Мифы народов мира

ПЕНЕЛО́ПА (Πη­νελό­πη), в гре­че­ской мифо­ло­гии дочь спар­тан­ца Ика­рия и ним­фы Пери­беи, супру­га Одис­сея. Явив­шись в Спар­ту в чис­ле пре­тен­ден­тов на руку Еле­ны, Одис­сей пред­по­чёл взять в жёны её двою­род­ную сест­ру — Пене­ло­пу [по одной вер­сии (Paus. III 12, 1), полу­чил Пене­ло­пу в жёны в каче­стве награ­ды за победу в беге; по дру­гой (Apol­lod. III 10, 9), отец Еле­ны Тин­да­рей убедил Ика­рия выдать Пене­ло­пу за Одис­сея, кото­рый помог ему важ­ным сове­том при выбо­ре мужа для Еле­ны]. В «Одис­сее» Пене­ло­па — вер­ная жена, пре­дан­но ожи­даю­щая воз­вра­ще­ния мужа. Оса­ждае­мая во вре­мя его два­дца­ти­лет­не­го отсут­ст­вия мно­го­чис­лен­ны­ми жени­ха­ми, Пене­ло­па вся­че­ски укло­ня­ет­ся от выбо­ра ново­го мужа. Сна­ча­ла она откла­ды­ва­ет реше­ние под тем пред­ло­гом, что долж­на соткать погре­баль­ный саван для свё­к­ра Лаэр­та и, работая днём, ночью рас­пус­ка­ет гото­вую ткань. Так Пене­ло­па обма­ны­ва­ет жени­хов в тече­ние трёх лет. Затем она дол­го отка­зы­ва­ет­ся сде­лать выбор, несмот­ря на то, что пиру­ю­щие жени­хи истреб­ля­ют её состо­я­ние. По вну­ше­нию Афи­ны Пене­ло­па обе­ща­ет вый­ти замуж за победи­те­ля в назна­чен­ном ею состя­за­нии в стрель­бе из лука Одис­сея. Одна­ко с помо­щью это­го лука жени­хов уби­ва­ет сам Одис­сей, тай­но вер­нув­ший­ся на Ита­ку и наблюдав­ший за всем, что про­ис­хо­дит в его доме. Хотя Пене­ло­па успе­ва­ет про­ник­нуть­ся сим­па­ти­ей к незна­ком­цу, похо­же­му на Одис­сея, она при­зна­ёт в нём сво­его мужа толь­ко после того, как убеж­да­ет­ся, что он вла­де­ет извест­ной лишь им дво­им тай­ной (Hom. Od. XXIII 173—230). Соглас­но после­го­ме­ров­ской тра­ди­ции (Apol­lod. epit. VII 37), Теле­гон (сын Одис­сея и Кир­ки), слу­чай­но убив­ший Одис­сея, берет Пене­ло­пу себе в жёны; Кир­ка дару­ет им обо­им бес­смер­тие и пере­но­сит их на ост­ро­ва бла­жен­ных. Встре­чаю­ща­я­ся в позд­них источ­ни­ках вер­сия, обви­ня­ю­щая Пене­ло­пу в невер­но­сти и даже при­пи­сы­ваю­щая ей рож­де­ние от сою­за с Гер­ме­сом бога Пана (Apol­lod. epit. VII 38), воз­ник­ла либо от сме­ше­ния гоме­ров­ской Пене­ло­пы с каким-либо одно­имён­ным пело­пон­нес­ским жен­ским боже­ст­вом, либо из жела­ния объ­яс­нить суще­ст­во­ва­ние в Ман­ти­нее моги­лы Пене­ло­пы (Paus. VIII 12, 5—6; вер­сия — отправ­лен­ная Одис­се­ем к отцу в Спар­ту Пене­ло­па умер­ла в Ман­ти­нее).

В. Н. Ярхо

Сюже­ты мифа полу­чи­ли отра­же­ние в гре­че­ской вазо­пи­си (с 1-й поло­ви­ны 5 в. до н. э.), на этрус­ских зер­ка­лах 4—3 вв. до н. э., пом­пей­ских фрес­ках. В евро­пей­ском изо­бра­зи­тель­ном искус­стве 16—18 вв. самые рас­про­стра­нён­ные сюже­ты мифа вопло­ща­лись в про­из­веде­ни­ях Пин­ту­рик­кьо, Дж. Ваза­ри, Я. Йор­дан­са, К. Блу­мар­та, Ф. Лему­а­на и др.

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 299—300.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Пенелопа.
Двухцветное стекло.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Одиссей возвращается к Пенелопе.
Терракотовая плитка.
Греция. Ок. 450 г. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Одиссей и Пенелопа.
Фреска IV стиля на северной стене Мацеллума в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Мацеллум, VII, 9, 4—12.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА