ПРИМЕЧАНИЯ:

 

1. 390 г. до н.э. (по хронологии Ливия).

2. См. выше: Ит., 8 и пример.

3. Имеется в виду четвертый триумф Камилла в 367 г. до н.э. (год его пятой диктатуры).

4. Т. Квинкций Пенн Капитолин Криспин, диктатор 361 г. до н.э. См. Ливий. VII. 9. 22.

5. Г. Сульпиций Петик, был пять раз консулом (последний раз в 351 г. до н.э. — Ливий. VII. 22. 2), диктатор и победитель галлов в 358 г. до н.э. VII 12. 8.

6. Разночтение: "не похожие на дротики".

7. М. Попиллий Ленат, консул 360 г. до н.э. Рассказ о его победе над галлами см.: Ливий. VII. 23.

8. Луций Фурий Камилл, сын Марка Фурия Камилла, диктатор 350 г. до н.э. и консул 349 г. до н.э., когда он и победил кельтов. См. о нем: Ливий. VII. 24.

9. Рукописи: "Павел". Луций Эмилий Папп, консул 225 г. до н.э.

10. 105 г. до н.э.

11. Речь идет о нашествии кимвров и тевтонов, с которыми римляне столкнулись впервые в 113 г. до н.э.; тевтоны были разбиты Марием в 102 г., кимвры — в 101 г.

12. С 58 г. до н.э.

13. Q. Fabius Maximus Allobrogicus, консул 121 г. до н.э., прозвище свое получил за победу над аллоброгами, которую и имеет в данном случае в виду Аппиан.

14. Часть племени гельветов, известная римлянам еще со времени нашествия кимвров. См.: Страбон. VII. 2. 2.

15. 58 г.

16. Τριχόριοι Страбона (IV. 1. 11) — галльское альпийское племя, жившее по соседству с воконтиями.

17. В 58 г. до н.э.

18. В 57 г. до н.э.; река, которая имеется в виду, — Аксона (современный Экс).

19. Одно из крупных племен галльской Бельгики, жившее между реками Сабой (Самбра) и Скальдой (Шельда) по соседству с треверами.

20. То есть, по-видимому, примипиларов и центурионов.

21. Конъектура Э. Ханнаке (Аппиан и его источники. 1869. С. 126): "адуатуков".

22. То есть тенктеров.

23. В первый раз Цезарь переправился в 55 г. до н.э.

24. Дионисий Галикарнасский (I. 74) относит нашествие кельтов на Рим к 98-й олимпиаде, т.е. 388/387 г. до н.э.

25. Сыновей Марка Фабия Амбуста.

26. Кельтский вождь из племени правсиев (Страбон. IV. 1. 13), совершивший в 380 г. до н.э. вместе с другим кельтским вождем Аникорием набег на Северную Грецию (Павсаний. X. 19. 7) и достигший в 279 г. Дельф (Страбон. IV. 1. 13; Ливий. XXXVIII. 15. 16).

27. Военных трибунов с консульской властью.

28. То есть Цедиций.

29. Г. Фабий Дорсуон у Ливия (V. 46) и Цезон Фабий у Диона Кассия (Фр. 24. 6).

30. Луций Кассий Гемина — один из старейших римских анналистов, живший в середине II в. до н.э. (Цензорин. О дне рождения. XVII. 11).

31. То есть о хлебе.

32. Ср. описание скифов у Псевдо-Гиппократа (О воздухе. 26 сл.).

33. То есть Камилл.

34. Марк Валерий Корвин, получивший свое прозвище за победу над галльским силачом. Ср.: Ливий. VII. 26; Дионисий. XV. 1.

35. Первое произошло между неким галльским силачом и Титом Манлием Торкватом (см. выше: Самн. 3), согласно традиции, в 361 г. до н.э. (Ливий. VII. 10).

36. Долабелла.

37. То есть с Домицием Кальвином.

38. Saluvii или Salii латинских авторов (Ливий. Письма. LXI) — лигурийско-кельтское племя в Нарбонской Галлии, побежденное римлянами в 123-121 гг. дон.э.

39. Гней Домиций Агенбарб, воевал с аллоброгами в 121 г. до н.э. в качестве проконсула.

40. По-видимому, Аппиан ошибается: упомянутый Битуит был в действительности царем племени арвернов, союзников аллоброгов, сыном царя Луэрия (Страбон. IV. 2. 3). Ср.: Ливий. Письма. LXI.

41. Гней Папирий Карбон, потерпевший поражение, по Страбону (V. 1. 8), от кимвров при Норее в современной Каринтии, в 113 г. до н.э.

42. Таврисков.

43. В изд.: LCL. I. С. 119, этот фрагмент отнесен к 113 г. до н.э., т.е., по-видимому, к битве при Норее; это, однако, маловероятно, поскольку в этой битве, по Аппиану, участвовали только тевтоны; речь идет, видимо, — о битве при Верцеллах в 101 г. до н.э. Ср.: Плутарх. Марцелл. 26.

44. То есть Роны.

45. Переход Ариовистом реки Рейна должен был иметь место около 70 г. до н.э. (Цезарь. Галльская война. I. 36).

46. В 59 г. до н.э. Речь идет о признании римским сенатом Ариовиста дружественным царем (Цезарь. Галльская война. I. 49. 2; Плутарх. Цезарь. 19).

47. 59 г. до н.э.

48. Тенктеры.

49. Ср. выше (1. 4), где эти действия приписываются сугамбрам.

50. Подразумевается Квинт Цицерон.

51. Относится к рассказу о восстании галльского племени нервиев в 54 г. до н.э.

52. Вероятнее всего, имеется в виду вождь арвернов Верцингеториг, поднявший в 52 г. до н.э. восстание против Цезаря и склонивший к нему также эдуев.

53. Так как все основания пропуска этого фрагмента Швейггейзером неопределенны (см. толкования к этому месту), Мендельссон решил ни опускать его совершенно, ни включать в число определенных фрагментов; Кюстер, весьма вероятно, предположил, что данный отрывок относится в действительности к глоссе ἠπειρούμεναι.

54. Речь идет не об аллоброгах, а о венетах, галльском племени, жившем в южной части современной Бретани, с которыми Цезарь вел войну в 56 г. до н.э. Ср.: Цезарь. Галльская война. III. 7 сл.

55. ἠπειρούμεναι (делающиеся находящимися на суше).

56. Швейггейзер и Беккер отнесли этот фрагмент к числу фрагментов неопределенного местоположения, хотя, как кажется, он и относится к кельтской истории.

 

Аппиан

Система Orphus: Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сделаем язык чище!