Римская копия мраморного или бронзового греческого оригинала I в. до н. э.
Высота 1,46 м.Инв. № 710.Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини Фото: И. А. Шурыгин
Сатир с кимвалами и ножной кастаньетой.
Римская копия мраморного или бронзового греческого оригинала I в. до н. э.
Высота 1,46 м.
Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.
Утраченные части, включая руки с кимвалами, были воссозданы по образцу «Сатира с кимвалами» из галереи Уффици (№ 220, кат. 1914 г.), который, в свою очередь, также является результатом глубокой реставрации (заново изготовлены голова, руки с кимвалами, голени и средняя часть опоры). Возможно, реставратор экземпляра из Уффици использовал в качестве образца античную бронзовую статуэтку, которая впоследствии пропала. Трудно судить, насколько соответствует облик «Сатира» из Уффици после ренессансной реставрации первоначальному виду статуи (в частности, подвергается сомнению наличие кимвалов у оригинала), однако впоследствии именно он стал служить не только моделью для множества бронзовых копий, но и примером при реставрации подобных торсов, в т. ч. и «Сатира» из палаццо Корсини.
К настоящему времени сохранилось около 30 копий греческого бронзового или мраморного оригинала эллинистической эпохи, созданного в I в. до н. э. Из них лишь две бронзовые статуэтки, известные с конца XIX в., сохранились полностью (одна в Висбадене, другая в Бухаресте), но они бесследно исчезли из музеев этих городов во время Второй мировой войны, остались лишь фотографии. Только у этих статуэток можно было видеть в руках кимвалы. Остальные экземпляры имеют разную степень сохранности: в основном, это отдельные головы, бюсты, торсы и прочие фрагменты, в большинстве случаев не позволяющие составить целостное представление о скульптуре. Только у фрагментированной афинской статуи можно видеть часть левой кисти, без кимвала, которой сатир опирается на дерево. W. Klein в работе 1909 г. высказывал предположение, что у оригинальных статуй данного типа не было кимвалов, а сатир щелкал пальцами. Позднее A. Stahli пришел к выводу, что оба варианта — кимвалы и щелканье пальцами — равновероятны (1995 г.).
Правой стопой сатир нажимает на ножную кастаньету — ударный музыкальный инструмент, известный в Древней Греции под названием kroupezion. Его изображения встречаются, начиная с III в. до н. э. Кастаньета прикреплялась к сандалии и при нажатии издавала щелкающий звук. Она использовалась начальником хора для задания ритма. В Древнем Риме подобный инструмент назывался scabellum и применялся театральными музыкантами (scabellarii).
В 1909 г. W. Klein предположил, что «Сатир» является не отдельной скульптурой, а частью эллинистической двухфигурной композиции, которую он назвал «Приглашение к танцу» («Die Aufforderung zum Tanz»): сатир вызывает на танец сидящую перед ним нимфу. Известна монета времен Септимия Севера с изображением такой композиции, а также фрагментированная скульптура сидящей нимфы (Тусколанский музей, Фраскати), которая вполне могла составлять пару сатиру. Гипотеза W. Klein’а разделяется многими современными исследователями.
Mansuelli G. A. Galleria degli Uffizi. Le Sculture. V. I. Roma 1958.
G. de Luca, «Der Satyr im Palazzo Corsini / Rom. Eine Replik der Gruppe “Aufforderung zum Tanz”». 1975.