МАРСИЙ (Μαρσύας), в греческой мифологии сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, т.к. увидела, как безобразно раздуваются её щёки при игре) (Paus. I 24, 1). В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия, музыка которого отличалась чисто фригийским экстатически-исступлённым характером (флейта с бубнами, трещотками и пр. сопутствует оргиям Кибелы и Диониса), но и ободрал с несчастного кожу (Myth. Vat. I 125; II 115). По преданию, кожа Марсия, содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр (Herodot. VII 26; Xenoph. Anab. I 2, 8); при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона (Ael. Var. hist. XIII 21). Марсий был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноимённый поток (Ovid. Met. VI 382—400), его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону (Paus. II 7, 9). В мифе о состязании Аполлона и Марсия отразился начальный этап борьбы божеств-антагонистов Аполлона и Диониса.

Лит.: Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 395—399.

А.Ф. Лосев

В античном искусстве (вазопись, геммы, рельефы) популярны сюжеты — «Марсий подбирает флейту, брошенную Афиной», «состязание Аполлона и Марсия» и «наказание Марсия», в европейском изобразительном искусстве — «состязание Аполлона и Марсия» (П. Перуджино, Я. Тинторетто) и «наказание Марсия» (Б. Перуцци, Рафаэль, А. Бронзино, Дж. Вазари, Аннибале Карраччи, П. Веронезе, Г. Рени, Я. Гверчино, Дж. Тьеполо, Я. Йорданс и др.).


© Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.— М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 120.

ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА