Римский сенат от Антемия до Глицерия
(о новом прочтении CIL, VI 526 = 1664 = ILS 3132)
© 2018 г. Перевод с итальянского В. Г. Изосина.
с.167 1. Истолкование кризиса в pars Occidentis империи в V веке не может обойтись без истории влиятельных римских родов и их политической деятельности. Для населения, проживавшего в Риме, Италии и последних клочках римской Галлии, падение империи в 476 году не было «бесшумным»; напротив, часто шум был оглушительным, сопровождаемым личными и коллективными трагедиями. При изучении глубинных сил, вызвавших события 476 года, становится понятно, что Рим, вернувший себе ранг столицы на период с 450 по 473/474 гг., был тем местом, где решалась судьба института императорской власти на Западе. Очевидно, что сенаторская аристократия играла главную роль в великом историческом переломе, представленном в решении Одоакра и римского сената отправить западные инсигнии Зенону. Эпизоды, которые мы проанализируем, относятся к периоду решающих лет между 455 и 476 гг. Отрицать важность этого политического действия — опошляющее упрощение, неуважительное к источникам и социально-политической истории V века1.
Начнём разговор с нового прочтения и толкования знаменитого эпиграфического документа и источников, разъясняющих исторический контекст, культурное значение, политические цели этой надписи. Речь идёт о CIL, VI 526 = 1664 = ILS 3132:
Эта знаменитая надпись сообщает о восстановлении статуи Минервы (simulacrum Minerbae), осуществлённом praefectus Urbi Аницием Ацилием Агинацием Фаустом. Нет сомнений в идентификации этого персонажа, бывшего консулом в 483 году н. э. Таким образом, в том, что касается датировки, с.168 можно с уверенностью указать terminus ante quem этой надписи, которая явно была выполнена до консулата 483 года (который не упоминается) и связана с городской префектурой Фауста3. Эта реставрация относится к статуе Минервы, повреждённой обрушившейся крышей здания, в котором она располагалась. Решающим для прояснения контекста и terminus post quem документа является указание о том, что обрушение произошло по причине пожара, возникшего во время tumultus civilis. В близкий к 483 году период другие источники упоминают, с лексически характерным соответствием, драматическое событие в истории города: осаду Рима, длившуюся с зимы до лета 472 года и завершившуюся в начале июля 472 года третьим в V веке катастрофическим разграблением. Действительно, в письме, написанном через двадцать лет после событий префекту Андромаху и увековечившем празднование в городе Lupercalia, папа Геласий упоминает, что в данном случае Рим потряс civilis furor. По мнению понтифика, эта катастрофа была сопоставима с древним разграблением галлами в 386 году до н. э. или с разграблением готами Алариха в 410 году н. э. Папа имеет в виду, что город не просто был разграблен, но и подвергся пожарам, разрушениям, убийствам. Такой же контекст беспорядков и насилия вызывается нашей надписью4. Можно, кроме того, подумать об идентификации simulacrum Minerbae, то есть статуи, посвящённой языческому божеству, с памятником большого символического значения. Надо полагать, что только таким образом можно было бы понять, почему префект Фауст решил провести восстановление и предать упоминание о нём вечной памяти. По мнению ряда учёных, восстановленный Фаустом simulacrum Minerbae был статуей, расположенной в Atrium Minervae, месте, которое использовалось как входной портик в сенатскую курию на Римском форуме. Статуя была повреждена в 472 году, в период долгих месяцев осады (начатой, по крайней мере, в феврале) и разграбления, которое в июле потрясло город. В период, последовавший за разграблением, при Аниции Олибрии, правившем до 2 ноября 472 года, или, скорее, в первой половине правления Глицерия (5 марта 473 года — 19 июня 474 года), префект Фауст провёл реставрацию, имевшую большое символическое и политическое значение. И он ясно говорит об этом, противопоставляя акт реставрации событию, определённому как tumultus civilis и вызвавшему повреждение статуи. Контраст между драматическим воспоминанием о событии и усердием в отношении скорейшего восстановления статуи усиливается желанием Фауста принять в нём участие pro beatitudine temporis, «ради счастья (нашего) времени». Если прочесть это выражение надписи вместе с другими источниками той эпохи, его смысл получает, на мой взгляд, более чёткое объяснение5.
2. Почему разграбление 472 года рассматривалось современниками как tumultus civilis? Целесообразно вкратце восстановить события. После смерти Валентиниана III, законного императора Рима, вандальского разграбления 455 года и правления храброго, но неудачливого Майориана, управление Римом и Западом кажется надёжно вручённым властному союзу, который мы могли бы определить уже как «римско-варварский». Командование имперской армией фактически находится в руках магистра и патриция Рицимера, князя варварского происхождения, полускира-полувизигота, арианина, но толкового офицера, которого уважали и боялись войска и его соперники в командной иерархии. Рицимер, тем не менее, правит не в одиночку. Начиная с 461 года, когда был устранён неудобный Майориан, администрация и бюрократические должности оказываются под контролем сильной группы влияния, состоящей из римского рода Дециев и связанных с ним родов. с.169 Правление Либия Севера (с 463 по 465 гг.), марионетки, по мнению многих историков, в действительности поддерживалось соглашением между Рицимером и его войсками и римской сенаторской аристократией, сплотившейся вокруг таких персонажей, как Флавий Цецина Деций Василий, префект претория, патриций и консул 463 года. Этот властный союз боролся за выживание с ужасными врагами. Ими были центробежные тенденции провинций, питаемые наличием новых варварских королевств, которые, особенно в Галлии, стремились к завоеванию территорий империи; ими были, прежде всего, политические стратегии Гейзериха, короля вандалов, основавшего новую державу, способную причинить вред единству империи своим контролем над центральным Средиземноморьем. Вандалы были самой неотложной из нуждающихся в разрешении проблем как для аристократии Рима, так и для августа в Константинополе. В видах единства и согласия между двумя partes в 467 году в Италии высадился греческий аристократ Антемий, отправленный императором Востока Львом и призванный римским сенатом с тем, чтобы занять положение августа Запада. Рицимеру в этой ситуации пришлось уступить; впрочем, момент был полон драматизма.
С приходом сильного человека, поддержанного императором Востока, ослабли власть и личная харизма Рицимера. Было необходимо не нанести ущерба политическому равновесию, и двумя персонами у власти было решено заключить между собой матримониальное соглашение. На рубеже 467 года Рицимер, magister и глава армии, взял в жёны Алипию (Alypia), дочь нового западного императора Антемия. На этом брачном союзе/adfinitas, священной ценности для римской традиции, разделяемой как римлянами, так и варварами, должно было основываться согласие нового режима. Впечатляющее письмо Сидония Аполлинария (I, 5), присутствовавшего в то время в городе, упоминает о символическом характере свадьбы и о возлагаемых на это соглашение надеждах. Однако вскоре события стали стремительно развиваться. Летом 468 года с треском провалилась большая экспедиция против вандалов, ради которой был направлен в Рим Антемий. Огромные ресурсы — последние для Запада — и большие надежды были сведены на нет ловкостью Гейзериха и нерешительностью имперских командиров. Это была катастрофа, которая очень скоро привела к разрыву между Рицимером и Антемием. В 470 году варварский magister оставил Рим, где Антемий — что примечательно — провёл всё своё царствование, и перебрался с частью армии в Милан6.
Начался период напряжённости и дипломатических контактов. Эннодий упоминает трудный компромисс, достигнутый в марте 471 года при посредничестве епископа Павии Епифания. Но потом, в конце 471 года, ситуация взорвалась открытой войной. Возможно, уже осенью Рицимер выдвинулся из Милана и подошёл со своими войсками к Риму; очень скоро к нему присоединилось войско бургундов под командованием его племянника Гундобада. Город находился в осаде до июля 472 года. В результате прочтения фрагмента 301[3] Иоанна Антиохийского и Historia Romana 15, 2 Павла Диакона — свидетельств, с.170 происходящих от одного и того же современного источника — возможно реконструировать основные этапы осады. Рицимер вышел из Милана с войском варваров и, не встречая сопротивления, окружил Рим. Он занял стратегические для доступа в город пункты и овладел районами на правом берегу Тибра. Осада началась, возможно, уже в октябре 471 года, но безусловно имела место с февраля 472 года. Вскоре верные Антемию защитники начали страдать от голода и трудностей осады. Как утверждает Феофан (Chronographia, AM 5964), Антемий и его люди были вынуждены утолять голод пищей любого рода. В апреле знатный римлянин Аниций Олибрий добрался до лагеря Рицимера, предложив свою кандидатуру в качестве возможного преемника Антемия. Тем не менее, как и следовало ожидать при осаде такой столицы, как Рим, военные действия продолжались с трудом. К концу весны в Рим прибыли остроготские воины, призванные на помощь Антемием. Они попытались, возможно, по согласованию с осаждёнными, прорвать блокаду Рицимера. Тогда разыгралась жестокая битва, имевшая своим театром площадь вокруг мавзолея Адриана. Большое здание вблизи Тибра было опорным пунктом для контроля над рекой и доступом в город через мост Адриана (pons Hadriani). Сторонники Антемия подверглись жестокому разгрому; остроготы отступили, а затем перешли на сторону Рицимера. Вскоре после этого, в результате переговоров и затеянного Рицимером обмана, защитники сдались и оставили Антемия. Город был захвачен и подвергнут разграблению. Антемий до последнего оставался в своём дворце на Палатине. Когда всё уже было потеряно, он решил перейти Тибр и скрыться среди беглецов в церкви св. Хрисогона в Трастевере. Как и во время других разграблений V века церковь, очевидно, предоставила убежище тем, кто желал спастись от убийств и насилий. Впрочем, культ Хрисогона был связан с памятью Анициев и их принадлежностью к христианству, начиная с эпохи Диоклетиана. Именно у св. Хрисогона, среди вихря грабежей, одиннадцатого июля 472 года Антемий был опознан в толпе беженцев. Его захватил отряд варваров во главе с бургундским принцем Гундобадом, заместителем командующего войсками Рицимера. Гундобад лично выхватил меч и отсёк ему голову. Эти драматические события положили конец мужественной истории Антемия, последнего защитника Западной империи, и запечатлелись в памяти города7.
Однако Антемий был не единственным, кто верил в необходимость сохранения империи на Западе и в центральное положение Рима как её столицы. Это понятно из важных деталей, сохранённых в источниках. Прежде всего, кто сплотился вместе с Антемием на защиту Рима во время длительной осады 472 года? Когда Рицимер блокировал город, немногочисленные солдаты остались на стороне августа. В самом деле, то, что оставалось от полевой (comitatense) армии Запада, было уничтожено королём визиготов Эврихом в конце лета 471 года в Галлии. После достижения шаткого перемирия с Рицимером, выпрошенного миссией епископа Епифания Павийского в марте 471 года, Антемий сформировал последний экспедиционный корпус для отправки против визиготов. Армия выступила под командованием Антемиола, сына Антемия; предвосхищая судьбу отца, он умер, сражаясь за защиту последних клочков римской Галлии. Вероятно, именно с известием о галльской катастрофе Рицимер осенью 471 года разорвал мир и начал готовиться к войне8.
Имеется и другая информация, помогающая придать смысл приведённому надписью выражению tumultus civilis. Как мы уже видели, черпая из очень хорошо информированного западного источника с.171 Иоанн Антиохийский во фрагменте 301, 3—
Всё осложнилось, когда в контролируемую Рицимером часть Рима прибыл Аниций Олибрий. Прежде всего вследствие этого выбора Олибрия ситуация приобрела значение tumultus civilis. Олибрий не был второстепенной фигурой в истории того времени; напротив, благодаря своему происхождению и своим родственным связям он был личностью большого политического значения. Главный представитель Анициев, он перебрался на Восток, возможно, ещё до вандальского разграбления 455 года. Он женился на Плацидии, дочери Валентиниана III, став благодаря adfinitas членом императорской семьи с.172 потомков Феодосия. В то же время он был и родственником Гейзериха, поскольку сестра Плацидии, Евдокия, вышла замуж за Гунериха, сына Гейзериха и наследника вандальского престола. Неслучайно Рицимер получил поддержку Гейзериха в ходе своей личной войны против Антемия. В апреле 472 года Аниций Олибрий был провозглашён августом против воли восточного императора Льва, не признавшего его режим. Таким образом, Олибрий был узурпатором, поддержанным варварской коалицией под командованием Рицимера. В этот момент, посредством присоединения к представителям двух больших групп — Олибрия, представителя Анициев, и их союзников; и Антемия, поддержанного остававшимися в городе οἳ ἐν τέλει, среди которых, прежде всего, были Деции — вся римская и италийская аристократия вновь оказалась сражающейся на противоположных фронтах за власть в Риме и на Западе, и определяла судьбу империи в pars Occidentis. Такова ситуация, описываемая Павлом Диаконом. В соответствии с этой точкой зрения ссылка надписи и других источников на tumultus civilis, гражданскую войну, оправдывается не столько столкновением Антемия с Рицимером, генералом варварского происхождения и союзником других варваров, сколько должна быть понята с точки зрения глубокого разрыва во всей римской и италийской сенаторской аристократии, вставшей на две противоположные стороны: с Антемием, законным императором, или с Аницием Олибрием, союзником Рицимера11.
С наступлением лета события ускорились: Рим был захвачен, Антемий убит, город предан разграблению и разрушительной ярости войск Рицимера. Были разорены не только здания; население также вышло потрясённым и обессиленным длительной осадой. С учётом этих драматических испытаний можно лучше понять решение Фауста приступить после катастрофы к реставрации статуи Минервы и, главное, оставить о ней напыщенную память. В тексте надписи присутствует двойной посыл. Приветствуемое Фаустом beatitudo temporum объясняется не только скорой реставрацией повреждённого участка. Прежде всего, это отсылка к ментальной атмосфере, к желанию воссоединения социальной ткани, разделяемому всеми, победителями и побеждёнными. И это чувство примирения было непосредственным, в первую очередь у представителей сенаторской аристократии, решительно побуждаемых к нему отвратительным зрелищем разграбления и вызванным tumultus civilis разрывом групповой сплочённости. Впечатляющее подтверждение этому мы находим и в других фактах, которые, будучи взятыми в совокупности, восстанавливают атмосферу в городе с первых дней после разграбления.
3. Немедленное стремление к примирению в городе ещё раз подтверждается сообщением, сохранённым у Иоанна Антиохийского. Олибрий был признан сенатом императором только после поражения Антемия. Но смерть отважного августа, беззащитным обезглавленного варваром Гундобадом, ощущалась общей раной для города; раной, которая была излечена. Действительно, как сообщает Иоанн, победитель Рицимер, прежде чем сопроводить Олибрия в императорский дворец на Палатине, согласился предоставить Антемию похороны, достойные его ранга и личности: Ὁ δὲ Ῥεκίμερ αὐτὸν μὲν βασιλικῆς ἠξίωσε ταφῆς, τὸν δὲ Ὀλύβριον ἐπὶ τὴν с.173 βασίλειον ἀνήγαγεν αὐλήν («Рицимер счёл его (Антемия) достойным императорского погребения и затем ввёл Олибрия в императорский дворец»).
Несмотря на свою простоту, текст указывает на верховенство Рицимера над городом и над императорским институтом, а также на его решение объединить вокруг Олибрия сенаторскую аристократию, которая, по причине войны, выступала на противоположных фронтах. Поражает также оперативность решения. Антемий был убит одиннадцатого июля; его погребение последовало вскоре за катастрофой, потому что после церемонии Олибрий завладел Палатином. Очевидно, Рицимер намеревался устранить эксцессы грабежей, воздавая почести самой выдающейся жертве тех драматических дней, августу Антемию. Это был жест, необходимый для возобновления диалога с римской аристократией, вместе с которой Рицимер управлял Западом в течение примерно пятнадцати лет. Возможно, здесь также имели место личные мотивы, равно как и мотивы престижа и общественного мнения. В самом деле, начав войну, Рицимер разорвал узы матримониального союза, связывавшие его с Антемием, его тестем. Устраивая ему подобающие похороны, Рицимер, возможно, намеревался адресовать покойному тестю последний жест уважения, пытаясь таким образом смягчить вину за обиду, отмеченную всеми источниками как коварное свойство его личности. Мы не знаем, где Антемий был похоронен с почестями, достойными императора. Вероятно, он обрёл могилу в мавзолее, построенном Гонорием и примыкающем к гробнице Петра. В любом случае очевидно, что во всё ещё потрясённом городе похороны Антемия приглашали к разрядке напряжённости и к всеобщему примирению; таким образом, это было событием ясного политического значения, бо́льшим, чем простое выражение благочестия. Антемий быстро отмёл все предрассудки о своём греческом происхождении и был императором, любимым в Риме сенатом и народом. Он утвердил центральное положение Рима, оставаясь в городе на протяжении всего своего правления. Он выстроил характеризуемый терпимостью режим, привечая в своём окружении еретиков и язычников. Прежде всего, он возложил на себя и свою семью отчаянную попытку спасти Западную империю. Его смерть приобрела символическое значение, поскольку он был хладнокровно убит варваром, в то время как Рим был разграблен войсками магистра, предавшего своего императора и основополагающие законы родства. Личная трагедия Антемия дала повод для жеста примирения между различными сенаторскими фракциями, участвовавшими на противоположных фронтах в tumultus civilis первых месяцев 472 года. Его похороны были моментом общего траура, благоприятного для возобновления согласия. Через судьбу императора весь город, на всех общественных уровнях, смог задуматься о своей драматической судьбе12.
4. Восстановление статуи Минервы следует сопоставить с сообщением о похоронах Антемия. Это начинание не просто означало способность города восстанавливать памятники и символы, важные для его идентичности, в соответствии с обязательством, часто оправдывающим восхваление beatitudo temporum в эпиграфике позднеантичного Рима. В случае надписи Фауста можно интерпретировать ссылку на beatitudo temporum также в соответствии с иной перспективой. Ведь восстановление было политическим событием с явным символическим значением для новой атмосферы примирения города, и по этой причине оно должно быть прославлено и вверено памяти потомков. Как в случае других разграблений V века (мы располагаем известными свидетельствами об Алариховом разграблении 410 года), так и в 472 году район форума и, прежде всего, площадь вокруг курии были особенно повреждены. В 410 году Аларих намеревался таким образом наказать сенат, не с.174 поддержавший его в дипломатических манёврах с Гонорием. Очевидно, в 472 году грабители намеревались поразить самые символы той части сенаторской аристократии, οἳ ἐν τέλει, которая поддерживала Антемия в течение долгих месяцев, от разрыва 470 до июля 472 года. Кроме того, нельзя исключать, что один из центров последнего сопротивления Антемия и его приверженцев находился как раз в районе форума и вокруг Палатина. Оттуда Антемий предпринял отчаянную попытку бегства, которая закончилась внутри переполненной беженцами церкви св. Хрисогона.
Как известно, Рицимер и Аниций Олибрий ненадолго пережили Антемия. Рицимер умер почти сразу, 18—
Этот жест выглядит ещё более многозначительным, если он отражает родовую принадлежность осуществившего реставрацию Фауста. В том, что касается противостояния аристократических родов, которым были отмечены события 470 — лета 472 гг., решение Фауста как префекта города со стороны Олибрия (или его преемника Глицерия, разделявшего его политическую линию) фактически представляет собой ещё один признак стремления к миру и примирению после разграбления. Большинство сената было на стороне Антемия и против Рицимера и Олибрия. Победители решили доверить должность, традиционно закреплённую за членом сената, личности, представлявшей собой посредника между противостоящими группами знати и поэтому между противостоящими фракциями населения. Действительно, Фауст был внуком Аниция Ацилия Глабриона Фауста, консула 438 года и влиятельного представителя рода Анициев. Мать Фауста, вероятно, была дочерью Фауста, консула 438 года. Со стороны же отца Фауст был сыном Цецины Деция Василия, консула 463 года, и внуком Цецины Деция Агинация Альбина, консула 444 года. Следовательно, по отцовской линии Фауст был представителем могущественного рода Дециев, поддержавшего Антемия против Рицимера и его кандидата, Аниция Олибрия. Очевидно, что по рождению и воспитанию Фауст разделял принадлежность к двум великим родам Анициев и Дециев. Поэтому он мог добиться консенсуса всех групп знати, связанных с этими двумя родами. В тот момент он был человеком, наиболее подходящим для примирения; он тоже, в некотором роде, символ согласия, которое римская сенаторская аристократия желала восстановить, несмотря на необратимый упадок империи — а возможно, особенно в этом контексте глубокой институциональной слабости. Тем, следовательно, привлекательнее для идеи beatitudo temporum присутствие его имени, как инициатора реставрации статуи, олицетворявшей единство сената14.
с.175 5. Стремление к воссоединению социальной ткани в Риме после 472 года, похоже, подтверждается воспоминанием о другом персонаже, выступавшем, благодаря его собственной идентичности, в качестве посредника между различными группами римского общества. Флавий Валила, magister militum и член сената, командир варварского происхождения, но никейской веры, прошёл со времён Антемия и Рицимера и до первых лет правления Одоакра впечатляющую карьеру, непрерывно сопровождаемую почестями и успехами. Впервые мы обнаруживаем Валилу в ранге magister utriusque militiae в апреле 471 года, во время периода напряжённости, предшествовавшей вспышке враждебности между Антемием и Рицимером. Нельзя с уверенностью установить роль Валилы в tumultus civilis 472 года. В другом месте мы предположили, что, начиная с 470 года, он был на стороне Антемия, как новый magister, противопоставленный Рицимеру. В любом случае, судя по имеющейся в нашем распоряжении информации, Валила сохранил свой пост и своё влияние и после драматических событий 472 года. Действительно, в период между Олибрием и Одоакром он был удостоен надписи в амфитеатре Флавиев, приводящей его имя на местах, зарезервированных за сенаторами (CIL, VI 32169 + 32221). Впоследствии, в эпоху Одоакра (в период до марта 483 года), он также упоминается в надписи, помещённой папой Симплицием в церкви св. Андрея в Катабарбара, возведённой в монументальной части дворца Юния Басса, которую Валила, её собственник, оставил в наследство римской церкви (ICUR, II 115 = CLE 916 = ILCV 1785 = CIL, VI 41402). Такое значительное общественное положение в тот беспокойный период (472—
6. С атмосферой примирения, характеризующей деятельность римского сената в период между коротким правлением Олибрия и правлением Глицерия, может быть также связан важный юридический документ. Речь идёт о новелле преемника Аниция Олибрия, Глицерия. Как уже отмечалось, Рицимер умер 18 или 19 августа 472 года; вскоре, 2 ноября 472 года, за ним последовал Олибрий. Внезапная смерть Рицимера и почти одновременная смерть Олибрия оставили продолжавшийся несколько месяцев вакуум власти. Устранил его бургундский принц Гундобад. Ему досталось командование войском, взявшим Рим, и 5 марта 473 года Гундобад избрал преемника Олибрия среди людей, наиболее близких к покойному императору. Августом был провозглашён comes domesticorum Глицерий, то есть командир с.176 императорской гвардии Олибрия. В римском контексте это был выбор, очевидно устраивавший многих: сторонников Олибрия, филоаницианских членов сената, военных вождей, особенно Гундобада, фактически предоставившего военную поддержку новому императору, наконец, римскую церковь, с которой у Глицерия были хорошие отношения. Однако определяющим для судьбы и политической деятельности Глицерия стало отсутствие признания его режима со стороны восточного императора Льва. Это решение Льва, подтверждённое его преемником Зеноном, навредило стабильности правления Глицерия и увеличило его слабость, вызванную различными опасностями, угрожавшими тому, что осталось от Западной империи. Глицерию пришлось столкнуться с агрессивностью визиготов Эвриха и вандалов Гейзериха. Испытывая недостаток средств, летом 473 года он распустил войска остроготов, которые весной 472 года прибыли в Рим на подмогу Антемию, и отправил их в Галлию. Это было серьёзной ошибкой, поскольку остроготы предались грабежам и опустошениям16.
С учётом его слабости, Глицерий был прежде всего принцепсом, добивающимся легитимности. Поэтому не удивительно, что с самого начала своего правления август искал поддержки сенаторской аристократии Рима. Он отстаивал её политические интересы, в частности, удовлетворяя требования Дециев и связанных с ними групп17. Прежде всего, что касается города Рима, это были интересы, направленные на защиту старинной сенаторской аристократии от возрастающей силы римской церкви. Это противостояние в римском социальном контексте ещё больше обострилось событиями разграблений 455 и 472 гг., ослабившими сенат к полной выгоде римского епископа, особенно с точки зрения влияния и власти над другими группами населения. С соглашением между сенатом и императором, одиннадцатого марта 473 года — как раз через пять дней после восшествия на престол — была обнародована новелла против симонии (sacrum edictum contra ordinationes simoniacas) и, следовательно, против продажного восхождения на главные церковные должности. Речь идёт о мероприятии большой важности, поскольку оно полностью соответствовало интересам «нравственности церковной иерархии», разделяемым религиозной политикой Льва на Востоке. Слова Глицерия, обращённые к его префекту претория Имелькону, порой весьма суровы:
В этом впечатляющем тексте вновь появляется, но в другом обличье, воспоминание о разграблении 472 года. После достижения примирения сената нет больше tumultus civilis, упоминаемого Фаустом. Это скорее катастрофа, которая в словах Глицерия объясняется как драматическое следствие гнева Божьего за практику симонии церковников: Unde factum credimus, ut offensa divinitas, quod tot malis probamus experti, favorem suae maiestatis averteret, et Romanam gentem tantis, quae transacta sunt, infortuniis fatigaret. Речь идёт о радикальном решении: воспоминание о разграблении 472 года политически эксплуатируется Глицерием и его сенаторским окружением для оправдания мер, которые в действительности появляются в полном согласии с противодействием практике симонии, уже санкционированном новеллой Льва и Антемия. В самом деле, чтобы отметить преемственность между режимами Антемия и Глицерия — преемственность, ставшую особенно важной для части римской аристократии, поддерживавшей Антемия вплоть до июля 472 года — следует иметь в виду, что до новеллы Глицерия борьба с симонией была причиной жёстких мероприятий 469 года со стороны Льва и Антемия (CI, I, 3, 30 [31]):
В 469 году это была проблема неотложной важности для всей империи. Прежде всего, что касается Антемия, в обнародовании новеллы вместе со Львом принцепс фактически выражал требование единой религиозной политики между Востоком и Западом. Кроме того, ударяя по практике симонии, с.178 Антемий действовал в полном соответствии со своим ви́дением отношений между императорский и церковной властями, прежде всего в Риме, своей столице. Это были признаки стремления установить контроль императора также над жизнью церкви и гарантировать нейтральность её политической деятельности по сравнению с возрастающим влиянием католической церкви19. Очевидно, эти меры получили согласие тех групп римской аристократии, которые поддерживали Антемия (οἳ ἐν τέλει). По этой причине не должно вызывать удивления, что Глицерий вновь поднял этот вопрос с самого начала своего правления, а именно через шесть дней после провозглашения августом. Важно подчеркнуть политическое значение преемственности между законодательством против симонии Антемия и Льва (469) и новеллой Глицерия (473). Речь, очевидно, идёт о гармонии, вдохновлённой выслушиванием сенатских групп, которые уже находились в окружении Антемия и которые после разграбления 472 года всё сильнее ощущали политическое давление возникшей в городе церковной иерархии20. Усилия сначала Антемия, а затем Глицерия не достигли цели. В период правления Одоакра противостояние между сенаторской аристократией и церковной иерархией в Риме обострилось. Вплоть до сенсационного решения 483 года. После смерти папы Симплиция часть сената под руководством Дециев повела свою битву, выступив в открытую. Сенат созвал синод епископов, чтобы наложить на них ряд ограничений в независимом управлении церковным патримонием. Дух, который вызывает к жизни новеллу Глицерия против симонии, вызывает, соответственно, меры Антемия и Льва 469 года и, похоже, также вдохновляет мероприятия 483 года. Очевидно, что за этими инициативами стоит та же самая политическая группа, возглавляющая несколько сенаторских родов и хранящая память об Антемии и его религиозной политике21.
7. Заключение. Несмотря на серьёзную нехватку документов, многие аспекты истории Рима во второй половине V века ещё предстоит изучить. Тем не менее, в последние десятилетия были намечены руководящие ориентиры такого исследования:
—падение империи в 476 года произошло не бесшумно, особенно в Риме и в Италии. Наоборот, Рим находился в центре последних конвульсивных событий, которые в течение двадцати лет привели к концу империи. Это его центральное положение было обусловлено тем фактом, что с 450 года и, по меньшей мере, до 473/474 гг., Рим вновь стал политической столицей Запада;
—нет сомнений в том, что политическое центральное положение Рима выражается, прежде всего, в деятельности его сенаторской аристократии. Горизонт наиболее влиятельных сенаторских родов не был ограничен с.179 местными событиями. В их ви́дении и в ви́дении многих современников, в том числе, например, императора Льва, единство империи между Востоком и Западом было ценностью, которую следовало сохранить. И ещё: деятельность римских сенаторских родов была определяющей как в попытке противостоять распаду империи, так и, после крушения и смерти Антемия, в определении нового политического устройства, которое поддерживало бы влияние сенаторской аристократии, несмотря на неизбежную уже катастрофу;
—в пути, ведущем от катастрофы Антемия (июль 472) к началу правления Одоакра (август 476), относящаяся к реставрации simulacrum Minerbae надпись является документом, освещающим желание сената восстановить совместную деятельность посредством примирения после tumultus civilis 472 года. Именно Аниций Олибрий желал такого политического поворота, а его преемник Глицерий решил его продолжить. При его правлении была осуществлена реставрация статуи Минервы и принят закон против симонии. Эти мероприятия происходили в гармонии с духом примирения, сделавшим возможными похороны Антемия сразу же после захвата и разграбления Рима в июле 472 года. Как уже отмечалось, Лев проявил сильную враждебность к политике сначала Олибрия, а затем Глицерия. Он не признал ни того, ни другого. Его преемник, Зенон, также оставался враждебным к Глицерию. И весной 474 года Восток перешёл к действиям. Было отправлено войско под командованием Юлия Непота. Интересно рассмотреть судьбу Глицерия по прибытии Непота во второй половине июня 474 года. Оставив Равенну и контроль над своим войском, Глицерий в июне 474 года находился на Палатине. Не имея возможности сопротивляться, Глицерий был препровождён из Палатина в Portus, где высадился Непот. Затем он был лишён императорского титула и назначен епископом Салоны. Всё произошло без пролития крови. Театром смены преемника Аниция Олибрия легитимным преемником Антемия, согласно восточной точке зрения, был Рим. Очевидно, что в июне 474 года сенаторская аристократия позаботилась о том, чтобы переход власти не спровоцировал новый tumultus civilis22.
с.180
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источники, упоминающие о разграблении 472 года
1) Иоанн Антиохийский, fr. 301 (ed. Roberto).
Ὅτι ὁ Ῥεκίμερ εἰς διαφορὰν πρὸς τὸν Ἀνθέμιον καταστάς, τὸν βασιλέα τῶν ἑσπερίων, καὶ ταῦτα θυγατέρα αὐτοῦ κατεγγυηθεὶς Ἀλυπίαν, ἐμφύλιον ἔνδον τῆς πόλεως συνεκρότησε πόλεμον ἐπὶ μῆνας ε´. καὶ Ἀνθεμίῳ μὲν συνέμαχουν οἵ τε ἐν τέλει καὶ ὁ δῆμος, τῷ δὲ Ῥεκίμερι τὸ τῶν οἰκείων βαρβάρων πλῆθος. συνῆν δὲ καὶ Ὁδόακρος, γένος ὢν τῶν προσαγορευομένων Σκίρων, πατρὸς δὲ Ἰδικῶνος, καὶ ἀδελφὸς Ὀνοούλφου καὶ Ἁρματίου σωματοφύλακός τε καὶ σφαγέως γενομένου. καὶ ὁ μὲν Ἀνθέμιος κατῴκει ἐν τοῖς βασιλείοις, ὁ δὲ Ῥεκίμερ τὰ περὶ τὸν Τίβεριν διαφράξας λιμῷ τοὺς ἔνδον ἐβιάζετο. ἐντεῦθέν τε αὐτοῖς συμβολῆς γενομένης, πολὺ τῆς Ἀνθεμίου κατέπεσε μοίρας· τοὺς δὲ λοιποὺς ὁ Ῥεκίμερ παραστησάμενος δόλῳ βασιλέα τὸν Ὀλύβριον ἀποδείκνυσιν. πέντε γοῦν διόλου μῆνας ἐμφύλιος τῆς Ῥώμης ἐπεκράτει πόλεμος, ἄχρις οὗ, τῶν περὶ τὸν Ἀνθέμιον ἐνδόντων τοῖς βαρβάροις καὶ τὸν βασιλεύοντα γυμνὸν καταλιπόντων, αὐτοῖς τοῖς πτωχεύουσιν ἀναμιχθεὶς ἐν τοῖς πρόσφυξι τοῦ μάρτυρος Χρυσογόνου γίνεται· ἐκεῖ τε τῆς κεφαλῆς ἀποτέμνεται ὑπὸ Γονδουβάνδου τοῦ Ῥεκίμερος ἀδελφοῦ, βασιλεύσας ἔτη πέντε, μῆνας γ´, ἡμέρας ὀκτωκαίδεκα.
Ὁ δὲ Ῥεκίμερ αὐτὸν μὲν βασιλικῆς ἠξίωσε ταφῆς, τὸν δὲ Ὀλύβριον ἐπὶ τὴν βασίλειον ἀνήγαγεν αὐλήν. Ὀλυβρίου δὲ κατὰ τὸν εἰρημένον τρόπον τὴν Ῥωμαίων παρειληφότος ἀρχήν, Ῥεκίμερ ἡμερῶν εἴσω λ´καταλύει τὸν βίον, αἵματος αὐτῷ πλείστου ἐξεμεθέντος. Ὀλύβριος δὲ μετὰ τοῦτον ις´ μόνας ἐπιβιοὺς ἡμέρας ὑδέρῳ συσχεθεὶς μεταλλάττει, τοῖς βασιλεῦσιν ἀριθμηθεὶς εἰς μῆνας ἓξ ἥμισυ. τὴν δὲ τοῦ Ῥεκίμερος τάξιν ὑπεισελθὼν Γουνδουβάλης, ἀνεψιὸς ὢν αὐτοῦ, Γλυκέριον, τὴν τοῦ κόμητος τῶν δομεστίκων ἀξίαν ἔχοντα, ἐπὶ τὴν βασιλείαν ἄγει. Γνοὺς δὲ Λέων ὁ τῶν ἑῴων βασιλεὺς τὴν τοῦ Γλυκερίου ἀναγόρευσιν ἐπιστρατεύει κατ᾽αὐτοῦ, Νέπωτα στρατηγὸν ἀποδείξας· ὃς ἐπειδὴ τὴν Ῥώμην κατέλαβεν, ἀμαχεὶ τὸν Γλυκέριον ἐχειρώσατο καὶ τῶν βασιλείων ἐξώσας ἐπίσκοπον τοῦτον Σάλωνος προχειρίζεται, η´ μῆνας ἐντρυφήσαντα τῇ ἀρχῇ. εὐθὺς γοῦν ὁ Νέπως βασιλεὺς ἀναδειχθεὶς ἦρχε τῆς Ῥώμης.
Рицимер вступил в разногласия с императором Запада Антемием (и это несмотря на то, что был женат на его дочери Алипии) и в течение девяти месяцев вёл гражданскую войну внутри города. Магистраты и народ Рима выступили на стороне Антемия; с Рицимером было множество его собственных варваров. Вместе с ним находился и Одоакр из племени скиров, сын Эдикона и брат Оноульфа, который был телохранителем, а затем убийцей Армата. Антемий занимал императорский дворец, тогда как Рицимер блокировал берега Тибра и мучил голодом тех, кто находился внутри. В результате произошло сражение, и большая часть людей Антемия была уничтожена. Рицимер обманом подчинил оставшихся в живых и провозгласил императором Олибрия. Рим в течение пяти месяцев был охвачен гражданской войной, до тех пор, пока Антемий, когда его люди предались варварам и оставили императора беззащитным, не смешался с нищими и присоединился к молящимся в церкви мученика Хрисогона. И там он был обезглавлен Гундобадом, братом Рицимера, после пяти лет, трёх месяцев и восемнадцати дней царствования.
Рицимер счёл Антемия достойным императорского погребения и ввёл во дворец Олибрия. Когда Олибрий таким образом получил верховную власть над римлянами, Рицимер через тридцать дней умер после кровавой рвоты. Олибрий пережил его всего на шестнадцать дней и умер, поражённый водянкой; он был причислен к императорам в течение шести с половиной месяцев. Рицимера сменил на его посту Гундобад, его племянник, и он привёл к верховной власти Глицерия, который занимал должность comes domesticorum. Узнав о провозглашении Глицерия, император Востока Лев отправил против него военную экспедицию под командованием Непота. Тот занял Рим, захватил без боя Глицерия и, изгнав его от императорской власти, назначил епископом Салоны. Он пользовался властью в течение восьми месяцев. Непот был сразу же провозглашён императором и царствовал над Римом.
2) Павел Диакон, Historia Romana 15, 2—
Deinde barbarica perfidia foedus Ricimer inrumpens, erat enim Gothus prosapia, cum manu mox valida Urbem contendit (atque apud Anicionis pontem castra composuit). Divisa itaque Roma est et quidam с.181 favebant Anthemio, quidam vero Ricimeris perfidiam sequebantur. Inter haec Olibrius a Leone Augusto missus ad Urbem venit vivoque adhuc Anthemio regiam adeptus est potestatem. Bilimer Galliarum rector cognita adversus Anthemium conspiratione Ricimeris, Anthemio ferre praesidium cupiens, Romam properavit. Is cum Ricimere apud Adriani pontem proelium committens continuo ab eo superatus atque occisus est. Extincto Bilimere mox victor Ricimer Urbem invadens quarto iam anno agentem iura imperii Anthemium gladio trucidavit. Praeter famis denique morbique penuriam, quibus eo tempore Roma affigebatur, insuper etiam gravissime depraedata est et excepto duabus regionibus, in quibus Ricimer cum suis manebat, coetera omnia praedatorum sunt aviditate vastata. Sed non diutius de perfidia laetatus est Ricimer. Nam post mensem tertium excruciatus languoribus et ipse interiit.
«Но затем Рицимер, с варварским вероломством нарушив договор, — ибо был по рождению готом, — направился к Городу с сильным отрядом и расположился лагерем у Анициева моста. Итак, население Рима разделилось: одни стали на сторону Антемия, а другие следовали вероломству Рицимера. Между тем в Город прибыл Олибрий, присланный туда августом Львом, и ещё при жизни Антемия получил царскую власть. Билимер, правитель галлов, узнав о заговоре Рицимера против Антемия, желая оказать Антемию поддержку, поспешил в Рим. Вступив в битву с Рицимером у моста Адриана, он тут же был им побеждён и убит. Убив Билимера, победивший Рицимер вступил в Город и убил Антемия, уже четыре года стоявшего во главе империи. Кроме голода и болезней, от которых в то время страдал Рим, он подвергся также жесточайшему разграблению, за исключением двух районов, в которых находился со своими людьми Рицимер; все остальные были опустошены из-за алчности грабителей. Но недолго Рицимер наслаждался плодами своего вероломства. Ибо уже на третий месяц после этого он тяжело заболел и умер» (пер. с лат. И. Дьяконова).
БИБЛИОГРАФИЯ
Alföldy 2001: G. Alföldy, Difficillima Tempora. Urban Life, Inscriptions, and Mentality in Late Antique Rome // Th. S. Burns—
Bagnall 1987: R. S. Bagnall et al., Consuls of the Later Roman Empire, Atlanta 1987.
Bauer 2001: F. A. Bauer—
Bianchi Fossati Vanzetti 1988: M. Bianchi Fossati Vanzetti, Le novelle di Valentiniano III, I, Padova 1988.
Cameron 2011: A. Cameron, The Last pagans of Rome, Oxford 2011.
Cameron 2012: A. Cameron, Anician Myths, JRS 102, 2012, 133—
Castritius 1972: H. Castritius, Zur Sozialgeschichte der Heermeister des Westreiches nach der Mitte des 5 Jh.: Flavius Valila qui et Theodovius, AncSoc 3, 1972, 233—
Cesa 1988: M. Cesa (ed.), Ennodio di Pavia. Vita del beatissimo Epifanio vescovo della chiesa pavese, Como 1988.
Clover 1978: F. M. Clover, The Family and Early Career of Anicius Olybrius, Historia 27, 1978, 169—
Crivellucci 1914: A. Crivellucci (ed.), Pauli Diaconi Historia Romana, Roma 1914.
Cosentino 2010: S. Cosentino, Fine della fiscalità, fine dello stato romano? // P. Delogu—
De Rossi 1865: G. B. De Rossi, Delle statue pagane in Roma sotto gli imperatori cristiani, Bullettino di ArcheologiaCristiana 3, 1865, 5—
De Salvo 1999: L. De Salvo, Simonia e Malversazioni nell’organizzazione ecclesiastica. IV—
Fraschetti 1999: A. Fraschetti, La conversione. Da Roma pagana a Roma cristiana, Roma-Bari 1999.
Gillett 2001: A. Gillett, Rome, Ravenna and the last Western Emperors, PBSR 69, 2001, 131—
Gusso 1992: M. Gusso, Sull’imperatore Glycerio (473—
с.182 Haenel 1857: G. Haenel (ed.), Corpus Legum ab Imperatoribus Romanis ante Iustinianum latarum quae extra Constitutionum Codices supersunt, Leipzig 1857.
Henning 1999: D. Henning, Periclitans Res Publica. Kaisertum und Eliten in der Krise des weströmischen Reiches 454/455—
Huby 2010: C. Huby, De l’empereur tropaeophore à l’empereur staurophore, du vaincu au scabellum: étude d’un mode de représentation de la victoire dans l’art monétaire romain, AC 79, 2010, 241—
Kaegi 1968: W. E. Kaegi Jr., Byzantium and the Decline of Rome, Princeton 1968.
Kaegi 1976: W. E. Kaegi, Gli storici proto-bizantini e la Roma del tardo quinto secolo, RSI 86, 1976, 5—
Lanciani 1990: R. Lanciani, Storia degli Scavi di Roma, III, Roma 1990.
Lizzi Testa 2007: R. Lizzi Testa, Gli Anicii, i Canziani e la Historia Augusta // G. Bonamente—
Lizzi Testa 2012: R. Lizzi Testa, La vendita delle cariche ecclesiastiche: interdizioni canoniche e provvedimenti legislativi dal IV al VI secolo, CrSt 33, 2012, 449—
Lizzi Testa 2012a: R. Lizzi Testa, Hi sunt thesauri ecclesiae. La ricchezza della povertà nell’Occidente latino // B. Caseau (ed.), Les réseaux familiaux. Antiquité tardive et moyen âge, Paris 2012, 393—
Machado 2009: C. Machado, Religion as Antiquarianism: Pagan Dedications in Late Antique Rome // J. Bodel—
Mathisen 1997: R. W. Mathisen, Les barbares intellectuels dans l’Antiquité tardive, DHA 23, 1997, 139—
Mathisen 2009: R. W. Mathisen, Ricimer’s Church in Rome: how an Arian Barbarian prospered in a Nicene World // A. Cain—
O’ Flynn 1991: J. M. O’Flynn, A Greek on the Roman Throne: the Fate of Anthemius, Historia 40, 1991, 122—
Orlandi 2000: S. Orlandi, Anicius Acilius Acinatius Faustus, console del 493 e la sua famiglia. Qualche nuova proposta, Seia 5, 2000, 89—
Orlandi 2004: S. Orlandi, Epigrafia anfiteatrale dell’Occidente romano, VI. Roma. Anfiteatri e strutture annesse, con una nuova edizione e commento delle iscrizioni del Colosseo, Roma 2004.
Orlandi 2010: S. Orlandi, L’epigrafia romana sotto il regno di Odoacre // G. Bonamente—
Picotti 1939: G. B. Picotti, Sulle relazioni fra re Odoacre e il senato e la chiesa di Roma, RSI 4, 1939, 363—
Pietri 1978: Ch. Pietri, Évergétisme et richesses ecclésiastiques dans l’Italie du IVe à la fin du Ve s.: l’exemple romain, Ktema 3, 1978, 317—
Pietri 1981: Ch. Pietri, Aristocratie et société cléricale dans l’Italie chrétienne au temps d’Odoacre et de Théodoric, MEFRA 93, 1981, 417—
Pomarès 1959: G. Pomarès (ed.), Gélase Ier, Lettre contre les Lupercales et XVIII Messes du Sacramentaire léonien, Paris 1959.
Roberto 2006: U. Roberto, Genserico, Gaudenzio e l’eredità di Aezio. Diplomazia e strategie di parentela tra Vandali eimpero, MediterrAnt 9, 2006, 71—
Roberto 2012: U. Roberto, Roma Capta. Il sacco della città tra i Galli e i Lanzichenecchi, Roma 2012.
Roberto 2013: U. Roberto, Strategie di integrazione e lotta politica a Roma alla fine dell’impero: la carriera di Fl. Valila tra Ricimero e Odoacre // N. Cusumano—
Stein 1959: E. Stein, Histoire du Bas-Empire, Paris-Amsterdam 1959.
Torelli 2004: M. Torelli, Atrium Minervae. Simbologia di un monumento e cerimonialità del congiarium, ARG 6, 2004, 62—
Vassili 1937: L. Vassili, Note di storia imperiale: I. L’imperatore Anicio Olibrio, RFIC 16, 1937, 160—
Vassili 1938: L. Vassili, La cultura di Antemio, Athenaeum 16, 1938, 38—
Zecchini 1981: G. Zecchini, La politica degli Anicii nel V secolo // L. Obertello (ed.), Atti del Congresso Internazionale di Studi boeziani, Roma 1981, 123—
Zintzen 1967: C. Zintzen (ed.), Damascii vitae Isidori reliquiae, Hildesheim 1967.
ПРИМЕЧАНИЯ