Словарь античности

ГЕФЕСТ (греч. Hephais­tos, лат. Hephaes­tus), гре­че­ский бог огня и куз­неч­но­го ремес­ла, покро­ви­тель куз­не­цов и ремес­лен­ни­ков, изна­чаль­но негре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния (Малая Азия — Кария, Ликия), в Малой Азии и осо­бен­но на ост­ро­ве Лем­нос суще­ст­во­вал культ зем­но­го огня. Гефест был сыном Зев­са и Геры (или одной Геры). Изо­бра­жал­ся широ­ко­пле­чим и хро­мым. Соглас­но одной вер­сии, Зевс швыр­нул Гефе­ста с Олим­па за то, что он засту­пал­ся за Геру во вре­мя ее спо­ра с Зев­сом. Упав с Олим­па, Гефест обру­шил­ся на Лем­нос. Соглас­но дру­гой вер­сии, Гера после родов сбро­си­ла Гефе­ста с Олим­па, т. к. он был кале­кой. Как мастер куз­неч­но­го ремес­ла, Гефест — един­ст­вен­ный из всех антич­ных богов изо­бра­жал­ся работаю­щим в сво­ей мастер­ской — он изготав­ли­вал со сво­и­ми под­ма­сте­рья­ми, цик­ло­па­ми, ору­жие и укра­ше­ния для богов, создал по воле Зев­са Пан­до­ру. В каче­стве искус­ней­ше­го бога Гефест был супру­гом Афро­ди­ты. Она обма­ны­ва­ла его с Аре­сом. В Афи­нах ремес­лен­ни­ки наряду с Афи­ной почи­та­ли так­же и Гефе­ста как сво­его защит­ни­ка и покро­ви­те­ля. Т. н. Тесей­он был, веро­ят­но, его хра­мом. Гефест в сво­ей мастер­ской — излюб­лен­ный сюжет живо­пи­си — полот­на П. Рубен­са, Р. Велас­ке­са, А. ван Дей­ка, Д. Тье­по­ло.


Гефест. Гефест при рож­де­нии Афи­ны (по изо­бра­же­нию на крас­но­фи­гур­ной вазе).

См. также:
ГЕФЕСТ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛЕОС, СОСТРАДАНИЕ • ЭРЕБ, ЕРЕБ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Гефест при рождении Афины.
Пелика краснофигурная.
Глина.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Создание Пандоры.
Краснофигурный килик, внутренняя часть. Аттика.
Мастер Тарквинии (Лондон D 4).
Ок. 470—460 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Помпеи, Дом Веттиев, расписная комната.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Экседра-пинакотека дома Веттиев.
Четвертый стиль. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
5. КЕРАМИКА. Греция.
Возвращение Гефеста на Олимп в сопровождении Диониса и сатира.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Медеи.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Возвращение Гефеста на Олимп.
Ионская гидрия.
Глина. Ок. 525 г. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем (деталь).
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА