И. А. Покровский

История римского права

Часть I. История институтов публичного права

Глава II. Период республики

И. А. Покровский. История римского права. СПб, изд.-торг. дом «Летний сад», 1999.
Переводы с латинского, научная редакция и комментарии А. Д. Рудокваса.
Сверено редакцией сайта с 4-м изд. (1918), внесены необходимые исправления, постраничная нумерация примечаний заменена на сквозную по параграфам.

с.132 97

§ 20. Jus gen­tium1


Граж­дан­ский обо­рот меж­ду пере­гри­на­ми и эдикт пре­то­ра пере­гри­нов

К опи­сан­ным пра­во­вым систе­мам — jus ci­vi­le и jus ho­no­ra­rium — в пери­од рес­пуб­ли­ки при­со­еди­ня­ет­ся еще третья систе­ма — jus gen­tium, по сво­ей юриди­че­ской при­ро­де, впро­чем, почти рав­ная jus ho­no­ra­rium, но отлич­ная от него по сфе­ре сво­его дей­ст­вия.

с.133 Как jus ci­vi­le, так и jus ho­no­ra­rium про­сти­ра­лись толь­ко на рим­ских граж­дан, на ci­ves Ro­ma­ni. Но во вто­рой поло­вине рес­пуб­ли­ки, когда Рим дела­ет­ся цен­тром все­мир­ной тор­гов­ли, туда сте­ка­ют­ся мас­сы неграж­дан, пере­гри­нов. Завя­зы­ва­ют­ся раз­но­об­раз­ные дело­вые отно­ше­ния с эти­ми пере­гри­на­ми и меж­ду эти­ми пере­гри­на­ми. Вме­сте с этим воз­ни­ка­ет потреб­ность нор­ми­ро­вать эти отно­ше­ния. И вот рим­ляне созда­ют для них осо­бую маги­ст­ра­ту­ру — prae­tor pe­re­gri­nus. Он так же, как и prae­tor ur­ba­nus, при вступ­ле­нии в долж­ность изда­ет эдикт, в кото­ром опре­де­ля­ет пра­ви­ла сво­ей юрис­дик­ции, и этот эдикт дела­ет­ся осно­вой осо­бо­го граж­дан­ско­го пра­во­по­ряд­ка, дей­ст­ву­ю­ще­го для отно­ше­ний рим­лян с пере­гри­на­ми и пере­гри­нов меж­ду собой. Нор­мы это­го пра­во­по­ряд­ка заим­ст­ву­ют­ся из общих обы­ча­ев меж­ду­на­род­но­го тор­го­во­го обо­рота, т. е. из обы­ча­ев, сла­гаю­щих­ся в тор­гов­ле, в кото­рой при­ни­ма­ют уча­стие дело­вые люди раз­ных стран и нацио­наль­но­стей. Таким обра­зом, по сво­е­му 98 мате­ри­аль­но­му содер­жа­нию это есть пра­во обще­на­род­ное, поче­му рим­ляне и назы­ва­ют его jus gen­tium2.

Jus gen­tium, как поло­жи­тель­ное пра­во

Пред­на­зна­чен­ное пер­во­на­чаль­но толь­ко для сно­ше­ний пере­гри­нов, jus gen­tium, отли­чав­ше­е­ся боль­шею сво­бо­дой и гиб­ко­стью, при­об­ре­ло мало-пома­лу боль­шое вли­я­ние и на соб­ст­вен­но рим­ское пра­во. Мно­гие поло­же­ния его пере­шли потом — то путем обы­чая или зако­на, то путем пре­тор­ско­го эдик­та — в обо­рот меж­ду сами­ми рим­ски­ми граж­да­на­ми, вытес­нив инсти­ту­ты спе­ци­фи­че­ски рим­ские. Jus gen­tium было лабо­ра­то­ри­ей, в кото­рой пере­ра­ба­ты­ва­лись раз­но­об­раз­ные нор­мы раз­лич­ных наро­дов антич­но­го мира, стал­ки­вав­ши­е­ся меж­ду собой на меж­ду­на­род­ном рын­ке, в одно интер­на­цио­наль­ное целое, для того, чтобы затем пере­ра­ботать и самое рим­ское пра­во в духе той же интер­на­цио­наль­но­сти.

Когда впо­след­ст­вии (после зако­на Кара­кал­лы3) все жите­ли Рим­ской импе­рии были наде­ле­ны пра­ва­ми граж­дан­ства и с.134 вслед­ст­вие это­го пере­гри­ны, как тако­вые, исчез­ли, вме­сте с ними исчез­ла и надоб­ность в осо­бой систе­ме jus gen­tium. Но к тому вре­ме­ни ука­зан­ная зада­ча была уже выпол­не­на, ибо уже все мате­ри­аль­ное содер­жа­ние этой систе­мы было пере­не­се­но в чисто рим­ское пра­во.

Jus gen­tium, как абстрак­ция

Но, кро­ме это­го поло­жи­тель­но­го зна­че­ния, jus gen­tium име­ет у рим­ских юри­стов еще иной смысл. Уже самое про­ис­хож­де­ние jus gen­tium долж­но было наво­дить рим­ских юри­стов на мысль, что суще­ст­ву­ет неко­то­рое общее для всех наро­дов пра­во, состо­я­щее из пра­вил, при­зна­вае­мых оди­на­ко­во все­ми, напр., род­ство, почи­та­ние роди­те­лей, реак­ция про­тив при­чи­нен­но­го зла и т. д. Сово­куп­ность этих обще­при­зна­вае­мых норм они так­же назы­ва­ли jus gen­tium, неза­ви­си­мо от их реаль­но­го дей­ст­вия in concre­to.

