Портрет Августа
Мелкозернистый белый мрамор (каррарский?). Ок. 27 г. до н. э.
Высота 37,5 см.
Инв. № Ma 1280 (MR 427; N 1595).Париж, Лувр.

Портрет Августа.

Мелкозернистый белый мрамор (каррарский?). Ок. 27 г. до н. э.
Высота 37,5 см.
Инв. № Ma 1280 (MR 427; N 1595).

Париж, Лувр.

Происхождение:
При­об­ре­тен в 1807 году, ранее хра­нил­ся в кол­лек­ции Бор­ге­зе.

Описание:

2. Порт­рет Авгу­ста.

Око­ло 27 г. до н. э. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но. Мер­ко­зер­ни­стый белый мра­мор (каррар­ский?). Высота 37,5 см. При­об­ре­тен в 1807 году, ранее хра­нил­ся в кол­лек­ции Бор­ге­зе (MA 1280 — инв. MR 427; № 1595). Рестав­ра­тор: Г. Блю­зат (H. Bluzat), 2006 г.

Этот порт­рет име­ет суще­ст­вен­ную цен­ность для изу­че­ния ико­но­гра­фии Авгу­ста. И этот и очень на него похо­жий порт­рет из кол­лек­ции Форб­са1 счи­та­ют­ся пре­крас­ны­ми экзем­пля­ра­ми лувр­ско­го типа порт­ре­тов Авгу­ста, а дру­гие типы — это тип из Аль­кудии, Рощи Феро­нии, Безье и При­мы Пор­ты.

Ана­лиз офи­ци­аль­ных рим­ских порт­ре­тов, осно­ван­ный боль­ше на при­чес­ке, чем на тра­ди­ции или нумиз­ма­ти­че­ских изо­бра­же­ни­ях, может вос­хо­дить к рабо­те И. Я. Бер­нул­ли (J. J. Bernoulli), опуб­ли­ко­ван­ной в 1882 г. Обсуж­дая Авгу­ста, Бер­нул­ли в первую оче­редь сос­ре­дото­чил­ся на типе из При­мы Пор­ты. В 1931 г. О. Брен­дел (O. Brendel) опи­сал даль­ней­шие раз­ли­чия меж­ду поня­ти­я­ми «тип», «копия» и «реп­ли­ка» и выде­лил четы­ре допол­ни­тель­ных порт­рет­ных типа Авгу­ста. Позд­нее было уста­нов­ле­но, что в опре­де­лен­ный момент его прав­ле­ния худож­ни­кам было пору­че­но выре­зать порт­рет в при­сут­ст­вии импе­ра­то­ра, в том сти­ле и с теми чер­та­ми лица, кото­рые он выбрал, и что эта при­жиз­нен­ная модель, прото­тип, копи­ро­ва­лась потом по всей импе­рии, на моне­тах, ста­ту­ях и бюстах. Позд­ней­шие иссле­до­ва­ния были сос­ре­дото­че­ны на опре­де­ле­нии того, какой порт­рет боль­ше все­го соот­вет­ст­ву­ет прото­ти­пу и в 1954 г. Г. Хэф­нер (G. Hafner) про­де­мон­стри­ро­вал, что голо­ва Форб­са явля­ет­ся самой близ­кой к одно­му из пяти извест­ных прото­ти­пов2.

Порт­рет­ный тип рас­по­зна­ет­ся по при­чес­ке с харак­тер­ной «вил­кой» волос над левым гла­зом и «клеш­ней» с пра­во­го края над пра­вым гла­зом с четырь­мя вью­щи­ми­ся прядя­ми меж­ду ними, заче­сан­ны­ми напра­во. Локон над носом очень заме­тен. В отли­чие от дру­гих порт­рет­ных типов, где Август изо­бра­жен веч­но юным, лувр­ский тип пора­жа­ет сво­им изо­бра­же­ни­ем его в зре­лом воз­расте. Голо­ва так­же немно­го скло­не­на впра­во, и почти неза­мет­но опу­щен­ные угол­ки губ застав­ля­ют пред­по­ло­жить в нем чув­ство разо­ча­ро­ва­ния.

Из монет, реплик и доку­мен­таль­ных лите­ра­тур­ных свиде­тельств черт его лица, извест­но, что порт­рет­ные типы из Рощи Феро­нии (ок. 40 г. до н. э.) и Аль­кудии (несколь­ко позд­нее) явля­ют­ся древ­ней­ши­ми. Тип Безье появил­ся меж­ду 40 и 30 гг. до н. э. Позд­нее, когда Август стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем государ­ства, ему потре­бо­ва­лось такое изо­бра­же­ние, кото­рое отли­ча­лось бы от его изо­бра­же­ния в каче­стве лиде­ра пар­тии. Таким обра­зом, ито­го­вый тип из При­мы Пор­ты, удач­но вос­при­ня­тый стиль кото­ро­го под­ра­жа­ет клас­си­че­ско­му, мож­но отне­сти к пери­о­ду после 27 г. до н. э.

Но дати­ров­ка дан­но­го порт­ре­та гораздо более спор­на. Пред­по­ла­гая, что опре­де­лен­ные чер­ты при­чес­ки неуклон­но изме­ня­лись, К. Фит­шен (K. Fittschen) и П. Цан­кер (P. Zanker)3 попы­та­лись про­де­мон­стри­ро­вать, что лувр­ский тип явля­ет­ся более позд­ним, чем тип из При­мы Пор­ты; одна­ко они при­зна­ли близ­кое его сход­ство с типом из Аль­кудии, и поэто­му дати­ро­ва­ли лувр­ский тип не позд­нее 17 г. до н. э., когда Август вос­ста­но­вил государ­ст­вен­ные граж­дан­ские и рели­ги­оз­ные трех­днев­ные празд­но­ва­ния, извест­ные как ludi saeculares (секу­ляр­ные игры).

Осно­вы­вая свой ана­лиз на чер­тах лица и оче­вид­ном воз­расте изо­бра­жен­но­го, К. де Кер­со­зон (K. de Kersauson) сог­ла­си­лась с Ж. Шар­бон­нэ (J. Charbonneaux)4 в дати­ров­ке это­го порт­ре­та ран­ней ста­ро­стью Авгу­ста, после гибе­ли его вну­ков Луция во 2 г. н. э. и Гая в 4 г. н. э. В этом слу­чае порт­рет соот­но­сит­ся с пуб­ли­ка­ци­ей «Res Gestae», мему­а­ров и поли­ти­че­ско­го заве­ща­ния семи­де­ся­ти­ше­сти­лет­не­го импе­ра­то­ра. Но Д. Бошунг (D. Boschung) пола­га­ет, что порт­рет име­ет столь­ко сход­но­го с типом из Аль­кудии, что вряд ли меж­ду ними мог раз­вить­ся и рас­про­стра­нить­ся такой клас­си­че­ский тип, как тип из При­мы Пор­ты5. Вме­сто это­го он пола­га­ет, что оба прото­ти­па раз­ви­ва­лись парал­лель­но и что чело­век, изо­бра­жен­ный на этом порт­ре­те, млад­ше соро­ка лет.

Созда­ние типов, одоб­рен­ных гла­вой государ­ства, поли­ти­че­ски моти­ви­ро­ван­ное рас­про­стра­не­ние прото­ти­пов и мас­штаб­ное про­из­вод­ство копий для исполь­зо­ва­ния явля­ют­ся опре­де­лен­но рим­ским явле­ни­ем. Как и в слу­чае изо­бра­же­ний на моне­тах, целью здесь явля­лось созда­ние лич­ной свя­зи меж­ду изо­бра­жа­е­мым и жите­ля­ми всей импе­рии. Так как власть была очень пер­со­на­ли­зи­ро­ва­на, все долж­ны были знать, как выглядит импе­ра­тор. В этой сфе­ре Август был нова­то­ром, исполь­зуя свои порт­ре­ты для опре­де­ле­ния при­ро­ды свя­зи, кото­рую он желал уста­но­вить с обще­ст­вом Рима и про­вин­ций. Сле­ду­ет ли ему пред­стать с иде­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми чер­та­ми в обра­зе бога, как на типе из При­мы Пор­ты? Или ему сле­ду­ет про­яв­лять эмо­ции, свя­зы­вая себя с элли­ни­сти­че­ской порт­рет­ной тра­ди­ци­ей, как на изо­бра­жен­ном здесь порт­ре­те?

Вполне воз­мож­но, что Август весь­ма праг­ма­тич­но пред­по­чел рас­про­стра­нять два раз­ных порт­рет­ных типа одно­вре­мен­но. Таким обра­зом, его под­дан­ные мог­ли выбрать вари­ант, боль­ше под­хо­дя­щий для их лич­ных целей. Резуль­та­том этой поли­ти­ки ста­ло то, что тип из При­мы Пор­ты стал доми­ни­ро­вать в офи­ци­аль­ных изо­бра­же­ни­ях, тогда как мно­гие част­ные порт­ре­ты име­ют эмо­цио­наль­ное, доволь­но мелан­хо­лич­ное выра­же­ние (но не тип при­чес­ки) этой голо­вы. Дру­гие при­ме­ры это­го типа вклю­ча­ют бюст из Нёйи-ле-Реа­ля (кат. № 33), малень­кую стек­лян­ную голо­ву в Рим­ско-Гер­ман­ском музее в Кельне, фаян­со­вую голо­ву в музее искусств Мет­ро­по­ли­тен и порт­рет из Мероэ в Бри­тан­ском музее в Лон­доне.

Daniel Roger

При­ме­ча­ния:

1Музей изящ­ных искусств, Бостон, 06.1873.

2Bernoulli 1882; Brendel 1931; Hafner 1954.

3Fittschen и Zanker 1985, с. 9.

4Charbonneaux 1963, с. 151.

5Boschung 1993b, с. 63—65.

Биб­лио­гра­фия:

Kersauson (de) 1986, с.90—91.

Boschung 1993b, с. 129.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: Giroire C., Roger D. Roman Art from the Louvre. Hudson Hills Press, Hudson, 2007. С. 55, кат. № 2.
© 2010 г. Перевод с англ. С. Э. Таривердиевой.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский римский император октавиан август octavianus augustus октавиана августа imperator octavianus augustus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii портрет портреты портретный портретная римский мелкозернистый белый каррарский лунский мрамор мужской портрет голова из коллекции коллекция боргезе инв № ma 1280 (mr 427; n 1595)