Сатир с кимвалами и ножной кастаньетой
Мрамор.
Римская копия мраморного или бронзового греческого оригинала I в. до н. э.
Высота 1,46 м.
Инв. № 710.Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини Фото: И. А. Шурыгин

Сатир с кимвалами и ножной кастаньетой.

Мрамор.
Римская копия мраморного или бронзового греческого оригинала I в. до н. э.
Высота 1,46 м.
Инв. № 710.

Рим, Национальная галерея античного искусства в палаццо Корсини.

Рим, Аппиева дорога.
Происхождение:
Вил­ла Квин­ти­ли­ев на Аппи­е­вой доро­ге.

Описание:
Ори­ги­наль­ные части скульп­ту­ры: голо­ва, торс, левая нога и сто­па, опо­ра и осно­ва­ние с частич­но сох­ра­нив­шей­ся пра­вой сто­пой.

Утра­чен­ные части, вклю­чая руки с ким­ва­ла­ми, были вос­со­зда­ны по образ­цу «Сати­ра с ким­ва­ла­ми» из гале­реи Уффи­ци (№ 220, кат. 1914 г.), кото­рый, в свою оче­редь, так­же явля­ет­ся резуль­та­том глу­бо­кой рестав­ра­ции (зано­во изготов­ле­ны голо­ва, руки с ким­ва­ла­ми, голе­ни и сред­няя часть опо­ры). Воз­мож­но, рестав­ра­тор экзем­пля­ра из Уффи­ци исполь­зо­вал в каче­стве образ­ца антич­ную брон­зо­вую ста­ту­эт­ку, кото­рая впо­след­ст­вии про­па­ла. Труд­но судить, насколь­ко соот­вет­ст­ву­ет облик «Сати­ра» из Уффи­ци после ренес­санс­ной рестав­ра­ции пер­во­на­чаль­но­му виду ста­туи (в част­но­сти, под­вер­га­ет­ся сомне­нию нали­чие ким­ва­лов у ори­ги­на­ла), одна­ко впо­след­ст­вии имен­но он стал слу­жить не толь­ко моде­лью для мно­же­ства брон­зо­вых копий, но и при­ме­ром при рестав­ра­ции подоб­ных тор­сов, в т. ч. и «Сати­ра» из палац­цо Кор­си­ни.

К насто­я­ще­му вре­ме­ни сох­ра­ни­лось око­ло 30 копий гре­че­ско­го брон­зо­во­го или мра­мор­но­го ори­ги­на­ла элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, создан­но­го в I в. до н. э. Из них лишь две брон­зо­вые ста­ту­эт­ки, извест­ные с кон­ца XIX в., сох­ра­ни­лись пол­но­стью (одна в Вис­ба­дене, дру­гая в Буха­ре­сте), но они бес­след­но исчез­ли из музеев этих горо­дов во вре­мя Вто­рой миро­вой вой­ны, оста­лись лишь фото­гра­фии. Толь­ко у этих ста­ту­эток мож­но было видеть в руках ким­ва­лы. Осталь­ные экзем­пля­ры име­ют раз­ную сте­пень сохран­но­сти: в основ­ном, это отдель­ные голо­вы, бюсты, тор­сы и про­чие фраг­мен­ты, в боль­шин­стве слу­ча­ев не поз­во­ля­ю­щие соста­вить целост­ное пред­став­ле­ние о скульп­ту­ре. Толь­ко у фраг­мен­ти­ро­ван­ной афин­ской ста­туи мож­но видеть часть левой кисти, без ким­ва­ла, кото­рой сатир опи­ра­ет­ся на дере­во. W. Klein в рабо­те 1909 г. выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что у ори­ги­наль­ных ста­туй дан­но­го типа не было ким­ва­лов, а сатир щел­кал паль­ца­ми. Позд­нее A. Stahli при­шел к выво­ду, что оба вари­ан­та — ким­ва­лы и щел­ка­нье паль­ца­ми — рав­но­ве­ро­ят­ны (1995 г.).

Пра­вой сто­пой сатир нажи­ма­ет на нож­ную каста­нье­ту — удар­ный музы­каль­ный инстру­мент, извест­ный в Древ­ней Гре­ции под наз­ва­ни­ем kroupezion. Его изо­бра­же­ния встре­ча­ют­ся, начи­ная с III в. до н. э. Каста­нье­та при­креп­ля­лась к сан­да­лии и при нажа­тии изда­ва­ла щел­каю­щий звук. Она исполь­зо­ва­лась началь­ни­ком хора для зада­ния рит­ма. В Древ­нем Риме подоб­ный инстру­мент назы­вал­ся scabellum и при­ме­нял­ся теат­раль­ны­ми музы­кан­та­ми (scabellarii).

В 1909 г. W. Klein пред­по­ло­жил, что «Сатир» явля­ет­ся не отдель­ной скульп­ту­рой, а частью элли­ни­сти­че­ской двух­фи­гур­ной ком­по­зи­ции, кото­рую он назвал «При­гла­ше­ние к тан­цу» («Die Aufforderung zum Tanz»): сатир вызы­ва­ет на танец сидя­щую перед ним ним­фу. Извест­на моне­та вре­мен Сеп­ти­мия Севе­ра с изо­бра­же­ни­ем такой ком­по­зи­ции, а так­же фраг­мен­ти­ро­ван­ная скульп­ту­ра сидя­щей ним­фы (Туско­лан­ский музей, Фра­с­ка­ти), кото­рая вполне мог­ла состав­лять пару сати­ру. Гипо­те­за W. Klein’а разде­ля­ет­ся мно­ги­ми совре­мен­ны­ми иссле­до­ва­те­ля­ми.

См. так­же ста­тую сидя­щей ним­фы из скульп­тур­ной груп­пы «При­гла­ше­ние к тан­цу» в музее Фле­грей­ских полей в Бай­ях.


Литература:
Habetzeder J. Evading Greek Models: Three Studies on Roman Visual Culture. Stockholm: Department of Archaeology and Classical Studies, Stockholm University, 2012.
Mansuelli G. A. Galleria degli Uffizi. Le Sculture. V. I. Roma 1958.
G. de Luca, «Der Satyr im Palazzo Corsini / Rom. Eine Replik der Gruppe “Aufforderung zum Tanz”». 1975.

Источники:
© 2013 г. Фото: И. А. Шурыгин.
© 2013 г. Описание: И. А. Шурыгин.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca romana статуя статуи statua statuae сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus скульптурная группа фавн фавна faunus мрамор музыкальный инструмент музыкальные инструменты приглашение к танцу с кимвалами и ножной кастаньетой пляшущий танцующий кимвал кимвалы ножная кастаньета kroupezion kroupeza scabellum scabillum scabillarii scamillarii инв № 710