Всадники во главе ведомств императорской канцелярии во II — начале III в. н. э.
с.91 Императорская канцелярия начала складываться еще при Августе который, следуя установившейся при республиканских магистратах традиции, использовал для канцелярской работы своих собственных рабов и вольноотпущенников. В окончательном виде основные ведомства императорской канцелярии, укомплектованные рабами и вольноотпущенниками принцепсов, сложились при ближайших преемниках Августа — особенно при Клавдии1.
Начиная со второй половины I в. н. э. делаются попытки заменить императорских секретарей — вольноотпущенников секретарями всаднического ранга2. В правление Отона и Вителлия главами некоторых основных ведомств вместо вольноотпущенников были назначены всадники3. Это, однако, не привело к устранению императорских вольноотпущенников от государственных дел. И при Отоне, и при Вителлии их приближенные вольноотпущенники по-прежнему оказывали влияние на политическую обстановку4.
С приходом к власти Флавиев во главе ведомств (scrinia) императорской канцелярии были вновь поставлены вольноотпущенники. Домициан, однако, в последние годы своего правления передал некоторые ведомства всадникам5. В частности, известно, что должность ab epistulis et a patrimonio занимал при нем всадник Гней Октавий Титиний Капитон6. с.92 Капитону удалось сохранить свою должность при Нерве и при Траяне, но, после того как в 102 г. он получил пост префекта вигилов, на его место вновь был назначен вольноотпущенник. Видимо, Траян пытался вернуться к традиционным порядкам, но полностью это ему не удалось. Именно в его правление засвидетельствованы первые всадники во главе финансового ведомства (a rationibus) и во главе ведомства ученых изысканий (a studiis)7. Окончательная замена начальников-вольноотпущенников начальниками-всадниками в основных ведомствах императорской канцелярии произошла в правление Адриана (SHA, Hadr. 22). С этого времени всаднические чиновники дуценарного ранга постоянно возглавляют ведомства a rationibus, ab epistulis, ab epistulis Graecis8, a libellis et censibus, a studiis et bibliothecis.
Видимо, при Марке Аврелии было организовано новое ведомство — ratio privata, во главе которого был поставлен procurator rationis privatae дуценарного ранга, управлявший личным имуществом императоров, выделившимся из патримония9. Кроме того, Марк Аврелий перевел главу ведомства a rationibus из дуценарных прокураторов в треценарные и ввел новый дуценарный всаднический пост — помощника главы финансового ведомства — procurator summarum rationum10. При Коммоде появляется новая должность — a libellis et cognitionibus11. Таким образом, пост главы ведомства императорского суда (cognitio sacra) был передан от вольноотпущенников всадникам. В то же самое время было создано отдельное от ведомства a libellis ведомство a censibus во главе со всадническим прокуратором дуценарного ранга12. Септимий Север создал новое ведомство a declamationibus Latinis, которое возглавлял всадник13, а от объединенного ведомства a studiis et a bibliothecis он оставил только ведомство a studiis. Должность a bibliothecis с этого времени совершенно исчезает14. В правление Севера ведомство a cognitionibus выделяется из ведомства a libellis et cognitionibus в отдельное15.
Таким образом, к началу III в. н. э. всадники стояли во главе девяти ведомств (sacra scrinia) императорской канцелярии16. Вспомогательный персонал этих ведомств состоял из императорских рабов и вольноотпущенников, причем бок о бок с начальником-всадником служил его заместитель — вольноотпущенник, который также имел титул a rationibus, ab epistulis и т. д.17
с.93 До сих пор до конца не ясно, каковы были функции и компетенция начальников ведомств императорской канцелярии. Между тем от ответа на этот вопрос зависят наши представления о характере центральной власти в период Ранней империи, о степени бюрократизации ее государственного аппарата. К сожалению, деятельность ближайших сотрудников императора недостаточно полно освещена в дошедших до нас источниках. В силу этого наши представления о ней в значительной мере носят умозрительный, предположительный характер.
Согласно традиционным взглядам, начальники ведомств уже начиная с правления Клавдия, если не раньше, были ответственными исполнителями и советниками, подготавливавшими проекты основных распоряжений и представлявшими их на подпись императору18. Эта точка зрения поставлена под сомнение в монографии А. Шервин-Уайта, посвященной письмам Плиния Младшего. А. Шервин-Уайт доказывает, что Траян лично участвовал в составлении большинства писем Плинию, касающихся управления Вифинией, — даже тех, в которых затрагивались сравнительно незначительные вопросы19. Вместе с тем он считает, что Траян, решая проблемы Вифинии, учитывал советы своих «секретарей»20.
По мнению Дж. Крука, начальники ведомств императорской канцелярии по большей части играли сравнительно незначительную роль в управлении государством, вплоть до правления Марка Аврелия, когда они ex officio стали членами императорского consilium21. При Северах они окончательно занимают главенствующее положение, а сам consilium бюрократизируется и в значительной мере уподобляется будущей консистории22.
Полный разрыв с традиционными взглядами осуществил Ф. Миллар, который выдвинул (по выражению присоединившегося к нему У. Уильямса) «концепцию универсального императорского авторства». По его мнению, императоры сами не только принимали решения, но и составляли свои выступления в письменной или устной форме, отвечали на запросы просителей и вели официальную переписку. Что же касается начальников ведомств, то их роль, по мнению Миллара, была незначительной: они приводили в порядок и хранили отчеты и различные документы, вызывали просителей в auditorium и либо писали письма под диктовку императора, либо излагали ответ или решение принцепса правильным литературным языком23. Основы такого порядка вещей, полагает Миллар, были неразрывно связаны с тем обществом, продуктом которого явился режим с.94 Принципата24, почему он и распространяет свои выводы на всю эпоху Ранней империи25.
Выдвигая свою концепцию, Ф. Миллар полемизирует с модернизаторским подходом к истории римского государства, с бытующим до сих пор стремлением исходить в оценке государственных институтов древнего Рима из представлений о функционировании современного государственного аппарата26. Однако, стремясь выявить специфику государственного аппарата империи, Ф. Миллар, на наш взгляд, иногда заходит дальше, чем это позволяют сделать имеющиеся в нашем распоряжении источники. Кроме того, Ф. Миллар в своей концепции не принимает во внимание динамики исторического развития, не видит каких-либо существенных изменений в государственном аппарате Рима от Августа и до Диоклетиана. По нашему мнению, выводы Ф. Миллара в большей степени относятся к императорским отпущенникам, чем к начальникам ведомств всаднического ранга. В задачу этой работы входит выяснение вопроса о том, какова была роль всадников, занимавших ведущие посты в различных ведомствах императорской канцелярии на протяжении II — начала III в. н. э., и можно ли наметить эволюцию их компетенции в рассматриваемый период.
Ответ на эти вопросы позволит пролить свет как на специфику государственного аппарата Ранней империи, так и на характер его эволюции.
При исследовании интересующих нас проблем нельзя обойтись без работ Г. Пфлаума. Хотя он специально не занимался вопросом о компетенции начальников ведомств императорской канцелярии, в его трехтомной работе «Прокураторские карьеры в эпоху Ранней Римской империи» (см. выше, прим. 3) содержатся ценные замечания по поводу функций отдельных чиновников всаднического ранга, служивших в императорской канцелярии. Еще интереснее для нашей темы диссертация Пфлаума (см. выше, прим. 10), в которой он разработал классификацию всаднических прокураторских карьер, наметил иерархию прокураторских постов, и в том числе постов всадников, возглавлявших ведомства императорской канцелярии. И хотя накопившийся в последние десятилетия новый эпиграфический материал позволяет уточнить, а иногда и исправить отдельные выводы Пфлаума, тем не менее его исследования остаются основополагающими для дальнейшей работы историка, занимающегося чиновниками всаднического ранга.
Наиболее видную роль в императорской канцелярии играл глава финансового ведомства — a rationibus. Этот чиновник, чья титулатура в буквальном переводе означает «касательно счетов» (в греческом варианте — с.95 ἐπὶ τῶν λόγων), возглавлял ведомство, куда поступали отчеты провинциальных прокураторов о всех доходах и расходах императорского фиска. После проверки этих отчетов он, видимо, составлял общие сводки о финансовом положении империи, которые представлялись на рассмотрение императора27. A rationibus принимал участие в составлении государственного бюджета — он подсчитывал расходы на армию, на продовольственные раздачи, на содержание, ремонт и строительство храмов, дорог, плотин, на чеканку монеты28. Стаций, характеризуя одного из a rationibus, пишет, что ему одному доверены все богатства, находящиеся в распоряжении принцепсов29. Это свидетельство дает основание предположить, что — по крайней мере с Домициана — a rationibus ведал финансами не только фиска, но и патримония30.
Светоний (Aug. 101, 4), передавая содержание завещания Августа, пишет, что в нем были указаны поименно все рабы и отпущенники принцепса, с которых можно было потребовать отчет в том, сколько денег содержится в эрарии, в фиске и в податных недоимках. Судя по этому упоминанию, императорские рабы и вольноотпущенники, которые несколько позднее составили администрацию ведомства a rationibus, контролировали финансовые ресурсы не только фиска, но и государственной казны. Поэтому не исключено, что в ведении a rationibus находились все имперские финансы31. Однако даже если ведомство a rationibus и не имело прямого отношения к эрарию, тем не менее по крайней мере к концу II в. н. э., т. е. к тому времени, когда основные государственные доходы были переданы из эрария в фиск, а эрарий превратился в муниципальную казну города Рима, глава ведомства a rationibus имел под своим контролем большую часть финансовых ресурсов Римской империи32.
Глава финансового ведомства пользовался в своей области значительной самостоятельностью. Он не только занимался финансовой отчетностью, но и мог отдавать приказы об ассигновании средств на определенные нужды33. Большое значение поста a rationibus и обширность связанных с ним полномочий находят свое подтверждение в том, что уже начиная с правления Траяна этот пост постоянно занимали всадники и что при Марке Аврелии чиновник, занимавший этот пост, был переведен из разряда с.96 дуценарных прокураторов в треценарные. В это же время для помощи главе финансового ведомства империи и для установления более эффективного контроля за его деятельностью была создана должность вспомогательного всаднического прокуратора дуценарного ранга — procurator summarum rationum34. Тот факт, что procurator summarum rationum, как и глава ведомства a rationibus, имел рядом с собой вспомогательного прокуратора — вольноотпущенника35, а также свою собственную канцелярию36, указывает, возможно, на наличие у него собственной сферы компетенции. Косвенным указанием на это может служить также практика отбора кандидатов для двух этих должностей.
Все a rationibus, чьи карьеры нам известны, были, за единственным исключением37, связаны с военной службой38. Что же касается прокураторов summarum rationum, то все их карьеры были гражданскими, и ни один из них не был в дальнейшем назначен a rationibus39.
Чтобы выяснить, почему для исполнявших чисто гражданские обязанности a rationibus была необходима определенная военная подготовка, надо рассмотреть не только начальные этапы, но и конец их карьеры. Шестеро из этих чиновников, завершающие этапы карьер которых известны, вслед за должностью a rationibus были назначены префектами анноны, двое — префектами вигилов и один — префектом Египта40. Впоследствии из этих префектов анноны и вигилов один дослужился до поста префекта Египта и трое — до поста преторианского префекта41. Таким образом, можно сделать вывод, что пост a rationibus предназначался для тех чиновников, которые имелись в виду для дальнейшей службы в качестве высших префектов и которые поэтому должны были иметь навыки в командовании воинскими подразделениями42. В первую очередь от них, видимо, требовались не столько специальные знания, сколько большой опыт практической работы43. В этих условиях прокураторы summarum rationum были с.97 заняты, очевидно, в тех областях, которые требовали специальной юридической и финансовой подготовки44. В целом можно отметить, что должность a rationibus была связана с высоким жалованьем, большим престижем и открывала блестящие перспективы дальнейшей карьеры45.
На втором месте по своему значению в императорской канцелярии стояли должности глав ведомств ab epistulis и a libellis. Epistulae — это послания императору от высших чиновников, городов и от частных лиц с очень высоким социальным статусом. На эти послания император отвечал также в форме отдельных посланий, содержащих формулы приветствия, прощания и основной текст. Libelli («прошения», «жалобы») представляли собой послания императору от основной массы частных лиц и от групп такого рода, как колоны императорских поместий или крестьяне из отдельных деревень. Императорские ответы на эти послания представлялись в форме краткой приписки (subscriptio) к тексту самого прошения46. Из разницы в форме epistulae и libelli проистекала и разница в их содержании.
Ведомство ab epistulis и его глава были связаны в основном с официальной перепиской императора. Описывая деятельность ab epistulis, Стаций (Silvae V, 1, 85 слл.; 99 сл.) показывает, что он должен был рассылать приказы императора по всей империи, принимать депеши от провинциальных чиновников, ведать корреспонденцией императора с его прокураторами. Этот чиновник был связан и с дипломатическими отношениями, поскольку информацию о повседневных отношениях Рима с соседними государствами и племенами и о происходивших там политических изменениях император получал из писем служивших в пограничных провинциях чиновников (Plin., Ep. X, 63). Кроме приема и отправления писем, ab epistulis был обязан также постоянно информировать императора о военной и экономической ситуации в империи (Stat., Silvae V, 1, 87 слл.). Наконец, он ведал изготовлением дипломов о назначении командиров в легионы и вспомогательные войска вплоть до должности praefectus equitum включительно (там же, 94 слл.). На основании этого сообщения некоторые исследователи делают вывод, что ab epistulis был ближайшим советником императора по вопросам назначения военных командиров в ранге центурионов и выше47. Это, однако, представляется маловероятным, поскольку трудно поверить, что советы такого рода могли приниматься от людей, не имевших опыта военной службы48.
Возникает вопрос, какова была роль ab epistulis в других областях. Были ли они квалифицированными советниками и помощниками императоров в их повседневной деятельности, или же их функции ограничивались только тем, что они записывали распоряжения императора под его с.98 диктовку правильным литературным слогом? Видимо, в I в. н. э. роль императорского ab epistulis, если только он одновременно не являлся императорским фаворитом, как Нарцисс при Клавдии, была довольно скромной. Императоры в это время, как правило, сами составляли свои повседневные послания49, а в наиболее важных случаях советовались со своими amici и фаворитами. Скорее всего, ab epistulis этого времени в основном были заняты приемом, сортированием и экспедицией официальной корреспонденции, а также в некоторых случаях литературной правкой императорских посланий. Этим, видимо, объясняется то, что первые всадники, отобранные для службы на должности ab epistulis, имели не административную, а литературную квалификацию. Юлий Секунд — ab epistulis императора Отона — был одним из лучших ораторов своего времени50. Титиний Капитон и Светоний, который выполнял должность ab epistulis в первые годы правления Адриана, были известными историками и литераторами, но не имели опыта административной работы51. В конце правления Адриана должность ab epistulis занимал известный софист, автор ряда сочинений филологического характера Юлий Вестин, чья карьера началась непосредственно с дуценарного поста archiereus Alexandriae et Aegypti, а затем продолжалась на посту a bibliothecis Romanis et Graecis и a studiis52. Однако начиная с правления Антонина Пия, положение дел изменяется. Пост ab epistulis становится частью регулярного прокураторского cursus. Упоминания о видных литераторах, занимающих этот пост, отныне исчезают. С середины II в. н. э. на посту ab epistulis появляются люди, обладающие специальной юридической подготовкой. В конце правления Антонина Пия и начале правления Марка Аврелия этот пост занимает Кресцент Волузиан, который начинал свою карьеру в качестве advocatus fisci Romae53. Около 170—
с.99 Судя по tabula Banasitana, ab epistulis Марка Аврелия Варий Клемент58 принимал участие в заседаниях consilium principis вместе с консулярами и высшими префектами (AE, 1971, 534). К этому же времени относится свидетельство об ab epistulis, получившем ответственное поручение военно-дипломатического характера. Это был Таррутен Патерн, который во время Маркоманнской войны был отправлен в качестве посла к племени котинов, заключил с ними союз, а затем, став во главе племенного ополчения, повел их против маркоманнов59. И хотя миссия Патерна в конечном счете не увенчалась успехом, он тем не менее, видимо, сумел реабилитироваться, выполняя другие задания, поскольку несколько лет спустя он был назначен преторианским префектом60. Карьера Патерна в то время, очевидно, не представляла собой исключения. Известно, что преемник Патерна на посту ab epistulis был после этой должности назначен префектом Египта61, а чиновник, занимавший этот пост после Патерна, был затем введен в сенат в ранге претория62. Очевидно, одновременно с расширением компетенции ab epistulis вырос и престиж этого ведомства.
Связь административной и юридической квалификации ab epistulis с увеличением их компетенции и подъемом значения их ведомства становится особенно наглядной, если сравнить их с главами параллельного ведомства ab epistulis Graecis. Это ведомство впервые засвидетельствовано при Адриане, однако окончательно оно выделилось из ведомства ab epistulis, видимо, только при Марке Аврелии63. Поскольку вся официальная переписка императоров велась на латинском языке, главе этого ведомства, очевидно, приходилось иметь дело только с обменом посланиями между императором и греческими городами. Императору поступали от этих городов прошения о предоставлении тех или иных привилегий или поздравления по случаю того или иного торжества. Он же отвечал на эти послания с помощью своего ab epistulis Graecis.
В связи с таким содержанием греческих epistuli для этой должности требовался не столько опытный администратор, сколько литератор. Поэтому ab epistulis Graecis были известные риторы, грамматики и историки: Авидий Гелиодор при Адриане64, Александр Пелоплатон при Марке Аврелии (Philostr., Vit. soph. II, 5), Ай Санкт при Коммоде65, Элий Антипатр и Аспазий из Равенны при Северах66.
Должность ab epistulis Graecis окончательно так и не сделалась частью регулярного прокураторского cursus’a. Для Айя Санкта, учителя риторики Коммода, и для Элия Антипатра, наставника молодых Каракаллы и Геты, она была первой административной должностью и повлекла за собой их быстрое повышение по службе67. Для Валерия Евдемона и прокуратора, чье имя не сохранилось, она была частью обычного прокураторского cursus’a — дуценарным постом низшего ранга, после которого им пришлось занимать еще несколько дуценарных прокураторских постов, прежде чем они достигли постов a rationibus и ab epistulis Latinis68. Очевидно, эта должность сама по себе не обладала значительным с.100 престижем и для тех, кто не был императорским фаворитом, не открывала перспективы немедленного возвышения69.
Ведомство a libellis, видимо, претерпело изменения, аналогичные тем, которые произошли с ведомством ab epistulis. Первоначально функции a libellis, видимо, заключались в отборе просителей для представления их императору, регистрации императорского решения и в заверении копий с императорскими subscriptions70. Уже с появлением первых a libellis всаднического ранга эта должность становится частью регулярного прокураторского cursus’а71. Чиновники, достигшие этого поста, имели хорошие перспективы дальнейшего продвижения. Из восьми известных нам a libellis двое были введены в сенат72, один был назначен a rationibus, а затем префектом анноны73, двое стали префектами вигилов74, двое были произведены в префекты анноны, а затем дослужились до поста префекта Египта75, и один (Эмилий Папиниан) получил пост преторианского префекта76. Трое из всаднических a libellis были видными юристами. Это Волузий Мециан, который занимал должность a libellis et censibus при Антонине Пие77. Папирий Дионисий — a libellis et cognitionibus императора Коммода78 — и Эмилий Папиниан — a libellis Септимия Севера (см. прим. 76). Все свои административные должности эти чиновники занимали только в Риме, причем в карьерах Дионисия и Папиниана доминировали посты, требующие специальной юридической подготовки79.
Высокий престиж, связанный с должностью a libellis, а также административный опыт и юридические знания, требовавшиеся для чиновников, занимавших эту должность, дают основание предположить, что они могли подавать императору квалифицированные советы и играть значительную роль в его окружении. Однако здесь возникает естественный вопрос: сказалось ли вообще изменение социального и служебного статуса начальников ведомств ab epistulis Latinis и a libellis на изменении их функций? И если сказалось, то когда именно?
У. Уильямс дает ответ на этот вопрос с точки зрения концепции «универсального императорского авторства». Проанализировав стиль императорских конституций от Адриана до Коммода, он показал, что в некоторых из них явно ощущается личность автора — императора. Другие (большинство) написаны «канцелярским» стилем, но не исключено, что стандартными формулами пользовались не чиновники, а сами с.101 императоры для экономии времени и сил. Очень показательно, что от правления Коммода, отличавшегося, как известно, патологической ленью, до нас почти совсем не дошло конституций80. Эти наблюдения, по мнению У. Уильямса, подтверждают вывод Ф. Миллара о том, что в период Ранней империи роль императорских секретарей в выпуске конституций была ограниченной, а роль самого императора всеобъемлющей81. Однако вряд ли можно распространять этот вывод на весь период Ранней империи. Если мы рассмотрим аналогичную ситуацию при Северах, то увидим совершенно другую картину. По свидетельству Диона Кассия, хорошо знавшего обоих императоров, Септимий Север посвящал вопросам права очень много энергии и сил, а Каракалла, наоборот, был крайне ленив в этом отношении82, тем не менее в Кодексе Юстиниана в среднем на один год правления Севера приходится около 9 конституций, а на один год правления Каракаллы — около 34. Далее эта средняя цифра продолжает возрастать вплоть до кризиса
О функциях a libellis в этот период можно судить по письму Каракаллы, в котором он характеризует Элия Церана как своего друга, «которому доверена интерпретация libelli» (τὴν ἐξή[γησιν] τῶν [ἀ]ξ[ιω]μάτ[ω]ν πεπισ[τευμένος])84. A. Оноре, сравнив стилистические особенности императорских конституций конца II—
Можно предположить, что с этого времени значительная часть повседневных вопросов, затрагиваемых в императорской переписке, решалась на уровне ab epistulis и a libellis, а император принимал или отвергал предложенные решения.
Ведомства a studiis и a cognitionibus по своему значению уступали ведомствам ab epistulis и a libellis.
Глава ведомства a studiis, как предполагает большинство исследователей, обязан был при подготовке выступлений и постановлений императора предоставлять ему консультацию по вопросам философии, литературы, истории и права86. Видимо, первоначально в обязанности a studiis с.102 входил подбор примеров из различных областей науки и искусства для придания устным и письменным выступлениям императора большей эрудиции и весомости87. Вследствие этого для чиновников, занимающих эту должность, важнее всего был не административный опыт, а общее образование. Именно поэтому первые всаднические a studiis назначались на этот пост, минуя должности, входившие в нормальный прокураторский cursus, и вслед за этим постом получили назначение на пост ab epistulis88.
Значительные изменения в ведомстве a studiis происходят в середине II в. н. э. С этого времени должность a studiis становится частью регулярной прокураторской карьеры. Для Волузия Мециана, который стал a studiis около 150 г. н. э., это была первая должность дуценарного ранга после ряда сексагенарных и центенарных должностей89. Эмилий Лет был назначен в конце II в. н. э. a studiis с поста прокуратора Лугдунской Галлии и Аквитании, который, как правило, достигался только теми, кто до этого уже занимал две-три должности дуценарного ранга90. В III в. н. э. должность a studiis также получали те, кто до этого уже занимал один или несколько постов дуценарного ранга91.
С конца II в. н. э. появляется должность вспомогательного всаднического прокуратора в ведомстве a studiis92. Эти прокураторы, которые именовались procurator ad studia или procurator a studiis, получали свой пост в качестве сексагенарного, а затем, оставаясь на том же посту, производились в ранг центенарных прокураторов93.
Как появление в ведомстве a studiis вспомогательного всаднического прокуратора, так и назначение на пост главы этого ведомства прокураторов, занимавших до того должности дуценарного ранга, свидетельствуют, что с конца II в. н. э. престиж и значение должности a studiis повышаются. Тем не менее ведомство a studiis так никогда и не сравнялось по своему престижу с ведомствами ab epistulis, a libellis и a rationibus. Известны назначения с поста a studiis на посты глав других ведомств императорской канцелярии94, но не засвидетельствовано ни одного случая назначения с этого поста на пост какого-либо высшего префекта.
