«Злонравия достойные плоды», или Об антинаучной «популяризации» эллинистической истории
(Митина С. И. Антиох III. Один против Рима. СПб.: Алетейя, 2014. 343 с.)
с.225 Не секрет, что в отечественном антиковедении имеется совсем не много квалифицированных научно-популярных работ по истории эллинизма. Причин тому несколько, и главная из них — определённая периферийность исследований эллинистического мира в структуре советского и постсоветского антиковедения в целом. Во многом это связано с трудностями работы с источниками — нарративные материалы не столь многочисленны и целостны, как по истории классической Греции, а изучение надписей, папирусов, монет, археологических материалов, да ещё в комплексе, требуют немалых трудозатрат. Но даже те, кто с успехом их осваивает, сталкивается с трудностями в популяризации эллинистической истории, т. к. убедить издательства напечатать книгу по этой тематике даже в пользующемся успехом у широкой публики биографическом жанре очень сложно (кто-де слыхал о каких-то Антигонах, Антиохах и Селевках?). Да и не все владеют даром писать увлекательно. И потому долгое время почти единственной книгой о деятелях этого периода на русском языке оставалась замечательная работа Г. Бенгтсона «Правители эпохи эллинизма», переведённая с немецкого недавно ушедшим от нас Э. Д. Фроловым и сочетающая в себе высокий научный уровень с доступной подачей материала.
И вот в
Перед нами не первая книга С. И. Митиной. В 2003 и 2006 гг. вышли две её монографии, посвящённых правовой культуре и регулированию международных отношений в эллинистическую эпоху1. Сколь-либо заметного резонанса в научной среде они не имели. И вот теперь она решила с.226 попробовать себя на поприще научно-популярной литературы. Что же из этого получилось?
По сути, рецензируемое издание посвящено не столько Антиоху III и его внешней политике (противостоянию с Римом, как следует из названия), сколько международным нормам эллинистической эпохи (именно о них речь даже в заключении), и создаётся впечатление, что работа, написанная на сей раз как бы в научно-популярном ключе, «склеена» из указанных монографий и диссертаций автора2. В итоге структура книги мало отвечает её названию. Вот названия глав: «Источники знаний, свидетели времён, учителя жизни», «Коринфский конгресс: рождение нового международного порядка», «Монархия: формула власти», «Полис на пороге империи», «Рим и эллинистический Восток: стратегия и тактика на пути к мировому господству», «Религия в международных отношениях: кому помогают боги?», «Дипломатия», «Право убежища (религиозное и политическое)», «Международный договор эпохи эллинизма: историческая основа дипломатического права», «“Право войны” и международные преступления», «Борьба за море. Истоки морского права», «Экономика и международные отношения», «Династическое право в эллинистическом мире», «Царские завещания: роль частного права в строительстве Римской империи», «Международный суд», «Пропаганда», «Континентальное разграничение сфер влияния: дипломатическая дуэль Антиоха III и Рима». Более или менее соответствует теме только одна, последняя глава (с. 300—
С. И. Митина излагает материал по общедоступным источникам (преимущественно Полибию, Ливию и Плутарху), лишь изредка привлекая с.227 надписи, а также научную литературу. Во введении даётся краткая характеристика эллинистической эпохи и определяется сущность эллинизма, который трактуется ею как «взаимодействие эллинских и восточных элементов экономического строя, социальных и политических отношений, учреждений, обычаев, верований, а также государственных и правовых институтов» (с. 6). Нетрудно заметить, что эта во многом верная4 характеристика восходит к работам К. К. Зельина5, которого, однако, С. И. Митина даже не упоминает (его труды в списке литературы отсутствуют).
С. И. Митина явно модернизирует экономику эллинизма, когда пишет о «стимулировании развития банковского капитала как государственного, так и частного… Транснациональные финансовые операции обеспечивались банками» и т. д. (с. 220—
Не вполне понимает С. И. Митина и характер державы Селевкидов, правителю которой и посвящена книга. Так, на с. 52 она пишет, что Селевкиды отказались от политики слияния греко-македонской и местных элит (прежде всего персидской), проводившейся на Востоке Александром, и сделали ставку на греков и македонян, объединённых в рамках полисных структур в противовес «варварам». Здесь верно то, что Селевкиды не приравнивали побеждённых к победителям, но лишь в том случае, если первые не желали эллинизироваться. Процесс формирования новой греко-вавилонской элиты отражён, например, в ономастике Урука III—
Явно ошибочна позиция С. И. Митиной, когда она пишет, будто Селевкиды в первой половине III в. обращали мало внимания на состояние дел в своих иранских и среднеазиатских владениях (с. 53). Так, активную деятельность по закреплению этих территорий проводил ещё будущий царь Антиох I в бытность соправителем своего отца Селевка I в восточных сатрапиях7. В частности, он перестроил среднеазиатский Мерв, назвав город в свою честь Антиохией8. Достаточно успешной в Иране и Средней Азии была и деятельность Селевка II. Он практически полностью восстановил контроль над потерянными было Парфиеной и Гирканией около 230—
с.228 Если же говорить о герое книги (по крайней мере, исходя из названия), то С. И. Митина, рассказывая о подчинении Антиохом III Софены в 212 г. в преддверии Восточного похода, пишет, будто, «милостиво обращаясь с Ксерксом, царь “давал знак” правителям, с которыми ему ещё предстояло встретиться на просторах Азии. Антиох показал себя монархом, способным на милость и великодушие к побеждённым» (с. 55). Вряд ли, однако, царь руководствовался подобными идеалистическими стремлениями. Скорее, Антиох III понимал, что Софена — далеко не самая важная цель его внешней политики и долго находиться под стенами Арсамосаты нет необходимости, а потому селевкидский царь заключил мирный договор с правителем Софены, выдав свою дочь Антиохиду за Ксеркса (Polyb. VIII. 25). Правда, родство с ним не помешало Антиоху III в 201 г. аннексировать это царство, когда внешнеполитическая обстановка изменилась. Явно преувеличивает автор, когда утверждает, будто «восточный поход [Антиоха III] был важен не только для поднятия престижа династии Селевкидов. Эллинистический мир благодаря Антиоху III почувствовал возможность возрождения былого могущества эллинов, покоривших Азию» (с. 60). Прежде следовало бы показать, что «былое могущество эллинов» до той поры пошатнулось и что успехи Антиоха имели столь широкий резонанс.
Что же касается противоборства Рима и Антиоха (с. 300—
Наконец, С. И. Митина не заметила очевидного — книга называется «Антиох III. Один против Рима», тогда как союзники всё же у него были, а именно этолийцы, чья поддержка прежде сыграла значительную роль в победе Фламинина над Филиппом V, так что преуменьшать их силу не стоит.
В заключении С. И. Митина пишет, что «эллинистический мир не смог сдержать удар со стороны Рима по той причине, что отдельные монархи поставили свои амбиции выше солидарности своих народов, паритета сил… Как только меркантильные интересы отдельных правителей взяли верх над общенациональной идеей, созданный руками и волей самих же эллинов мир стал рушиться» (с. 324). Бесспорно, Рим руководствовался в своей внешней политике принципом «разделяй и властвуй», однако говорить о какой-либо «солидарности народов», подданных правителей эллинистических государств невозможно. Практически везде на греческом Востоке (да и в самой Греции) верхи (в первую очередь полисные) поддерживали римлян, видя в них «восстановителей порядка» в условиях социальной нестабильности, особенно проявившейся в позднеэллинистическую эпоху (смуты в Греции в конце III—
Кроме того, в книге множество элементарных фактических ошибок. Только открыв её, читаем: «Рим не освобождал, а планомерно покорял государство за государством, чтобы превратить их в доходные провинции» (с. 5—
Немало в книге ошибок и опечаток в именах и датах. Так, Апамейский мир датируется то 188 (с. 171, 186), то 187 г. (с. 318—
Наконец, режут глаз бесчисленные стилистические ошибки: «Никомедия — город в Вифинии (область на северо-западе Малой Азии, преобразованная в 264 г. до н. э. в царство Никомедию, а с 74 г. до н. э. превращённая в римскую провинцию)» (с. 11, прим. 1); «главным достоинством Аппиана можно считать его реализм, склонность к изложению сухого факта без нравоучительных сентенций, что делает его произведение похожим на хронограф»16 (с. 13); «история эллинизма предстаёт перед современными читателями в виде многоцветной картины калейдоскопа, составленной из отдельных фрагментов различных источников, упорядоченных “зеркалом” научной критики» (с. 17), «Антиох не сумел вовремя выявить закулисных манипуляций» Сосибия (с. 44); «диадохам, погрязшим в затянувшемся военном противоборстве, было не до угроз, вызревавших в глубине Азии» (с. 49); «религиозные предсказания» (с. 100); «трибуна панэллинских мероприятий» (с. 113); «весьма распространённая практика выкупа у врага своих пленных вопреки гуманитарным целям иногда приводила к плачевным последствиям» (с. 179); «нить исторической памяти, которая связывала молодое эллинистическое общество с родовыми обычаями македонского народа, особенно в патримониальных отношениях, была полностью оборвана уже в ходе агрессивной политикой (sic! — Авт.) диадохов» (с. 230); Антиох III «понимал, что Филипп не примет спокойно позор кощунства, разоблачающий его перед македонским народом» (с. 281); «этолийцы решили сколотить альянс» (с. 313), и т. п. Откровенно комически звучат пассажи, словно навеянные Фрейдом: «Нет сведений о том, чтобы Антиох пытался сблизиться с Филиппом V. Да это было бы слишком с его стороны бесцеремонно» (с. 313) и «вероятно, первоначально намеченный селевкидским двором план не предусматривал столь глубокого с.232 проникновения, тем более военных действий на территории самого Египта» (с. 43). Завершим этот список подлинным «шедевром» отнюдь не изящной словесности: «Царь сражался доблестно: потерял лошадь, получил рану в лицо, но приобрёл славу храброго воина» (с. 57). Как говорится, умри, Денис, лучше не напишешь.
Особое «явление» — список литературы; если обычно в наших научно-популярных работах он вполне оправданно включает в себя относительно небольшое число позиций, преимущественно на русском языке, то в данном случае библиография весьма обширна (с. 327—
Нелишне упомянуть и о таких элементарных вещах, как русская орфография. Ляпы вроде «что бы» вместо «чтобы» (с. 5), «наруку» вместо «на руку» (с. 45), «так же» вместо «также» (с. 51, 284) и прочие, включая поистине фантастические «привращать» (с. 6), «кокого-то» (с. 7), «врят ли» (с. 57) и т. д., «органично» смотрелись бы в курсовой студента-двоечника, а не в книге доктора каких бы то ни было наук (те же вопросы адресуем и корректору), но им в тексте буквально несть числа. Про пунктуацию просто не приходится говорить: запятые ставятся (и не ставятся) как попало, а о различии между дефисом, длинным и коротким тире автор (да и опять-таки корректор) просто не ведает. Уж умолчим о слепых иллюстрациях.
Таким образом, перед нами крайне непрофессионально19 и неряшливо написанная (или, проще сказать, сляпанная) книга, не соответствующая с.234 своему названию, не содержащая ни новых идей, ни грамотного изложения старых, изобилующая многочисленными ошибками и опечатками и мало что дающая даже для введения в тему — специалисты и так знают изложенный в ней материал, а любители рискуют усвоить наряду с правильными данными массу неверных. Думается, Антиох III заслужил куда лучшей книги о себе.
Стоило ли отзываться на эту низкопробную поделку? Думается, да — хотя бы для того, чтобы дезавуировать незаслуженные похвалы ей одного невзыскательного рецензента, обладающего степенью доктора исторических наук20. Но есть и более конкретные причины. Мы адресуем нашу рецензию издателям, занимающимся публикацией научно-популярной литературы: им надлежит более внимательно и требовательно относиться к тем материалам, которые им предоставляют для печати, тщательнее оценивать их и не пренебрегать услугами квалифицированных рецензентов и/или научных редакторов. Хочется верить: коллеги по антиковедческому цеху также обратят внимание на то, что качественной научно-популярной литературы, посвящённой истории эллинизма, на русском языке по-прежнему не хватает, и если эту лакуну не заполнят профессионалы, то этим и дальше будут заниматься невежественные графоманы, побуждаемые тщеславием и желанием пополнить свои доходы. Надеемся также, что и кто-нибудь из интересующихся историей античности читателей, если ему вдруг доведётся ознакомиться с нашим текстом, будет проявлять здоровый скептицизм в отношении печатной продукции, позиционируемой как научно-популярная, но к науке никакого отношения не имеющей.
ПРИМЕЧАНИЯ