Перевод с немецкого О. В. Любимовой.
C. Краткие выводы
с.130 Рассмотренные выше свидетельства и фрагменты передают лишь смутный образ «Антикатона». И он не становится чётче от того, что для реконструкции привлекается непосредственный повод для его написания, а именно «Катон» Цицерона. Ибо большая часть того, что, как считается, мы знаем об этом последнем произведении, в свою очередь, основано на выводах из сведений об «Антикатоне».
Но несмотря на неполноту свидетельств, некоторые контуры обрисовываются достаточно ясно, чтобы получить приблизительное представление о сущности «Антикатона» и, соответственно, сделать о ней обоснованные утверждения. Итак, речь идёт о сочинении в двух книгах, которое по своей форме, названию и содержанию представляло собой ответ на незадолго до того опубликованную похвалу Цицерона в адрес Катона.
Введение содержало комплименты в адрес Цицерона, прославлявшие его как превосходного оратора и интеллектуала (фр. 1—
Что касается составляющей основную часть сочинения критики Катона, то, насколько мы осведомлены, удаётся распознать лишь несколько содержательно связанных комплексов. Об их последовательности достоверно известно лишь то, что фрагмент 8 происходит из первой книги «Антикатона».
Отправной точкой критики служило пристрастие Катона к вину (фр. 4 и 5). Однако Цезарь, видимо, не нападает на эту слабость как таковую, а использует её лишь как способ продемонстрировать расхождение между приписываемыми его противнику образцовыми умеренностью и строгостью (temperantia и severitas) и его реальным поведением.
Другой повод для упрёка дало поведение Катона во время его миссии на Кипре в 58—
Новая тематическая сфера выделяется, когда озвучивается критика, связанная с родными Катона (фр. 7—
Наконец, ряд отдельных упрёков, предъявленных Катону, завершается обобщающим осуждением его характера (фр. 11). То, что Цицерон, вероятно, восхвалял как бескорыстную деятельность ради блага государства, Цезарь пытался разоблачить как проявление единоличного самовластия.
Если рассмотреть поддающиеся установлению поводы, использованные Цезарем для критики, а именно пьянство Катона, его поведение на Кипре и его обращение с ближайшими родственниками, то бросается в глаза, что для этого, видимо, выбраны только общеизвестные события, которые общество тоже отмечало, уделяя им соответствующее внимание. Это свидетельствует о том, что Цезарь не выдвигал какие-то сомнительные обвинения, но предъявлял свои упрёки в связи с теми происшествиями, которые допускали проверку их обоснованности и не позволяли озвучить очевидную клевету. Он также явно воздерживался от беспочвенных выдумок и ограничивался тем, что давал собственное толкование тем ходячим рассказам о Катоне, которые были у всех на устах.
С этим согласуется также сообщение Цицерона (Top. 94 = свид. 6), согласно которому Цезарь в своей критике возвращался к тем обстоятельствам, которые ранее в «Катоне» послужили поводом для восхваления.
О методе и способе, с помощью которых Цезарь выдвигал свои обвинения, фрагменты дают более ясное представление, чем об их предмете.
Открытое осуждение противника играло, пожалуй, лишь подчинённую роль. Вместо этого, вероятно, решающее значение имело приведение доказательств. Видимо, в основном с помощью ассоциативной с.132 аргументации Цезарь пытался продемонстрировать того Катона, который не заслуживал воздаваемой ему повсюду хвалы. Однако сам Цезарь не сделал этого вывода, а предоставил это своим читателям, после того, как искусно подвёл их к той точке, где такой результат стал неизбежен. Этот косвенный и наводящий метод имел то преимущество, что личность обвинителя таким образом могла оставаться на заднем плане и эмоциональная субъективность и эгоцентризм, казалось, не ослабляли тяжесть критики.
Также, судя по всему, что можно понять из фрагментов, Цезарь не пытался представить Катона как особенно дурного и негодного человека. Ему скорее было важно поставить под сомнение укрепляющееся представление о своём покойном противнике как о моральном и политическом образце. Поэтому Цезарь изобразил Катона в его посредственности и заурядности.
Такое направление критики выбрано Цезарем не случайно. Ибо более длинная из двух известных нам дословных цитат из «Катона» Цицерона1, либо содержащая финальный итог, либо предвосхищающая его2, выражает именно то, против чего полемизирует Цезарь. А именно, там утверждалось, что подлинные заслуги Катона были ещё больше, чем предполагает его авторитет. Видимо, эта мысль действительно составляла главную суть сочинения Цицерона, что подтверждают сходные и основанные на нём представления, встречающиеся у Ливия, Сенеки и Плиния3.
С этим и полемизировал Цезарь. Для этого он подхватил проводимую Цицероном мысль о неравенстве славы и достижений Катона, однако вывернул это несоответствие наизнанку. Согласно Цезарю, не достижения Катона опередили его славу, а наоборот, слава опередила достижения.
Именно это наиболее эффективно доказывалось с помощью демонстрации посредственности противника. Отсюда возникало впечатление, что сам Катон не придерживался тех постулатов, которые символизировал, и что это лишает его всякого права притязать на политическое или моральное лидерство.
с.133 Этот использованный Цезарем метод остаётся в рамках защиты собственных интересов, проводимой со вполне понятной убеждённостью, жёстко и утончённо. Нет никаких оснований для того, чтобы считать «Антикатон» свидетельством бесстыдства или подлости его автора.
ПРИМЕЧАНИЯ