Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии
Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.
Неаполь, Церковь Санта-Кьяра. Фото: И. А. Шурыгин

Саркофаг со сценами мифа о Протесилае и Лаодамии.

Фронтальная панель.
Мрамор. Конец II в.

Неаполь, Церковь Санта-Кьяра.

Описание:
На фрон­таль­ной пане­ли изо­бра­же­но воз­вра­ще­ние Про­те­си­лая на зем­лю из цар­ства мерт­вых и его встре­ча с Лаода­ми­ей. В сюжет­ном отно­ше­нии это про­дол­же­ние релье­фа левой боко­вой сто­ро­ны сар­ко­фа­га, где Про­те­си­лай про­сит Плу­то­на о свида­нии с Лаода­ми­ей в мире живых.

По кра­ям рельеф огра­ни­чен фигу­ра­ми Луны и Солн­ца (Селе­ны и Гелиоса; Гека­ты и Феба; Диа­ны и Апол­ло­на; Ночи и Дня). Взгляды богов устрем­ле­ны на зри­те­ля, сто­я­ще­го перед сар­ко­фа­гом.

Луна пред­став­ле­на жен­ской фигу­рой, оде­той в длин­ную туни­ку. Пеп­лос, набро­шен­ный на пле­чи поверх туни­ки, изги­ба­ет­ся над ее голо­вой, обра­зуя дугу. На голо­ве ее вид­не­ет­ся полу­ме­сяц. Дуго­об­раз­ный пеп­лос и полу­ме­сяц — харак­тер­ные дета­ли ико­но­гра­фии Селе­ны (см., напр., изо­бра­же­ния Селе­ны на сар­ко­фа­гах с мифом об Энди­ми­оне). В руках Луна дер­жит горя­щие факе­лы, обра­щен­ные вверх. Пра­вая рука с факе­лом была утра­че­на при бом­бар­ди­ров­ке Неа­по­ля в 1943 г., когда сар­ко­фаг полу­чил силь­ные повреж­де­ния. Одна­ко сох­ра­ни­лись ста­рые изо­бра­же­ния (рисун­ки и фото­гра­фия), на кото­рых пра­вый факел отчет­ли­во виден. О двух факе­лах упо­ми­на­ет­ся и в опи­са­ни­ях сар­ко­фа­га XIX — нача­ла XX вв., Эта деталь ико­но­гра­фии поз­во­ля­ет опре­де­лить фигу­ру как Гека­ту.

Солн­це изо­бра­же­но в виде обна­жен­ной муж­ской фигу­ры иде­аль­ных про­пор­ций, обра­щен­ной к зри­те­лю. Его голо­ва увен­ча­на коро­ной с семью луча­ми (corona radiata), левое пле­чо при­кры­то корот­кой хла­мидой — типич­ные ико­но­гра­фи­че­ские атри­бу­ты Гелиоса (см. напр., сар­ко­фаг с мифом о Фаэ­тоне). Пра­вая рука под­ня­та в пре­до­сте­ре­гаю­щем жесте, воз­мож­но, выра­жаю­щем конец свида­ния моло­дых супру­гов. В левой полу­со­гну­той руке Гелиоса лежит кнут, кото­рым тот пого­ня­ет лоша­дей, запря­жен­ных в колес­ни­цу.

Селе­на и Гелиос сто­ят в ста­тич­ных позах. Они не при­ни­ма­ют уча­стия в собы­ти­ях, а лишь обо­зна­ча­ют вре­мя свида­ния: от вос­хо­да Луны до вос­хо­да Солн­ца. По дру­гой, ред­кой вер­сии — Луна (Диа­на, Гека­та) сим­во­ли­зи­ру­ет цар­ство мерт­вых, откуда герой мифа направ­ля­ет­ся в мир живых, оли­це­тво­ря­е­мый Солн­цем.

В левой части релье­фа Про­те­си­лай стре­ми­тель­но выхо­дит из ворот Аида. Ему ука­зы­ва­ет путь боро­да­тый ста­рик вну­ши­тель­но­го вида в хла­миде, почти дости­гаю­щей колен. Соглас­но основ­ной вер­сии, это Аид, а про­дол­го­ва­тый пред­мет в его левой руке — жезл, кото­рым он гонит тени умер­ших в свое цар­ство (Пин­дар). В поль­зу такой иден­ти­фи­ка­ции гово­рит явное порт­рет­ное сход­ство ста­ри­ка с Аидом на левой боко­вой пане­ли сар­ко­фа­га. Суще­ст­ву­ет и дру­гая вер­сия, по кото­рой это Харон. Сла­бым местом послед­ней вер­сии явля­ет­ся отсут­ст­вие чел­но­ка — неиз­мен­но­го атри­бу­та пере­воз­чи­ка душ через Стикс.

Аид пере­да­ет Про­те­си­лая Гер­ме­су (Мер­ку­рию), высту­паю­ще­му в роли пси­хо­пом­па — про­вод­ни­ка душ умер­ших в под­зем­ное цар­ство. Имен­но Гер­ме­су, соглас­но боль­шин­ству антич­ных авто­ров (Гигин, Апол­ло­дор, Луки­ан), Аид при­ка­зал про­ве­сти Про­те­си­лая на зем­лю. Гер­мес обна­жен, с его лево­го пле­ча нис­па­да­ет хла­мида. На пра­вом пред­пле­чье вид­ны уцелев­шие фраг­мен­ты каду­цея. На ногах Гер­ме­са мож­но рас­смот­реть почти пол­но­стью стер­тые сан­да­лии с кры­лыш­ка­ми.

В середине релье­фа рас­по­ло­же­на фигу­ра моло­дой слу­жан­ки в длин­ной туни­ке. Она вбе­га­ет к Лаода­мии с радост­ным изве­сти­ем. Под­ня­тая левая нога и раз­ве­ваю­щий­ся гима­тий, пере­ки­ну­тый через пле­чо, под­чер­ки­ва­ют ее дви­же­ние. Голо­ва слу­жан­ки повер­ну­та в сто­ро­ну Про­те­си­лая, ее руки воз­буж­ден­но жести­ку­ли­ру­ют.

Ком­по­зи­ци­он­ным цен­тром релье­фа слу­жит фигу­ра Лаода­мии, кото­рая под­ни­ма­ет­ся, услы­шав весть. Она оде­та в хитон и гима­тий. Верх­няя часть туло­ви­ща на релье­фе силь­но повреж­де­на, но на ста­рых рисун­ках и фото­гра­фии нач. XX в. вид­но, что левые пле­чо и грудь Лаода­мии обна­же­ны. Ее взор устрем­ля­ет­ся на Про­те­си­лая; она под­ни­ма­ет пра­вую руку в жесте изум­ле­ния и радо­сти, раз­вер­нув ее ладо­нью впе­ред. Левой рукой Лаода­мия опи­ра­ет­ся на неболь­шой оваль­ный пред­мет, пере­вя­зан­ный попе­рек тесь­мой (lorum) и с пет­ля­ми по обе­им сто­ро­нам. Ниж­няя часть левой руки Лаода­мии с этим пред­ме­том была пол­но­стью уни­что­же­на в 1943 г., одна­ко они отчет­ли­во вид­ны на упо­мя­ну­тых выше рисун­ках и сним­ке, сде­лан­ных во вре­ме­на, когда сар­ко­фаг был цел. Неко­то­рые авто­ры опи­сы­ва­ли дан­ный пред­мет как пате­ру для жерт­во­при­но­ше­ний, или даже яйцо, одна­ко более убеди­тель­ной пред­став­ля­ет­ся иден­ти­фи­ка­ция G. Minervini, кото­рый счи­та­ет, что это тим­пан для дио­ни­сий­ских цере­мо­ний, и дока­зы­ва­ет свое мне­ние ссыл­ка­ми на дру­гие антич­ные релье­фы с изо­бра­же­ни­ем подоб­ных тим­па­нов. Точ­но такой же пред­мет, кото­рый, несо­мнен­но, явля­ет­ся тим­па­ном, выпав­шим из руки спя­щей сати­рес­сы, мож­но видеть на релье­фе сар­ко­фа­га со сце­на­ми вак­ха­на­лий в неа­по­ли­тан­ском архео­ло­ги­че­ском музее.

Поза­ди Лаода­мии вид­не­ет­ся согнув­ша­я­ся фигу­ра пожи­лой жен­щи­ны в длин­ной туни­ке и с пок­ры­той голо­вой, види­мо, кор­ми­ли­цы. Ее взгляд обра­щен на слу­жан­ку, при­нес­шую изве­стие; протя­нув к ней руку, она спра­ши­ва­ет ту о чем-то. Левой рукой она помо­га­ет Лаода­мии встать, чтобы встре­тить супру­га. На сар­ко­фа­ге в его нынеш­нем виде левая рука кор­ми­ли­цы ниже лок­тя отсут­ст­ву­ет вслед­ст­вие повреж­де­ний релье­фа, одна­ко она ясно раз­ли­чи­ма на ста­рых рисун­ках и сним­ке.

За кор­ми­ли­цей моло­дая слу­жан­ка в длин­ной туни­ке с обна­жен­ным левым пле­чом вхо­дит в ком­на­ту. На голо­ве она несет блюдо с фрук­та­ми для жерт­во­при­но­ше­ния (Гигин) и при­дер­жи­ва­ет его пра­вой рукой; в левой руке лежит корот­кая трость. Воз­мож­но, она соби­ра­ет­ся сооб­щить Лаода­мии о том, что все гото­во для при­не­се­ния жерт­вы перед ста­ту­ей Про­те­си­лая.

Инте­рьер спра­ва от жен­щин, отг­ра­ни­чен­ный от них зана­ве­сом, слу­жит иллю­ст­ра­ци­ей к рас­ска­зу Гиги­на. На пере­д­нем плане выде­ля­ет­ся неболь­шой алтарь с дро­ва­ми, при­готов­лен­ный к жерт­во­при­но­ше­нию. Спра­ва от него сто­ит гер­ма Дио­ни­са, а в глу­бине вид­не­ет­ся сто­я­щая в про­филь ста­туя Про­те­си­лая, пок­ры­тая тка­нью.

Дей­ст­вие во двор­це Лаода­мии про­ис­хо­дит на фоне зана­ве­са (parapetasma), левый конец кото­ро­го закреп­лен на стене, а пра­вый дер­жит в руке моло­дая жен­щи­на, выпол­ня­ю­щая чисто деко­ра­тив­ную роль. Зана­вес часто встре­ча­ет­ся на релье­фах сар­ко­фа­гов, где он может выпол­нять раз­ные функ­ции: играть роль фона, опре­де­лять гра­ни­цы сце­ны или раз­гра­ни­чи­вать ее внут­рен­ние про­стран­ства. В дан­ном слу­чае сви­саю­щие кон­цы зана­ве­са обо­зна­ча­ют гра­ни­цы двор­ца, и, кро­ме того, разде­ля­ют его покои на пра­вую часть с жерт­вен­ни­ком, гер­мой и ста­ту­ей героя, и левую, где Лаода­мия, ее кор­ми­ли­ца и слу­жан­ка полу­ча­ют изве­стие о воз­вра­ще­нии Про­те­си­лая. Слу­жан­ка, несу­щая им эту весть, пере­се­ка­ет гра­ни­цу зана­ве­са, т. е. бук­валь­но «вбе­га­ет во дво­рец».

В левой части релье­фа нав­ст­ре­чу Про­те­си­лаю устрем­ля­ет­ся моло­дая жен­щи­на. Она, как и полу­ле­жа­щая Лаода­мия, оде­та в хитон и гима­тий, левое ее пле­чо так­же обна­же­но; пра­вая рука под­ня­та в при­вет­ст­вен­ном жесте, рас­кры­тая ладонь обра­ще­на к Про­те­си­лаю. В левой руке она дер­жит оваль­ный пред­мет. По свиде­тель­ствам иссле­до­ва­те­лей, видев­ших непо­вреж­ден­ный сар­ко­фаг, этот пред­мет обна­ру­жи­ва­ет пол­ное сход­ство с тем, кото­рый дер­жит в левой руке лежа­щая Лаода­мия (“un oggetto che ci sembra affatto identico a quello che tien Laodamia... sono assolutamente simili tra loro ed ambedue hanno nel mezzo una sola piccola tenia o loro” — G. Minervini). Дан­ная фигу­ра тра­ди­ци­он­но иден­ти­фи­ци­ру­ет­ся как слу­жан­ка, послан­ная Лаода­ми­ей встре­тить Про­те­си­лая (вари­ант: выбе­жав­шая из двор­ца, увидев Про­те­си­лая), одна­ко такая трак­тов­ка пред­став­ля­ет­ся сомни­тель­ной, преж­де все­го, в сюжет­ном плане. В цен­траль­ной сцене Лаода­мия изо­бра­же­на в момент, когда она еще толь­ко полу­ча­ет изве­стие о при­бы­тии Про­те­си­лая, и не успе­ла отдать рас­по­ря­же­ния слу­гам. Кро­ме того, труд­но пред­ста­вить, чтобы глав­ная роль в клю­че­вой сцене встре­чи супру­гов была отда­на слу­жан­ке — это про­ти­во­ре­чит содер­жа­нию и смыс­лу мифа. Заме­тим так­же, что скуль­п­тор исполь­зо­вал несколь­ко дета­лей, чтобы ука­зать зри­те­лю на иден­тич­ность фигур лежа­щей Лаода­мии и моло­дой жен­щи­ны, встре­чаю­щей Про­те­си­лая: они оди­на­ко­во оде­ты, их пра­вые руки под­ня­ты в сход­ном жесте, а в левых они дер­жат один и тот же пред­мет. Край­ние фигу­ры в этой сцене почти зер­каль­ны и замы­ка­ют ее, явля­ясь сво­его рода «ком­по­зи­ци­он­ны­ми скоб­ка­ми» (выра­же­ние N. B. Kampen). И нако­нец, четы­ре пер­со­на­жа спра­ва от Селе­ны обра­зу­ют цель­ную, закон­чен­ную ком­по­зи­цию, в кото­рой пару Про­те­си­лаю может состав­лять толь­ко Лаода­мия.

Таким обра­зом, фрон­таль­ный рельеф сар­ко­фа­га состо­ит из трех сцен, сле­дую­щих спра­ва нале­во (такой порядок встре­ча­ет­ся и на неко­то­рых дру­гих сар­ко­фа­гах), и раз­гра­ни­чен­ных вер­ти­каль­ны­ми фигу­ра­ми край­них участ­ни­ков.

Пер­вая сце­на (спра­ва) — свя­ти­ли­ще со ста­ту­ей Про­те­си­лая во двор­це Лаода­мии.

Вто­рая сце­на (сред­няя часть релье­фа) — Лаода­мия полу­ча­ет изве­стие о воз­вра­ще­нии Про­те­си­лая.

Третья сце­на (сле­ва) — Про­те­си­лай выхо­дит из Аида на зем­лю, где встре­ча­ет­ся с Лаода­ми­ей.


Литература:
Giulio Minervini. Sarcofago con Protesilao e Laodamia in Napoli. Bullettino Archeologico Napoletano. N. XXII, 1844. P. 39-40; N. XXIII, 1844. P. 45-48; N. XLIII, 1845.

Oliverio G., Il sarcofago di Protesilao e Laodamia della chiesa di S. Chiara in Napoli (Cappella Sanfelice Bagnoli), in A. V. Sumbolae Litterariae in honorem Iulii de Petra, Napoli 1911. P. 303-319.

Natalie Boymel Kampen. Biographical Narration and Roman Funerary Art.
American Journal of Archaeology, Vol. 85, No. 1 (Jan., 1981), pp. 47—58.

Источники:
© 2012 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2012 г. Описание: И. А. Шурыгин.

комм.

комм.

комм.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura рим погребальная скульптура погребальный погребальные греческая мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes меркурий меркурия mercurius саркофаг саркофаги sarcophagus саркофаг мрамор рельеф миф о протесилае и лаодамии протесилай лаодамия церковь санта кьяра капелла санфеличе аид плутон тартар селена луна геката диана солнце гелиос феб аполлон меркурий гермес герма алтарь занавес parapetasma тимпан