Мифы народов мира

ПЕРСЕ́Й (Περ­σεύς), в гре­че­ской мифо­ло­гии пред­ок Герак­ла, сын аргос­ской царев­ны Данаи и Зев­са. Золотым дождём Зевс про­ник в мед­ный терем, где была запер­та Даная её отцом Акри­си­ем, знав­шим о сво­ей смер­ти от руки вну­ка. Даная с Пер­се­ем были в ящи­ке бро­ше­ны в море раз­гне­ван­ным царём, но вылов­ле­ны рыба­ком Дик­ти­сом у ост­ро­ва Сериф. Пер­сей был вос­пи­тан в доме Дик­ти­са, а затем отправ­лен царём ост­ро­ва Полидек­том, влю­бив­шим­ся в Данаю, на розыс­ки гор­го­ны Меду­зы. Пер­сею помог­ли Афи­на и Гер­мес. По сове­ту богов Пер­сей достиг сна­ча­ла пре­де­лов край­не­го запа­да, где оби­та­ли граи, имев­шие на трёх сестёр один зуб и один глаз. Овла­дев и зубом, и гла­зом, он вер­нул их гра­ям в обмен на ука­за­ние пути к ним­фам, обла­дав­шим кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми, шап­кой-невидим­кой и заплеч­ной сум­кой. Пер­сей полу­чил от нимф эти дары и воору­жил­ся ост­рым кри­вым ножом, подар­ком Гер­ме­са. Под­няв­шись в воздух на кры­ла­тых сан­да­ли­ях, Пер­сей отру­бил голо­ву смерт­ной Меду­зе, одной из трёх сестёр-гор­гон, глядясь в бле­стя­щий щит, протя­ну­тый Афи­ной, чтобы не встре­тить­ся взглядом с гла­за­ми Меду­зы, пре­вра­щав­ши­ми всё живое в камень. От дру­гих гор­гон Пер­сей скрыл­ся с помо­щью шап­ки-невидим­ки, спря­тав голо­ву Меду­зы в заплеч­ную сум­ку. В Эфи­о­пии Пер­сей спас Анд­ро­меду, цар­скую дочь, отдан­ную на съе­де­ние мор­ско­му чудо­ви­щу, и взял Анд­ро­меду в жёны, рас­крыв заго­вор её роди­ча, отверг­ну­то­го жени­ха, пре­вра­щён­но­го вме­сте со сво­и­ми сообщ­ни­ка­ми в камень. Вер­нув­шись на ост­ров Сериф, Пер­сей спас свою мать от при­тя­за­ний Полидек­та, пре­вра­тив его и всех его при­вер­жен­цев в камен­ные ста­туи и сде­лав Дик­ти­са пра­ви­те­лем ост­ро­ва. Пер­сей с Анд­ро­медой яви­лись в Аргос, откуда бежал Акри­сий, спа­са­ясь в Лариссе. Тут, участ­вуя в состя­за­ни­ях, Пер­сей неча­ян­но дис­ком убил сво­его деда, после чего, не желая пра­вить в Арго­се, пере­брал­ся в Тиринф, оста­вив в обмен сво­е­му тиринф­ско­му роди­чу наследие деда. Дары, с помо­щью кото­рых Пер­сей совер­шил свои подви­ги, были воз­вра­ще­ны Гер­ме­су и ним­фам. Голо­ву Меду­зы водру­зи­ла на свою эгиду Афи­на (Apol­lod. II 4, 1—4).

Мифы о Пер­сее типич­ны для ста­нов­ле­ния геро­и­че­ской мифо­ло­гии и утвер­жде­ния вла­сти олим­пий­цев на зем­ле через сво­их потом­ков. Замет­ны чер­ты ска­зоч­ных сюже­тов (осво­бож­де­ние цар­ской доче­ри и награ­да), а так­же древ­них фети­шист­ских моти­вов (шап­ка-невидим­ка, кры­ла­тые сан­да­лии и др.).


Лит.: Woodward J. M., Per­seus, Camb., 1937; Langlotz E., Per­seus, Hdlb., 1951.

А. А. Тахо-Годи

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 304—305.
См. по теме: ДИМАС • ДРИОП • КИТИССОР • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
2. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Убийство Медузы Персеем в присутствии Афины и рождение Пегаса. Метопа фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Персей и Андромеда.
Двухслойный оникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Персей, убегающий с головой Медузы.
Краснофигурная гидрия. Аттика.
Приписывается Мастеру Пана (Beazley).
Глина.
Ок. 460 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Фрагмент фриза Храма C в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
540—510 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Настенная роспись в комнате 30 (diaeta), примыкающей к большому портику.
Середина I в. н. э.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Сан-Марко, комната 30.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Фреска в комнате 30 (diaeta), примыкающей к большому портику.
Середина I в. н. э.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Вилла Сан-Марко, комната 30.
8. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
9. СКУЛЬПТУРА.
Персей с головой Медузы. Деталь.
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1801 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 3.
10. НАДПИСИ. Рим.
Хвалебная надпись в честь консула Луция Эмилия Павла, победившего лигуров в 181 г. до н. э. и Персея, царя Македонии, в 168 г. до н. э.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
CIL XI 1829 = CIL I, p. 194 = ILLRP 81 = ILS 57.
Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Персей Македонский
Пелла или Амфиполь, 173—171 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Персея в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΠΕΡΣΕΩΣ — орел стоит на пучке молний; сверху и слева — две монограммы, между лапами — буква Φ; все внутри венка; внизу — изображение плуга.
2. Драхма, серебро
Персей Македонский
монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
3. Тетрадрахма, серебро
Филипп V
Пелла или Амфиполь, 184—179 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа V в образе Персея влево и гарпа (меч Персея) над его плечом в центре македонского щита.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ — дубина; вверху — монограмма магистрата Зоила, внизу — две монограммы; все внутри венка. Слева — звезда.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА