Мифы народов мира

АЛКЕСТИ́ДА (Ἄλκησ­τις), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь царя Пелия, супру­га Адме­та. Когда её муж, обре­чён­ный на ран­нюю смерть, полу­ча­ет воз­мож­ность сохра­нить себе жизнь, если кто-либо согла­сит­ся заме­нить его в цар­стве мёрт­вых, Алкести­да согла­ша­ет­ся сой­ти в аид вме­сто Адме­та. Своё реше­ние Алкести­да объ­яс­ня­ет тем, что муж и царь, остав­шись в живых, луч­ше суме­ет сохра­нить цар­ство и обес­пе­чить буду­щее детей. Неожи­дан­но наве­стив­ший дом Адме­та Геракл, несмот­ря на радуш­ный при­ём, заме­ча­ет, что все домо­чад­цы опе­ча­ле­ны, и узна­ёт при­чи­ну их горя. Под­ка­ра­у­лив у моги­лы Алкести­ды при­шед­шую за ней смерть, Геракл отби­ва­ет Алкести­ду и воз­вра­ща­ет её мужу. Так изла­га­ет­ся миф в тра­гедии Еври­пида «Алкести­да». Соглас­но более позд­ней вер­сии мифа, боги­ня Пер­се­фо­на, рас­тро­ган­ная силой супру­же­ской люб­ви Алкести­ды, воз­вра­ща­ет её мужу ещё более пре­крас­ной, чем она была рань­ше (Plat. Conv. 179c). В осно­ве мифа об Алкести­де ска­зоч­ный мотив само­по­жерт­во­ва­ния во имя люб­ви.


Лит.: Les­ky A., Al­kes­tis, der Mythos und das Dra­ma, W.—Lpz., 1925.

В. Н. Ярхо

В антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (фрес­ки в Гер­ку­ла­ну­ме, вазо­пись, релье­фы сар­ко­фа­гов и др.) были рас­про­стра­не­ны два сюже­та: сва­тов­ство Адме­та и про­ща­ние супру­гов. В евро­пей­ском искус­стве — скульп­ту­ра О. Роде­на «Смерть Алкести­ды».

В евро­пей­ской дра­ма­тур­гии 16—20 вв.: «Вер­ная жена Алкести­да и её вер­ный муж Адмет» Г. Сак­са; «Алкести­да» Ф. Кино; «Алкести­да» Т. Смол­лет­та; «Алкести­да» К. Вилан­да; «Алкести­да» В. Аль­фье­ри; «Дом Адме­та, или Обмен судеб» И. Г. Гер­де­ра; «Жизнь под солн­цем» Т. Уайл­де­ра и др. Образ Алкести­ды нашёл отра­же­ние в поэ­зии (поэ­ма «Алкести­да» Р. М. Риль­ке и др.).

С 17 в. миф при­об­рёл широ­кое рас­про­стра­не­ние в евро­пей­ском музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве (опе­ры «Алкести­да, или Три­умф Алкида» Ж. Б. Люл­ли; «Алкести­да» И. В. Фран­ка; «Алкести­да» А. Дра­ги; в 18 в. — «Адмет, царь Фес­са­лии» Г. Ф. Ген­де­ля (создал так­же ора­то­рию «Алкести­да»); «Алкести­да» К. В. Глю­ка и др.; в 20 в. — «Алкести­да» Э. Вел­ле­са. Сре­ди балет­ных спек­так­лей: «Адмет и Алкести­да» — три поста­нов­ки Ж. Ж. Нове­ра, «Алкести­да» Й. Вей­г­ля и др.

См. также:
АЛКЕСТИДА (Словарь античности)
АЛКЕСТИДА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 59.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Алкестида и Адмет.
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIII.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА