Мифы народов мира

ТИФО́Н (Τυ­φῶν), в гре­че­ской мифо­ло­гии чудо­вищ­ный сын зем­ли Геи и Тар­та­ра (Hes. Theog. 820—822; Apol­lod. I 6, 3). По дру­гой вер­сии, Тифон рож­дён Герой, уда­рив­шей рукой о зем­лю, когда она реши­ла в отмест­ку Зев­су, родив­ше­му Афи­ну, тоже само­сто­я­тель­но про­из­ве­сти на свет потом­ство. Гера отда­ла Тифо­на на вос­пи­та­ние Пифо­ну, уби­то­му затем Апол­ло­ном (Hymn. Hom. II 127—177). Тифон — дикое, хто­ни­че­ское тера­то­морф­ное суще­ство: у него сот­ня дра­ко­ньих голов, часть туло­ви­ща до бёдер — чело­ве­че­ская. Ниже бёдер вме­сто ног у Тифо­на — изви­ваю­щи­е­ся коль­ца змей. Тело покры­то перья­ми. Он боро­дат и воло­сат (Apol­lod. I 6, 3). Каж­дая из гло­ток Тифо­на изда­ёт дикие голо­са быков, львов, псов (Hes. Theog. 829—835). Тифон мог бы стать вла­ды­кой мира, если бы Зевс не всту­пил с ним в борь­бу: он испе­пе­лил Тифо­на мол­ни­я­ми, пора­зил его перу­на­ми и забро­сил его в тар­тар (837—868). По дру­гой вер­сии мифа, победа далась Зев­су с огром­ным трудом: Тифон охва­тил Зев­са коль­ца­ми змей, пере­ре­зал ему сухо­жи­лия, запер его в Кори­кий­ской пеще­ре в Кили­кии, где Зев­са сте­рег­ла дра­ко­ни­ца Дель­фи­на. Но Гер­мес и Эги­пан выкра­ли спря­тан­ные в пеще­ре сухо­жи­лия Зев­са, вста­ви­ли их ему, и он, обре­тя сно­ва силу, стал пре­сле­до­вать Тифо­на. Мой­ры обма­ну­ли Тифо­на, убедив его отведать т. н. одно­днев­ные пло­ды (ядо­ви­тое рас­те­ние «одно­днев­ка»), яко­бы для уве­ли­че­ния силы (Apol­lod. I 6, 3). Зевс нава­лил на Тифо­на огром­ную гору Этна в Сици­лии, и оттуда Тифон изры­га­ет пла­мя (Aes­hyl. Prom. 365—372). Тифон и Эхид­на поро­ди­ли мно­гих чудо­вищ (соба­ку Орфа, пса Кер­бе­ра, лер­ней­скую гид­ру, химе­ру, Hes. Theog. 306—325). Тифон отно­сит­ся к насту­па­тель­ным силам зем­ли, его участь, как и дру­гих чудо­вищ, пред­ре­ше­на в борь­бе олим­пий­цев с хто­низ­мом.


Лит.: Seip­pel G., Der Typhon­my­thos, Greifswald, 1939 (Diss.); Worms F., Der Typhoe­us-Kampf in He­siods Theo­go­nie, «Her­mes», 1953, Bd 81, S. 29—44.

А. Ф. Лосев

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 514—515.
См. по теме: ДОР • ЭЛИСА • ЭЛИЦИЙ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва Афины с гигантами.
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
Туф, покрытый стуком.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде Тифона.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
5. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Мойра, сражающаяся с Тифоном.
Северный фриз алтаря Зевса в Пергаме.
Мрамор. Ок. 180—159 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Змееногий гигант.
I в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Тифона в Тарквинии.
II в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Тифона.
8. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Интерьер гробницы Рельефов.
IV в. до н. э.
Черветери, Некрополь Бандитачча, Гробница Рельефов.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гигантомахия (битва богов с гигантами).
Фрагмент фриза ворот агоры нимфея в Афродисии.
Мрамор. Рим, II в. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
10. ГЛИПТИКА. Греция.
Зевс на квадриге поражает гигантов молнией.
Камея. Никелин. III—II вв. до н. э.
Подпись: ΑΘΗΝΙΩΝ (Афинион).
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА