Историческая библиотека

Книга IX

Текст приводится по изданию:
«Кавказ и Дон в произведениях античных авторов», Ростов-на-Дону, 1990
(ссылается на: В. В. Латышев, «Известия древних писателей о Скифии и Кавказе», ВДИ, 1947 г., № 4).
OCR: Halgar Fenrirsson.
26

26. … (2) К нему [т. е. Кре­зу] при­бы­ли скиф Ана­хар­сис, Биант, Солон и Пит­так, кото­рых он на пирах и в собра­ни­ях отли­чал вели­чай­ши­ми поче­стя­ми, пока­зы­вая им свои богат­ства и могу­ще­ство его вла­сти. (3) В то вре­мя у обра­зо­ван­ных людей бы­ла в моде крат­кость речи; Крез, пока­зав им бла­го­по­лу­чие свое­го цар­ства и коли­че­ство поко­рен­ных наро­дов, спро­сил Ана­хар­си­са, как стар­ше­го из муд­ре­цов, какое из живых существ он счи­та­ет храб­рей­шим? Ана­хар­сис ска­зал, что самых диких живот­ных, ибо они одни муже­ст­вен­но уми­ра­ют за свою сво­бо­ду. (4) Крез, пола­гая, что он ошиб­ся и что на вто­рой вопрос даст угод­ный ему ответ, спро­сил, какое из живых существ счи­та­ет он спра­вед­ли­вей­шим? Тот сно­ва отве­тил, что самых диких живот­ных, так как они одни живут по при­ро­де, а не по зако­нам: при­ро­да же, по его сло­вам, есть созда­ние боже­ства, а закон — уста­нов­ле­ние чело­ве­ка, и спра­вед­ли­вее поль­зо­вать­ся тем, что откры­то богом, а не чело­ве­ком. (5) Тогда царь, желая высме­ять Ана­хар­си­са, спро­сил, не суть ли зве­ри муд­рей­шие суще­ства? Муд­рец, согла­сив­шись с этим, объ­яс­нил, что пред­по­чи­тать исти­ну при­ро­ды истине зако­на есть основ­ной при­знак муд­ро­сти. Тогда царь с насмеш­кой ска­зал, что его отве­ты осно­ва­ны на скиф­ском зве­ро­по­доб­ном вос­пи­та­нии.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327002004 1327002016 1327007013 1454011000 1454012000 1454016000