Моральные дистихи.

Книга четвертая.

Вестник древней истории, Издательство «Наука», М., 1981, № 4 (158). С. 231—233.
Перевод с лат. Е. М. Штаерман.

Пред­и­сло­вие

Если ты хочешь вести спо­кой­ную жизнь, не отяг­чая душу поро­ка­ми, кото­рые вредят доб­рым нра­вам, то помни, что тебе следу­ет посто­ян­но пере­чи­ты­вать эти пра­ви­ла. Ты най­дешь в них нечто, бла­го­да­ря чему смо­жешь опе­реть­ся на учи­те­ля.


1. Пре­зи­рай богат­ства, если хочешь быть бла­жен­ным духом: ску­пые, что бы они ни увиде­ли, посто­ян­но клян­чат.

2. Нико­гда тебе не будет недо­ста­вать благ при­ро­ды, если ты будешь доволь­ст­во­вать­ся тем, что тре­бу­ет необ­хо­ди­мость.

3. Если ты неосто­ро­жен, не ведешь дела разум­но, не назы­вай сле­пой Фор­ту­ну, кото­рая не суще­ст­ву­ет.

4. Цени дена­рии, но цени их вид уме­рен­но: никто чест­ный и достой­ный ува­же­ния не гнал­ся за день­га­ми.

5. Если будешь богат, не забы­вай забо­тить­ся о теле: боль­ной богач име­ет день­ги, но не име­ет себя само­го.

6. Посколь­ку учась, ты сно­сил роз­ги от како­го-то учи­те­ля, тер­пи от отца, когда он, гне­ва­ясь, пре­вос­хо­дит меру в речах.

7. Веди те дела, кото­рые дают выго­ду; напро­тив, помни, что надо избе­гать тех, кото­рые невер­ны и где труд не дает твер­дой надеж­ды.

8. То, что ты можешь дать, давай про­ся­ще­му даром, ибо хоро­шо посту­пать с хоро­ши­ми людь­ми — подоб­но при­бы­ли.

9. Кажу­ще­е­ся тебе подо­зри­тель­ным сра­зу же рас­смот­ри, узнай, что это такое, ибо часто вредит то, что спер­ва оста­ет­ся в пре­не­бре­же­нии.

10. Если тебя удер­жи­ва­ет достой­ное осуж­де­ния насла­жде­ние Вене­ры, то не потвор­ст­вуй обжор­ст­ву, дру­гу желуд­ка.

11. Если ты наме­ре­ва­ешь­ся боять­ся всех живот­ных, то я тебя научу, что более следу­ет боять­ся людей.

12. Если в тво­ем теле будут осо­бен­но мощ­ные силы, то веди себя муд­ро: тогда тебя будут счи­тать доб­лест­ным мужем.

13. Про­си помо­щи у зна­ко­мых, если слу­чить­ся забо­леть: нет луч­ше­го вра­ча, чем вер­ный друг.

14. Если ты сам вино­вен, поче­му за тебя уми­ра­ет жерт­ва? Глу­по наде­ять­ся на спа­се­ние из-за смер­ти дру­го­го.

15. Когда ты ищешь себе това­ри­ща или вер­но­го дру­га, то руко­вод­ст­вуй­ся не Фор­ту­ной чело­ве­ка, а его жиз­нью.

16. Поль­зуй­ся при­об­ре­тен­ны­ми богат­ства­ми, избе­гай име­ни скуп­ца: зачем тебе богат­ст­во, если в изоби­лии ты веч­ный бед­няк?

17. Если ты хочешь, пока живешь, сохра­нить доб­рую сла­ву, избе­гай радо­стей жиз­ни, кото­рые вред­ны для души.

18. Если ты мудр, не смей­ся над ста­ро­стью, ибо у того, кто ста­ре­ет, дет­ский разум.

19. Научись чему-нибудь, ибо если вдруг тебя покинет Фор­ту­на, оста­нет­ся мастер­ст­во и нико­гда не уйдет из жиз­ни чело­ве­ка.

20. Обду­мы­вай мол­ча сам с собой, что кто гово­рит: речь людей одновре­мен­но и скры­ва­ет их нра­вы и на них ука­зы­ва­ет.

21. Упраж­няй­ся в изу­че­нии искус­ства, кото­рым ты овла­дел: как талан­ту помо­га­ет забота о нем, так руке — упраж­не­ние.

22. Не очень заботь­ся о буду­щем вре­ме­ни и о гряду­щей судь­бе: не боит­ся смер­ти тот, кто уме­ет пре­зи­рать жизнь.

23. Учись, но у уче­ных; неуче­ных учи сам, ибо следу­ет рас­про­стра­нять нау­ки о хоро­ших вещах.

24. Пей столь­ко, сколь­ко можешь, если хочешь быть здо­ро­вым: вся­кое излиш­нее насла­жде­ние — при­чи­на злой болез­ни.

25. Чтобы ты ни хва­лил, чтобы ты ни одоб­рял во все­услы­ша­ние, спер­ва рас­смот­ри это хоро­шень­ко, дабы тебя не осуди­ли за вину лег­ко­мыс­лия.

26. В бла­го­при­ят­ных обсто­я­тель­ствах все­гда опа­сай­ся небла­го­при­ят­ных, и, с дру­гой сто­ро­ны, помни, что при неуда­чах надо наде­ять­ся на луч­шее.

27. Не пере­ста­вай учить­ся: муд­рость рас­тет бла­го­да­ря забо­те о ней, дол­говре­мен­ным упраж­не­ни­ем дает­ся ред­кая пред­у­смот­ри­тель­ность.

28. Соблюдай уме­рен­ность в похва­ле, ибо друг, кото­ро­го ты все­гда хва­лишь, в какой-нибудь день обна­ру­жит, каким он был.

29. Не сты­дись желать научить­ся тому, чего не зна­ешь: похваль­ное дело — знать что-нибудь, про­сту­пок — не желать ниче­му учить­ся.

30. Вене­ра и Вакх при­во­дят к ссо­рам, но с ними соеди­не­но насла­жде­ние: тем, что при­ят­но, овла­де­вай душой, но избе­гай ссор.

31. Помни, что надо избе­гать пав­ших духом и мол­ча­ли­вых: та река, кото­рая спо­кой­на, может быть, таит более высо­кую вол­ну.

32. Если тебе не нра­вят­ся обсто­я­тель­ства, дан­ные тебе судь­бой, посмот­ри на дру­гих, у кото­рых по срав­не­нию с тобой дела еще хуже.

33. Пытай­ся делать толь­ко то, что можешь, ибо плыть на вес­лах у бере­га гораздо без­опас­нее, чем стре­мить­ся на пару­сах в откры­тое море.

34. Не высту­пай зло­на­ме­рен­но про­тив спра­вед­ли­во­го чело­ве­ка, ибо бог все­гда отмща­ет за неспра­вед­ли­вый гнев.

35. Когда ты лиша­ешь­ся богат­ства, не печаль­ся и не скор­би, но радуй­ся, если тебе слу­чить­ся его иметь.

36. Боль­шая поте­ря — лишить­ся того, что име­ешь, из-за убыт­ков, но некото­рые убыт­ки подо­ба­ет пере­но­сить тер­пе­ли­во ради дру­га.

37. Не обе­щай себе дол­го­го вре­ме­ни жиз­ни: куда бы ты ни пошел, за тобой следу­ет смерть, тень тела.

38. Уми­ло­стив­ляй бога бла­го­во­ни­я­ми; телен­ка оставь рас­ти для плу­га; не думай уми­ло­сти­вить бога, при­но­ся ему в жерт­ву то, что уби­то.

39. Будучи оскорб­лен, усту­пай судь­бе, усту­пай власть иму­ще­му: тот, кто может оскор­бить, име­ет власть быть когда-нибудь и полез­ным.

40. Если ты в чем-нибудь про­ви­нишь­ся, сей­час же сам себя нака­жи: когда ты лечишь раны, боль вра­чу­ет боль.

41. Нико­гда не осуж­дай того, кто дол­гое вре­мя был тебе дру­гом: он изме­нил свой нрав, но ты помни пер­вые дока­за­тель­ства его при­вя­зан­но­сти.

42. Чем более ты будешь бла­го­да­рен за услу­ги, тем более ты будешь любим: не заслу­жи назва­ния того, для кого, как гово­рит­ся, услу­ги поте­ря­ны.

43. Опа­сай­ся быть подо­зри­тель­ным, дабы не быть еже­час­но несчаст­ным, ибо для роб­ких и подо­зри­тель­ных более все­го под­хо­дит смерть.

44. Когда поку­па­ешь раба для сво­е­го употреб­ле­ния и назы­ва­ешь их слу­га­ми, то помни, что они люди.

45. Сра­зу же надо хва­тать пер­вый счаст­ли­вый слу­чай, чтобы не при­шлось тебе вско­ре искать то, чем ты ранее пре­не­брег.

46. Не радуй­ся вне­зап­ной смер­ти пло­хих людей: счаст­ли­вы­ми уми­ра­ют лишь те, чья жизнь была бес­по­роч­на.

47. Если у тебя есть жена, то, чтобы не постра­да­ли иму­ще­ст­во и доб­рая сла­ва, опа­сай­ся давать вра­гу имя дру­га.

48. Если тебе удаст­ся бла­го­да­ря уче­нию узнать мно­гое, учись еще боль­ше­му, не пре­не­бре­гай тем, чтобы научить­ся жить.

49. Ты удив­ля­ешь­ся, что я пишу сти­хи таки­ми про­сты­ми сло­ва­ми? Такая крат­кость соеди­ни­ла в эти дву­сти­шия мои мыс­ли.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327007021 1327007057 1327007046 1336416381 1337245764 1338447032

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.