С середины II в. н. э., видимо, изменяется не только характер карьер a studiis, но и содержание их деятельности. Очевидно, с этого времени a studiis чаще, чем раньше, начинают заниматься вопросами правового характера. На посту a studiis, а затем и procurator ad studia появляются чиновники, получившие специальную юридическую подготовку95. Неясно, однако, в какой именно области они дают императору консультации с.103 по правовым вопросам и чем их компетенция отличается от компетенции всаднических consiliarii из consilium principis96.
Нет также полной ясности и в вопросе о функциях и компетенции главы ведомства императорского суда — a cognitionibus. Некоторое представление о них можно получить из описания своих обязанностей Лукианом, который, будучи около 180 г. н. э. archistator Aegypti, занимал при префекте Египта пост, аналогичный тому, который a cognitionibus занимал при императоре97. Лукиан (Apol. 12) указывает, что в его компетенцию входило «принятие судебных дел и их приведение в порядок, запись всего того, что было сделано и сказано, поддержание порядка при выступлениях судебных поверенных (καὶ τάς τε ῥητορείας τῶν δικαιολογούντων ῥυθμίζειν), сохранение самой ясной и наиболее точной копии решений главы (совета) и занесение их в общественный протокол для того, чтобы они сохранялись все время».
На основании этого описания, вероятно, можно сделать вывод, что a cognitionibus выполняли в основном чисто технические обязанности, не требующие особой квалификации. Видимо, с этим обстоятельством связано то, что всадники сменяют на этом посту вольноотпущенников лишь при Коммоде и что и после этого должность а cognitionibus являлась часто как бы придатком к другой должности98. Среди известных нам чиновников всаднического ранга, стоявших во главе отдельного ведомства a cognitionibus, только один имел специальную юридическую подготовку99. Двое из них, видимо, были viri militares, значительная часть карьеры которых прошла в армии или на посту президов всаднических провинций100. Еще двое прошли долгую административную карьеру, почти не связанную со службой в армии101. Ни один из этих чиновников не занимал после должности a cognitionibus какого-либо другого поста. Возможно, должность была связана с обязанностями чисто представительского характера102 и служила почетной наградой за долгую службу тем чиновникам, которых императоры по тем или иным причинам считали непригодными для дальнейшего продвижения по службе.
С конца II в. н. э. появляется должность вспомогательного всаднического прокуратора в ведомстве a cognitionibus, который именовался praepositus (или procurator) sacrarum cognitionum и был чиновником с.104 центенарного ранга103. Это говорит о том, что ведомство a cognitionibus хотя и не давало перспектив дальнейшего повышения, но все же пользовалось определенным престижем.
Большим своеобразием отличалась служба в ведомстве ratio privata, созданном, видимо, для того, чтобы отделить личную собственность императоров от собственности, связанной с императорским званием, в которую превратился к тому времени патримоний. Значительное расширение ведомства ratio privata относится к концу II — началу III в. н. э. и связано, очевидно, с многочисленными конфискациями, которые производил Север во время гражданской войны 193—
Глава ведомства ratio privata, видимо, выполнял обязанности, в некотором отношении тождественные тем, которые были у главы ведомства a rationibus. Он собирал и проверял отчеты о доходах и расходах по ведомству ratio privata, поступавшие к нему от прокураторов, управлявших округами105, а затем составлял общую ведомость и представлял ее на рассмотрение императора. Компетенция прокуратора rationis privatae, управлявшего личной собственностью императора, была, таким образом, не слишком обширной и намного уступала компетенции a rationibus, под чьим контролем находились финансовые ресурсы всего Римского государства. Тем не менее по своему значению пост главы ведомства rationis privatae мало в чем уступал посту a rationibus. Один из прокураторов rationis privatae, карьеры которых нам известны, был после службы на этой должности назначен a rationibus, трое — высшими префектами и еще двое введены в сенат в качестве преториев106. Таким образом, заключительные этапы карьеры этих чиновников показывают, что пост главы ведомства ratio privata был связан с блестящими перспективами дальнейшей службы. Еще более показательны начальные этапы их карьеры.
Прокураторы rationis privatae, за единственным исключением, достигали этого поста, делая не просто быструю, но, можно сказать, молниеносную карьеру, причем почти вся их служба проходила в самом Риме107. Ай Санкт начал свою карьеру с дуценарного поста ab epistulis Graecis, а затем был назначен procurator rationis privatae108. Варий Марцелл начал свое продвижение по службе непосредственно с центенарного поста procurator aquarum, после него сразу же был назначен на один из важнейших дуценарных постов — procurator Britanniae, а сразу же вслед за этим постом на пост главы ведомства ratio privata109. Опеллий Макрин вслед за должностью advocatus fisci назначается на центенарный пост praefectus vehiculationis на Фламиниевой дороге, а после этого сразу же на дуценарный пост praefectus aerarii maioris, после которого он возглавил с.105 ratio privata110. Цереллий Апполинар после службы в преторианской гвардии получил очень важный пост дуценарного ранга — procurator ludi magni, а вслед за этим возглавил ratio privata111. И только один Альцим Фелициан, который около 241 г. н. э. стал magister rationis privatae, должен был до этого сделать обычную прокураторскую карьеру, которая включала службу на нескольких постах каждого ранга112.
Обращает на себя внимание также и тот факт, что прокураторы rationis privatae часто совмещали свой пост с другими значительными обязанностями. Ай Санкт, будучи главой ratio privata, преподавал риторику императорскому наследнику Коммоду113. Варий Марцелл в то время, когда он занимал пост главы rationis privatae, замещал преторианских префектов и префекта города (vice praeff. praet. et urbi functus), которые вместе с Севером были в Британском походе114. Таким образом, он почти три года (209—
Все это, вместе взятое, заставляет предположить, что пост главы ведомства ratio privata предназначался императорами для их фаворитов и вообще для лиц, пользовавшихся их особым доверием, чьи советы могли ими приниматься во внимание не только в вопросах, касавшихся управления императорским имуществом. Пост этот часто занимали люди, имевшие с императорским домом связи личного характера116. Видимо, это объяснялось тем, что само ведомство по управлению личным имуществом императора имело не столько государственный, сколько приватный характер и было тесно связано с интересами всей императорской семьи (domus divina).
Вероятно, к концу II в. н. э. была введена должность вспомогательного всаднического прокуратора в ведомстве rationis privatae — procurator hereditatium patrimonii privati центенарного ранга117.
Чрезвычайно мало сведений имеется о ведомствах a censibus и a declamationibus.
По вопросу о функциях главы ведомства a censibus существуют две основные точки зрения. Моммзен, а за ним и ряд других исследователей предполагают, что глава ведомства a censibus контролировал имущественное положение сенаторского и всаднического сословия, а также собирал справки об имуществе лиц, стремившихся к вступлению в одно из с.106 этих сословий118. В доказательство этого они указывают на должность a censibus equitum romanorum, которую занимал Аквилий Феликс в конце II в. н. э. Однако Гиршфельд, а вслед за ним и некоторые другие ученые указывали, что эта должность была, видимо, экстраординарной, и связывали введение ее с казнями и конфискациями, опустошившими ряды всаднического сословия во время гражданской войны 193—
В целом вопрос о функциях a censibus и по сей день остается открытым за отсутствием сколько-нибудь определенных данных. Судя по нескольким частично известным карьерам, это ведомство не обладало значительным престижем. Один из чиновников, получивших пост a censibus после длительной военной и административной карьеры, был затем назначен на дуценарный пост префекта Мизенского и Равеннского флотов120. Другой вслед за этим постом получил назначение на пост a libellis121. И только Ульпий Юлиан — a censibus Каракаллы — был назначен при Макрине преторианским префектом, но лишь вследствие услуги, оказанной Макрину в достижении власти122.
Всего в одной надписи (AE, 1932, 34) засвидетельствована должность a declamationibus Latinis, созданная Септимием Севером. Ее занял крупный юрист Мессий Сатурнин после поста вспомогательного прокуратора в ведомстве a studiis и должности fisci advocatus sacri auditorii. По мнению Пфлаума, с которым в данном случае трудно не согласиться, Мессий Сатурнин в качестве a declamationibus Latinis помогал Северу готовить его выступления по правовым вопросам123. Видимо, он имел отношение к императорским orationes, которые после зачтения в сенате становились официально утвержденным законом. Если это так, то роль главы ведомства a declamationibus Latinis была немаловажной. Тот факт, однако, что эта должность упоминается лишь один раз, заставляет предполагать, что она была экстраординарной. Видимо, со смертью Севера это ведомство было упразднено.
Подводя итоги обзору ведомств императорской канцелярии, можно отметить, что на протяжении II в. н. э. основные ведомства, такие, как a rationibus, ab epistulis и a libellis, претерпели существенные изменения.
Престиж и значение главы ведомства a rationibus, и так чрезвычайно высокие, еще более выросли после возведения его в ранг треценарного прокуратора и создания поста procurator summarum rationum. Со второй половины II в. н. э. засвидетельствованы случаи, когда a rationibus вместе со своим помощником самостоятельно решают вопросы о выдаче средств и материалов. В это же время главы ведомств ab epistulis и a libellis постепенно превращаются из работников с чисто техническими функциями в советников и помощников императоров в тех вопросах, с которыми связаны их ведомства. Не случайно на эти посты подбирают опытных администраторов, имеющих специальное юридическое образование. Одним из влиятельных сотрудников императора, выполняющим в случае необходимости важные самостоятельные поручения, становится глава ведомства ratio privata. Судя по превращению должности a studiis с.107 в часть регулярного прокураторского cursus’а и появлению на этом посту и на посту вспомогательного прокуратора ad studia профессиональных юристов, компетенция и значение главы этого ведомства к концу II в. н. э. также увеличиваются. Компетенция глав ведомств ab epistulis Graecis, a censibus, a cognitionibus в это время, видимо, остается без изменений. Тем не менее повышение значения и роли других ведомств сказывается и на них. Должности вспомогательных прокураторов всаднического ранга засвидетельствованы в конце II — начале III в. н. э. не только в ведомствах a studiis и ratio privatae, но также и в ведомстве a cognitionibus.
