Мифы народов мира

ПОСЕЙДО́Н (Πο­σειδῶν), в гре­че­ской мифо­ло­гии один из глав­ных олим­пий­ских богов, вла­ды­ка моря, сын Кро­но­са и Реи, брат Зев­са и Аида (Hes. Theog. 453—457), с кото­ры­ми он поде­лил гос­под­ство над миром. Бро­сив жре­бий, он полу­чил в удел море (Зевс — небо, Аид — под­зем­ное цар­ство) (Hom. Il. XV 187—194). Древ­ней­шее пред­став­ле­ние о Посей­доне свя­за­но с пло­до­ро­ди­ем зем­ли, про­пи­тан­ной вла­гой, поэто­му имя Посей­дон мож­но пони­мать в его дорий­ской фор­ме как «супруг зем­ли» в име­ни­тель­ном паде­же (П. Креч­мер) (Po­tei­dan — pot = pos, корень сло­ва ука­зы­ва­ет на «супру­же­ство» и da = ga, «зем­ля») или в зва­тель­ном паде­же (И. Б. Гоф­ман), отсюда эпи­те­ты Посей­до­на — «коле­ба­тель зем­ли» (Hom. Od. V 366), «зем­ледер­жец» (I 68). С дру­гой сто­ро­ны, древ­ней­ший Посей­дон свя­зан с индо­ев­ро­пей­ским зооморф­ным демо­ном пло­до­ро­дия, высту­пав­шим в обли­ке коня или быка, и таким обра­зом сбли­жа­ет­ся с неис­ся­кае­мой порож­даю­щей силой зем­ных недр, а зна­чит, и с вод­ной сти­хи­ей. Отсюда в име­ни Посей­до­на видят вопло­ще­ние теку­чей пло­до­нос­ной сущ­но­сти, кото­рая выра­же­на в застыв­шей фор­ме риту­аль­но­го обра­ще­ния: «вла­ды­ка вод» (А. Кар­нуа, А. Хой­бек), так как дорийск. Po­tei­dan раз­ла­га­ет­ся: po­tei, «вла­ды­ка» в зва­тель­ном паде­же, и при­ла­га­тель­ное daon, «вод­ный», «водя­ной» в зва­тель­ном паде­же, обра­зо­ван­ное от индо­ев­ро­пей­ско­го кор­ня da-, da­nu-, ука­зы­ваю­ще­го на вла­гу и реку (ср. осет. Дон­бет­ты­ра, наиме­но­ва­ния рек Дон, Днепр, Дунай). С рас­се­ле­ни­ем гре­че­ских пле­мён на ост­ро­вах Посей­до­на ста­ли отож­дествлять не толь­ко с вла­гой, дару­ю­щей жизнь зем­ле, но и с про­сто­ра­ми моря. Олим­пий­ский Посей­дон нераз­рыв­но свя­зан имен­но с мор­ской сти­хи­ей, сохра­нив в каче­стве руди­мен­тов эпи­те­ты, ука­зы­ваю­щие на былую связь с зем­лёй, мифы о зооморф­ных ипо­ста­сях Посей­до­на — коне и быке и пре­да­ния о Посей­доне, сво­им тре­зуб­цем выби­ваю­щем из зем­ли прес­ную вла­гу источ­ни­ков.

Арха­и­че­ские чер­ты у олим­пий­ско­го Посей­до­на нахо­дят выра­же­ние в его буй­ном нра­ве, попыт­ках сохра­нить свою неза­ви­си­мость. Вынуж­ден­ный при­знать гла­вен­ство Зев­са, он счи­та­ет себя рав­ным ему (Hom. Il. XV 185 след., 194—199). Посей­дон участ­ву­ет в мяте­же про­тив Зев­са и его спа­са­ет от оков Фети­да (I 398—400). Он в сою­зе с Герой, вос­поль­зо­вав­шись сном Зев­са, пода­ёт помощь ахей­цам, вызы­вая гнев гро­мо­верж­ца, и угро­жа­ет ему непри­ми­ри­мой враж­дой (XV 212—217). Посей­дон идёт на помощь ахей­цам с мечом, схо­жим с мол­нией, пред­во­ди­тель­ст­вуя их воин­ст­вом (XIV 384—388). Посей­дон нена­видит тро­ян­цев, царь кото­рых Лао­медонт в своё вре­мя не запла­тил ему и Апол­ло­ну обу­слов­лен­ной пла­ты. Посей­дон наслал на Трою страш­ное мор­ское чудо­ви­ще, угро­жав­шее цар­ской доче­ри Геси­оне, спа­сён­ной Герак­лом (Apol­lod. II 5, 9).

Он один идёт про­тив реше­ния олим­пий­цев воз­вра­тить домой Одис­сея, нена­видя его за ослеп­ле­ние Поли­фе­ма (Hom. Od. I 68—75), хотя Зевс уве­рен, что Посей­дон не может спо­рить со все­ми бес­смерт­ны­ми и посту­пать само­власт­но (I 77—79). Одна­ко Посей­дон не успо­ка­и­ва­ет­ся и насы­ла­ет на Одис­сея страш­ную бурю, раз­би­вая его плот и сво­им тре­зуб­цем взбудо­ра­жи­вая море, тучи и вет­ры (V 291—319). Посей­дон ярост­но дей­ст­ву­ет сво­им тре­зуб­цем, желая или под­нять бурю, или погу­бить кого-либо из геро­ев. Он раз­би­ва­ет ска­лу и губит Аяк­са Оилида за его нече­сти­вую похваль­бу (IV 505—511). Трезу­бец Посей­до­на — некий древ­ний фетиш, наде­лён­ный маги­че­ской силой. Имен­но в спо­ре с Афи­ной Посей­дон выби­ва­ет тре­зуб­цем источ­ник, даруя его жите­лям Атти­ки (Ovid. Met. VI 75—77). Но Посей­до­ну было вполне доста­точ­но креп­ко уда­рить ладо­нью по кораб­лю феа­ков, чтобы пре­вра­тить его в ска­лу и втис­нуть эту ска­лу в мор­ское дно (Hom. Od. XIII 162—164). Посей­дон не живёт на Олим­пе, вла­дея соб­ст­вен­ным рос­кош­ным двор­цом на дне моря в Эгах (V 381). Посей­дон мчит­ся на колес­ни­це, запря­жён­ной длин­но­гри­вы­ми коня­ми, по морю (V 380). Мор­ская тём­но-синяя бур­ли­вая вол­на и есть сам Посей­дон, посто­ян­но име­ну­е­мый «сине­куд­рым», «тем­но­вла­сым» (Hom. Il. XIV 390). Облик Посей­до­на стра­шен, могуч и сти­хи­ен. Под его сто­пою тре­пе­щут леса. Сво­его двор­ца в Эгах он дости­га­ет, сде­лав три-четы­ре шага с фра­кий­ских гор (XIII 10—31). Посей­дон — супруг нере­иды Амфи­т­ри­ты (Hes. Theog. 930). От неё у него сын Три­тон — вла­ды­ка мор­ских глу­бин (931 след.). Посей­дон — отец мно­же­ства детей и все они сти­хий­ны, ужас­ны и чудо­вищ­ны. Это вели­ка­ны Сар­пе­дон (Apol­lod. II 5, 9), Ори­он и Ало­ады, царь беб­ри­ков, кулач­ный боец Амик — от ним­фы Мелии («ясе­не­вой»; Apoll. Rhod. II 1—3), вели­кан Антей — от Зем­ли, кик­лоп Поли­фем, царь Буси­рис, уби­ваю­щий всех чуже­стран­цев (Apol­lod. II 5, 11), раз­бой­ни­ки Кер­ки­он (Hyg. Fab. 187) и Ски­рон (Apol­lod. epit. I 2); от меду­зы Гор­го­ны у него Хри­са­ор («зла­то­меч») и Пегас, выбив­ший копы­том источ­ник Гип­по­кре­ну (Hes. Theog. 280—283). Демет­ра в обра­зе эри­нии роди­ла от Посей­до­на коня Арей­о­на (Apol­lod. III 6, 8), что допол­ня­ет сведе­ния о зооморф­ной сущ­но­сти Посей­до­на. Он выслал из моря на Крит пре­крас­но­го быка, свою соб­ст­вен­ную ипо­стась, кото­рый вме­сте с Паси­фа­ей поро­дил чудо­ви­ще Мино­тав­ра (Apol­lod. III 1, 3—4). Одна­ко были сла­бые попыт­ки свя­зать Посей­до­на с геро­и­че­ским миром, хотя и здесь Посей­дон явля­ет­ся в обли­ке вод­ной сти­хии. При­няв облик реч­но­го бога, Посей­дон всту­пил в брак с Тиро, поро­див­шей Пелея и Нелея, отца муд­ро­го Несто­ра (Hom. Od. XI 241—254).

Посей­дон счи­та­ет­ся боже­ст­вен­ным отцом Тесея (Bac­chyl. XVII 33—37), сына афин­ско­го царя Эгея. Дока­зы­вая своё боже­ст­вен­ное про­ис­хож­де­ние, Тесей бро­сил­ся в море, чтобы достать кину­тое туда Мино­сом золо­тое коль­цо, добыл его у Амфи­т­ри­ты и вер­нул­ся победи­те­лем (Paus. I 17, 3; Bac­chyl. XVII). Имен­но Тесей — геро­и­че­ский сын Посей­до­на, уби­ва­ет Мино­тав­ра — тоже сына Посей­до­на, толь­ко чудо­вищ­но­го. Сре­ди арго­нав­тов есть сыно­вья Посей­до­на — Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179—189), не играю­щие, одна­ко, суще­ст­вен­ной роли в похо­де. Вряд ли Посей­до­на мож­но счи­тать осно­ва­те­лем и защит­ни­ком поли­сов; он оспа­ри­вал у Гелиоса Коринф и потер­пел пора­же­ние, с ост­ро­ва Эги­на его вытес­нил Зевс, с Нак­со­са — Дио­нис, из Дельф — Апол­лон, из Тре­зе­на — Афи­на (Plut. Quest. conv. IX 6). Она же ока­за­лась победи­тель­ни­цей в Афи­нах, поса­див там мас­ли­ну вопре­ки Посей­до­ну. Гера забра­ла себе Аргос, за что Посей­дон наслал сна­ча­ла засу­ху, а затем море. Един­ст­вен­ная стра­на, где цари­ли Посей­дон и его потом­ки, кото­рых Зевс пока­рал за нече­стие, — ост­ров Атлан­ти­да (Plat. Cri­tias).

Культ Посей­до­на свя­зан с почи­та­ни­ем его как боже­ства моря, источ­ни­ков (его эпи­те­ты: Кре­нух, «дер­жа­тель источ­ни­ка»; Ним­фа­гет, «води­тель нимф») и зем­ле­тря­се­ний. Стра­бон сооб­ща­ет (I 3, 16), что родо­с­цы после зем­ле­тря­се­ния вбли­зи ост­ро­ва Фера воз­двиг­ли храм Посей­до­ну Асфа­лию — «дару­ю­ще­му без­опас­ность». Посей­дон почи­тал­ся по всей Гре­ции так­же как Фиталь­мий, наряду с Дио­ни­сом Денд­ри­том, «дре­вес­ным», и им обо­им была посвя­ще­на сос­на (Plut. Quest. conv. V 3, 1). Культ Посей­до­на Гип­пия — «кон­но­го» — пре­иму­ще­ст­вен­но фес­са­лий­ский. В Арго­се был храм Посей­до­на Прок­ли­стия — «при­чи­ня­ю­ще­го навод­не­ние» в память спо­ра Геры и Посей­до­на, когда отверг­ну­тый аргос­ца­ми Посей­дон наслал на Арго­лиду море (Paus. I 29, 4). На акро­по­ле у свя­ти­ли­ща Эрех­фея ещё во 2 в. почи­тал­ся источ­ник соло­но­ва­той воды, яко­бы выби­тый тре­зуб­цем Посей­до­на (He­ro­dot. VIII 55). В Тре­зене, несмот­ря на пора­же­ние Посей­до­на от Афи­ны «могу­чей», почи­та­ют Посей­до­на «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм Посей­до­на Фиталь­мия в память бес­пло­дия, послан­но­го Посей­до­ном на зем­лю, про­пи­тав­шу­ю­ся мор­ской солью, и мило­сти Посей­до­на, пре­кра­тив­ше­го гнев (II 32, 8). Культ Посей­до­на всюду свя­зан с бед­ст­ви­я­ми, сопро­вож­дав­ши­ми его гнев, сме­ня­е­мый затем на про­ще­ние.

Посей­дон — древ­нее муж­ское хто­ни­че­ское боже­ство, обла­дав­шее уни­вер­саль­ной вла­стью, на более позд­ней геро­и­че­ской сту­пе­ни было вытес­не­но муж­ским пат­ри­ар­халь­ным боже­ст­вом, воз­гла­вив­шим олим­пий­цев, Зев­сом, и боль­ше уже не заня­ло гла­вен­ст­ву­ю­ще­го поло­же­ния, оста­ва­ясь в неиз­мен­ной оппо­зи­ции к Олим­пу.

В рим­ской мифо­ло­гии отож­дествлял­ся с Неп­ту­ном.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Учё­ные запис­ки МГПИ им. Лени­на», 1953, т. 72, с. 133—136; Scha­cher­meyr F., Po­sei­don und die Entste­hung des grie­chi­schen Göt­terglau­bens, Bern, 1950; Ro­se H. J., Grie­chi­sche Mytho­lo­gie, 2 Aufl., Münch., 1961.

А. Ф. Лосев

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 323—324.
См. по теме: ЭПИГОНЫ, ЕПИГОНЫ • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРЕВТАЛИОН • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посейдон, Аполлон и Артемида на собрании богов.
Барельеф с восточного фриза Парфенона.
Мрамор. 440 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
3. ГЛИПТИКА. Греция.
Афина и Посейдон.
Камея.
Сардоникс, оникс.
I в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о сотворении человека Прометеем.
Мрамор.
IV в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Посейдон.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Посейдон.
Бронза.
460-е гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Посейдона.
Бронза.
V в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — голова Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — обнаженный Нептун, с плащом, спадающим на спину с левого плеча, стоит вправо, поставив левую ногу на корабельный нос, держа в левой руке дельфина и в правой — трезубец, направленный вертикально вверх.
2. Тетрадрахма, серебро
Антигон III Досон
Амфиполь (?), 227—225 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Посейдона в венке вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΓΟΝΟΥ — Аполлон сидит на носу корабля влево и в правой руке держит лук; внизу — монограмма.
3. AE, бронза
Нерон
Коринф, 54—55 гг.
АВЕРС: OCTAVIAE NERONIS AVG. — драпированный бюст Октавии вправо.
РЕВЕРС: Q. FVL. FLACCO II VIR COR. — Посейдон на биге, в которую запряжены гиппокампы, скачет влево.
4. Тетрадрахма, серебро
Деметрий I Полиоркет
Амфиполь, 289—288 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметрия I с рогами в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΔΗΜΗΤΡΙΟΥ — Посейдон Пелагий влево, правая нога стоит на камне, в левой руке — трезубец, слева и справа — две монограммы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА