Мифы народов мира

ФИЛОКТЕ́Т (Φι­λοκ­τῆ­της), в гре­че­ской мифо­ло­гии царь горо­да Мели­беи. В «Илиа­де» (II 716—720) он назван пред­во­ди­те­лем вои­нов из горо­дов Мефо­ны, Мели­беи и Оли­зо­на (на юге полу­ост­ро­ва Маг­не­сия в Фес­са­лии). Фил­ок­те­ту, как сво­е­му луч­ше­му дру­гу, Геракл дове­рил под­жечь его погре­баль­ный костёр на горе Эте (в Эха­лии) и пода­рил ему свой лук и не знаю­щие про­ма­ха стре­лы (Soph. Phil. 801—803). По одно­му из вари­ан­тов мифа, Фил­ок­тет полу­чил лук не от само­го Герак­ла, а уна­сле­до­вал его от сво­его отца, при­сут­ст­во­вав­ше­го при кон­чине героя (Apol­lod. II 7, 7). Будучи одним из жени­хов Еле­ны, Фил­ок­тет потом при­нял уча­стие в похо­де под Трою, воз­гла­вив опол­че­ние на семи кораб­лях. Одна­ко в пути его ужа­ли­ла змея, и так как от неза­жи­ваю­щей раны исхо­ди­ло нестер­пи­мое зло­во­ние, ахей­цы вынуж­де­ны были оста­вить его на ост­ро­ве Лем­нос. По одним источ­ни­кам, это слу­чи­лось на ост­ро­ве Тенедос (змея ужа­ли­ла Фил­ок­те­та во вре­мя жерт­во­при­но­ше­ния, кото­рое ахей­цы совер­ша­ли в свя­щен­ном участ­ке Апол­ло­на, или во вре­мя после­до­вав­ше­го затем пира, Apol­lod. epit. III 27), по дру­гим — на малень­ком ост­ро­ве Хри­са близ Лем­но­са (Фил­ок­тет слу­чай­но забрёл в уча­сток мест­ной боги­ни, кото­рый охра­ня­ла змея, Soph. Phil. 263—270, 1326—1328). В исто­ри­че­ское вре­мя (вплоть до 1 в.) на ост­ро­ве суще­ст­во­вал алтарь Фил­ок­те­та с воз­ло­жен­ны­ми на него мед­ным изо­бра­же­ни­ем змеи и луком. Почти десять лет томил­ся Фил­ок­тет от болей в оди­но­че­стве, добы­вая себе про­пи­та­ние охотой на диких птиц. На деся­том году Тро­ян­ской вой­ны жрец Кал­хант (или пле­нён­ный ахей­ца­ми Елен) объ­явил, что Троя не может быть взя­та без лука и стрел Герак­ла, при помо­щи кото­рых она одна­жды была заво­ё­ва­на. Тогда гре­ки отпра­ви­ли на Лем­нос Одис­сея и Дио­меда, кото­рые хит­ро­стью вошли в дове­рие к оди­но­ко­му Фил­ок­те­ту и, вос­поль­зо­вав­шись его забы­тьём во вре­мя одно­го из при­сту­пов боли, овла­де­ли его ору­жи­ем. Потом им уда­лось убедить Фил­ок­те­та сле­до­вать вме­сте с ними под Трою, где ему было обе­ща­но исце­ле­ние. В ахей­ском лаге­ре Фил­ок­тет был выле­чен одним из сыно­вей Аскле­пия (источ­ни­ки назы­ва­ют то Маха­о­на, то Пода­ли­рия), а затем в бою насмерть сра­зил сво­ей стре­лой Пари­са (Apol­lod. epit. V 8). При захва­те Трои Фил­ок­тет, одна­ко, игра­ет вто­ро­сте­пен­ную роль. О его судь­бе после окон­ча­ния Тро­ян­ской вой­ны извест­но немно­го. Уплыв в Южную Ита­лию, Фил­ок­тет после сра­же­ния с лука­на­ми посе­лил­ся в Кри­мис­се (на запад­ном побе­ре­жье Тарен­тин­ско­го зали­ва), где он в память о сво­их ски­та­ни­ях осно­вал свя­ти­ли­ще Апол­ло­на-стран­ни­ка и посвя­тил богу свой лук (Apol­lod. epit. VI 15). Это ска­за­ние отра­жа­ет, ско­рее все­го, рас­про­стра­не­ние в ряде посе­ле­ний Вели­кой Гре­ции куль­та Фил­ок­те­та, зане­сён­но­го сюда в исто­ри­че­ское вре­мя гре­че­ски­ми коло­ни­ста­ми. Ука­за­ние на то, что Фил­ок­тет явля­ет­ся выход­цем из Фес­са­лии (где разыг­ра­лась так­же исто­рия Пелея и Фети­ды), свиде­тель­ст­ву­ет об очень древ­нем про­ис­хож­де­нии обра­за Фил­ок­те­та. Воз­мож­но, что до вклю­че­ния в исто­рию Тро­ян­ской вой­ны эпи­зо­да с дере­вян­ным конём (тро­ян­ский конь) Фил­ок­тет был имен­но тем геро­ем, кото­рый воз­глав­лял решаю­щий штурм Трои.

Миф о Фил­ок­те­те был обра­ботан в одно­имён­ных тра­геди­ях Эсхи­ла, Софок­ла и Еври­пида, затем афин­ским дра­ма­тур­гом 4 в. до н. э. Тео­дек­том и рим­ским поэтом Акци­ем. Сохра­ни­лась толь­ко тра­гедия Софок­ла, в кото­рой на Лем­нос отправ­ля­ет­ся не Дио­мед, а Неопто­лем.


Лит.: Mas­saux A., Phi­loc­tè­te, sa bles­su­re et son aban­don, Thè­se, Liè­ge, 1939.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 562—563.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс укушенного змеей Филоктета?
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала работы Пифагора (?).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс атлета (т. н. «торс Валентини»).
Мрамор. Римская копия ок. 100 г. н. э. бронзового греческого образца середины V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Т. н. «Филоктет».
Паросский мрамор.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА