Облицовочная плитка Кампана с рельефным изображением сцены скачек
Терракота.
I в. н. э.
Инв. № S 877.Париж, Лувр. Фото: И. А. Шурыгин

Облицовочная плитка Кампана с рельефным изображением сцены скачек.

Терракота.
I в. н. э.
Инв. № S 877.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Из кол­лек­ции мар­ки­за Джам­пьет­ро Кам­па­на. В Лув­ре с 1861 г.

Описание:
Ср. с плит­кой из Вен­ско­го музея.

Ниже мы пред­став­ля­ем опи­са­ние дру­го­го экзем­пля­ра кам­пан­ской тер­ра­ко­то­вой плит­ки с ана­ло­гич­ным релье­фом из кол­лек­ции Бри­тан­ско­го музея.

На баре­лье­фе пред­став­ле­ны скач­ки на колес­ни­цах в Цир­ке, кото­рые про­во­ди­лись в Риме по при­ме­ру гре­че­ских Олим­пий­ских игр. Здесь пока­за­на толь­ко одна колес­ни­ца, запря­жен­ная четырь­мя коня­ми, ска­чу­щи­ми гало­пом. Она на боль­шой ско­ро­сти она направ­ля­ет­ся к метам, и уже так близ­ка к ним, что воз­ни­ца гото­вит­ся к пово­роту — само­му слож­но­му участ­ку дистан­ции. Если он завернет слиш­ком кру­то, то под­вергнет боль­шой опас­но­сти колес­ни­цу, кото­рая может раз­ле­теть­ся на кус­ки, что неред­ко слу­ча­лось в дей­ст­ви­тель­но­сти. Если же, несмот­ря на стрем­ле­ние коней, он решит сде­лать пово­рот слиш­ком поло­гим, одна из колес­ниц сопер­ни­ков может вос­поль­зо­вать­ся этим, и, зало­жив кру­той пово­рот, вырвет­ся впе­ред. На дан­ном релье­фе вид­но, как воз­ни­ца сле­ду­ет настав­ле­нию Гоме­ра ослаб­лять пра­вую вож­жу на пово­ро­те. Одеж­да воз­ни­цы пол­но­стью соот­вет­ст­ву­ет пра­ви­лам: голо­ва защи­ще­на шле­мом, на нем корот­кая обле­гаю­щая курт­ка и шта­ны. Вокруг туло­ви­ща вит­ка­ми намотан шнур или кожа­ный ремень. Вож­жи свя­за­ны за спи­ной воз­ни­цы, что не толь­ко облег­ча­ет управ­ле­ние, но так­же слу­жит стра­хов­кой от выпа­де­ния из колес­ни­цы при столк­но­ве­ни­ях. У под­но­жия мет вид­на чело­ве­че­ская фигу­ра, но она слиш­ком повреж­де­на, и пото­му не может быть опи­са­на (на лувр­ской плит­ке эта фигур­ка пол­но­стью сох­ра­ни­лась; опи­са­ние это­го пер­со­на­жа при­веде­но в ком­мен­та­ри­ях к сар­ко­фа­гам со сце­на­ми ска­чек из музеев Вены и Веро­ны — И. Ш.).

На баре­лье­фе име­ет­ся так­же фигу­ра наезд­ни­ка, кото­рый толь­ко что завер­нул за меты; он пока­зан со спи­ны, вид­на так­же часть кор­пу­са его коня. Над голо­ва­ми коней рас­по­ло­же­на таб­лич­ка с над­пи­сью ANNIAE ARESCVSA. Это имя худож­ни­цы, выпол­нив­шей рельеф. Раз­ме­ры: 40,64 на 30,48 см.


Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
Информация: музейная аннотация.
Описание: A description of the collection of ancient terracottas in the British museum: with engravings. London, 1810, W. Bulmer and Co. P. 32—33.
© 2013 г. Перевод с англ: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: архитектура architectura скульптура скульптурный sculptura римский римская римские рим великий большой цирк circus maximus терракота глина кампанская плитка кампанские плитки кампанский рельеф кампанские рельефы кампанская табличка кампанские таблички кампана облицовочная плитка состязания в цирке скачки на колесницах ludi circenses бега возница возничий auriga agitator лошадь лошади конь кони колесница мета меты квадрига пальметта пальметты растительный орнамент узда уздечка стек хлыст кнут anniae arescvsa annia anniae arescusa инв № s 877