Мифы народов мира

ГЕФЕ́СТ (Ἥφαισ­τος), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог огня и куз­неч­но­го дела. Олим­пий­ское боже­ство мало­азий­ско­го про­ис­хож­де­ния, вме­стив­шее в себя древ­ней­шие чер­ты огнен­ной сти­хии. Гефест высту­па­ет или как фетиш пла­ме­ни (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как пове­ли­тель огня. Его про­ис­хож­де­ние трак­ту­ет­ся дво­я­ко. Он — сын Зев­са и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын толь­ко Геры, рож­дён­ный ею в отмест­ку Зев­су (Hes. Theog. 927 след.). Роди­те­ли недо­люб­ли­ва­ли его и два­жды сбра­сы­ва­ли на зем­лю: одна­жды это сде­ла­ла мать, за что он ей ото­мстил, при­ко­вав к тро­ну, в дру­гой раз Зевс, когда Гефест защи­щал перед ним Геру (Apol­lod. I 3, 5). Гефест хром на обе ноги и без­обра­зен, что сбли­жа­ет его с арха­и­че­ски­ми сти­хи­я­ми. Но вме­сте с тем, будучи олим­пий­цем, он берёт в жёны пре­крас­ную боги­ню Афро­ди­ту, обма­ны­вав­шую его с Аре­сом, или хари­ту (Hom. Il. XVIII 382). На Олим­пе Гефест раз­вле­ка­ет шут­ка­ми богов, уго­ща­ет их амбро­си­ей и нек­та­ром и вооб­ще высту­па­ет в неко­ей слу­жеб­ной роли, что так­же ука­зы­ва­ет на его негре­че­ское про­ис­хож­де­ние. У Апол­ло­ния Родос­ско­го в «Арго­нав­ти­ке» (III 219—229) рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что Гефест вырыл для кол­хид­ско­го царя четы­ре источ­ни­ка, теку­щие из-под вино­град­ной лозы, — моло­ка, вина, мас­ла и воды. Гора­ций рису­ет Вул­ка­на-Гефе­ста на фоне рас­цве­таю­щей весен­ней при­ро­ды (Carm. I 4, 1—8). Всё это свиде­тель­ст­ву­ет о хто­ни­че­ской свя­зи Гефе­ста с сила­ми при­ро­ды. Мифы о Гефе­сте отра­жа­ют так­же рас­цвет худо­же­ст­вен­но-ремес­лен­но­го твор­че­ства в эпо­ху пат­ри­ар­ха­та. В Атти­ке одна из фил (еди­ниц) носи­ла имя Гефе­ста, а сам он почи­тал­ся сре­ди глав­ных божеств жите­ля­ми Атти­ки — «сыно­вья­ми Гефе­ста» (Ae­schyl. Eum. 13). Клас­си­че­ский образ Гефе­ста — куз­нец и искус­ный мастер в сво­ей мастер­ской, его помощ­ни­цы — меха­ни­че­ские слу­жан­ки. Он куёт Ахил­лу ору­жие и вели­ко­леп­ный щит (Hom. Il. XVIII 369—616). Мед­ные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229—238), опо­чи­валь­ня Геры (Hom. Il. XIV 166—168), венец Пан­до­ры (Hes. Theog. 579—584) тоже сде­ла­ны Гефе­стом. В «Эне­иде» Вер­ги­лия (VIII 370—453) даёт­ся гран­ди­оз­ное опи­са­ние под­зем­ной куз­ни Гефе­ста, где созда­ют­ся Зев­со­вы гро­мы и мол­нии, а так­же ору­жие Энея. Гоме­ров­ский гимн объ­еди­ня­ет Гефе­ста и Афи­ну, обу­чив­ших людей ремёс­лам (XX 2—7). Гефест при­ко­вы­ва­ет Про­ме­тея, но явно про­тив сво­ей воли, по при­ка­за­нию Зев­са (Ae­schyl. Prom. 14). Орфи­че­ский гимн изо­бра­жа­ет Гефе­ста как некую кос­ми­че­скую силу во всей её фети­шист­ской нетро­ну­то­сти. Он — мастер и худож­ник, но он же свет, огонь, эфир. Он охра­ня­ет дома, горо­да и пле­ме­на, но он же — луна и все све­ти­ла, сия­ю­щий, всё пожи­раю­щий демон (LXVI), т. е. Гефест — и Олимп, и пре­ис­под­няя, и выс­шее твор­че­ство, и сти­хий­ный демо­низм. Гефест пре­иму­ще­ст­вен­но почи­тал­ся в Афи­нах (в Кера­ми­ке), где он был богом ремес­ла, но не мог кон­ку­ри­ро­вать с более древним Про­ме­те­ем (CIA, p. 64) и Деда­лом. После низ­вер­же­ния Гефе­ста с Олим­па его спас­ли жите­ли ост­ро­ва Лем­нос син­тий­цы; там нахо­дил­ся город Гефе­стий и гора Моси­хл с куз­ни­цей бога. С ост­ро­вом Самос Гефест свя­зан через мать Геру Самос­скую, т. к. имен­но она была при­ко­ва­на Гефе­стом, поэто­му на Само­се нахо­ди­лись горо­да Гефе­сто­поль и Гефе­сти­он. На Кри­те отсут­ст­ву­ют малей­шие ука­за­ния на культ Гефе­ста. На мате­рик культ Гефе­ста был зане­сён с ост­ро­вов Эгей­ско­го моря эллин­ски­ми посе­лен­ца­ми. Таким обра­зом, хто­ни­че­ское негре­че­ское боже­ство ста­ло одним из самых почи­тае­мых богов сре­ди ремес­лен­ни­ков и масте­ров Афин. В рим­ской мифо­ло­гии Гефе­сту соот­вет­ст­ву­ет Вул­кан.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии. Учё­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. Лени­на, 1953, т. 72; с. 147—163; Wila­mowitz-Moel­len­dorff U. v., Hephais­tos, «Nach­rich­ten Göt­ting. Ge­sell­schaft der Wis­sen­schaf­ten», 1895; Mal­ten L., Hephais­tos, «Jahrbuch des deutschen ar­chäo­lo­gi­schen Insti­tuts», 1912, Bd 27; Brom­mer F., Die Rück­füh­rung des Hephais­tos, там же, 1937, Bd 52, S. 198—219; Schra­de H., Göt­ter und Menschen Ho­mers, Stuttg., 1952; Del­court M., Héphais­tos ou la lé­gen­de du ma­gi­cien, P., 1957.

А. Ф. Лосев

В про­из­веде­ни­ях антич­но­го искус­ства Гефест изо­бра­жа­ет­ся обыч­но в одеж­де ремес­лен­ни­ка, с моло­том или кле­ща­ми. Сре­ди сюже­тов: «Гера, пой­ман­ная Гефе­стом в ловуш­ку», «воз­вра­ще­ние Гефе­ста с Олим­па», «сотво­ре­ние Пан­до­ры», «Гефест пока­зы­ва­ет Фети­де щит, изготов­лен­ный для Ахил­ла» (фрес­ки, вазо­пись), он участ­ву­ет в сце­нах: рож­де­ния Афи­ны (рельеф восточ­но­го фрон­то­на Пар­фе­но­на, вазо­пись), «Вул­кан и кик­ло­пы» (релье­фы рим­ских сар­ко­фа­гов), гиган­то­ма­хии (рельеф север­но­го фри­за сокро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах, вазо­пись). В 15—18 вв. наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в евро­пей­ской живо­пи­си сюже­ты: «Вене­ра в куз­ни­це Вул­ка­на» (Джу­лио Рома­но, Ф. Пар­ми­джа­ни­но, Я. Паль­ма Млад­ший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куа­пель, Ф. Буше и др.), «куз­ни­ца Вул­ка­на» (При­ма­тич­чо, Пьет­ро да Кор­то­на, Ф. Бас­са­но, Тици­ан, Д. Велас­кес, Л. Джор­да­но, Дж. Б. Тье­по­ло и др.), «Марс и Вене­ра, застиг­ну­тые Вул­ка­ном» (см. в ст. Арес), «Фети­да у Вул­ка­на» и др. Рельеф Г. Р. Дон­не­ра «Вене­ра в куз­ни­це Вул­ка­на» (18 в.).

См. также:
ГЕФЕСТ (Словарь античности)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 299—300.
См. по теме: ЭПАФ, ЕПАФ • ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭПИКАСТА, ЕПИКАСТА • ЭРГАНА, ЕРГАНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Возвращение Гефеста на Олимп в сопровождении Диониса и сатира.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Медеи.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (фронтальная панель).
Мрамор. III в. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. КЕРАМИКА. Греция.
Возвращение Гефеста на Олимп.
Ионская гидрия.
Глина. Ок. 525 г. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА