Н. Н. Трухина

Книги Корнелия Непота
(вступительный очерк)

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках. — М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 3—7.

с.3 О жиз­ни Кор­не­лия Непота сохра­ни­лось мало сведе­ний. Извест­но, что родил­ся он око­ло 109 г. до н. э. на севе­ре Ита­лии в одном из город­ков Падан­ской рав­ни­ны в семье, при­над­ле­жав­шей к всад­ни­че­ско­му сосло­вию. Луч­шие годы его про­шли в Риме сре­ди сто­лич­ных поэтов, писа­те­лей, изда­те­лей книг. Близ­ки­ми дру­зья­ми Непота были зна­ме­ни­тые лите­ра­то­ры тех лет — его зем­ляк, поэт-веро­нец Гай Вале­рий Катулл, вели­кий ора­тор и писа­тель Марк Тул­лий Цице­рон, кро­пот­ли­вый анти­ква­рий и вла­де­лец луч­шей руко­пис­ной мастер­ской Тит Пом­по­ний Аттик. Лите­ра­тур­ная репу­та­ция само­го Непота выглядит не столь­ко бле­стя­щей, сколь­ко доб­рот­ной и устой­чи­вой. Цице­рон полу­шу­тя-полу­серь­ез­но назвал его в одном из писем «бес­смерт­ным» (К Атти­ку, XVI, 5); Катулл с ува­же­ни­ем отзы­вал­ся о его исто­ри­че­ском труде; Герен­ний Север, люби­тель лите­ра­ту­ры, жив­ший в эпо­ху Тра­я­на, разыс­ки­вал его порт­рет для сво­ей домаш­ней биб­лио­те­ки; хри­сти­ан­ский писа­тель IV в. Иеро­ним име­но­вал его зна­ме­ни­тым исто­ри­че­ским писа­те­лем.

От боль­шин­ства тво­ре­ний Непота оста­лись одни назва­ния. В «Атти­че­ских ночах» Авла Гел­лия и в посвя­ти­тель­ном сти­хотво­ре­нии Катул­ла поми­на­ет­ся Непото­ва Хро­ни­ка — Все­об­щая Исто­рия в 3-х кни­гах:


Ты без­дел­ки мои счи­тал за дело
В годы те, когда пер­вым сре­ди рим­лян
Судь­бы мира все­го вме­стить решил­ся
В три объ­е­ми­стых и уче­ных тома…
(Пере­вод А. Пиотров­ско­го)

Тот же Гел­лий цити­ру­ет сочи­не­ние Непота под назва­ни­ем «При­ме­ры», содер­жав­шее по мень­шей мере 5 книг (VII, 18). Оче­вид­но, это было собра­ние поучи­тель­ных исто­ри­че­ских анек­дотов вро­де сбор­ни­ка Вале­рия Мак­си­ма, дошед­ше­го до наших дней. Сам Непот ссы­ла­ет­ся на боль­шую био­гра­фию Като­на Стар­ше­го, напи­сан­ную им по прось­бе Атти­ка (см. жиз­не­опи­са­ние Като­на); по свиде­тель­ству Гел­лия, суще­ст­во­ва­ла и отдель­ная Непото­ва био­гра­фия Цице­ро­на в несколь­ких кни­гах (XV, 28). Кро­ме того, у рим­ских авто­ров встре­ча­ют­ся какие-то фраг­мен­ты из Непота гео­гра­фи­че­ско­го содер­жа­ния, упо­ми­на­ют­ся его шут­ли­вые поэ­ти­че­ские опу­сы, име­ют­ся ссыл­ки на издан­ную пере­пис­ку его с Цице­ро­ном.

Самое инте­рес­ное для нас сочи­не­ние Непота назы­ва­лось «О зна­ме­ни­тых людях». Пря­мые упо­ми­на­ния о нем встре­ча­ют­ся у Авла Гел­лия (II в. н. э.), грам­ма­ти­ка Хари­зия (IV в. н. э.) и ком­мен­та­то­ра «Эне­иды» Сер­вия (IV в. н. э.). Этот объ­е­ми­стый сбор­ник с.4 состо­ял не менее чем из 16 книг (Хари­зий цити­ро­вал 15 и 16 кни­ги), содер­жав­ших био­гра­фии выдаю­щих­ся людей, сгруп­пи­ро­ван­ные по сери­ям. Оче­вид­но, отдель­ные кни­ги пред­став­ля­ли собой жиз­не­опи­са­ния зна­ме­ни­тых пол­ко­вод­цев, исто­ри­ков, поэтов, грам­ма­ти­ков, ора­то­ров и т. д. Во вся­ком слу­чае, Све­то­ний поль­зо­вал­ся дан­ны­ми Непота о поэтах и грам­ма­ти­ках (Теренц., I; Грам. 4), а сам Непот в жиз­не­опи­са­нии Дио­на (гл. 3) ссы­ла­ет­ся на свою кни­гу о гре­че­ских исто­ри­ках. Посколь­ку в руко­пи­сях дошед­ших до нас жиз­не­опи­са­ний встре­ча­ют­ся пись­ма Кор­не­лии, мате­ри Грак­хов, мож­но пред­по­ло­жить, что была кни­га, посвя­щен­ная выдаю­щим­ся жен­щи­нам.

Чтобы оце­нить твор­че­ство Непота, бро­сим взгляд на раз­ви­тие рим­ской лите­ра­ту­ры и состо­я­ние ее чита­тель­ской ауди­то­рии.

Рим­ская лите­ра­ту­ра роди­лась в пер­вый год по окон­ча­нии 1-й Пуни­че­ской вой­ны (240 г. до н. э.), в день поста­нов­ки пере­вод­ной гре­че­ской дра­мы. Начи­на­лась она с «пере­ли­цов­ки» гре­че­ских пьес и на про­тя­же­нии почти ста лет сохра­ня­ла (невзи­рая на появ­ле­ние круп­ных талан­тов) уче­ни­че­ско-под­ра­жа­тель­ный харак­тер. До середи­ны II в. латин­ские авто­ры ста­ра­лись писать как гре­ки, а пер­вые рим­ские исто­ри­ки даже состав­ля­ли оте­че­ст­вен­ные Лето­пи­си (Анна­лы) на гре­че­ском язы­ке. Читаю­щая пуб­ли­ка это­го «арха­и­че­ско­го» пери­о­да состо­я­ла из эли­ты про­све­щен­ных ари­сто­кра­ти­че­ских семей и тон­кой верх­ней про­слой­ки всад­ни­че­ско­го сосло­вия, свя­зан­ной со сто­лич­ной зна­тью. Почтен­ные бога­тые семьи середи­ны II в. сту­па­ли одной ногой на порог лите­ра­тур­ных сало­нов, увя­зая дру­гой в искон­ном дедов­ском неве­же­стве. Так, Луций Мум­мий, кон­сул 146 г., выхо­дец из всад­ни­че­ско­го сосло­вия, заво­е­вав Коринф и рас­по­рядив­шись о выво­зе из него бес­цен­ных ста­рин­ных кар­тин и ста­туй, пред­у­преж­дал испол­ни­те­лей сво­его при­ка­за: «Если с эти­ми веща­ми что слу­чит­ся, то вы долж­ны буде­те изгото­вить новые» (Вел­лей Патерк. I, 13, 4). В то же вре­мя брат кон­су­ла, Спу­рий, вхо­дил в уче­ный кру­жок Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на и по пра­ву счи­тал­ся одним из обра­зо­ван­ней­ших людей сво­его вре­ме­ни.

В новую исто­ри­че­скую эпо­ху, насту­пив­шую после раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на (146 г.), рим­ляне мог­ли уже состя­зать­ся со сво­и­ми гре­че­ски­ми учи­те­ля­ми. Почин пат­рио­ти­че­ско­му сорев­но­ва­нию поло­жил Марк Пор­ций Катон, один из геро­ев жиз­не­опи­са­ний Непота, пер­вый рим­ский исто­рик, писав­ший на латин­ском язы­ке. Его при­ме­ру после­до­ва­ло сред­нее поко­ле­ние анна­ли­стов, при­шед­шее в лите­ра­ту­ру после его смер­ти (149 г.). Во 2-й поло­вине II в. при­об­рел гиб­кость лите­ра­тур­ный латин­ский язык, твер­дую пози­цию заво­е­ва­ли нацио­наль­ные лите­ра­тур­ные жан­ры: комедия тоги потес­ни­ла комедию гре­че­ско­го пла­ща; из гущи народ­ной жиз­ни при­шли на сце­ну «кабац­кие пье­сы» и древ­няя ита­лий­ская комедия масок — ател­ла­на; в твор­че­стве Луци­лия при­об­ре­ла кано­ни­че­скую фор­му ори­ги­наль­ная рим­ская сати­ра; выдаю­щи­е­ся ора­то­ры рубе­жа II—I вв. Марк Анто­ний и Луций Красс, по отзы­ву Цице­ро­на, срав­ня­лись с гре­че­ски­ми масте­ра­ми сло­ва.

Кор­не­лий Непот родил­ся как раз в то вре­мя, когда рим­ская с.5 лите­ра­ту­ра достиг­ла поры зре­ло­сти. Вме­сте с ним в мир при­шло поко­ле­ние вели­ких талан­тов. Сверст­ни­ка­ми Непота были: Цице­рон, став­ший для потом­ков энцик­ло­пе­ди­ей антич­ной язы­че­ской куль­ту­ры; Варрон Реа­тин­ский — фило­лог-эрудит, зна­ток оте­че­ст­вен­ной ста­ри­ны, один из пло­до­ви­тей­ших писа­те­лей древ­но­сти; Цезарь — гор­дость латин­ской про­зы. Сле­дом за ними высту­па­ли авто­ры, родив­ши­е­ся в 90—80-е гг. I в. до н. э., «млад­шие бра­тья» Непото­ва поко­ле­ния: лири­че­ской певец Катулл, вели­кий поэт-фило­соф Лукре­ций, мастер исто­ри­че­ской моно­гра­фии Сал­лю­стий. В ста­ро­сти Непот застал пер­вые про­из­веде­ния Вер­ги­лия и Гора­ция (30-е гг I в. до н. э.), неза­дол­го до его смер­ти (29 г. до н. э.) Тит Ливий начал работать над мону­мен­таль­ной «Исто­ри­ей Рима от осно­ва­ния горо­да».

Вели­кие име­на бли­ста­ли на фоне мно­же­ства вто­ро­сте­пен­ных талан­тов. Рим I в. до н. э. изоби­ло­вал как про­фес­сио­наль­ны­ми сочи­ни­те­ля­ми, так и авто­ра­ми-диле­тан­та­ми. Чита­тель­ская ауди­то­рия рас­ши­ри­лась до гра­ниц мало-маль­ски состо­я­тель­но­го и почтен­но­го обще­ства: рас­сказ о дет­стве писа­те­ля Гора­ция пока­зы­ва­ет, что в это вре­мя даже мел­кий слу­жа­щий откуп­ной ком­па­нии ста­рал­ся при­стро­ить сына в ритор­скую шко­лу сто­ли­цы. Появи­лась мас­са про­стых чита­те­лей, не зна­ко­мых с гре­че­ским язы­ком, воз­ник спрос на пере­вод­ную лите­ра­ту­ру. Пере­во­дом и попу­ля­ри­за­ци­ей фило­соф­ских сочи­не­ний зани­мал­ся, напри­мер, Цице­рон. Мож­но ска­зать, что во вре­ме­на Непота все сколь­ко-нибудь досу­жие граж­дане чита­ли, все сколь­ко-нибудь свет­ские люди писа­ли, упраж­ня­ясь в самых раз­ных жан­рах — сти­хах, исто­ри­че­ской про­зе, науч­ных иссле­до­ва­ни­ях. Пыл­кие люби­те­ли сло­вес­но­сти, мало спо­соб­ные к живо­му твор­че­ству, состав­ля­ли гене­а­ло­ги­че­ские таб­ли­цы и хро­но­ло­ги­че­ские спра­воч­ни­ки, орга­ни­зо­вы­ва­ли лите­ра­тур­ные круж­ки и биб­лио­те­ки, зани­ма­лись раз­мно­же­ни­ем и про­да­жей книг. К чис­лу таких энту­зи­а­стов-диле­тан­тов при­над­ле­жал Тит Пом­по­ний Аттик — бога­тый рим­ский всад­ник, зна­ме­ни­тый изда­тель, чья боль­шая био­гра­фия вен­ча­ет сохра­нив­ший­ся сбор­ник Непото­вых жиз­не­опи­са­ний.

Что каса­ет­ся рим­ской исто­рио­гра­фии, на попри­ще кото­рой под­ви­зал­ся Непот, то начи­на­лась она в Риме с Анна­лов — лето­пи­сей оте­че­ст­вен­ной исто­рии, изла­гав­ших собы­тия от осно­ва­ния Рима до послед­них лет авто­ра. Этот мону­мен­таль­ный жанр, ухо­дя­щий кор­ня­ми в кален­дар­ные хро­ни­ки жре­цов-пон­ти­фи­ков, обра­зо­вал глав­ное направ­ле­ние рим­ской исто­ри­че­ской про­зы. Раз­ви­ва­ли его три поко­ле­ния исто­ри­ков-анна­ли­стов, выра­ба­ты­вав­ших фор­му соеди­не­ния праг­ма­ти­че­ско­го (собы­тий­но­го) и рито­ри­че­ско­го (худо­же­ст­вен­но­го) повест­во­ва­ния, вер­ши­ной его стал труд Тита Ливия, бла­го­да­ря кото­ро­му рим­ская исто­рио­гра­фия впер­вые достиг­ла вер­ши­ны миро­вой сла­вы. Кро­ме того, со вто­рой поло­ви­ны II в. созда­ва­лись мему­а­ры и узкие по теме моно­гра­фии, осве­щав­шие опре­де­лен­ные пери­о­ды совре­мен­ной исто­рии. От бога­той лите­ра­ту­ры это­го типа сохра­ни­лись до наших дней сочи­не­ния Сал­лю­стия и Цеза­ря.

с.6 Про­из­веде­ния Непота не сов­па­да­ли с тра­ди­ци­он­ны­ми направ­ле­ни­я­ми оте­че­ст­вен­ной исто­рио­гра­фии. Пер­вым сре­ди рим­лян, по выра­же­нию Катул­ла, создал он все­мир­ную, т. е. гре­ко-рим­скую, исто­рию, пред­ше­ст­вен­ни­цей кото­рой может счи­тать­ся лишь Все­об­щая Исто­рия гре­ка Поли­бия. Неболь­шой объ­ем это­го сочи­не­ния, уме­стив­ше­го­ся в 3-х кни­гах, наме­ка­ет на облег­чен­ный харак­тер уче­но­го труда, ори­ен­ти­ро­ван­но­го, види­мо, на широ­кую пуб­ли­ку. Попу­ля­ри­за­тор­ская тен­ден­ция про­смат­ри­ва­ет­ся так­же в жан­ре «При­ме­ров» и в жиз­не­опи­са­ни­ях зна­ме­ни­тых людей. В пред­и­сло­вии к дошед­шим до нас био­гра­фи­ям автор пря­мо обра­ща­ет­ся к чита­те­лю, не при­част­но­му к гре­че­ской обра­зо­ван­но­сти. Ссыл­ки на неис­ку­шен­ную ауди­то­рию встре­ча­ют­ся так­же в био­гра­фи­ях Эпа­ми­нон­да и Пело­пида. Таким обра­зом, даже при бег­лом взгляде на твор­че­ство Непота, этот исто­рик пред­ста­ет перед нами как попу­ля­ри­за­тор и нова­тор.

Эти харак­те­ри­сти­ки осо­бен­но ост­ро под­чер­ки­ва­ют­ся в солид­ном иссле­до­ва­нии Йозе­фа Гай­ге­ра «Кор­не­лий Непот и антич­ная поли­ти­че­ская био­гра­фия» (1985 г.). Более того, немец­кий исто­рик пере­во­ра­чи­ва­ет наши пред­став­ле­ния о месте Непота в антич­ной лите­ра­ту­ре, при­суж­дая сво­е­му герою титул изо­бре­та­те­ля поли­ти­че­ской био­гра­фии. Опре­де­ляя под­лин­ную био­гра­фию как рас­сказ о жиз­ни чело­ве­ка с его рож­де­ния до смер­ти, Гай­гер убеди­тель­но дока­зы­ва­ет, что в гре­че­ской лите­ра­ту­ре этой фор­му­ле соот­вет­ст­во­ва­ли лишь срав­ни­тель­но крат­кие жиз­не­опи­са­ния дея­те­лей куль­ту­ры: фило­со­фов, поэтов, рито­ров и т. д. Фак­ты из жиз­ни поли­ти­ков и пол­ко­вод­цев содер­жа­лись, по его мне­нию, либо в круп­ных исто­ри­че­ских сочи­не­ни­ях обще­го харак­те­ра, либо в исто­ри­че­ских моно­гра­фи­ях, посвя­щен­ных одно­му герою (типа исто­рий Алек­сандра Македон­ско­го), либо в хва­леб­ных про­из­веде­ни­ях типа энко­ми­ев, не отве­чав­ших истин­ным тре­бо­ва­ни­ям био­гра­фи­че­ско­го жан­ра.

Кро­ме того, Гай­гер утвер­жда­ет пер­вен­ство Непота в изо­бре­те­нии пар­ных, гре­че­ских и рим­ских, био­гра­фи­че­ских серий. Загля­нув в жиз­не­опи­са­ния Ган­ни­ба­ла (гл. 13) и Дио­на (гл. 3), чита­тель может убедить­ся и сам, что парал­лель­но с кни­гой об ино­зем­ных пол­ко­во­д­цах у Непота была кни­га о рим­ских вое­на­чаль­ни­ках, а кни­ге о рим­ских исто­ри­ках, в кото­рую вхо­ди­ли две уцелев­шие био­гра­фии, соот­вет­ст­во­ва­ла кни­га об исто­ри­ках гре­че­ских. По тако­му же пар­но­му прин­ци­пу стро­и­лись, оче­вид­но, все 16 (или более) книг Непото­вых жиз­не­опи­са­ний.

Ори­ги­наль­ную осо­бен­ность Непота иссле­до­ва­тель так­же видит в том, что объ­ек­том его изо­бра­же­ния ста­ли герои клас­си­че­ско­го сво­бод­но­го горо­да-государ­ства, а не цари и пол­ко­вод­цы элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, погло­щав­шие ранее вни­ма­ние исто­ри­ков. В конеч­ном сче­те ана­лиз немец­ко­го исто­ри­ка завер­ша­ет­ся пред­по­ло­же­ни­ем, что био­гра­фи­че­ские кни­ги Непота послу­жи­ли пря­мым образ­цом для Срав­ни­тель­ных Жиз­не­опи­са­ний Плу­тар­ха, заим­ст­во­вав­ше­го у рим­ско­го пред­ше­ст­вен­ни­ка как пар­ное постро­е­ние сбор­ни­ка, так и состав его геро­ев.

с.7 Текст, пред­ла­гае­мый ныне чита­те­лю, счи­та­ет­ся обыч­но частью обшир­но­го сочи­не­ния Непота «О зна­ме­ни­тых людях»: 22 жиз­не­опи­са­ния обра­зу­ют серию, посвя­щен­ную зна­ме­ни­тым пол­ко­во­д­цам, био­гра­фии Като­на и Атти­ка сохра­ни­лись как буд­то бы от разде­ла о рим­ских исто­ри­ках, отры­вок «О царях» напо­ми­на­ет сокра­ще­ние из какой-то осо­бой кни­ги. На самом деле вопрос о про­ис­хож­де­нии уцелев­ших жиз­не­опи­са­ний реша­ет­ся не так-то про­сто.

Дело в том, что в 45 древ­них руко­пи­сях авто­ром жиз­не­опи­са­ний зна­ме­ни­тых пол­ко­вод­цев назван Эми­лий Проб, совре­мен­ник импе­ра­то­ра Фео­до­сия (IV в. н. э.) и толь­ко под био­гра­фи­я­ми Като­на и Атти­ка сто­ит имя Непота. В кон­це мно­гих руко­пи­сей встре­ча­ет­ся сти­хотвор­ное посвя­ще­ние, напи­сан­ное от име­ни авто­ра:


Кни­га моя, отправ­ляй­ся и в луч­шей судь­бе сво­ей помни:
Будет читать государь, пусть зна­ет, что ты моя…
Если про авто­ра спро­сит, открой поти­хонь­ку вла­ды­ке
Имя тогда ты мое: пусть зна­ет он, что я Проб.
Есть рука мате­ри, деда, моя так­же в сбор­ни­ке этом:
Счаст­ли­вы руки у тех, кто ему мог послу­жить.
(Пере­вод В. И. Моде­сто­ва)

Вслед­ст­вие таких исход­ных дан­ных жиз­не­опи­са­ния зна­ме­ни­тых пол­ко­вод­цев изда­ва­лись то под име­нем Про­ба (до кон­ца XVI в.), то под име­на­ми двух авто­ров, то как про­из­веде­ние одно­го Кор­не­лия Непота. Еще в нача­ле XIX в. автор­ство Про­ба горя­чо отста­и­вал немец­кий уче­ный Ранк, в насто­я­щее вре­мя пред­по­чте­ние отда­ет­ся Непоту. Изящ­ный язык жиз­не­опи­са­ний (при всех отдель­ных погреш­но­стях про­тив клас­си­че­ской латы­ни), встре­чаю­щи­е­ся в них ссыл­ки на исто­ри­че­скую ситу­а­цию кон­ца Рес­пуб­ли­ки, зна­ком­ство авто­ра с клас­си­че­ской лите­ра­ту­рой, не харак­тер­ное для писа­те­лей Позд­ней Импе­рии, наво­дят на мысль, что Эми­лий Проб высту­пал в роли пере­пис­чи­ка и, может быть, «редак­то­ра» Непото­вой кни­ги и что имен­но в этом смыс­ле вос­хва­лял он кол­лек­тив­ное твор­че­ство сво­ей семьи. Крат­кость неко­то­рых жиз­не­опи­са­ний, совер­шен­но кон­спек­тив­ный харак­тер фраг­мен­та «О царях» застав­ля­ют подо­зре­вать сокра­ще­ние все­го или части исход­но­го тек­ста. Толь­ко боль­шая пре­крас­ная био­гра­фия Атти­ка может быть при­зна­на под­лин­ным про­из­веде­ни­ем Непота, сохра­нив­шем­ся в пер­во­на­чаль­ном виде.

В наше вре­мя кни­ги Непота адре­су­ют­ся, по суще­ству, той же пуб­ли­ке, что и две тыся­чи лет назад — глав­ным обра­зом людям, не иску­шен­ным в исто­рии. Текст рим­ско­го писа­те­ля не отпугнет их сво­им объ­е­мом, рас­сказ его спо­со­бен раз­влечь и научить. Наде­ем­ся, что, одолев Непота, какой-нибудь любо­зна­тель­ный чита­тель захо­чет позна­ко­мить­ся с его геро­я­ми побли­же и протянет руку к Срав­ни­тель­ным Жиз­не­опи­са­ни­ям Плу­тар­ха — гени­аль­но­му учеб­ни­ку древ­ней исто­рии и обще­че­ло­ве­че­ской муд­ро­сти.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1407695018 1407695020 1407695021 1475529642 1475853860 1476020333