Jus na­tu­ra­le и aequi­tas

Зада­ва­ясь, далее, вопро­сом о про­ис­хож­де­нии такой общ­но­сти извест­ных пра­вил у раз­лич­ных наро­дов, они пола­га­ли, что при­чи­ной ее явля­ет­ся самая при­ро­да чело­ве­ка, а ино­гда даже при­ро­да всех живот­ных («quod na­tu­ra om­nia ani­ma­lia do­cuit»). С этой точ­ки зре­ния они назы­ва­ли такое пра­во, дик­ту­е­мое самой при­ро­дой, есте­ствен­ным пра­вом или jus na­tu­ra­le. Оно есть, по опре­де­ле­нию Цице­ро­на, неко­то­рое веч­ное пра­во — «aeter­num quid­dam, quod uni­ver­sum mun­dum re­ge­ret im­pe­ran­di pro­hi­ben­di­que sa­pien­tia»4, закон, кото­рый рож­да­ет­ся «si­mul cum men­te di­vi­na», и есть «ra­tio rec­ta sum­mi Jovis»5.

Само собою разу­ме­ет­ся, что jus gen­tium в толь­ко что ука­зан­ном вто­ром зна­че­нии и jus na­tu­ra­le явля­ют­ся не какой-либо 99 новой поло­жи­тель­ной систе­мой норм наравне с jus ci­vi­le, jus ho­no­ra­rium и jus gen­tium в обо­ро­те пере­гри­нов, а лишь пер­вы­ми попыт­ка­ми юриди­че­ской мыс­ли в обла­сти фило­со­фии пра­ва.

Нако­нец, неред­ко в каче­стве источ­ни­ка пра­ва рим­ские юри­сты при­во­дят aequi­tas, спра­вед­ли­вость. Рим­ское поня­тие об aequi­tas пыта­ют­ся ино­гда опре­де­лить, как прин­цип равен­ства всех перед зако­ном6. Несо­мнен­но, эта идея вхо­дит в поня­тие aequi­tas, но не одна она. Как и наше поня­тие спра­вед­ли­во­сти, рим­ская aequi­tas пред­став­ля­ла из себя нечто охва­ты­вав­шее в одних общих скоб­ках с.135 прин­ци­пы раз­но­об­раз­но­го харак­те­ра — прин­ци­пы мора­ли, соци­аль­ной поли­ти­ки и т. д. Но точ­но так же, как и наша спра­вед­ли­вость, рим­ская aequi­tas не явля­лась источ­ни­ком пра­ва в поло­жи­тель­ном смыс­ле, наравне с зако­ном, обы­ча­ем или пре­тор­ским эдик­том.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Bög­li H. Beit­rä­ge zur Leh­re vom jus gen­tium der Rö­mer. 1913; Kniep F. Gai Insti­tu­tio­nes. I. 1911. S. 90 и сл.
  • 2Jus gen­tium — бук­валь­но: «пра­во наро­дов» (прим. ред.). Несо­мнен­но, в более ран­нее вре­мя выра­же­ние jus gen­tium име­ло несколь­ко иное зна­че­ние. Это было непи­са­ное пра­во, регу­ли­ро­вав­шее отно­ше­ния меж­ду gen­tes, то есть меж­ду наро­да­ми, сле­до­ва­тель­но, пра­во меж­ду­на­род­ное в широ­ком смыс­ле сло­ва. Еще Цице­рон и Ливий употреб­ля­ют это выра­же­ние в ука­зан­ном смыс­ле. По мне­нию Bög­li (цит. соч.), в том зна­че­нии, какое ука­за­но в тек­сте, тер­мин jus gen­tium употреб­ля­ет­ся лишь юри­ста­ми позд­ней­ше­го, после­ад­ри­а­нов­ско­го, вре­ме­ни. — Ср., впро­чем, рецен­зию П. Коча­ке­ра (Kotscha­ker) в Zeitschrift der Sa­vig­nyStif­tung für Rechtsge­schich­te. Bd. 34. 1913.
  • 3Закон импе­ра­то­ра Кара­кал­лы, при­ня­тый в 212 г. н. э., наде­лил пра­ва­ми граж­дан­ства все насе­ле­ние Импе­рии. (Прим. ред.)
  • 4Aeter­num quid­dam, quod uni­ver­sum mun­dum re­ge­ret im­pe­ran­di pro­hi­ben­di­que sa­pien­tia — «нечто веч­ное, чтобы пра­ви­ла всем миром муд­рость при­ка­за и запре­та». (Пер. ред.)
  • 5Si­mul cum men­te di­vi­na — «вме­сте с боже­ст­вен­ным разу­мом»; ra­tio rec­ta sum­mi Jovis — «неко­ле­би­мый разум вели­ко­го бога Юпи­те­ра». (Пер. ред.)
  • 6См.: Хво­стов В. М. Опыт харак­те­ри­сти­ки поня­тий aequi­tas и aequ­um jus. М., 1895.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1407695018 1407695020 1407695021 1524230021 1524230022 1524230023