Мать Децима Брута и жена Гая Гракха
Olga V. Liubimova. The Mother of Decimus Brutus and the Wife of Gaius Gracchus // Mnemosyne. Vol. 74. 5. 2021. P. 825—850.
с.825 Аннотация: В статье рассматривается несколько проблем, связанных с происхождением Децима Брута Альбина, одного из лидеров заговора против Цезаря: идентификация его приёмного отца, его родство с Семпронией, упомянутой Саллюстием, и происхождение этой Семпронии. Результаты исследования позволяют выдвинуть гипотезу об источнике проблемного свидетельства Корнелия Непота о родстве Гая Гракха с Юниями Брутами.
Ключевые слова: Децим Брут Альбин, Гай Гракх, Семпрония, Корнелий Непот, генеалогия римской знати
1. Введение
С происхождением Децима Брута Альбина, одного из лидеров заговора против Цезаря, в историографии связано несколько проблем. Во-первых, неясно, кем приходилась ему Семпрония, упомянутая Саллюстием как участница заговора Катилины (Cat. 25; 40), — матерью или мачехой. Во-вторых, исследователям не удаётся установить, из какой ветви рода происходила эта Семпрония: из Гракхов, Тудитанов или же из какой-то другой семьи. Не вполне ясно и то, кто из представителей рода Постумиев Альбинов усыновил Децима. Все эти вопросы представляют интерес сами по себе, однако их разрешение, возможно, позволит разгадать с.826 другую загадку и понять, почему Корнелий Непот, в отличие от других античных авторов, считал, что Гай Гракх был женат на дочери не Красса Муциана, а Брута Каллаика (Plut. Tib. Gr. 21).
2. Родители Децима Брута Альбина и его приёмный отец
Меньше всего проблем представляет идентификация отца Децима Брута Альбина, хотя, насколько мне известно, ни в одном источнике не сохранилось полное имя последнего с указанием преномена отца. Однако исследователи единодушны в том, что его отец — это консул 77 г., Децим Юний Брут1. Этот вывод делается на основании идентичности их преномена, который встречался в сенаторских родах довольно редко2. И действительно, в предыдущем поколении нет другого кандидата на роль отца заговорщика3.
На первый взгляд кажется, что установить имя матери Децима Брута столь же нетрудно. Саллюстий (Cat. 25. 1—
В нескольких своих работах Сайм выдвигает предположение о том, что Семпрония приходилась Дециму не матерью, а мачехой. Исследователь придаёт важное значение тому обстоятельству, что Децим носил агномен Альбин (Plut. Caes. 64. 1; 66. 4; Ant. 11. 2; Brut. с.827 12. 3; App. BC. II. 111, 115; III. 27; Cass. Dio XLIV. 14. 3). На его монетах, отчеканенных в 48 г. (RRC. 450, 451), легенда реверса гласит «Альбин, сын Брута» (ALBINV(s) BRUTI F(ilus)), а на аверсе одной из них изображён портрет консула Авла Постумия (RRC 450/3, легенда A. POSTVMIVS COS). Не вполне понятно, кто представлен на этом портрете, но, вероятнее всего, это консул либо 99, либо 151 г.7 Легенда же, сформулированная таким образом, означает, что Децим Брут был усыновлён в род Постумиев Альбинов8. Р. Сайм указывает, что в римской практике такие усыновления почти всегда предполагали кровное родство между приёмным отцом и приёмным сыном9, однако о таком родстве между Децимами Брутами и Постумиями Альбинами нет никаких сведений10. Поэтому исследователь выдвигает гипотезу, что родной отец Децима Брута Альбина был женат дважды. Его первой женой и матерью убийцы Цезаря была некая Постумия из рода Альбинов. Затем она умерла или получила развод, и Децим-старший снова женился на Семпронии, которая жила в его доме в 63 г. и родила ему других детей11. А его сын от первого брака был усыновлён Постумием Альбином, его дядей по матери. И когда двоюродным братом Децима в письме Цицерона назван Сервий Сульпиций Руф-младший, сын одноимённого консула 51 г. и Постумии (Fam. XI. 7. 1, consobrinus), то оратор имеет в виду не только родство, возникшее вследствие усыновления, но и кровное родство. Если следовать гипотезе Сайма, то две Постумии, матери Сервия-младшего и Децима Брута, приходились сёстрами друг другу — и Постумию Альбину, приёмному отцу Децима (см. схему 1)12.
с.828
Схема 1. Происхождение Д. Брута Альбина согласно Р. Сайму. |
Предположение Сайма не получило особой поддержки в историографии: насколько мне известно, только Т. Уайзмен и Э. Хемелрек упоминают о возможности того, что Семпрония приходилась Дециму не матерью, а мачехой13, а Т. Каду считает это предположение привлекательным, но полагает, что, в отсутствие более убедительных свидетельств, оно должно остаться лишь предположением14. Действительно, гипотеза Сайма представляется слишком спекулятивной и создаёт много новых переменных. Во-первых, в отличие от Постумии — жены Сульпиция Руфа, её предполагаемая сестра, супруга Децима Брута, никак не засвидетельствована источниками. Во-вторых, мы знаем, что Семпрония имела от своего мужа детей (Sall. Cat. 25. 2), но ни о каких единокровных братьях или сёстрах Децима ничего не известно. Зато всё встаёт на свои места, если сыном Семпронии был Децим Брут15.
Тем не менее, одно соображение Сайма представляется справедливым — римляне, как правило, действительно предпочитали усыновлять своих родственников16. Конечно, из этого правила были исключения, и одним из них мог быть Децим Брут Альбин17. Однако имеется свидетельство Цицерона, предполагающее, что Постумии Альбины и Децимы Бруты и в самом деле были связаны каким-то родством. В марте 45 г. Цицерон просит Аттика выяснить у Постумии подробности семейной истории Децима Брута. Аттик должен был узнать, «была ли жива Клодия после смерти ее сына, консуляра Децима Брута? Это можно узнать от Марцелла или, во всяком случае, от Постумии» (Att. XII. 22. 2)18. Марцелл, о котором здесь идёт речь, — это Гай Клавдий Марцелл, консул 50 г., который был сыном Юнии с.829 (Cic. Fam. XV. 10) и, очевидно, внуком Клодии, судьбу которой выясняет Цицерон. Но Постумия, названная в письме, — это супруга Сервия Сульпиция Руфа. Почему Цицерон твёрдо рассчитывает, что она должна знать дату смерти Клодии — причём даже лучше, чем внук этой самой Клодии? Если единственная связь между Юниями и Постумиями — это усыновление Децима Брута, то получается, что Постумия должна твёрдо помнить дату смерти весьма дальней родственницы — бабки приёмного сына своего брата. Гипотеза Сайма тоже не разрешает эту загадку: в рамках его концепции Постумия должна знать, когда умерла бабка ее племянника, что тоже не очень правдоподобно.
Поэтому имеет смысл всё-таки поискать родство между Юниями Брутами и Постумиями Альбинами в предыдущих поколениях19.
Прежде всего, следует задаться вопросом, кто усыновил Децима Брута Альбина. Ранее исследователи считали, что его приёмным отцом был Авл Постумий Альбин, консул 99 г., предположительно изображённый на его монете20. Однако сейчас мало кто принимает эту реконструкцию: Децим Брут родился, вероятно, около 81 г.21, а консуляр Авл Постумий Альбин был убит мятежными солдатами в 89 г.22 Гораздо более правдоподобна гипотеза Т. Уайзмена о том, что Децима Брута усыновил Авл Постумий Альбин из следующего поколения, который был монетарием в 81 г. (RRC. 372)23.
Далее возникает вопрос о происхождении самого усыновителя. На монетах он назван сыном Авла и внуком Спурия. Ф. Мюнцер видел в нём сына другого монетария, который чеканил монеты в конце
с.830
Схема 2. Усыновление Д. Брута согласно Ф. Мюнцеру. |
Но она вызывает ряд вопросов. Во-первых, бросается в глаза слишком маленький интервал между карьерами предполагаемого отца и сына: должность триумвира по чеканке монет они занимали с разницей всего в десять с небольшим лет, и это не может объясняться задержками в карьере отца, так как данная должность была одной из самых низших. Во-вторых, старший из монетариев, чеканивший монеты в конце
Ф. Мюнцер весьма убедительно предполагает, что Авл Постумий Альбин, старший из монетариев решил указать на монете имя своего отца (Sp. f.) для того, чтобы его не перепутали с неким тёзкой, отец которого звался иначе — например, Авлом. Этот тёзка мог быть либо консулом 99 г., либо легатом 109 г., служившим в Нумидии под командованием своего брата Спурия28. Сейчас большинство исследователей считают легата 109 г. и консула 99 г. одним и тем же лицом29. Весьма сомнительно, что молодой монетарий, только начинавший свою карьеру в конце
с.831
Схема 3. Усыновление Д. Брута. |
Его тёзку, скорее всего, следует искать среди представителей его же поколения, — и, по всей вероятности, им как является младший из монетариев, Авл Постумий Альбин, сын Авла, внук Спурия. Он тоже счёл необходимым указать на монете имя своего отца и даже деда: очевидно, он тоже не желал, чтобы его путали с родственником, который, к тому же, поддержал в гражданской войне сторону проигравших.
Итак, два монетария, по-видимому, были двоюродными братьями, и Децим Брут Альбин являлся приёмным сыном младшего из них и, следовательно, приёмным внуком Авла Постумия Альбина, консула 99 г., который и изображён на его монете (схема 3).
Попытаемся теперь найти связующее звено, соединяющее эту ветвь семьи Постумиев с Юниями Брутами. Вернёмся к свидетельству Цицерона (Att. XII. 22. 2), который уверен, что не только Марцелл может помнить дату смерти своей бабки Клодии (матери Децима Брута, консула 77 г.), но и Постумия несомненно имеет эти сведения. Логично предположить, что Постумия состояла с Клодией в столь же близком родстве, что и Марцелл, — то есть тоже была её внучкой. Тогда мы получаем следующую генеалогическую схему:
Схема 4. Родство Юниев Брутов и Постумиев Альбинов. |
с.832
Эта гипотеза позволяет связать воедино все нити. Авл Постумий Альбин, усыновивший Децима Брута, действительно оказывается его родственником — двоюродным братом. Сервий Сульпиций Руф-младший состоит с Децимом в двойном родстве — он приходится ему двоюродным племянником по крови и двоюродным братом — через усыновление. Итак, генеалогия этих родов не даёт оснований сомневаться в том, что матерью Децима Брута Альбина действительно была Семпрония, упомянутая у Саллюстия.
Решение вопроса о том, какую роль в сочинении Саллюстия играет портрет Семпронии и почему из многих сторонниц Катилины он пожелал показать читателям именно эту женщину, потребовало бы исследования как исторического метода Саллюстия, так и его политической позиции, и далеко выходит за рамки данной статьи30. Однако всё же следует отметить, что Саллюстий воевал на стороне Цезаря в гражданской войне, многим был ему обязан и с похвалой отзывался о нём в «Заговоре Катилины» (53. 6—
Р. Сайм считает это выражение высокой похвалой со стороны Саллюстия — и это одна из причин, почему он сомневается, что Семпрония и в самом деле была матерью Децима Брута Альбина31. Однако действительно ли Саллюстий с похвалой отзывается о муже Семпронии? Он ясно даёт понять (Cat. 40), что Децим Брут, консул 77 г. не был причастен к заговору Катилины; однако его супруга всё же дала заговорщикам возможность встретиться с аллоброгами в его доме. Можно согласиться, что Семпронии, в описании Саллюстия, и в самом деле повезло с мужем, который предоставил ей столь большую свободу и никак не препятствовал её участию в заговоре. Однако весьма сомнительно, что Саллюстий мог одобрять поведение консуляра, чья слепота или снисходительность имела дурные последствия не только для его семьи, но и для всего государства. Таким образом, выражение viro atque liberis satis fortunata ещё не даёт оснований предполагать у Саллюстия какую-либо симпатию к мужу и детям Семпронии.
По мнению Дюваля, Саллюстий говорит об общественном положении мужа и детей Семпронии, и его выражение следует понимать так, что её дети добились успехов, сопоставимых с её супругом-консуляром32. Этот отзыв вполне может относиться к Дециму Бруту — избранному консулу на 42 г. (Nic. Dam. FGrH. 130. 77; Vell. II. 60. 5; Cass. Dio XLIV. 14. 4). Однако в тексте Саллюстия нет никаких указаний на то, что он даёт детям Семпронии ретроспективную оценку, актуальную для времени написания трактата. Представляется, что наиболее естественное истолкование его словам дал с.833 Р. Каду: по его мнению, satis fortunata у Саллюстия означает просто, что на момент повествования дети Семпронии пережили возраст младенчества, когда детская смертность была особенно высока, и уже приближались к взрослому возрасту, причём по крайней мере один из них был сыном33. То есть, как бы Саллюстий ни относился к мартовским идам, в «Заговоре Катилины» он просто констатирует, что в 64 г. Семпрония не имела причин жаловаться на своего мужа и детей. Перейдём к следующему вопросу: из какой семьи она происходила?
3. Происхождение Семпронии: существующие гипотезы
Насколько мне известно, в историографии к настоящему времени выдвинуто на этот счёт две гипотезы, но обе они имеют довольно слабые обоснования. Первую гипотезу выдвинул Ф. Мюнцер, причём она явилась побочным продуктом разрешения другой проблемы, связанной с женой Гая Гракха. Согласно Плутарху (Tib. Gr. 21), большинство авторов сообщали, что он был женат на дочери Красса Муциана, но Корнелий Непот утверждал, что его жена была дочерью Брута Каллаика. Мнение «большинства писателей» решительно подтверждает пассаж «Дигест» (24. 3. 66), где приводится свидетельство современника — мнение юрисконсульта Публия Муция Сцеволы (консула 133 г.) по делу о приданом Лицинии, вдовы Гая Гракха34. Однако версия Корнелия Непота встречается у Ампелия (19. 4 и 26. 2). Чтобы объяснить это противоречие, Мюнцер выдвигает гипотезу о том, что на момент трибуната Гая Гракха у его жены Лицинии был новый отец; то есть после смерти её родного отца Красса Муциана в 130 г. её мать снова вышла замуж за Децима Брута Каллаика, который, таким образом, стал отчимом Лицинии. Сыном от их брака стал Децим Брут, консул 77 г.35
Развивая эту гипотезу, Ф. Мюнцер приводит еще два соображения. Во-первых, он указывает, что в следующем поколении мы наблюдаем брак Децима Брута, консула 77 г., с Семпронией, то есть те же самые семьи вновь вступают в брачный союз, что хорошо согласуется с его теорией о длительных наследственных союзах знатных родов. Поэтому Мюнцер предполагает, что эта Семпрония могла быть дочерью Гая Гракха36. Её предполагаемым происхождением он объясняет и молчание Цицерона об участии Семпронии в заговоре, и странный отзыв о ней Саллюстия, где отвращение смешано с восхищением.
с.834
Схема 5. Гракханский кружок согласно Ф. Мюнцеру. |
Мюнцер полагает, что оба автора испытывали определённый пиетет перед великим реформатором, даже если Цицерон не одобрял его политику37.
Далее, Мюнцер идентифицирует Клодию, мать Децима Брута, консула 77 г. (Cic. Att. XII. 22. 2) как сестру Аппия Клавдия Пульхра, консула 143 г., который был тестем Тиберия Гракха. В результате он получает генеалогическую схему, на которой все почти члены гракханского кружка соединены узами родства или брака (схема 5).
Несмотря на внешнюю убедительность такой реконструкции, она покоится на слишком шатких основаниях. Прежде всего бросается в глаза очень большая разница в возрасте между предполагаемыми детьми Клодии. Лициния в 133 г. уже была женой Гая Гракха (Plut. Tib. Gr. 21. 1), и следовательно, родилась где-то около 150 г., а её мать — около 170 г. Но Децим Брут занимал консульство в 77 г., и, поскольку обычным возрастом консульства было 43 г., можно предположить, что он родился около 120 г. Исходя из этой даты его рождения, Д. Р. Шэклтон Бэйли отвергает реконструкцию Ф. Мюнцера и полагает, что Клодия, мать Децима Брута, происходила, скорее всего, из рода Марцеллов38.
Но если предположить, вслед за Самнером, что карьера Децима Брута, консула 77 г., как и многих других его ровесников, была сильно замедлена войнами и потрясениями
С Семпронией, женой консула 77 г., в рамках реконструкции Мюнцера возникают еще более серьезные трудности, чем с его матерью. Если она была дочерью Гая Гракха, то должна была родиться не позднее 121 г. Описание, которое даёт ей Саллюстий (Cat. 25), относится к 64 г. Ясно, что Семпрония уже не была юной девушкой (ср. Cat. 24. 3), однако ей повезло с внешностью (forma… fortunata; 25. 2), она танцевала изящнее, чем подобает приличной женщине (25. 3) и в ней было много привлекательности (lepos, 25. 5). Даже когда Саллюстий пишет: «ее сжигала такая похоть, что она искала встречи с мужчинами чаще, чем они с ней»41, он, очевидно, хочет сказать, что эта похоть не соответствовала полу Семпронии, а не её возрасту. Можно согласиться с оценкой Рэмси, по мнению которого Семпронии, описанной у Саллюстия, должно быть около 37—
Однако главная проблема реконструкции Мюнцера, как представляется, состоит в другом. Его гипотеза требует, чтобы Децим Брут, консул 77 г., женился на своей племяннице, дочери своей единоутробной сестры Лицинии. Однако в данный период времени в Риме не допускались браки между более близкими родственниками, чем двоюродные братья и сёстры. Только в 49 г. н. э. в угоду Клавдию и Агриппине сенат принял постановление, дозволяющее дяде жениться на племяннице — но только на дочери брата. Жениться на дочери сестры по-прежнему было запрещено (Tac. Ann. XII. 5—
Попытку Змескала найти решение этой проблемы нельзя назвать удачной44. Он рассматривает две возможности: во-первых, Лициния и Децим Брут, консул 77 г., могли быть не единоутробными, а сводными братом и сестрой, то есть Брут Каллаик первым браком был женат на вдове Муциана и матери Лицинии, а вторым — на Клодии, матери консула 77 г. (родившегося около 130—
Э. Чачери и Р. Сайм выдвинули другое предположение о происхождении Семпронии, упомянутой Саллюстием. Основываясь на том, что Децим Брут Каллаик, консул 138 г., служил в 129 г. легатом консула Гая Семпрония Тудитана (Liv. Per. 59), а также на том, что оба этих консула имели общие литературные и культурные интересы (Cic. Brut. 107; Arch. 27; Val. Max. VIII. 14. 2; Macrob. I. 13. 21; Gell. XIII. 15. 4), Чачери предполагает дружба побудила их в следующем поколении породниться через брак. Исходя из представления о двухпартийной природе римской политики, Чачери доказывает, что в сочинении демократического историка Саллюстия Семпрония олицетворяет выродившуюся римскую знать, ибо и её отец, и свёкр, и муж принадлежали к консервативной, олигархической партии (App. BC. I. 18—
Независимо от Чачери сходное предположение высказывает Р. Сайм. Пытаясь объяснить, почему же Саллюстий уделяет Семпронии такое внимание, Сайм отвергает как толкование Мюнцера, так и более старую теорию о неприязни историка к её сыну Дециму Бруту47. Семпрония, по мнению Сайма, была не дочерью, а внучкой консула 129 г. — и, таким образом, приходилась сестрой другой Семпронии, дочерью которой была знаменитая Фульвия, побывавшая замужем за Клодием, Курионом и Марком Антонием (Cic. Phil. III. 16; Ascon. 40 C) (см. схему 6)48. Саллюстий был недоволен политическим режимом, установившимся в Риме под властью второго триумвирата и нарисовал портрет Семпронии столь чёрными красками, чтобы уязвить её племянницу Фульвию, а через неё — Марка Антония49.
Гипотеза Сайма о том, что Семпрония была внучкой Тудитана, консула 129 г., принята многими исследователями50. Но свидетельство Валерия Максима о завещании Тудитана, сына консула 129 г. и деда печально известной Фульвии, заставляет усомниться в верности реконструкции Сайма. Сам этот Тудитан тоже прославился эксцентричным поведением.
с.837
Схема 6. Происхождение Семпронии согласно Р. Сайму. |
К сожалению, этот пассаж испорчен, и недавно Б. Хопвуд привёл убедительные аргументы в пользу чтения filium как Fulvium52. Смысл действий Тудитана, таким образом состоял в том, чтобы сделать наследником зятя и в обход Вокониева закона обеспечить переход своего имущества к дочери Семпронии и внучке Фульвии. Но если у Тудитана, как полагает Сайм, была не одна дочь, а две — жена Фульвия Бамбалиона и жена Децима Брута53, — то почему же он позаботился о будущем только одной из них? Тот же вопрос возникает, если принять чтения filiam или Fulviam, предложенные другими исследователями54. По всей вероятности, от этой гипотезы Сайма тоже следует отказаться.
В целом, Р. Каду справедливо указывает, что аргументация всех исследователей, пытавшихся ответить на вопрос о происхождении Семпронии, слишком слаба и опирается лишь на косвенные соображения. Сам Каду считает этот вопрос неразрешимым55.
