии философа и отчасти оправдать то письмо, которое он написал вольноотпущеннику императора Клавдия Полибию, — «Утешение к Полибию», с восхвалением императора и выражением покорности, в чём Сенека впоследствии раскаивался. Но постепенно Сенека привык к своему изгнанию и окружающая природа уже не казалась ему такой безотрадной. Сенека отдался научным занятиям (в особенности наблюдению небесных светил), о чём написал матери («Утешение к Гельвии»). В этом послании он, забыв о собственных тяготах, старается утешить свою мать. Здесь с.163 проявляется его представление о мире как едином средоточии человека, который во всех уголках этого мира может одинаково себя утвердить. Сенека изучал природу острова, нравы и язык его населения. По всей видимости, в это время Сенека собрал материал для написанного впоследствии труда «Естественноисторические вопросы». На Корсике был также написан трактат «О краткости жизни», где ставился вопрос о сравнительной ценности жизни государственного деятеля и размышляющего философа. Ответ — не в пользу деятельного политика, так как в этом случае человек лишён возможности обратить взгляд на самого себя и заняться нравственным совершенствованием.
Главная мысль трактата: жизнь не коротка сама по себе, но мы тратим её попусту. Время, отданное пирам, домашним делам, службе, бесплодным дрязгам, можно считать потерянным; напротив, истинный философ-мудрец не только не теряет настоящего, но приобретает прошедшее, прибавляя к своим годам целые столетия.
Ссылка Сенеки продолжалась 8 лет. В 48 г., после убийства Мессалины и женитьбы Клавдия на Агриппине, Сенека был возвращён из ссылки. Главной целью Агриппины было стремление добиться власти для своего сына от первого брака Нерона, которому в ту пору было 11 лет, но при этом Агриппина сама жаждала царствовать. В своей борьбе Агриппина решила заручиться содействием Сенеки, которого она сделала наставником своего сына, но нет свидетельств об участии Сенеки в интригах Агриппины. В 54 г. Клавдий был отравлен, и к власти пришёл шестнадцатилетний Нерон.
После возвращения из ссылки Сенека делает стремительную карьеру, проходя к 56 г. все высшие магистратуры, включая консульство. Помощником и союзником Сенеки как ближайшего советника молодого императора был префект претория Афраний Бурр, порядочный и неподкупный человек. С этого времени жизнь Сенеки как фактического управителя государственными делами расходится с избранной им философской концепцией, и ему не раз приходится вступать на путь порой опасного компромисса.
В своём обучении молодого императора Сенека дал ему сведения об искусствах, математике, греческом языке, географии, истории, риторике и философии. В плане нравственного воспитания Сенека и Бурр не держали Нерона в суровой узде и не требовали от него аскетизма, но допускали лёгкие отвлекающие удовольствия.
В результате совместной деятельности Сенеке и Бурру удалось добиться многого: возросла власть сената; были проведены финансовые мероприятия по отделению государственной казны от личного имущества императора; состоялись судебные процессы по пресечению злоупотреблений наместниками провинций; были проведены другие преобразования. По свидетельству Тацита, государственная политика в 54—
с.164 Деятельность Сенеки как воспитателя и наставника императора вытекала из его представления о справедливом правителе, что соответствовало взглядам стоиков. Отражением этих мыслей является трактат «О милосердии», обращённый к Нерону. Сенека считает, что только в том случае, когда у власти стоит государь-мудрец, умеющий найти разумную меру в своём правлении, золотую середину между мягкостью и строгостью, монархия становится залогом благоденствия народа, а сам правитель заслуживает всеобщую любовь. При этом Сенека приводит пример Августа, который в конце своего правления достиг высшей славы благодаря снисходительности к врагам и приобретению таким образом новых сторонников. Именно благодаря Сенеке были так хороши первые пять лет правления Нерона. Да и сам Сенека обогащается как в результате различных земельных операций, так и благодаря щедрым подаркам Нерона. Дион Кассий обращает внимание на необычайно роскошную домашнюю обстановку Сенеки, отмечая, что он владел пятьюстами совершенно одинаковыми столами из лимонного дерева с ножками из слоновой кости (Dio 61, 10, 3).
После женитьбы Сенеки в 55—
Трактат «О счастливой жизни» — это попытка оправдать такое несоответствие. Только мудрец способен достичь стоического идеала, но люди, стремящиеся к нему, скованы путами жизненных обязательств и часто вынуждены приносить им в жертву свои принципы. Лишь следование нравственным нормам, и в первую очередь — совести, понятие о которой было введено в стоицизм Сенекой, позволяет осуществить компромисс между идеалом и действительностью.
Пусть даже мудрец богат, однако есть существенная разница между ним и глупцом, для которого богатство составляет всё. Мудрец, по словам Сенеки, тогда больше всего думает о бедности, когда его с.165 окружает богатство, не становясь в то же время его рабом.
Сенека считает счастливой такую жизнь, которая основывается на правильных разумных суждениях. Результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие.
После убийства Агриппины, потрясшего Сенеку, в его сочинениях всё больше начинают звучать разочарование и пессимизм. Постепенно падает влияние Сенеки на императора, которого философ открыто порицает за выступления на подмостках с пением. При этом он осуждает не только гладиаторские бои, но также трагические и комические представления.
Особенно ухудшилось положение Сенеки после смерти Афрания Бурра в 62 г. Предполагали, что он был отравлен. Сенека просил Нерона принять обратно все полученные от него дары и позволить ему уйти в отставку, но встретил отказ. Тогда Сенека стал избегать показываться при дворе и в Риме, ссылаясь на нездоровье или занятия философией.
В этот период Сенека решил кардинально изменить свою жизнь, перейдя после кипучей государственной деятельности 54—
с.166 Таким образом, общественная деятельность из узких пределов государства (а в данном случае имеется в виду римское государство, где правит тиран с его рабским окружением) выносится на просторы мира; эта мысль звучит также в трактате Сенеки «О досуге»: «Два государства объемлем мы душою: одно — поистине общее, вмещающее богов и людей… и другое, к которому мы приписаны рождением… Этому большому государству мы можем служить и на досуге, — впрочем, не знаю, не лучше ли на досуге» («О досуге» 4, 1—
К обобщающим философским трудам Сенеки относится большой трактат «О благодеяниях», в котором многие положения, сейчас представляющиеся совершенно банальными, в то время были новы и необычны. Здесь рассматриваются вопросы об оказании и принятии благодеяний, о выборе подарков в зависимости от состояний людей и отношений между ними, о благодарности и о том, что благодеяния не должны иметь целью обязательную благодарность, но должны оказываться бескорыстно, а также не зависеть от нравственных качеств тех лиц, которым благодеяния предоставляются. Особенно важны мысли Сенеки о благодеяниях, оказываемых рабами: «…те, кто не допускает, чтобы раб мог оказать благодеяние, не признают прав человека. Ибо дело не в том, каково чьё-либо общественное положение, но какова нравственная ценность». «Заблуждается тот, кто думает, что рабство захватывает всего человека: лучшая часть его изъята от рабства. Только тело предано и подчинено господину; душа же свободна… господин может принимать благодеяния от раба, как и всякий человек от человека…». «У всех людей одно происхождение и все одинаково благородны, поскольку одарены справедливостью и склонностью к хорошим поступкам… У всех один отец — мир, хотя одни с самого рождения обречены на славную, другие — на безвестную жизнь».
Эти прогрессивные высказывания Сенеки о рабах перекликаются с тем, что он излагает в «Письмах к Луцилию»: Письмо 47: «(1) Я с радостью узнаю от приезжающих из твоих мест, что ты обходишься со своими рабами как с близкими… Они рабы? Нет, люди. Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы? Нет, твои товарищи по рабству, если ты вспомнишь, что и над тобой и над ними одинакова власть фортуны… (5) Часто повторяют бесстыдную пословицу: “Сколько рабов, столько врагов”. Они нам не враги — мы сами делаем их врагами. Я не говорю о жестокости и бесчеловечности — но мы и так обращаемся с ними не как с людьми, а как со скотами».
В 64 г. произошёл грандиозный пожар Рима. Для восстановления города Сенека жертвовал громадные средства из своего состояния и протестовал, когда по указанию Нерона не только истощались средства других городов Италии и провинций, но и разграблялись храмы и похищались статуи богов. Сенека просил у Нерона разрешения уехать в отдалённое поместье. Получив отказ, Сенека, сославшись на нездоровье, с.167 не выходил из дому и никого не принимал. Тогда император приказал вольноотпущеннику Клеонику отравить его. Но это ни к чему не привело, так как Сенека, живя в своей загородной вилле, уже давно питался только овощами и пил ключевую воду.
Это время ознаменовано большой и разносторонней литературной деятельностью Сенеки. К этому периоду относятся уже упомянутые трактаты «О досуге», «О благодеяниях»; сочинение по естествознанию «Естественные вопросы», которое представляет собой переработку корсиканских наблюдений Сенеки с введением новых данных и соединение различных фактических сведений с рассуждениями нравственно-философского характера.
Кроме того, появляется на свет сочинение, в котором Сенека не только продолжает развивать свои стоические воззрения, сопровождая их многочисленными примерами из истории и жизни, но и подкрепляет их учением эпикурейцев, с которым Сенека познакомился в это время во всей полноте. Так, послание к Серену «О постоянстве мудреца» даже начинается похвальным словом Эпикуру. Хотя эпикурейская философия в целом противостоит стоической доктрине, однако Сенека, не проявляя нетерпимости к представителям «враждебного лагеря», охотно заимствует те положения эпикурейцев, которые кажутся ему значительными и могут подтвердить его собственные примеры. Особенно это относится к последнему крупному произведению Сенеки «Моральные письма к Луцилию». Это действительная переписка с другом, который был прокуратором Сицилии. Общее количество писем — 124. Переписка началась в 60 г. и длилась до конца жизни Сенеки (в 65 г.).
Первые письма (около 30) соответствуют тому периоду в жизни Сенеки, когда он изучал философию Эпикура, и даже завершаются каким-либо афоризмом, взятым у философов-эпикурейцев, однако не только соответствующим развиваемому стоическому положению, но и достойным иметь общефилософский характер. При этом светлые стороны эпикурейской философии смягчают суровые крайности учения стоиков.
Наставнический тон писем Сенеки соответствовал страстному желанию Луцилия стать философом. Ещё со времён Сократа излюбленной формой поучений стал философский диалог с определённой направленностью вопросов к собеседнику и его ответов. Такая форма беседы называлась диатрибой и могла реализовываться даже при выступлении философа перед аудиторией, когда он свой монолог превращал в диалог, перебивая себя вопросами. Тем более это относится к письмам. Сенека, отец которого был ритором, был знаком с многочисленными средствами риторики, которые позволяли многократно усиливать воздействие письма на адресата, а тем самым — и на читателя. Такой диалог, приобретая форму живой человеческой речи, с с.168 доступными пониманию и легко запоминающимися сентенциями, в то же время благодаря своей строгой настроенности и продуманной направленности становится серьёзным моралистическим трактатом.
Примером такого трактата, насыщенного важными мыслями и в то же время сжатого, и является диалог с Сереном «О безмятежности духа», который включает в себя едва ли не все основные положения, рассматриваемые в переписке с Луцилием, произведении, гораздо большем по объёму, в которое вошли, в свою очередь, практически все те вопросы, которые разбирались Сенекой в его предыдущих произведениях. Как уже сказано, в комментариях к настоящему переводу приводится достаточное количество примеров, иллюстрирующих указанное соответствие.
Центральная мысль трактата «О безмятежности духа»: как достичь того состояния души, которое у греков называется «εὐθυμία», а у Сенеки — «tranquillitas». Ещё в трактате «О счастливой жизни» Сенека говорил: «Я принимаю общее правило всех стоиков: “Живи сообразно с природой вещей!” …жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он не впадает в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом… результатом такого расположения духа бывает постоянное спокойствие и свобода ввиду устранения всяких поводов к раздражению и страху. Вместо удовольствий, вместо ничтожных, мимолётных и не только мерзких, но и вредных наслаждений наступают сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа, величие, соединённое с кротостью». Этот мотив постоянно звучит в трактате «О безмятежности духа». И ещё сильнее: нужно себя поставить в независимое от удовольствий и страданий «положение, а его создание — не что иное, как равнодушие к судьбе. Тогда осуществляется вышеуказанное неоценимое благо: спокойствие и возвышенность духа, чувствующего свою безопасность; с исчезновением всяких страхов наступают вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветление духа» (III, V).
Есть одна важная характерная особенность, которая отличает философскую мысль трактата «О безмятежности духа», так же как и «Писем к Луцилию», от строгих правил классической Стои. Дело касается сопоставления добродетели и разума. Согласно греческой этике со времён Сократа, добродетели можно достичь после осмысления сути добра, блага. Сенека же считает, что этого осознания недостаточно, — необходима ещё и активная воля к добру. Выше приводилась обширная цитата, с.169 подтверждающая эту мысль. Но в таком случае побудительным нравственным двигателем этой активности неминуемо должны стать чувства. Такое вторжение чувств, волевой выбор поведения вступает в неодолимое противоречие со стоическим фатализмом, отвергающим влияние «страстей». Но тут у Сенеки появляется своё собственное представление о божественном разуме, воле, мудрости глубокого провидения Бога, который направляет поведение человека. Здесь уже один шаг до христианского учения. Поэтому и назвал Ф. Энгельс Сенеку «дядей христианства» (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 310). Этот осознанный благой выбор своего, пусть жестокого и полного страданий, пути объясняет, почему великие люди у Сенеки чуждаются славы, что было естественно для древнего римлянина, а ищут в себе самих награды за добродетель. Они подчиняются божественному руководству и «…радуются невзгодам, как храбрые воины — битве» (о Провидении 4, 4). Таковы герои самнитских войн и войны с латинами отец и сын Деции, пожертвовавшие жизнью ради победы римлян, а также Сократ, Рутилий, Регул и Марк Катон в письме 67 к Луцилию, таковы те же Рутилий, Регул и Катон в трактате «О безмятежности духа».
Хотя трактат «О безмятежности духа» был, если можно так выразиться, горестным отзвуком неудач и потерь, постигших Сенеку в его деятельности на государственном поприще после смерти Афрания Бурра, однако нельзя сказать, что всё это произведение проникнуто настроениями мрачности и безысходности. Вынужденное уединение мудреца, преданного своим занятиям во время желанного досуга у себя дома, Сенека считает необходимым чередовать с широкой общественной деятельностью на форуме, на ораторской трибуне, в зрительном зале, на пиру, в народном собрании, о чём свидетельствует приведённая выше красноречивая цитата из рассматриваемого произведения. Более того, если встречаются препятствия для государственной деятельности в своей стране, можно выйти на мировую арену и быть деятельным среди многих других народов. Этот космополитический идеал «отечество для нас — это весь мир» заставляет звучать трактат Сенеки в светлой и радостной тональности. Однако и в стенах своего дома, и в уединении человек может быть полезен другим: вдохновлять их на благие дела, удерживать и отвращать от пагубных поступков, от бесцельных занятий, учить тому, «что такое справедливость, милосердие, терпеливость, твёрдость, презрение к смерти»…, «пониманию богов [и тому], сколь значительна помощь людям по искреннему сочувствию» («О безмятежности духа» III, 2—
Небольшая, но очень важная V гл. трактата непосредственно относится к перипетиям опасной, приспосабливающейся к обстоятельствам и не лишённой мужества общественной и государственной деятельности Сенеки, причём соответствующие наставления и выводы с.170 иллюстрируются красноречивыми примерами выдающихся исторических деятелей: Сократа, Гармодия, Курия Дентата: «Итак, в зависимости от того, как сложится обстановка в государстве и как позволит судьба, мы либо сбросим с себя путы, либо сожмёмся, но при всех обстоятельствах мы будем призывать к борьбе и не останемся в бездействии, скованные страхом. Мало того, тот будет настоящим мужчиной, кто среди угрожающих отовсюду опасностей, среди бряцающего кругом оружия и гремящих оков не утратит отваги и не скроет [её]». «Величайшее из зол — выбыть из числа живущих прежде, чем ты уйдёшь из жизни. Но если наступит время, менее благоприятное для государственной деятельности, то посвяти себя больше досугу и литературным занятиям. Не устремляйся тотчас же в гавань, иначе как [вынужденный] опасностями плавания…» (V, 4, 5). Когда для Сенеки наступил такой неблагоприятный момент, когда он почувствовал, что Нерон тяготится его наставлениями и становится даже враждебен к нему, когда его богатства и роскошь начинают вызывать зависть, в его философии появляется новый мотив — размышления о тягостных путах, которые представляет собой богатство для его обладателя. Сенека уже говорил о значении богатства для мудреца в трактате «О счастливой жизни». Все его доводы, часто спорные, были направлены к оправданию богатства для мудреца: «В богатстве мудрец находит больше средств к духовному развитию, чем в бедности…, богатство открывает обширное поприще для воздержания, щедрости, аккуратности, распорядительности, великолепия». При сопоставлении двух владельцев богатства: мудреца и обыкновенного человека Сенека говорит: «…если у меня пропадёт богатство, моя потеря ограничивается только им; если же ты лишишься его, то ты не сможешь прийти в себя, чувствуя, что в твоём существе образовалась пустота; в моих глазах богатство имеет некоторое значение, в твоих — величественное; я — господин богатства, ты же — его раб» (XXII). «Мудрец не вышвырнет богатства из своего дома. В противном случае ему пришлось бы сказать, что богатство бесполезно, или что он не умеет им пользоваться. Он будет владеть богатством, считая его маловажным и мимолётным достоянием, и не позволит, чтобы оно причинило вред кому-нибудь другому или ему самому» (XXIII). «У мудреца богатство играет служебную роль, а у глупца — господствующую; мудрец нисколько не поддаётся влиянию богатства, для вас же богатство составляет всё. Вы привыкаете и привязываетесь к нему, как будто кто-нибудь обещает вам вечное владение им, мудрец же тогда больше всего думает о бедности, когда его окружает богатство. Вы живёте праздно среди своих сокровищ, не думая о тех многочисленных отовсюду угрожающих несчастных случаях, жертвой которых каждую минуту может сделаться эта богатая добыча. Если же отнять богатство у мудреца, то у него останется вся его собственность, так как он живёт, довольствуясь настоящим и не заботясь о будущем» (XXVI).
с.171 В трактате же «О безмятежности духа» глава VIII начинается с прямо противоположной предыдущему мрачной ноты: «Перейдём к [вопросу о] состояниях — важнейшей причине человеческих бед. Ведь если ты сравнишь всё прочее, из-за чего мы мучаемся: смерть, болезни, опасности, утраты, перенесение страданий и трудностей, с тем, что причиняют нам вредоносные для нас деньги, то эта сторона будет иметь весьма значительный перевес» (VIII, 1).
Приводя в гл. VIII, IX множество доводов в пользу скромной, небогатой и бережливой жизни в противоположность тяготам, которые приносит владение непомерными богатствами, доказывая на примере Диогена спасительную и целительную силу освобождения от всякого имущества, даже самого необходимого, Сенека в следующей, X гл., рассуждает о внешней якобы одинаковости судеб высокопоставленных и малозаметных людей: «Все мы связаны с судьбой: у одних цепь золотая и слабо натянутая, у других — тугая и из грубого металла. Но не всё ли равно? Одна и та же стража окружает всех; связаны также и те, кто заковал [других], если ты случайно не считаешь, что цепи слева менее тягостны: одного сковывают почести, другого — богатства; одних угнетает знатность, других — низкое положение; у одних чужая власть сидит на шее, у других — своя собственная; одних удерживает на одном месте изгнание, других — жреческие должности. Вся жизнь — рабство.
Следовательно, нужно освоиться со своим положением и как можно меньше жаловаться на него: пользоваться всем тем, что оно имеет в себе хорошего. Не существует ничего столь неприятного, в чём невозмутимый дух не обрёл бы утешения» (X, 3, 4).
Конечно, всё, что пишет Сенека о богатых и влиятельных людях, балансирующих в своём высоком положении как бы на краю пропасти, в большой мере относится к нему самому: это — отражение его неустойчивости на государственном поприще в момент написания трактата и неуклонно приближающейся опасности. Вышестоящие, по мнению Сенеки, скованы и «как бы пригвождены [к своему месту]». Итог этого — «давайте усвоим, что всё одинаково ничтожно, всё, различающееся снаружи, равно пусто внутри» (X, 5, 6).
Начиная с XI гл., Сенека рассуждает о случайностях, горестях, опасностях, бедствиях, подстерегающих всех людей, о смерти, которая грозит всем. Переход от благоденствия к лишениям мгновенен, но контраст особенно разителен, когда богатство и влияние под воздействием неожиданных обстоятельств сменяются бедностью и унижением. Приводятся выразительные примеры Птолемея — царя Мавритании, Сеяна, Креза, Югурты, Митридата — армянского царя.
Для того, чтобы не быть застигнутым врасплох болезнями, лишениями и тяготами, нужно быть, во-первых, готовым к их приходу, т. е. обладать даром предвидения. Во-вторых, необходимо выработать в себе стойкость к угрозам жизни и бесстрашие перед лицом самой смерти. с.172 «Возвратиться туда, откуда ты пришёл: что [в этом] тягостного? Плохо проживёт всякий, кто не сумеет достойно умереть… Ведь страх смерти часто служит её причиной… Тот, кто будет бояться смерти, никогда ничего не сделает как смелый человек; а тот, кто усвоит, что это для него установлено как незыблемый договор, будет жить в соответствии с [этим] принципом и в то же время, выказав твёрдость духа, добьётся того, чтобы никакие случайности не оказались для него неожиданными. Ведь предусматривая всё, что может произойти, как будто [оно обязательно] предстоит, он смягчит натиск всех бед, которые не приносят ничего внезапного людям подготовленным и ожидающим их, — тяжёлые несчастья приходят к беспечным и помышляющим лишь о счастливом» (XI, 4—
Но все эти предостережения касаются обычных людей, несовершенство которых мешает им предвидеть опасности, быть готовыми к неожиданностям и устроить свою жизнь в соответствии с законами природы, добродетели и разума. Истинным спокойствием, уверенностью и отсутствием колебаний обладает лишь мудрец. «…у мудреца ничего не происходит вопреки ожиданию. Мы [считаем, что] он ограждён не от людских несчастий, а от заблуждений: у него всё случается в соответствии не с его желаниями, а предположениями. В особенности же он предвидит, что что-то может противодействовать его замыслам. (“О безмятежности духа”, XIII, 3). Всё своё достояние и самые большие богатства он рассматривает как временный дар судьбы, а потому никакие её удары не могут устрашить его и нарушить его безмятежное спокойствие и ровное состояние духа.
Каким же путём надо идти, чтобы достигнуть этого состояния? В трактате “О счастливой жизни” Сенека говорит, подчёркивая, что это — общее правило всех стоиков: “Живи сообразно с природой вещей”. Не с.173 уклоняться от неё, руководствоваться её законом, брать с неё пример — в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой» (III). В этом случае мудрец находится в положении, не зависимом от удовольствия и страдания, этих деспотических сил; познав истину, он, как уже говорилось выше, достиг великих благ: спокойствия, возвышенности и просветления духа и безмятежной радости. «Всё это будет для него усладой не потому, что это — блага, а потому, что это плоды находящегося в нём самом добра». «Итак, счастлив тот, кто способен правильно рассуждать; счастлив тот, кто доволен настоящим, каково бы оно ни было, и не ропщет на свою участь; счастлив тот, кого разум учит мириться со всяким положением, какое только может выпасть на его долю» (V). «Нужно сообразоваться с указаниями природы: разумный человек наблюдает её и спрашивает у неё совета. Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же…». «Внешние преимущества не должны развращать и подчинять себе человека: последний должен преклоняться лишь перед своим духовным достоинством. Пусть он окажется искусным строителем собственной жизни, полагаясь на себя и будучи готов одинаково встретить как улыбку судьбы, так и её удар. Пусть его уверенность опирается на знания, а знания пусть отличаются постоянством: однажды принятое им решение должно оставаться в силе, не допуская никаких поправок… такой человек будет спокоен и уравновешен, и во всём его поведении будет сказываться ласковость и благородство. Его чувствам будет присущ истинный разум, который от них и будет получать свои элементы, т. к. у него нет другого исходного пункта, другой точки опоры для полёта к истине и для последующего самоуглубления» (VIII).
В результате можно сказать, что «высшее благо заключается в духовной уравновешенности. Добродетели непременно будут сосредоточены там, где будут царить согласие и единство: разлад вносит пороки» (VIII).
Все рассуждения Сенеки о хладнокровии при встрече с превратностями жизни и преимуществах добродетельной жизни мудреца завершаются призывом к совершенствованию души, которая в самой себе должна искать силы для спокойствия и безмятежности: «При всех обстоятельствах душа должна от всего внешнего обратиться к самой себе: пусть надеется на себя, радуется себе, созерцает своё, пусть уклоняется, насколько возможно, от чуждого и приближается к самой себе, пусть не ощущает потерь и даже неблагоприятное принимает снисходительно» («О безмятежности духа», XIV, 2). Для подтверждения этого следуют примеры философов Зенона, Феодора, Кана.
Но в строгие философские выводы Сенеки вдруг вторгается живая струя возмущения, гнева и отчаяния, вызванных суровой реальностью его жизни: «Но нисколько не приносит пользы устранение поводов для личной скорби. Ведь иногда овладевает ненависть к роду человеческому, и предстаёт такое множество удачливых негодяев, всякий раз когда с.174 подумаешь, сколь редка честность, сколь неведомо [нам] бескорыстие и едва ли когда-нибудь, кроме тех случаев, когда [это] выгодно, [знакома нам] верность. Вызывают также отвращение как выгоды, так и потери из-за необузданных желаний, и честолюбие, не сдерживающее себя уже до такой степени, что “блистает” в [своём] безобразии. [Тогда] душа погружается во мрак, и как после ниспровержения добродетели, на которую невозможно надеяться и к которой бесполезно обращаться, [нас] объемлет тьма» (XV, 1). Поэтому надо осмеивать пороки, а не огорчаться и проливать слёзы. Однако новая мысль изменяет это высказывание и вновь приводит к основному тезису философии Сенеки: «Но лучше спокойно воспринимать общественные нравы и человеческие пороки и не впадать ни в смех, ни в слёзы» (XV, 5). Кроме того: «Время от времени нужно уходить в себя: ведь постоянное пребывание среди людей, не похожих [на нас], нарушает наше внутреннее спокойствие, разжигает страсти и бередит всё то, что есть в душе уязвимого и неисцелённого. Однако обязательно нужно сочетать и чередовать уединение и общение: первое вызовет у нас потребность в людях, второе — в нас [самих], и одно будет лекарством от другого. Ненависть к толпе будет исцеляться одиночеством, отвращение к одиночеству — толпой» (XVII, 3).
Таким образом, для выработки всех тех высоких качеств, которые формируют душу мудреца, необходимо, чтобы её окружала «ревностная и неусыпная забота» (XVII, 12).
Завершая свой трактат, Сенека говорит о выдающихся деятелях греческой и римской истории, своими примерами подтверждающих моральные основы учения Сенеки: Сократе, Помпее, Цицероне, Рутилии, Регуле, Марке Катоне, хотя, по словам Сенеки, «исход [жизни] благородных людей печален» (XVI, 1). Но все они в неблагоприятных и даже трагических обстоятельствах своей жизни проявили стойкость и мужество. «Давайте навсегда прославим достойного похвал и скажем: тем мужественнее, тем счастливее ты, [кто] избежал негодяев, несчастий, зависти, болезни, ускользнул от тюрьмы. Кажется, что пред богами ты не [только] недостоин плачевной участи, но [даже] не заслуживаешь [того], чтобы отныне судьба могла тебе что-либо [причинить]» (XVI, 3).
К сожалению, судьба самого Сенеки не явилась исключением из этого правила.
Окончательным поводом для физического устранения Сенеки Нероном послужило раскрытие заговора Пизона с целью убийства императора, о чём пишет Тацит в «Анналах». Сенека, имя которого было названо при допросе одного из участников заговора Антония Натала, подозревается в злоумышлении против принцепса, несмотря на отсутствие достаточных улик, и получает приказание Нерона расстаться с жизнью. (Тац. Анн. XV, 60, 61). Правда, в гл. 65 кн. XV этого произведения Тацит говорит о ходившем слухе, что на тайном совещании преторианских центурионов «было решено, и не без ведома Сенеки, с.175 сразу же после убийства Нерона, которое должен был подстроить Пизон, умертвить и его, а верховную власть вручить Сенеке, как избранному главой государства ввиду его прославленных добродетелей людьми безупречного образа жизни» (Пер.
Так или иначе, но Сенека встретил мрачное известие в полном спокойствии духа. Обращаясь к друзьям, он «завещает им то, что остаётся единственным, но зато самым драгоценным из его достояния, а именно образ жизни, которого он держался…» (Тац. Анн. XV, 62). Казалось, он говорит то, что когда-то сам написал: «А когда природа потребует, чтобы я возвратил ей свою жизнь, или я сделаю это по требованию своего разума, я уйду, засвидетельствовав, что я дорожил чистой совестью и стремился к добру, что ничья свобода, и прежде всего моя собственная, по моей вине не была ограничена» («О счастливой жизни», XX). «И так как даже в последние мгновения его не покинуло красноречие, он вызвал писцов и продиктовал многое, что было издано…» (Тац. Анн. XV, 63).
Так же, как о тех прославившихся борцах с судьбой, о которых говорил Сенека в трактате, можно сказать и о нём самом: «Все они за ничтожный отрезок времени обрели путь в вечность и, умирая, пришли к бессмертию» («О безмятежности духа» XVI, 4).