В начале III в. н. э. всадники, возглавлявшие ведомства императорской канцелярии, получают почетный титул vir perfectissimus124. Этим самым они были официально выделены из массы остальных прокураторов — viri egregii — и приравнены по рангу к префектам Египта, анноны и вигилов, которые также имели титул vir perfectissimus.
По мнению Пфлаума, при Севере все начальники ведомств всаднического ранга стали получать жалованье в 300 тысяч сестерциев125.
Судя по двум свидетельствам, относящимся к правлению Каракаллы, начальники ведомств императорской канцелярии в это время постоянно присутствуют при императорских salutationes и заседают в императорском суде126. Очевидно, такой порядок был введен для того, чтобы подчеркнуть, что они отныне входят в consilium principis и являются советниками императора. Первое свидетельство о всаднике, возглавлявшем ведомство императорской канцелярии, который входил в consilium principis, относится к 177 г. н. э.127 В сохранившихся отрывках письма Коммода к афинской герусии (AE, 1962, № 6—
Видимо, ко времени правления Каракаллы относится переход от практики приглашения отдельных начальников ведомств императорской канцелярии на те или иные заседания consilium principis к включению в этот орган ex officio всех всадников — глав ведомств императорской канцелярии. Окончательное утверждение начальников ведомств императорской канцелярии в качестве советников императора нашло отражение в речи, вложенной Дионом Кассием в уста Меценату и написанной в правление Каракаллы. В этой речи оратор, описав деятельность consilium с.108 principis, рассматривает затем императорскую канцелярию и дает Августу следующие советы: «Да и вообще в делах судебных, в переписке, при рассмотрении постановлений отдельных городов и просьб частных лиц и во всем остальном, что относится к области государственного управления, ты набирай себе сотрудников и помощников (συνεργοὺς καὶ ὑπηρέτας) из всадников. Ведь вся повседневная работа будет, таким образом, идти легче, и ты не будешь ни ошибаться из-за того, что ты полагался только на свое собственное суждение, ни уставать из-за того, что ты полагался на собственные силы (καἰ συ οὔτ’ αὐτογνωμονῶν σφαλήση οὔτ’ αὐτοργῶν ἐκκαμῇ)». И затем идет следующая многозначительная фраза, логически связанная с предшествующим изложением: «Ты предоставь каждому желающему полную возможность подавать тебе советы без всякого опасения» (Dio Cass., 52, 33, 5).
Смысл всего этого отрывка сводится, очевидно, к тому, что император должен принимать во внимание не только мнения официальных советников, каковыми являются высшие префекты и сенаторские amici, с одной стороны, и главы ведомств императорской канцелярии, — с другой, но также и мнения всех тех, кто печется о государственном благе. На основании этих слов, а также характера церемониала можно предположить, что начальники ведомств императорской канцелярии становятся в начале III в. н. э. советниками второго ранга. И в то время как сенаторские amici и высшие префекты помогают императору принимать решения в особо важных делах, principes officiorum оказывают помощь императору в его повседневной деятельности, подготавливая проекты решений и постановлений в своих областях и представляя их ему на подпись.
Превращение при Северах императорской канцелярии из органа, имеющего вспомогательные технические функции, в эффективный орган государственного управления и введение начальников ведомств ex officio в императорский совет является ярким показателем общей бюрократизации государственного аппарата империи, которая происходит в этот период. Это превращение можно рассматривать как одну из поворотных вех на пути перерождения Принципата в Доминат.
by
According to the traditional view the heads of offices in the imperial chancellery, beginning with the reign of Claudius, played a big role in state administration and in many respects resembled modern ministers. This idea has been criticized in several recent works. It has been most emphatically opposed by F. Millar with his concept of the all-embracing authority of the emperor. In Millar’s opinion office heads in the early empire had purely technical functions; all decisions were adopted and formulated by the emperor himself. In the present author’s opinion both the traditional view and the hypothesis advanced by Millar fail to take into account the dynamics of the historical process. The author attempts to do first that, starting with an analysis of the epigraphic, juridical and narrative sources on the functions and competence of the knights, who hold these posts in the 2nd and early 3rd centuries. He argues that these offices chiefs, whose work in the early 2nd century was mainly secretarial, by the beginning of the 3rd century had become assistants to the emperor in his day-to-day work, drafted decisions and decrees for him to sign. Their altered role is reflected in the fact that they were brought ex officio into the imperial council. The transformation of the imperial chancellery into an effective organ of state administration attests the bureaucratisation of the empire and is one of the milestones on the road leading to the transition from Principate to Dominate.
ПРИМЕЧАНИЯ