с.838
4. Семпрония как внучка Гая Гракха
Если исходить только из сведений Саллюстия, такая осторожность представляется вполне разумной. Однако у нас имеется свидетельство, которое может снова склонить чашу весов на сторону Мюнцера с его гипотезой о происхождении Семпронии из рода Гракхов, хотя ее детали, несомненно, требуют серьёзных изменений. Это утверждение Корнелия Непота и восходящий к нему пассаж Ампелия о том, что Гай Семпроний Гракх был зятем Децима Брута Каллаика. Рассказывая о довыборах в аграрную комиссию после смерти Тиберия Гракха, Плутарх пишет:
Ампелий упоминает о родстве Гая Гракха с Брутом Каллаиком дважды:
Как уже говорилось выше, пассажи Непота и Ампелия, несомненно, содержат ошибку, так как брак Гая с Лицинией, дочерью Красса Муциана, надёжно подтверждается современным источником (Dig. 24. 3. 66). Предположение Мюнцера о том, что Лициния была падчерицей Каллаика (и поэтому последний назван тестем Гая) тоже не объясняет этих ошибок. Гипотеза Радина о том, что Гай Гракх мог быть женат дважды, тоже, в сущности, не решает проблему, ибо источники расходятся именно в вопросе о том, на ком он был женат в момент своей гибели (ср. Ampel. 19. 4; 26. 2 и Dig. 24. 3. 66)59.
Тэнси считает, что разгадка кроется во втором пассаже Ампелия (26. 2), который содержит грамматическую двусмысленность (seditio C. Gracchi… с.839 quem … Opimius consul cum Decimo Bruto Callaico, socero eius, … oppressit). Он предполагает, что «Непот или его источник, говоря о смерти Гая Гракха, … столь же двусмысленно выразился, говоря о Каллаике как о тесте Опимия… В результате этой небрежности дочь Каллаика из жены Опимия стала женой его врага Гая Гракха»60. Но если в пассаже Непота содержалась такая же двусмысленность, как и в пассаже Ампелия, то Плутарх автоматически истолковал бы её правильно (то есть в том смысле, что Непот считал Каллаика тестем Опимия), поскольку из нескольких источников знал, что тестем Гая был Красс Муциан. Однако Плутарх был совершенно уверен в обратном (то есть в том, что Непот считал Каллаика тестем Гая) и был этим несколько озадачен (Plut. Tib. Gr. 21). Таким образом, текст Непота был недвусмысленным. Следовательно, двусмысленный пассаж Ампелия не может быть точной цитатой из Непота и не позволяет строить гипотезы о причине его ошибки.
Однако в следующем поколении мы всё-таки наблюдаем двух представителей родов Юниев и Семпрониев, связанных брачными узами, и в жилах Децима Брута Альбина, убийцы Цезаря, действительно текла кровь как Юниев Брутов, так и Семпрониев. Представляется, что где-то здесь и кроется объяснение ошибки Корнелия Непота. Попытаемся его найти.
Прежде всего следует отказаться от предположения, что Семпрония, описанная Саллюстием, была дочерью Гая Гракха: как уже говорилось выше, этой даме на момент рассказа было скорее 37—
Э. Гроаг полагает, что, поскольку в последние десятилетия Республики о потомках Гракхов ничего не слышно, Семпронии Гракхи эпохи триувирата и империи не являлись потомками знаменитых трибунов и просто приняли когномен пресекшейся ветви рода63. Однако Т. Каду показывает, что, по крайней мере, Тацит явно считал их настоящими Семпрониями Гракхами64. В частности, античный историк пишет (Ann. IV. 13), что в правление Тиберия одного из Гракхов чуть было не погубили «принадлежность к прославленному несчастному роду и гонения, которым подвергся его отец» (claritudine infausti generis et paternis adversis); отсюда ясно, что несчастья перенёс не только отец этого Гракха (уличённый в прелюбодеянии с Юлией, дочерью Августа), но и его более далёкие предки. К этому можно добавить тот факт, что на монетах, выпущенных около 40 г., избранный квестор Тиберий Гракх чеканил инструменты землемеров, что могло служить намёком не только на расселение ветеранов при Октавиане, но и на его собственную семейную историю (RRC. 525)65. Отсутствие всяких упоминаний о Гракхах в последние десятилетия Республики может объясняться тем, что представители этого семейства были не только устрашены, но и разорены катастрофой, постигшей братьев-трибунов66, а потому отчасти добровольно, отчасти вынужденно держались в стороне от борьбы за власть, и только гражданские войны после смерти Цезаря помогли им вернуться в политику.
Однако если судьба этого рода была столь незавидна, то мог ли Саллюстий охарактеризовать его представительницу как genere… satis fortunata? Т. Каду полагает, что это невозможно67. Но, как признаёт и сам исследователь, род Гракхов действительно был выдающимся: он мог похвастаться пятью консульствами, двумя триумфами и цензурой. Братья-трибуны, несмотря на своё поражение и гибель, тоже стали крупнейшими фигурами в римской истории. Цицерон, не одобрявший деятельности Гракхов, всё же вынужден с.841 почтительно отзываться о них в речах перед народом (Leg. Agr. II. 10, 31, 81; Rab. perd. 12—
Тогда почему Саллюстий не говорит об этом прямо? Одна из причин может состоять в том, что Гай, которого Саллюстий уважал (по крайней мере, по сравнению с его противниками: Jug. 42), не гордился бы такой внучкой. Но в целом Каду продемонстрировал, что гипотетические мотивы Саллюстия с.842 нельзя использовать как решающие аргументы для установления происхождения Семпронии: подобный подход даже порождает кольцевую аргументацию69.
5. Источник ошибки Непота
Теперь вернёмся к ошибочному свидетельству о том, что Децим Брут Каллаик приходился тестем Гаю Гракху (Plut. Tib. Gr. 21; Ampel. 19. 4; 26. 2). Как могла возникнуть эта ошибка? Плутарх ссылается на Корнелия Непота, не указывая, из какого именно его произведения взяты эти сведения. Исследователи относят данный фрагмент к сочинению Корнелия Непота «О знаменитых мужах» — либо к биографии Гая Гракха, которая входила в состав книги «О латинских историках», или «О латинских ораторах»70, либо к биографии Децима Брута Каллаика, которая, возможно, была частью книги «О римских полководцах»71. Трудно сказать, какими источниками пользовался Непот при составлении этих биографий. Он цитирует опубликованные письма к Гаю его матери Корнелии — но их подлинность является дискуссионной72. С другой стороны, Корнелий Непот был знаком с родословием Брутов, которое составил Аттик (Nep. Att. 18. 3).
Могла ли ошибка Непота восходить к сочинению Аттика? Этого нельзя исключать, однако такой вариант представляется маловероятным73. Задача Аттика состояла в том, чтобы прославить заказчика, то есть Марка Брута, а для этого в родословии прежде всего требовалось отразить его прямых предков по мужской линии, со всеми их должностями, почестями и свершениями74. Прославлению могло способствовать также включение в картину других ветвей рода Юниев Брутов, а также предков Марка по женской линии и через усыновление. Таким образом, в родословии, составленном Аттиком, могли присутствовать жёны и матери различных Юниев Брутов, а также отцы и деды этих женщин, — ибо в атриях и погребальных процессиях римских нобилей выставлялись изображения предков не только по мужской, но и по женской линии75. Однако в такое сочинение не было особого смысла включать дочерей Юниев Брутов, их мужей и потомков по женской линии — в том числе и предполагаемую дочь Брута Каллаика, которая будто бы стала женой Гая Гракха. Сама по себе эта Юния вряд ли представляла бы какой-то интерес, а Гая Гракха, её предполагаемого супруга, с.843 Марк Брут не мог бы числить ни среди своих предков, ни среди представителей своего рода. Падчерица Брута Каллаика была бы ещё менее уместна в родословии Марка Брута.
Неизвестно также, в каком контексте Корнелий Непот упоминал о родстве Гая Гракха с Брутом Каллаиком. Однако Ампелий, который опирается на его сведения76, подчёркивает, что Брут участвовал в подавлении движения своего зятя (gener) в 121 г., то есть ради блага государства готов был пожертвовать узами родства. В такой форме эта история очень напоминает exemplum, моральный пример, используемый в аргументации. И действительно, биографическая часть «Памятной книги» Ампелия, в сущности, представляет собой собрание такого рода кратких exempla77. С другой стороны, сочинение Корнелия Непота «О знаменитых мужах» тоже представляло собой сборник exempla, хотя, разумеется, гораздо более развёрнутых по сравнению с Ампелием. Эта техника состоит в том, что автор «хвалит или порицает своих персонажей и тем самым превращает их в примеры, хорошие и дурные, которые становятся действующим и значимым руководством для непосредственного поведения»78. Непот сам формулирует свою цель как «наглядными примерами (rerum exemplis)… убедить читателей, что именно нрав человека… определяет его судьбу» (Att. 19. 1)79. Весьма вероятно, что Ампелий заимствовал у Корнелия Непота не только сведения о самом факте родства между Гаем Гракхом и Брутом Каллаиком, но и весь контекст этого сообщения: то есть, Непот тоже рассказывал о нём в связи с гибелью Гая Гракха. Это тем более правдоподобно, что в сохранившихся биографиях Катона и Аттика Корнелий Непот не только не называет их жён по именам, но и вообще не упоминает об их существовании — то есть он не считал нужным описывать семьи своих персонажей, если это не требовалось для пояснения каких-то событий.
Из дошедших до нас источников о роли Брута Каллаика в подавлении движения Гая Гракха сообщают только Ампелий и Орозий (V. 12. 7). Особенно примечательно молчание Цицерона, весьма часто обращавшегося к этому сюжету; в частности, в VII Филиппике против Антония (14) Цицерон перечисляет выдающихся мужей, возглавивших борьбу против Гая Гракха: это Луций Опимий, Квинт Метелл Македонский, Публий Корнелий Лентул. В этом перечне было бы весьма уместно упомянуть консуляра и триумфатора Децима Брута Каллаика — деда Децима Брута Альбина, против которого тогда сражался Антоний, однако он в нём отсутствует. Столь же уместен этот пример был бы во II Филиппике (26—
Децим Брут Альбин, внук Каллаика, в течение многих лет был верным соратником Цезаря, воевал под его командованием в Галлии и в гражданской войне, по его поручению управлял Трансальпийской Галлией, затем был назначен наместником Цизальпийской Галлии и избранным консулом на 42 г., а также был назван наследником второй очереди в его завещании. Источники называют его близким другом Цезаря, который пользовался его доверием и привязанностью81. Когда Децим стал одним из убийц Цезаря, то именно его поступок вызвал у цезарианцев особенное негодование. Они считали его низким предателем, который получил от Цезаря огромные благодеяния, а в ответ проявил чёрную неблагодарность. (Cic. Phil. X. 15; XIII. 25; Vell. II. 64. 1—
В недавно опубликованной монографии, Стем пытается реабилитировать Корнелия Непота, которого большинство исследователей сурово осуждает за бесчисленное множество серьёзных ошибок и мелких неточностей88. Стем признаёт, что у Корнелия Непота и в самом деле содержится много неверной информации (хотя, возможно, некоторые ошибки с.846 необоснованно приписаны ему современными исследователями, а некоторые восходят к его источникам). Однако он считает, что точность изложения фактов и пересказа источников не должна быть главным критерием оценки Непота. Ибо этот автор был не историком, а биографом, и свою цель видел не в том, чтобы максимально верно изложить деяния человека, а в том, чтобы максимально эффектно представить его характер. Приоритетом для Непота является не абсолютная истина, а исчерпывающая характеристика89.
Представляется, что ошибка Непота в вопросе о жене Гая Гракха является закономерным следствием такого подхода. Корнелий Непот во многом разделял моральные и политические оценки Цицерона и симпатизировал традиционному республиканскому политическому устройству90, а потому, скорее всего, тоже питал неприязнь к Гаю Гракху (напр., Leg. III. 20; Lael. 41; Phil. VIII. 13). Во всяком случае, он счел нужным процитировать письма Корнелии (подлинные или поддельные), в которых она осуждает мятежные устремления своего сына Гая91, а Ампелий, черпавший свои сведения у Корнелия Непота, характеризует братьев Гракхов исключительно как нарушителей спокойствия в государстве (19. 3—
6. Выводы
Таким образом, генеалогическая схема Децима Брута, видимо, должна выглядеть следующим образом (схема 7).
Схема 7. Происхождение Децима Брута Альбина. |
с.847 Семпрония, упомянутая Саллюстием как сторонница Катилины, была родной матерью Децима, а не мачехой, как считает Сайм. Однако Сайм прав в том, что ещё до усыновления Децима Юнии и Постумии должны были состоять в каком-то родстве, и это подтверждается письмом Цицерона. Пассаж Цицерона лучше всего объясняется предположением, что усыновитель Децима — Авл Постумий Альбин, чеканивший монеты в 81 г. — приходился ему двоюродным братом, то есть мать этого Альбина была родной сестрой отца Децима. Что касается Семпронии, то на основании сведений одного Саллюстия невозможно определить, к какому роду она принадлежала. Наиболее распространённая сегодня реконструкция, относящая её к Тудитанам, плохо согласуется со свидетельством Валерия Максима о завещании её предполагаемого отца. Однако если немного видоизменить гипотезу Мюнцера и предположить, что Семпрония была внучкой Гая Гракха, то это позволяет объяснить, откуда взялась ошибка Корнелия Непота, который называет Гая Гракха зятем Брута Каллаика. Децим Брут Альбин или кто-то из его сторонников использовал его родство с этими двумя знаменитыми фигурами в политической полемике, разгоревшейся после убийства Цезаря. Защищаясь от обвинений в предательстве и неблагодарности по отношению к диктатору, Децим мог вспомнить о том, как его предок Брут Каллаик выступил против другого его предка Гая Гракха. Корнелий Непот неверно истолковал это утверждение, а затем использовал как exemplum в жизнеописании Гая Гракха (или Брута Каллаика, или обоих), чтобы продемонстрировать, что достойные подражания граждане должны ставить интересы государства выше, чем родственные узы и личную привязанность.
Литература:
Бугаева Н. В. 2005: Участвовали ли женщины в заговоре Катилины? // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира МГУ. Вып. 7. Москва. С. 112—
Бугаева Н. В. 2011: Еще раз к вопросу о жанре, адресате и достоверности «Памятной книги» Л. Ампелия // ВДИ. № 1. С. 93—
von Albrecht M. A 2012: History of Roman Literature from Livius Andronicus to Boethius. Leiden; New York; Köln.
Astin A. E. 1967: Scipio Aemilianus. Oxford.
Arnaud-Lindet
Badian E. 1968: The Sempronii Aselliones // Proceedings of the African Classical Association. Vol. 11. P. 1—
Baudry R. 2016: La dénomination des adoptés à la fin de la République romaine, décodification d’ une pratique sociale? // DHA. T. 42/2. P. 85—
Bauman R. A. 1992: Women and Politics in Ancient Rome. London; New York.
Bondurant B. C. 1907: Decimus Junius Albinus. A Historical Study. Chicago.
Boyd B. W. 1987: Virtus Effeminata and Sallust’s Sempronia // TAPA. Vol. 117. P. 183—
Brennan T. C. 2000: The Praetorship in the Roman Republic. Oxford.
Broughton T. R. S. 1986: The Magistrates of the Roman Republic. Vol. 3: Supplement. Atlanta.
с.848 Cadoux T. 1980: Sallust and Sempronia // Vindex Humanitatis: Essays in Honour of John Huntly Bishop / B. Marshall (ed.). Armidale. P. 93—
Canfora L. 1993: Studi di storia della storiografia romana. Bari.
Ciaceri E. 1929/1930: La dama Sempronia nella congiura di Catilina // Atti della Reale Accademia di archeologia, lettere e belle arti. Vol. 11. 1929/1930. P. 219—
Ciaceri E. 1939: Cicerone e suoi tempi. Ed. 2. Vol. 1. Milano; Genova; Roma; Napoli.
Corbier M. 1991a: Constructing Kinship in Rome: Marriage and Divorce, Filiation and Adoption // The Family in Italy from Antiquity to the Present / Ed. D. Kertzer, R. Saller. New Haven; London. P. 127—
Corbier M. 1991b: Divorce and Adoption as Roman Familial Strategies // Marriage, Divorce and Children in Ancient Rome / Ed. B. Rawson. Oxford. P. 47—
Crawford M. H. 1974: Roman Republican Coinage. Cambridge.
Dettenhoffer M. 1992: Perdita Iuventas. Zwischen der Generationen von Caesar und Augustus. München.
Deutsch M. E. 1928. Caesar’s son and heir. University of California Publications in Classical Philology. Vol. 9, No. 6. P. 149—
Dixon S. 2007: Cornelia, Mother of the Gracchi. L.; N. Y.
Drumann V. 1908: Geschichte Roms in seinem Übergange von der republikanischen zur monarchischen Verfassung / Aufl. 2. Hsg. P. Groebe. Leipzig. Bd. 4.
Drummond, A. 2013. T. Pomponius Atticus // The Fragments of the Roman Historians / Ed. T. J. Cornell. Oxford, P. 344—
Duval G. M. 1991: D. Junius Brutus: mari ou fils de Sempronia? // Latomus. 50, 608—
Gabba E. 1958: Commento // Appiani bellorum civilium liber primus / A cura di E. Gabba. Firenze.
Geiger J. 1985: Cornelius Nepos and Ancient Political Biography. Stuttgart.
Groag E. 1923: Sempronii Gracchi (37ff.) // RE. R. 2. Hbd. 4. Sp. 1369—
Grueber H. E. 1910: Coins of the Roman Republic in the British Museum. Vol. 1. London.
Gruen E. 1974: The Last Generation of the Roman Republic. Berkeley; Los Angeles; London.
Hemelrijk E. A. 2004: Matrona docta: educated women in the Roman élite from Cornelia to Julia Domna. London; New York.
Hopwood B. 2007: The Testament of Sempronius Tuditanus //Antichthon. Vol. 41. P. 1—
Horsfall N. 1982: Prose and Mime // The Cambridge History of Classical Literature / Ed. E. J. Kennedy. Vol. 2. Cambridge. P. 286—
Keppie L. 1983: Colonization and veteran settlement in Italy, 47—
с.849 Levick B. 2015: Catiline. London.
Lindsay H. 2009: Adoptions in the Roman World. Cambridge.
Litchfield H. W. 1914: National Exempla Virtutis in Roman Literature // HSCPh. Vol. 25. P. 1—
Millar F. 2002: Rome, the Greek World, and the East. Vol. 1. The Roman Republic and the Augustan Revolution. Chapel Hill; London.
Münzer F. 1920: Römische Adelsparteien und Adelsfamilien. Stuttgart.
Münzer F. 1931: Iunius (55a) // RE. SupplBd. 5. Sp. 369—
Münzer F. 1953: Postumius (35, 36) // RE. Hbd. 43. Sp. 910—
Pastorino A. 1950: La Sempronia nella congiura di Catilina // Giornale italiano di filologia. Vol. 3. P. 358—
Paul G. M. 1985: Sallust’s Sempronia: The Portrait of a Lady // Papers of the Liverpool Latin Seminar. Vol. 5. Liverpool. P. 9—
Peter H. 1906: Historicorum Romanorum Reliquae. Vol. 2. Lipsae.
Radin M. 1913: The Wife of Gaius Gracchus and Her Dowry // CPh. Vol. 8. P. 354—
Ramsey J. T. 2007: Sallust’s Bellum Catilinae. Oxford.
Santangelo F. 2016a: Editor’s Introduction // Syme R. Approaching the Roman Revolution / Ed. F. Santangelo. Oxford. P. 1—
Santangelo F. 2016b: Bibliographical Addenda // Syme R. Approaching the Roman Revolution / Ed. F. Santangelo. Oxford. P. 383—
Schwartz E. 1897: Die Berichte über die Catilinarische Verschwoerung // Hermes. Bd. 32. S. 554—
Sear D. R. 1998: The History and Coinage of the Roman Imperators, 49—
Shackleton Bailey D. R. 1966: Cicero’s Letters to Atticus. Vol. 5. Cambridge.
Shackleton Bailey D. R. 1976: Two Studies in Roman Nomenclature. New York.
Simpson, C. J. 1988: The Change in praenomen of Drusus Germanicus // Phoenix 42, P. 173—
Stem R. 2012: The Political Biographies of Cornelius Nepos. Ann Arbor.
von Stern E. 1883: Catilina und die Parteikämpfe in Rom der Jahre 66—
Stockton D. 1979: The Gracchi. Oxford.
Strauss B. 2015: The Death of Caesar: The Story of History’s Most Famous Assassination. New York.
Sumner G. V. 1971: Lex Annalis under Caesar // Phoenix. 25, 246—
Sumner G. V. 1973: Orators in Cicero’s Brutus: Prosopography and Chronology. Toronto.
Syme R. 1960: Bastards in Roman Aristocracy // Proceedings of American Philosophical Society. Vol. 104. P. 323—
Syme R. 1964: Sallust. Berkeley; Los Angeles.
Syme R. 1980: No Son for Caesar? // Historia. Vol. 29. P. 422—
Syme R. 2016: Approaching the Roman Revolution / Ed. F. Santangelo. Oxford.
Tansey, P. 2016. A Selective Prosopographical Study of Marriage in the Roman Elite in the Second and First Centuries B. C. Revisiting the Evidence. Dissertation, Sydney.
с.850 Weinrib E. J. 1967: The Family Connections of M. Livius Drusus Libo // HSCPh. Vol. 72. P. 247—
Wiseman T. P. 1974: Cinna the Poet and other Roman Essays. Leicester.
Wissowa G. 1900: Cornelius (274) // RE. Hbd. 7. Sp. 1408—
Zmeskal, K. 2009. Adfinitas. Die Verwandtschaften der senatorischen Führungsschicht der römischen Republik von 218—
ПРИМЕЧАНИЯ