Гермес, завязывающий сандалию.

Мрамор. Римская копия II в. н. э. с греческого бронзового оригинала Лисиппа ок. 330 г. до н. э.
Инв. № 2798.

Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.

Происхождение:
Най­де­на на вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли, 1769 г.
Реста­ври­ро­ва­на Бар­то­ле­мео Кава­чеп­пи (Bartolemeo Cavaceppi).
С 1771 г. в соб­ст­вен­но­сти гра­фа Шел­бер­на.
При­об­ре­те­на Новой Карлс­берг­ской глип­то­те­кой в 1930 г. из Лан­сда­ун-хау­за (Lansdowne House), Лон­дон.

Описание:
54. Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию.

Юно­ша, при­бли­зи­тель­но в нату­раль­ную вели­чи­ну, завя­зы­ва­ет сан­да­лию, поста­вив ногу на ска­лу. Зани­ма­ясь этим, он под­ни­ма­ет свою голо­ву, слов­но к чему-то при­слу­ши­ва­ясь.

Тип ста­туи, кото­рый тра­ди­ци­он­но упо­ми­на­ет­ся как «Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию», изве­стен во мно­же­стве реплик, и нет сомне­ния, что это изо­бра­же­ние Гер­ме­са, вест­ни­ка богов, кото­рый завя­зы­ва­ет кры­ла­тые сан­да­лии, слу­шая при этом ука­за­ния свы­ше, от Зев­са. Неко­то­рые утвер­жда­ют, что на самом деле он раз­вя­зы­ва­ет сан­да­лию, посколь­ку исполь­зу­ет толь­ко одну руку. В раз­ные вре­ме­на этот тип счи­тал­ся так­же изо­бра­же­ни­ем Ясо­на, Ахил­ла, Тесея, Цин­цин­на­та и Демет­рия Поли­ор­ке­та, — но после того как в 1977 г. в Пер­ге (в совр. Тур­ции) была най­де­на точ­ная копия ста­туи, под­твер­ди­лась его пер­во­на­чаль­ная иден­ти­фи­ка­ция, посколь­ку он снаб­жен и кры­ла­ты­ми сан­да­ли­я­ми и жез­лом, каду­це­ем, атри­бу­та­ми Гер­ме­са.

Гер­мес, завя­зы­ваю­щий сан­да­лию, при­пи­сы­ва­ет­ся зна­ме­ни­то­му гре­че­ско­му скуль­п­то­ру кон­ца IV в. до н. э. Лисип­пу. В послуж­ном спис­ке Лисип­па было назна­че­ние его при­двор­ным скуль­п­то­ром Алек­санд­ра Вели­ко­го, и в допол­не­ние к порт­ре­там царя он так­же про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми богов и атле­тов, при­ме­ча­тель­ных новы­ми фор­ма­ми и поза­ми, с помо­щью кото­рых они овла­де­ва­ют окру­жаю­щим про­стран­ст­вом. Зна­ме­ни­тый лисип­пов­ский Апок­сио­мен в Вати­кане рас­по­ло­жен так, что созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, буд­то он пере­но­сит вес тела с одной ноги на дру­гую, тогда как, в то же самое вре­мя, на самом деле, дви­же­ни­ем скреб­ка он про­ни­ка­ет в про­стран­ство к зри­те­лю. Вплоть до Роде­на скуль­п­то­рам боль­ше не уда­ва­лось передать пере­нос поло­же­ния тела. Копии Гер­ме­са, завя­зы­ваю­ще­го сан­да­лию, воз­мож­но, так­же укра­ша­ли спор­тив­ные ком­плек­сы в каче­стве обоб­щен­но­го изо­бра­же­ния атле­ти­че­ско­го юно­ши. Эти два моти­ва мож­но отли­чить лишь в том слу­чае, если сох­ра­нил­ся один из атри­бу­тов, напри­мер, кры­ла­тая обувь.

Опи­са­ние брон­зо­вой ста­туи в Кон­стан­ти­но­по­ле, отно­ся­ще­е­ся к позд­ней антич­но­сти, очень похо­же на Гер­ме­са, завя­зы­ваю­ще­го сан­да­лию, а тип ста­туи изве­стен так­же по изо­бра­же­ни­ям на рим­ских моне­тах, где встре­ча­ет­ся и жезл Гер­ме­са, каду­цей.

На обшир­ной вил­ле импе­ра­то­ра Адри­а­на (117—138 гг.) в Тиво­ли око­ло Рима были мра­мор­ные копии мно­го­чис­лен­ных ори­ги­наль­ных брон­зо­вых гре­че­ских работ. Копия в Мюн­хене и эта — обе про­ис­хо­дят из дан­ной вил­лы, где, воз­мож­но, слу­жи­ли частью сим­мет­рич­но­го укра­ше­ния архи­тек­тур­но­го ком­плек­са (см. с. 26). Кро­ме того, на афин­ском акро­по­ле была обна­ру­же­на неза­кон­чен­ная копия, кото­рая может ука­зы­вать на то, что и брон­зо­вый ори­ги­нал нахо­дил­ся там же.

Рим­ская копия II в. н. э. с гре­че­ско­го ори­ги­на­ла IV в. до н. э.

Инв. № 2798.

Ста­туя. Мра­мор.

Высота 154 см, с поста­мен­том — 162 см.

Собра­на из мно­го­чис­лен­ных фраг­мен­тов вме­сте со сле­ду­ю­щи­ми рестав­ра­ци­я­ми: поста­мент (за иск­лю­че­ни­ем неболь­шо­го участ­ка под левой ногой) со ска­лой и под­пор­кой в виде ство­ла дере­ва, пра­вая нога, левая яго­ди­ца и левая нога меж­ду коле­ном и лодыж­кой, левая кисть с частью руки, мно­гие части дра­пи­ров­ки, пра­вое пред­пле­чье (за иск­лю­че­ни­ем антич­но­го запя­стья), часть шеи, нос и пра­вая бровь. На поста­мен­те поза­ди пра­вой ноги следы плуж­но­го леме­ха, кото­рый рестав­ра­тор ско­пи­ро­вал с париж­ской ста­туи, реста­ври­ро­ван­ной в обра­зе Цин­цин­на­та. Есть так­же следы в верх­ней части ство­ла дере­ва, где оно сопри­ка­са­ет­ся с внут­рен­ней частью бед­ра, кото­рым нет оче­вид­но­го объ­яс­не­ния: воз­мож­но, это была под­пор­ка для каду­цея.

Най­ден­ная в 1769 г. на вил­ле Адри­а­на в Тиво­ли око­ло Рима, реста­ври­ро­ва­на Бар­то­ле­мео Кава­чеп­пи (Bartolemeo Cavaceppi) и с 1771 г. в соб­ст­вен­но­сти гра­фа Шел­бер­на (рис. 19). При­об­ре­те­на в 1930 г. из Лан­сда­ун-хау­за (Lansdowne House), Лон­дон.

F. Poulsen 1951, Cat. 273a; A. H. Smith (ed.), A Catalogue of the Ancient Marbles at Lansdowne House (London 1889) no. 85; Vierneisel-Schlörb 1979, 457 f.; J. Rader, Die Statuarische Ausstattung der Villa Hadriana bei Tivoli (1983) 34-35; F. Haskell & N. Penny, Taste and the Antique. The Lure of Classical Sculpture 1500-1900 (1981) ad no. 23; B. S. Ridgway, Hellenistic Sculpture I (1990) 81 f.; A. M. Nielsen, MedKøb 48 (1992) 22 ff; J. Inan, Der Sandalenbindende Hermes, AntP22 (1993) 105-110; P. Moreno, Scultura ellenistica I, Rome 1994, fig. 57; Lisippo. L’Arte e La Fortuna, Catalogue (1995) 238-239, nr. 4. 35. 6. О рестав­ра­ци­ях см. S. Howard, Cavaceppi. Eighteenth Century Restorer (reprint New York 1982) 95-96. О при­об­ре­те­ни­ях, M. Moltesen, MedKøb NS 4 (2002) 53-70.

© Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek.
Ny Carlsberg Glyptotek, Copenhagen, 2002. Pp. 190—194, cat. no. 54.
© 2011 г. Пере­вод с англ.: Сос­нов­ский С. И.

Источники:
(сс) 2008 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к скульптуре.
© 2002 г. Текст описания: © Stubbe Østergaard J. Imperial Rome. Vol. II. Catalogue. Ny Carlsberg Glyptotek. 2002. Pp. 190—194, cat. no. 54.
© 2011 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
ПОИСК ИЗОБРАЖЕНИЙ В АНТИЧНОМ ИСКУССТВЕ
Ключевые слова: Гермес завязывающий сандалию мрамор статуя римская копия с бронзового оригинала Лисиппа скульптор Лисипп из Сикиона Гермес Меркурий статуя Гермеса Меркурия крылатые сандалии сандалия обувь Инв № 2798
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА